Научная статья на тему 'НАСТУПЛЕНИЕ ЭРЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ: УНАСЛЕДОВАНИЕ ПРАВА ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ ЦИФРОВОЙ МЕДИАСФЕРОЙ'

НАСТУПЛЕНИЕ ЭРЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ: УНАСЛЕДОВАНИЕ ПРАВА ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ ЦИФРОВОЙ МЕДИАСФЕРОЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАСФЕРА / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОВАЯ МЕДИАСФЕРА / ЭРА МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Силкин Владимир Владимирович, Шарков Феликс Изосимович

Сегодня цифровом медиапространстве располагаются одновременно классические СМИ (в виде копий); новые СМИ, сформированные на цифровом носителе; множество сайтов, на которых размещается информация без необходимости учета требований к СМИ (регистрация и периодичность). Кроме того, в цифровой медиасфере располагаются информационные системы в виде социальных сетей (social melia), которые сами по себе не прочь вобрать в себя все формы, форматы совершенно различных средств информации (не только массовых). Медиапространство охватывает большие социальные системы (включая социетальный уровень). Однако в его пределах не фиксируются четко выраженные границы. В рамках медиапространства формируются медиасферы, в которых распространение контента ограничено конкретной сферой (в трехмерном пространстве) и темпоральными срезами, в совокупности составляющих четырехмерную медиасферу. Исходя из отмеченного становится ясно, что традиционные СМИ, входя составной частью в медиасферу, вынуждены подчиняться и новым правилам, нежели это было в период расцвета классических СМИ, а также новым потребностям и желаниям потребителей информации. Всеобъемлющую функцию «властителя информации» от СМИ сегодня перехватывает медиасфера. Именно цифровая медиасфера, (а не медиапростраство, как таковое), поскольку она имеет свойства, которые далеко не всегда проявляются в менее формализованном медиапространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVENT OF THE ERA OF MEDIA COMMUNICATIONS: THE INHERITANCE OF THE RIGHT OF THE FOURTH POWER BY THE DIGITAL MEDIA SPHERE

Today, the digital media space is simultaneously occupied by classical media (in the form of copies); new media formed on digital media; many sites that host information without having to take into account media requirements (registration and frequency). In addition, information systems in the form of social networks (social melia) are located in the digital media sphere, which in themselves are №t averse to absorbing all forms, formats of completely different media (№t only mass). The media space covers large social systems (including the societal level). However, clearly defined boundaries are №t fixed within it. Within the media space, media spheres are formed in which the distribution of content is limited to a specific sphere (in three-dimensional space) and temporal slices, collectively constituting the components of the four-dimensional media sphere. Otherwise, in the media sphere, information processes, unlike the media space, proceed within the boundaries of the sphere, obeying certain spherical laws. Firstly, such informational (actually meaningful) models acquire structure, consistency (including the possibility of self-organization, self-programming, self-reproduction), convergability, as well as emergence. Self-programmable and convergent properties today, many information and advertising companies have introduced the possibility of forming new advertising properties in the digital space. For example, programmatic advertising is created on the basis of embedding routines in network program elements, which leads to the appearance of these new properties. As soon as a network user enters the digital media space with content that includes any keywords, then immediately the network space begins to bring down all offers to purchase (receive a service) to the user's address a product (service) related to the specified concept. Based on the above, it becomes clear that traditional media, being an integral part of the media sphere, are forced to obey new rules than it was during the heyday of classical media, as well as new needs and desires of information consumers. The comprehensive function of the «ruler of information” from the media today is intercepted by the media sphere. It is the media sphere (and №t the media space as such), because it has properties that are №t always manifested in a less formalized media space.

Текст научной работы на тему «НАСТУПЛЕНИЕ ЭРЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ: УНАСЛЕДОВАНИЕ ПРАВА ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ ЦИФРОВОЙ МЕДИАСФЕРОЙ»

Inf. about the authors: Buzin Valery Nikolarvich, Doctor of Sociological Sciences,

Professor, Chief Researcher of the Central Research Institute of Organization and

Informatization of Healthcare of the Ministry of Health of the Russian Federation;

lecturer of Public Relations and Media Policy of the Faculty of Journalism of IGSU

RANEPA. Address: 11 Dobrolubova str., Moscow, 127254, Russia. E-mail:

[email protected]

Received: 19.07.2021. Accepted: 28.09.2021. References

Freedman D. (2006). Dynamics of Power in Contemporary Media Policy-making. Media, Culture & Society 28 (6): 907-923. DOI: 10.1177/0163443706068923.

