Научная статья на тему 'Национализация банков в Индии: за и против'

Национализация банков в Индии: за и против Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / БАНК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев А.Э.

Статья раскрывает основные аспекты и причины национализации банковского сектора индийской экономики: автором рассмотрены масштабы и предпосылки увеличения доли государства в крупнейших индийских банках. Сравниваются негативные и положительные моменты национализации, ее влияние на ключевые экономические процессы внутри страны, а также эффект, оказанный на инновационное развитие банкинга Индии и устойчивость сектора к макроэкономическим рецессиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национализация банков в Индии: за и против»

3) оформление и передачу дирекции корпорации аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов в целях корректировки их доходной и расходной частей [1].

Рекомендуется использовать метод пересмотра расходов бюджета, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов корпорации. В качестве приоритетных могут быть определены следующие расходы бюджета:

- оплата труда работников в расчете на производственную программу;

- уплата налогов в федеральный, региональные и местные бюджеты;

- взносы в государственные внебюджетные фонды;

- оплата закупок материальных ресурсов и энергии.

Целесообразно создавать и внедрять в каждой корпорации комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования, что позволяет оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности корпоративного финансового контроля и управления корпоративными финансами в целом.

Подводя итог, отметим, что система финансового контроля развивается и совершенствуется по мере роста числа крупных корпораций в России.

Список использованной литературы:

1. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент: учебное пособие / часть 1. М., 2009. [Электронный ресурс: http://fmance-credit.news/menedjment-fmansovyiy/finansovyiy-menedjment-uchebnoe-posobie-chast.html].

2. Шмельцер Л.А. Совершенствование инструментария внутрифирменного контроля издержек в системе финансового менеджмента: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.10, 08.00.12. - Ростов-на-Дону, 2004. - 220 с.

© Карпова Е.Н., Кяряклиев С.В., 2016

УДК 336.531.2

А. Э.Ковалев

Студент 1-го курса магистратуры Экономический факультет Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Г. Саранск, Российская Федерация

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ В ИНДИИ: ЗА И ПРОТИВ

Аннотация

Статья раскрывает основные аспекты и причины национализации банковского сектора индийской экономики: автором рассмотрены масштабы и предпосылки увеличения доли государства в крупнейших индийских банках. Сравниваются негативные и положительные моменты национализации, ее влияние на ключевые экономические процессы внутри страны, а также эффект, оказанный на инновационное развитие банкинга Индии и устойчивость сектора к макроэкономическим рецессиям.

Ключевые слова

Национализация, инновационное развитие, экономика знаний, банк, государственный сектор, частный

сектор, субсидирование.

Вопрос приватизации государственных активов в виде долевого участия в уставном капитале банков выступает одной из наиважнейших дилемм, возникших в области институционального банковского регулирования и стабилизационной финансовой политики. Если развитые экономики, вставшие на путь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

построения экономики знаний, имеют реальную возможность практически полной приватизации государственных банков, то для развивающихся экономик это неподъемный груз, особенно, в период рецессий. Индийская экономика подвержена ассимилированным экономическим шокам, что подтверждает ее статус развивающейся экономики и вызывает необходимость институциональной поддержки банковского сектора. С этим связана высокая доля участия государства в уставных капиталах локальных банков.

На сегодняшний момент в экономике Индии функционируют 29 банков с мажоритарным (т.е. более 50%) участием государства (в т.ч. Резервный банк Индии (Центральный банк Индии)). Перечень государственных банков с указанием даты их полной национализации представлен в таблице 1.

Таблица 1

Государственные банки Индии [1]

