АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-1-45-51
УДК 377.5 ББК 74.470
Е.В. Годлевская
(Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Россия) Г.Н. Любченко
(Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева, г. Челябинск, Россия)
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА: ГЕНЕЗИС И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ФУНКЦИИ, ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Анализируются теоретические основы наставничества. Делается экскурс в историю эволюции системы наставничества. Отмечается, что в современную эпоху в системе профессионального образования наставник является ключевым элементом образовательной среды, а само наставничество приобретает новые функции, где средствами социализации и профессиональной адаптации необходимо научить нового члена социума самоорганизации своей трудовой деятельности в условиях быстрой смены господствующих техник и технологий и, следовательно, самообразованию в течение всего жизненного цикла. Описан опыт профессиональной образовательной организации по созданию системы наставничества в рамках реализации регионального проекта по дуальному образованию. Представлена классификация функций наставничества в новых экономических условиях.
Ключевые слова: система наставничества, социализация, качество профессионального образования, профессионально важные качества личности, функции наставничества.
TUTOSHIP SYSTEM: GENESIS AND ORGANIZATION CULTURE TYPES, FUNCTIONS AND EXPERIENCES IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
X
2 ср
'S го
0 Ш
1 ° I со
О ГО
s ср
IT ю
го о
СО _
E.V. Godlevskaia
(Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development, |
Chelyabinsk, Russia)
G.N. Liubchenko i: I
(A.V. Yakovlev Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College, Chelyabinsk, Russia)
_й
О Го x о
<u о
<u о
го
CG
н о <u т
* I р £
О х ГО Ф
Theoretical bases of tutorship are analyzed. Evolution history and tutorship system are b 3 viewed historically. It is noted that tutor is a key element of educational environment in б о
the vocational training today and tutorship acquires new functions where it is necessary use socialization and professional adaptation to teach a new social medium member self organization of work in the conditions offast change in the leading equipment and technologies and, hence, life-time self education. Experience of a vocational educational organization in creating a tutorship system within a regional dual education project is described. A classification of tutorship functions in the new economic conditions is presented.
Keywords: tutorship system, socialization, vocational training quality professionally relevant personal features, tutorship functions.
<D T Ю 2
к
го
^
о m <u с; ч о
03 LU
Обращение к генезису наставничества связано с огромным опытом, накопленным человечеством в данной области. В педагогическом энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Наставничество - процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества, форма взаимоотношений между учителем и учеником» [9, с. 162].
В профессиональной педагогике теоретические основы наставничества разработаны С.Я. Батышевым [1; 2] и А.М. Новиковым [8]. По мнению С.Я. Батышева, наставничество следует полагать «как комплексную педагогическую систему, каждый элемент которой выполняет как общие функции, характерные для многих других элементов системы, так и специфические, свойственные только данному элементу» [2, с. 89].
По нашему предположению, анализ генезиса системы наставничества поможет выделить эмпирически найденные человечеством в веках способы разрешения современного противоречия, возникшего в области профессионального становления личности и в процессе ее социализации [3]. Ведь еще В. Шекспир писал: «Экономична мудрость бытия: все новое в нем шьется из старья».
Зарождение системы наставничества напрямую было связано с социальным противоречием, возникшим на ранних стадиях зарождения групповой деятельности в общественной жизни человека, столкновением личных и социальных интересов [5]. Человеку (с его уникальным сочетанием врожденных и приобретенных свойств, с личными интересами и побуждениями) необходимо было
встраиваться в процесс групповой деятельности, которая предполагала соци-оцентричность, то есть доминирование побуждений, связанных с чувством долга и необходимостью выполнения порученных дел, освоением новых видов деятельности для коллектива.
Инструментом разрешения данного социального противоречия и выступила система наставничества. Основной функцией наставничества было выстраивание устойчивых взаимоотношений между наделенным полномочиями представителем коллектива и человеком, вовлекающимся в групповую деятельность с целью его быстрейшей адаптации и вовлечения в полезные виды деятельности.
В нашем анализе опираться будем на А.М. Новикова, который выделил в филогенезе человечества четыре типа основных форм организации коллективной деятельности: традиционная организационная культура, корпоративно-ремесленная культура, профессиональный (научный) тип организационной культуры, проектно-технологический [8].
