Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ ТАНБУРА В СОВРЕМЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ ТАДЖИКИСТАНА И УЗБЕКИСТАНА'

ТРАДИЦИОННАЯ НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ ТАНБУРА В СОВРЕМЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ ТАДЖИКИСТАНА И УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
танбур / настройка / мензура / ладки / нижняя подставка / флажолет / звуковая шкала / обертоны / мелодическая струна / tanbur / tuning / scale / frets / lower stand / harmonic / sound scale / overtones / melodic string

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдували Абдумаджидович Абдурашидов

В статье впервые рассматривается настройка мензуры танбура на основе слуховой оценки соотношений структурных элементов инструмента. Анализируется способ настройки, которым руководствуются традиционные музыканты в исполнительской практике для уточнения расстояния между расположением нижней подставки на деке и ладков на грифе танбура с учетом звуков-обертонов, извлекаемых флажолетом на мелодической струне инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional tuning of the tanbur beaker in the modern performing practice of Tajikistan and Uzbekistan

The article for the first time discusses the tuning of the tanbur beaker, an auditory method used by musicians in performing practice to clarify and determine the distance between the location of the lower stand on the soundboard and the frets on the neck of the tanbur, taking into account the overtone sounds extracted by the flageolet on the melodic string of the instrument.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ ТАНБУРА В СОВРЕМЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ ТАДЖИКИСТАНА И УЗБЕКИСТАНА»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ

DOI: https://doi.org/10.26176/MAETÁM.2023.n.2.002

Абдували Абдурашидов

ТРАДИЦИОННАЯ НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ ТАНБУРА В СОВРЕМЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ ТАДЖИКИСТАНА И УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. В статье впервые рассматривается настройка мензуры танбура на основе слуховой оценки соотношений структурных элементов инструмента. Анализируется способ настройки, которым руководствуются традиционные музыканты в исполнительской практике для уточнения расстояния между расположением нижней подставки на деке и ладков на грифе танбура с учетом звуков-обертонов, извлекаемых флажолетом на мелодической струне инструмента.

Ключевые слова: танбур, настройка, мензура, ладки, нижняя подставка, флажолет, звуковая шкала, обертоны, мелодическая струна

Известно, что все народные музыканты желают иметь музыкальный инструмент с притягательным звуком и возможностями удобной и хорошей настройки. Это связано с естественными эстетическими потребностями человека. Качественно настроенный музыкальный инструмент вызывает у исполнителей вдохновение, положительные эмоции и желание играть на нем. Приведем слова несравненного мастера - исполнителя на танбуре1 Тургуна Алиматова2, мысли которого излагает в своей монографии известный исследователь шашмакома3 О. Матякубов: «<...> я сначала настраиваю себя, потом настраиваю инструмент, затем настраиваю слушателей» [8, 16]. Алиматов, как и все другие талантливые традиционные музыканты-исполнители, относился к настройке инструмента танбура по-особому. Он считал, что хорошо настроенный инструмент всегда являлся и является залогом успешного выступления исполнителя. Только в этом случае «музыкант и слушатели (все вместе) растворяются в музыке» [8, 16].

В настоящей статье рассматривается проблема настройки мензуры танбура в аспекте осмысления устройства инструмента и его компонентов - грифа, струн, подставок и ладков.

Понятие «мензура» (от лат. mensure - «мера») определяется как «расчётные данные для размерных величин источника звука в музыкальных инструментах» [9, 543]. Сюда включаются: 1) диаметр и натяжение струн; 2) длина рабочей части струн - между осями

1 Танбур - струнный щипковый инструмент, распространенный в классических музыкальных традициях таджиков и узбеков

Тургун Алиматов (1922-2008) - Народный артист Узбекистана, выдающийся исполнитель традиций центральноазиатской классической музыки шашмаком, является основателем нового современного стиля исполнения на традиционных классических музыкальных инструментах танбуре, дутаре и сато. [11].

