Научная статья на тему 'Наставничество в профессиональном образовании: сущность и предпосылки модификации процесса'

Наставничество в профессиональном образовании: сущность и предпосылки модификации процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / TECHNOLOGICAL STRUCTURE / MENTORING / PROFESSIONAL SKILLS / SOCIOCULTURAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валахов Евгений Борисови, Швачко Елена Викторовна, Годлевская Елена Владимировна

В статье прослеживается развитие системы наставничества в рамках смены технологических укладов в России. На каждом этапе выделяются главные функции и связь с системой профессионального образования. Проанализированный генезис системы наставничества позволяет на научном уровне не только реализовывать данные практики в современных условиях, но и создавать прогностические модели развития системы наставничества в будущем. Это дает нам возможность использовать необходимый педагогический инструментарий для поиска эффективных путей передачи культурного и профессионального опыта подрастающему поколению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валахов Евгений Борисови, Швачко Елена Викторовна, Годлевская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTIONING IN VOCATIONAL EDUCATION: THE ESSENCE AND BACKGROUND OF MODIFICATION OF THE PROCESS

The article traces the development of the mentoring system as part of a change in technological patterns in Russia. At each stage, the main functions and connection with the vocational education system are highlighted. The analyzed genesis of the mentoring system allows at the scientifi c level not only to implement these practices in modern conditions, but also to create prognostic models for the development of the mentoring system in the future. This gives us the opportunity to use the necessary pedagogical tools to fi nd effective ways to transfer cultural and professional experience to the younger generation.

Текст научной работы на тему «Наставничество в профессиональном образовании: сущность и предпосылки модификации процесса»

Сведения для цитирования: Валахов, Е. Б. Наставничество в профессиональном образовании: сущность и предпосылки модификации процесса / Е. Б. Валахов, Е. В. Швачко, Е. В. Годлевская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 22-30.

УДК 377 ББК 74.57

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ МОДИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА

Е. Б. Валахов, Е. В. Швачко, Е. В. Годлевская

В статье прослеживается развитие системы наставничества в рамках смены технологических укладов в России. На каждом этапе выделяются главные функции и связь с системой профессионального образования. Проанализированный генезис системы наставничества позволяет на научном уровне не только реализовывать данные практики в современных условиях, но и создавать прогностические модели развития системы наставничества в будущем. Это дает нам возможность использовать необходимый педагогический инструментарий для поиска эффективных путей передачи культурного и профессионального опыта подрастающему поколению.

Ключевые слова: технологический уклад, наставничество, профессиональные навыки, социокультурный опыт.

Поиск путей повышения качества процесса профессионального обучения актуализируется в периоды становления новых технологических укладов, что обосновывается как историческим ходом развития самого профессионального образования, так и совершенствованием производительных сил и социальных отношений.

Пятый технологический уклад вызвал небывалый рост общего объема информации, что, в свою очередь, повлекло за собой появление новых отраслей знания, дробления (для более глубокого изучения) дисциплин.

Ускоренное развитие новых техник и технологий внесло в современную «экономику знаний» следующие важные изменения:

- значительное сокращение периода времени между зарождением идеи и ее реализацией в новых технологиях;

- сокращение жизненного цикла изделия;

- сокращение сроков обновления оборудования.

В связи с вышеизложенным возникла острая необходимость снижения сроков обучения и переобучения кадров для нового технологического уклада, оперативного, интенсивного освоения новых видов деятельности. Появился социальный заказ на новые высокоэффективные технологии обучения.

В. В. Истомина выделила перечень педагогических технологий, которые являются пра-ктико-ориентированными и применяются слу-

шателями ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» на учебных занятиях. Результаты анкетирования мастеров производственного обучения и преподавателей учреждений СПО Челябинской области демонстрируют знание 55 технологий, но четкая систематизация выбранных технологий отсутствует [1].

Современные условия предъявляют повышенные требования к общему мастерству педагогического труда, использованию инновационных технологий обучения и воспитания. Однако на практике зачастую идет процесс внедрения инноваций по отдельным областям педагогической практики, который заменяет процесс разработки научных теорий по основной проблеме дидактики — поиску эффективных путей передачи социокультурного и профессионального опыта подрастающему поколению.

Профессиональное образование, являясь объектом анализа, представляет сложную систему с многоуровневой организацией. Обращаясь к его историческому развитию, выявим закономерности повышения эффективности профессионального обучения.

