И.М. Синагатуллин НАТИСК ГЛОБАЛИЗАЦИИ:
ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ К ИНФОРМАЦИОННОЙ
Ключевые слова: глобализация, информационная эпоха, информационное пространство, информационная парадигма, информационная компетентность, английский как глобальный феномен.
Аннотация: В работе анализируется влияние глобализации на систему образования: тенденции глобализации и развития электронной техники ставят учебные заведения перед необходимостью перехода от традиционной парадигмы к информационной. Отсюда вытекает задача формирования информационной компетентности учащейся молодежи. Современная эпоха также требует владения одним из международных языков для более эффективной реализации познавательного процесса и кросскуль-турного общения через глобальную сеть «Интернет».
24 апреля 1999 года с группой голландских и российских коллег автор направлялся в Германию из голландского города Эммен на частном автомобиле. Проехав некоторое расстояние, поинтересовался у водителя, когда же мы наконец достигнем границы между Голландией и Германией. Мужчина за рулем удивленно ответил: «Мы уже пересекли ее и давно едем по территории Германии!» В то далекое время подобное, «легкое» пересечение государственной границы было делом непривычным, однако именно в тот момент посетила мысль, что такой свободный переезд из одного государства в другое и есть не что иное, как проявление глобализационного процесса, который начал набирать темп в Европе и на других континентах.
Сегодня вопросы международного сотрудничества и глобального преобразования мирового сообщества вступили в более продвинутую фазу, и именно сейчас феномен глобализации и его связь с вопросами образования широко обсуждаются мировыми политическими и академическими кругами. Кто-то категорически не приемлет данный феномен, другие остаются индифферентными к нему, в то время как иные соглашаются с идеей глобализации и готовы связать с ней все перемены в европейском и мировом образовательных пространствах нового века. В России складывается аналогичная ситуация по отношению к данному феномену. [7; 9; 10; 11].
Как было показано в предыдущих публикациях автора [3; 8; 9;], глобализация оказывает и отрицательное, и положительное влияние на вопросы образования. Она часто способствует сталкиванию государств с пути их национального развития. Под влиянием глобализации формируется образовательное и информационно-языковое неравенство, что означает неодинаковый доступ учащейся молодежи к знаниям, информационным технологиям и языкам международного общения, например, английскому, французскому, немецкому. Следствием глобализации является макдональдизация образования, предполагающая его стандартизацию и массовую доступность в ущерб качеству и возможностям развития индивидуально-личностных способностей школьников и студентов. Подобно прочим сферам жизнедеятельности, отвечающим критериям предвидения и быстрого достижения ожидаемого результата, глобализация «заставляет» нас использовать технический контроль за качеством и стандартизированную систему оценок путем подсчета баллов, набранных обучаемыми.
В то же время идеи глобализации положительно влияют на решение вопросов образования и изменение других сторон жизни. При соответствующих усилиях глобализация может способствовать созданию единого образовательного пространства и сокращению информационно-языкового неравенства, а также уменьшению разрыва в использовании глобальных коммуникаций. Все это может обеспечить личностно ориентированный подход в процессе обучения; уменьшить социально-экономическое неравенство; активизировать
педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё
межкультурный обмен и обмен студентами и преподавателями; способствовать оперативному решению неотложных задач, связанных с межэтнической и межрелигиозной напряженностью, с борьбой против международного терроризма, с последствиями различных бедствий. Что же касается России, то глобализация способствует проведению демократических реформ в системе образования и интеграции российского образования в европейское (и мировое) образовательное пространство.
Наряду с перечисленными признаками, которые присущи современной глобализации, сегодняшний день характеризуется стремительными переменами, в том числе в области электронной и цифровой техники, и на этом фоне - формированием и укреплением глобального информационного пространства. Во всех общеобразовательных, средних и высших профессиональных учебных заведениях ускоренно происходят компьютеризация и информатизация образовательного процесса. Традиционные методы и средства получения и переработки информации (и знаний) отходят на второй план. Например, студенты высших учебных заведений меньше стали пользоваться учебниками, пособиями, словарями - литература такого рода остается лежать на полках библиотек. В то же время все больше используются возможности Интернета. Информационное пространство охватывает все уровни образовательной системы, каждодневную профессиональную и бытовую жизнь людей. Можно уверенно сказать, что в сфере образования имеет место переход от традиционной парадигмы к информационной, что требует соответствующей перестройки. Глобальное образование требует от выпускника профессионального учебного заведения понимания его места и роли в преобразовании своей страны и мира в целом; поиска и раскрытия нового и непознанного в мире; владения необходимыми знаниями о культуре и обычаях других народов; умения адекватно соотносить культуру своего народа с культурой и традициями других стран и народов.
