В Государственной Думе
НАШИ ПРИОРИТЕТЫ -ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА, БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГРАЖДАН
5 марта 2004 г. Государственной Думе РФ по поручению Президента Российской Федерации был представлен Михаил Ефимович Фрадков для получения согласия на назначение его на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Для того, чтобы кандидат на должность Председателя Правительства РФ изложил свои взгляды на деятельность будущего правительства и ответил на вопросы депутатов, ему было предоставлено слово для выступления.
ФРАДКОВ М.Е., кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации:
Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! В рамках того небольшого количества времени, что предусмотрено Регламентом, и отталкиваясь от уже сделанного предыдущим правительством хотел бы изложить свое представление о направлениях деятельности будущего кабинета, а также о его возможной структуре и темпах работы. Сразу скажу, в их основе лежат цели и задачи, уже поставленные и ясно сформулированные Президентом России, в том числе в его выступлении перед доверенными лицами 12 февраля этого года. И основной задачей формирующегося правительства я считаю повышение качества жизни людей, а это значит — снижение уровня бедности, улучшение благосостояния и обеспечение безопасности. Да, эти задачи уже поставлены, и их решением занимался прежний кабинет министров, однако сегодня требуется форсировать наши усилия, резко поднять эффективность работы исполнительной власти.
Нужны действия, действия, обеспечивающие стабильный экономический рост с использованием всех возможных инструментов рынка, позволяющие осуществить структурные сдвиги, добиться производства конкурентоспособной продукции и услуг, а это не что иное, как повышение конкурентоспособности власти, бизнеса, человека. Этому и должны быть подчинены проводимые реформы,
так должны быть расставлены приоритеты, организована работа в реальных секторах экономики на всех уровнях управления. Реорганизация правительства - серьезный шаг в этом направлении. Вы знаете, летом прошлого года президент утвердил основные направления административной реформы и назвал ее ключевой как в контексте повышения эффективности государства, так и в борьбе с коррупцией. Что касается правительства, то предполагается создать трехуровневую структуру: министерства, которых станет значительно меньше, должны будут разрабатывать политику в конкретных сферах государственного регулирования и вести нормотворческую деятельность, контрольно-надзорные функции должны быть закреплены за федеральными службами как за вторым уровнем системы исполнительной власти, а федеральные агентства будут исполнять функции оказания государственных услуг, включая реализацию государственных программ в качестве государственного заказчика и управление государственным имуществом. Как результат в компетенции правительства останется только узкий круг вопросов, причем вопросов стратегических, а министерствам будут переданы не только полномочия по принятию решений , но и полнота ответственности за их реализацию. Только так мы сможем исключить так называемые коллегиальные, а на деле безликие, безответственные решения в аппарате, решения, когда никто конкретно не отвечает за конечный результат в целом.
Должен сказать, что я внимательно ознакомился с оценкой существующих функций федеральных органов исполнительной власти. Результаты впечатляют: четверть из них признаны избыточными или дублирующими. И этот фактор мы также обязаны учесть при составлении новой структуры правительства. Очевидно и то, что обновленная система исполнительной власти должна иметь новые механизмы финансирования, и если деятельность государства направлена на результат, то только этот результат и должен оплачиваться. И, наконец, важнейшей задачей административной реформы является обеспечение информационной открытости власти. Надо добиться не только своевременного информирования граждан и бизнеса о деятельности правительства, но и обеспечить постоянный гражданский контроль за результатами его работы. Хотел бы еще раз подчеркнуть: все наши преобразования должны преследовать главную цель - улучшение жизни людей, и грамотное проведение административной реформы остается здесь важнейшим систематизирующим фактором. Я полагаю, что эта реформа настолько серьезна и результаты ожидаемы, что председатель правительства лично должен этим заниматься и отвечать за ее проведение, чем я и собираюсь, начав эту работу, в самые ближайшие дни заниматься.
