Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

241
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатович Владлен Константинович, Веселова Дарья Валерьевна, Горбачева Ольга Васильевна, Дубовая Оксана Ивановна

Введение. Статья посвящена проблеме обоснования моделей наставничества, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации образования. Наставничество рассмотрено как функция поддержки более молодыми коллегами опытных педагогов, осваивающих новые возможности цифровой среды для выполнения требований Федеральных государственных стандартов общего образования. Необходимость обоснования новых моделей наставничества в условиях цифровизации образования связана с тем, что цифровая образовательная среда представляет собой становящуюся педагогическую реальность, в которой прежние модели наставничества недостаточно эффективны. Цель статьи - научное обоснование субъект-субъектной концептуальной модели наставничества как формы совместной деятельности молодых и опытных педагогов осуществляемой в условиях становящейся цифровой среды. Методы исследования : исследование проведено с помощью методов анализа психолого-педагогической литературы, системного анализа и синтеза, изучение и обобщение педагогического опыта и имитационного моделирования. В работе проведен сравнительный анализ традиционной модели наставничества и предлагаемой авторами субъект-субъектной модели. Гипотеза исследования : процесс адаптации педагогов к осуществлению образовательной деятельности в цифровой среде эффективен, если наставничество осуществляется в форме субъект-субъектного взаимодействия. Результаты и обсуждение . Результаты и обсуждение. Рассмотрены основные подходы к пониманию сути и организации наставничества в образовательном процессе. Охарактеризованы различия традиционной модели наставничества, понимаемого как трансляция опыта старших специалистов молодым поколениям профессионалов, и инновационной модели, реализуемой как субъект-субъектное взаимодействие молодых и опытных педагогов в неопределенных ситуациях становящейся реальности. Цифровизация образования рассмотрена как новая педагогическая реальность, востребующая субъект-субъектные модели наставничества. Выводы и заключение . Установлено, что субъект-субъектная модель наставничества приводит к изменению педагогических подходов, адаптированных к повышению усвоения материала учащихся школ в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатович Владлен Константинович, Веселова Дарья Валерьевна, Горбачева Ольга Васильевна, Дубовая Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MENTORING MODEL IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Introduction . The article is devoted to the problem of substantiating mentoring models that ensure the effectiveness of the professional activities of teachers in a digital environment. Effective adaptation of a young specialist to the conditions of an educational organization is possible when creating an effective mentoring model in this institution. Mentoring is considered as a function of supporting experienced teachers by younger colleagues in the process of transition to the digitalization of the educational process. The goal is the scientific substantiation of the subject-subject conceptual model of mentoring as a form of joint activity of young and experienced teachers carried out in the emerging digital environment. Research methods: the study was carried out using the methods of analysis of psychological and pedagogical literature, system analysis and synthesis, the study and generalization of pedagogical experience and simulation. The paper presents a comparative analysis of the traditional mentoring model and the subject-subject model proposed by the authors. Research hypothesis : the process of adaptation of teachers to the implementation of educational activities in the digital environment is effective if mentoring is carried out in the form of subject-subject interaction. Results and discussion . The main approaches to understanding the essence and organization of mentoring in the educational process were considered. The differences between the traditional mentoring model, understood as the transfer of older professionals' experience to younger generations of professionals, and the innovative model, implemented as a subject-subject interaction between young and experienced teachers in uncertain situations of becoming reality, were characterized. The digitalization of education is considered as a new pedagogical reality that requires subject-subject models of mentoring. Conclusions and conclusion. It has been established that the subject-subject model of mentoring leads to a change in pedagogical approaches adapted to improve the assimilation of the material of school students in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Наставничество Mentor ship

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-192-208 УДК 37:377(378)

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Владлен Константинович Игнатович

Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X E-mail: vign62@mail.ru

Дарья Валерьевна Веселова

Кубанский государственный университет

Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России,

ORCID ID: https://orcid.org/ 0000-0002-1199-7550 E-mail: veselovadv@ksma.ru

Ольга Васильевна Горбачева

Кубанский государственный университет ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6297-2310 E-mail: g0r.gorbacheva@yandex.ru

Оксана Ивановна Дубовая

Кубанский государственный университет ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1111-5183 E-mail: ksu0510@mail.ru

Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме обоснования моделей наставничества, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации образования. Наставничество рассмотрено как функция поддержки более молодыми коллегами опытных педаго-

г. Краснодар, Россия

гов, осваивающих новые возможности цифровой среды для выполнения требований Федеральных государственных стандартов общего образования. Необходимость обоснования новых моделей наставничества в условиях цифровиза-ции образования связана с тем, что цифровая образовательная среда представляет собой становящуюся педагогическую реальность, в которой прежние модели наставничества недостаточно эффективны.

