ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART
Научная статья Исторические науки
УДК: 94 (5) (093)
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-3-255-267
НАСЛЕДИЕ Н.Ф. КАТАНОВА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ (ОБЗОР ФОНДОВ КУНСТКАМЕРЫ)
Рамиль Миргасимович Валеев
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, valeev200655@mail.ru Маина Петровна Чебодаева
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, г. Абакан, Российская Федерация, chebodaevamp@mail.ru Роза Закариевна Валеева
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, г. Казань, Российская Федерация, valroz@mail.ru Валентина Николаевна Тугужекова
Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, Южносибирский филиал Института истории и материальной культуры РАН, vtuguzhekova@yandex.ru
Аннотация. На современном этапе актуальными остаются дальнейший поиск, изучение, систематизация и введение в научный оборот неопубликованного архивного и музейного наследия профессора Казанского университета Н.Ф. Катанова - одного из ярких и колоритных национальных ученых и мыслителей российской науки, образования и культуры, выдающегося представителя хакасского народа и тюркоязычных народов Евразии.
Статья посвящена краткому обзору основных музейных фондов и коллекций Н.Ф. Катанова, в особенности, его неизвестным вещевым коллекциям, хранящимся в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, собранным путешественником в Минусинском округе, Урянхайском крае и Восточном Туркестане во время его научной экспедиции в Сибирь и Восточный Туркестан в 18891892 гг. Данные коллекции не были введены в научный и просветительский оборот и публикуются впервые.
Ключевые слова: Россия, Восток, Центральная Азия, тюркология, наследие востоковедов, научные путешествия на Восток, Н.Ф. Катанов, традиционная культура тюркских народов, хакасы, тувинцы, музейные коллекции
0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Валеев Р.М., Чебодаева М.П., Валеева Р.З., Тугужекова В.Н., 2023
© Наследие и современность, 2023
Для цитирования: Валеев Р.М., Чебодаева М.П., Валеева Р.З., Тугужекова В.Н. Наследие Н.Ф. Катанова: отечественные музейные коллекции (обзор фондов Кунсткамеры) // Наследие и современность. 2023. Т. 6. № 3. С. 255-267. https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-3-255-267.
Благодарности. Исследование выполнено при поддержке РНФ (проект № 2328-10046), Кабинета Министров РТ и в соответствии с Программой стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета.
Original article Historical Sciences
https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2023-6-3-255-267
NIKOLAY KATANOV'S HERITAGE: DOMESTIC MUSEUM COLLECTIONS (REVIEW OF THE KUNSTKAMERA FOUNDATIONS)
Ramil M. Valeev
Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russian Federation, vale-
ev200655@mail.ru
Mayina P. Chebodaeva
Khakas Research Institute of Language, Literature and History, Abakan, Russian Federation, chebodaevamp@mail.ru Roza Z. Valeeva
V.G. Timiryasov Kazan Innovation University, Kazan, Russian Federation-
valroz@mail.ru
Valentina N. Tuguzhekova
Khakas State University named after N.F. Katanov, South Siberian branch of the Institute of History and Material Culture of the Russian Academy of Sci-encesvtuguzhekova@yandex.ru
Abstract. The article declares relevance at the present stage of further search, study, systematization and introduction into scientific circulation of the unpublished archival and museum heritage of Kazan University professor N.F. Katanov, one of the brightest and most colorful national scientists and thinkers of Russian science, education and culture, an outstanding representative of the Khakass people and Turkic-speaking peoples of Eurasia.
The article is devoted to a brief review of the main museum funds and collections of N. F. Katanov, in particular to his unknown clothing collections stored in the Russian Academy of Science's Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) in St. Petersburg, collected by the traveler in the Minusinsk district, Uriankhai region and East Turkestan during his scientific expedition to Siberia and East Turkestan in 1889-1892. These collections were not introduced into scientific and educational circulation and are published for the first time.
Keywords: Russia, East, Central Asia, Turkology, heritage of Orientalists, scientific travels to the East, N.F. Katanov, traditional culture of the Turkic peoples, Khakasses, Tuvans, museum collections
© Valeev R.M., Chebodaeva M.P., Valeeva R.Z., Tuguzhekova V.N., 2023
© Heritage and Modern Times, 2023
For citation: Valeev R.M., Chebodaeva M.P., Valeeva R.Z., Tuguzhekova V.N. N.F. KatanoVs heritage: domestic museum collections (review of the Kunstkamera foundations). Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(3):255-267. (In Russ.). https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-3-255-267
Acknowledgements. The study was carried out with the support of the RNF (project No. 23-28-10046), the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan and in accordance with the Program of Strategic Academic Leadership of Kazan (V olga Region) Federal University.
Изучение историко-культурного и научного наследия российских тюркологов, в том числе профессора Н.Ф. Катанова, является актуальным направлением современных гуманитарных исследований.
