ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА О МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ
ТАНБУР Холхужаев Ш.А.
Холхужаев Шухрат Абдухоликович - учитель, кафедра подготовка педагогов к вокальному и инструментальному исполнительству, Институт национального музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: танбур считается ведущим музыкальным инструментом в исполнении классической музыки. С момента формирования произведений Шашмакома особое внимание стало уделяться подготовке инструмента танбур, расположению нот, то есть звуковых рядов, исполнительским путям и возможностям. Инструмент танбур изготавливается в основном из тутового, абрикосового, орехового дерева, В данной статье предоставляется информация о танбуре, которая приведена в древних музыкальных трактатах которое является одним из бесценных музыкальных инструментов для узбекского народа.
Ключевые слова: музыкальные инструменты, танбур, музыкальные трактаты, инструментальное исполнительство, исполнитель, музыковеды.
HISTORICAL PROOFS ABOUT THE MUSICAL INSTRUMENT TANBUR
Xolxojayev Sh.A.
Xolxojaev Shuhrat Abduholikovich - Teacher, DEPARTMENT PREPARATION OF TEACHERS FOR VOCAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE, INSTITUTE OF NATIONAL MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the tanbur is considered the leading musical instrument in the performance of classical music. Since the formation of the shashmakom works, special attention has been paid to the preparation of the tanbur instrument, the arrangement of notes, that is, sound series, performing paths and possibilities. The tanbur instrument is made mainly of mulberry, apricot, walnut wood. This article provides information that is given in ancient musical treatises about the tanbur, which is one of the priceless musical instruments for the Uzbek people.
Keywords: musical instruments, Tanbur, musical treatises, instrumental performance, performer, musicologists.
УДК: 787.8
Есть три разных типа инструмента танбур. Маленькие, средние и большие танбуры. Маленькие танбуры звучат с тонким мягким звучанием, средние - со средним звучанием, а большие танбуры звучат с толстым басом. Танбур широко используется как инструмент Уд в исполнении музыки всех восточных народов, "уд" считается царем всех музыкальных инструментов, а "танбур" - учителем всех музыкальных инструментов, главным, ведущим музыкальным инструментом до наших дней.
"Ключ макома" - танбур является национальным инструментом узбекского народа. Форси "тан" - сердце, душа, "бур" - раздражать, щекотать. И в правду, когда играет танбур, мелодия волнует душу и раздражает сердце. Не зря среди многих музыкальных инструментов, которые унаследовали предки узбекского народа, танбур известен и славится своей магией, обаянием, дарит радость и счастье слушателью [1].
Обращаясь к историческим данным, танбур встречается не только у узбекского, таджикского, уйгурского народов, но и в странах Ближнего Востока, а именно в Афганистане, Иране, Турции, Северной Индии, а также в некоторых арабских странах. Несмотря на то, что они различаются по форме, их названия одинаковы. Исторические памятники, письменные источники, миниатюры, изображения, а также археологические находки подтверждают древность танбура.
Абу Наср Мухаммад аль Фараби, великий мыслитель своего времени, в своей книге "Китаб ал мусики ал кабир" сообщает о существовании Хорасанского и Багдадского типов инструмента танбур в тот период, то есть в X веке. Это говорит о том, что оба вида танбура широко распространены в Центральной Азии, не встречая танбуров подобного вида ни в Хорасане, ни в Багдаде. В частности: оказывается, хорасанский танбур меньше по внешнему виду, то есть имеет меньшую чашу, более короткую шейку и, соответственно, более тонкий, резонансный и чрезвычайно привлекательный звук. Багдадский танбур, с другой стороны, имел большую чашу, более длинную шейку и более толстый звук. Столетия спустя эти музыкальные инструменты становились все более и более изощренными.
Певец, макомный исполнитель Абдулкадир Аль-Мараги, долгие годы прослуживший при дворе Амира Тимура в Самарканде в XV веке, упоминает, что наряду с ширванским, то есть иранским и тюркским типом танбура, существует и дугообразный тип, известный как Най танбур. Этот инструмент теперь называется Сато. Причина, по которой говорят, что звук танбура перестает звучать после удара нохуна, заключается в том, что най может издавать долгий или короткий звук через дыхание.
