Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / будущий педагог / физическая культура / mentoring / future teacher / physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Валерия Романовна

Наставническая деятельность направлена на обретение смыслов в профессиональном становлении будущего педагога. При этом следует учесть, что при реализации компетентностого подхода такая модель включает в себя следующие виды педагогической деятельности: организация учебного процесса; преподавание; воспитание и внеучебная деятельность; методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность (в том числе сопровождение обучающихся в этом вопросе); самообразование и повышение квалификации. Новая модель должна включать методологическую рамку цифровизации как интегративного феномена, интегрирующего в себя: цифровой формат, цифровую среду, цифровые ресурсы, цифровую платформу. Реализация выявленных условий по преодолению возникающих проблем потребует от педагогического сообщества организации совместной деятельности, разработки современных практик наставничества как новой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Валерия Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring activities are aimed at gaining meanings in the professional development of a future teacher. At the same time, it should be taken into account that when implementing the competence approach, such a model includes the following types of pedagogical activity: organization of the educational process; teaching; education and extracurricular activities; methodological activities; research activities (including support of students in this matter); self-education and professional development. The new model should include a methodological framework for digitalization as an integrative phenomenon that integrates: digital format, digital environment, digital resources, digital platform. The implementation of the identified conditions for overcoming emerging problems will require the pedagogical community to organize joint activities, develop modern mentoring practices as a new technology.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

3. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя: практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания в 2-х кн. / Б.Ц. Бадмаев. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. - 9-10 с. - ISBN 5-691-00442-5(1)

4. Бачков, И.В. Введение в профессию психолога / И.В. Бачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. - Москва: МПСИ, 2002. - С. 260-269

5. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. - Питер, 2021. - 32 с. - ISBN: 978-5-4461-1469-6

6. Гонеев, А.Д. Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками / А.Д. Гонеев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. -№2 (50). - С. 1-5

7. Глузман, A.B. Технология профессионально-педагогической подготовки студентов университета: системный подход / A.B. Глузман, A.A. Глузман // Гуманитарные науки. -2019. - № 1(45). - С. 43-56

8. Думов, С.Б. Роль педагога в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних / С.Б. Думов // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - №2. - С. 202-207

9. Гфимова, C.B. Изучение представлений подростков 12-14 лет и их родителей о психологическом насилии: сборник трудов конференции. / C.B. Гфимова, В.В. Ковров // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 235-240

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. "...Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. -Москва: Логос, 2000. - 12 с. - ISBN 5-88439-097-1

11. Ковров, В.В. Стимулирование проявления субъектной позиции в процессе освоения курсантами содержания учебных дисциплин профессиональной подготовки в вузе: сборник трудов конференции / В.В. Ковров // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 нояб. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - 96-100 с. - ISBN 978-56040208-4-5

12. Косова, Г.О. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков / Г.О. Косова, B.C. Кубарев, Н.И. Нелюбин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2022. - №2 (89). - С. 190-197

13. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - Москва: Эксмо, 2005. - 416 с. - ISBN 5-699-07426-0

14. Радюкин, Е.Е. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках / Е.Е. Радюкин, O.A. Морозова // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. - 2010. - №2. - С. 228-232

15. Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / K.P. Роджерс - Москва: Прогресс, 1994. - С. 81-100

16. Рослякова, C.B. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика / C.B. Рослякова, Е.Г. Черникова // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - №1 (34). - С. 209-212

17. Щербаков, Г.А. Проблемы психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения / Г.А. Щербаков // Вестник Самарского юридического института. - 2010. - №2. - С. 138-140

Педагогика

УДК 371

студентка Горбунова Валерия Романовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Наставническая деятельность направлена на обретение смыслов в профессиональном становлении будущего педагога. При этом следует учесть, что при реализации компетентностого подхода такая модель включает в себя следующие виды педагогической деятельности: организация учебного процесса; преподавание; воспитание и внеучебная деятельность; методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность (в том числе сопровождение обучающихся в этом вопросе); самообразование и повышение квалификации. Новая модель должна включать методологическую рамку цифровизации как интегративного феномена, интегрирующего в себя: цифровой формат, цифровую среду, цифровые ресурсы, цифровую платформу. Реализация выявленных условий по преодолению возникающих проблем потребует от педагогического сообщества организации совместной деятельности, разработки современных практик наставничества как новой технологии.

Ключевые слова: наставничество, будущий педагог, физическая культура.