В контексте бурного развития информационных технологий и телекоммуникаций правомерно говорить об образовании информационного общества, а эпоху, в которую мы проживаем, назвать информационной эпохой (понятие «информационная эпоха» стало синонимом понятия «эпоха глобализации»). Так же, как и в случае с глобализацией, разрастание информационного пространства несет в себе как положительное, так и отрицательное. Работа в сетях повышает мотивацию познавательной деятельности личности; развивает ее рефлексию; расширяет возможности самостоятельной работы, а также возможности заочно-дистанционного образования. В то же время это препятствует формированию логического и творческого мышления, угрожает полноценному личностному развитию пользователя и его здоровью.
Таким образом, информационная эпоха характеризуется рядом признаков: развитие электронной и цифровой техники и формирование единого глобального информационного пространства; образование и расширение «частных» информационных пространств в пределах отдельных государств, когда в сетевых источниках используются национальные языки общения, происходят быстрое распространение и обновление информации (в том чис-леи социального характера), имеют место турбулентность и непредсказуемость данной информации. При этом постепенно консервируются и сокращаются традиционные формы и методы познания объективной реальности; появляется необходимость обеспечения информационной безопасности как личности, так и общества, всего государства в целом.
В качестве одной из главных задач общеобразовательных, средних и высших профессиональных учебных заведений выступает формирование информационной компетентности учащейся молодежи. Но возникает вопрос, какова информационная компетентность выпускника высшего педагогического учебного заведения (подразумевая, что эта важная задача должна быть на высоком уровне решена во всех учебных заведениях, а также при обучении взрослого населения). Имеются основания считать, что информационная компетентность будущего учителя должна состоять из мотивационно-ценностного, когнитивно-
прослемы современной психологии и пеппгогини
деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов [4]. Мотивационно-ценностный компонент отвечает за наличие мотива достижения цели и осознания необходимости осуществления информационной деятельности. Данный компонент предполагает осознание будущим учителем потребности и проявление активности в использовании информационно-коммуникационных технологий для личностного саморазвития и профессионального роста. Будущий специалист должен стремиться к самообразованию и самореализации в современном мире с помощью глобального информационного пространства. Он должен осознавать необходимость владения информационной культурой высокого уровня в своей работе; стремиться к совершенствованию навыков владения языками международного общения для эффективного взаимодействия в упомянутом пространстве (один из распространенных языков в глобальном образовательном пространстве - английский язык, о чем подробнее ниже).
Когнитивно-деятельностный компонент представляет совокупность знаний и умений, которыми должен овладеть будущий педагог для оптимальной реализации своих профессиональных обязанностей при работе в сетевом пространстве: навыки работы в информационном пространстве; формирование у обучающихся потребности в самообразовании и саморазвитии с применением информационной техники; организация и проведение уроков, внеурочных и внешкольных мероприятий с использованием информационных технологий; обеспечение собственной информационной безопасности. Так, будущий педагог должен уметь работать с электронными образовательными ресурсами; использовать возможности дистанционного образования; накапливать, обрабатывать и использовать профессионально-значимую информацию из различных сетевых фондов (электронные библиотеки, электронные интерактивные учебники и различные пособия); проектировать образовательные ресурсы с применением средств; отправлять (и получать) сверстникам и коллегам из России и других стран аудиовизуальную информацию.
Важное направление профессионально-педагогической деятельности будущего педагога - помощь школе в создании благоприятной информационно-образовательной среды при участии администрации школы и коллег, которая должна представлять собой оснащенную в техническом плане интерактивную систему с обязательным участником - субъектом познавательной деятельности. Такая информационно-образовательная среда становится средством, способствующим самосовершенствованию, самореализации и саморазвитию личности в современном мире, а также обеспечивающим комфортные условия с методической, психологической и эргономической точек зрения. Подобная среда должна «выходить» за пределы учебного заведения и сопровождать обучающихся в домашних условиях, во время каникул и т. д. (сегодня трудно представить обучающегося, который бы использовал только один компьютер в компьютерном классе или в домашних условиях).
Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает готовность будущего педагога к творческой работе на основе анализа своей педагогической деятельности. Данный компонент предполагает критическое отношение и способность к коррекции получаемой информации; умения выполнять самооценку собственной информационной безопасности; проявление высокой степени самоконтроля и креативности при работе в информационном пространстве. Заметим, что качество самооценки собственной информационной безопасности зависит от правильного понимания педагогом угроз, возникающих при использовании сетевой техники. Такими, наиболее вероятными угрозами информационной безопасности являются общий вред здоровью пользователя, если он превышает допустимые нормы нахождения у компьютера; зависимость от сетевых и компьютерных игр, которая отвлекает молодого человека от полезной учебно-познавательной реальности в пользу виртуально-сетевой; «приобретение» из информационных сетей вирусов и различных программ сомнительного содержания; несанкционированный доступ посторонних (хакеров) к личным данным пользователя в корыстных целях, например, вымогательства и оформления кредитов.