Цель статьи - научное обоснование субъект-субъектной концептуальной модели наставничества как формы совместной деятельности молодых и опытных педагогов осуществляемой в условиях становящейся цифровой среды. Методы исследования: исследование проведено с помощью методов анализа психолого-педагогической литературы, системного анализа и синтеза, изучение и обобщение педагогического опыта и имитационного моделирования. В работе проведен сравнительный анализ традиционной модели наставничества и предлагаемой авторами субъект-субъектной модели.

Гипотеза исследования: процесс адаптации педагогов к осуществлению образовательной деятельности в цифровой среде эффективен, если наставничество осуществляется в форме субъект-субъектного взаимодействия. Результаты и обсуждение. Результаты и обсуждение. Рассмотрены основные подходы к пониманию сути и организации наставничества в образовательном процессе. Охарактеризованы различия традиционной модели наставничества, понимаемого как трансляция опыта старших специалистов молодым поколениям профессионалов, и инновационной модели, реализуемой как субъект -субъектное взаимодействие молодых и опытных педагогов в неопределенных ситуациях становящейся реальности. Цифровизация образования рассмотрена как новая педагогическая реальность, востребующая субъект-субъектные модели наставничества.

Выводы и заключение. Установлено, что субъект-субъектная модель наставничества приводит к изменению педагогических подходов, адаптированных к повышению усвоения материала учащихся школ в современных условиях.

Ключевые слова: наставничество, субъект-субъектное взаимодействие, цифровая среда, образовательный процесс

Для цитирования: Игнатович В.К., Веселова Д.В., Горбачева О.В., Дубовая О.И. Трансформация модели наставничества в общеобразовательной школе в условиях цифровизации образования // Педагогика: история, перспективы. 2023. Том . 6. № 1-2 С. 192-208 Б01: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-192-208

TRANSFORMATION OF THE MODEL OF MENTORING IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Vladlen K. Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X E-mail: vign62@mail.ru

Daria Valerievna Veselova Undergraduate Kuban State University Cand. farm. Sciences Kuban State Medical University

Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/ 0000-0002-1199-7550 E-mail: veselovadv@ksma.ru

Olga Vasiljevna Gorbacheva

Undergraduate Kuban State University ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6297-2310 E-mail: g0r.gorbacheva@yandex.ru

Oksana Ivanovna Dubovaya

Undergraduate Kuban State University ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1111-5183 E-mail: ksu0510@mail.ru

Annotation. Introduction. The article is devoted to the problem of substantiating mentoring models that ensure the effectiveness of the professional activities of teachers in a digital environment. Effective adaptation of a young specialist to the conditions of an educational organization is possible when creating an effective mentoring model in this institution. Mentoring is considered as a function of supporting experienced teachers by younger colleagues in the process of transition to the digitalization of the educational process.

The goal is the scientific substantiation of the subject-subject conceptual model of mentoring as a form of joint activity of young and experienced teachers carried out in the emerging digital environment.

Research methods: the study was carried out using the methods of analysis of psychological and pedagogical literature, system analysis and synthesis, the study and generalization of pedagogical experience and simulation. The paper presents a comparative analysis of the traditional mentoring model and the subject-subject model proposed by the authors.

Research hypothesis: the process of adaptation of teachers to the implementation of educational activities in the digital environment is effective if mentoring is carried out in the form of subject-subject interaction.

Results and discussion. The main approaches to understanding the essence and organization of mentoring in the educational process were considered. The differences between the traditional mentoring model, understood as the transfer of older professionals' experience to younger generations of professionals, and the innovative model, implemented as a subject-subject interaction between young and experienced teachers in uncertain situations of becoming reality, were characterized. The digitalization of education is considered as a new pedagogical reality that requires subject-subject models of mentoring.

Conclusions and conclusion. It has been established that the subject-subject model of mentoring leads to a change in pedagogical approaches adapted to improve the assimilation of the material of school students in modern conditions.