Friedman D. (2014) The Machinery of Freedom: Guide to a Radical Capitalism, NY.

Hutchinson D. (1999). Media Policy: An Introduction. Oxford: Blackwell Publishers.

Kirillova N. B. Media policy of the state in the context of socio-cultural modernization: studies. stipend. Yekaterinburg: Uralsk Univ. Publishing House. (In Rus).

Laitila T. (1995). Journalistic Codes of Ethics in Europe. European Journal of Communication 10 (4): 527-544.

Nazarova E.A. (2017). The meaning of provocation in mass media: expert opinion. In: Provocation: expert dimension. M. (In Rus.).

Ryumshin S.A. Ideological aspects of mediation in advertising and PR communications // Communicology: electronic scientific journal. 2018. Vol. 3. № 1, pp. 2431. (In Rus.).

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension. In: Communicology. Vol. 8.№ 3. pp.52-62. (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. / Under the general ed. Sharkova F.I. (2018). Theory and practice of mass information as a fundamental direction of communication. M.: ITK «Dashkov and Co», 304 p. (In Rus.).

Silkin V.V. (2017). Information and communication management processes in the political space of society // Communicology. Vol. 5. № 6, pp.15-30. (In Rus.).

■ ■ ■ НАСТУПЛЕНИЕ ЭРЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ: УНАСЛЕДОВАНИЕ ПРАВА ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ ЦИФРОВОЙ МЕДИАСФЕРОЙ

Силкин В.В., Шарков Ф.И.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Сегодня цифровом медиапространстве располагаются одновременно классические СМИ (в виде копий); новые СМИ, сформированные на цифровом носителе; множество сайтов, на которых размещается информация без необходимости учета требований к СМИ (регистрация и периодичность).

22

Кроме того, в цифровой медиасфере располагаются информационные системы в виде социальных сетей (social melia), которые сами по себе не прочь вобрать в себя все формы, форматы совершенно различных средств информации (не только массовых). Медиапространство охватывает большие социальные системы (включая социетальный уровень). Однако в его пределах не фиксируются четко выраженные границы. В рамках медиапространства формируются медиасферы, в которых распространение контента ограничено конкретной сферой (в трехмерном пространстве) и темпоральными срезами, в совокупности составляющих четырехмерную медиасферу.

Исходя из отмеченного становится ясно, что традиционные СМИ, входя составной частью в медиасферу, вынуждены подчиняться и новым правилам, нежели это было в период расцвета классических СМИ, а также новым потребностям и желаниям потребителей информации. Всеобъемлющую функцию «властителя информации» от СМИ сегодня перехватывает медиасфера. Именно цифровая медиасфера, (а не медиапростраство, как таковое), поскольку она имеет свойства, которые далеко не всегда проявляются в менее формализованном медиапространстве.

Ключевые слова: медиапространство, медиасфера, медиакоммуникации, цифровая медиасфера, эра медиакоммуникаций

Для цитирования: Силкин В.В., Шарков Ф.И. Наступление эры медиакоммуникаций: унаследование права четвертой власти цифровой медиасферой // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 3. C. 22-34.

Сведениия об авторах: Силкин Владимир Владимирович, доктор политических наук, профессор, почетный работник высшего образования, декан факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС; Шарков Феликс Изосимович, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76, корпус В. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию: 20.07.2021. Принята к печати: 28.09.2021.

Введение

Сегодня можно констатировать, что эра классических СМИ заканчивается и вместе с этим, завоеванное право масс-медиа быть четвертой властью, также фактически утеряно. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, сами классические СМИ своими электронными копиями ушли в цифровое медиапространство и стали его принадлежностью. Кроме того, стали создаваться новые медиа, по внешнему образу и даже по содержанию (контенту) почти что полностью сохранившие в себе их возможности и свойства. Однако они освоили совершенно новую по отношению к классическим СМИ платформу -цифровую медиасферу. В сетевых изданиях изначально электронная газета

или журнал не создаются на бумажной основе, а сразу же формируются на специально созданных для них сайтах. Сохраняется лишь условие их обязательной регистрации и периодичности. Если же эти условия не выполняются, то эти материалы уже не могут признаваться средствами массовой информации, но они, тем не менее, будут являться средствами массовой коммуникации, поскольку с позиции коммуникатора (субъекта коммуникации) информация формируется не для личностной адресации, а транслируется в неопределенную (массовую) аудиторию). Точно также новые каналы телевидения и радио, размещаемые на новых (цифровых) пространственных носителях, транслируются периодически, тем самым сохраняя свойства СМИ.

