УДК 82. (091)
А. А. ДЫРДИН
НАСЛЕДИЕ МИХАИЛА ШОЛОХОВА И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Рассмотрены отдельные аспекты связи творчества М.А. Шолохова с национальным самосознанием, концепт«правда» как ключевое понятие его идейно-эстетической позиции.
Ключевые слова: наследие М. А. Шолохова, национальное сознание, «чувство правды», христианская культурная традиция.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-34-11045 «а (ц)»).
В 2015 году Россия отметила 110-ю годовщину со дня рождения М. А. Шолохова. Среди примечательных событий, связанных с этой датой, - открытие в Ростове-на-Дону «Шолохов-центра», международные конференции в Москве и в Вёшенской, книжные выставки, писательские встречи. На литературно-художественном вечере в Центральном Доме литераторов вновь говорилось о творческой загадке автора «Тихого Дона», которую шолоховедам до сих пор не удаётся разгадать. «То, что они пишут в своих статьях и книгах об идейном значении творчества Шолохова, вполне можно сказать о творчестве его земляка и однофамильца Шолохова-Синявского, или других донцов - Закруткина, Калинина. Они хорошие, крепкие писатели, но всё-таки несопоставимые с Шолоховым. Чем же велик именно Шолохов? Ведь мало повторять бесконечное число раз, что он - великий писатель. У всякого великого писателя есть своя философия, своя идея, а в чём же философия, идея Шолохова? <...>», - рассуждаетна эту тему А. Воронцов на страницах журнала «Столетие». Одним из главных достижений писателя он назвал точность в изображении событий революции и гражданской войны, имеющих колоссальный национальный смысл: «Шолохов создавал именно художественный эпос русского народа, сравнимый по своему культурно-историческому значению с "Илиадой", "Нибе-лунгами", "Калевалой", "Сидом"» [1].
Образная сила, идейно-художественное своеобразие Шолохова глубинного порядка. Они объясняются, на наш взгляд, полнотой и правдой отражения окружающего мира, обращением
© Дырдин А. А., 2015
писателя-классика к христианской мыслительной традиции, которая стала источником познания законов человеческой жизни. В проникновенном слове о бытийных основаниях судьбы русского человека и России открывается цель шолоховского творчества, его призвание национального писателя.
Подлинный смысл произведений художника - в их живой связи с будущим. Существует прямая зависимость между судьбой его наследия и тем, что из созданных им идей и образов отобрано поколениями, вошло в сознание людей. Судьба писателя в России всегда слагалась из двух величин - эстетической и нравственно-ценностной, из художественных открытий и стратегии творческого поведения: принципа «родственного внимания» (М. Пришвин) к людям и миру. Этупозицию Шолохов отстаивает в стремлении, по слову Валентина Распутина, быть «ходатаем за правду». Вспоминая, каким было в нашем недавнем прошлом (в 1960-е годы) отношение к Леониду Леонову и Михаилу Шолохову - наследникам отечественной литературной классики - он высказался в том духе, что «почтение к великим и память о них -самый лучший строительный материал для отеческого духовного скрепления» [4, с. 233].
Истинное произведение слова - это не только плод авторской мысли, вдохновения и таланта, но и книга вопросов, которые обращены к самому себе, к другому человеку, к вечности. В этом плане книги М. А. Шолохова представляют правдиво запечатленный материал российской действительности XX века, свидетельствующий о гигантских разрывах в национальной истории и о великом подвиге народа, преодолевшего несчётные беды, вопреки всему сохранившего свои духовные и
культурные устои. Шолохов во многом опередил время, раскрыв мировоззренческие причины событий, в них отражённых.
Наблюдения большого и зоркого художника над русской жизнью и бытом, над их чертами, проступавшими и в советской исторической общности, глубоки и точны. Поэтому они свободно переносятся на современность. Шолоховым воссоздан тот же кризис обретения национального самосознания, те же поиски самотождественности, что продолжаются и сегодня. Особенно злободневен в этом смысле «Тихий Дон».
Шолохов создает уникальный для XX века жанр эпопеи-трагедии, которая ярко выразила народную философию жизни с её коренными вопросами: о бытии и смерти, свободе и воле, правде и совести. Автор «Донских рассказов» и «Тихого Дона» познакомил читателя с донским казачеством на переломе его истории, введя в мир литературы живописную галерею героев-тружеников и героев-воинов. Открывая в них «очарование человека», он выступил как самобытный художник, сумевший объединить фольклорные мотивы, истоки которых укоренены в древнейших ритуалах и мифологических представлениях, заветы национальной классики с народно-православной нравственной традицией.