Профессионально-педагогическая деятельность наставника выступает как процесс реализации системы педагогических функций, различных по природе профессионально-педагогической деятельности; с одной стороны, реализует проектировочную, конструктивную, прогностическую, коммуникативную, управленческую и другие функции, а с другой - оценивает успешность их выполнения, сопоставляя с поставленными в ходе образовательно-воспитательного процесса задачами [4, с. 49-50].
Проанализируем данные типы организационной культуры и выделим глав-
ные полезные функции системы наставничества.
Так, на ранних стадиях развития человечества, при традиционной организационной культуре, наставничество служило для научения новых членов коммунальных групп приемам выживания. Наставник обучал учеников (детей) различать «своих - чужих», отличать съедобные плоды от несъедобных. Широко наставничество применялось в обрядах, инициации, где молодым людям передавались не только знания, но и формировались (через эпосы) ценностные ориентиры соответствующей коммунальной группы. Освоить приемы собирательства, охоты получить основы духовного, физического воспитания невозможно было вне системы наставничества. Как видим, система наставничества выполняла на данном этапе следующие функции социализации:
1. Нормативно-регулятивную. Под руководством наставника происходит развитие индивида внутри социальной группы в соответствии с определенными нормами, заложенными в истоках социализации.
2. Личностно-преобразовательную. В процессе взаимодействия наставника и подопечного социальные взаимоотношения последнего строятся на основе внутриличностных ценностей, сформированных ближайшим окружением.
3. Компенсаторную. Наставник отвечает за развитие недостающих психических, физиологических, интеллектуальных особенностей подопечного.
При переходе человечества к корпоративно-ремесленной культуре стали формироваться новые центры организации общества - города и университеты.
В основах той или иной корпорации лежала групповая деятельность, которая базировалась на четкой иерархической структуре: мастер, подмастерье, ученик. Восхождение вверх по иерархической лестнице жестко контролировалось корпорацией. Мастера формировали у подмастерьев профессионально важные
качества личности и только потом возводили их в ранг ученика, которому передавали технологии воссоздания тех или иных предметов труда. Причем делалось это по методу «Делай как я» или «Вот тебе образец, воспроизведи его».
На данном этапе система наставничества осуществляла функцию профессиональной адаптации, которая состояла из последовательных этапов: изначально формировались профессионально важные качества личности, затем шел процесс передачи профессиональных знаний и умений [7].
Далее, в эпоху Ренессанса, получили развитие университетские корпорации и постепенно наставничество перешло от передачи рецептурных знаний к передаче знаний теоретических. Так человечество подошло к профессионально-научному типу организационной культуры. Отличительной особенностью данного типа культуры являлась научная деятельность, цементирующая все виды профессиональных деятельностей. Наставники на производствах не только обучали опыту профессиональной деятельности, но и повышали общеобразовательный уровень рабочей молодежи, оказывая им помощь в получении среднего и высшего профессионального образования.
Систематическое повышение образовательного и культурно-технологического уровня трудящихся являлось важной функцией системы наставничества и основной закономерностью развития общества.
Во второй половине ХХ века определились кардинальные противоречия в развитии профессионально-научного типа организационной культуры общества. Стремительный рост научных знаний, технологизация средств производства привели к дроблению профессиональных областей на множество новых специальностей. Профессионально-научный тип культуры сменился на про-ектно-технологический, ключевыми понятиями стали «проект», «технологии», «рефлексия». Главные функции настав-
I -82
>5 го
0 Ш
5 °
1 00
0 ГО ^ О.
:х ю
го о
2 2
1 о
ГО I
1- л ^
О Го
н
н о
^ ф
О -&
^ о
СО а.
ф о
го т н
0 ф
Т
1 § т ^
¡5 £
о I ГО Ф
ё л
О о
ф
т ю 2
к
го
^
о
ш
ф
с; ч о
03
ш
ничества на данном этапе можно только прогнозировать. Для этого обратимся к выделенным выше понятиям. Под проектом будем понимать метод, позволяющий двигаться от идеи к действию, структурирующему этапы всего процесса, изменяющему социальную среду, способствующему получению образования через деятельность.
Обратим внимание на роль образовательной среды, ключевым элементом которой и является наставник. В этом аспекте представляется важным выделение образовательной среды как поля активности, что означает «ориентацию на повышение уровня активности обучающихся от ситуативной активности до надситуативной активности» [6, с.19]. Наставничество приобретает новые функции, где средствами социализации и профессиональной адаптации необходимо научить нового члена социума самоорганизации своей трудовой деятельности в условиях быстрой смены господствующих техник и технологий и, следовательно, самообразованию в течение всего жизненного цикла.