Annotation. Mentoring activities are aimed at gaining meanings in the professional development of a future teacher. At the same time, it should be taken into account that when implementing the competence approach, such a model includes the following types of pedagogical activity: organization of the educational process; teaching; education and extracurricular activities; methodological activities; research activities (including support of students in this matter); self-education and professional development. The new model should include a methodological framework for digitalization as an integrative phenomenon that integrates: digital format, digital environment, digital resources, digital platform. The implementation of the identified conditions for overcoming emerging problems will require the pedagogical community to organize joint activities, develop modern mentoring practices as a new technology.

Key words: mentoring, future teacher, physical education.

Введение. В условиях цифровизации экономики становится актуальным разработка новой модели организации педагогической деятельности, адаптация молодых специалистов к специфике образовательной среды. При этом ключевой фигурой трансформации является педагог, особенно возрастает важность роли наставника. Следует закладывать новые характеристики: максимальная гибкость и нелинейность организации образовательного процесса, умение осуществлять информационный поиск и структурирование полученной информации, инициативность, как ресурс человека, формирование ценностей социального капитала, преемственности поколений. Достижение новых результатов, станет возможным, благодаря повышению уровня понимания педагогическим сообществом значимости подготовки педагога к профессиональной деятельности в условиях смены типов культур. Понимание основных целей, результатов и способов их

достижения, педагогическим сообществом, станет эффективным ресурсом позволяющим развивать профессиональный рост педагога. Становится важным выделение из групп педагогических кадров тех педагогов, которые способны стать наставниками на старте карьеры. Наставники помогают будущему педагогу повысить адаптивность к изменениям и специфическим компетентностям поиска, оценки и внедрения инноваций. В данном исследовании наставничество рассматривается как технология, направленная на профессиональное становление будущего педагога физической культуры. Актуализируется значимость подготовки будущего педагога физической культуры, способного обеспечить новое качество образования. Описаны стадии профессионального становления будущего педагога физической культуры и современная практика наставничества, организованная на профессионально-образовательных и предметно-методических площадках.

Изложение основного материала статьи. Запрос на новое качество образования определен Указом Президента в части достижения стратегической цели образования по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования [5]. Возникает проблема - будущий педагог способен ли обеспечить достижение обучающимися новых образовательных результатов? Возможно, ли не используя новые технологии обучения достичь новых результатов образования? Какие новые технологии в подготовке будущего педагога физической культуры актуальны и мотивируют его на непрерывное профессиональное развитие и овладение педагогической профессией на уровне мастерства? Модернизация Российского педагогического образования направлена на обеспечение нового качества образования. В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как технология повышения качества образования, способная обеспечить достижение новых образовательных результатов, как у будущих педагогов физической культуры, так и у обучающихся образовательных организаций; как механизм адаптации молодых педагогов. Необходимы новые модели подготовки, которые учитывают положительный отечественный ресурс и современные вызовы трансформации общества.

Наставничество (тьюторство), которое служит сутью методологии обучения профессиональным навыкам, логично вписывается в систему подготовки педагогических кадров. Его суть - рядом с молодым специалистом должен быть опытный в профессии наставник, готовый вывести его через диалог партнерства на более высокие рубежи науки, открыть новые горизонты своей личностной уникальности, и, как идеальный вариант, превзойти своего педагога в профессии. Именно в этом и состоит принцип прогрессивного развития - выход на новые рубежи науки, практики.

Стратегия развития образования в Российской Федерации до 2025 года актуализируя задачу объединения усилий по реализации единой государственной политики в области образования определяет наставничество в качестве кадровой технологии, обеспечивающей передачу знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника к менее опытному посредством систематической работы [6].

Наставничество - это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей посредством взаимообогащающего общения, основанного на доверии и партнерстве [4]. Профессионал это не просто человек, получивший профильную специальность. Это способность видеть проблемы в окружающем мире и быстро находить пути их решения, восприятие мира как гармоничного, без сбоев функционирующего организма (органического единства). Чтобы этот организм процветал и производил блага, каждый образованный человек должен уметь видеть проблему, я а также оптимальную траекторию разрешения этой проблемы.

Суть наставничества универсальна, она не меняется в зависимости от предмета обучения, возраста его участников или специфики профессиональной среды. Более того, именно аналогия способов подготовки обучающихся и педагогов позволяет более предметно формировать комфортную социально-продуктивную атмосферу для творчества и исследований.