С позиции получателя информации это не вносит каких-либо существенных отличий. Цифровому пользователю не важно, на какой платформе формируется контент. Он точно так же, как и с экрана телевизора принимает на цифровом мониторе аудиовизуальную информацию (например, в виде кинофильмов или новостей). Читателям цифровых газет и журналов также совершенно безразлично - читает ли он на цифровых мониторах копию бумажных газет и журналов, или же контент, изначально сформированный в виде цифровой матрицы. Однако с позиции создателей новых цифровых масс-медиа это означает, что они используют отличительные от используемых классическими СМИ технологии.

Итак, заканчивается «золотой век» классических СМИ, которые почти полностью вливаются в цифровое медиапространство. Начинается эра цифровой медиасферы, которая в достаточно короткий срок фактически отобрала у классических СМИ роль четвертой власти. В отличие от классических СМИ медиасфера более конкретно вовлекает в свое пространство и самих пользователей, включая властные структуры, и лидеров (включая политических), находящихся у руля довольно крупных властных (читай информационных) механизмов. Классические СМИ имеют возможность оказания воздействия на неидентифицируемых самими медиа людей. Однако в новых реалиях распространения информации в цифровом пространстве управленческая информация сосредотачивается в большей мере у лидеров мнений. А они-то в медиапространстве и составляют основные сетевые узлы, где перекрещивается информация, соединяя остальных лидеров в сеть. Их интерактивная коммуникация во многом открыла новые возможности воздействия на огромное количество активных людей, функционирующих в медиапространстве также в интерактивном режиме. Именно данный механизм сегодня стал самым эффективным двигателем сетевого пространства, которое, в свою очередь вовлекает в оборот контент классических и новых (сетевых) изданий, функционирующих в цифровой среде.

Развитие цифровых информационно-коммуникационных технологий и систем

Цифровые информационно-коммуникационные технологии будем рассматривать применительно к коммуникативным аспектам цифровых или новых медиа, а не к инфраструктурным или техническим аспектам. Сегодня актуальным является изучение злоупотреблений в применении цифровых коммуникационных технологий.

Развитие современных информационных технологий и телекоммуникационных систем приводит к быстрому прогрессу новых устройств и технологий, которые облегчают связь и расширяют традиционную сферу общения. Прогресс информационных технологий и телекоммуникационных систем открывает более широкие возможности для общения. Общение в виртуальном пространстве уже стало конкурентоспособным видом взаимодействия, что бросает вызов традиционным коммуникациям, поскольку все больше и больше людей предпочитают виртуальное общение, а социальные сети сегодня чрезвычайно популярны. В таком контексте роль цифровых коммуникаций вряд ли можно недооценивать, поскольку взаимодействие в цифровом пространстве становятся основным средством коммуникации в современном обществе. С другой стороны, цифровые коммуникации отличаются от обычного живого общения, когда люди общаются лицом к лицу. Создание виртуального сообщества с помощью цифровых коммуникационных технологий расширяет сферу общения, устраняя физические границы между людьми, но, с другой стороны, цифровые коммуникационные технологии меняют традиционные социальные отношения, делая при этом общение людей более интенсивным. Это связано с тем, что люди в цифровом медиапространстве могут быстрее контактировать друг с другом, независимо от расстояния, и, более того, люди могут общаться с совершенно незнакомыми людьми, используя свои цифровые устройства и современные информационные технологии. В результате развитие цифровых коммуникаций является довольно противоречивым, поскольку, с одной стороны, оно расширяет сферу общения, но, с другой стороны, оно изменяет традиционное взаимодействие и во многом заменяет структуру коммуникаций, поскольку люди проводят больше времени в виртуальном мире.

Цифровые коммуникации и новые технологии, развиваясь быстрыми темпами, в свою очередь стимулируют появление новых цифровых устройств, которые успешно встраиваются в цифровое пространство. На самом деле прогресс цифровых коммуникаций тесно переплетается с появлением новых цифровых устройств, которые облегчают внедрение новых технологий и позволяют людям использовать их. Например, сегодня мобильные телефоны составляют неотъемлемую часть жизни людей, но

пару десятилетий назад такой технологии практически не существовало и лишь ее задатки находилась на ранней стадии своего формирования. Сегодня развитие информационных технологий и телекоммуникационных систем сопровождается появлением таких устройств, как iPhone, iPad, iPod, ноутбуки и другие устройства, которые облегчают общение между людьми и открывают более широкие возможности для общения.