№ п/п Наименование банка Год основания № п/п Наименование банка Год основания

1 Allahabad Bank 1865 15 Post Bank of India 2006

2 Andhra Bank 1923 16 Punjab & Sind Bank 1908

3 Bank of Baroda 1908 17 Punjab National Bank ■ 1894

4 Bank of India 1906 18 State Bank of Bikaner & Jaipur 1963

5 Bank of Maharashtra 1935 19 State Bank of Hyderabad ■ 1941

6 Bharatiya Mahila Bank 2013 20 State Bank of India 1956

7 Canara Bank 1969 21 State Bank of Mysore ■ 1913

8 Central Bank of India 1911 22 State Bank of Patiala ■ 1917

9 Corporation Bank 1906 23 State Bank of Travancore ■ 1945

10 Dena Bank 1938 24 Syndicate Bank ■ 1925

11 IDBI Bank 1964 25 UCO Bank ■ 1943

12 Indian Bank 1907 26 Union Bank of India ■ 1919

13 Indian Overseas Bank 1937 27 United Bank of India ■ 1950

14 Oriental Bank of Commerce 1943 28 Vijaya Bank 1931

Очевидно, что сравнивая степень участия банков в экономиках стран БРИКС, можно прийти к выводу, что Индия займет по данному показателю второе место после Китая. Во многом это обуславливается социалистическим статусом индийской экономики, который был провозглашен после получения страной независимости в 1947 году. Правительство Индии желало играть активную роль в экономической жизни страны и в связи с этим правительство приняло концепцию смешанной экономики: два сектора, частный и государственный функционировали независимо друг от друга. Частный сектор регулируется с помощью системы сдержек и противовесов (лицензии и законодательства). Государственный же сектор растет через создание филиальной сети в регулируемых отраслях и национализации некоторых принадлежащих частному сектору институтов, которые не смогли добиться желаемого экономического результата. Именно этим объясняется и большое количество национализированных банков: последними из них были IDBI (2011 год) и Bharatiya Mahila Bank (2014 год). Нестабильность внутренней макроэкономической ситуации, а также пока еще высокий уровень криминогенности в частном банковском сегменте - две основные причины активной политики национализации банков в индийской экономике.

Главным аргументом в пользу национализации следует признать необходимость субсидирования «слабых» отраслей индийской экономики и, самое главное, отсталых регионов страны (например, регионы Пенджаб и Западная Бенгалия). В частности, ряд регионов смог получить преференциальные условия по кредитованию отдельных отраслей: сельского хозяйства, легкой промышленности и т. д. Однако при этом индийские экономисты утверждают, что мероприятия по национализации проводятся Правительством в соответствии с политическими причинами (построение социалистического государства) в ущерб экономической системе страны.

Влияние национализации было замечено практически мгновенно. Исчезли препятствия социального, экономического и политического характера между банками и клиентами. Это позволило в масштабном количестве расширить клиентскую базу, а также помогло существенно повысить качество услуг. Так как банки могли более не беспокоиться о рентабельности открытия новых офисов, с национализацией произошло существенное увеличение количества филиалов, открываемых в сельских и пригородных центрах. По данным Всемирного банка, в течение последних 28 лет национализации, филиальная сеть банков

государственного сектора в Индии выросла на 800 процентов. Национальные банки сегодня предоставляют более 90% всех банковских услуг населению страны и бизнес-среде и, таким образом, являются движущей силой индийской экономики. Кроме того, министр финансов Индии, Арун Джейтли, отметил, что национализация банков была причиной того, что Индия оправилась от финансового кризиса 2007 быстрее, чем экономики других стран мира.

Тем не менее, слабое управления и давление профсоюзных организаций серьезно подорвали эффективность банков и финансовых учреждений. Среди проблем массовой национализации банков в Индии также стоит отметить отсутствие достаточного делегирования полномочий, неадекватность внутреннего контроля и неиспользование всех потенциальных возможностей роста. Последнее связано с тем, что у банка отсутствуют реальные стимулы для роста и совершенствования, что делает практически невозможным процесс внедрения инноваций в банковском деле. Однако, в целом, несмотря на минусы, проявляющиеся в медленном качественном развитии банков, стоит признать, что национализация оказывала положительный эффект на стабильность банковского сектора и индийской экономики в целом, что послужило буферным фактором во время последнего финансового кризиса.

Список использованных источников: 1. The official website of Reserve Bank of India: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. rbi.org.in - Загл. с экрана.

© Ковалев А. Э., 2016

UDC 336.711.66

A. E.Kovalev

1-year master student Mordovia State University, Saransk, Russian Federation

THE ISSUE OF ECONOMIC JUSTICE OF BAIL-IN USE IN REHABILITATION OF "WEAK" BANKS

Annotation

The author considering probability of bail-in implementation in conditions of Russian Economy. Also, are shown consequences of using bail-in and risks of it.

Keywords

Bail-in, bank, shareholder, insolvency, licenses withdrawal, Cyprus scenario

The situation in the banking sector of the Russian economy significantly heated up with the onset of local macro-economic recession. Within three years, starting in 2012, the situation is exacerbated by permanent elimination of banks by the Bank of Russia from the economic map of the country by a massive withdrawal of licenses. Undermining the confidence of the population and business to small and medium-sized banks is shown after such policy, and the consequences are obvious - the deposit concentration of capital in large, systemically important banks.

Many countries have repeatedly faced with a similar problem, but in the more mature, from a financial point of view, economies license withdrawal is usually associated with "holes in the budget." Obvious example was the Cyprus banking crisis 2012-2013 years, when a significant part of country banking segment was in the post-crisis state. In particular, here the Government of Cyprus has decided to resort to the technique of bail-in (for example, Bank of Cyprus 47.5% of deposits larger than € 100,000 were exchanged for shares).

In essence, bail-in is an innovative tool of regulation of banking insolvency, which enables cancellation of unsecured and uninsured creditors' claims, or convert them to participate in the capital with compliance of the requirements prioritization in liquidation. Bail-in can be used in the case of the recapitalization of the existing bank

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.