Научная статья на тему 'НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА – ФУНДАМЕНТ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССОРА РАУФА КАДЫРОВА'

НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА – ФУНДАМЕНТ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССОРА РАУФА КАДЫРОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная педагогика / великие мыслители Востока / воспитание / духовность / нравственность / искусство / образование / традиция / концепция. / musical pedagogy / great thinkers of the East / upbringing / spirituality / morality / art / education / tradition / concept.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдугаппаров Абдупаттах Абдураззакович Доцент

в статье рассматривается музыкально-педагогическая концепция ведущего специалиста в области музыкальной педагогики и психологии, профессора Государственной консерватории Узбекистана Рауфа Кадырова, основанная на возрождении и актуализации воззрений великих учёных и педагогов Востока. Автор статьи раскрывает методологическую важность данной музыкально-педагогической концепции в профессионально-творческом развитии и духовно-нравственном воспитании молодого поколения музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGACY OF THE GREAT THINKERS OF THE EAST IS THE FOUNDATION OF THE MUSICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT OF PROFESSOR RAUF KADYROV

the article discusses the musical and pedagogical concept of the leading specialist in the field of music pedagogy and psychology, professor of the State Conservatory of Uzbekistan Rauf Kadyrov, based on the revival and actualization of the views of the great scientists and teachers of the East. The author of the article reveals the methodological importance of this musical and pedagogical concept in the professional and creative development and spiritual and moral education of the young generation of musicians.

Текст научной работы на тему «НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА – ФУНДАМЕНТ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССОРА РАУФА КАДЫРОВА»

НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА - ФУНДАМЕНТ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССОРА РАУФА

КАДЫРОВА Абдугаппаров А.А.

Абдугаппаров Абдупаттах Абдураззакович - доцент, заведующий кафедрой, кафедра музыкальной педагогики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается музыкально-педагогическая концепция ведущего специалиста в области музыкальной педагогики и психологии, профессора Государственной консерватории Узбекистана Рауфа Кадырова, основанная на возрождении и актуализации воззрений великих учёных и педагогов Востока. Автор статьи раскрывает методологическую важность данной музыкально-педагогической концепции в профессионально-творческом развитии и духовно-нравственном воспитании молодого поколения музыкантов.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, великие мыслители Востока, воспитание, духовность, нравственность, искусство, образование, традиция, концепция.

THE LEGACY OF THE GREAT THINKERS OF THE EAST IS THE FOUNDATION OF THE MUSICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT OF PROFESSOR RAUF

KADYROV Abdugapparov AA.

Abdugapparov Abdupattah Abdurazzakovich - Associate Professor, Head of Department, DEPARTMENT OF MUSICAL PEDAGOGY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the musical and pedagogical concept of the leading specialist in the field of music pedagogy and psychology, professor of the State Conservatory of Uzbekistan Rauf Kadyrov, based on the revival and actualization of the views of the great scientists and teachers of the East. The author of the article reveals the methodological importance of this musical and pedagogical concept in the professional and creative development and spiritual and moral education of the young generation of musicians.

Keywords: musical pedagogy, great thinkers of the East, upbringing, spirituality, morality, art, education, tradition, concept.

Музыкальная педагогика является одной из важных составляющих частей музыкального образования и воспитания в системе непрерывного образования. Она интенсивно развивается и обновляется в соответствии с требованиями времени и запросами общества. На современном этапе развития музыкальной культуры в контексте возрождения духовных ценностей наследия великих мыслителей Востока особо актуализируется их вклад в музыкальную педагогику. "В истории нашей духовности есть такие личности, творчество которых трудно изучать только в связи с одной отраслью. Потому что эти выдающиеся люди своим положением, авторитетом были причастны ко всем областям деятельности общественной жизни своего времени" [1, 230].

По сути, все великие учёные Востока были отличными музыкантами, глубоко постигшими теоретические основы и практику музыкального искусства. Они играли на музыкальных инструментах, пели, сочиняли музыку, писали о её закономерностях научные трактаты, передавали ученикам свой богатый музыкальный опыт. Поэтому изучение музыкальной деятельности великих учёных Востока является неотъемлемой частью современной музыкальной педагогики. Осознавая это, ведущий специалист в области музыкальной педагогики и психологии, профессор кафедры музыкальной педагогики Государственной консерватории Узбекистана, всемирно известный учёный Рауф Кадыров в своих лекциях по музыкальной педагогике детально рассматривал творческие аспекты музыкальной деятельности великих учёных Востока.

Музыкант-исполнитель, занимающийся педагогической деятельностью, - это, прежде всего, психолог. Воспитывая будущего музыканта, он развивает профессиональные качества, исполнительские и технические способности обучающегося. Наряду с этим в поле внимания педагога постоянно должны находиться психологические аспекты, имеющие важное значение в формировании гармонично развитой личности музыканта как социально востребованного современным обществом специалиста в области культуры. Класс специальности является в этом отношении наиболее благоприятной сферой, располагающей к непосредственному общению педагога и студента. Данное направление педагогической работы мы называем психологией общения, где важнейшим методическим фактором является беседа, в ходе которой педагог выявляет круг проблем, волнующих студентов. Беседы должны иметь, прежде всего, доверительный

характер, для этого педагог должен владеть технологией психологического общения, умением расположить к себе обучающегося [2, 95].