Шолоховские образы обладают феноменальной эстетической энергией и художественной цельностью. Многие из них возникали благодаря наблюдениям писателя, воплотившего в своём творчестве народное восприятие эпохи и её событий. Как здесь не вспомнить казачью родословную героев Шолохова, судьбы его земляков, военную публицистику, произведения, запечатлевшие подвиг тех, кто сражался за родину в годы Великой Отечественной войны, дорогих сердцу автора героев «Поднятой целины», живое сочувствие людскому горю, порожденному «военным ураганом невиданной силы», которое так ярко выразилось в образах «Судьбы человека».
Шолохов строил свои произведения на органической связи человека с природной стихией, изображая борьбу высшего нравственного закона и законов природы, правды исторической и правды частной, личной. В этих скрещениях предстают в его прозе индивидуальные и эпохальные грани российской истории XX века. Глубоко заложенное в русском характере чувство правды или, по А. Платонову,
«чутьё правды» - одна из основ национально-народной внутренней формы шолоховского эпоса.
Многочисленные рассуждения о правде и справедливости рассыпаны по страницам шолоховских произведений. Писатель выявляет смысловое значение этих понятий, показывая героев, преодолевающих в себе самоуправное начало на путях к обретению любви к людям и миру. «Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться каждый, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и будут бороться, пока тёплая сочится по жилам кровь» [5, т. 3, с. 168], - такими доводами защищает Григорий Мелехов психологию полуправды, на время взявшую верх над его эмоциями и мыслями. Автор романа-эпопеи исследует движение народного духа в глубине и многоголосии жизни, используя обыденную лексику донских казаков, собранную вокруг коренных для национального сознания понятий -«истина», «справедливость», «правда».
Шолохов, всегда включающий в повествование природные параллели, изобразил конфликт двух «правд» - сиюминутной, замешанной на классовом чувстве, и нетленной, поднимающейся над реальностью войны и революции. Ход Верхне-Донского восстания, разделение внутри казачьей массы сопоставляются в романе-эпопее с изменчивым нравом реки: «взятый в неволю Дон прогрызает в теклине глубокую прорезь, с придушенным рёвом стремительно гонит одетую пеной белогривую волну». И вот - скрестились «два течения, пошли вразброд казаки, и понесла, завертела коловерть. Молодые и которые победней - мялись, отмалчивались, всё ещё ждали мира от Советской власти, а старые шли в наступ, уже открыто говорили о том, что красные хотят казачество уничтожить поголовно» [5, т. 3, с. 149-150].
Связь эстетических принципов Шолохова с христианскими началами можно продемонстрировать, обратившись к смысловому ресурсу понятий «правда» и «истина», традиционно причисляемых в нашем народе к мировоззренческим ориентирам.
Идея единства на основе правды скрепляла русский этнос в его долгой и сложной истории.
Эта идея воплотилась в ментальной традиции, поддержанной и продолженной писателем. В его идиостиле она определяет первоначальные авторские интуиции, точно также, как устанавливаются в его сознании факторы народного бытия. Шолохов реализует во внутреннем содержании личностных смыслов представление о Правде, каким оно сложилось, укрепившись на почве христианства, и остаётся до настоящего времени у каждого человека, живущего по установленным традицией духовно-нравственным законам.
Истина и правда - первостепенные словесные константы национальной картины мира -раскрывают целостное смысловое пространство шолоховских текстов. В авторских суждениях, включающих в себя концепт правды-истины, проявляется мировоззренческая позиция Шолохова. «Правда как слово Истины, обращённое к людям, при человеческом истолковании преобразуется в различного рода правды <...>» [9, с. 171], - отмечал М.В. Черников, исследуя значение этих понятий в отечественной культуре. Нет единой для всех правды, правды как таковой. По мнению учёного: «Правды не существует, иными словами, нет Правды, но есть множествоправд - правда народа, правда государства, правда семьи, правда личности и т. д.» [9, с. 172].
Автор «Тихого Дона» дал собственное определение многообразия правд. Вот они, эти слова, опирающиеся на библейский текст, в передаче сына писателя Михаила Михайловича: «Сколько умения надо на то, чтобы говорить людям правду ... <...>. Искру Божью надо иметь, чтобы так поговорить с людьми, когда бы у каждого своя искорка правды затеплилась. А без этого что же? Одна суета сует и томление духа. Многоправдоподобие, которое умножает скорбь.» [8, с. 139]. Шолохов в своём миро-чувствии глубоко национален. Поэтому его высказывания объемлются тем же возвышающим настроением, которое обычно выказывается в периоды наивысшего духовного подъёма, во времена бедствий и катастроф. Шолоховские идеи-образы идут от идеологии народа, от смысла исторических испытаний, выпавших на его долю.