Виртуализация коммуникаций

Цифровая связь предоставляет более широкие возможности для передачи данных по сравнению с традиционными технологиями. Например, цифровые технологии позволяют передавать больший объем данных с помощью цифровых устройств и хранить не только цифровую, но и аналоговую информацию в виде РОБ-файлов. Например, iPod может хранить большой объем информации, и пользователи могут воспроизводить музыку дольше, чем другие устройства, использующие обычные, но не цифровые технологии.

Кроме того, как уже упоминалось выше, цифровые коммуникации устраняют физические барьеры и сокращают расстояние между людьми. Очевидно, что устранение физических барьеров стимулирует людей к общению друг с другом. Они быстрее обмениваются информацией и могут узнать о различных культурах, нормах и традициях, даже не выходя из своих домов. Такое расширение культурного обмена возможно благодаря цифровым технологиям и коммуникациям.

Однако развитие цифровых коммуникационных технологий, расширение виртуальной коммуникации порождает новые проблемы. Поскольку цифровые коммуникации имеют отличительные особенности, следует сделать акцент на отличии виртуального общения от общения в реальной жизни. Люди, общающиеся в цифровом пространстве в онлайн-режиме, не всегда знают друг друга. Они могут жить в разных частях света, а также в одном и том же городе, но в реальной жизни не знают друг друга. В таком контексте возникает риск хищничества в Интернете.

В этой связи дети особенно уязвимы перед риском хищнической деятельности в Интернете со стороны взрослых. В этой связи стоит упомянуть тот факт, что в ней быстро растут преступления, в том числе кражи личных данных и другие, которые связаны с использованием цифровых технологий. Многие люди создают ложную личность, общаясь онлайн. Таким образом, цифровые коммуникации позволяют людям жить альтернативной, виртуальной, воображаемой жизнью, которая может полностью отличаться от реальной жизни. Такая жизнь может нести опасности, если пользователи склонны к агрессивному и оскорбительному поведению или преступной деятельности.

Медиасфера - основной носитель трансформирующейся массовой культуры

Учитывая описанные новые свойства (сами по себе эти свойства не новые, а таковыми они являются для нового типа цифровых медиасфер), медиасфера в корне преобразовывает свойства массовости информации в свойство массовости социокультурной информации, насыщаемой медиасферу. Учитывая то обстоятельство, что большинство населения планеты уже вовлечено в систему медиасфер, расположенных в необъятном медиапространстве, медиасфера по сути превращается в основной носитель массовой культуры.

Здесь я остановлюсь на собственном понимании массовой культуры. Подавляющее большинство исследователей проблемы фактически обрушиваются на массовую культуру, называя десятки негативных свойств, чуть ли не разрушающих высокую культуру человечества. Ни одна высокая (индивидуализированная) культура не может произрасти на пустом месте. Почвой для развития такой культуры является массовая культура. Вспомним советский довоенный период развития культуры. Население в основном проживало в сельской местности, которое по своей природе в то время носила общинный характер. Очагами культуры были сельские клубы, где люди знакомились, проводили время за чтением газет, журналов и книг, за различными коллективными и групповыми играми, репетициями художественной самодеятельности. То есть в ограниченном пространстве потребляли и создавали элементы массовой культуры, просвещались, образовывались, социализировались. Именно отсюда выходили великие деятели науки и искусства. Как видно, противопоставление здесь массовой и индивидуализированной культуры невозможно. Индивидуализированная культура, произрастая из массовой, методом узкопрофессиональной селекции формировала высокие материи, высокое социально-ориентированное, но глубоко специализированное, высокопрофессиональное творчество.

Современная медиасфера (скорее всего совокупность таких сфер) создает платформу вычленения из элементов массовой культуры частички элитной культуры, которую способна понимать и потреблять не только представители элит. Здесь включается обратный процесс. Элементы элитного творчества по модели зонтичной рекламы разлетаются по ближайшему пространству медиасферы, делая посевы и давая новые плоды, поднимающие «усреднению» массовую культуру на новый уровень, сокращая разрыв между массовой и индивидуализированной (элитной) культурой.

