Научная статья на тему 'Настоящий педагог-воспитатель глазами этнпедагога Г. Н. Волкова'

Настоящий педагог-воспитатель глазами этнпедагога Г. Н. Волкова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАТИВНЫЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONALITY OF THE PEDAGOGUE-EDUCATOR / EDUCATIONAL PROCESS / COMMUNICATIVE AND MENTAL ABILITIES / PEDAGOGICAL ACTIONS / HARMONIOUS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева О. А., Артемьева Ю. В., Чернова О. Е.

В статье рассматриваются идеи и отношение Г.Н. Волкова, основоположника этнопедагогической системы воспитания, к проблеме личности педагога-воспитателя. Геннадий Никандрович говорит о трех самых значимых основных дарах, которые должен развивать настоящий педагог воспитатель, стремящийся эффективно организовать воспитательный процесс это развитие коммуникативных способностей, мыслительных способностей и правильных воспитательных действий. Положительный личный пример, умение налаживать отношения на основе любви и доверия, умение правильно, через гармонию радостей, организовать воспитательный процесс, уважение к личности ребенка всё это народный воспитатель считает важными качествами педагога воспитателя в формировании мировоззрения воспитуемого, в его социализации, а в дальнейшем и в образе жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REAL PEDAGOGUE-EDUCATOR IN THE VISION OF ETHNO-EDUCATOR G.N. VOLKOV

The article deals with the ideas and attitude of G.N. Volkov, the founder of the ethno-pedagogical system of education, to the problem of the personality formation of the pedagogue-educator. Gennady Nikandrovich talks about the three most important basic gifts (abilities) that a real pedagogue educator seeking to effectively organize the educational process should cultivate. They are the development of communication skills, mental abilities and proper educational actions. A positive personal experience, the ability to establish relationships based on love and trust, the ability to organize the educational process efficiently, using the harmony of joys, respect for the personality of the child all this the people's educator considers to be important qualities of the pedagogue educator in the formation of the worldview of the child, in his socialization, and in the future and in the way of life of the child.

Текст научной работы на тему «Настоящий педагог-воспитатель глазами этнпедагога Г. Н. Волкова»

История и культура

УДК 37.02

НАСТОЯЩИЙ ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ

ГЛАЗАМИ ЭТНПЕДАГОГА Г.Н.ВОЛКОВА

О.А. Воробьева, Ю.В. Артемьева, О.Е. Чернова

Аннотация. В статье рассматриваются идеи и отношение Г.Н. Волкова, основоположника этнопедагогической системы воспитания, к проблеме личности педагога-воспитателя. Геннадий Никандрович говорит о трех самых значимых основных дарах, которые должен развивать настоящий педагог - воспитатель, стремящийся эффективно организовать воспитательный процесс - это развитие коммуникативных способностей, мыслительных способностей и правильных воспитательных действий. Положительный личный пример, умение налаживать отношения на основе любви и доверия, умение правильно, через гармонию радостей, организовать воспитательный процесс, уважение к личности ребенка - всё это народный воспитатель считает важными качествами педагога - воспитателя в формировании мировоззрения воспитуемого, в его социализации, а в дальнейшем и в образе жизни ребенка.

Ключевые слова: личность педагога-воспитателя, воспитательный процесс, коммуникативные и мыслительные способности, педагогические действия, гармоническое развитие.

A REAL PEDAGOGUE-EDUCATOR IN THE VISION

OF ETHNO-EDUCATOR G.N. VOLKOV

O. Vorobieva, IU. Artemieva, O. Chernova

Abstract. The article deals with the ideas and attitude of G.N. Volkov, the founder of the ethno-pedagogical system of education, to the problem of the personality formation of the pedagogue-educator. Gennady Nikandrovich talks about the three most important basic gifts (abilities) that a real pedagogue - educator seeking to effectively organize the educational process should cultivate. They are the development of communication skills, mental abilities and proper educational actions. A positive personal experience, the ability to establish relationships based on love and trust, the ability to organize the educational process efficiently, using the harmony of joys, respect for the personality of the child - all this the people's educator considers to be important qualities of the pedagogue - educator in the formation of the worldview of the child, in his socialization, and in the future and in the way of life of the child.

