Л.В. Вахидова
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДСТВАМИ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Ключевые слова: персонифицированная информационно-образовательная среда, концепция подготовки компетентного специалиста, дидактическая многомерная технология.
Аннотация: Рассматривается концепция персонифицированной информационно-образовательной среды, направленной на профессиональную подготовку компетентного специалиста (педагогов профессионального обучения), реализация которой в образовательном процессе осуществляется средствами обучающей программы.
С развитием информационно-коммуникационных технологий и их использованием в образовательном процессе получили распространение обучающие программы, тренажеры, микромиры, тестирующие программы и др. Они способны сообщать учащимся учебную информацию в текстовом, графическом или звуковом виде; задавать вопросы и оценивать правильность ответов; осуществлять управление их учебной деятельностью. Эти функции были положены в основу обучающей программы «йМТ_йЕЗ!ОЫ(ЗА).1» [2; 4; 5], реализующей деятельностный подход, направленные на формирование компетенций современного специалиста.
Концепция подготовки современного специалиста исходит из требований заказчика, а именно - требований к профессионалу работодателя и обучающихся, отраслевых организаций, которые исходят из потребностей рынка труда. Основные требования для тех, кто занимается подготовкой будущих специалистов, приведены в ведущих документах профессиональной подготовки специалистов. При их изучении была разработана модель формирования компетенций, представленная средствами обучающей программы «йМТ_йЕЗ!ОЫ(ЗА).1». В качестве ведущих в модели были выделены следующие векторы: компоненты обучающей программы, основанные на субагентах, каждый из которых представляет универсальное учебное действие, выполнение которого способствует формированию профессиональных компетенций специалиста. Каждый субагент способствует актуализации и дальнейшему развитию определенных общекультурных и профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, а также позволяет получить необходимые знания и освоить умения в соответствии с профессиональным стандартом преподавателя профессиональной школы [1; 2; 4].
Следующий вектор - виды профессиональной деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах виды профессиональной деятельности соответствуют направлениям подготовки. В модели эти виды заданы функционалом специалиста и представлены матрицей со сторонами «компоненты обучающей программы» и «виды профессиональной деятельности педагога профессионального обучения». В пространстве взаимодействия между видами профессиональной деятельности и компетенциями располагаются общекультурные и профессиональные компетенции (см. ФГОС по обозначенному направлению).
яeaWWNIM мшкоргскглнл N roi4 isssss®
Рис.1. Трехвекторная модель формирования компетенций педагога профессионального обучения средствами
обучающей программы «DMT_DESIGN(SA). 1»
Изменения содержания образования, методик преподавания и отдельных дисциплин, теоретических основ дидактики отражены в обучающей программе «DMT_DESIGN(SA).1». В основу алгоритмов взаимодействия обучающегося и программы легла идея концептуально детерминированной (с помощью DMT - дидактической многомерной технологии) персонифицированной информационно-образовательной среды, формирующей дидактико-технологическую компетентность педагога
Ведущие принципы дидактико-технологической компетентности - бинарность, дидактическая регулятивность, микро- и макронавигация.
заеаашвааееа инмоппиионны* технологии оврпэоппнил
МАКРО-
'О НАВИГАЦИЯ^
Рис.2 Составляющие дидактико-технологической компетентности
Рассмотрим подробно эти составляющие. Здесь бинарность представлена предметом и технологией. Предметная ветвь отвечает за содержание, причем это не «голый» контент, транслируемый обучающимся, а запрограммированная учебная информация, которая в исходной форме инвариантна, а оперируют ею три сигнальные системы: предметно-ознакомительная, аналитико-речевая и моделирующая.
Технологическая ветвь отвечает за учебно-педагогическую реализацию. Здесь используются традиционные принципы, методы и формы обучения, выбор которых определяется максимальной эффективностью при минимальных затратах.
Важная особенность программы - дидактико-регулятивная: процессы обучения сводятся к управлению развитием различных качеств личности учащегося с помощью целенаправленных и согласованных воздействий (цель обучения состоит в формировании компетенций, развитии способностей наблюдать, размышлять и эффективно взаимодействовать с окружающим миром). Известно, что управление, то есть целенаправленное изменение объекта (обучаемого), возможно, когда задана цель управления, имеются канал сбора информации о состоянии среды и объекта и канал воздействия на объект, и осуществляются управляющие воздействия, позволяющие, исходя из информации о состоянии объекта и среды, достичь поставленной цели. Элементами дидактической регулятивности выступают умения познавать и интерпретировать, моделировать и визуализировать, а также оперировать информацией в процессе учебной деятельности.