На протяжении многих лет Кадыров кропотливо собирал и изучал материалы о музыкальной деятельности великих мыслителей Востока. Особое внимание уделял он изучению средневековых трактатов о музыке, переводил их на узбекский язык, систематизировал и классифицировал уникалные научные материалы.

Обобщением многолетнего творчество труд Кадырова стало учебные пособие "Музыкальная педагогика", опубликованное в Ташкенте в издательстве "Музыка" в 2009 году. Глава IV данного учебного пособия посвящена наследию великих мыслителей Востока. Она имеет название «Из истории музыкальной педагогики». В ней отражена музыкальная деятельность великих мыслителей Востока от истоков до нынешнего времени.

Вводный раздел данной главы "Исторические периоды и культурные основы музыкальной педагогики (структурный план)" является методологической платформой музыкально-педагогической концепции Рауфа Кадырова и подготавливает обучающихся к восприятию учебного материала, в качестве которого представлены пятнадцать избранных автором книги персон от Фараби до Шермата Ёрматова включительно. Опираясь на базовый фундамент национальных культурных ценностей узбекского народа, учёный чётко формирует сущность своей концепции: "Основной целью является обобщение имеющихся данных этого направления в единой структуре, которая может быть использована так же и как наглядное пособие в педагогической теории и практике системы музыкального воспитания и образования в Узбекистане" [3, 145].

Рассматривая содержание данной главы учебного пособия, необходимо отметить целесообразность личностно-ориентированного методологического подхода Кадырова к изложению изучаемого материала. Раскрывая облик каждого мыслителя, исследователь сосредотачивает внимание на его музыкально-педагогических принципах, выявляет черты индивидуальности педагога, методы музыкального воспитания.

Харакатеризуя Фараби, Рауф Кадыров привлекает широкий историко-культурный научный материал для раскрытия масштаба личности мыслителя и подчёркивает его непревзойденное мастерство игры на музыкальных инструментах. Приводимые в учебном пособии фрагменты из "Вводного трактата в логику", из трактатов "О достижении счастья", "Добродетельный город", "Указание пути к счастью", "О квалификации наук", разделы из "Большой книги музыки". Фараби содержат эликсир мудрости и рекомендации духовного совершенствования личности, в котором музыке принадлежит приоритетное значение.

Показательно, что к каждому представленному в учебном пособии великому мыслителю Кадыров сумел найти свой индивидуальный подход и в доступной и увлекательной форме изложить сложный научный материал для обучающихся. В качестве примера следует отметить особо раздел об Алишере Навои, ввиду огромного художественного и научного массива этого величайшего Учителя учителей. Поэтому весьма логично автором учебного пособия был выбран методический путь представления афоризмов, раскрывающих гений Навои в его лаконичных мудрых изречениях в поэтической форме, преимущественно двустиший. Фрагменты из поэмы "Возлюбленный сердец" имеют дидактическую направленность. Глубоким психологизмом наполнен текст "О музыке и певцах", многие суждения великого титана мысли Навои весьма актуальны в нынешнее время.

Огромную ценность в учебном пособии имеет текст об Абдурауфе Фитрате и его уникальном труде, посвященном истории узбекской классической музыки, исключительно самобытной и своеобразной, о переводе Рауфа Кадырова в Предисловии к своей книге Абдурауф Фитрат писал: "Мы верим, что сейчас собранный материал, пусть даже в нём будут недостатки научно-методического характера, однако вовремя собранный этот материал в дальнейшем окажет большую помощь" [3, 254].

Сегодня, эти слова, написанные Фитратом почти сто лет тому назад, оказываются пророческими и указывают путь дальнейшего продвижения узбекской музыки, необходимость её глубокого изучения и пропаганды.

Обобщая аналитические наблюдения над музыкально-педагогический концепцией Рауфа Кадырова в её проекции на актуализацию возрождения наследия великих мыслителей Востока, необходимо констатировать, что данный труд является одним из достижений современной научно-педагогический мысли Узбекистана. Изучение учебного пособия "Музыкальная педагогика" Рауфа Кадирова должно стать духовной потребностью молодого поколения, осмысливающего свой жизненный путь и предназначение своей творческой деятельности.

Список литературы /References

1. ХомидиХ. Мыслители Востока. Ташкент, 2019.

2. Абдугаппаров А.А. Психологические основы педагогической деятельности музыканта-исполнителя в

консерватории. Журнал "Проблемы современной науки и образования", 2022. № 1 (170).

3. Кадыров Р. Музыкальная педагогика. Ташкент, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.