3 Шашмаком (букв. (тадж.) шаш - «шесть»; (араб.) маком - «стоянка», «место») - название целостного цикла классической традиционной музыки, распространенного в музыкальных культурах Таджикистана и Узбекистана. Цикл состоит из шести композиций макомов: "Рост", "Наво", "Бузург", "Дугох", "Сегох" и "Ирок".

верхнего порожка и подставки; 3) расчёты расположения струн по ширине грифа; 4) распределение ладков и установление их местоположения на грифе инструмента [9, 543~\.

В настоящей работе внимание концентрируется на традиционном слуховом способе настройки мензуры (звуковой основы) танбура, которым руководствуются музыканты без применения каких-либо специальных средств (технического оборудования) для определения частоты и точности высоты звука. В этом контексте обозначается цель статьи - изучить способы настройки мензуры танбура, которые применяются в современной исполнительской практике народными музыкантами. Метод слуховой настройки связан с определением местоположения нижней подставки для струн на деке и ладков на грифе инструмента. С прояснением этого метода связано решение следующих задач: 1) объяснить, как на слух настраивается и уточняется местоположение нижней подставки для струн на деке танбура и определяется длина мензуры между верхней и нижней подставками; 2) выяснить, каким способом на слух устанавливаются высотные уровни звукоряда и местоположение ладков на грифе танбура.

В контексте изложенного выше определяется новизна работы, связанная с самой постановкой проблемы. Впервые в музыкальном востоковедении рассматривается проблема настройки мензуры танбура традиционным методом "на слух", широко применяемым в практике музыкантов классической музыки шашмаком. Данный метод включает настройку всех компонентов устройства танбура, в том числе струн, нижней подставки и ладков. Сразу отметим, что верхняя подставка для струн жестко закреплена и неподвижна, а нижняя - может несколько менять свое месторасположение, что связано с достижением определенного качества настройки мензуры танбура.

Раскрытие представленной научной темы автором осуществлялось на основе собственного исполнительского опыта 4 . Все компоненты конструкции танбура, нуждающиеся в настройке, были проверены и использованы автором на практике. Полученные результаты прошли определённую апробацию.

В современной музыкальной практике определение (уточнение) местоположения нижней (подвижной) подставки танбура, осуществление настройки его мензуры и установление её длины решается с помощью звуков-обертонов, извлекаемых флажолетом на первой мелодической струне инструмента.

Конструкция танбура включает в себя следующие компоненты: четыре струны, разделяющиеся по функциям на одну мелодическую и три бурдонирующие5; верхнюю

(шайтонхарак6) и нижнюю (харак7) подставки; 14 (или 16) высоких по объёму ладков,

£

навязанных из жил в качестве перемычек (бастапарда ), которые способны передвигаться во время выбора определенной настройки. Танбур имеет четыре дополнительных ладка (хаспарда 9 ), изготовленных из тонкой древесины, которые приклеиваются непосредственно на деке инструмента10.

4 Автор настоящей статьи является Народным артистом Таджикистана, исполнителем на танбуре, имеет многолетний стаж педагогической работы в средних и высших учебных заведениях Республики Таджикистан.

5 Исходная форма традиционного танбура первоначально была трёхструнной. Однако в современной практике такая форма применяется редко, в основном только певцами классической школы для аккомпанемента себе во время пения.

6 Шайтонхарак (букв. с тадж. шайтон - «чёрт»; харак - «мокрица», «кобылка») - то есть, верхняя («чёртовая») подставка, при помощи которой извлекаются звуки.

7 Харак (букв. с тадж. харак - «мокрица», «кобылка») - нижняя подвижная подставка, при помощи передвижки которой настраивается мензура танбура и устанавливается объективная длина рабочей части мелодической струны инструмента [3, 327\.

8 Бастапарда (букв. с тадж. баста - «навязка»; парда - «ладок») - то есть навязанные ладки на грифе инструмента [3, 45\.