В 2022 г. отмечалось 160-летие со дня рождения известного хакасского ученого-тюрколога, педагога, путешественника и просветителя Н.Ф. Катанова (1862-1922). Его научное и просветительское наследие в новый период развития российского государства и общества (особенно тюркского мира) остается востребованным и актуальным. Биография и наследие Катанова позволяют изучать истоки и настоящее развитие гуманитарных наук, в частности востоковедения и тюркологии в России и Европе [1—5].
На современном этапе реализуется исследовательский проект Российского научного фонда, посвященный поиску, анализу и систематизации в российских архивных и музейных центрах фондов, собраний и материалов, посвященных биографии и наследию выпускника восточного факультета Санкт-Петербургского университета (1888 г.), выдающегося хакасского востоковеда-просветителя, тюрколога, профессора, заведующего кафедрой турецко-татарского языка Казанского университета Н.Ф. Катанова (1894—1922 гг.). Его научно-исследовательская, педагогическая и общественная деятельность внесла огромный вклад в российскую и европейскую ориенталистику и тюркологию XIX—ХХ вв.
Особого исследовательского внимания заслуживает комплексная систематизация и реконструкция музейных фондов, собраний и материалов Н.Ф. Катанова из российских культурных музейных центров. Это позволит оценить документальную, информационную и культурная ценность музейных предметов и коллекций Н.Ф. Катанова, сохраняющихся в запасниках и экспонирующихся на выставках центральных и региональных музееведческих центров России. С 1888 г. Н.Ф. Катанов традиционную культуру этносов и народов Сибири, Восточного Туркестана и Волго-Уральского региона изучал не только на основе письменных источников и нарративных документов, но и с привлечением археологических и этнографических источников и коллекций, предметных и иллюстративных, позволяющих расширить источниковедческую базу.
Российский академик и тюрколог В.А. Гордлевский в своей речи «Памяти Н.Ф. Катанова» от 11 июня 1922 г. на заседании Восточной комиссии Московского археологического общества отметил: «...Историк востоковедения сумеет оценить труд долгий и бескорыстный, внесший
обильный доброкачественный материал по языкам, до Катанова мало обследованным» [6, с. 401]. Академик А.Н. Самойлович в журнале «Восток» в небольшом некрологе «Памяти Н.Ф. Катанова» особо выделял: «Хотелось бы надеяться, что давно ожидаемое ученым миром опубликование неизданных лингвистических и этнографических собраний Н.Ф. Катанова будет осуществлено после его смерти, а до издания материалы эти будут сохранены в надежном месте» [7, с. 105].
В целом, исследовательская работа с архивными и музейными «документами личного происхождения» Н.Ф. Катанова - архивными рукописями и вещевыми коллекциями ученого - включает в себя четыре ключевых исследовательских приема. Во-первых, это поиск, обработка и расширение архивной и источниковедческой базы на основе системного изучения личных фондов востоковедов в архивах и музеях России и ряда зарубежных стран, привлечение различных материалов (служебных документов, планов, записных книжек и др.). Во-вторых, поиск и систематизация материалов об истории российского и европейского востоковедения и тюркологии XIX - начала XX в. В-третьих, историографический, источниковедческий, музееведческий и проблемно-тематический поиск и обобщение историко-научных фактов и сведений о биографии Н.Ф. Ка-танова, а также последующая их систематизация и комментирование с целью исследования феномена его вклада как ученого и панорамы российской научной и культурной жизни в конце XIX - начале ХХ в.
Научная, педагогическая и просветительская деятельность Н.Ф. Катанова - неоспоримое свидетельство академических и научно-просветительских достижений отечественной и европейской тюркологической науки, развития национальных гуманитарных исследований и научных школ XIX - начала XX в. Феномен его личности и наследия в истории отечественного и зарубежного востоковедения и тюркологии, истории науки и культуры народов России, к великому сожалению, пока недостаточно изучен и мало известен широкой общественности, особенно молодежи. Судьба ученого-просветителя в значительной степени определялась единством и многообразием истории и культур народов и этносов России.
Переломным рубежом жизненного и профессионального пути Николая Катанова стало научное путешествие в 1889-1892 гг. в Центральную Азию с целью изучения языков и этнографии тюркских народов, организованное и поддержанное Русским географическим обществом, Петербургской академией наук и Министерством народного просвещения [8, с. 70-77]. В музейном наследии Н.Ф. Катанова важное значение имеют последующие экспедиции и путешествия в Волго-Уральском регионе, Сибири и Европе.
Экспедиция Н.Ф. Катанова в Центральную Азию в 1889-1892 гг. по значимости общегеографических, лингвистических и историко-культурных материалов стоит в ряду известных российских путешествий в Среднюю Азию, Монголию, Сибирь и Восточный Туркестан, осуществленных во второй половине XIX - начале XX в. Как известно, среди
участников этих масштабных по научной и культурной значимости экспедиций были Ч.Ч. Валиханов, Г.Н. Потанин, Н.М. Пржевальский, братья Г.Е. и М.Е. Грумм-Гржимайло, В.И. Роборовский, В.В. Радлов, П.И. Лерх, В.А. Обручев, П.К. Козлов, Г.Н. Цыбиков, Н.И. Веселовский, В.В. Бартольд, В.А. Жуковский, К.Г. Залеман и др.
