Научная статья на тему 'ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДСТВАМИ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ'

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДСТВАМИ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PERSONALIZED INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА / THE CONCEPT OF TRAINING OF A COMPETENT SPECIALIST / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахидова Люция Вансетовна

Рассматривается концепция персонифицированной информационно-образовательной среды, направленной на профессиональную подготовку компетентного специалиста (педагогов профессионального обучения), реализация которой в образовательном процессе осуществляется средствами обучающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE CONCEPT OF TRAINING OF COMPETENT SPECIALIST MEANS OF TRAINING PROGRAMS

Examines the concept of personalized educational environment aimed at training qualified person (teachers of vocational training), whose implementation in the educational process is carried out by means of a training program.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДСТВАМИ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»

Л.В. Вахидова

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДСТВАМИ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Ключевые слова: персонифицированная информационно-образовательная среда, концепция подготовки компетентного специалиста, дидактическая многомерная технология.

Аннотация: Рассматривается концепция персонифицированной информационно-образовательной среды, направленной на профессиональную подготовку компетентного специалиста (педагогов профессионального обучения), реализация которой в образовательном процессе осуществляется средствами обучающей программы.

С развитием информационно-коммуникационных технологий и их использованием в образовательном процессе получили распространение обучающие программы, тренажеры, микромиры, тестирующие программы и др. Они способны сообщать учащимся учебную информацию в текстовом, графическом или звуковом виде; задавать вопросы и оценивать правильность ответов; осуществлять управление их учебной деятельностью. Эти функции были положены в основу обучающей программы «йМТ_йЕЗ!ОЫ(ЗА).1» [2; 4; 5], реализующей деятельностный подход, направленные на формирование компетенций современного специалиста.

Концепция подготовки современного специалиста исходит из требований заказчика, а именно - требований к профессионалу работодателя и обучающихся, отраслевых организаций, которые исходят из потребностей рынка труда. Основные требования для тех, кто занимается подготовкой будущих специалистов, приведены в ведущих документах профессиональной подготовки специалистов. При их изучении была разработана модель формирования компетенций, представленная средствами обучающей программы «йМТ_йЕЗ!ОЫ(ЗА).1». В качестве ведущих в модели были выделены следующие векторы: компоненты обучающей программы, основанные на субагентах, каждый из которых представляет универсальное учебное действие, выполнение которого способствует формированию профессиональных компетенций специалиста. Каждый субагент способствует актуализации и дальнейшему развитию определенных общекультурных и профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, а также позволяет получить необходимые знания и освоить умения в соответствии с профессиональным стандартом преподавателя профессиональной школы [1; 2; 4].

Следующий вектор - виды профессиональной деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах виды профессиональной деятельности соответствуют направлениям подготовки. В модели эти виды заданы функционалом специалиста и представлены матрицей со сторонами «компоненты обучающей программы» и «виды профессиональной деятельности педагога профессионального обучения». В пространстве взаимодействия между видами профессиональной деятельности и компетенциями располагаются общекультурные и профессиональные компетенции (см. ФГОС по обозначенному направлению).

яeaWWNIM мшкоргскглнл N roi4 isssss®

Рис.1. Трехвекторная модель формирования компетенций педагога профессионального обучения средствами

обучающей программы «DMT_DESIGN(SA). 1»

Изменения содержания образования, методик преподавания и отдельных дисциплин, теоретических основ дидактики отражены в обучающей программе «DMT_DESIGN(SA).1». В основу алгоритмов взаимодействия обучающегося и программы легла идея концептуально детерминированной (с помощью DMT - дидактической многомерной технологии) персонифицированной информационно-образовательной среды, формирующей дидактико-технологическую компетентность педагога

Ведущие принципы дидактико-технологической компетентности - бинарность, дидактическая регулятивность, микро- и макронавигация.

заеаашвааееа инмоппиионны* технологии оврпэоппнил

МАКРО-

'О НАВИГАЦИЯ^

Рис.2 Составляющие дидактико-технологической компетентности

Рассмотрим подробно эти составляющие. Здесь бинарность представлена предметом и технологией. Предметная ветвь отвечает за содержание, причем это не «голый» контент, транслируемый обучающимся, а запрограммированная учебная информация, которая в исходной форме инвариантна, а оперируют ею три сигнальные системы: предметно-ознакомительная, аналитико-речевая и моделирующая.

Технологическая ветвь отвечает за учебно-педагогическую реализацию. Здесь используются традиционные принципы, методы и формы обучения, выбор которых определяется максимальной эффективностью при минимальных затратах.

Важная особенность программы - дидактико-регулятивная: процессы обучения сводятся к управлению развитием различных качеств личности учащегося с помощью целенаправленных и согласованных воздействий (цель обучения состоит в формировании компетенций, развитии способностей наблюдать, размышлять и эффективно взаимодействовать с окружающим миром). Известно, что управление, то есть целенаправленное изменение объекта (обучаемого), возможно, когда задана цель управления, имеются канал сбора информации о состоянии среды и объекта и канал воздействия на объект, и осуществляются управляющие воздействия, позволяющие, исходя из информации о состоянии объекта и среды, достичь поставленной цели. Элементами дидактической регулятивности выступают умения познавать и интерпретировать, моделировать и визуализировать, а также оперировать информацией в процессе учебной деятельности.

