НАСТРОЙКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ТАНБУР
Маматкулов М.М.
МаматкуловМахаммаджонМамасадикович - старший преподаватель, кафедра "Макомное пение ", Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: танбур считается ведущим музыкальным инструментом в исполнении классической музыки. Начиная с периода формирования произведений Шашмакома, особое внимание стали уделять подготовке танбура, расположению нот, то есть звуковых рядов, способам исполнения и возможностям. Инструмент танбур в основном изготавливается из шелковицы, абрикоса, ореха, его состав - основной корпус, гриф, аппликатура, дека, калки, т. е. место, где струны обвиваются вокруг калка, - это верхняя струнная база, место, где расположены нижние струны, - нижняя струнная база, ноты: основная обвязанная и дополнительная состоит из отделений, называемых, дьявольский держатель струн и большой держатель струн. В этой статье представлена информация о настройке одного из узбекских национальных инструментов танбур в исполнении Шашмакома.
Ключевые слова: маком, Шашмаком, танбур, инструментальное исполнительство, настройка, нота, лад.
TUNING THE TANBUR MUSICAL INSTRUMENT Mamatkulov M.M.
Mamatkulov Mahammadjon Mamasadikovich - head teacher DEPARTMENT OF "MAKOMINSTRUMENTAL PERFORMANCE " UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the tanbur is considered the leading musical instrument in the performance of classical music. Since the period of the formation of Shashmakom's compositions, special attention has been paid to the preparation of the tanbur, the arrangement of notes, that is, sound series, methods of performance and possibilities. The tanbur instrument is mainly made of mulberry, apricot, walnut, its composition is the main body, neck, fingering, soundboard, pins, i.e. the place where the strings wrap around the pin is the upper string base, the place where the lower strings are located is the lower string base, notes: the main tied and additional consists of compartments called the devil string holder and the large string holder. This article provides information about tuning one of the Uzbek national instruments tanbur performed by Shashmakom.
Keywords: makom, Shashmakom, tanbur, instrumental performance, tuning, musical note, lad.
УДК 787.8
Есть три разных типа инструмента танбур. Маленькие, средние и большие танбуры. Маленькие танбуры звучат с тонким мягким звучанием, средние-со средним звучанием, а большие танбуры звучат с толстым басом. Слово танбур употребляется в греческом языке в значении Тан-сердце, бур-царапающий, то есть щекочущий струны сердца, широко используется в музыке всех восточных народов в качестве ударного инструмента, "уд" считается царем всех музыкальных инструментов, а "танбур" - учителем всех музыкальных инструментов и считается главным и ведущим музыкальным инструментом до наших дней. В Средней Азии, в частности, инструментальные и певческие пути Бухарского Шашмакома на узбекском языке в Узбекистане и таджикском языке в Таджикистане исполняются на основе мелодии и структуры нот музыкального инструмента танбур.
Инструментальное исполнительство с давних времен высоко ценится. Разнообразие, совершенство и привлекательность узбекских традиционных инструментов служит долголетию инструментальных произведений народа [1].
Слово "музыкальный инструмент" в основном означает: музыкальный инструмент, настраивание музыкальных инструментов и подготавливание музыкального инструмента. У восточных народов настройка музыкальных инструментов соз, кук, джур, мизроб иногда называются именами нот.
Абдурауф Фитрат в своих выступлениях в Бухаре произведения "Шашмакома" называл настраиванием танбура "мизробом". "Рост мизроби" настроен на третью ноту танбура, "Наво мизроби" настроен на шестую ноту танбура, а "Сегох мизроби" настроен на четвертую ноту танбура [2].
Этот тип настройки инструмента танбур характерен для исполнения произведений макома в стиле устной традиции в Узбекистане, и после появления нотной записи в европейском стиле настройки танбура стали обозначаться линиями нот, клавишами и нотной записью, а открытая струна танбура была обозначена звуком "Соль" большой октавы, а все три струны - нотной записью Соль-Ре-Соль. В танбуре в основном три струны, и в исполнении произведений "Шашмаком" из всех трех струн танбура за основу берется толстая струна "Ре" второй октавы, порядок настройки которой определяется следующим образом. В макоме Рост
струна Ре настраивается на звуки До, в макоме Наво - на звуки Фа, в макоме Бузрук, Дугох, Сегох, Ирок - на звуки Ре.