Уважаемые коллеги, одним из важнейших приоритетов в работе нового кабинета станет продви-
жение российской экономики в высокотехнологичные перспективные сферы. И мы будем использовать все имеющиеся в распоряжении правительства методы для развития промышленного, научного, инновационного потенциала страны, а это значит - будем внедрять венчурное финансирование, активно вовлекать в экономический оборот результаты научно-технической деятельности, обеспечивая при этом надежную защиту права интеллектуальной собственности. Кроме того, еще довольно значимый научный и промышленный потенциал остается незадействованным на оборонных предприятиях. Увеличение оборонного заказа вдохнуло в последние годы новую жизнь в предприятия ВПК, одновременно стал увеличиваться экспорт вооружений и производство сопутствую-
БИОГРАФИЯМ.Е. ФРАДКОВА
Фрадков Михаил Ефимович родился 1 сентября 1950 года в Москве. В 1972 г. окончил Московский станкостроительный институт, в 1981 г. — Академию внешней торговли. Владеет английским и испанским языками.
В 1973-1975 гг. М. Фрадков - советник по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии.
В 1975—1988 гг. работал в Государственном комитете экономических связей СССР (ГКЭС СССР).
В 1988—1991 гг. — сотрудник Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических связей СССР (МВЭС СССР).
В 1991—1992 гг. — постоянный представитель России при ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), Швейцария, Женева.
В 1992—1997 гг. — заместитель, первый заместитель министра, в 1997-1998 гг. — министр внешних экономических связей и торговли РФ.
В 1999—2000 гг. — министр торговли РФ.
В 2000-2001 гг. — первый заместитель секретаря Совета Безопасности РФ. В 2001—2003 гг. -директор Федеральной службы налоговой полиции РФ.
С июня 2003 года — специальный представитель Президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом.
Женат, имеет двоих детей.
щей гражданской продукции. Но одним лишь увеличением оборонного заказа всех проблем отрасли не решить, необходимо более активно проводить реструктуризацию таких предприятий, оптимизировать саму структуру управления и структуру распределения заказов. Что касается сферы высоких технологий, исследований, здесь должен быть прорыв и должно быть сконцентрировано внимание всех участников рынка, и государства в первую очередь. Когда наблюдаешь за этими процессами из Брюсселя, как говорится, за тем, что делается в Европе, становится очевидным, что наши партнеры-конкуренты ждут, когда мы развернемся в этом направлении. Это гарантия того, что мы можем в реальном секторе сделать значительно больше, и эти формы и возможности будем активно использовать.
Особо остановлюсь на вопросах эффективности социальной политики. Да, в этой области уже есть неплохие наработки: сформулированы основные направления формирования системы образования, медицинского обслуживания, начата пенсионная реформа. Но нашей ключевой задачей я вижу окончательный уход от безадресных субсидий и дотаций и соответственно реструктуризацию бюджетной сети с изменением самих принципов финансирования бюджетных учреждений. Государственную помощь должны получать только те, кто в ней действительно нуждается. И это не только вопрос эффективности, но и вопрос социальной справедливости.
Приоритетом работы нового кабинета станет также реформа жилищно-коммунального хозяйства. Она давно начата, но большинство людей пока наблюдает ее по росту квартплаты. Мы и по сей день слышим об авариях на теплосетях и в замерзающих домах, а в некоторых регионах не является редкостью отключение горячей и даже холодной воды. Должен заявить: аргументы, что квартплата до сих пор не покрывает на сто процентов затраты коммунальных предприятий, не выдерживают никакой критики. Убежден, объективную цену может выявить только конкуренция, и поэтому самое главное - это обеспечить реальную возможность выбора поставщика услуг и разрушить монополизм существующих предприятий ЖКХ. Это направление одно из ключевых, и здесь очень важно подобрать ответственного руководителя. Человек должен быть предельно заинтересованный, совестливый, сопереживающий проблемам людей, и мы вот такого человека сюда будем подбирать.