Пеажырнлл ллшиорго<ТЛДЛ N №»Г4
Третья составляющая - микро- и макронавигация, которые направлены на обучаемого в форме контроля за действиями и выбором индивидуального образовательного маршрута (из числа предложенных ему вариантов траекторий, заложенных в программе на уровне микро- и макро-контроля). Именно эти компоненты системы отражают ее бинарность / бифункциональность (теоретический и деятельностный блоки).
Полагаем, что макронавигатор - это карта продвижения обучающегося, но в представлении педагога, то есть идеализированный инвариантный путь усвоения учебного материала, который в дальнейшем реализуется субъектом вариативно в системе микронавигатора. Действия с макронавигатором можно представить следующим образом: субъект входит в систему и регистрируется; производится его идентификация (с помощью фотографии, что необходимо для фиксации результатов обучения в системе микронавигатора); и ознакомление с описанием системы. Главной задачей микро- и макронавигации, как упоминалось, являются ознакомление и прохождение по алгоритму действий обучаемого, который соответствует основам деятельностного и системного подходов в образовании. В обучающей программе эту задачу выполняет соответствующий субагент (то есть в основу системы положен агентный подход).
В последнее время часто встречается понятие «информационно-образовательная среда (ИОС)», оно считается удобным, но не является строгим с системотехнической точки зрения термином. Анализ литературы свидетельствует, что распространение этого понятия есть следствие ситуации, сложившейся в традиционной системе образования: технология передачи информации при возрастающем объеме знаний оставалась неизменной, при том, что изменились цели, подходы и модели образования [1, 2]. Для исследования педагогических систем и разработки их моделей используются методы математического и имитационного (компьютерного) моделирования, сущность которых в том, что реальная педагогическая система заменяется абстрактной моделью, - некоторым идеализированным объектом, обладающим наиболее существенными свойствами изучаемой системы. При разработке модели персонифицированной информационно-образовательной среды мы руководствовались идеей сближения уровня интеллектуальной деятельности в науке,
Рис.3. Компоненты Персонифицированной информационно-образовательной среды
заеаашвааееа инмоппиионны* технологии оврпэоппнил
машиностроении и информатике с уровнем интеллектуальной деятельности в процессе обучения; главные ориентиры - «совокупность информационных средств и ресурсов» и «цели образования». За ИОС как феноменом закрепилось свойство многокомпонентности (структурированности) и техничности, а также адаптивности, которая понимается как способность не отторгаться существующей системой образования и не нарушать ее структуру и принципы построения; при этом информационное ядро среды способно модифицироваться и адекватно отражать требования современного образования [2, 4].
Все перечисленное, рассматриваемое нами как педагогический феномен и технологическое явление, положено в основу разработанной персонифицированной ИОС. Далее приведено определение персонифицированной ИОС. Персонифицированная ИОС -педагогическая система нового класса, реализованная в технологии интерактивного взаимодействия субъекта с помощью функции логико-смыслового моделирования, аутодиалога, когнитивного представления знаний и когнитивной навигации по траектории обучения; представляющая собой социально-психологическую реальность - концептуально детерминированную структуру информационно-дидактического пространства персонального характера, обеспечивающую познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий, методов и средств инструментальной дидактики. Персонифицированная ИОС обращена на субъекта образовательного процесса, причем данная тенденция (обращенность на субъекта) в последние годы нарастает, что связано с направленностью на развитие личности и раскрытие потенциала человека в интересах общества [1, 2].
3. Индивидуализация
задает
Рис.4. Функции персонифицированной информационно-образовательной среды
пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4
В данной разработке обращенность на субъекта образовательного процесса представлена в двух системах - микронавигатора и макронавигатора. Опираясь на получивший распространение информационно-кибернетический подход к анализу учебного процесса, основанный на рассмотрении системы «педагог - обучающийся» с точки зрения теории управления [3], мы должны использовать принципы кибернетической педагогики:
1. Образовательный процесс с точки зрения связей управления и информационных потоков, представляет собой систему обмена управляющей и управляемой подсистем (то есть макро- и микронавигация в обучающей программе выполняет эти функции).
2. Функционирование программы должно оптимизировать процесс обучения (то есть функционирование системы взаимодействия обучаемого и модератора является эффективным, если при наименьших затратах приносит максимальную пользу).
3. Применение обучающей системы позволяет управлять процессом обучения / самообучения (то есть системе приданы регулятивные свойства) [2, 5].
Учитывая, что обучение заключается в передаче знаний или формировании навыков решения определенного класса задач, основная цель работы с программой -формирование умений успешного взаимодействия с окружающей средой. В нашем случае дидактическая система состоит из обучаемого и педагога (тьютора), действия которого частично выполняются на основе заданного алгоритма программы: сообщается полезная информация, тьютор находит и исправляет ошибки, стимулирует работу обучаемого. Также возможно самообучение или обучение без педагога, при котором учащийся самостоятельно изучает тот или иной вопрос и активирует свою деятельность [5].