В рамках грантового проекта РНФ историко-архивоведческая и музееведческая работа будет сопровождаться комплексным изучением академической биографии Н.Ф. Катанова, социальной и профессиональной обстановки и ключевых исследовательских результатов ученого, его научных и музееведческих идей на базе опубликованных и особенно неопубликованных собраний и материалов. Жизненный путь и научно-просветительское наследие Н.Ф. Катанова будут освещены в пространстве общественно-политических и социокультурных перемен и развития тюркологических исследований в России конца XVIII - начала ХХ в.
Основные выявленные музейные фонды и вещевые коллекции Н.Ф. Катанова хранятся в Казани (Национальный музей Республики Татарстан, Этнографический музей КФУ), рукописные и коллекционные материалы о феномене дешифровки древнетюркских памятников, металлическое зеркало с арабской надписью, подаренные Н.Ф. Катановым археологические и этнографические предметы (диоритовый камень с отпечатками растений, китайские монеты и облигации и др., всего более 45 историко-культурных вещей) - в Минусинске (Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова) [1, с. 194-218] и Санкт-Петербурге (Кунсткамера) и др.
В Национальном музее Республики Татарстан выявлено «более 20 коллекций, собранных Н.Ф. Катановым или имеющих отношение к нему» [9, с. 206-210]. В Этнографическом музее Казанского федерального университета «имеется небольшая по числу экспонатов, но очень богатая по содержанию коллекция...» [10, с. 210-215], связанная с музейной деятельностью и наследием профессора Н.Ф. Катанова в казанский период его жизни (1894-1922 гг.).
Отмеченные музейные фонды, коллекции и материалы Н.Ф. Ката-нова показывают ключевые направления его комплексной музееведческой деятельности и наследия - организаторское, собирательское и научное в период экспедиции в Сибирь и Восточный Туркестан и работы в Казани в 1889-1922 гг.
В одном из своих неопубликованных писем из Казани основателю Минусинского публичного музея Н.М. Мартьянову (1844-1904) Н.Ф. Катанов писал: «На своём веку я видел до 30 музеев, но людей, к[отор]ые бы любили музей ради науки, как любите музей и его вещи Вы. Сознаюсь, я нигде не встречал. Дай Бог Вам здоровья крепкого за то, что Вы бескорыстно создали свой музей и держите его единственно своею любовью к науке»1.
1 Архив Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. ОФ. 11071/9. Л. 174 об.
Гуманистическая и исследовательская позиция Н.Ф. Катанова в отношении феномена музеев и их основателей ярко представлена в оценке роли Н.М. Мартьянова в создании публичного музея: «Вечная слава Вам, создавшему почтенный Музей собствен[ной] энергией и любовью.»2.
К сожалению, до последнего времени не была известна и не вошла в научный оборот группа коллекций Н.Ф. Катанова в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) в Санкт-Петербурге. Единственным значимым памятником, введенным в научный оборот из фонда МАЭ РАН, стала публикация рукописи Н.Ф. Катанова «Очерки Урянхайской земли», содержащая интересный иллюстративный материал об этнографических предметах и имеющая неоценимое значение для истории, этнографии и культуры Тувы [11, с. 34; 12, с. 46-49; 13].
Эти и другие его коллекции ряда отечественных музейных центров недостаточно изучены и мало привлекались исследователями.
В фондах МАЭ РАН хранятся три коллекции Н.Ф. Катанова (№ 197, № 217, № 221), коллекция за № 235 была утрачена. Эти коллекционные предметы Н.Ф. Катанова были отправлены в периоды поездок и привезены по итогам научной экспедиции 1889-1892 гг. из Минусинского округа Хакасия), Урянхайского края (Тува), Восточного и Русского Туркестана. Они охватывают этнографическое наследие народов Минусинского округа, Южной Сибири и Восточного Туркестана: качинцев, сагайцев, кы-зыльцев, урянхайцев (тувинцев), китайцев, сартов и особенно тюркских народов Центральной Азии.
По итогам экспедиции в Урянхайский край (март 1889 - август 1889 г.) Н.Ф. Катанов привез 13 предметов, которые вошли в «тувинскую коллекцию» МАЭ РАН (№ 197) [14].