Ныне средства массовой коммуникации (включая средства массовой информации) действительно сохраняют довольно сильное влияние на аудиторию. Однако преимущественно используемые сегодня каналы доставки информации - это в основном цифровое медиапространство, а не

традиционные СМИ [Шарков]. Именно последнее обстоятельство сохраняет за электронными копиями СМИ достаточно большую долю медиавоздействия на аудиторию. В тоже время активные члены аудитории используют медиаконтент, создаваемый не средствами массовой информации, а различными сайтами, размещенными в медиапространстве, блогами, социальными сетями. Создатели контента также преимущественно направляют его не в классические (традиционные) СМИ, а в наиболее предпочитаемые цифровые пространства. Эти предпочтения связаны также и с тем, что в них оформление или подача информации с использованием наиболее понятных слов и фраз, наиболее близко для такой аудитории.

Даже в научных коммуникациях, с позиции теории фрейминга, люди ожидают в соответствии со своими способностями получать информацию в понятной им форме и содержании, и, соответственно, анализировать, оценивать, делать выводы и использовать ее сообразно собственному осмыслению. В соответствии с этим, большая часть даже целевой научной аудитории бывает вольно или невольно отстраненной от полноценного применения получаемого контента. Тем более, по разным причинам постоянно уменьшающаяся аудитория классических СМИ по указанным причинам, перенаправляется для получения понятной и привлекательной аудитории к другим (не к классическим СМИ) источникам.

Современные инструменты CRM (управление отношениями с клиентами) помогают обслуживать клиентов и лучше удовлетворять их потребности. Это чрезвычайно важно на мировых рынках с жесткой конкуренцией, когда компании ценят каждую минуту своего времени. Таким образом, компаниям в современных условиях выгодно создать свою эффективную цифровую среду для сотрудничества и поддержки своих клиентов, включая традиционные СМИ, социальные сети и различные онлайн-платформы.

Возможности сетевого общения

Возможности общения друг с другом значительно расширились с созданием социальных сетей. Такие онлайн-платформы, как Instagram, Facebook, Twitter или Youtube, стали незаменимыми в современном медиа-мире. Многие, особенно молодые люди, проводят большую часть своего свободного времени в социальных сетях. Возникает вопрос о последствиях все более широкого использования «социальных сетей» для психики человека и особенно для самооценки. Умеренное использование социальных сетей вряд ли вызовет серьезные проблемы. Однако, как только это окажет серьезное влияние на повседневную жизнь, использование социальных сетей может быстро стать проблемой. Зависимость от социальных сетей может повлиять на отношения с другими людьми, привычки сна и производительность на

работе, в школе или во время учебы. Королевское общество общественного здравоохранения (RSPH) изучило влияние социальных сетей на психику и благополучие человека в рамках текущего британского исследования «Состояние разума: социальные сети и психическое здоровье и благополучие молодых людей». Исследователи сосредоточились на людях в возрасте от 16 до 24 лет, поскольку эта целевая группа, скорее всего, будет использовать социальные сети, такие как Facebook, Twitter. Исследование выявило как положительное, так и отрицательное влияние социальных сетей на психическое здоровье. Основные результаты резюмируются в следующих пунктах.

Положительное влияние социальных сетей

Взаимодействие с людьми из всех слоев общества дает людям возможность обмениваться идеями с другими затронутыми людьми или извлекать уроки из их опыта, а затем интегрировать их в свою жизнь. Исследования показали, что обучение на опыте других в смысле модельного обучения положительно влияет на собственное здоровье. Семь из десяти участников исследования сообщают, что обмен через социальные сети помог им в трудную минуту. Еще один положительный эффект - люди легче могут найти и выразить свою идентичность в социальных сетях. Возможность международного сетевого взаимодействия через платформы также является большим преимуществом, когда люди пространственно отделены друг от друга, особенно в условиях пандемии. Некоторые исследования показывают сетевое тесное взаимодействие со СМИ может укрепить дружеские отношения. Это дает вам возможность поддерживать отношения на больших расстояниях.

Негативное влияние социальных сетей

Помимо положительных эффектов, существуют также явно отрицательные эффекты. В упомянутом выше исследовании в Великобритании четверо из пяти респондентов заявили, что социальные сети усиливают их страхи. Исследователи обнаружили, что чрезмерное употребление более двух часов в день увеличивает психологический стресс и может вызвать суицидальные мысли. Исследование показало, что активные пользователи социальных сетей, которые проводят более двух часов в день, чаще сообщают о плохом психическом здоровье. Многие, общаясь длительное время в сетях с человеком, с которым лично не знакомы, а представляет его лишь по фотографии, часто приходят к разочарованию или даже к большому стрессу, узнав, что партнер по общения выдает себя совершенно за другого человека. Даже реальные фотографии, отредактированные с помощью Photoshop, не дают реального представления о человеке. Нереалистичные ожидания в отношении ставят под угрозу развитие здоровой уверенности в себе. 29