Педагог должен обладать набором компетенций, позволяющих не просто формировать соответствующую образовательно-развивающую среду, но и постоянно развиваться вместе с обучающимися. Только интенсивное саморазвитие может стать стимулом для развивающей среды обучающихся. Иначе педагог автоматически возвращается на стадию дидактики в систему «учительствования», что принципиально не отвечает тенденции инновационного подхода.

Понимание наставничества как процесса отвечает сущности этой области социально-педагогической практики. Наставничество всегда имеет субъект деятельности (наставник), объект (подопечный) и вектор - достижение результата (успешное вхождение в профессию). Как процесс наставничество предполагает соблюдение определённого алгоритма действий, при выполнении которого можно с высокой степенью уверенности получить на выходе новый «продукт». То есть, результат деятельности, отвечающий заложенным на начальном этапе процесса характеристикам.

Рассматривая наставничество с этой позиции можно согласиться с позицией авторов H.A. Васильевой и Л.В. Юрьевой, которые пишут, что «...проблема подготовки молодого специалиста к сложной многофункциональной деятельности - это долгосрочный непрерывный процесс, ориентированный на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных как его личным потребностям, так и квалификационным требованиям» [1]. Однако более корректно в этом случае было бы отметить, что процесс наставничества ориентирован на адаптацию полученных молодым специалистом профессиональных познаний к сфере социальной практики, в которой ему предстоит начать свою трудовую деятельность. Как это сделать лучшим образом и выйти на результат за оптимально короткий временной интервал - именно в этой методологии ему помогает более опытный наставник, знающий специфику обучающей среды.

Важно отметить, что процесс наставничества это субъектный процесс. Отношения в нем формируют профессионализм не только молодого педагога, выступающего в роли объекта наставничества. Молодой специалист оказывает не меньшее значение на мастерство самого наставника. То есть, специфика профессии, среды, психолого-педагогических особенностей участников процесса - все вместе формирует такую уникальную практику, которая при успешном результате должна стать основой технологии наставничества.

Процесс наставничества важен для каждого из участников педагогического процесса и осуществляется синхронно по направлению к открытию новых профессиональных горизонтов и наставника и молодого педагога. Квалифицированный и опытный в образовательной сфере специалист консультирует менее опытного молодого по вопросам образовательного процесса, и одновременно он сам становится подопечным более молодого педагога по вопросам, в которых тот испытывает трудности.

Основной целью наставничества является, с одной стороны, поддержка процесса адаптации, развитие личности, способной успешно и профессионально решать педагогические задачи подопечного, а с другой стороны, подопечный оказывает образовательную поддержку по новым тенденциям, технологиям и т.д. [1].

Каким образом наставник ведет к успеху своего наставляемого? Это и есть методология. Она представлена в комплексе инструментов и методов, использование которых в совокупности с алгоритмом и формирует технологию продуктивного мышления.

Навык, который формируется в процессе обучения: умение видеть «проблемное поле», способность трансформировать теоретическое понимание проблемы в практический план решения цикла задач - это целевой навык, направленный на раскрытие творческого потенциала молодёжи. Навык вырабатывается через алгоритм действий:

• определение проблемного поля, требующего решения;

• выявление противоречия, создающего проблемное поле;

• составление исчерпывающего перечня вопросов по проблеме обозначенного поля;

• анализ значимости вопросов определение ключевых задач;

• определение вектора деятельности.

Формулировка цели - возможность определить план действий. Планирование происходит после постановки задач, каждая и которых является этапом для достижения сформулированной цели. Как правило, те цели, которые не удовлетворяют критериям, не могут быть поставлены для реализации (по крайней мере, на оценочном этапе). Вполне возможно, что они могут быть решены в ином контексте, при глубоком понимании сути проблемы [3].

В контексте обозначенного аксиологического поля возникает потребность сформулировать и новое содержание компетенций педагога физической культуры, субъекта педагогической развивающей среды инновационной модели.

Навыки продуктивного инновационного мышления можно передать в трех основных тезисах:

1. Созидание как ориентация на реальную потребность общества при решении кейсов.

2. Культура личности - это расширение горизонтов мышления, видения проблемы и ответственности за результаты работы.

3. Новаторство по итогам проектной работы как результат личной траектории развития, от определения цели до ее воплощения.