Keywords: personality of the pedagogue-educator, educational process, communicative and mental abilities, pedagogical actions, harmonious development.

Актуальность исследуемой проблемы. Педагогическая деятельность всегда была и остается сложной, требующей от личности педагога - воспитателя настоящей любви к ребенку, большой ответственности и положительного личного примера, так как всё это отражается в формировании мировоззрения воспитанника и в его жизни. Проблема личности педагога - воспитателя остаётся актуальной и на современном этапе. Цель нашего исследования заключается в анализе взглядов этнопедагога Г.Н. Волкова на личность педагога - воспитателя.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ и синтез системы воспитания Г.Н. Волкова, его идеи в аспекте изучаемой проблемы личности педагога -воспитателя в условиях современного образования. В ходе исследования также

использовались интерпретационный метод, абстрагирование и идеализация.

Результаты исследований и их обсуждение. Вопросы воспитания всегда волновали и были предметом особого внимания и обсуждения Волковым Геннадием Никандровичем, академиком РАО, основоположником этнопедагогики как науки. Этнопедагогику он рассматривал всегда с двух, неразрывно связанных, аспектов:

- практический аспект (эмпирический опыт народной педагогики);

- теоретический аспект (аналитическое представление воспитательного опыта народа).

Прежде всего, этнопедагогика обращена к практике и вооружает педагогов - воспитателей действенными педагогическими средствами, методами и приемами, проверенными многовековой практикой воспитания.

Воспитательный процесс, направленный на передачу социокультурного опыта от старшего поколения к подрастающему поколению, создание условий для личностного формирования и социализации в обществе, осуществляется педагогом, обладающим практической и научно -теоретической компетентностью, которые влияют на эффективность и результат педагогической деятельности и указывают на профессиональную подготовленность.

Личность педагога - воспитателя выражается в свойствах и качествах характера педагога, в его личностных установках и приоритетах, в его правильном отношении к воспитанникам и к своей работе, в его культуре общения, в его образе мышления, в его идеалах и в его морально - нравственных поступках.

Организация воспитательного процесса зависит от умения правильно подобрать формы работы, эффективно использовать средства, методы и приемы воспитания; главное в воспитательном процессе - учет и соблюдение закономерностей и принципов воспитания, которые также зависят от личности воспитателя.

В этнопедагогической воспитательной системе основное назначение воспитания - это счастье человека, приходящее через радость, а педагог - воспитатель как субъект воспитательной деятельности - это носитель сознания и самосознания, характеризующийся способностью доставлять радость своим воспитанникам. С этой нелегкой задачей, по мнению педагога-ученого, может справиться воспитатель, обладающий следующими способностями:

- коммуникативными способностями (правильная, благая речь, доброжелательное общение);

- мыслительными способностями (правильное намерение, творческое мышление, умение анализировать, прогнозировать и т.д.);

- способностью педагогически правильно действовать (морально - нравственные поступки, умение находить выход из проблемных ситуаций, личный пример).

Геннадий Никандрович говорит об этих способностях, также как и древнегреческий философ Демокрит, как о природных дарах, плоды которых приносят мудрость - это плоды разума, речи и действия.

Организаторские умения неразрывно связаны с коммуникативными способностями, умением налаживать взаимоотношения с коллегами, воспитанниками и их родителями. В процессе общения педагога - воспитателя с воспитанниками реализуются функции

воспитания, и решаются важные воспитательные задачи.

Издавна в народе говорили, что «словом можно убить, словом можно исцелить». Наш народный педагог Г.Н. Волков придавал огромное значение слову, речи воспитателя: «Слово - самый мощный раздражитель, который может принести человеку не только приятное, но и горе, и слезы... Слово может существенно изменить течение всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Слова, сказанные уместно и своевременно, в связи с какой-либо специально организованной радостью ребенка, умножают её смысловое значение» [3, с.70-71]. Он всегда утверждал мысль о том, что взрослый ни в коем случае не должен раздражаться во время беседы с детьми.