педагогический журнпл спшкортостпнп м л (он), sota sSsSaas
В Республике Башкортостан и в целом по России за последние годы было разработано множество комьютерно-информационных обучающих систем и методик исследования информационных технологий. Большая работа в этом направлении проводится в Бирском филиале Башкирского государственного университета, а также в Научной лаборатории дидактического дизайна при Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы. Заслуживает внимания компьютерная обучающая система DMT_DESIGN(SA)1, разработанная совместно Научной лабораторией и кафедрой Профессионального образования (руководитель - д-р пед. н., проф. В.Э. Штейнберг). В университете также проводится большая работа по созданию многофункциональной информационно-образовательной среды под руководством канд. пед. н., доц. И.В. Кудинова, исследуются ее новые возможности [2; 5; 6]. Интерес представляет компьютерно-информационная обучающая система по дисциплине «Теоретическая механика», которую ранее изложил Б.В. Батаков в одном из номеров «Педагогического журнала Башкортостана» [1].
Известно, что информацию в сетевых источниках можно получать практически на всех языках мира. Надежным источником является в этом плане родной язык пользователя. Тем не менее, современным пользователям весьма желательно владеть еще и одним из языков международного общения. Так, большая доля информации в сетевых источниках приходится на русский язык - государственный язык Российской Федерации и родной язык более 80 % населения страны. На него же ложится сильная социальная нагрузка на постсоветском социокультурном и экономическом пространствах: эмигранты из России также общаются на нем и стараются обучать ему своих детей. В качестве других языков кросскуль-турного общения выступают английский, немецкий, испанский, французский, португальский. Среди них английский язык занимает особое место. Можно приводить доводы за или против, соглашаться или не соглашаться, однако стремление к изучению этого языка и его превращение в важное средство устной, компьютерной и письменной коммуникации между народами, превращение его в глобальный феномен нового времени - все это вызвано объективными причинами. Именно на этом языке представлена в Интернете значительная доля сайтов и информации, большая часть которой не переведена на другие языки мира. Английский язык позволяет молодым людям общаться с ровесниками в любой точке земного шара. Это происходит потому, что данным языком владеют (в различной степени) многие школьники и студенты в разных странах, а в государствах Западной Европы английским владеет большинство населения.
1. Батаков, Б.Л. Копьютерно-информационная обучающая система по дисциплине «Теоретическая механика» [Текст] / Б.Л. Батаков // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - №1. - С.118-122.
2. Кудинов, И.В., Мавлютова, О.Ш., Яшин, Е.А. Дидактические особенности построения образовательной медиасре-ды в высшей школе // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн : теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний : материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва
- Уфа, 28 января 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. - С. 201-203. ISBN 978-5-87987-835-8.
3. Синагатуллин, И.М. Глобальное образование как кардинальная парадигма нового века [Текст] / И.М. Синагатуллин // Педагогика. - 2012. - №3. - С.14-19.
4. Синагатуллин, И.М. Переход к информационной парадигме как серьезный вызов сфере образования в XXI веке [Текст] / И.М. Синагатуллин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014. - Вып.11 : Педагогические и психологические науки. - С.32-39.
5. Штейнберг, В.Э., Вахидова, Л.В. Дидактический потенциал персональной, концептуально детерминированной информационно-образовательной среды // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний : материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва - Уфа, 28 января 2013 г. : Изд-во БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. - С. 29-31; ISBN 978-5-87987835-8.
6. Штейнберг, В.Э., Давлетов, О.Б. Концепция компьютерной обучающей системы «DMT_DESIGN(SA). 1» [Текст] / В.Э. Штейнберг, О.Б. Давлетов // Образовательные технологии - 2013. - №1. - С. 55-62.
7. Singh, P., and Doherty, C. Global cultural glows and pedagogic dilemmas: Teaching in the global university contact zone // TESOL Quarterly. - 2004. - V.38. - N.1. - P.9-42.
8. Sinagatullin, I. M. The impact of globalization on Russian education // International Journal of Educational Reform. - 2003.
- V.12. - N.4. - P.307-316.
7. Sinagatullin, I.M. The impact of globalization on education. - Hauppauge, New York: Nova Science Publishers, 2006. - 221 p.
8. Sinagatullin, I. M. Fifteen biggest problems in education and how to solve them.- New York: Nova Science Publishers, 2013. - 202p.
9. Zhao, Y. Needed: Global villagers // Educational Leadership.- 2009. - V. - 67. - N.1. - P.60-65.