https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2019.2.9
Витвар Оксана Ивановна
СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья раскрывает современную сущность, характеристики педагогического наставничества и способы его развития. Представлены особенности наставничества в успешно позиционирующих себя региональных системах образования, где сквозной линией является новая субъектность (активная позиция ребенка ведет к активной позиции педагога). Выявлены современные актуальные формы предъявления и распространения педагогического опыта в рамках муниципального образовательного форума как ключевой коммуникационной площадки профессионального общения педагогов. Исследованы возможности развития традиционных форм наставничества в образовании.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/2/9.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 2. C. 43-51. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Теория и методика профессионального образования
Theory and Methods of Vocational Education
УДК 371.39 Дата поступления рукописи: 28.05.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.2.9
Статья раскрывает современную сущность, характеристики педагогического наставничества и способы его развития. Представлены особенности наставничества в успешно позиционирующих себя региональных системах образования, где сквозной линией является новая субъектность (активная позиция ребенка ведет к активной позиции педагога). Выявлены современные актуальные формы предъявления и распространения педагогического опыта в рамках муниципального образовательного форума как ключевой коммуникационной площадки профессионального общения педагогов. Исследованы возможности развития традиционных форм наставничества в образовании.
Ключевые слова и фразы: педагог-наставник; наставничество; современные формы наставничества; способы развития наставничества; образование; образовательный форум.
Витвар Оксана Ивановна, к. пед. н., доцент
Красноярский краевой институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования (филиал) в г. Норильске [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В числе эффективных способов повышения качества российского общего образования немаловажное место отводится развитию педагогического наставничества. Наставничество сохранилось в современной школе в его традиционном понимании как передача опыта от педагога-наставника (мудрого советчика, пользующегося всеобщим доверием) к обучающемуся учителю, при этом акцент делается на формировании практических умений и навыков молодого специалиста, его профессиональной адаптации. Однако современная дидактика предъявляет новые требования к учителю, и это требует обогащения категории «наставничество» новым внутренним содержанием и новыми формами. Данная проблема получила отражение в современных концептуальных документах и проектах развития образования. Национальная система учительского роста [5] и отвечающий за нее федеральный проект «Учитель будущего» [16] призваны обеспечить повышение качества педагогической деятельности и предполагают разработку модели карьерного роста педагога, вершиной которой является ступень «учитель-наставник».
Особо значимо и то, что механизмы наставничества позволяют взрастить собственные педагогические кадры в школьном коллективе. Произошедший культурно-исторический сдвиг от дидактической системы Я. А. Коменского [17] к современному образованию обусловил «старение» педагогических кадров при одновременном нивелировании ценности педагогического наставничества. Результаты исследований, проводимые среди старшеклассников, показывают у них слабо выраженную ориентацию на дальнейшую педагогическую деятельность - среди опрошенных не набирается и 3%, желающих связать свою будущую профессию с педагогикой, педагогической деятельностью и наставничеством [12]. Это тревожный сигнал, ведь специфика педагогического труда заключается в том, что личностные качества, образцы поведения педагога как наставника, отношение к профессии и своим ученикам получают продолжение в его воспитанниках, репродуцируются в них. Успешный процесс наставничества формирует будущих специалистов, укрепляет у них желание остаться в научно-педагогической профессии и продолжить дело наставничества, что позволяет взращивать педагогические кадры.
Отметим и то, что методологические основания ФГОС второго поколения [8] обусловили изменение форм взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, и это делает актуальным внедрение механизмов педагогического наставничества для обеспечения достижения детьми новых образовательных
результатов. Говоря о наставничестве в этом разрезе, мы будем исходить из идеи организаторов Всероссийского форума «Наставник», что каждый из нас, начиная с младшего возраста, является наставником и что нам нужно понять эту миссию [19]. Соответственно, в статье исследуются современное содержание педагогического наставничества и способы его развития.
Наставничество возникло в связи с потребностями общества в инструментах воспитания растущего человека и подразумевало процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества, способ взаимоотношений между учителем и учеником. Оно было присуще всем формам обучения и системам образования в широком смысле, о чем говорят основные категории наставничества - «развитие», «воспитание» и «профессиональная адаптация» [10]. Вместе с тем сегодня нет единого подхода к определению основных понятий наставничества в образовании. Чаще всего под «наставничеством» подразумевают распространенную форму передачи педагогического опыта, когда начинающий педагог под непосредственным руководством педагога-наставника на практике осваивает персональные приемы мастера. Соответственно, понятие «наставник» подразумевает учителя-профессионала высокого класса, знающего образовательную организацию, имеющего опыт педагогической работы и оказывающего помощь и поддержку молодым специалистам. Но в процессе непрерывного обновления образования появились «новообразования» в толковании сущности педагогического наставничества, связанные с необходимостью обеспечения роста его качества.