Обращаю особое внимание на то, что одной из основных задач правительства станет завершение налоговой реформы. В последние годы здесь был достигнут значительный прогресс, а налоговое бремя постоянно снижалось, что уже принесло свои плоды, но сегодня этого уже недостаточно. Необходимо прежде всего снизить ставку единого социального налога. Ведь не секрет, что значительная доля зарплат до сих пор находится в тени. Основной причиной этого многие предприниматели называют непомерную нагрузку на фонд заработной платы. Поэтому базовой целью завершающего этапа налоговой реформы должно стать мотивирование компаний и граждан к полному отражению своих доходов. Глубоко убежден, что максимальный положительный эффект будет достигнут лишь тогда, когда помимо снижения налоговой нагрузки будут улучшены сами механизмы налогового администрирования. Это особенно актуально в связи с выявляемыми злоупотреблениями в области уплаты основных для доходов бюджетов налогов: НДС и налога на прибыль. Ведь теряет от этого не только государство. Мне не раз и по старой своей работе приходилось слышать жалобы предпринимателей на то, что они не выдерживают борьбы с конкурентами, которые используют различные схемы уклонения от налогов. Убежден, отсутствие единой для всех налоговой дисциплины приводит на рынке к проигрышу честных и эффективно работающих предпринимателей.
Подчеркну, мы будем предметно заниматься повышением прозрачности российских компаний. Именно закрытость предприятий мешает сегодня инвесторам вкладывать свои средства, а банкам размещать кредиты с минимальными рисками. И потому надо ввести в обязательную практику международные стандарты финансовой отчетности, также обеспечить увеличение потока длинных денег в экономику через создание так называемых кредитных бюро. Несколько слов о развитии финансовых рынков. К сожалению, они пока не стали играть ключевую роль в привлечении инвестиций для реального сектора. В этой связи надо на порядок повысить капитализацию банковской системы, стимулировать процесс ее укрупнения, обеспечивая при этом реальную конкуренцию в банковской сфере. Серьезное внимание со стороны правительства будет уделено естественным монополиям,процесс реформирования которых, выделение конкурентных видов деятельности, должен сопровождаться выработкой
действенных механизмов их регулирования со стороны государства.
Мы также намерены активнее задействовать имеющиеся источники экономического роста в сфере природопользования. Принятие современного рыночного законодательства в этой сфере позволит вовлечь эти объекты в реальный хозяйственный оборот, исключая их хищническое использование. Необходимо как можно скорее доработать и принять новые варианты Лесного кодекса, Водного кодекса и закона «О недрах», которые обеспечивали бы прозрачность природопользования и конкуренцию в этой области. Важно обеспечить справедливые условия доступа к природным ресурсам, что предполагает взимание справедливой платы за их использование, причем все это должно осуществляться на основе гражданско-правовых договоров, вытеснив тем самым элементы коррупционной системы получения разрешения на пользование ресурсами.
Уважаемые коллеги, серьезному повышению эффективности государства должно послужить завершение процесса разграничения полномочий между уровнями власти. Как я уже говорил в начале выступления, каждый государственный орган должен иметь свои обязанности, а также необходимые для их реализации ресурсы и соответствующую ответственность. Принятые совсем недавно законы, касающиеся организации власти в субъектах Федерации на уровне местного самоуправления, создают основу для наведения порядка в этой важнейшей сфере. Принятие законопроектов о внесении изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые, кстати, находятся сейчас у вас на рассмотрении в Государственной Думе, - это второй наиболее значимый шаг в этой системной работе. Третьим, не менее сложным шагом будет практическая реализация принятых решений. Сюда также относятся: приведение федерального и регионального законодательства в соответствие с базовыми законами, что очень важно, реформа системы местного самоуправления, которая заслуживает отдельного упоминания. Во всем мире местное самоуправление - это не очередной уровень бюрократической власти, отделенной от населения непреодолимой стеной, это возможность людей непосредственно влиять нате решения, от которых напрямую зависит повседневная жизнь каждого человека.