С точки зрения М.В. Черникова, правда для национального сознания есть духовный императив, но эта «императивность может исходить из различных оснований: с позиций силы, с позиций нравственности, с позиций
социальной справедливости <...>»: «На этой основе и возникает один из основополагающих вариантов пересечения смысловых сфер концептов истина и правда, вариант, в котором правда рассматривается как речь или дискурс Истины» [9, с. 169]. Шолоховское понимание правды сближается с представлением о ней в христианской мировоззренческой парадигме [см. об этом: 2, с. 87-99; 101-106].
Органической связью с Доном - олицетворением бега времени, ритма и течения жизни -с донской природой, а через неё - со всей Россией, определяется экспрессия шолоховской мысли. Она соединена с архетипической сущностью казака, защитника Отечества, с национально-психологическим типом человека «от земли». Стихия народного мира в сочетании с имеющими христианские корни представлениями о добре и зле выразилась как в содержательном, так и в формальном планах текста: в народно-песенной поэтике, в притчевом строе мышления, в смеховой атрибутике авторской речи и языка персонажей, комических элементах шолоховского стиля.
Мотивная система шолоховской прозы складывается на пересечении универсально-христианского и конкретно-национального уровней смысла событий и характеров, картин одушевлённой природы и быта, в органической связи их духовных и материальных свойств. Главное здесь - движение героев к правде-истине, преодоление невзгод и противоречий земной жизни усилием воли. Правда осознана у Шолохова как откровение, данное человеку в меру его нравственной зрелости. Это краеугольная идея, лежащая в основе миропорядка и требующая от личности нравственного выбора. Правда должна раскрывать смысл и цель жизни. Поэтому Григорий Мелехов и другие центральные персонажи Шолохова (лейтенант Герасимов в «Науке ненависти», Андрей Соколов в «Судьбе человека», главные герои «Поднятой целины») наделены такой возвышенной верой в правду. Её значение сливается с представлением о внутренней силе, способной вывести человека к первоначальной правде. В этом можно видеть выражение авторской позиции Шолохова, который, по суждению Б. Н. Ширяева, обладал «подсознательной волей к правде (выделено Б. Ширяевым. - А. Д.) истинного художника-писателя» [7, с. 123].
В критике до сих пор появляются неоднозначные оценки свойств и источников творческой мысли Шолохова. Не раз подчёркивалось, что писатель якобы равнодушен к религиозной стороне жизни, сосредоточен лишь на общем социально-психологическом смысле поступков и действий персонажей. У Шолохова эстетические и этические принципы неразделимы. Важнейшее свойство его эстетики - единство красоты и правды, художественной мысли и духовных ценностей, социального и природного миров. Сокровищницей этих ценностей стала народная духовная культура, плодотворно повлиявшая на творчество писателя. Своеобразие шолоховского таланта непредубеждённый читатель связывает с идеями и образами, выросшими на родной почве, в сходстве с народно-религиозной точкой зрения, в картине мира, отразившей глубины человеческой души и вечные проблемы бытия. В прозе Шолохова эти «знаки» авторского мирочувствия вербализуются в художественной ткани текста с помощью отобранных писателем изобразительно-выразительных средств языка. В качестве ключевых элементов, оформляющих шолоховскую мысль, выступают природные образы или словесные знаки-идеологемы, которые несут в себе ценностное значение.
Внутри шолоховском эпической картины мира складывается притчевый пласт, притчевое видение жизни, воплощением которого явились авторские медитации, пейзажи, изречения, естественно рождающиеся в монологах и диалогах. Притчевое слово присутствует в разных планах изображения: в авторском плане и в плане персонажей. Притча или притчевый мотив у Шолохова вписаны как в речь персонажей, так и в авторские размышления. Притчевый нарратив используется для объяснения скрытого в житейских явлениях смысла. Так, например, возникает афористическое сравнение в «Судьбе человека»: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы.» [5, т. 7. с. 556]. В финале рассказа возникает вторая, автономная тема, которая усиливает основную. На первом плане -внутренняя красота, сила духа героя «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути» [Там же]. Разворачивая метафору «песчинка, перенесённая ветром», Шолохов объединяет в этом
фрагменте мотивы «отцы и дети» и «внутренний рост» с темой будущего. Выходя за пределы притчевой образности, писатель использовал её потенциал для постановки онтологических вопросов. Возникает эффект философской глубины, личное бытие героя соотносится с национальным.