В фонде Кунсткамеры представлены следующие этнографические предметы, во многом описанные Н.Ф. Катановым в его посланиях:
№ 197-1. Два ножа «тчах» урянхайского изделия в ножнах, обтянутых рыбьей кожей с привеском были приобретены у А. П. Сафьянова на реке Елечесте, левом притоке Верхнего Упут^ема;
№ 197-2. Огниво «оттук» урянхайское, сделанное мастером на Кле-честе по монгольскому образцу, куплено у А.П. Сафьянова;
№ 197-3. Статуэтка «коча», изображающая старуху-отшельницу на молитве «сузук», получена от священника Верхнеудинской церкви Платона Тыжнова;
№ 197-4. Два ножа и вилка «сабак» костяная в ножнах, сделанные урянхайцем на среднем течении Ул^^ема, в ведомстве Бейс-хошуна по китайским образцам. Куплены у М.Ф. Тарнова;
№ 197-5. Две трубки «танза» урянхайского изделия, сделанные из таволожника «соскан» по-монгольски. Одна белая приобретена у мон-
2 Архив Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. ОФ. 11071/9. Л. 174.
гольского странствующего ламы Лужун-Шарырына за 1/8 махорки, 6 коп, лама живет на р. Селенге, трубку он получил от урянхайца на Бом-Кемчике за молебен. Другая трубка приобретена у Л. И. Бякова за 10 коп., сделана урянхайцем Чолбан-Сарыг, сумына Сары-Глор (Бейс хошуна) на реке Бом-Кемчике;
№ 197-6. Две каменные чашки «айак», сделанные непосредственно от руки урянхайцем в верховьях Бом-Кемчика за 3 аршина бязи 50 коп;
№ 197-7. Кошелек для табака «тамкы калгы», сшит из китайского гаруса «паран торбу» урянхайской работы мастер Пичеккей, сумына Са-рыглар, цена 60 коп.
Эти авторские описания путешественника Н.Ф. Катанова показывают его принципы и методы, образно-сюжетные направления собирательской и коллекционной деятельности. Следует выделить истоки исследовательской классификации и систематизации вещественных материалов.
Его музейные предметы раскрывают социальный и культурный контекст традиционной жизни народов Сибири и Восточного Туркестана и вызывают эстетическую оценку. Катановские описания и атрибутации переданных музею предметов развертывают семантику вещевых коллекций, их функциональные назначения и ясно указывают на не случайность, а закономерность ситуации и экспедиционный результат, когда они оказались в поле зрения собирателя и путешественника.
В целом при оценке его музейного коллекционного наследия в совокупности с другими источниками прослеживаются теоретические и прикладные подходы и представления ученого: вещественные предметы оценивались в многообразии типов и видов; археологические и историко-этнографические предметы были органической составляющей материальной и духовной культуры этноса и народов Сибири и Восточного Туркестана; они вызывают научный, познавательный и художественный интерес; предметы содержат информацию о народном быте, эстетических, религиозных представлениях и особенно о внутреннем мире человека и социуме; дают значимые сведения об уровне культуры и цивилизации и др. В музееведческом наследии Н.Ф. Ката-нова выделяются основные идеи и положения первичной систематизации и научного описания будущих музейных предметов.
В МАЭ РАН сохранилось письмо Н.Ф. Катанова академику В.В. Рад-лову, написанное 14 сентября 1889 г. из с. Аскиза: «Ваше Превосходительство, Василий Васильевич! Сим честь имею известить Ваше Превосходительство, что 9 сентября [1889 г.] отправил на имя Вашего Превосходительства нижепоименованные вещи урянхайского изделия, купленные мною... во время путешествия по Урянхайской земле с научною целью, по поручению Императорской Академии Наук. Если вещи окажутся лишними, то прошу передать их в Антропологический музей». Всего было отправлено 8 предметов [15].
Среди других катановских коллекций в фондах МАЭ РАН следует выделить следующие группы историко-культурных вещественных предметов.
В 1889 г. Н.Ф. Катанов приобрел рукавицы «мелей» (№ 217-7 аб), которые вошли в «китайскую коллекцию» исследователя. Они были приобретены Н.Ф. Катановым на среднем течении реки Абакан между речками Аскиз и Камышта. Ученый указал, что название рукавиц по-сагайки «па^й», это работа его старшей сестры Торлок Кызыловой-Итпалиной. Далее отмечал, что рукавицы изготовлены из черного бархата, с широкой парчовой каймой у кисти руки, заканчиваются узкой кожаной полоской с меховой опушкой. Вся тыльная сторона и большие пальцы рукавиц расшиты шелковыми нитками серого, зеленого, оранжевого и белого цвета с растительным узором. Изнутри рукавиц пришит подклад из кожи.
В декабре 1889 г. в поездке по Минусинскому округу Н.Ф. Катанов собрал коллекцию (МАЭ РАН, № 235), состоящую из 8 предметов. В коллекцию входили следующие комплексы предметов сибирского шамана: бубны (№ 235-1; № 235-2), колотушки к бубну (№ 235-3; № 235-4), головной убор шамана (№ 235-5; № 235-6), нагрудник шамана (№ 235-7) и кафтан шамана (№ 235-8). В настоящее время в музее эта группа коллекционных предметов утрачена.