У нас же пока ситуация, к сожалению, иная, и мы обязаны на практике создать реальную, эффективно действующую систему местного самоуправ-
ления, систему, максимально приближенную к населению, наделенную необходимыми стимулами к экономическому росту и обеспеченную адекватным уровнем межбюджетных отношений. Что же касается других вопросов региональной политики, то новое правительство будет в первую очередь делать акцент на развитии депрессивных регионов. Мы не вправе допустить, чтобы уровень жизни граждан в различных регионах страны отличался на порядок. Очевидно, что речь идет не столько о финансовой поддержке центра, сколько о создании стимулов для роста и выбора ориентации на лучших. Регион должен иметь возможность пользоваться плодами своего экономического роста. Неправильно, когда стимулы к развитию полностью перекрываются механизмами централизации финансовых ресурсов.
Наконец, хотел бы подчеркнуть, что правительство будет и дальше проводить жесткую бюджетную политику. Добиваясь снижения фискальной нагрузки на экономику, мы должны формировать реальный бюджет и очень требовательно подходить к эффективности всех государственных доходов. Это касается как внедрения новых методов бюджетирования и реструктуризации бюджетной сети, так и совершенствования системы государственных закупок.
Уважаемые депутаты, успех решения названных мною задач не в последнюю очередь связан с тем, как и насколько эффективно будут работать другие ветви власти. К примеру, очевидно, что конкурентоспособные государства немыслимы без эффективной судебной системы. Однако то, что судебные разбирательства даже по несуществующим вопросам могут длиться месяцами, делает издержки от обращения в суд, особенно для граждан малого и среднего бизнеса, крайне высокими. Такое положение обязывает правительство внимательнее относиться к вопросам обеспечения судебной реформы. И уже в ближайшие годы мы должны помочь качественному изменению сложившейся ситуации, сделав судебную власть независимой не только де-юре, но и де-факто.
И наконец, важнейшим из наших приоритетов останется обеспечение успешной реформы армии и военной организации страны в целом. Основные ее направления уже определены Президентом России, однако нам еще понадобится планомерная, четкая работа по осуществлению намеченного. Нужно на порядок повысить эффективность расходов на оборону, оснастить армию современ-
ным вооружением и обеспечить достойный уровень жизни военнослужащих.
В заключение хотел бы сказать следующее. Очевидно, что решение названных задач потребует очень энергичных действий, напряженной работы и, без преувеличения, самоотдачи, но альтернативы этому у нас нет. Единственный путь сегодня — это форсировать преобразования. В этой связи нам будет очень нужна сплоченная работа не только правительственной команды, но и тесная координация с Государственной Думой и Советом Федерации, в первую очередь в процессах законотворчества. И я рассчитываю на такое сотрудничество. В случае утверждения моей кандидатуры прошу у вас, уважаемые депутаты, действенной поддержки в этой работе, работе совместной и очень важной для страны. Спасибо за внимание.
Председательствующий: Спасибо, Михаил Ефимович. Уважаемые депутаты, в соответствии с частью второй статьи 145 Регламента депутаты вправе задать вопросы кандидату. Вчера на Совете Думы мы определились, что будет задано девять вопросов - по два вопроса от каждой фракции и один вопрос от независимых депутатов. Переходим к процедуре вопросов и ответов. От фракции «Единая Россия», пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич.
КУЛИК Г.В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция «Единая Россия»: Михаил Ефимович, мне понравилось ваше выражение «форсировать», в связи с этим я хотел задать следующий вопрос. В последние годы несколько улучшилась ситуация в сельском хозяйстве в результате принятых мер, но, честно говоря, коренного перелома не наступило, обстановка чрезвычайно сложная. Более того, все сходятся на том, что Россия теряет свою продовольственную независимость. Вам понятно, что это такое, вы очень хорошо владеете этим вопросом. В связи с этим мой вопрос такой: можно ли рассчитывать, а я одновременно даже хотел бы добавить - можно ли вас просить сделать так, чтобы в деятельности правительства нового состава проблемы развития российского села наряду с другими стали приоритетными? Чтобы мы здесь почувствовали вот тот форсированный подход к застарелым, наболевшим вопросам... (Микрофон отключен.)