Несмотря на существенные изменения в экономике и социальной системе страны наставничество возрождается при совместных усилиях предприятий и профессиональных образовательных организаций. Рассмотрим опыт внедрения системы наставничества в Челябинском государственном промышленно-гумани-тарном техникуме им. А.В. Яковлева.
Данная профессиональная образовательная организация вступила в региональный пилотный проект и организовала на своей базе (в рамках дуального обучения) инновационную площадку «Наставничество как условие кадрового обеспечения промышленного роста». Совместно с работодателями профессиональная образовательная организация осуществляет поэтапно процесс развития выпускника. Профессиональное становление личности начинается с освоения знаний, ценностей, норм, обычаев, традиций философии
«Белой Металлургии» (предприятий группы ЧТПЗ), которая базируется на теории преображения личности, рабочей среды, производственного пространства, социума. Трудящиеся предприятия совместно с обучающимися по программе «Будущее белой металлургии» через спортивные, культурные, патриотические мероприятия осваивают основные положения данной теории и включаются в процесс преображения. Этому способствуют систематические лекции, организованные представителями предприятия по проблемам культуры безопасного производства. Профессионально важные качества личности развиваются в процессе реализации совместных спортивных и оздоровительных проектов. Новым проектом по развитию личности профессионала является институт «Классных пап», где начальники цехов, прикрепленные к учебным группам, помогают студентам быстрее пройти адаптационный период и стать полноправным членом рабочего коллектива предприятия. «Классный папа» назначает наставников внутри цехов, в которых обучающиеся проходят производственную практику. Причем студенты устраиваются на специально выделенные временные вакантные места, с трудоустройством, необходимыми записями в трудовой книжке, заработной платой и системой начисления отпускных. Данное рабочее место закрепляется за студентом на период всего обучения и после получения диплома гарантируется трудоустройство.
Взаимодействие профессиональной образовательной организации с предприятием для прохождения практики начинается с составления мастерами и преподавателями недельных рабочих планов и их утверждения наставниками из цехов. На данном этапе происходит не только интеграция федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, но и учитывается специфика каждого рабочего места. В процессе составления недельных рабочих планов преподава-
тельский состав техникума знакомится с теорией бережливого производства, оборудованием цехов, технологиями. Автоматически происходит стажировка преподавателя, выход его на более высокий уровень технологических, профессиональных знаний.
Предлагаемая заводом модель формирования «МultiSkШscompetence» у обучающихся позволяет им составлять собственную стратегию профессионального развития.
Составленная совместно с предприятием матрица компетенций определяет круг дополнительной профессиональной подготовки по каждой специальности и профессии, включенных в систему дуального обучения. Так, например, предполагается, что студент по специальности «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» может за время обучения получить помимо основной специальности дополнительные квалификации сварщика ручной сварки, токаря, газорезчика, электромонтера, стропальщика за счет корректировки профессиональных модулей и дополнительных образовательных услуг. Таковы запросы работодателя, и предприятие готово принимать участие и в корректировке учебных планов, и в подборе кадров, и в финансировании, и в выдаче документов. Таким образом, студент сам приобретает возможность построения своей образовательной траектории.
В заключение отметим, что для новых экономических условий система наставничества должна выполнять следующие функции:
а) для производства:
- повышение эффективности деятельности;
- повышение качества выпускаемой продукции или услуг;
- адаптация личности к корпоративной культуре;
- снижение кадровой текучести при сохранении высокого профессионального уровня работников разного уровня;
- омоложение кадров;
- поддержка и развитие всех организационных структур;
- улучшение и развитие компетенций всех участников наставничества;
б) для преподавателей и наставников:
- развитие новых профессиональных и психолого-педагогических компетенций;
- востребованность предприятием или профессиональной образовательной организацией;
- мотивирующий фактор, отражающий признание важности и значимости наставника на предприятии;
- материальное поощрение;
в) для обучающихся:
- получение поддержки со стороны более опытных коллег и облегчение процесса адаптации на производстве;
- быстрое усвоение норм поведения в организации и принятие корпоративной культуры;
- развитие уверенности в себе, самоуважения и умения полагаться на свои силы;
- получение информации об актуальных аспектах деятельности и на ее основе построение собственной траектории профессионального развития;
г) для профессиональных образовательных организаций.