Профессор имп. Казанского университета Н.Ф. Катанов в письме от 8 марта 1894 г. хранителю Кунсткамеры Ф.К.3 Руссову (1826—1906) писал об этой коллекции: «Сим честь имею известить Вас, что шаманские принадлежности о которых Вы говорите в письме от 1 марта сего года, посланы именно мною на имя АН 19 декабря 1889 г. во время путешествия по Минусинскому округу Енис. губ. Тогда же я послал и описание бубна со всеми прочими принадлежностями шаманского костюма. Это описание бубна напечатано в сочинении «Письма из Сибири и Восточного Туркестана»4. Тут же находится и описание колотушки. Я послал Академии всего: 2 бубна, 2 колотушки к бубну и 2 костюма. Все эти вещи пожертвованы Академии наук родным моим братом, ныне покойным священником Усть-Есинской миссионерской церкви в Мин[усинском] округе Енис. губ. Николаем Катановым, который взял их у племени бельтиров» [16].
Интересная музейная «китайская коллекция» Н.Ф. Катанова представлена по итогам его путешествия в регионы Восточного Туркестана Цинской империи в 1890—1892 гг., состоит из 6 историко-культурных предметов [17].
«Китайская коллекция» Н.Ф. Катанова в МАЭ РАН включает:
- № 217-1. Бумажник китайский, носимый хамийскими сартами за поясом и называется «ган-да-за». Представляет собой прямоугольную полосу плотной бумаги, обшитую голубым шелком. Был подарен жителем в г. Хами Мемет-татр-беком 7 марта 1892 года;
- № 217-2. Четыре искусственных цветка, сделанных из шелка и бумаги;
3 В своем письме Н.Ф. Катанов указывает инициалы «Г.Ф.». Скорее всего, он ошибался.
4 См.: Письма Н.Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана. Читано в заседании историко-филологического отделения 9-го января 1890 года. СПб., 1893.
- № 217-4. Кисет китайский для табака. Имеет грушевидную форму. Сделан из плотной бумаги, обтянутой сверху черным шелком. По краям обшит голубой тесьмой. По черному шелку выполнена вышивка розовым, зеленым и белым шелком, а также нашитым золотом сутажом. Посредине кисета продернут крученный желтый шелковый шнур, такой же шнур пришит к верхним краям кисета. С одного бока кисет плотно зашит и у верхнего отверстия скреплен петлей, сделанной из шелковых ниток фиолетового цвета. А у другого бока он открыт и только у верхнего отверстия скреплен такой же фиолетовой петлей. Кисет предназначен для табака, куримого из маленькой трубки, подарен в г. Хами 27 февраля 1892 год Лю-бао-юане. Носится хамийскими сартами сбоку и называется у них «^анчук»;
- № 217-4. Наволочка для подушки бастуй беши» логученских сар-тов. Квадратная, сшита из кремоватой бязи. Вышивка представляет собой стилизованное изображение ваз с цветами и выполнена зелеными, желтыми, сиреневыми и коричневыми шелковыми нитками. Бордюр вышит в виде перекрещивающихся волнообразных линий, по центру которых идет прямая полоса. Края наволочки на 3 см загнуты внутрь. Наволочка сделана и подарена логученским сартом Люжют-ахуном. Сделана в г. Чугучак в октябре 1891 года;
- № 217-5. Табакерка тыквенная турфанских сартов. Нижняя часть табакерки имеет шаровидную форму, которая резко сужается в средней части. Затем несколько расширяется и опять сужается;
- № 217-6. Карты игральные, китайские. Каждая карта представляет собой вытянутый прямоугольник. С лицевой стороны карты покрыты желтым лаком, а по краям черной и красной краской. С обратной стороны карты покрыты красным лаком. Карты вложены в футляр четырехгранной формы, бумажный, покрытый сверху желтым лаком. Карты куплены в г. Чугучаке в октябре 1891 года. Употребляются у торговцев, киргизов китайцев и сартов.
Последние группы собранных и представленных Н.Ф. Катановым предметов этнографического и декоративно-прикладного искусства народов Центральной Азии, сохранившиеся в фондах МАЭ РАН, следующие:
Три предмета из поездки в Восточный Туркестан: мешок кожаный семиреченской киргизки (№ 221-2), мешок кожаный (№ 221-3) и кошма (№ 221-6) вошли в «хакасскую коллекцию» МАЭ РАН. В этой коллекции 6 историко-этнографических предметов. Она состоит из 3 «хакасских» вещей и 3 - из восточно-туркестанской коллекции [18].