Для опытного педагога наставничество является сегодня эффективным способом повышения своей собственной квалификации, освоения инновационного содержания деятельности и выхода на новый, более высокий уровень профессиональной компетенции. Что касается молодых педагогических кадров, то в этом случае наставничество позволяет не только оказывать им поддержку в процессе профессиональной адаптации, но и в целом способствует развитию карьеры педагога. Этот приоритет отмечен и за рубежом, где наставничество определено как существенная помощь работникам организации, которые нуждаются в перспективе, в виденье будущих возможностей и открытии перспектив [9].
В современных научных трудах российские исследователи отмечают, что важно предусмотреть возможности вертикальной и горизонтальной траекторий карьерного роста педагога именно в системе профессиональной педагогической деятельности. Для этого должны быть определены и «ступеньки», которые описывают соответствующий уровень образования, опыт работы, глубину знаний и характер умений педагогов в рамках обобщенной трудовой функции. По результатам профессионально-общественного обсуждения новой системы профессионального роста педагогов было установлено, что «наставник» должен обладать определенными умениями [2]:
- практическими умениями по обеспечению, осуществлению, проектированию и управлению образовательной деятельностью;
- умениями по освоению и/или созданию новых знаний в области педагогики или междисциплинарного и межотраслевого характера;
- умениями решать задачи методологического, исследовательского и проектного характера, связанные с повышением эффективности процессов.
При этом характер указанных умений предполагает:
- определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организации;
- решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов;
- способность к организации, обеспечению, осуществлению, проектированию и управлению образовательной деятельностью.
Следует отметить, что в зарубежной практике наставнической деятельности выявлены признаки, объясняющие ее высокий потенциал в развитии субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса [7]:
- основа наставничества - взаимодействие, ориентированное на людей при взаимном интересе и ценностно-ориентированной ситуации обоих субъектов;
- наставничество - одна из эффективных форм профессионального обучения, включающая в себя систему обратной связи;
- наставничество может быть координирующим и стимулирующим процессом, который действует параллельно или дополнительно к ведущему методу.
В целом понимание наставничества в экономически развитых странах предполагает, что одной из характеристик эффективных отношений наставничества является «отодвигание в сторону» любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя на равных. Главная цель таких отношений - обучение и развитие, хотя результатом обучения может стать развитие способностей обучаемого управлять своей учебной деятельностью. Усиление данной стороны наставничества особо актуально в свете требований образовательных стандартов нового поколения к организации образовательного процесса. Начинающему учителю объективно необходимо усвоить на практике особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа - научиться выстраивать взаимодействие с учащимися на субъектно-субъектной основе, когда:
- ученик - субъект учебной деятельности;
- учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной;
- на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся;
- критерии, по которым учитель оценивает ученика, определены заранее и разделяются обучающимися. И в этом ученику максимально помогут отношения с учителем-наставником, построенные на взаимном интересе и ценностно-ориентированной ситуации обоих субъектов педагогического взаимодействия.
Поэтапное введение в России Национальной системы учительского роста (2017-2020 гг.) предусматривает построение карьерной лестницы и внесение изменений в номенклатуру должностей педагогических работников [13]. Вершиной вертикальной карьеры педагога в системе учительских должностей будет «ведущий учитель». К его основным трудовым функциям относится наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами. Федеральный проект «Современная школа» также содержит задачу разработки методологии наставничества в отношении обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися и привлечением представителей работодателей к этой деятельности [15].