Результатом наставничества по предложенной технологии является то, что молодой педагог проходит весь цикл механизма опредмечивания проблемы в форме инновационного продукта, по итогам прохождения которого формируется завершенная модель полного цикла формирования продуктивного мышления, начиная от стадии определения реальной проблемной зоны, и завершая получением продукта - в качестве способа решения проблемы. Этот метод позволяет:

- освоить технологию построения работы наставника с начинающим педагогом; инструменты и методы достижения целей поставленных в педагогическом процессе;

- уметь анализировать проблемное поле социально-педагогической практики, видеть проблему и трансформировать ее в систему задач, выбирать и способы и методы решения этой проблемы, переносить теоретические знания в практическую деятельность, применять теоретические знания и практические умения для решения прикладных задач;

- владеть навыками практической работы, применять технологии и инструменты для решения реальных, социально-педагогических задач, получать навыки моделирования процессов.

Как правило, анализ наставничества акцентируется на позитивных моментах этого процесса. Не менее важно помнить о системе негласных запретов, позволяющих нивелировать возможные риски процесса. Дэвид Клатербак, профессор и международный эксперт по наставничеству, считает, что эффективность практики наставничества заключается в том, что перечень методических мероприятий образует систему, имеющую цель, структуру, специально сформированные, функционирующие связи и взаимосвязи между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности являются показатели профессионального роста педагога, развития его творческого потенциала, а также рост уровня профессиональных и личностных компетенций наставляемого [2].

Итак, будущее педагогического образования в России во многом зависит от того, сумеет ли отечественное образование сформировать нового будущего педагога как личность, способную обеспечить достижение обучающимися новых образовательных результатов в виде универсальных учебных действий, функциональной грамотности (учебная, информационная, коммуникативная, грамотность в области здоровья и безопасности), адаптации к вызовам глобализации. Новые результаты образования сложно достигаются без новых технологий, таких как наставничество.

Выводы. Наставничество и обучение продуктивному мышлению - это прямая потребность в новом взгляде на общество. Еще древнегреческий философ Платон писал о технократии как цивилизации, управляемой профессионалами. Остается лишь более активно привлекать в систему наставничества молодых педагогов и влиять не только на процесс их профессионального становления, но и на реверсивное воздействие, которое приводит к открытию горизонтов мышления самого наставника. Для педагогов-практиков участие в процессе подготовки будущих педагогов как наставников востребовано, актуально и является ресурсом личностного и профессионального развития, позволяет осмысливать педагогическую деятельность, обновлять ее, осознать и транслировать свои ценности и убеждения.

Для будущих педагогов наставничество позволяет осваивать педагогическую культуру, эффективный инструментарий педагогической деятельности. Наставничество для работодателей становится приоритетом кадровой политики, так как обеспечивает преемственность поколений и опыта, создает вхождение и удержание в профессии и позволяет сокращать и ликвидировать дефицит кадров, развивать профессиональные компетенции и осуществлять качественное изменение педагогической практики для реализации приоритетных задач образования.

Исследование запроса на вовлечение педагогов в процесс подготовки будущих педагогов позволяет определить зоны взаимодействий в образовательном процессе, которые обеспечивают у будущих педагогов появление старших партнеров, позволяют увидеть векторы и перспективы личностно-профессионального становления. Вовлечение педагогов-практиков в процесс подготовки будущего педагога призвано решить следующие задачи: разнообразие профессиональных запросов, ликвидацию профессиональных дефицитов, непрерывном развитии профессионального мастерства и становлении новой педагогической практики, что позволит повысить качество подготовки выпускника педагогического вуза и результативность его вхождения в профессию.

Литература:

1. Васильева, H.A. Точка роста: реверсивное наставничество - повышение профессионального вектора развития педагогов / H.A. Васильева, Л.В. Юрьева // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии: Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; главный редактор Г.А. Кругликова. - Екатеринбург: [б. и.], 2023. - 663 с.

2. Клаттербак, Д. Сильные вопросы для коучей и менторов: практическое руководство / Дэвид Клаттербак; [перевод с английского: Елена Челокиди]. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2016. - 91 с.

3. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под редакцией Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - Москва: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.

4. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: распоряжение Министерство просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145. - URL: https://rulaws.ru/acts/RasporyazhenieMinprosvescheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145/

5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р года. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180402/400951e 1 bec44b76d470aldeda8bl7е988с 587d6/

7. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, O.A. Зайцева [и др.]. - Москва: НАФИ, 2019. - 84 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается специфика управления современной образовательной организацией посредством применения различных инновационных технологий. При этом уделяется внимание IT-технологиям, которые представляют особую важность технического прогресса. Рассматривается организационно-управленческая деятельность в рамках применения таких технологий в процессе внедрения и развития данных технологий в образовательно-воспитательной деятельности современного педагога. Определяются стратегии внедрения и развития IT-технологий в современный образовательный процесс. Результатом исследования стал комплексный аналитический вывод, основанный на проведенном анкетировании, направленный на будущих педагогов, управленцев в сфере образования, а также студентов различных направлений подготовки.

Ключевые слова: IT-технологии, технический прогресс, студенты различных направлений подготовки.

Annotation. The article discusses the specifics of managing a modern educational organization through the use of various innovative technologies. At the same time, attention is paid to IT technologies, which are of particular importance for technological progress. Organizational and managerial activity within the application of such technologies in the process of introduction and development of these technologies in the educational and educational activities of a modern teacher is considered. Strategies for the introduction and development of IT technologies in the modern educational process are determined. The result of the study was a comprehensive analytical conclusion based on the survey conducted, aimed at future teachers, managers in the field of education, as well as students of various fields of training.

Key words: IT technologies, technical progress, students of various fields of training.

Введение. Система образования предусматривает проявление особого интереса к себе со стороны различных смежных структур, которые дополняют и расширяют ее возможности как в функциональном, так и деятельностном планах. При этом сама образовательная структура также оказывает влияние на социальные институты, как и они на нее, что иллюстрирует принцип цикличности и тесной взаимосвязи всех элементов социокультурного пространства между собой. Так, будучи структурой гибкой и поддающейся изменениям, образование постоянно нуждается в пополнении базы возможностей оказания влияния на социум. Важными инструментами при этом являются продукты технического и информационного прогресса, которые представляют собой активные механизмы управления социальным мышлением.

При этом современные информационные технологии представляют собой на сегодняшний день не только инструменты, которые дополняют и обогащают систему образования, а также многие её структурные элементы по типу научно-образовательного знания, но и являются регулятором новых порядков знания его определенных структур. Информационные технологии в социальном плане открывают возможности для расширения и обогащение виртуального пространства, в рамках которого реализовывается виртуальная коммуникация. Отношение к этому представителей различных социальных институтов разнится, поскольку виртуальное пространство подходит не для всех. Однако образовательная структура проявляет особый интерес применения подобных технологий в организации и управлении образовательным процессом, что актуализирует исследование их влияния на все виды образовательного процесса. Кроме того, внедрение таких технологий в образовательную среду обусловливается модернизацией всех других сфер. Дело в том, что образование тесно связано со всеми социальными институтами, существующими на сегодняшний день [1]. Связь необходимо поддерживать регулярно и продуктивно и для этого необходимо использовать технологии информационного характера. Важно понимать, что как и любые другие, IT обладают рядом преимуществ и недостатков, которые необходимо учитывать при выборе тех или иных элементов.

Главными недостатками внедрения IT технологий являются:

- затраты на регулярное обновление оборудования, программного обеспечения, обучение сотрудников. При этом затраты отражаются и в значительном ограничении внешнего финансирования со стороны государства. Управленцу образовательной организацией необходимо понимать, что технические средства, даже самые актуальные, нуждаются в обновлении и дополнении. Они преследуют цель регулярного пополнения технической и информационной базы мирового технического потенциала. В связи с этим особенное внимание нужно уделять затратам;

- барьеры, существующие в психологии некоторых участников образовательного процесса, которые проявляются в виде недостаточной конфиденциальности, а также боязни технологий. Важнейшим психологическим барьером является недостаточный уровень теоретических и практических знаний информационного характера. Управленец должен ориентироваться на модернизацию образования и педагогического состава, который должен способствовать этой модернизации посредством применения новейших знаний и умений в рамках организации образовательного процесса;

- отсутствие или нехватка навыков в работе с подобными технологиями, а также низкая цифровая грамотность у педагогического коллектива. Здесь важно понимать, что подобные технологии должны быть направлены не только на совершенствование организационно-управленческой деятельности в образовательном процессе, но и в обогащении педагогического коллектива новейшими знаниями, а также предоставление ему возможности для повышения квалификации и цифровой грамотности.

Целью настоящего исследования было определение существующих проблем в сфере применения IT-технологий, исследование существующих стратегий внедрения таких технологий в организационно-управленческий механизм учебного заведения, а также разносторонняя аналитика опыта применения таких технологий на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.