Инструмент танбур также имеет свой собственный уникальный стиль исполнения, и этот инструмент имеет как традиционный, так и современный традиционный дизайн [3]. В то время как произведения шашмакома издавна исполнялись в стиле устной традиции, после 1920-х годов произведения "Шашмакома" первоначально записывались в исполнении В.А. Успенского, Ота Джалала, Ота гиясса, без указания настройки танбура, но исполнение музыкальных произведений дается в басовой тональности. (Изд. Народного Контроля Просвещения. Бухарская республика-1924). В узбекском исполнении первого Бузрука Шашмакома настройки танбура даны в басовом ключе, а музыкальные произведения - в скрипичном ключе. (Бузрук 1. Записывающий Юнус Раджаби. Ташкент. 1966.7.С) В первом таджикском исполнении Шашмакома в макоме Бузрук четыре различных тона и звуковой ряд танбура даны в басовом ключе, а исполнение музыкальных произведений - в скрипичном ключе. (Шашмаком. Тартибдихандагон-Бабокул Файзуллаев, Шахназар Сахибов и Фазлиддин Шахобов. Москва. 1950. С. 19-29.). Теоретически анализируя произведение "Шашмаком" Исхак Раджабов давал информацию об инструменте танбуре. (Исаак Раджабов. По вопросу макомов.Ташкент. 1964.128-129s.)
В то время как вышеупомянутые настройки танбура в исполнении произведений "Шашмаком" основаны на звуках соль-ре-соль, настройки танбура в исполнении Хорезмских макомов принципиально отличаются. Настройка трехструнного танбура на один тон громче, т. е. за основу взяты звуки ля - ми - ля в большой секундной высокой басовой тональности. А вот исполнение музыкальных произведений дается в скрипичном ключе [4]. Мы ознакомились с информацией о настройках танбура, приведенной в произведениях макома. Только в исполнении "Шашмакома", где В.А. Успенский взял ноту, тон и звуковой ряд танбура в большой октаве указаны правильно, в остальных исполнениях произведения Шашмакома, взятых в ноту, настройки танбура в басовом ключе не даются никаких комментариев относительно того, что исполнение музыкальных произведений пишется в скрипичном ключе.
Н.Миронов также сообщил о трех различных настройках инструмента танбура, взяв за основу ноты Ная, бухарские танбурнавозы при исполнении музыкальных произведений и настроив танбур на звуки Гарав -Ная: Ля-Ми-Ля, деревянного ная: Ля-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, медного ная: Соль-Ре-Соль. (Н.Миронова музыка Узбеков. Самарканд. 1929 12 s.). Так, в исполнении произведений Бухарского Шашмакома за основу берется настройка танбур на звуки медном нае: Соль-Ре-Соль, а в исполнении Хорезмских макомов - настройка танбура на звук Гарав-Ная: Ля-Ми-Ля.
В последующие годы в макомном исполнительстве и образовании вместо трехструнных танбуров в исполнении используются четырехструнные танбуры. В трехструнных танбурах вторая струна настраивается на третий, четвертый, шестой Лады танбура, а третья струна танбура настраивается на звуки До-Ре-Фа. Поскольку исполнение произведений макома записывается в тональности Соль, запись настройки танбура происходит в тональности Соль-Соль-Ре-Соль малой октавы, а слышимость-в тональности Соль-Соль-Ре-Соль большой октавы на одну октаву ниже.
В скрипичном ключе: Соль, Ля, Си - малой октавы, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си - первой октавы, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си - второй октавы, До, Ре - третьей октавы. Ноты в тональности скрипки звучат на октаву ниже. В басовом ключе: Соль, Ля, Си - большая октава, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си - малая октава, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си - первая о ктава, До, Ре-вторая октава, это слышимость. Ноты в тональности скрипки звучат на октаву громче. Вышеупомянутые настройки танбура в основном характерны для инструментального исполнения, и в песенных исполнениях под аккомпанемент танбура хафизы также могут настраиваться по-разному, то есть ниже или выше, чем сольный звук, в зависимости от их голосовых возможностей.
Список литературы /References
1. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком», «Наука, образование и культура» №4(28), 2018.
2. А. Фитрат. "Узбекская классическая музыка и ее история" Переиздание. Ташкент. 1993.
3. Сафаров ОА. «Школы исполнительства на танбуре в Узбекистане», «Проблемы педагогики» № 5 (50), 2020 год.
4. М. Юсупов "Хорезмские макомы." Том 1. Ташкент 1981.