Европейская практика наставничества привнесла в отечественную педагогику синонимичное понятие «тьюторство». Оно стало механизмом индивидуализации обучения и эффективным способом построения индивидуального учебного плана обучающегося в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). Тьютор (англ. tutor в переводе с английского - педагог-наставник, опекун, попечитель, от лат. tueor - заботиться, оберегать) - специалист, сопровождающий учащегося в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Тьюторство раскрывает наставничество как принципиально новый вид педагогической деятельности по сопровождению, организации помощи и поддержки воспитанникам учреждений образования и других видов социокультурной деятельности. В образовании тьюторство означает максимальную индивидуализацию учебного процесса [11]. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, в системе дополнительного образования. Свое применение тьюторство находит в детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере профессионального и дополнительного образования, в работе с детьми и молодежью с особыми потребностями (проблемными и одаренными). Так, Т. М. Ковалева определила следующие «векторы тьюторского действия» [3]:
- социальный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, обусловленных инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений;
- культурно-предметный вектор тьюторского действия - это работа с предметным материалом, выбранным обучающимся;
- антропологический вектор тьюторского действия - это работа с индивидуальными психологическими и физиологическими свойствами обучающегося.
Очевидно, что каждый из этих векторов является важным направлением педагогического наставничества. Соответственно, как педагог-наставник тьютор помогает обучающемуся увидеть другие образовательные и социокультурные учреждения как ресурсные места для реализации своих познавательных интересов, оказывает помощь в освоении определенной культурной традиции, помогает в достраивании себя в плане освоения новых грамотностей.
В настоящее время в наставничестве как шефстве опытных педагогов над учащимися, а также старших школьников над младшими появились новые грани, привнесенные успешными региональными педагогическими практиками. В качестве примера приведем ярославские практики наставничества в рамках социального взаимодействия в разновозрастных группах и содружествах [1]. Они характеризуются своеобразными психологическими механизмами «подражания» и «социального взросления», преемственностью в школьном объединении, защитной и компенсаторной функциями. Старшие школьники и педагоги оказываются в позиции организаторов воспитательной работы в младших классах. Это их объединяет, делает союзниками в общей заботе. В то же время успех их взаимодействия в значительной мере зависит от деятельности педагогов, их руководства работой старшеклассников в скрытой или открытой, прямой или косвенной форме. Формирование содружеств создает благоприятные условия для развития сотрудничества педагогов, которое, в свою очередь, влияет на характер взаимодействия школьников раннего возраста.
Наставничество в процессе шефской работы сегодня во многих московских школах рассматривают как возрожденный формат социально значимой деятельности обучающихся, способствующей формированию активной социально-нравственной позиции, опыта ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям. Организация шефства старших над младшими - это также работа органов ученического самоуправления на уровне класса или школы. В результате шефской деятельности у старшеклассников формируются навыки самоорганизации, воспитывается требовательность к себе, они получают опыт социальной активности и возможность самореализации в новом для себя деле. Для младших школьников - это приобретение нового жизненного опыта; ощущение заботы и нужности; формирование положительного образа взрослого человека. Важным результатом шефства в младших классах является переход к школьному самоуправлению в среднем и старшем звеньях, что способствует развитию у старшеклассников уверенности в себе, само- и взаимоуважения, ответственности за порученное дело. Особая роль в организации шефства отводится педагогу-наставнику. Как куратор шефов он помогает старшеклассникам выстроить работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников, координирует работу шефского класса и оказывает активную помощь в реализации поставленных задач шефской деятельности [4].
Красноярский опыт [6] показывает, что наставничество как коллективная работа детей и педагогических работников (чаще всего классных руководителей) позволяет формировать у учащихся «4К-компетенции», ключевые для XXI века, необходимые для их дальнейшей успешной жизни: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация. Ученый-педагог НИУ Высшей школы экономики М. А. Пинская отмечает, что все эти компетенции формируются вместе. Так, критическое мышление способствует формированию информационной и коммуникативной компетентностей при разрешении проблем. В групповой и коллективной работе, в команде происходит максимальное раскрытие творческого потенциала и его реализация в практической деятельности [18].
Особое значение приобретает наставничество как эффективный педагогический ресурс в воспитании, способ непосредственного и опосредованного личного влияния на подрастающее поколение в рамках практик добровольчества. Быстрое развитие получает наставничество подростков на муниципальном уровне через волонтерское движение. Этот новый формат наставничества все чаще строится на объединении усилий социально-ориентированных некоммерческих организаций (НКО) и школьных волонтёрских объединений в формате проектов различной направленности (помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), многодетным семьям, бездомным животным, пропаганда здорового образа жизни и др.). Современная социально-значимая деятельность подростков-волонтеров и представителей НКО сегодня признана как «тренд современного наставничества в России» [19].