9 Хаспарда (букв. с тадж. хас - «солома»; парда - «ладок») - то есть соломенные ладки. Слово солома в данном случае имеет образное значение. На самом деле этот термин взят из практики игры на дутаре, в

Рисунок 1. Общий вид конструкции танбура

Рисунок 2. Основные компоненты мензуры танбура

Все детали устройства танбура, относящиеся к основным компонентам мензуры, изначально настраиваются и устанавливаются мастерами-изготовителями инструмента. Однако, по существующей традиции, исполнители на танбуре настраивают параметры мензуры индивидуально, чтобы настройка инструмента соответствовала особенностям конкретного исполнителя. В этом аспекте надо отметить, что мастера-изготовители никогда не претендуют на конечный абсолютный строй мензуры танбура. Конструкция инструмента предоставляет возможности изменения настройки, а ее окончательный вариант избирается индивидуально музыкантом.

Л.Г. Коваль, изучая особенности звукового строя дутара11, у которого некоторые «-» 12 детали устройства инструмента по существу идентичны с танбуром , отмечает, что «<...>

котором навязные ладки подобно соломе низки по высоте. На деке дутара устанавливаются дополнительные ладки из соломы, на низком уровне [3, 4, 5].

10 Общий диапазон танбура с дополнительно установленными ладками на деке инструмента составляет в основном две с половиной октавы. Однако в практике встречаются варианты танбура с диапазоном до трёх октав. Об этом пишет Ф.М. Кароматов [6, 735].

11 Дутар (букв. с тадж. ду - «два»; тор - «струны») - то есть двухструнный щипковый музыкальный инструмент, широко распространённый в Центральной Азии. Используется музыкантами как сольный и ансамблевый инструмент, а также как аккомпанирующий для певцов. На дутаре исполняется

в условиях кустарного изготовления инструментов, при отсутствии каких-либо средств объективного определения высоты звука, настройка ладков дутара производилась на слух. Однако расстановка их на грифе инструмента не могла быть хаотичной: слуховая настройка должна была отразить закономерности музыкального языка, в том числе и музыкального строя» [7, 35]. Эти справедливые замечания учёного целиком относятся и к танбуру. Поэтому после того, как инструмент достаётся музыканту, он в первую очередь пытается определить строй и качество его звучания. Затем он переходит уже к дополнительной настройке всех параметров мензуры танбура.

Настройка танбура начинается со струн. Сначала устанавливается высота основного тона, на которую настраивается первая мелодическая струна. Таким тоном исходно является звук G . На практике в зависимости от используемого диаметра и силы натяжения струн основным тоном могут быть также Fis или F. Это связано, с одной стороны, с тембром и эффектом звучания инструмента, а с другой - сочетанием уровня высоты тона с голосовыми особенностями певцов, аккомпанирующих себе на танбуре14. Остальные три струны, выполняющие функцию бурдона, настраиваются в сочетании с мелодической: две крайние струны настраиваются одинаково с мелодической струной, на тон G, а средняя - на кварту или квинту ниже (D или C15). Ввиду того, что средняя струна настраивается значительно ниже первой, естественно, для звучности её диаметр более широкий16.

17 „

Струнодержатели (торгир ) фиксируют натяжение струны, закреплённой на верхней (порожек) и нижней подставках в положенном порядке: первая мелодическая струна располагается отдельно в нижней части, а бурдонирующие - соответственно в верхней части. При этом лоно для мелодической струны в нижней подставке на 2 мм. мельче остальных (рис. 3):

Рисунок 3. Расположение мелодической и бурдонирующих струн на верхней (порожек) и нижней подставках танбура:

1) Верхняя подставка (иштюнхарак); 2) Нижняя подставка (харак).

При изготовлении инструмента мастера уделяют большое внимание длине мензуры

струн между верхней и нижней подставками. В практике у танбура этот показатель бывает 18 „ разным (от 99 до 103 см). В настоящее время, на основе наблюдений автора,

преимущественно используется длина 100 см.19.

преимущественно народная музыка, однако может звучать и классическая музыка шашмаком, как правило, в сочетании с танбуром.

12 Нижняя подставка и ладки у обоих инструментов одинаково подвижные.