Герои Шолохова испытываются на человечность, на способность сохранять благодатную жизнетворную силу. «Чтобы не нарушать миропорядка, всеобщих бытийных законов, «надо человечью правду блюсть» [5, т. 1, с. 242]\», - говорит автор устами старого казака Гришаки Коршунова. Это нравственное правило - стержневая идея шолоховской эпики. Под её влиянием строится образ действительности, который вырастает из «прозы жизни», наполненной особой, незаёмной красотой и поэзией.
В Нобелевской речи, высказываясь о задачах искусства, Шолохов объединит в одной системе координат художественную правду и человеческую устремлённость в будущее. Смысл и цель писательского труда он выразил, обратившись к понятиям веры и правды: «Говорить с читателем честно, говорить людям правду -подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее». Ведущее свойство шолоховского эстетического сознания - приверженность отечественной духовной традиции с её мощной интенцией формирования в человеке тяги к познанию мира через чувство прекрасного. «Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и силы человека. - утверждает Шолохов. -Думаю, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей» [6, с. 315]. Объект эстетической деятельности в этом случае находится не в самом жизненном материале, не в психологии масс, а во внутреннем плане бытия: в духе народном, выраженным словом, песенной строкой, сокровенным движением души.
Нередко важнейшие смыслы воссоздаваемых событий заданы у Шолохова - наряду с индивидуальной лексикой и авторскими словосочетаниями - языковыми значениями, порождёнными фольклором, фрагментами текстов классики, образными ассоциациями с произведениями Толстого, Бунина, Чехова, Блока, Есенина.
В рассуждениях о правде, приведённых сыном писателя Михаилом Михайловичем в книге «Об отце», Шолохов называет это чувство возвышающим. «Правда в человеке, в нём самом. Он в муках рожает правду, если эта его правда держится на человечности, на сострадании, на чувстве долга и ответственности перед людьми, на доброй воле делать что-то для них ...», - полагает писатель. Правда - это «всё, что человек принял сердцем и что помогло ему распрямиться, улыбнуться, вздохнуть
поглубже.» [8, с. 138].
Шолохов изобразил в многомерных образах народную Россию, её жизненный мир. Синтез родного и всечеловеческого, вселенского определяет его эстетические представления. Здесь природное, фольклорное начала слиты с возвышенными идеалами добра, любви и красоты. Шолохов воспринимается нашим общественным сознанием как защитник отечественной культуры, исторического достоинства русского этноса. Неповторимое чувство родины, художественная убедительность реалистического изображения людей и событий упрочили имя Шолохова в народной памяти. В своём духовно-эмоциональном влияя-нии на читателя Михаил Шолохов и сейчас остаётся одним из главных средоточий нашего национального самосознания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронцов А. Загадка нашей литературы. О Шолоховском вечере в Центральном доме литераторов. [Электронный ресурс]. URL: www. stoletie. ru/kultura/ zagadka_nashej _ literatury_ 268.htm. (дата обращения: 29.09.2015).
2. Дырдин А. А. Этюды о Михаиле Шолохове. - М. : Фонд «Шолоховская энциклопедия», 2009. - 139 с.
3. Казин А. Л. Русская культура: дух и жизнь. [Электронныйресурс]. URL: http: //culturolog.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=29 0&Itemid=35. (дата обращения: 29.06.2015).
4. Кожемяко В. С. Валентин Распутин. Боль души. - М. : Алгоритм, 2007. - 288 с.
5. Шолохов М. А. Тихий Дон // М. А. Шолохов. Собр. соч. В 8 т. Т. 3. Тихий Дон. Роман в 4 кн. - М. : Худож. лит. - 1985. - 368 с.
6. Шолохов М. А. Живая сила реализма // М. А. Шолохов. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. Очерки; Статьи; Фельетоны; Выступления. - М. : Худож. лит.- 1985.- 383 с.
7. Ширяев Б. Воля к правде// Шолохов в русском зарубежье. - М. : Алгоритм, 2003. - 448 с.
8. Шолохов М. М. Об отце. Воспоминания-размышления разных лет. - Ростов-на-Дону, 2011. - 224 с.
9. Черников М. В. Концепты «правда» и «истина» в русской культурной традиции // Общественные науки и современность. - 1999. — №2. — С. 164-175.
Дырдин Александр Александрович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Филология, издательское дела и редактирование» УлГТУ.
Поступила 24.12.2015 г.