Негативное влияние многих платформ, создаваемых и используемых в Интернете, а также бесконтрольное распространение недозволенного законом Российской Федерации «О СМИ» контента на носителях, не являющихся СМИ, приводит к поиску законодательных средств обеспечения информационной безопасности. Была сделана неоднократная попытка отнесения блогов, (и даже Интернета в целом) к СМИ. «Интернет - это средство игры, развлечений, интерактивных (онлайновых) коммуникаций, создания и жизнеобеспечения сетевых сообществ, организации электронного бизнеса и механизм реализации многих других программ жизнедеятельности» [Шарков, Захарова: 117].

И то, и другое по определению невозможно отнести к средствам массовой информации хотя бы по одному главному признаку - контент в них не является периодичным. Тем не менее, должные быть созданы правовые основы информационной деятельности, осуществляемой посредством новых сетевых технологий. Если учесть, что почти все носители информации в цифровом пространстве, предназначенные для распространения информации в не персонализированную (массовую) аудиторию, по факту являются средствами массовой коммуникации (СМК). Учитывая это обстоятельство для создания правовой базы регулирования новых электронных средств массовой коммуникации необходимо принять закон «О средствах массовой коммуникации». Этот закон сможет вобрать в себя целиком и полностью положения «Закона о СМИ». Остается лишь ввести в закон основные разделы, включающие законодательные основы информационной деятельности в цифровом пространстве, включая глобальные информационные сети.

Осознанное использование социальных сетей важно для психического здоровья. Использование социальных сетей должно сочетаться с повседневными делами, а не заменять их. Также может быть целесообразно время от времени сознательно отдыхать от социальных сетей. В определенных случаях полезно установить определенный период времени в день, когда вы не активны в социальных сетях.

Выводы

В современной медиасфере информационные процессы, в отличие от медиапространства, протекают в пределах сферных границ, подчиняясь определенным сферным законам. Во-первых, такие информационные (собственно содержательные) модели приобретают структурность, системность (включая возможность самоорганизации,

самопрограммирования, самовоспроизведения), конвергируемость, а также эмерджентность. Самопрограммируемые и конвергентные свойства сегодня многим информационным и рекламным компаниям привнесли возможность формирования новых свойств рекламы в цифровом пространстве. Например, программатик-реклама создается на основе

встраивания подпрограмм в сетевые программные элементы, что и приводит к появлению названных новых свойств. Стоит только пользователю сети выйти в цифровое медиапространство с контентами, включающими какие-либо ключевые слова, то тут же сетевое пространство на адрес пользователя начинает обрушивать все предложения приобрести (получить услугу) связанный с указанным понятием товар (услугу).

Ныне сообщения, которые размещаются в традиционных СМИ, аудитория может значительно проще получать из других источников. Лишь часть аудитории СМИ (включая получения информации на классических или новых носителях) используют информацию для создания смысла, для того, чтобы понять этот мир, для улучшения медиаграмотности. При этом владельцы СМИ (его контента тоже) все еще надеются, что на макроуровне влияние средств массовой информации проявится на более широких социальных и культурных уровнях. Те же, которые желают получить сиюминутный эффект, ищут новые каналы коммуникации (включая новые медиа), рассчитывая на эффект фрейминга, подбирая способы, методы воздействия и разновидности контента, с учетом воспринимаемости аудиторию. Например, дистанционные вебинары являются мощными цифровыми инструментами для повышения эффективности коммуникации. Особенно при отсутствии возможностей организации публичных встреч из-за различных запретов (например, в условиях пандемии).

Источники

Киреева О.Ф. (2017). Коммуникационный консалтинг в системе обеспечения социально-информационной безопасности. Коммуникология. 2017. Том 5. № 5. С.96-104.

Киреева О.Ф. (2020). Трансформация коммуникационных процессов в условиях цифровизации и риски внедрения суперсерверов. Коммуникология: электронный научный журнал. Том. 5. № 4. С. 43-51.

Киреева О.Ф., Киреева У.А. Изучение спортивной медиасистемы и медиакоммуникации: творчество спортивного журналиста (рецензия на учебник Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина «Спортивная журналистика». Издательство: Дашков и Со, 2021.184 с.) // Коммуникология: электронный научный журнал. Т. 3. № 1. С.124-153.