Чтение, рассказывание и изучение с детьми сказок, мифов, притч, былин, пословиц, поговорок, пение песен и разучивание народных игр Геннадий Никандрович считал своеобразным общением с древностью, которое всегда приносит детям радость. В них Г.Н. Волков видел мудрость и живой голос народа, объективные знания, так как народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо не только сегодня, но и потребуется во все времена существования человечества. Педагог - воспитатель должен обладать истинными знаниями (уметь увидеть мудрость и понять ее суть), а в основе пословиц и поговорок, сказок, притчей, мифов заложена глубокая истина, и умение правильно их интерпретировать поможет в привитии навыков понимания сути вещей у подрастающего поколения - это и есть одна из главных целей обучения. В устном народном творчестве можно найти и педагогические наставления, ценные для воспитателя. Например: «Кто мудр? Тот, кто учится у многих». «Особенно большое место в пословицах всех народов занимают практические советы взрослым в воспитании детей, параллельно с ними констатируются результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта», - считал Г.Н. Волков [5, с.289].

Способность педагогически мыслить выражается у педагога - воспитателя в умении анализировать, прогнозировать, проектировать процесс воспитания. Геннадий Никандрович считал, что если педагог называется «инженером детских душ», то следует признать за ним как основную его обязанность - «конструирование многочисленных, богатых содержанием, детских радостей». Правильно спроектированное воспитание прививает у детей стремление и потребность к самовоспитанию, развитию своей

личности, становлению Человеком. Чем многообразнее, содержательнее, общественно значимее и благоразумнее педагогические действия с добрыми намерениями, тем личность педагога - воспитателя духовно богаче, морально и нравственно выше и чище. «Добро по мелочам, добро на каждом шагу...», - говорит Г.Н. Волков.

В книге «Педагогика жизни» Г.Н. Волков пишет о том, что педагог должен, прежде всего, «узнать и понять радости и печали детей, так как в них отражается очень многое - здоровье и болезни, трудолюбие и лень, благородство и подлость, прекрасное и дурное, ум и глупость». Несомненно, если бы каждый педагог был заинтересован судьбой своего ученика, не случилось бы той трагедии, какая произошла в городе Керчь, так как лишь глубоко несчастный ребёнок мог совершить такое ужасное преступление.

В.А. Сухомлинский, которого часто в своих педагогических произведениях цитировал Г.Н. Волков, умел прогнозировать развитие личности и говорил: «Лишенный защитного воспитания, с раной в сердце, которую не заметил воспитатель, эти дети, став взрослыми людьми, часто становятся на путь самых страшных преступлений.» [2]. Учет индивидуальных особенностей детей, личностно -ориентированный подход в проектировании воспитания и в формировании ребенка, можно осуществить, лишь обладая знаниями о природе ребенка, его положительных и отрицательных свойств и качеств характера.

Геннадий Никандрович видел огромную роль педагога и в социализации личности ребенка: «Радость - это социальное явление, в которой проявляются многие стороны человеческой личности: мировоззрение, откровенность, человечность, коллективизм...» [4, с.40]. Он считал, что педагог - воспитатель должен сохранять и передавать позитивный эмоциональный настрой детям, заинтересовать их, сохранять целевые установки, от которых многое зависит, и тем самым привлечь детей к тому, чтобы они приступали к любому делу с желанием и радостным ожиданием. Истинным педагогом может быть только творческая личность, которая способна помочь развивающемуся ребенку. «Они призваны созерцать, вынашивать и отдавать; .рассылать во все стороны свои лучи.», - говорит о творческих людях И. Ильин [8, с.725].

Положительное эмоциональное отношение к любому делу имеет огромное значение, и любое действие, деятельность требуют творческого подхода, бодрости, оптимизма. Г.Н. Волков был

солидарен с В.И. Лениным, который считал, что без эмоции нет и не может быть, никакого человеческого познания истины, и солидарен с древними мудрецами, которые заявляли, что эмоции должны находиться во власти разума. Чем больше педагог вкладывает творчества в воспитание ребенка, тем больше требуется знаний, мудрости педагогу.