Председательствующий: На вопрос отводится минута, Геннадий Васильевич. Пожалуйста, ответ.
ФРАДКОВ М.Е.: Спасибо, Геннадий Васильевич. Ну, очевидно, что сельское хозяйство - это самый что ни на есть реальный сектор, о котором я говорил в своем выступлении. Там действительно многое делается, но есть и ограничения бюджетные, и те проблемы, которые не дают развернуться в форсированном режиме, как, наверное, хотелось бы многим и до меня, как говорится. Я к этому отношусь очень серьезно и с пониманием. Это ведь не только продукты питания, это районы, поселки, это образ жизни. Так в странах мира и смотрят на это, защищая свое сельское хозяйство, поддерживая его, создавая конкурентную среду. Значительные меры принимаются и у нас, я знаю, я готовился к выступлению и посмотрел, что налоговые вопросы решены, санация сельскохозяйственных предприятий проводится. Но есть инструменты, которые требуют более активного задействования, - это то же кредитование и субсидирование кредитных ставок, это лизинг сельхозтехники, что даст возможность и сельхозпроизводителям, и сельхозмашиностроению развиваться, это и зерновые интервенции, с тем чтобы как-то регулировать цены на зерно. Внимание правительства к теме сельского хозяйства будет самое что ни на есть серьезное. С исполняющим обязанности министра Гордеевым Алексеем Васильевичем мы эти вопросы уже вчера обсуждали.
Председательствующий: Спасибо. Пожалуйста, вопрос от фракции КПРФ. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста.
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н.: Наша фракция не видит необходимости задавать сегодня вопросы, поскольку в выступлении кандидата мы не услышали ничего нового, что бы коренным образом меняло ситуацию как в экономической, так и в социальной сферах жизни нашего общества. Мы считаем, что обычный пересказ общих, уже многолетних вопросов не является той программой, которая в состоянии изменить курс, навязанный нашей стране. Нашу позицию, позицию нашей фракции, выскажет в своем выступлении член нашей фракции кандидат на должность президента Николай Михайлович Харитонов.
Председательствующий: Спасибо. От ЛДПР записался Рохмистров Максим Станиславович. Пожалуйста, включите микрофон.
РОХМИСТРОВ М.С., фракция ЛДПР: Уважаемый Михаил Ефимович, в вашем докладе вы особое внимание уделили развитию экономики и борьбе с коррупцией. В связи с этим вопрос: будет ли на правительственном уровне принято решение о принципе одного окна с жесткими сроками согласований и выдачи разрешений? Не секрет, что в сложившейся системе разрешения, согласования и так далее во всех отраслях экономики существует жесткая система взяток. В строительстве до 40 процентов от стоимости работ уходит на взятки! А после этого мы здесь все разбираемся, почему там рухнул объект, почему там погибли люди... А денег не остается, уже не на что строить: все выдано чиновникам. Год рассматривается вопрос о строительстве какого-нибудь одного объекта, полгода -одно кафе открыть. О каком развитии экономики может идти речь?
ФРАДКОВ М.Е.: Спасибо. Борьба с коррупцией будет продолжаться, и на это есть все указания и поручения. Что касается темы одного окна - это один из вопросов, может быть, даже и не самый главный, он в ряду многих, где основными являются все-таки экономические проблемы, организация управления, административная реформа. То есть практически двигаясь в направлении принятой программы и плана действий, мы будем по ходу очень активно этим заниматься. Такой антикоррупционный критический путь проведения реформы, если так можно сказать.
Председательствующий: Спасибо. Пожалуйста, от фракции «Родина» - Варенников Валентин Иванович. Включите микрофон.