Key words: mentoring, subject-subject interaction, digital environment, educational process.

For citation: Ignatovich V.K., Veselova D.V., Gorbacheva O.V., Dubovaya O.I. Transformation of the mentoring model in a general education school in the context of digitalization of education // Pedagogy: history, perspectives. 2023. V. 6. № 1-2 P. 192-208. (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-192-208

Система (целевая модель) наставничества позволит скоординировать развитие практик наставничества с внедрением новой квалификационной категории «педагог-наставник».

«Наступивший учебный год - это время эффективного внедрения технологии наставничества в практическую реализацию стратегии развития воспитания на основе рабочих программ воспитания... »

Файн Татьяна Анатольевна - к. п. н., доц., завотделом педагогического менеджмента ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Еврейской

автономной области».

Цифровое наставничество - перспективный формат взаимодействия учителя и ученика, который в ходе личностного общения позволяет на новом уровне решать задачи обучения и воспитания современных школьников - представителей цифрового поколения.

Введение

В настоящее время устойчивое социально-экономическое развитие нашей страны может быть обеспечено стабильным отечественным производством, внедрением инновационных технологий, а также развитием научных исследований и системы образования [1].

Согласно национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» неотъемлемой частью развития системы образования, является цифровизация образовательного процесса [2].

По мнению В.М. Гребенниковой, О.В. Гребенникова, М.А. Угланова, цифровизация образования ориентирована на реорганизацию образовательного процесса и переосмысление роли педагога в данном процессе, что также приведет к повышению доступности информации и возможности к более глубокому изучению предметов за счет технологий виртуальной реальности и применения цифровых тренажеров [3].

С введением нового «Закона об Образовании в РФ», новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Профессиональных педагогических стандартов опытные педагоги столкнулись с необходимостью реализации траектории - «образование через всю жизнь» - все это вместе требует от педагога нового качества в его деятельности [Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ. -

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.09.2020)].

В связи с активным внедрением цифровизации в сфере образования современному педагогу не имеющему опыт и стаж работы необходимо уметь быстро включаться в стремительно меняющуюся образовательную ситуацию, в предельно сжатые сроки пройти адаптацию и приспособиться к возникшим перед ним условиям в выбранной профессии.

Как подчеркивают в своих исследованиях В.М. Гребенникова и Т.В. Новикова, цифровизация образования охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Необходимо использовать продвинутые технологии обучения для того, чтобы вписаться в новую формирующуюся цифровую систему [4]. Необходимо «реализовывать свой личностный потенциал в открытом образовательном пространстве, предполагающем совершенствование существующих и формирование новых компетенций». Это происходит благодаря различным формам наставничества [5]. С помощью этой технологии, основанной на доверии и партнерстве, можно передавать опыт, знания, формировать навыки, благодаря неформальному взаимодействию и общению.

Целью данного исследования выступает научное обоснование субъект-субъектной концептуальной модели наставничества как формы совместной деятельности молодых и опытных педагогов, осуществляемой в условиях становящейся цифровой среды.

В современную школу активно внедряются разнообразные педагогические технологии, а в первую очередь, цифровые. Е.В. Игнатьева, Н.Д. Базарнова, С.И. Поздеева в своей работе отмечают, что «зачастую этот процесс развивается стихийно в условиях нестабильности, неоднозначности, сложности выбора и, вследствие этого, неуверенности педагогов старшего поколения в своих силах. Молодое поколение преподавателей сегодня во многом говорит «на другом языке», который родился вместе с ними в результате технической революции. Поэтому в современном образовании также обращается внимание на сокращение разрыва между поколениями с целью наиболее эффективного взаимодействия» [6, 7].

Разновозрастной обмен опытом на основе набора алгоритмов деятельности может стать частью общей стратегии профессионального развития. Преподаватели старшего поколения пробуют овладевать информационно -коммуникационными технологиями - это и видеоконференции, и платформы для дистанционного обучения, и т.д., использовать на практике новые элементы игровых технологий, требующих сформированности, технических навыков, обладателями которых являются более молодые преподаватели [8].

На эту тему существуют работы многих известных ученых. Например, проблемы цифровизации школьного образования в современных условиях отражены в работах В.М. Гребенниковой [3, 4].

По мнению А.В. Блинниковой, наставник - это человек, который готов делиться своим опытом с менее опытными людьми [9].