Исторический подход позволит нам составить целостную картину проблемы наставничества в профессиональном обучении, не упуская из поля зрения сущность и предпосылки ее модификаций. При этом будем рассматривать каждый исторический этап с точки зрения его

завершенности и самостоятельной ценности, выделяя инвариант, присущий данному процессу на всех этапах.

Говоря о наставничестве как о социокультурном и педагогическом феномене, отмечаем, что нам близка позиция О. В. Башариной, в которой за основу взяты определения Н. В. Мельниковой и А. Ф. Масалимовой и под сущностью понимается «система обучения, функционирующая в производственной среде, направленная на формирование корпоративных, развитие профессиональных компетенций и раскрытие личностного потенциала работников предприятия» [2, с. 20].

Проведем системно-исторический анализ процесса наставничества в рамках профессионального обучения с целью выявления взаимосвязи смены технологических укладов [3] и целей наставничества.

Переход народного хозяйства с феодальных монополий на механизацию производства и концентрацию его на фабриках в период с 1770 по 1830 г ознаменовал доминирование первого технологического уклада.

В процессе профессиональной подготовки рабочих главная роль отводилась обучению навыкам обработки предметов труда, использованию конкретных средств труда. Преподавание строилось на выполнении типовых для данного вида производства работ, сложность которых в процессе обучения постепенно нарастала. Наставничество базировалось на копировании трудовых действий мастера по изготовлению конкретного предмета труда. Использование в наставничестве метода «Делай как я» не позволяло обучающимся использовать полученные знания и умения при выполнении новых видов работ, с другими предметами и инструментами труда.

Наставничество велось непосредственно на производстве. Для приобретения навыков профессионального труда с последующим трудоустройством работнику не требовалось дополнительного школьного или иного образования.

Второй технологический уклад, связанный с механизацией производства и разделением труда рабочих, дроблением технологического процесса на операции, потребовал от системы профессионального образования и наставничества новых методов подготовки рабочих кадров. Народное хозяйство нуждалось в рабочих, не только выполняющих техническое обслуживание оборудования, но и имеющих технические и специальные знания, которые давались в специальных учебных заведениях. Временные за-

траты на подготовку рабочих кадров возросли. Оптимизировать систему наставничества и профессионального обучения стало возможным за счет перехода к операционной системе обучения, созданной группой инженеров учебных мастерских Московского технического училища, в которую входили А. П. Платонов, Г. И. Гослау, В. П. Марков, Д. К. Советкин.

Подвергнув научному анализу производственный процесс, Д. К. Советкин обобщил научные труды, разработав «систематический метод преподавания механических искусств», в рамках которого наставники строили учебный труд обучающихся, опираясь на:

- использование наглядной системы обучения с демонстрацией не только средств труда, но и операций технологического процесса, результатов промежуточной обработки деталей;

- построение обучения по принципу «от простого к сложному»;

- работу с технологическими картами, позволяющими разумно расходовать время и силы.

Однако данная система подготовки рабочих и инженерных кадров не учитывала мотиваци-онную составляющую обучения и не предусматривала формирование умений в области организации труда.

Именно эти аспекты подготовки профессионалов стали востребованы при переходе народного хозяйства к третьему технологическому укладу (длительность которого ограничивалась 1880-1930 гг.). Окончательное отделение профессионального образования от производственного процесса, возрастание в трудовом процессе умственной составляющей привели к необходимости специальной подготовки работников как на производстве (с помощью наставников), так и в образовательных учреждениях.

Подготовка специалистов в рамках данного технологического уклада велась на основании научных трудов М. М. Рубинштейна, С. А. Владимирского, П. И. Устинова. Интенсифицировать процесс профессиональной подготовки стало возможным благодаря: профессиональному обучению преподавателей специальных дисциплин и наставников (в профессиональный опыт которых входили помимо системы методических знаний знания в области психологии); внедрению в школы фабрично-заводского ученичества комплексной системы планирования учебного материала; планированию практических работ (от отработки наиболее типичных приемов и операций до выполнения комбинированных работ непосредственно в цехах завода).

Формирование ядра нового, четвертого технологического уклада было связано с повышением гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизацией производства, урбанизацией. В производственный процесс внедрялись расчетно-аналитиче-ский метод, техническое нормирование.

Промышленность нуждалась в труде рабочих, осуществляющих контроль над средствами производства, специализированных на ограниченном круге операций, обладающих конкретным объемом общих и специальных знаний.