В каждом столетии, периоде в народном музыкальном исполнительстве какой-либо музыкальный инструмент занимал главенствующее место. Например: у народов Востока и в Средней Азии с VII по XVIII века в музыкальном исполнении исполнялись произведения так называемого рода «Ун икки маком» в котором главным считался инструмент уд, а в конце XVIII-начале XIX века в Бухаре, одном из городов Средней Азии, где развивались литература, искусство и культура, вместо "Ун икки маком" исполнялся "Шашмаком" и танбур был основным музыкальным инструментом [2].
Танбур в основном состоит из чаши, крышки и шейки, а также деревянного харрака и деревянных ушей для наматывания струн. Музыкальный инструмент, который исполняется с помощью нохуна. О том, что струны инструмента танбур в древности были шелковыми, свидетельствует трактат музыковеда XV века Дервешали Чанги. Он утверждал, что более поздние опытные исполнители носили на нем серебряные или медные струны, чтобы сделать тембр звука танбура более привлекательным. Позже к инструменту были прикреплены провода, сделанные из смеси меди и латуни, что придало ему тот вид, которым он является сегодня. Это свидетельствует о том, что инструмент танбур развивался и совершенствовался с течением времени. Как уже упоминалось, танбур также имеет три струны, четыре струны, пять струн и даже семь струн для воспроизведения мелодических звуков.
Инструмент танбур прославился не только благодаря тому, что является сольным, но и используется в качестве ведущего ансамблевого инструмента для хафиза. Поэтому сочетание этого инструмента с голосом певцов и то, что певец может исполнить, опираясь на точные ноты этого инструмента является очень кстати. Говорят, что раньше типы мужских певческих голосов были выше, то есть относительно тоньше. Мы можем узнать это из области макомного исполнительства и написанного для него макомных шуъбах. Сегодня голоса певцов-мужчин сравнительно толще [3]. Инструмент танбур также в настоящее время делается более крупным и толстым звучанием. Хотя нынешние певческие голоса были относительно толстыми, звучание голоса певца, который будет их сопровождать, также должен соответствовать этому.
Самым известным мастером прошлого века является Уста Усмон Зуфаров из Ташкента /1892 -1980/. Он оказал большое влияние на искусство изготовления танбуров и других национальних инструментов Узбекистана. Уста Усмон придерживаясь в целом старой узбекской традиции изготовления музыкальных инструментов, смог подойти по новому, способствуя совершенствованию традиции [4]. В настоящее время наблюдается интерес молодежи к инструментам Танбур и Сато. Исполнение на инструментах Танбур и Сато в современных стилях достойно восхищения. Богатое наследие нашей нации - одна из характеристик, которая дает представление о ее великом прошлом. Когда речь идет о музыкальном инструменте танбур, история его создания, наименования, типы, названия структур, которые они содержат, форма, внешний вид, уровень, исполнительские возможности и исполнительские украшения, состояние, среда, в которой они находятся, имеют гораздо более древнюю историю развития.
Помимо того, что многие ученые работали в различных областях науки, таких как музыкальные инструменты, он также уделял большое внимание музыкальной науке, записывая некоторые данные. Например: Фараби, Ибн Сина, Хорезми, Ширази, Навои, Джами, Хусейн, Мараги, Кавкаби и Дервиш Али Чанги в своих музыкальных трактатах описывают науку о музыке, слово, голос, музыкальные инструменты, а также древние копии инструмента танбур: яктор, дутор, танбури кучак (маленький танбур), танбури бузрук (большой танбур), Най танбур (смычковый танбур), Ширванский, Багдадский, хорасанский танбур. В последующие годы в научных исследованиях наших ученых-музыковедов отмечалось, что в настоящее время в исполнении музыки Средней Азии, в том числе Узбекистана, используются копии хорасанских танбуров.
Список литературы /References
1. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком» «Наука, образование и культура» № 4 (28), 2018 год.
2. Вахидов Ю.К. «Возникновение исполнительского искусства на территории Средней Азии» «Проблемы современной науки и образования» № 8 (177), 2022 год.
3. Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972
4. Зуфаров А.М. «Узбекский танбур» «Вестник науки и образования» № 11 (65), часть 4, 2019 год.