Отметим, что, когда речь заходит о наставничестве в среде подростков, зачастую рассматривается наставничество в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и подростков «групп риска». Именно в этом контексте надымскими коллегами наработаны и распространены эффективные практики наставничества, охватывающие в рамках добровольчества и волонтёрского движения все категории подростков в двух основных направлениях [Там же]:
- горизонтальный процесс взаимодействия равных с равными: подростков-волонтёров, являющихся образцами социально одобряемого поведения, с их сверстниками и школьниками младшего возраста, когда волонтёры демонстрируют примеры здорового и позитивного жизненного стиля, активной жизненной позиции;
- вертикальный процесс взаимодействия: сопровождение и координация содержательной деятельности подростков-волонтёров со стороны педагогов. Педагоги не только создают необходимые условия для развития подростковой добровольческой деятельности, но и сами активно участвуют во всех «волонтёрских начинаниях», являя собой пример, образец. Среди результатов проекта отмечен как высокий уровень «4К-компетенций» подростков (97%), так и высокий (93%) уровень этнической толерантности детей, что особо важно в достижении цели национального проекта «Образование» - воспитание социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ и национально-культурных традиций.
Итак, с одной стороны, современная сущность педагогического наставничества во многом сохраняет своё традиционное значение и состоит в передаче опыта от педагога-мастера к начинающему учителю на этапе его профессионального становления. С другой стороны, имеется видимое обогащение категории «наставничество» новым содержанием:
- развитие карьеры наставляемого педагога и наставника (новая должность «ведущий учитель», реализующий функцию «наставничество»);
- профессиональное развитие педагога-наставника - его выход на более высокий профессиональный уровень за счет углубления знаний, умений и освоения отношений, основанных на принципе сотрудничества, субъектно-субъектного взаимодействия;
и формами:
- тьюторство как педагогическая деятельность по организации помощи и поддержки обучающимся (принципиально новый вид наставничества как сопровождения процесса индивидуализации работы с детьми с особыми потребностями);
- коллективное взаимодействие старших и младших школьников под педагогическим наблюдением и/или участием наставников - содружество, шефство;
- наставничество подростков в реализации добровольческих инициатив, в числе которых консолидация усилий социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) и школьных волонтёрских объединений в процессе реализации образовательных и социальных проектов.
Исходя из полученных результатов теоретического анализа, нам было интересно выяснить, что является сущностью наставничества для современных педагогов и какие практические формы их обучения и развития максимально ресурсные в процессе педагогического наставничества в его современном понимании. Мы провели исследование среди педагогов двух северных муниципалитетов Красноярского края, способных действовать инициативно. В выборку вошли участники двух площадок ежегодного норильского образовательного форума - Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования» (http://neo-didactica.ru/) и городских педагогических чтений «Норильский учитель: опыт прошлого - взгляд в будущее».
Форум традиционно является основной образовательной площадкой, которая развивает горизонтальные связи между всеми педагогическими работниками обоих муниципалитетов, и «точкой входа» в персонифицированное повышение квалификации педагогов в совместной образовательной деятельности. Здесь создается новая субъектность образования - происходит содержательное осмысление того, что активная позиция ребенка обязательно ведет к повышению самостоятельной творческой активности педагога и всех субъектов
образования. Созданы коммуникационные площадки для совместного обсуждения педагогами-учеными, педагогами-практиками и организаторами образования дидактического и организационно-методического аспектов соотношения индивидуального и коллективного в обучении в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам. Поэтому учителя, способные к активной самостоятельности, которые уже состоялись как профессионалы, но не удовлетворены уровнем, которого достигли, имеют возможность освоить новые способы деятельности, предъявляемые педагогами-мастерами. Представленные на площадках форума малые пленумы, секции, мастер-классы и др. формы и методы обмена опытом имеют ряд преимуществ. Они позволяют педагогам:
- присутствовать при демонстрации коллегами своего мастерства и видеть их понимание проблемы в практической форме, соответственно, осмыслять на новом более высоком уровне творческую педагогическую деятельность;
- быть вовлеченными в активную работу по освоению педагогического мастерства под наблюдением наставника, получать индивидуальную помощь;
- услышать независимое мнение широкой педагогической аудитории, наблюдающей за процессом общения наставника и педагогов-учеников (участники могут вмешиваться, задавая вопросы и требуя пояснений).