Пеажырнлл ллшиорго<ТЛДЛ N №»Г4

Третья составляющая - микро- и макронавигация, которые направлены на обучаемого в форме контроля за действиями и выбором индивидуального образовательного маршрута (из числа предложенных ему вариантов траекторий, заложенных в программе на уровне микро- и макро-контроля). Именно эти компоненты системы отражают ее бинарность / бифункциональность (теоретический и деятельностный блоки).

Полагаем, что макронавигатор - это карта продвижения обучающегося, но в представлении педагога, то есть идеализированный инвариантный путь усвоения учебного материала, который в дальнейшем реализуется субъектом вариативно в системе микронавигатора. Действия с макронавигатором можно представить следующим образом: субъект входит в систему и регистрируется; производится его идентификация (с помощью фотографии, что необходимо для фиксации результатов обучения в системе микронавигатора); и ознакомление с описанием системы. Главной задачей микро- и макронавигации, как упоминалось, являются ознакомление и прохождение по алгоритму действий обучаемого, который соответствует основам деятельностного и системного подходов в образовании. В обучающей программе эту задачу выполняет соответствующий субагент (то есть в основу системы положен агентный подход).

В последнее время часто встречается понятие «информационно-образовательная среда (ИОС)», оно считается удобным, но не является строгим с системотехнической точки зрения термином. Анализ литературы свидетельствует, что распространение этого понятия есть следствие ситуации, сложившейся в традиционной системе образования: технология передачи информации при возрастающем объеме знаний оставалась неизменной, при том, что изменились цели, подходы и модели образования [1, 2]. Для исследования педагогических систем и разработки их моделей используются методы математического и имитационного (компьютерного) моделирования, сущность которых в том, что реальная педагогическая система заменяется абстрактной моделью, - некоторым идеализированным объектом, обладающим наиболее существенными свойствами изучаемой системы. При разработке модели персонифицированной информационно-образовательной среды мы руководствовались идеей сближения уровня интеллектуальной деятельности в науке,

Рис.3. Компоненты Персонифицированной информационно-образовательной среды

заеаашвааееа инмоппиионны* технологии оврпэоппнил

машиностроении и информатике с уровнем интеллектуальной деятельности в процессе обучения; главные ориентиры - «совокупность информационных средств и ресурсов» и «цели образования». За ИОС как феноменом закрепилось свойство многокомпонентности (структурированности) и техничности, а также адаптивности, которая понимается как способность не отторгаться существующей системой образования и не нарушать ее структуру и принципы построения; при этом информационное ядро среды способно модифицироваться и адекватно отражать требования современного образования [2, 4].

Все перечисленное, рассматриваемое нами как педагогический феномен и технологическое явление, положено в основу разработанной персонифицированной ИОС. Далее приведено определение персонифицированной ИОС. Персонифицированная ИОС -педагогическая система нового класса, реализованная в технологии интерактивного взаимодействия субъекта с помощью функции логико-смыслового моделирования, аутодиалога, когнитивного представления знаний и когнитивной навигации по траектории обучения; представляющая собой социально-психологическую реальность - концептуально детерминированную структуру информационно-дидактического пространства персонального характера, обеспечивающую познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий, методов и средств инструментальной дидактики. Персонифицированная ИОС обращена на субъекта образовательного процесса, причем данная тенденция (обращенность на субъекта) в последние годы нарастает, что связано с направленностью на развитие личности и раскрытие потенциала человека в интересах общества [1, 2].

3. Индивидуализация

задает

Рис.4. Функции персонифицированной информационно-образовательной среды

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

В данной разработке обращенность на субъекта образовательного процесса представлена в двух системах - микронавигатора и макронавигатора. Опираясь на получивший распространение информационно-кибернетический подход к анализу учебного процесса, основанный на рассмотрении системы «педагог - обучающийся» с точки зрения теории управления [3], мы должны использовать принципы кибернетической педагогики:

1. Образовательный процесс с точки зрения связей управления и информационных потоков, представляет собой систему обмена управляющей и управляемой подсистем (то есть макро- и микронавигация в обучающей программе выполняет эти функции).

2. Функционирование программы должно оптимизировать процесс обучения (то есть функционирование системы взаимодействия обучаемого и модератора является эффективным, если при наименьших затратах приносит максимальную пользу).

3. Применение обучающей системы позволяет управлять процессом обучения / самообучения (то есть системе приданы регулятивные свойства) [2, 5].