Коммуникативные и мыслительные способности проявляются у настоящего педагога

- воспитателя в его педагогических действиях, в нравственных поступках, так как воспитание нравственных качеств у самих детей обеспечивается, как мы уже не раз говорили, лишь положительным примером и разумностью старшего наставника, его любовью к воспитанникам. Смысл деятельности воспитателя

- в создании педагогом открытого пространства любви и правильном проявлении этой любви в чувствах, словах и делах. Отношение педагога -воспитателя с детьми должны строиться на основе доверия и любви. Народный педагог Г.Н. Волков, также как и немецкий социальный психолог Э. Фромм, считает: «Любовь - это активность, а не пассивный аффект, это помощь. », - пишет Э. Фромм [10, с.85].

Для ребенка педагог - воспитатель должен являться одним из главных авторитетов в жизни, быть образцом для подражания, образцом разумно мыслящего человека, выражающегося посредством грамотной, доброй речи и путём совершения благоразумных действий. В такой ситуации воспитателю легко с детьми, так как любое его слово автоматически воспринимается как верное, правильное, потому что ребёнок желает быть хорошим не ради себя, а ради своих родителей, ради своего учителя, так как хороший педагог нередко даже является объектом любви ребенка. Поэтому личности педагога -воспитателя должны быть присущи все те положительные черты, которые никогда не разочаруют ребенка, а будут способствовать привитию навыков и желания к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

Любовь к детям, забота о них делает педагога-воспитателя способным на неимоверные усилия. «Главное для учителя, - пишет Г.Н. Волков, -взволновать чувства своих воспитуемых, оказывая эмоциональное воздействие и заставить их непрестанно радоваться новому. Создание светлой радующей атмосферы, выстраивание доброжелательных отношений, создание устойчивой эмоциональной среды - долг всех воспитателей». Об этом говорит и великий психолог А. Адлер: «Все наше отношение к другому человеку зависит от того, насколько мы

его понимаем, и значит, такое понимание является основой любых отношений в обществе» [1,с.1].

Совестливый, любящий по-настоящему детей, являющийся примером для подражания, обладающий мудростью, и преданный своему делу педагог-наставник должен стоять у руля воспитания. «Яркие примеры всегда обладают большой силой воздействия на поведение и на духовный мир формирующейся личности», -считает учитель начальных классов Ю.В. Артемьева, исследователь этнопедагогической системы воспитания [6, с.4].

Г.Н. Волков сам являлся ярким примером, обладающим разумностью, придерживающимся этнопедагогических воспитательных традиций «всеобщей любви» и руководствующимся самым простым, житейским определением воспитания: «Что такое воспитание? Это пример и любовь», где пример - это внешнее выражение всех положительных свойств и качеств личности педагога - воспитателя, а любовь - внутреннее выражение чувства, то есть «созидательная и животворящая» сила».

Геннадий Никандрович был убеждён в том, что на примере и любви могут быть достигнуты все или почти все цели воспитания. В этом определении он видел абсолютно всё - и сущность воспитания, и содержание воспитания, и методику, и технологию процесса воспитания. А самое главное в этом определении воспитания он видел огромную ответственность воспитателя за разумность своих педагогических действий, общения и мышления, то есть важность личного примера педагога, его авторитета. «Авторитет воспитателя - это особое отношение к нему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств, его порядочности, честности, справедливости, бескорыстии.» [9, с.107].

Даже не вызывает никакого сомнения тот факт, что развитие коммуникативных, мыслительных способностей, творческий подход к делу воспитания позволяют педагогу -воспитателю использовать в практике положительный педагогический опыт народа, те его воспитательные традиции, которые исторически оправдали себя. В своем исследовании Е.К. Иванова, обращаясь к педагогам-практикам, исследователям, всем, кто имеет отношение к воспитанию, считает, что одним из методологических ориентиров формирования профессионального саморазвития могут быть взяты слова Г.Н. Волкова: «народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Когда есть непременная гармония между национальным и интернациональным, то чем больше национального в воспитании, в единстве с интернациональным, конечно, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация» [7, с.122-123].