В состав «хакасской коллекции» Н.Ф. Катанова в МАЭ РАН, собранной в родных краях, вошли:
- № 221-1. Рукавицы выворотные, мехом внутрь, сверху чернённые. У запястья широкая парчовая и узкая меховая полоса. Тыльные стороны рукавиц и большие пальцы расшиты красными и зелёными нитками. Орнамент растительный. Рукавицы качинской татарки приобретены в 1892 году на правом берегу реки Абакан в Минусинском округе;
- № 221-4. Чулки шерстяные, вязаные на спицах лицевыми и изнаночными петлями, из грубой шерсти (носки темно-коричневые). Сверху изнаночными петлями вывязан геометрический узор. Чулки шерстяные, работа хакаски-сагайки. Приобретены в 1889 году на левом берегу р. Абакан;
- № 221-5. Рукавицы из чёрного бархата с широкой полосой лиловой ткани у запястья. Тыльная сторона рукавиц вышита лиловыми, оранжевыми, зелеными и розовыми нитками. Узор растительный. Подклад из коричневой х/б ткани. Рукавицы койбальской татарки приобретены в 1892 году на правом берегу р. Абакан.
В собирательской деятельности Н.Ф. Катанова заметны основные исследовательские принципы: описывал каждый предмет, отмечал оригинальные этнические названия вещей, указывал место их приобретения, авторскую принадлежность для последующей обработки и публикации. Также прослеживается отпечаток субъективного подхода путешественника-собирателя.
В опубликованных и рукописных дневниках Н.Ф. Катанова периода путешествия 1889—1892 гг. сохранились разнообразные записи об исто-рико-этнографических и декоративно-прикладных предметах народов Центральной Азии, изображающие их рисунки. В дневнике 1890 г. Н.Ф. Катанов описывал одну из приобретенных женских хакасских рукавиц: «По прибытии моем накануне в город Минусинск письмоводитель мой, А. П. Бехтерев, срисовал образец рукавицы изделия качинской татарки. <...> Рукавица взята 17 мая 1890 года у сказочника Кодэра... Она обложена черным бархатом, с черным сукном. и парчой. Вышита голубым и красным шелками. <...> Эта рукавица скроена, сшита, обложена и вышита качинской девицей по имени Каяк, дочерью Пыдота, Болгановою, 20 лет, живущей на р[еке] Камыште» [19, с. 86].
Музейное наследие Н.Ф. Катанова — яркое свидетельство комплексного изучения языков, традиционных и новых форм экономической и социальной жизни, быта, фольклора и духовной жизни тюркских народов Саяно-Алтая и Синьцзяна. Его хакасские, тувинские и китайские коллекции отражают материальную и духовную стороны жизни народов Центральной Азии: традиционное хозяйство, ремесла и промыслы, жилище, одежду, утварь, детское воспитание, праздники и обряды, буддизм, шаманизм, декоративно-прикладное искусство. Его вещевые и предметные коллекции, сохраняющиеся в центральных и региональных музеях, остаются уникальными, вышедшими из повседневного жизненного пространства. К началу XX в. в Казани он стал известным собирателем, знатоком и исследователем археологических, нумизматических, этнографических памятников.
Дальнейшее изучение музейных коллекций Н.Ф. Катанова позволит воссоздать зримые образы и страницы традиционной культуры и быта народов регионов, где он путешествовал, и комплексно оценить его вклад в тюркологию, этнографию и музееведение народов России.
H.Ф. Катанов по праву вошел в плеяду известных собирателей коллекций МАЭ РАН и современных музейных центров Республики Татарстан и Хакасии, Красноярского края.
Литература
I. Валеев Р.М., Тугужекова В.Н. и др. Н.Ф. Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков. Очерки истории российской тюркологии. Казань - Абакан, 2008-2009. 354 с.
2. Валеев Р.М. «Мое исследование будет. для тюркологии не бесследно». Письма Н.Ф. Катанова к Э. К. Пекарскому. 1900-1916 гг. // Восточный архив. 2009. № 2 (20). С. 85-90.
3. Валеев Р.М. Тюрколог, путешественник, просветитель // Восточная коллекция. 2010. № 4. С. 21-32.
4. Валеев Р.М., Тугужекова В.Н. Профессор Н. Катанов и его вклад в изучение этнографии и фольклора тюркских народов Евразии // Новые исследования Тувы. 2011. № 1(9). С. 186-238.
5. Валеев Р.М. «Он нужен для Казани» (О научном наследии Н.Ф. Катанова) // Га-сырлар авазы = Эхо веков. 2011. № 3/4. С. 141-148.
6. Гордлевский В.А. Памяти Н.Ф. Катанова (1862-1922) // Гордлевский В.А. Избранные сочинения. Т. IV. М., 1968. С. 401.
7. Самойлович А. Памяти Н.Ф. Катанова // Восток. 1922. Кн. 1.
8. Валеев Р.М., Мартынов Д.Е., Мартынова Ю.А., Минеева М.С., Тугужекова В.Н. Научное путешествие Н.Ф. Катанова в Сибирь, Восточный Туркестан и его неопубликованные дневники в Национальном архиве Республики Татарстан (1889-1992 гг.) // Историческая мозаика: сб. ст. к 70-летию Д. Д. Васильева / сост. Т. А. Аникеева, А. Д. Васильев, О. М. Курникова, Т. А. Филиппова; Ин-т востоковедения РАН. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2017.