13 В работе используются система нотации (буквенное обозначение) Гельмгольца.

14 Необходимо отметить, что певцы часто настраивают танбур под свой голос. В этом случае они выбирают соответствующий диаметр струны, который позволяет извлекать необходимый по высоте тон.

15 Об этом автор подробно пишет в статье «Об определении разновидностей строя танбура и их обозначений» [2, 196-206].

16 По предоставленным сведениям, узбекского мастера-изготовителя Анвара Зуфарова (1976) первая мелодическая струна, вторая и четвёртая бурдонирующие струны имеют одинаковый размер диаметра 0,25 мм, а третья струна, настраивающаяся на кварту или квинту ниже, соответственно имеет объем немного больше - 0,36 или 0,40 мм.

17 Торгир (букв. с тадж. тор - «струны»; гир (от глаг. гирифтан) - «держать») - то есть струнодержатель, который изготавливается из дерева или металла и устанавливается в конце корпуса танбура.

18 По словам мастера Анвара Зуфарова - внука и сына именитых ташкентских изготовителей традиционных инструментов уста Усмана Зуфарова (1892-1980) и уста Мухаммадсиддика Зуфарова (р. 1939) - длина мензуры танбура временами меняется. Стандарт мензуры струн танбура у уста Усмана составлял 103 см., а у

Особое звучание танбура формируется не только за счёт корпуса и верхней его деки, сделанных из тутовой древесины, но и за счёт длины мензуры струны, от которой зависит точность расположения нижней подставки на деке корпуса танбура. Между тем на практике установленная длина мензуры не всегда выдерживается точно (по миллиметрам), поэтому мензура струн инструмента часто устанавливается на слух при помощи сдвига нижней подставки "вперёд-назад" (рис. 4).:

Рисунок 4. Распространённая длина мензуры современного танбура:

Известно, что для получения качественного звучания танбура дека его корпуса изготавливается из тонкого и хорошо высушенного дерева [1, 5]. На ней в вертикальном положении размещается нижняя подставка, которая прижимается четырьмя натянутыми струнами. Для предотвращения внезапной поломки верхней деки инструмента по традиции подставку каждый раз после использования укладывают в горизонтальное положение, а инструмент после того собирают в чехол.

Таким образом, верхняя дека предохраняется от поломки, которая может произойти от внезапного удара извне или нажима (давления) на подставку со стороны самого музыканта. Поэтому настроенный танбур перед тем, как уложить его в чехол, музыканты намеренно расстраивают: сначала расслабляют струны, затем укладывают подставку в горизонтальное положение и помещают её (каждый по-своему) в безопасное для верхней деки место - либо в конце деки корпуса, либо близко к грифу инструмента, между ладками (рис 5.).

Рисунок 5. «Расстроенный» вид обычного танбура

1) подставка в конце деки; 2) подставка между ладками

Вследствие того, что танбур по своему устройству является длинным (107 см.) появились разборные разновидности инструмента, в которых разъединяются три части и помещаются в современный футляр. Первую часть составляет корпус с нижней структурой грифа, вторую - средняя структура и третью - его верхняя колковая часть (см. рис. 6). После использования такого инструмента нужно не только «расстроить», но и разбирать его по частям: сначала отстёгивают все струны и наматывают их вокруг верхней части грифа, рядом с порожком, затем разъединяют и разбирают гриф. Таким образом, этот вид танбура также находится всегда в «расстроенном» виде (рис. 6)20.

уста Мухаммадсиддика уменьшился до 100 см. В настоящее время уста Анвар установил стандарт мензуры 99 см. (Информация получена в личной беседе с Анваром Зуфаровым).

19 Большое влияние на искусство изготовления музыкального инструмента танбура в Центральной Азии оказали известные нам два крупнейших мастера - уста Тоир из Бухары (1883-1953) и уста Усмон Зуфаров из Ташкента [1, 6]. В середине ХХ столетия они создавали и развивали традиционные музыкальные инструменты, в том числе и танбур, экспериментируя с их размерами. Ими были созданы различные по объему танбуры, в которых стандартная длина мензуры, как уже сообщалось, была установлена на 103 см.