Проблема ускоренного обучения остро встала перед системой подготовки рабочих кадров внутри предприятий, системой профессионального образования, перед государством в целом. Был создан Центральный институт труда (ЦИТ), где под руководством А. К. Гастева произошло обобщение накопленного опыта в теории и практике профессионального обучения. В процесс наставничества и профессиональное обучение вводится установочный метод обучения ЦИТа, базирующийся на формуле: расчет — установка — обработка — контроль. Алгоритмический метод обучения с использованием письменных инструкций позволил не только повысить качество профессионального образования, но и сократить сроки обучения. Наставники в процессе обучения использовали

тренажеры, на которых отрабатывались моторные навыки трудовых приемов.

На этапе развития народного хозяйства в период с 1930 по 1980 г. (производство носило массовый и серийный характер) наблюдались такие процессы, как бурное развитие военно-промышленного комплекса, доминирование во всех отраслях экономики специализированных научно-исследовательских институтов, развитие начального, среднего и высшего профессионального образования. Научный фундамент обрели не только интенсивно развивающиеся техника и технологии, но и профессиональная педагогика.

В основу педагогики профессионально-технического образования в СССР легли научные труды: С. Я. Батышева, П. Р. Атутова, А. П. Беляева, А. Н. Веселова, Л. А. Воловича, Г. С. Гер -шунского, Н. И. Думченко, М. А. Жиделева, Е. А. Климова, М. И. Махмутова, Е. Г. Осовско-го, М. Н. Скаткина, Е. А. Климова и др.

Начиная с 60-х гг. XX в. (с введением в стране всеобщего среднего образования) начался процесс научной разработки вопросов совершенствования содержания, форм и методов теоретического и производственного обучения. Систематизация дидактических основ интенсификации профессионально-технического образования СССР представлена в таблице 1.

Таблица 1

Технологии интенсификации процесса профессионально-технического образования СССР

Авторы Дидактическая основа системы интенсификации Сущность системы, интенсифицирующей процесс обучения

Махмутов М. И. Разработка методов проблемно-развивающего обучения Учитель не дает готового знания. Ученик, анализируя предоставленный учебный материал, должен оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию

Вербицкий А. А. Разработка методики деловых игр Педагог так моделирует формы учебной деятельности, чтобы обучающийся последовательно осваивал предметное и социальное содержание его будущей профессиональной деятельности

Беспалько В. П. Теория программированного обучения Предъявляемый педагогом учебный материал состоит из отдельных, самостоятельных, взаимосвязанных, рассчитанных по уровню усвоения порций информации и учебных заданий. Педагог управляет системой обучения, создает предварительную общую ориентировку в дисциплине, отношение к ней. На основе обратной связи осуществляет индивидуальную помощь и коррекцию в сложных нестандартных учебных ситуациях. Учебный материал выдается последовательно, небольшими порциями согласно технологии

Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение на основе суггестологии Снятие за счет суггестии психологического познавательного барьера, связанного с боязнью сделать ошибку. Использование при обучении гипермнезии (суперпамяти)

Окончание таблицы 1

Авторы Дидактическая основа системы интенсификации Сущность системы, интенсифицирующей процесс обучения

Ромен А. С. Методы стимуляции творчества (научное, техническое, художественное творчество) на основе психической саморегуляции состояния В основе активизации общеучебных умений лежит владение обучающимися методами психической саморегуляции

Лезер Ф., Чури-ло А. Обучение приемам ускоренного восприятия информации Обучение методам и приемам рационального чтения, позволяющим обучающимся усваивать большие объемы информации

Шаталов В. Ф., Федорова А. А. Составление опорных конспектов и рациональная работа с текстами Для более легкого восприятия информации предъявлять ее обучающимся в вербально-графических формах

Данилов М. А., Есипов Б. П., Огородни-ков И. Т. Разработка дидактических основ активизации учебного процесса Основу обучения составляет стимулирование внутренних сил личности, организация учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия

Давыдов В. В., Эльконин Д. Б. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Развитие у обучающихся абстрактно-теоретического мышления за счет специального построения учебного предмета

М а т ю ш -кин А. М., Куд -рявцев Т. В., Лернер И. Я. Проблемное обучение В основе способа организации деятельности обучающихся лежит получение информации путем решения теоретических и практических проблем, описанных в проблемных ситуациях

Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Поэтапное формирование умственных действий Процесс формирования умственного действия проходит следующие этапы: мотивация, формирование ориентировочной основы будущего действия, материализованные действия, внешнеречевые действия, этап внутренней речи про себя, умственные действия

Проведенный анализ показывает, что высокий уровень профессионального образования обеспечивался за счет развития общих учебных умений:

- умения работать со сложными, абстрактными знаковыми системами, развивающими теоретическое мышление;

- умения собирать, обрабатывать, классифицировать и передавать информацию;

- умения организовывать собственную деятельность.