9. Газизуллин И.Р. Наследие Н.Ф. Катанова в фондах Национального музея Республики Татарстан (вещевые материалы) // Валеев Р.М., Тугужекова В.Н. и др. Н.Ф. Ката-нов и гуманитарные науки на рубеже веков. Очерки истории российской тюркологии. Казань - Абакан, 2008-2009. С. 206-210.
10. Масалова О.А., Столярова Г.Р. Коллекции Н.Ф. Катанова в Этнографическом музее Казанского университета // Валеев Р.М., Тугужекова В.Н. и др. Н.Ф. Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков. Очерки истории российской тюркологии. Казань -Абакан, 2008-2009. С. 210-215.
11. Вайнштейн С.И. Этнографические исследования Н.Ф. Катанова у тувинцев и других тюркоязычных народов // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. IV. М., 1968. С. 34
12. Кужугет А.К. Неопубликованный труд Н.Ф. Катанова «Очерки Урянхайской земли» // Наследие Н.Ф. Катанова: история и культура тюркских народов Евразии: Доклады и сообщения международного научного семинара, 30 июня - 1 июля 2005 г. Казань, 2006. С. 46-49;
13. Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году. / подг. рукописи, комментарий А. К. Кужугет. Кызыл, 2011.
14. МАЭ РАН. Опись коллекции МАЭ № 197.
15. МАЭ РАН. Дело коллекции МАЭ № 197. Письмо Н.Ф. Катанова В. В. Радлову. 14 сентября 1889 г. Автограф. Л. 1, 1 об., 2.
16. МАЭ РАН. Опись коллекции № 235. Л. 1-2.
17. МАЭ РАН. Опись коллекции № 217. Л. 1-3.
18. МАЭ РАН. Опись коллекции № 221. Л. 1-4.
19. Наследие российской тюркологии XIX в.: «Путешествие по Сибири, Дзунгарии и Восточному Туркестану». Дневник путешествия, совершенного по поручению Императорского Русского Географического Общества в 1890 г. членом-сотрудником оного Н.Ф.
Катановым» / отв. и науч. ред.: Р. М. Валеев, В. Н. Тугужекова, Д. Е. Мартынов. Казань: Артифакт, 2017. 734 с.
20. Валеев Р.М., Тугужекова В.Н. Из эпистолярного наследия профессора Н.Ф. Ка-танова: письма Радлову В. В. и Розену В. Р. // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2011. № 1(01). С. 114—119.
21. Эпистолярное наследие Н.Ф. Катанова (К 155-летию со дня рождения) / сост. Р. М. Валеев, В. Н. Тугужекова, А. С. Чочиева, В. В. Ермилова, А. М. Рябцева. 2-е изд., доп. Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2016. 84 с.
References
1. Valeev R.M., Tuguzhekova V.N. i dr. N. F. Katanov i gumanitarnye nauki na rubezhe vekov. Ocherki istorii rossiiskoi tyurkologii. Kazan' — Abakan, 2008—2009. 354 s.
2. Valeev R.M. «Moe issledovanie budet... dlya tyurkologii ne bessledno». Pis'ma N. F. Katanova k E. K. Pekarskomu. 1900—1916 gg. // Vostochnyi arkhiv. 2009. № 2 (20). S. 85—90.
3. Valeev R.M. Tyurkolog, puteshestvennik, prosvetitel' // Vostochnaya kollektsiya. 2010. № 4. S. 21—32.
4. Valeev R.M., Tuguzhekova V.N. Professor N. Katanov i ego vklad v izuchenie etnografii i fol'klora tyurkskikh narodov Evrazii / / Novye issledovaniya Tuvy. 2011. № 1(9). S. 186—238.
5. Valeev R.M. «On nuzhen dlya Kazani» (O nauchnom nasledii N. F. Katanova) // Gasyrlar avazy = Ekho vekov. 2011. № 3/4. S. 141—148.
6. Gordlevskii VA. Pamyati N. F. Katanova (1862—1922) // Gordlevskii V.A. Izbrannye sochineniya. T. IV. M., 1968. S. 401.
7. Samoilovich A. Pamyati N. F. Katanova // Vostok. 1922. Kn. 1.
8. Valeev R.M., Martynov D.E., Martynova Yu.A., Mineeva M.S., Tuguzhekova V.N. Nauchnoe puteshestvie N. F. Katanova v Sibir', Vostochnyi Turkestan i ego neopublikovannye dnevniki v Natsional'nom arkhive Respubliki Tatarstan (1889—1992 gg.) // Istoricheskaya mozaika: sb. st. k 70-letiyu D. D. Vasil'eva / sost. T. A. Anikeeva, A. D. Vasil'ev, O. M. Kurnikova, T. A. Filippova; In-t vostokovedeniya RAN. M.: PROBEL-2000, 2017.
9. Gazizullin I.R. Nasledie N. F. Katanova v fondakh Natsional'nogo muzeya Respubliki Tatarstan (veshchevye materialy) // Valeev R.M., Tuguzhekova V.N. i dr. N. F. Katanov i gumanitarnye nauki na rubezhe vekov. Ocherki istorii rossiiskoi tyurkologii. Kazan' — Abakan, 2008—2009. S. 206—210.