20 Разбирающийся на три части танбур сконструирован известным мастером искусства шашмаком, народном гафизом Таджикистана Нериё Аминовым (1916-1998). Данный фотоснимок любезно предоставил нам его сын Рушель Аминов.

Рисунок 6. Разобранный вид танбура из трех частей:

При сборе всех частей танбура и подготовки его к использованию у исполнителей

возникает проблема настройки его мензуры и определения местоположения нижней его

подставки. В современной практике эта проблема решается с помощью флажолета на

первой мелодической струне. На основе звука, извлекаемого флажолетом,

устанавливается местоположение нижней подставки и одновременно определяется длина

21 „ и мензуры струн танбура . Для выполнения этой задачи существует определённый

алгоритм - порядок и способ настройки инструмента. Вначале должны быть правильно

настроены все струны, так как от силы их натяжения зависит точность определения

длины мензуры танбура. Настройка мензуры, как правило, начинается с выяснения и

определения места нижней подставки на деке танбура. От места её нахождения зависит

адекватная величина мензуры и, соответственно, качество звучание инструмента.

Использование флажолета определяется следующими действиями. Сначала,

22

ударом плектра по открытой мелодической струне демонстрируется основной тон (звук G). Затем лёгким прикасанием подушечкой (обычно) третьего безымянного пальца левой руки мелодической струны над уровнем седьмого ладка на грифе и тихим ударом плектра извлекается флажолетом мягкий звук (обертон) на октаву выше основного тона (звук g). Настройка мензуры инструмента осуществляется на слух сверкой чистоты двух этих тонов октавы. Флажолет должен идеально гармонировать со звуком открытой струны (основного тона) инструмента. Если подставка инструмента находится не на своем месте, то такое созвучие не установится. Для создания необходимого гармоничного соотношения нижняя подставка сдвигается вперёд-назад (вверх-вниз), чтобы установить центровку и получить совершенное созвучие двух звуков октавы. Такой способ влечёт за собой определенные сужения или расширения мензуры между верхней и нижней подставками танбура, что позволяет произвести корректировку длины мензуры максимально точно.

Если звук открытой струны в сочетании с флажолетом ощущается низким, следует сужать мензуру посредством сдвига подставки вверх, а если наоборот, соответственно следует её расширять (сдвигом подставки вниз). В любом случае необходимо, чтобы оба звука октавы чётко сочетались и резонировали между собой. Выяснение местоположения подставки на деке танбура следует продолжать до тех пор, пока эти тона не сойдутся, и мензура не определится. Если этого не достичь, инструмент не будет строить и звучать качественно.

В результате, с одной стороны, нижняя подставка находит свое конкретное местоположение на деке инструмента, а с другой - устанавливается реальная длина

21 Часто бывает, что музыканты не могут понять, как правильно настроить мензуру и поэтому местоположения подставки ими определяется условно. У таких музыкантов танбур часто не строит и не звучит.

22 Под понятием открытая струна нами подразумевается не прижатая пальцем к грифу мелодическая струна. К таковым относятся также бурдонирующие струны танбура, которые используются исключительно как открытые.

мензуры мелодической струны танбура между верхней и нижней его подставками, которая может оказаться на самом деле несколько больше или меньше относительно существующих стандартов её длины. В результате проведения такой работы инструмент обретает настройку и хорошее звучание (рис. 7).

Рисунок 7. Настройка и центровка нижней подставки на деке танбура23:

Так как гриф танбура длинный (89 см), а струны натягиваются слабо, подставка инструмента в процессе исполнения может иногда перемещаться вперёд. В этом случае каждый раз исполнителям приходиться передвигать подставку на свое место и заново настраивать. В связи с этим, каждый музыкант по-своему помечает место подставки. Это даёт возможность оперативно восстановить её правильное местоположение на деке во время игры. Иногда рядом с подставкой исполнители аккуратно вставляют (или слегка приклеивают) тонко вырезанную из древесины деталь, которая удерживает её от перемещения.