В условиях пятого и тем более шестого технологических укладов эффективность производства напрямую зависит от информации и управленческих решений, принятых после обработки информации. Усложнение и быстрая смена техники и технологий, появление интернета привели к изменению устоявшихся в культуре социальных практик (способов деятельности). Медиакультура как часть социокультуры внесла изменения в высшие психические функции подрастающего поколения.

Впервые философы, педагоги, публицисты (Ф. И. Гиренок, С. Б. Переслегин) загово-

рили о кризисе формата мышления, в рамках которого изменению подвергаются социальные и когнитивные нормы, связывающие воедино систему «познание — образование — управление — производство». В социуме активно обсуждается проблема «заката профессий» и «навыков XXI века» [4; 5].

По прогнозам, к 2030 г. исчезнет до 50 % нынешних профессий. Востребованными будут профессии, требующие высокого интеллекта, интуиции, сопереживания и социального взаимодействия.

В системе профессионального образования реализуется международная инициатива CDIO (Conceive — Design — Implement — Operate), ориентированная на устранение противоречий между теорией и практикой технического образования [6].

В основу CDIO заложено освоение обучающимися деятельности в области техники и технологий в соответствии с моделью «Планировать — Проектировать — Производить — Применять». Ее появление — индикатор глобальной общности

Таблица 2

Влияние технологических укладов на интенсификацию процесса профессионального образования

к» On

Элементы системы профессионального образования Технологический уклад

1-й (1770-1830 гг.) 2-й (1830-1880 гг.) 3-й (1880-1930 гг.) 4-й (1930-1980 гг.) 5-й (1980-2010 гг.) 6-й (2010-2050 гг.)

Требования производства Ремесленник, осуществляющий обработку предметов труда, использующий средства труда Рабочий, осу-ще ств ляю щий техническое обслуживание оборудования, обрабатывающего предмет труда Рабочий, осуществляющий техническое о б служив ание более сложного оборудования. Выделение управленческого труда в отдельную функцию Рабочий, осуществляющий контроль за средствами производства Работник, обладающий высоким уровнем профессионального образования и коммуникативными навыками Работник способный собирать, обрабатывать, классифицировать и передавать большие объемы (Big Data) информации, на базе этого вырабатывать управленческие решения в условиях дефицита времени и нести за это ответственность. Работник, у которого сформированы «мягкие» и «жесткие» (hard skills и soft skills) навыки

Цель профессионального образования Обучение ремеслу Обучение уни-версальным (техническим, специальным) знаниям Обучение научным знаниям и на их основе —умениям Конкретный объем общенаучных и спе-циальных знаний, специальных умений Набор общих и профессиональных компетенций, позволяющий быстро пере-ключаться с одного вида деятельности на другой, осваивать новые технику и технологии Широкая гуманитаризация (включающая знания устройства общества и экономики), владение общей логикой описания сложных систем (системный подход). Переход к интегральной образовательной парадигме, всесторонне поддерживающей становление человека как полноценного автора своей жизни и деятельности

Ценность профессионального образования Профессиональное образование в интересах общественного воспроизводства Профессиональное образование в интересах: - общественного воспроизводства; - самореализации человека

Средства повышения эффективности профессионального образования Обучение деятельности по методу «Делай как я» Переход к операционной системе обучения Введение в процесс обучения наглядных средств приводит к изменению Введение в стране всеобщего среднего образования. Внедрение в учебный Переход профессиональных образо-вательных организаций на проблемно- Научно обоснованная технология формирования общетехнического, общенаучного, формата мышления и деятельности. Педагогические технологии развития коопе-рабельности, навыков командной работы, умений справляться с проблемами, находить

О п ш с

о

CD

ш

со

п

тз о

е-

(D О О

ш (Г

о о

о»

ш

со

о п ш

Окончание таблицы 2

к»

Элементы системы профессионального образования Технологический уклад

1-й (1770-1830 гг.) 2-й (1830-1880 гг.) 3-й (1880-1930 гг.) 4-й (1930-1980 гг.) 5-й (1980-2010 гг.) 6-й (2010-2050 гг.)