Учитывая, что обучение заключается в передаче знаний или формировании навыков решения определенного класса задач, основная цель работы с программой -формирование умений успешного взаимодействия с окружающей средой. В нашем случае дидактическая система состоит из обучаемого и педагога (тьютора), действия которого частично выполняются на основе заданного алгоритма программы: сообщается полезная информация, тьютор находит и исправляет ошибки, стимулирует работу обучаемого. Также возможно самообучение или обучение без педагога, при котором учащийся самостоятельно изучает тот или иной вопрос и активирует свою деятельность [5].

Рассмотрим основные принципы, реализованные в обучающей программе.

Принцип разнообразия: управляющая система должна иметь большее разнообразие, чем разнообразие управляемой системы, что видно на алгоритмах микро- и макронавигатора. Для того чтобы педагог имел возможность изменять свое состояние и поведение в ответ на изменение состояния учащегося, он должен быть «сложнее», иметь большее число вариантов развития события. Понятие «разнообразие» можно заменить синонимом «сложность», следовательно, увеличение сложности знаний учащегося требует повышения сложности и знаний педагога, и используемых методов обучения (если разнообразие методов педагога меньше некоторого минимума, то он не сможет эффективно управлять деятельностью учащегося).

Принцип целостности (эмерджентности): свойства системы не сводятся к сумме свойств ее отдельных элементов, а зависят от ее структуры. При моделировании системы обучения следует учитывать взаимосвязи между элементами: знания педагога и учащегося, содержание учебника, методы обучения, дидактическая система «педагог - учащийся», система образования отвечают принципу целостности.

Принцип обратной связи: для того чтобы система могла адаптироваться к изменениям состояния объекта и внешним воздействиям, необходимо наличие канала обратной связи для передачи информации о состоянии объекта. В обучающей программе эту функцию выполняет микронавигатор; в процессе обучения обратная связь реализуется при общении учителя с учащимися, наблюдении за их деятельностью на занятиях, в процессе анализа продуктов учебной деятельности, тестирования, самостоятельных и творческих работ.

Принцип активного самодвижения, обусловленного регулярным воспроизведением маловероятных состояний элементов, подсистем или самоуправляемой системы в целом: при обучении уменьшается неопределенность знаний учащихся, то есть система в целом переходит в более упорядоченное состояние.

Принцип целеполагания: функционирование любой системы направлено на достижение некоторой целевой функции при заданных ограничениях. В процессе обучения педагог стремится увеличить количество знаний учащихся при фиксированной продолжительности занятий так, чтобы оно соответствовало предъявляемым требованиям

2aea®ffi®ä&e5a инноппиионны* технологии оврпэоппнил

(достижение цели требует сопоставления полученных результатов с заданными и корректировки функционирования системы).

В заключение отметим, что статья «Образование» - самая расходная часть не только бюджета государства, но и бюджета семейного (согласно статистическим данным, российская семья тратит более 20 % семейного бюджета на данную статью). Следовательно, проблема повышения эффективности образования является актуальной. Поэтому совершенствуется содержание образования, развиваются методики преподавания и изучения отдельных дисциплин, разрабатываются теоретические дидактические основы, формируются современные образовательные подходы, удовлетворяющие спрос не только заказчика, но и работодателя. Все перечисленное обусловило переход к внедрению компетентностного формата подготовки специалистов. И поэтому именно профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты послужили базовой основой - «задатчиком» формирования умений и навыков в обучающей программе «ОМТ_ОЕ3ЮЫ(3А).1». То есть, концептуально детерминированная персонифицированная информационно-образовательная среда и соответствующие особенности процесса формирования компетентной личности при использовании обучающей программы «6МТ_0Е310Ы(3А).1» позволяют эффективно реализовать принципы подготовки специалистов в современных условиях. При проектировании персонифицированной информационно-образовательной среды поэтапно реализованы ключевые позиции инструментально-деятельностного подхода и дидактического дизайна на основе дидактической многомерной технологии.

1. Вахидова, Л.В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами современных информационных технологий // Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте '2012. -Одесса. В 50 томах. Том 13, выпуск №2. С. 32-35

2. Вахидова, Л.В., Разработка обучающей программы как условие развития личности// Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. Сборник научных трудов SWorld. -выпуск 2. Том 12. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. 100 с. ISSN 2224-0187. С. 60-64 ЦИТ: 213-551

3. Майер, Р.В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения [Текст] / Р.В. Майер. - Глазов: ГГПИ, 2013. — 138 c.

4. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). -М.: Народное образование, 2002. - 304 с. ISBN 5-87953-160-0 (http://elibrary.ru/item.asp)

5. Штейнберг, В.Э., Вахидова, Л.В., Давлетов, О.Б. Концептуально-детерминированные информационно-образовательные среды и их реализационная основа / Штейнберг В.Э., Вахидова Л.В., Давлетов О.Б. / Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб.науч.тр. / Под научн.ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьевой и Г.Н. Жукова. Екатеринбург: OOO «УИПЦ», 2013. Вып. 7. 320 с. С. 271-278. ISBN 987-5-4430-0037-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.