- повышение конкурентоспособности;
- формирование команды высококвалифицированных сотрудников, мотивированных на достижение более высоких результатов;
- повышение культурного и профессионального уровень педагогического коллектива;
- развитие системы внутренней оценки качества и экспертизы деятельности.
1
-е-
2 а
>5 го
0 Ш
5 °
1 со
0 ГО ^ а :х ю го о
2 2
1 о
ГО I
1- л ^
О Го
н
н о
^ ф
О -&
^ о
СО а
ф
а
о
го т н
0 ф
Т
1 § т ^
¡5 £
О I ГО Ф
ё л
О о
Библиографический список:
1. Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. - М.: Педагогика, 1985. -155 с.
2. Батышев С.Я. Теоретическая концепция начального, среднего и среднего специального профессионального образования. - М.: АПН СССР, 1988. -160 с.
3. Годлевская Е.В., Лихолетов В.В. Анализ эволюции живописных систем: поиск эффективных средств представления графической информации в образовательном процессе // Вестник ЮУрГУ Серия: Образование. Педагогические науки. - 2015. - №2. С. 59-64.
4. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2010. - 227 с.
5. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2003. - 240 с.
6. Львов Л.В., Башарина О. В. Проектирование профессионально-образовательной среды: монография. - М. Изд-во СГУ, 2014. - 271 с.
7. Неустроев Г.Н., Звонарев С.Г., Львов Л.В. Психодиагностика профессионального развития личности (сборник тестов по психологии и педагогике): учеб. Пособие. - Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2009. -230 с.
8. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. -208 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. редактор Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
Поступила 23.02.2018
Об авторах:
Годлевская Елена Владимировна, доцент кафедры развития образовательных систем государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образовательного «Челябинский институт развития профессионального образования» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, [email protected]
Любченко Галина Николаевна, заместитель директора по практике государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева» (Россия, г. Челябинск)
Для цитирования: Годлевская Е.В., Любченко Г.Н. Система наставничества: генезис и типы организационной культуры, функции, опыт применения в среднем профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -Т. 10. - № 1. С. 45-51. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-1-45-51
References:
1. Batyshev A.S. Pedagogical system of tutorship in a work collective. - M.: Pedagogica, | 1985. - 155 p. [in Russian]
2. Batyshev S.Ya. Theoretical conception of primary, secondary and secondary special education. - M.: APN SSSR, 1988. - 160 p. [in Russian]
! 3. Godlevskaia E.V., Likholetov V.V. Analysis of painting systems evolution: search for m efficient means of presenting graphical information in educational process // Vestnik
YuUrGU, Seria: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2015. -№2. P. 59-64. [in Russian] 4. Kuznetsov V.V. Corporate training. - Ekaterinburg: Izd-vo Ros.gos.prof.ped. un-ta,
m
ш 2010. - 227 p. [in Russian]
5. Lukov V.A. Social projecting. - M.: Flinta, 2003. - 240 p. [in Russian]
6. Lvov L.V., Basharina O.V. Projecting a professional educational environment. - M.: Izd-vo SGU, 2014. - 271 p. [in Russian]
7. Neustroev G.N., Zvonarev S.G., Lvov L.V. Psychodiagnostics of personal professional development (collected psychological and pedagogical tests). - Chelyabinsk: ChGAU, YuUNOTs RAO, 2009. - 230 p. [in Russian]
8. Novikov A.M. Foundations of pedagogy: a book for textbook authors and teachers. - M.: Egves, 2010. - 208 p. [in Russian]
9. Pedagogical encyclopedic dictionary / Ed. B.M. Bim-Bad. - M.: Bolshaia Rossiiskaia entsiklopedia, 2002. - 528 p. [in Russian]
About the authors:
Godlevskaia Elena Vladimirovna, Associate Professor, Department of Educational Systems Development, Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), [email protected]
Liubchenko Galina Nikolaevna, Assistant Director for Practical Training, A.V. Yakovlev Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College (Chelyabinsk, Russia)
For citation: Godlevskaia E.V., Liubchenko G.N. Tutoship system: genesis and organization culture types, functions and experiences in secondary vocational education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 1. P. 45-51. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-1-45-51
X 2
'S го
0 Ш
1 ° I со
0 ГО S Ü.
IT ю
го о
§ 2
1 о
ГО I
1- -О ^
О Го
н
fi °
н о
s ф
О -&
s о
СО Ü.
ф о
го
CG
н
0 ф
т
1 1
m ^ р £
О I ГО Ф
ё £ О о