содержания и методов обучения процесс научно обоснованных технологий теоретического производственного обучения проектное обучение проблемно-ориентированные решения, переучиваться. Научение навыкам психофизической самоорганизации

Тип профессионального образования Монотехническое Политехниче ско е Целостность миропонимания

Результат профессионального образования «Человек обученный» «Человек образованный» Человек с целостной картиной мира

О ч ■а

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

ф

■а

ш

со

п

Ч

э ■а

о

в-

<т> о о

ш (Г

о о о» ■а ш

со О п ш

проблем в образовании, необходимости перехода профессиональных образовательных организаций на проблемно-проектное обучение. Последнее немыслимо без обретения обучающимися навыков самообразования, критического мышления и эффективной совместной деятельности в гиперинформационной среде. Однако при ориентации на мировые тренды надо опираться на свой социокультурный опыт, позволивший нам выжить в непростой истории.

Из-за понимания невозможности быстрого решения проблем образования (действует закон неравномерного развития частей системы) в стране генерируются идеи мобилизационных прорывов (в духе «русской модели управления» по А. П. Прохорову) типа «инженерного спецназа» (А. И. Рудской, СПбГПУ им. Петра Великого). При этом ясно, что подготовка кадров должна быть системной — с опорой на принцип «тройного опережения» — опережения качества в подготовке научных кадров в образовании по отношению к процессам опережения качества педагогического персонала и качества образовательных систем (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто). В принципе «тройного опережения», наследующем мысль «опережающего отражения действительности» П. К. Анохина, как в зеркале, отражается мысль о первичности фигуры Учителя в деле воспитания и социокультурного развития современной молодежи.

Систематизированный материал, полученный в результате применения исторического подхода к проблеме интенсификации процесса профессионального образования, приведен в таблице 2.

Материал, полученный нами в ходе изучения исторических аспектов системы наставничества в профессиональном образовании, позволяет установить следующие закономерности.

- Смена этапов развития техники и технологий меняет требования производства, а следовательно, и цели профессионального образования, что, в свою очередь, вносит изменения в систему наставничества. Изначально, профессиональное обучение было направлено на решение конкретной технической задачи в определенной предметной области, затем развитие производства потребовало от рабочих кадров владения универсальными и специальными знаниями. Следующий этап связан с профессиональным образованием (объединяющим всеобщее среднее и профессиональное обра-

зование), позволяющим выпускнику владеть научными знаниями для решения общетехнических проблем. На современном этапе велика потребность в кадрах, способных решать комплекс социально-технических или социально-научных проблем.

- Изменения в общественной системе (смена ручного труда на интеллектуальный) привели к появлению в социуме экономического подхода к человеческой деятельности. В рамках данного подхода (основоположник — Т. Шульц) введено понятие «человеческий капитал». В условиях экономики знаний личность наравне с государством выступает заказчиком цели профессионального образования.

- Генезис системы наставничества в профессиональном образовании связан с развитием жизненного цикла навыков. Так, при формировании узкоспециальных навыков (которые развивались в конкретном контексте) инструментом эффективности обучения был метод «Делай как я». В процессе формирования крос-сконтекстных навыков (чтения, письма, управления) инструментом интенсификации стало введение всеобщего среднего образования и внедрение в учебный процесс научно обоснованных технологий теоретического и производственного обучения. Формирование ме-танавыков (эмоциональный интеллект, навык управления временем, навык сотрудничества) потребовало применения проблемно-проектного обучения. В функции современного наставника входит формирование и развитие hard и soft skills [7].

Возрастающая глобализация знаний потребует от профессионального образования будущего подготовки специалистов, способных за короткий срок за счет самообразования овладеть новыми компетенциями и быстро переключиться с одного проекта на другой в границах мирового рынка труда.

Технологии профессионального образования будущего должны обеспечить процесс мировой интеграции локального опыта. Это, в свою очередь, выводит на новый виток спрос на ремесленничество (потребителям нужен не только уникальный товар, но и продукт, созданный конкретным человеком с конкретной историей и смыслом).

То есть можно утверждать, что массовое производство сменится на кастомизированное, что дает нам основание сделать вывод о законченном историческом цикле профессионального обучения «от ремесленничества к неоремесленничеству».