Назарова Е.А. (2017). К истокам теории и практики социальной коммуникации в различных сферах современного общества // Коммуникология. Том 5. № 4. С. 159-166.

Рюмшин С.А. (2018). Мировоззренческие аспекты медиации в рекламных и рг коммуникациях // Коммуникология: электронный научный журнал. Т. 3. № 1. С. 24-31.

Силкин В.В. (2017). Информационно-коммуникативные управленческие процессы в политическом пространстве общества // Коммуникология. Том 5. № 6. С.15-30.

Сулейманова Ш.С. Национальная политика России и СМИ (1990-2000): теория и практика. М.: РАГС, 2009.

Primack, B.A., Shensa, A., Escoar-Viera, C.G. et al. (2017). Use of multiple social media platforms and symptoms of depression and anxiety: A nationally-representative study among U.S. young adults. Computers in human behavior 69: 1-9

Royal society for public health: Status of Mind: Social media and young people's mental health and wellbeing, unter: https: www.rsph.org.uk/our-work/campaigns/status-of-mind.html (abgerufen am 03.09.2018)

Pomeroy, B. (2001). The network: in the middle there is still the cream of the «Information intermediaries». They find a niche in the Network». Career in High Tech№logy Magazine, March 02.

Acta Didactica Napocensia, March. Anderson, J.L., Barnett, B. Learning Physics with Digital Game Simulations in Middle School Science. Journal of Science Education and Tech№logy. December.

Archer, K., Savage, R., et al. (2014). Examining the effectiveness of tech№logy use in classrooms: A tertiary meta-analysis.' Computers & Education: an international journal. VOL. 78, 140-149.

Cox, S., Black, J., Heney, J., Keith, M. (2015). Promoting Teacher Presence: Strategies for Effective and Efficient Feedback to Student Writing Online. Teaching English in the Two Year College 42, 376- 391.

D'Arcy, K. (2012). Learning and Digital Inclusion: The ELAMP Project. Devlin, A et al.2013. 'Inter-Life: a №vel, three-dimensional, virtual learning environment for life transition skills learning'.

De Witte, K., Rogge, N. (2014). Does ICT matter for effectiveness and efficiency in mathematics education? Computers & Education 75, 173-184.

The Goal Specificity Effect on Strategy Use and Instructional Efficiency during Computer-Based Scientific Discovery Learning. Computers & Education 56, 668- 679.

Raffo, D M., Brinthaupt, T.M., Gardner, J.G., Fisher, L.S. (2015). Computers & Education, №v. Smith, R.L., Flamez, B., Vela, J.C., Schomaker, S.A., Fernandez, M.A., Armstrong, S.N.

Zheng, B. et al. (2014). Laptop Use, Interactive Science Software, and Science Learning Among At-Risk Students. Journal of science education and tech№logy. Vol. 23. № 4, 591-603.

THE ADVENT OF THE ERA OF MEDIA COMMUNICATIONS: THE INHERITANCE OF THE RIGHT OF THE FOURTH POWER BY THE DIGITAL MEDIA SPHERE

Silkin V.V., Sharkov F.I.

Russian Presidential Academy of National Eco№my and Public Administration, Moscow, Russian Federation.

Abstract. Today, the digital media space is simultaneously occupied by classical media (in the form of copies); new media formed on digital media; many sites that host information without having to take into account media requirements (registration and frequency). In addition, information systems in the form of social networks (social melia) are located in the digital media sphere, which in themselves are №t averse to absorbing all forms, formats of completely different media (№t only mass). The media space covers large social systems (including the societal level). However, clearly

32

defined boundaries are №t fixed within it. Within the media space, media spheres are formed in which the distribution of content is limited to a specific sphere (in three-dimensional space) and temporal slices, collectively constituting the components of the four-dimensional media sphere. Otherwise, in the media sphere, information processes, unlike the media space, proceed within the boundaries of the sphere, obeying certain spherical laws. Firstly, such informational (actually meaningful) models acquire structure, consistency (including the possibility of self-organization, self-programming, self-reproduction), convergability, as well as emergence. Self-programmable and convergent properties today, many information and advertising companies have introduced the possibility of forming new advertising properties in the digital space. For example, programmatic advertising is created on the basis of embedding routines in network program elements, which leads to the appearance of these new properties. As soon as a network user enters the digital media space with content that includes any keywords, then immediately the network space begins to bring down all offers to purchase (receive a service) to the user's address a product (service) related to the specified concept.