Наставничество в системе отечественного образования рассмотрено также в работах С.Г. Антипина [10].

Основные процедуры наставничества выделяли О.Н. Шилова, М.Г. Ермолаева, Г.Р. Ахтиева - это, по их мнению, инструктаж, объяснение и развитие [11].

Психолого-педагогическое и информационно-методическое сопровождение молодого учителя, а также его профессиональная социализация изложены в трудах Е.Ю. Илалтдинова, И.Ф. Фильченкова и С.В. Фролова, Г.Б. Андреева и Л.К. Зубцов, В.К. Игнатович, В.В. Дин [12, 13].

В зарубежных исследованиях А. Смит рассматривает менторинг, в котором содержится не только поддержка, но и создаются определенные условия для прогресса [14].

К. Фэрбэнкс, Д. Фридман и К. Кан определяют наставничество над молодыми педагогами как комплексное взаимодействие между ментором и мен-ти, направленное на достижение профессиональных целей в контексте возникающих обстоятельств [15].

В исследованиях Т.А. Бороненко, В.С. Федотовой приведен перечень определений наставничества зарубежными учеными D.D. Law, K. Hales, D. Busenbark (Law, 2020; Hales, 2020; Busenbark, 2020, с. 29 - 30) (Таблица 1) [5, с. 36].

Материалы и методы

Исследование проведено с помощью методов анализа психолого-педагогической литературы, системного анализа и синтеза, изучения и обобщения педагогического опыта и имитационного моделирования. В работе проведен сравнительный анализ традиционной модели наставничества и предлагаемой авторами субъект-субъектной модели.

Гипотеза исследования: процесс адаптации педагогов к осуществлению образовательной деятельности в цифровой среде эффективен, если наставничество осуществляется в форме субъект-субъектного взаимодействия.

Результаты исследования

Существует несколько подходов к рассмотрению системы наставничества как социальный феномен, социальный институт, система, процесс, инструмент, технология, механизм, ресурс, форма, метод, способ, как компонент педагогического взаимодействия (вид деятельности). В классическом понимании наставничество вводится для оказания методической помощи молодым специалистам и вновь назначенным учителям, имеющим опыт работы не более трех лет. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста (учителя) необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности [16].

Традиционно наставничество в системе отношений «учитель - учитель» рассматривают «кадровую технологию», связанную с обменом знаниями, профессиональными умениями между опытным педагогом и молодым учителем. «Основная цель наставничества в системе «учитель - учитель» - повышение качества профессиональной деятельности молодого педагога, в том числе нивелирование проблем, возникших у молодого специалиста в части преподавания, а также взаимодействия в коллективе для создания комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.» [17]. ... «Наставничество в сфере образования является своего рода миссией по отношению к наставляемому. В процессе деятельности наставник передает определенные свои качества - духовные, физические, интеллектуальные, а иногда даже и материальные.» [17, с. 17].

Таким образом, «чтобы осуществлять наставническую деятельность, недостаточно быть высококвалифицированным педагогом со своей сложившейся системой педагогической деятельности, с использованием цифровых технологий, необходимо развивать творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы,

осуществлять межличностное общение, обмен опытом, собственными разработками» [18].

Позитивным методом наставничества между молодыми педагогами, владеющими цифровыми технологиями и способными выступать наставниками для более возрастных коллег, является субъект-субъектное взаимодействие в процессе наставничества. Наставничество - это форма совместной деятельности молодых и опытных педагогов. Это взаимодействие между двумя субъектами образовательных отношений (педагог - педагог). При этом наставником выступает тот, кто младше по возрасту, но более компетентен в том или ином вопросе.

Переход школьными учителями на цифровизацию образовательного процесса предполагает реализацию принципиально новых подходов и иных видов деятельности, отличающиеся от устоявшихся традиционных форм. В связи с чем «возрастает актуальность овладения новыми приемами работы, приводящими к повышению качества образовательного процесса. Последовательное и правильное выполнение операций, в рамках цифровизации возможно только в том случае, если в образовательном учреждении сформирована система корпоративного обучения, одной из форм которой, является наставничество» [18].

Осуществление наставничества является сложной задачей, решение которой возможно при соблюдении ряда требований к его организации, как со стороны наставника, так и со стороны наставляемого. В традиционной системе представлений о наставничестве, осуществляемой в известных и достаточно определенных ситуациях, обычно используется модель, в которой опыт более старшего субъекта становится образцом для младшего. Данная модель состоит из 4 этапов:

- показать;

- рассказать;

- проконтролировать;

- закрепить.