Мензура танбура также может нуждаться в настройке по другим причинам: 1) при смене струн танбура; 2) при изменении высотного уровня верхней и нижней подставок над грифом; 3) при изменении высотного уровня навязных ладков на грифе24. Всё это отражается на строе мензуры и качестве звучания инструментов25. Для выравнивания уровней подставок над грифом или навязных ладков на грифе танбура требуется вмешательство мастера музыкальных инструментов. Только после того, как недостатки будут устранены мензуру инструмента можно будет надлежащим образом настроить26.

Прежде чем приступить к рассмотрению и решению следующей задачи, напомним особенности построения шкалы танбура: 1) настроечный тон этой шкалы - звук О; 2) звуковысотную основу танбура составляет диатонический звукоряд; 3) общий диапазон танбура состоит из двух с половиной октав ^ - ё2) (рис. 8).

Рисунок 8. Звуковая шкала танбура

Шкала

в (две с половиной октавы) (I2

"" — - -

| ■ м м а ЬМ| ■ ||1г ■11

В современной исполнительской практике разбивка ладков и их распределение на грифе танбура также решается на слух с помощью флажолета. Сначала на открытой

23 Первостепенной задачей музыканта-исполнителя на танбуре является настройка мензуры. Такой способ её настройки в современной практике распространён среди профессиональных музыкантов. В настоящее время этот способ является весьма практичным и повсеместно используемым.

24 Здесь могут проявляться два момента: 1) неровный гриф инструмента; 2) неточно по высоте навязаные ладки.

25 Музыкантам часто достаются инструменты с недостатками, из-за которых они не строят. Молодые неопытные исполнители либо не вникают в причины недостатков инструмента, либо не обращают на это внимания, хотя они прекрасно чувствуют, что инструмент не строит и не даёт необходимого звучания. Естественно по прошествии времени они либо исправляют эти недостатки, либо (чаще) избавляются от такого инструмента и приобретают новый.

26 От уровней подставок над грифом и ладков на грифе зависит качество строя мензуры инструмента, на которые, к сожалению, часто не обращают внимание как современные мастера-изготовители, так и сами исполнители.

мелодической струне извлекается установочный - основной - тон шкалы танбура (звук О). Затем при помощи флажолета посредине мелодической струны над уровнем 7 ладка27 извлекается первый обертон, звучащий на октаву выше основного тона - звук Этот звук делит мелодическую струну на два совершенно равных интервала (октавы) и тем самым определяет место первой созвучной ступени шкалы танбура (см. рис. 9). В музыкальной практике она именуется как рост (букв. с тадж. - «прямой», «правый», «верный») [10]. На основе этой ступени устанавливается место седьмого ладка на грифе танбура, а если он установлен, то посредством сдвига его вперёд -назад в сочетании с обертоном (звуком g) на слух осуществляется настройка и определяется точное местоположение подставки на грифе. В шкале танбура эта ступень обретает особое положение и способна стать основным тоном звукорядной структуры (рис. 9).

Рисунок 9. Первая созвучная ступень (рост) шкалы танбура, определившаяся флажолетом при помощи первого обертона g:

Фл.

Между основным тоном G и верхним (октавным) звуком g при помощи флажолета на уровне четвёртого ладка извлекается второй обертон, определяющий звук ё. Он разделяет октаву на два неравных интервала - квинту и кварту, что выявляет место второй созвучной ступени шкалы танбура (см. рис. 10), именуемой в исполнительской практике как бузург (букв. с тадж. - «великий», «большой») [10]. На основе этой ступени на грифе танбура устанавливается место четвёртого навязного ладка. Посредством его передвижки вперёд-назад данный ладок в сочетании с обертоном (звуком d) на слух настраивается и определяется точное его расположение на грифе. Эта ступень также обретает особое положение в шкале танбура и способна стать основным тоном звукоряда (рис. 10).