10. Masalova OA., Stolyarova G.R. Kollektsii N. F. Katanova v Etnograficheskom muzee Ka-zanskogo universiteta / / Valeev R.M., Tuguzhekova V.N. i dr. N. F. Katanov i gumanitarnye nauki na rubezhe vekov. Ocherki istorii rossiiskoi tyurkologii. Kazan' — Abakan, 2008—2009. S. 210—215.
11. Vainshtein S.I. Etnograficheskie issledovaniya N. F. Katanova u tuvintsev i drugikh tyurkoyazychnykh narodov / / Ocherki istorii russkoi etnografii, fol'kloristiki i antropologii. IV. M., 1968. S. 34.
12. Kuzhuget A.K. Neopublikovannyi trud N. F. Katanova «Ocherki Uryankhaiskoi zem-li» // Nasledie N. F. Katanova: istoriya i kul'tura tyurkskikh narodov Evrazii: Doklady i soob-shcheniya mezhdunarodnogo nauchnogo seminara, 30 iyunya — 1 iyulya 2005 g. Kazan', 2006.
s. 46—49;
13. Katanov N.F. Ocherki Uryankhaiskoi zemli. Dnevnik puteshestviya, ispolnennogo v 1889 godu... / podg. rukopisi, kommentarii A. K. Kuzhuget. Kyzyl, 2011.
14. MAE RAN. Opis' kollektsii MAE № 197.
15. MAE RAN. Delo kollektsii MAE № 197. Pis'mo N. F. Katanova V. V. Radlovu. 14 sentyabrya 1889 g. Avtograf. L. 1, 1 ob., 2.
16. MAE RAN. Opis' kollektsii № 235. L. 1—2.
17. MAE RAN. Opis' kollektsii № 217. L. 1—3.
18. MAE RAN. Opis' kollektsii № 221. L. 1—4.
19. Nasledie rossiiskoi tyurkologii XIX v.: «Puteshestvie po Sibiri, Dzungarii i Vos-tochnomu Turkestanu». Dnevnik puteshestviya, sovershennogo po porucheniyu Impera-
torskogo Russkogo Geograficheskogo Obshchestva v 1890 g. chlenom-sotrudnikom onogo N. F. Katanovym» / otv. i nauch. red.: R. M. Valeev, V. N. Tuguzhekova, D. E. Martynov. Kazan': Arti-fakt, 2017. 734 s.
20. Valeev R.M., Tuguzhekova V.N. Iz epistolyarnogo naslediya professora N. F. Katanova: pis'ma Radlovu V. V. i Rozenu V. R. // Nauchnoe obozrenie Sayano-Altaya. 2011. № 1(01). S. 114-119.
21. Epistolyarnoe nasledie N. F. Katanova (K 155-letiyu so dnya rozhdeniya) / sost. R. M. Valeev, V. N. Tuguzhekova, A. S. Chochieva, V. V. Ermilova, A. M. Ryabtseva. 2-e izd., dop. Abakan: OOO «Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina», 2016. 84 s.
Сведения об авторах Валеев Рамиль Миргасимович, доктор исторических наук, профессор Института международных отношений Казанского федерального университета, Казань, Российская Федерация. Email: valeev200655@mail.ru Чебодаева Маина Петровна, кандидат искусствоведения, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Абакан, Российская Федерация.
Email: chebodaevamp@mail.ra Валеева Роза Закариевна, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский инновационный университет им. В.Г. Ти-мирясова, Казань, Российская Федерация. Email: valroz@mail.ru
Тугужекова Валентина Николаевна,
доктор исторических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова; Южносибирский филиал Института истории и материальной культуры РАН, Абакан, Российская Федерация. Email: vtuguzhekova@yandex.ru
Раскрытие информации о конфликте интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 06.07.2023. Одобрена после рецензирования: 08.08.2023.
Принята к публикации: 14.08.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors of the publication Ramil M. Valeev, Doctor in History, Professor, Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation. Email: valeev200655@mail.ru
Mayina P. Chebodaeva, Ph.D. of Art history, Khakass Research Institute of Language, Literature and History, Abakan, Russian Federation.
Email: chebodaevamp@mail.ru
Roza Z. Valeeva, Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Kazan, Russian Federation. Email: valroz@mail.ru
Valentina N. Tuguzhekova, Doctor of History, Professor, Khakass State University named after N.F. Katanova; South Siberian branch of the Institute of History and Material Culture of the Russian Academy of Sciences, Abakan, Russian Federation. Email: vtuguzhekova@yandex.ru Conflicts of Interest Disclosure
The authors declare that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 06.07.2023.
Approved after peer reviewing: 08.08.2023.
Accepted for publication: 14.08.2023.
The authors has read and approved the final
manuscript.