На этапе «показать» наставник показывает свой опыт. На этом этапе наставляемый должен увидеть ценность предложенного опыта как средства повышения качества преподавания дисциплин.

На следующем этапе «рассказать» - наставник проводит обучающие мероприятия, пошагово показывает методику осуществления цифровых образовательных мероприятий, дает задание на самостоятельное выполнение наставляемому. Важно отметить, что на этом этапе происходит взаимодействие двух

педагогов, где более молодой коллега осваивает опыт реализации традиционных подходов, а старший коллега может поделиться многолетним педагогическим опытом, помочь проанализировать возникающие профессиональные затруднения. Опытный коллега должен чувствовать свою важность и востребованность у молодых коллег, именно при таком взаимодействии могут сложиться продуктивные взаимоотношения.

Этап контроля характеризуется разбором что получается, а что нет, исходя из чего, наставник дает дополнительные рекомендации.

Второй и третий этап могут повторяться несколько раз, по мере овладения дополнительными навыками цифровизации образовательного процесса. По завершению третьего этапа, как наставнику, так и наставляемому необходимо привести рефлексию. Где, наставник оценивает образовательный результат и формирует цели и задачи для перехода на этап «закрепление», а наставляемый анализирует степень освоения предложенного опыта и повышение качества осуществляемого образовательного процесса.

Четвертый этап закрепления может содержать совместное составление алгоритмов действий по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса.

Однако, для успешного внедрения модели «субъект-субъектного» наставничества, необходимо опираться на ряд условий (Рисунок 1).

Принципиально иной выглядит модель наставничества, осуществляемого в условиях становящейся, новой педагогической реальности, которая в нашем случае сопряжена с освоением возможностей цифровой образовательной среды. В этом случае фактически исключается возможность репродуктивного воспроизведения, как опытными, так и молодыми педагогами уже известных образцов педагогической деятельности, соответствующих обычной, то есть «нецифровой» образовательной среды. Предметом их совместного поиска становятся новые виды деятельности, реализуемые в цифровой среде и обеспечивающие достижение новых образовательных результатов. В концепции нашего исследования предложена модель, основанная не на трансляции уже оформившегося педагогического опыта, а на совместном поиске молодых и опытных педагогов, не реализованных ранее ресурсов, которые могут быть обнаружены именно в цифровой образова-

« ТЛ «

тельной среде. В данной модели опыт, как опытного, так и начинающего педагога, в большей степени адаптированного к условиям цифровой образовательной среды, выступает предметностью их субъект-субъектного диалога, направленного на выявление ранее неизвестных образовательных ресурсов поддержки новых видов образовательной деятельности учащихся.

1. Адаптация. Определение целей взаимодействия, выстраивание взаимоотношений.

2. «Субьект-субьектное» наставничество. Формирование и корректировка необходимых для реализации образовательного поцесса цифровых компетенций.

3. Рефлексия. Оценка развития цифровых навыков. Определение перспективных направлений развития.

4. Анализ полученных результатов, определение уровня сформированности компетенций.

Рисунок 1. Схема внедрения и применения «субъект-субъектного» наставничества в условиях цифровизации образовательного процесса

Figure 1. Scheme of implementation and application of "subject-subject" mentoring in the context of digitalization of the educational process

Источник: составлено авторами статьи.

Source: compiled by the author of the article.

Важно отметить, что на первом этапе, в данном процессе личность наставника играет ключевую роль в достижении положительных эффектов. Наставник должен не только иметь цифровые навыки, но и уметь правильно и своевременно донести их до обучаемого сотрудника. У наставника должно быть следующие компетенции:

- ответственность,

- целеустремлённость,

- отзывчивость,

- терпение,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- чувство такта,

- коммуникабельность,

- высокая самоорганизация.

На втором этапе осуществляется процесс «субъект-субъектного» наставничества в условиях цифровизации образовательного процесса. Целью такой формы наставничества является успешное развитие цифровых компетенций у более опытных педагогов и закрепление на месте работы должности учителя молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

На третьем этапе оба субъекта процесса наставничества рефлексируют новообразования своего профессионального педагогического сознания, связанные с обретением опыта освоения становящейся цифровой образовательной реальности, в котором содержания прежнего опыта выступают лишь предпосылками освоения новых компетенций.