Рисунок 10. Вторая созвучная ступень (бузург) шкалы танбура, определившаяся флажолетом при помощи второго обертона с1:

Фл. 2-й обертон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим из вышеприведённого рисунка, по всему диапазону шкалы танбура при помощи флажолета на разных высотных уровнях определяются местоположение тонов g и d, связанных с расположением четвёртого, седьмого, одиннадцатого и четырнадцатого

29

навязных ладков на грифе, а также восемнадцатого деревянного - на деке танбура . В результате все тоны, определившиеся флажолетом между собой, строят консонантные интервалы кварты и квинты. В пределах октавы их соотношение в одном случае устанавливает квинто-квартовый строй, а в другом - кварто-квинтовый. Получается, что

27 Здесь необходимо внести ясность в том, что на грифе традиционного танбура шестой навязной ладок всегда являлся передвижным, настраивающимся. В зависимости от лада той или иной музыкальной композиции он понижался и повышался на полтона верх и вниз. Однако на грифе современного танбура для удобств исполнения без каких-либо передвижек ладка был установлен дополнительный ладок. Он по существу принял на себя функцию настраивающегося ладка на грифе танбура, в связи с чем количество ладков увеличилось. Тем не менее, при счёте ладков он учитывается как дополнительно внесённый.

28 Созвучными автор условно обозначает те ступени звукоряда танбура, в соотношении с которыми воспроизводятся звуки-обертоны.

29 Настройка деревянного ладка, установленного на деке танбура, выполняется при помощи переклеивания.

главные устои диатонического строя шкалы танбура обнаруживаются в исходном положении его звуков-обертонов (флажолетов). Явившись основным тоном, каждый из них способен представлять один из устоев диатонического строя. Обертон g - созвучная ступень рост, представляет квинто-квартовый строй, а обертон ё - созвучная ступень бузург - кварто-квинтовый.

Следующее действие: при помощи флажолета на уровне девятого ладка определяется тон ^ представляющий третью созвучную ступень танбура (см. рис. 11). На основе данного звука устанавливается местоположение девятого ладка на грифе танбура. Таких созвучных ступеней в шкале танбура выявляются ещё две - на уровне второго ладка на грифе и шестнадцатого - на деке инструмента.

Рисунок 11. Третья созвучная ступень шкалы танбура, определившаяся флажолетом при помощи третьего обертона к

Ф.7

З-н обертон

в н ь 1) а2

Таким образом, при помощи звуков-обертонов, извлекаемых флажолетом в шкале танбура, обнаруживаются всего три звука: g, d и ^ которые в результате установили значения трёх созвучных ступеней. На основе этих тонов на слух выполняется настройка ладков на грифе инструмента. Оставшиеся ладки уже настраиваются музыкантами на слух. Слуховая настройка и установка мензуры танбура, в частности, ладков на грифе, естественно, опирается на закономерности музыкального строя, в том числе звуков-обертонов, извлекаемых флажолетом.

Следует отметить, что интервалы секунды и терции в интервальном объеме кварты и квинты в шкале танбура часто строятся несоразмерно. Они в основном выстраиваются в связи с ладоинтонационными особенностями исполняемой на танбуре музыки. Поэтому на грифе танбура, кроме основных тонов, образующих интервалы октавы, кварты и квинты на основе флажолета, остальные строятся на слух в основном в сочетании с ладовыми особенностями исполняемой на нём музыки. В традиционной практике такой строй шкалы танбура именуют табиипарда (букв. с тадж. табии - «натуральный», парда - «ладок», «ступень», «звукоряд», «лад») - что означает натуральный строй или звукоряд.

Результаты акустических измерений Коваля подтверждают, что в живой практике интонирования совершенные консонансы - октавы, кварты и квинты -являются наиболее стабильными, а мелодические, секунды и терции, нет. То есть, способ сужения или расширения мелодических интервалов происходит в пределах кварты и квинты [7, 64-69].