Based on the above, it becomes clear that traditional media, being an integral part of the media sphere, are forced to obey new rules than it was during the heyday of classical media, as well as new needs and desires of information consumers. The comprehensive function of the «ruler of information" from the media today is intercepted by the media sphere. It is the media sphere (and №t the media space as such), because it has properties that are №t always manifested in a less formalized media space.

Keywords: media space, media sphere, media communications, digital media sphere, era of media communications

For citation: Silkin V.V., Sharkov F.I. The advent of the Era of media communications: The Inheritance of the Right of the Fourth Power by the Digital Media Sphere// Communicology: Electronic Scientific Journal. 2021. Vol. 6. № 3, pp. 22-34.

Inf. about the author: Silkin Vladimir Vladimirovich, Doctor of Political Sciences, Professor, Ho№rary Worker of Higher Education, Dean of the Faculty of Journalism of IGSU RANEPA; Sharkov Felix Izosimovich, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Ho№red Scientist of the Russian Federation, Head of the Department of Public Relations and Media Policy of the Faculty of Journalism of IGSU RANEPA. Address: 76 Vernadsky Ave., building B, Moscow, 119454. E-mail: [email protected]

Received: 07.20.2021. Accepted: 09.28.2021.

Cox, S., Black, J., Heney, J., Keith, M. (2015). Promoting Teacher Presence: Strategies for Effective and Efficient Feedback to Student Writing Online. Teaching English in the Two Year College 42, pp. 376- 391.

D'Arcy, K. (2012). Learning and Digital Inclusion: The ELAMP Project. Devlin, A et al.2013. 'Inter-Life: a №vel, three-dimensional, virtual learning environment for life transition skills learning' De Witte, K., Rogge, N., 2014. Does ICT matter for effectiveness and efficiency in mathematics education? Computers & Education 75, pp. 173-184.

Kireeva O.F. (2017). Communication consulting in the system of ensuring social and information security // Communicology. Vol. 5, pp. 96-104 (In Rus).

Kireeva O.F. (2020). Transformation of communication processes in the conditions of digitalization and the risks of introducing superservers // Communicology: electronic scientific journal. Vol. 5. № 4, pp. 43-51 (In Rus).

Kireeva O.F., Kireeva U.A. (2021)/ Studying the sports media system and media communication: the work of a sports journalist (review of the textbook by F.I. Sharkov and V.V. Silkin «Sports journalism". Publishing house: Dashkov and So, 2021.184 p.") // Communicology: electronic scientific journal. Vol. 3. № 1, pp.124-153 (In Rus).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Learning Physics with Digital Game Simulations in Middle School Science. Journal of Science Education and Tech№logy. December. Archer, K., Savage, R., et al., 2014. 'Examining the effectiveness of techlogy use in classrooms: A tertiary meta-analysis.' Computers & Education: an international journal. Vol. 78, pp. 140-149.

Nazarova E.A. (2017). To the origins of the theory and practice of social communication in various spheres of modern society // Communicology. Vol. 5. № 4, pp. 159-166 (In Rus).

Pomeroy, B. (2001).The network: in the middle there is still the cream of the «Information intermediaries». They find a niche in the Network" Career in High Tech№logy Magazine, March 02.

Primack, B.A., Shensa, A., Escoar-Viera, C.G. et al. (2017). Use of multiple social media platforms and symptoms of depression and anxiety: A nationally-representative study among U.S. young adults. Computers in human behavior 69: 1-9.

Raffo, D M., Brinthaupt, T.M., Gardner, J.G., Fisher, L.S. (2015). Royal society for public health: Status of Mind: Social media and young people's mental health and wellbeing, unter: https: www.rsph.org.uk/our-work/campaigns/status-of-mind.html (abgerufen am 03.09.2018).

Ryumshin S.A. (2018). Ideological aspects of mediation in advertising and PR communications // Communicology: electronic scientific journal. Vol. 3. №1, pp. 24-31 (In Rus).

Silkin V.V. (2017). Information and communication management processes in the political space of society // Communicology. Volume 5. № 6. pp.15-30 (In Rus).

Suleyma№va S.S. (2009). The National policy of Russia and the Media (1990-2000): Theory and practice. Moscow: RAGS, (In Rus).

The Goal Specificity Effect on Strategy Use and Instructional Efficiency during Computer-Based Scientific Discovery Learning. Computers & Education 56, 668- 679.

Zheng, B. et al. (2014). Laptop Use, Interactive Science Software, and Science Learning Among At-Risk Students. Journal of science education and technogy. Vol. 23 №4, pp. 591-603.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.