Рассмотрим основные принципы, реализованные в обучающей программе.
Принцип разнообразия: управляющая система должна иметь большее разнообразие, чем разнообразие управляемой системы, что видно на алгоритмах микро- и макронавигатора. Для того чтобы педагог имел возможность изменять свое состояние и поведение в ответ на изменение состояния учащегося, он должен быть «сложнее», иметь большее число вариантов развития события. Понятие «разнообразие» можно заменить синонимом «сложность», следовательно, увеличение сложности знаний учащегося требует повышения сложности и знаний педагога, и используемых методов обучения (если разнообразие методов педагога меньше некоторого минимума, то он не сможет эффективно управлять деятельностью учащегося).
Принцип целостности (эмерджентности): свойства системы не сводятся к сумме свойств ее отдельных элементов, а зависят от ее структуры. При моделировании системы обучения следует учитывать взаимосвязи между элементами: знания педагога и учащегося, содержание учебника, методы обучения, дидактическая система «педагог - учащийся», система образования отвечают принципу целостности.
Принцип обратной связи: для того чтобы система могла адаптироваться к изменениям состояния объекта и внешним воздействиям, необходимо наличие канала обратной связи для передачи информации о состоянии объекта. В обучающей программе эту функцию выполняет микронавигатор; в процессе обучения обратная связь реализуется при общении учителя с учащимися, наблюдении за их деятельностью на занятиях, в процессе анализа продуктов учебной деятельности, тестирования, самостоятельных и творческих работ.
Принцип активного самодвижения, обусловленного регулярным воспроизведением маловероятных состояний элементов, подсистем или самоуправляемой системы в целом: при обучении уменьшается неопределенность знаний учащихся, то есть система в целом переходит в более упорядоченное состояние.
Принцип целеполагания: функционирование любой системы направлено на достижение некоторой целевой функции при заданных ограничениях. В процессе обучения педагог стремится увеличить количество знаний учащихся при фиксированной продолжительности занятий так, чтобы оно соответствовало предъявляемым требованиям
2aea®ffi®ä&e5a инноппиионны* технологии оврпэоппнил
(достижение цели требует сопоставления полученных результатов с заданными и корректировки функционирования системы).
В заключение отметим, что статья «Образование» - самая расходная часть не только бюджета государства, но и бюджета семейного (согласно статистическим данным, российская семья тратит более 20 % семейного бюджета на данную статью). Следовательно, проблема повышения эффективности образования является актуальной. Поэтому совершенствуется содержание образования, развиваются методики преподавания и изучения отдельных дисциплин, разрабатываются теоретические дидактические основы, формируются современные образовательные подходы, удовлетворяющие спрос не только заказчика, но и работодателя. Все перечисленное обусловило переход к внедрению компетентностного формата подготовки специалистов. И поэтому именно профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты послужили базовой основой - «задатчиком» формирования умений и навыков в обучающей программе «ОМТ_ОЕ3ЮЫ(3А).1». То есть, концептуально детерминированная персонифицированная информационно-образовательная среда и соответствующие особенности процесса формирования компетентной личности при использовании обучающей программы «6МТ_0Е310Ы(3А).1» позволяют эффективно реализовать принципы подготовки специалистов в современных условиях. При проектировании персонифицированной информационно-образовательной среды поэтапно реализованы ключевые позиции инструментально-деятельностного подхода и дидактического дизайна на основе дидактической многомерной технологии.
1. Вахидова, Л.В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами современных информационных технологий // Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте '2012. -Одесса. В 50 томах. Том 13, выпуск №2. С. 32-35
2. Вахидова, Л.В., Разработка обучающей программы как условие развития личности// Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. Сборник научных трудов SWorld. -выпуск 2. Том 12. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. 100 с. ISSN 2224-0187. С. 60-64 ЦИТ: 213-551
3. Майер, Р.В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения [Текст] / Р.В. Майер. - Глазов: ГГПИ, 2013. — 138 c.
4. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). -М.: Народное образование, 2002. - 304 с. ISBN 5-87953-160-0 (http://elibrary.ru/item.asp)
5. Штейнберг, В.Э., Вахидова, Л.В., Давлетов, О.Б. Концептуально-детерминированные информационно-образовательные среды и их реализационная основа / Штейнберг В.Э., Вахидова Л.В., Давлетов О.Б. / Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб.науч.тр. / Под научн.ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьевой и Г.Н. Жукова. Екатеринбург: OOO «УИПЦ», 2013. Вып. 7. 320 с. С. 271-278. ISBN 987-5-4430-0037-4.