Еще одним достоинством механизмов наставничества в формате образовательного форума является возможность самодостраивания своей презентационной культуры педагогом. При подготовке к педагогическим чтениям каждый активный участник знакомится с критериями оценки своего выступления, в числе которых присутствует выразительность речи, языковая и методическая культура автора.
Исследование проводилось в апреле 2019 г. среди педагогов МО г. Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района методом письменного опроса. Всего в анкетировании приняли участие 247 работников общего образования, из них 87 педагогов дошкольного образования и 160 школьных учителей. Более трети респондентов впервые активно участвовали в образовательном форуме (36% составили педагоги ДОУ и 41% - школьные педагоги), опыт участия от 2 до 5 раз имели 45% и 46% представителей дошкольного и соответственно школьного образования, и более 5 раз выступают на площадках форума только 9% и 8% педагогов (ДОУ и школа).
Цель исследования заключалась в том, чтобы понять и проанализировать, что сегодня понимают под педагогическим наставничеством участники форума. Выявили, что свыше 2/3 респондентов традиционно рассматривают супервизию (профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным наставником, исключающее формальный контроль и оценку) [20] как самостоятельный вид педагогического сопровождения и основную форму наставничества в образовании, что подтверждает своевременность и актуальность федеральных проектов «Современная школа» и «Учитель будущего», поднявших на повестку дня проблему разработки методологии наставничества в отношении обучающихся общеобразовательных организаций.
Было исследовано, как зависит активность участия учителей и воспитателей в работе двух площадок форума от стажа их педагогической деятельности. Ниже представлены результаты в диаграммах (см. Рис. 1, 2).
Анализ полученных данных говорит о том, что активными субъектами предъявления своего обобщенного опыта являются «педагоги-стажисты», работающие в образовательных организациях не менее 8 лет. Значимо и то, что 63% респондентов дошкольного образования и 83% учителей-активистов форума имеют педагогический стаж более 15 лет. Соответственно, они и являются кадровым ресурсом развития механизмов наставничества на институциональном и муниципальном уровнях образования.
ДОУ. Опыт участия и педагогический стаж
70%
63%
20%
40%
60%
50%
30%
10%
■ первый раз
■ от 2 до 5 раз - более 5 раз
до 3 лет
3-8 лет
8-15 лет
более 15 лет
стаж
Рисунок 1. Соотношение опыта участия в форуме и педагогического стажа работников ДОУ
Школа. Опыт участия и педагогический стаж
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
83%
25%
4%
0%
32%
13%
22% 17% 17%
0%
до 3 лет 3-8 лет 8-15 лет более 15 лет
стаж
первый раз от 2 до 5 раз более 5 раз
Рисунок 2. Соотношение опыта участия в форуме и педагогического стажа учителей
В ответах на вопрос: «Организация каких научно-методических мероприятий, на Ваш взгляд, позволит современному педагогу наставлять, обобщать и наиболее эффективно транслировать свой педагогический опыт?» свыше половины участников отметили практико-ориентированные формы: мастер-класс, обучающий семинар и педагогические чтения (см. Рис. 3, 4).
75%
научно- обучающие
методич. семинары
конференции
городские педагогические педагогические МО чтения конкурсы
другое
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рисунок 3. Актуальные способы передачи педагогического опыта среди воспитателей ДОУ
80%
34%
■
научно-методич. конференции
обучающие семинары
53%
33%
I I
30%
городские МО
педагогические педагогические чтения конкурсы
3%
другое
Рисунок 4. Актуальные способы передачи педагогического опыта среди учителей
Одной из задач исследования являлось выявление новых форматов педагогических чтений для развития наставничества и повышения уровня заинтересованности в них педагогов. Полученные результаты приведены на Рисунках 5, 6.
Какие из современных организационных форм педагогических чтений Вам были бы интересны?
45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
43%
33%
29%
10%
Science Slam
конкурсная защита авторских педагогических постеров
пленум + панельная дискуссия
другое
Рисунок 5. Заинтересованность педагогов ДОУ в новых форматах проведения педагогических чтений
Какие из современных организационных форм педагогических чтений Вам были бы интересны?
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
49%
29% 28%
8%
Science Slam
конкурсная защита пленум + панельная авторских педагогических дискуссия
постеров
другое
Рисунок 6. Заинтересованность учителей в новых форматах проведения педагогических чтений
Из диаграмм видно, что современные педагоги заинтересованы в новых формах активного профессионального общения. Об этом свидетельствуют высказывания более 90% респондентов в пользу новых форматов "Science Slam" (состязание участников по ораторскому искусству) (43% педагогов ДОУ и 49% педагогов школ), конкурсная защита авторских педагогических постеров «Идеи, достойные распространения» и панельная дискуссия (29-33% опрошенных, см. Рис. 5, 6).