На четвертом этапе взаимодействие молодого и опытного педагога направлено на определение новых направлений педагогического поиска с учетом осмысления новыъ возможностей цифровой образовательной среды как зоны ближайшего развития педагогической системы школы.

Выводы и заключение

В ходе проведения исследования были охарактеризованы особенности деятельности молодых и опытных педагогов в реализации субъект-субъектной модели наставничества в процессе перехода к цифровизации образовательной деятельности опытными педагогами. Доказано, что субъект-субъектная модель наставничества более эффективна в условиях становящейся цифровой среды, чем иные представленные в практике модели.

Главное во взаимоотношениях старшего и молодого поколения - не делить территорию и сферы влияния, а сотрудничать, ведь всеми педагогами движет одна цель.

Разработана «субъект-субъектная» модель наставничества, обоснованы ее основные компоненты:

- совместно осуществляемый проблемно ориентированный анализ практики образования, не основанной на использовании специфических возможностей цифровой образовательной среды;

- постановка новых образовательных целей, отвечающих требованиям современности, достижение которых в обычных условиях не представляется осуществимым;

- разработка новых моделей образовательного процесса, основанного на использовании особых возможностей цифровой образовательной среды;

- взаимообмен опытом и определение сфер персональной ответственности молодых и опытных педагогов;

- совместная апробация проектов обновленного образовательного процесса, осуществляемого в условиях цифровизации;

- рефлексия новообразований профессионального опыта.

Установлено, что субъект-субъектная модель наставничества приводит к изменению педагогических подходов, адаптированных к повышению усвоения материала учащихся школ в современных условиях.

В «Методических рекомендациях по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образователь-

ных организациях» говорится о создании «единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Система) в рамках национального проекта «Образование» (с учетом изменений и дополнений 2020 и 2021 гг.)»... «Система (целевая модель) наставничества позволит скоординировать развитие практик наставничества с внедрением новой квалификационной категории «педагог-наставник».. На сегодняшний день создаются «центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с целью осуществления тью-торского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников в образовательных организациях» (Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях - Мой профсоюз, №2 от 13 января 2022).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Шаповалова О.Н. Преимущества и риски цифровизации школьного образования глазами педагогов и родителей: аналитический обзор / Научное обозрение. Педагогические науки. - 2022. - № 1. - С. 49 - 54.

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

3. Гребенникова В.М. Актуальные проблемы цифровизации школьного образования в современных условиях / В.М. Гребенникова, О.В. Гребенников, М.А. Угланов // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания технологии, экономики, дизайна и ОБЖ в условиях цифровизации образования. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Науч. редактор Н.В. Зеленко, отв. редактор И.В. Герлах. - 2020.

- С. 22 - 27.

4. Гребенникова В.М., Новикова Т.В. К вопросу о цифровизации образования / В.М. Гребенникова, Т.В. Новикова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2019. - Том. 11. - №5. - с. 158 - 165. https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3424

5. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - №4 (115). - С. 33 -44. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-33-44

6. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6,

- №2. - С.1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1

7. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 2.- С. 87-91.

8. Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов Номер: 1 (62) -2020 - с. 88 - 93 https://elibrary.ru/item.asp?id=42751776

9. Блинникова А.В. Рекомендации по формированию профессиональных компетенций в системе подготовки бакалавров «Управление персоналом» посредством наставнической деятельности / А.В. Блинникова, М.В. Большедворская, М.В. Кузнецова // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. -№3 (40). DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-148-161

10. Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород. - 2011. - 30 с.

11. Шилова О.Н. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей / О.Н. Шилова, М.Г. Ермолаева, Г.Р. Ахтиева // ЧиО. - 2018. - №4 (57). - С. 202 - 209.

12. Илалтдинова Е.Ю. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога / Е.Ю. Илалтдинова, И.Ф. Фильченкова, С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. -2017. - №3. - C. 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-2

13. Дин В.В. Наставничество как средство формирования готовности молодого педагога к развитию одаренности обучающихся

/ В.В.Дин, В.К. Игнатович / Педагогика: история, перспективы. -2022. - Т. 5. - №3. - С. 72 - 88. https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/249

14. Щедровицкий П.Г., Кузнецов Ю.В. Адам Смит о разделении труда // Вопросы философии. - 2016. - №5. - С. 27 - 38.