Настоящий педагог - воспитатель - это хранитель и распространитель благой речи, доброго намерения и морально - нравственных поступков, тех положительных качеств личности настоящего человека, необходимого

развивающемуся обществу. Г.Н. Волков считал, что вне гармонии (правильного мышления, речи и действий) самого педагога - воспитателя, едва ли возможно гармоническое развитие личности ребенка этим педагогом. Без хорошего учителя никакой гармонии, и никакой, тем более, радостной гармонии быть не может.

Педагог - воспитатель должен иметь способность сопереживать, сострадать, радоваться вместе с ребенком, без которой человек - не человек. Подчеркивая эту идею, Г.Н. Волков пишет: «Проклятье учителю, при встрече с которым прекращается здоровый смех детей, сходит улыбка с лица и возникает ситуация, похожая на обстановку перед выносом покойника... Может быть, такой учитель и есть уже живой труп?» [3, с.113]. Гармония радостей должно быть во всём: и в делах, и в словах, и в намерениях воспитателя.

Резюме. Таким образом, исследуя идеи Г.Н. Волкова, не потерявшие актуальности на современном этапе развития образования, мы можем сказать о великой роли личности педагога - воспитателя в контексте воспитания подрастающего поколения. В основе личности настоящего педагога лежат следующие педагогические установки: любить ребенка, способствовать его гармоничному развитию через личный пример, быть сострадательным и совестливым, быть ответственным за судьбу ребенка, влиять на привитие потребности в самовоспитании и саморазвитии.

Развитие коммуникативных и мыслительных способностей, развитие способности правильно педагогически действовать - три составляющие, которыми должен обладать педагог -воспитатель, которые при правильном выстраивании отношений отразятся в образе жизни воспитанника. В педагогической деятельности с детьми возможны трудности и сложности, но конечная цель педагога -воспитателя - это гармония радостей и счастье воспитанников.

Литература:

1. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека / Альфред Адлер; пер. Е.А. Цыпин. - Москва: Академический проект, 2011. - 253 с.

2. Волков Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. -335 с.

3. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т. 1. -460 с.

4. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика / Г.Н. Волков. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. - 263 с.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. -376 с.

6. Воробьева О.А. Идеи нравственного воспитания В.А. Сухомлинского / О.А. Воробьева, Ю.В. Артемьева // Идеи В.А. Сухомлинского в теории и практике» (к 100-летию со дня рождения

выдающегося педагога-гуманиста В.А.

Сухомлинского) / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2018 г.); редкол.: Л.А. Абрамова и др. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 80-83.

7. Иванова Е.К. Г.Н. Волков - ученый-исследователь истоков педагогических знаний, основоположник науки этнопедагогики / Е.К. Иванова // Искусство, культура, образование: методология, теория, практика: сб. науч. статей; под. ред. В.Ю. Арестовой. - Чебоксары: Принт-Люкс, 2016. - 223 с.

8. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения / И.А. Ильин. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998.

- 912 с.

9. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543

а

10. Фромм Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм.

- М., 1995. - С. 80-116.

Сведения об авторах:

Воробьева Ольга Анатольевна (г. Чебоксары, Россия), аспирант кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, e-mail: [email protected]

Артемьева Юлия Васильевна (г. Чебоксары, Россия), учитель начальных классов БОУ ЧР «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» Минобразования Чувашии, e-mail: [email protected]

Чернова Оксана Евгеньевна (г. Чебоксары, Россия), воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27», email: [email protected]

Data about the authors:

O. Vorobyova (Cheboksary, Russia), post-graduate student of Philosophy, Sociology and Pedagogy Department, I. Ulyanov Chuvash State University, e-mail: [email protected]

IU. Artemeva (Cheboksary, Russia), primary school teacher, BOU CR "Cheboksary NOSH, for students with disabilities № 2" Ministry of Education of Chuvashia Cheboksary, e-mail: [email protected]

O. Chernova (Cheboksary, Russia), educator MBDOU "Kindergarten № 27", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.