Эти же данные и результаты опроса, полученные при выявлении актуальных способов передачи педагогического опыта по позиции «педагогические конкурсы» (29-30%, см. Рис. 3, 4), позволили обнаружить дилемму. С одной стороны, более 90% участников форума заинтересованы в развитии конкурсного движения, обеспечивающего развитие новой субъектности образования. Об этом говорят приведенные выше данные о сделанном респондентами массовом выборе в пользу состязательных форм. С другой стороны, классическими формами организации и проведения педагогических конкурсов удовлетворена всего треть участников. Это актуализирует проблему создания новых форматов предъявления и транслирования своего педагогического метода с использованием активной педагогической дискуссии и других активных форм предъявления своего метода.
В заключение предлагаем посмотреть сделанный респондентами выбор вариантов ответов на вопрос: «Что в содержании новых форматов наставничества для Вас наиболее актуально для раскрытия?» (см. Рис. 7, 8).
Очевидно, что в целом современные педагоги заинтересованы в освоении способов сближения требований ФГОС и международных стандартов качества образования (на предмет формирования грамотности обучающихся), о чем свидетельствуют 29-34% ответов участников форума, отметивших актуальность создания современной образовательной среды, и 64-77% педагогов, выбравших в качестве актуальных современных форм педагогического наставничества технологии, методики, практики обучения и оценки новых образовательных результатов.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
64%
34%
24%
8% 5%
современная образоват. среда
технологии, методики,
практики обучения, оценки образ. результ.
технологии, методики, практики управления в ОУ
качества конкурентоспособного педагога/ специалиста
другое
Рисунок 7. Актуальное в содержании новых форматов педагогического наставничества в дошкольных детских учреждениях
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
77%
29%
16% 13% 4%
современная образоват. среда
технологии, методики,
практики обучения, оценки образ. результ.
технологии, методики, практики управления в ОУ
качества конкурентоспособного педагога/специалиста
другое
Рисунок 8. Актуальное в содержании новых форматов педагогического наставничества в школе
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что развитие различных способов наставничества как педагогического явления сегодня объективно необходимо в отечественном образовании, востребовано молодыми и состоявшимися педагогами. Современный учитель и воспитатель заинтересованы в освоении новых форматов педагогического наставничества, перспективных и потенциально ресурсных для профессионального развития, персонифицированного повышения квалификации в совместной образовательной деятельности, формирования своего имиджа на муниципальном уровне. Одновременно происходит обогащение педагогического наставничества в отношении обучающихся общеобразовательных организаций в таких формах, как тьюторство, коллективное взаимодействие старших и младших школьников (содружество, шефство), волонтерство и добровольчество.
Список источников
1. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников: педагогический аспект [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/1994/socialnoe.pdf (дата обращения: 18.06.2019).
2. Забродин Ю. М., Сергоманов П. А., Гаязова Л. А., Леонова О. И. Построение системы дифференциации уровней квалификации профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 65-76.
3. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании [Электронный ресурс]. URL: https://v0.hse.ru/data/2013/10/21/1279392860/V02_11%20K0valeva.pdf (дата обращения: 04.07.2019).
4. Колпащикова Л. С. Создание системы взаимодействия старших и младших школьников: «Шефство над малышами -это интересно и ответственно!» [Электронный ресурс]. URL: http://slovo.mosmetod.ru/2015/11/29/kolpashchikova-l-s-sozdanie-sistemy-vzaimodejstviya-starshikh-i-mladshikh-shkolnikov-shefstvo-nad-malyshami-eto-interesno-i-otvetstvenno/ (дата обращения: 19.06.2019).
5. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]: утверждена Правительством Российской Федерации 28 мая 2014 г. № 3241п-П8. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166654/ (дата обращения: 04.07.2019).
6. Конкурентные преимущества краевого образования: актуальное состояние и перспективы [Электронный ресурс]: доклад министра образования Красноярского края С. И. Маковской на краевом августовском педагогическом совете. URL: http://www.krao.ru/publications/kraevyie-meropriyatiya/aps/ (дата обращения: 18.06.2019).
7. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний / пер. с англ. Мн.: Амалфея, 1998. 288 с.
8. Методологические основы, положенные в структуру и содержание федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodologicheskie-osnovi-polozhennie-v-strukturu-i-soderzhanie-federalnih-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-obschego-obr- 1809472.html (дата обращения: 04.07.2019).
9. Наставник «по жизни» [Электронный ресурс]. URL: https://www.khuka.com/vyipuski/5-vyipusk/idei-i-mneniya/ nastavnik-po-zhizni (дата обращения: 16.06.2019).
10. Наставничество [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/ 2017/05/10/nastavnichestvo (дата обращения: 16.06.2019).
11. Непомнящая Н. Тьюторство в образовании - это что такое? [Электронный ресурс]. URL: https://www.syl.ru/ article/324088/tyutorstvo-v-obrazovanii—eto-chto-takoe-opisanie (дата обращения: 19.06.2019).
12. Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii_(дата обращения: 04.07.2019).
13. Об обеспечении выполнения поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета 23 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/orders/selection/404/21427/ (дата обращения: 04.07.2019).
14. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]: утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 14.06.2019).
15. Паспорт федерального проекта «Современная школа» [Электронный ресурс]. URL: https://new.avo.ru/ documents/33446/1306658/Современная+школа.pdf/82dc2bf1-04ce-9d57-5f14-6f94d1bce9aa (дата обращения: 14.06.2019).
16. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aavcebfcm6cza.xn--p1ai/upload/iblock/0fd/Uchitel-budushchego-_obnov.-red_.pdf (дата обращения: 04.07.2019).
17. Педагогическая система Я. А. Коменского [Электронный ресурс]. URL: http://psychology-konspect.org/?content= 3706 (дата обращения: 04.07.2019).
18. Пинская М. А. Новые образовательные результаты: навыки 21 века [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/ 68013714-Novye-obrazovatelnye-rezultaty-navyki-21-veka-pinskaya-m-a-k-p-n-vedushchiy-nauchnyy-sotrudnik-niu-vshe-g-moskva.html (дата обращения: 16.06.2019).
19. Современное наставничество в России: 7 идей и решений [Электронный ресурс]. URL: http://mentori.ru/about/ news/46 (дата обращения: 18.06.2019).
20. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Супервизия как педагогический феномен [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/superviziya-kak-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 04.07.2019).
MODERN CONTENT AND DEVELOPMENT TRENDS OF PEDAGOGICAL TUTORSHIP IN THE RUSSIAN GENERAL EDUCATION SYSTEM
Vitvar Oksana Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Krasnoyarsk Territorial Institute of Educationalists' Professional Development and Vocational Retraining (Branch) in Norilsk
The article considers the essence and characteristics of modern pedagogical tutorship and identifies its development trends.
The author analyses the peculiarities of tutorship in successful regional education systems where the emphasis is made on new
subjectivity (a child's active position causes a teacher's active position). The researcher identifies relevant forms of pedagogical
experience presentation and distribution within the framework of the municipal educational forum as a key area of teachers' professional communication. The paper considers a potential for the development of the traditional forms of tutorship in education.
Key words and phrases: teacher-tutor; tutorship; modern forms of tutorship; ways to develop tutorship; education; educational forum.
УДК 37 Дата поступления рукописи: 25.05.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.2.10
The article considers the opportunity to attract the main regulations of the space-time approach in the English-language education process. Special attention is paid to the space-time reference points of the standardized English language and its regional standards and socio-cultural dialects. Adequate communicatively oriented behaviour in the English-language communicative space is provided by the knowledge of the key attributes of the standardized, regional and socio-cultural use of verbal/nonverbal communication means that act as communicative reference points.
Key words and phrases: language space; language time; English-language communicative space; communicatively oriented behaviour in foreign-language communicative space; space-time approach.
Goncharova Natal'ya Aleksandrovna, Doctor in Pedagogy
Kretinina Galina Vyacheslavovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor
Michurinsk State Agrarian University nata-alexa@mail. ru
TEACHING ENGLISH COLLOQUIAL SPEECH WITHIN SPACE-TIME APPROACH
Modern life conditions in the post-industrial or information society require that a person should have self-determination, be able to solve vital problems related to specific areas, conditions and situations of communication. New educational goals are being put forward, aimed at preparing a graduate of any level for successful independent life activity in the conditions of the modern society's uncertainty. The foreign-language educational practice changes