Библиографический список

1. Истомина, В. В. О практико-ориентированном обучении в среднем профессиональном образовании / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 23-29.

2. Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 18-26.

3. Глазьев, С. Ю. Теоретические и прикладные аспекты НТП / С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов // Экономика и математические методы. — 1986. — № 5. — С. 793-804.

4. Фахрутдинов, А. Закат профессий // eRazvitie.org : [сайт]. — 2015. — 28 окт. — иРЬ: ИИр:// erazvitie.org/article/zakat_professij (дата обращения: 30.03.2020).

5. Хайрутдинов, Д. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании // eRazvitie.org : [сайт]. — 2016. — 13 июля. — иРЬ: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_ veka_novaja_realnost (дата обращения: 02.04.2020).

6. Всемирная инициатива СРЮ. Стандарты: информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А. И. Чучалина, Т. С. Петровской, Е. С. Кулюкиной; Томск. политех. ун-т. — Томск : Изд-во Томского политех. ун-та, 2011. — 17 с.

7. Лошкарева, Е. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша,_ И. Ниненко,_ И. Смагин,_ Д. Судаков. // Yandex.ru : [сайт]. — 2020. — иРЬ: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 02.04.2020).

For citation: Valahov, E. B. Mentioning in vocational education: the essence and background of modification of the process / E. B. Valahov, E. V Shvachko, E. V. Godlevskaja // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 2 (26). — P. 22-30.

MENTIONING IN VOCATIONAL EDUCATION: THE ESSENCE AND BACKGROUND OF MODIFICATION OF THE PROCESS

E. B. Valahov, E. V. Shvachko, E. V. Godlevskaja

The article traces the development of the mentoring system as part of a change in technological patterns in Russia. At each stage, the main functions and connection with the vocational education system are highlighted. The analyzed genesis of the mentoring system allows at the scientific level not only to implement these practices in modern conditions, but also to create prognostic models for the development of the mentoring system in the future. This gives us the opportunity to use the necessary pedagogical tools to find effective ways to transfer cultural and professional experience to the younger generation.

Key words: technological structure, mentoring, professional skills, sociocultural experience.

References

1. Istomina V. V. O praktiko-orientirovannom obuchenii v srednem professional'nom obra-zovanii [About practice-oriented training in secondary vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 1 (21), pp. 23-29. (In Russian)

2. Basharina O. V. Nastavnichestvo kak strategicheskij resurs povyshenija kachestva professional'nogo obrazovanija [Mentoring as a strategic resource for improving the quality of professional education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 3 (19), pp. 18-26. (In Russian)

3. Glaz'ev S. Ju., L'vov D. S. Teoreticheskie i prikladnye aspekty NTP [Theoretical and applied aspects of scientific and technical progress], Jekonomika i matematicheskie metody [Economics and mathematical methods], 1986, no. 5, pp. 793-804. (In Russian)

4. Fahrutdinov A. Zakat professij // eRazvitie.org: [site], 2015, available at: http://erazvitie.org/ article/zakat_professij (accessed: 30.03.2020). (In Russian)

5. Hajrutdinov D. «Navyki XXI veka»: novaja real'nost' v obrazovanii // eRazvitie.org: [site], 2016, available at: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_ veka_novaja_realnost (accessed: 02.04.2020). (In Russian)

6. Chuchalin A. I., Petrovskaya T. S., Kulukina E. S. Vsemirnaja iniciativa CDIO. Standarty: informacionno-metodicheskoe izdanie [CDIO Worldwide Initiative. Standards: information and methodological publication]. Tomsk, Izd-vo Tomskogo politeh. un-ta, 2011, 17 p. (In Russian)

7. Loshkareva E., Luksha P., Ninenko I., Smagin I., Sudakov D. Navyki budushhego. Chto nu-zhno znat' i umet' v novom slozhnom mire [What you need to know and be able to in a new complex world] // Yandex.ru: [site], 2020, available at: https://docviewer.yandex.ru (accessed: 02.04.2020). (In Russian)

Валахов Евгений Борисович, директор ГБПОУ «Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Швачко Елена Викторовна, доцент кафедры развития образовательной системы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Годлевская Елена Владимировна, руководитель проектной деятельности ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Valahov Evgenij Borisovich, Director of the Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College named after A. Yakovleva, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Shvachko Elena Viktorovna, Associate Professor, Department of Educational System Development, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Godlevskaja Elena Vladimirovna, Head of Project Activities, Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College named after A. Yakovleva, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.