15. Фролова С.В., Базарнова Н.Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий File :///C :/Users/Xxx/Downloads/Nastavnichestvo-I-Mentorrng-AnaHz-Ponyatiy.Pdf

16. Мазурова Е.Г. Обзорная информационно-методическая статья, - ведущий эксперт проектного управления АУ «Институт развития образования». Наставничество, как стратегия непрерывного развития. 18.12.2019.

17. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д.Ф. Ильясов, В.В. Кудинов, Е.А. Селиванова [и др.]. - Челябинск: ЧИППКРО, 2021. - 100 с. ISBN 978-5-503-00439-7 с. 17

18. Масалимова А.Р. Традиционные и современные модели корпоративной подготовки наставников. - № 3 - 4. - 2014. - С. 830 - 836 https://elibrary.ru/item.asp?id=21362653

REFERENCES

1. Shapovalova O.N. Benefits and risks of digitalization of school education through the eyes of teachers and parents: an analytical review. Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2022. № 1. P. 49 - 54.

2. Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" http ://government.ru/info/3 5568/

3. Grebennikova V.M. Actual problems of digitalization of school education in modern conditions. V.M. Grebennikova, O.V. Grebennikov, M.A. Uglanov. In the collection: Actual problems of teaching technology, economics, design and life safety in the digitalization of education. Materials of the XIII International scientific-practical conference. Scientific editor N.V. Zelenko, editor-in-chief I.V. Gerlakh. 2020. P. 22 - 27.

4. Grebennikova V.M., Novikova T.V. On the issue of digitalization of education. Historical and Social-Pedagogical Studies. 2019. Vol. 11. No.5. PP. 158165. https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3424 (In Russ).

5. Boronenko T.A., Fedotova V.S. Digital mentoring: are teachers ready to participate in the formation of digital literacy students? Yaroslavsky pedagogichesky vestnik. 2020. № 4 (115). P. 33 - 44. DOI 10.20323/1813-145X-2020-4-115-33-44

6. Ignatyeva E.V., Bazarnova N.D. Mentoring in modern school: myth or reality? Bulletin of Minin University. 2018. T. 6, №2. P.1. DOI: 10.26795/2307-12812018-6-2-1

7. Pozdeeva S.I. Mentoring as activity support of a young specialist: models and types of mentoring. Scientific-Pedagogical Review. 2017. № 2. P. 87 - 91.

8. Migunova E.V., Zhigalik M.A., Averkin V.N. Reverse Mentoring in the Professional Training of Future Teachers Number: 1 (62). 2020. p. 88 - 93 https://elibrary.ru/item.asp?id=42751776

9. Blinnikova A.V. Recommendations on the formation of professional competences in the system of training bachelors "Personnel Management" through mentoring activities / A.V. Blinnikova, M.V. Bolshedvorskaya, M.V. Kuz-netsova // Pedagogical IMAGE. 2018. №3 (40). DOI: 10.32343/2409-50522018-11-3-148-161

10. Antipin S.G. Traditions of mentoring in the history of domestic education: au-toref. diss. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. N. Novgorod. 2011. 30p.

11. Shilova O.N. Modern state and problems of development of the institute of mentoring of young teachers. O.N. Shilova, M.G. Ermolaeva, G.R. Akhtieva. ChiO. 2018. №4 (57). P. 202 - 209.

12. Ilaltdinova E.Y. Features of the organization of post-diploma support of graduates of the program of targeted training in the context of support of the life

cycle of the profession of a teacher. E.Y. Ilaltdinova, I.F. Filchenkova, S.V. Frolova, Vestnik Mininsky University. 2017. №3. P. 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-2

13. Din V.V. Mentoring as a means of forming the readiness of a young teacher to develop the giftedness of students. V.V. Din, V.K. Ignatovich. Pedagogy: history, prospects. 2022. Т. 5. № 3. P. 72-88. https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/249

14. Shchedrovitsky, Peter., Kuznetsov, Yury. Adam Smith's Ideas on the Division of Labor. Voprosy Filosofii. 2016. Vol.5. P. 27 - 38 https://shchedrovitskiy.com/adam-smit-o-razdelenii-truda/

15. Frolova S.V., Bazarnova N.D. Mentoring and mentoring: analysis of concepts File:///C:/Users/Xxx/Downloads/Nastavnichestvo-I-Mentoring-Analiz-Ponyatiy.Pdf

16. Mazurova E.G. Review of information and methodological article, - leading expert of the project management of the Institute of Education Development. Institute for Education Development". Mentoring as a strategy of continuous development. 18.12.2019.