Резюмируя сказанное выше, можно отметить следующее:

1) Настройка длины мензуры между верхней и нижней подставками танбура в современной практике осуществляется на слух при помощи сочетания основного тона

извлекаемого открытой струной, с первым обертоном получаемым флажолетом посередине струны, над уровнем седьмого ладка. При этом слуховая настройка выполняется посредством соответствующего сдвига нижней подставки вперёд-назад на деке танбура для установления полного соответствия октавного звучания.

2) Настройка длины мензуры между ладками и нижней подставкой танбура выполняется также на слух при помощи сочетания звуков-обертонов, извлекаемых

30 Среди узбекских музыкантов иногда используется альтернативный термин ёввойпарда (букв. с узб. ёввой - «дикий»), что буквально означает натуральный лад или звукоряд.

флажолетом над уровнем отдельных ладков (2-го, 4-го, 7-го, 9-го, 11-го, 14-го, 16-го и 18-го) на грифе инструмента. При этом, если ладки на грифе инструмента ещё не установлены, то при помощи извлекаемых на нём обертонов можно их точно установить, а если ладки уже установлены, тогда они могут настраиваться при помощи передвижки их вперёд-назад на слух в соотношении с обертонами. Передвижка ладков позволяет произвести корректировку и максимально точно установить длину мензуры в соотношении с нижней подставкой. Остальные ладки и их интервальные соотношения настраиваются между собой уже на слух, а также в соответствии с ладовыми и интонационными особенностями музыкальных композиций, исполняемых на танбуре.

Литература

1. Абдукаримов М. Танбур, сато и сетор в музыкальной традиции Узбекистана и Таджикистана: Автореферат диссертации на соиск. ... кандидата искусствоведения -Ташкент, 1997. - 19 с.

2. Абдурашидов А.А. Об определении разновидностей строя танбура и их обозначений // Вестник музыкальной науки. 2020. Т.8, № 2 - Новосибирск, - С. 196-206.

3. Абдурашидов А.А. Фарханги тафсирии истилохоти Шашмаком. (Толковый словарь терминов Шашмакома) - Душанбе: Адиб, 2016. - 400 с.

4. Беляев В. М. Музыкальные инструменты Узбекистана. - М.: Госмузиздат, 1933. - 132 с.

5. Беляев В. М. Очерки по истории музыки народов СССР [Текст]: Музыкальная культура Киргизии, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. Вып. 1 - М.: Музгиз, 1962. - 300 с.

6. Кароматов Ф. М. Узбекская инструментальная музыка: наследие. -Ташкент: Изд. лит-ри и иск., 1972. - 360 с.

7. Коваль Л. Г. Интонирование узбекской традиционной музыки.- Ташкент, 1990. - 133 с.

8. Матякубов О.Р. Основы Бухарского Шашмакома: истоки, тексты, теория и практика. - Ташкент: Янги аср авлоди, 2018. - 300 с.

9. Музыкальная Энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш - М.: Сов. энциклоп., 1976. T.3. - 1102 с.

10. Таджикско-русский словарь / Главный редактор Е.Э. Бертельс. - М.: ГИС, 1954. - 790 с.

Abduvali Abdurashidov

Traditional tuning of the tanbur beaker in the modern performing practice of Tajikistan and Uzbekistan

Abstract. The article for the first time discusses the tuning of the tanbur beaker, an auditory method used by musicians in performing practice to clarify and determine the distance between the location of the lower stand on the soundboard and the frets on the neck of the tanbur, taking into account the overtone sounds extracted by the flageolet on the melodic string of the instrument.

Keywords: tanbur, tuning, scale, frets, lower stand, harmonic, sound scale, overtones, melodic string

Сведения об авторе:

Абдували Абдумаджидович Абдурашидов, кандидат искусствоведения, доцент, директор Академии макома, Народный артист Республики Таджикистан

e-mail: [email protected] About the author:

Abduvali Abdumadzhidovich Abdurashidov, Ph. D. in Arts, Associate Professor, Director of the Makom Academy, People's Artist of the Republic of Tajikistan e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.