17. Mentoring in School. Pedagogical perspective ways to improve the culture of mentoring the participants of educational relations: a collection of situational tasks for listeners of professional retraining courses / D.F. Ilyasov, V.V. Kudi-nov D.F., Selivanova E.A. [etc.]. Chelyabinsk: CHELYABINSK: CHIPPKRO, 2021. 100 p. ISBN 978-5-503-00439-7 .

18. Masalimova A.R. Traditional and modern models of corporate training of mentors № 3 - 4. 2014 P. 830-836 https://elibrary.ru/item.asp?id=21362653

Информация об авторах: Владлен Константинович Игнатович - доц., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» Россия, г. Краснодар, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X Researcher ID Web of Science: AAD-6776-2019 E-mail: vign62@mail.ru

Веселова Дарья Валерьевна, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, г. Краснодар

ORCID ID: https://orcid.org/ 0000-0002-1199-7550 Researcher ID Web of Science: AAP-1619-2020 E-mail: veselovadv@ksma.ru

Горбачева Ольга Васильевна, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Россия, г. Краснодар

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6297-2310 E-mail: g0r.gorbacheva@yandex.ru

Дубовая Оксана Ивановна, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Россия, г. Краснодар

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1111-5183 E-mail: ksu0510@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about authors: Vladlen Konstantinovich Ignatovich - Associate

Profes-sor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy

and Psy-chology Department, Federal State Budgetary Educational Institution of

Higher Edu-cation "Kuban State University Krasnodar, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X

Researcher ID Web of Science: AAD-6776-2019

E-mail: vign62@mail.ru

Veselova Darya Valerievna, Undergraduate Kuban State Medical University, Cand.farm.Sciences, Associate Professor, Department of Public Health, Public Health and Medical History Kuban State Medical University, Russia, Krasnodar ORCID ID: https://orcid.org/ 0000-0002-1199-7550 Researcher ID Web of Science: AAP-1619-2020 E-mail: veselovadv@ksma.ru

Gorbacheva Olga Vasilyevna, Master's student of the «Kuban State University», Russia, Krasnodar

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6297-2310 E-mail: g0r.gorbacheva@yandex.ru

Dubovaya Oksana Ivanovna, Master's student of the «Kuban State University», Russia, Krasnodar

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1111-5183 E-mail: ksu0510@mail.ru

Вклад авторов: Игнатович В.К. - Формирование идеи; формулировка и развитие ключевых целей и задач, окончательное утверждение версии для публикации.

Веселова Д.В. - Составление черновика рукописи, его критический пересмотр с внесением ценного замечания интеллектуального содержания; участие в научном дизайне, принятие ответственности за все аспекты работы, целостность всех частей статьи и ее окончательный вариант.

Горбачева О.В. - Анализ и интерпретация полученных данных, критический пересмотр с внесением ценного замечания интеллектуального содержания.

Дубовая О.И. - Подготовка визуализации данных анализа, проведение исследований, в частности, сбор данных, анализ и интерпретация полученных данных.

Authors' contribution: Ignatovich V.K. - Formation of the idea; formulation and development of key goals and objectives, Final approval of the publication version.

Veselova D.V. - Drafting of the manuscript, its critical revision with valuable comments of intellectual content; participation in scientific design, Taking responsibility for all aspects of the work, the integrity of all parts of the article and its final version.

Gorbacheva O.V. - Analysis and interpretation of the data obtained. Critical revision with valuable comments of intellectual content.

Dubovaya O.I. - Preparation of visualization of the analysis data. conducting research, in particular, data collection, analysis and interpretation of the data obtained.

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию/ The article was submitted: 16.03.2023 Одобрена после рецензирования и доработки/ Approved after reviewing and revision:

Принята к публикации/ Accepted for publication: 18.04.2023

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов/ The authors declare no conflicts of interests

© Игнатович В.К. 2023 © Веселова Д.В. 2023 © Дубовая О.И. 2023 © Горбачева О.В. 2023 © «Педагогика: история, перспективы» 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.