ВАРЕННИКОВ В.И., фракция «Родина»: Михаил Ефимович, то, что вы затронули вопрос о развитии ВПК и реформировании Вооруженных Сил, обеспечении этого реформирования, - спасибо вам. Но хотелось бы, чтобы линия была такой: ВПК обеспечивает максимально наши Вооруженные Силы новыми видами оружия, а не только продает. Это первое. Второе. Чтобы у нас в Вооруженных Силах не было офицеров, уровень жизни которых был бы ниже прожиточного минимума. И вопрос. Дума третьего созыва взяла на себя обязательство провести в жизнь закон о реформировании РАО «ЕЭС...» под гарантии правительства, чтобы правительство... (Микрофон отключен.)
Председательствующий: Продлите время, пожалуйста.
ВАРЕННИКОВ В.И.: ...обеспечило, чтобы РАО «ЕЭС...»(имеется в виду Чубайс в первую очередь) не повышало тарифы для нашего населения и чтобы население не страдало. Так вот, правительство эти гарантии будет выполнять или нет?
ФРАДКОВ М.Е.: Спасибо, Валентин Иванович. На первую часть вопроса - по обеспечению Вооруженных Сил. Мы прекрасно знаем, что есть принятые программы и каждый год планируется государственный оборонный заказ. И это не секрет, цифры открытые, что на 2004 год на оборонный заказ выделено 150 миллиардов рублей, что на 20 процентов больше, чем в предыдущем году. Это не решает проблемы насущные, которые существуют в обеспечении Вооруженных Сил, но тем не менее движение обозначено. Сейчас готовится предложение по программе до 2015 года. Есть задельные проекты. Где-то две сотни образцов будут испытаны уже к концу этого года. То есть движение есть. Совет Безопасности этим занимается, и правительство, совместно участвуя в этой работе, берет вопросы, находящиеся в компетенции правительства, под свой контроль. Я этим тоже буду активно заниматься. Я имею в виду, что это не только обеспечение обороноспособности и безопасности страны, но и тот вклад, который должен быть внесен в прорыв, о котором я говорил, на научно-техническом направлении, на технологическом уровне развития нашей экономики. Что касается РАО «ЕЭС...». Не превращая это в обширную дискуссию, я отвечу коротко: без участия правительства, без согласования с ним никакие действия по реструктуризации и так далее проводиться не будут.
Председательствующий: Спасибо. Пожалуйста, от независимых — Задорнов Михаил Михайлович. Включите микрофон.
ЗАДОРНОВ М.М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении:
Уважаемый Михаил Ефимович, мы в принципе те направления, которые вы обозначили, достаточно хорошо себе представляли из заявлений предыдущего правительства. Другое дело, что многие из обозначенных вами позиций так и не были, к сожалению, реализованы, поскольку больше провоз-
глашалось, чем реально делалось. Поэтому интересно было бы узнать, какие пять первых шагов намечает правительство вот сейчас, до середины года, поскольку вы понимаете, что это задаст работу не только на этот год, но и на среднесрочную перспективу, и входит ли в эти пять шагов повышение пенсии, которая сегодня составляет в среднем, как вы, может быть, знаете, 1 800 рублей?
ФРАДКОВ М.Е.: Михаил Михайлович, спасибо за вопрос. Вы мне даете как бы домашнее задание в дополнение к тому, что я сейчас попытаюсь сформулировать, потому что там значительно больше пяти пунктов и сейчас в таком блицот-вете сложно их расставить в порядке приоритетов. Я буду руководствоваться тем, что я изложил, и своим восприятием того, что мне лично предстоит сделать.
Первое действие - формирование правительства, причем формирование его структуры. Это сложнейшая задача, решение которой в значительной степени определит эффективность системы управления и задаст формат собственно административной реформы, которая значительно шире и не ограничивается только лишь компоновкой правительства. Это очень серьезный вопрос, потому что через призму функций новых министерств, ведомств, агентств можно будет определить, насколько эффективно будет осуществляться наша работа. Практически ничего нового мы не открываем на сегодняшний день, вы правы. Мы говорим о том, что нужно просто активно работать, понимая, что время уходит, а качественных, существенных изменений в развитии экономики может не быть, имея в виду, что мы в определенном смысле все-таки сидим на сырьевой, как говорят, игле.
Поэтому следующим я бы определил такой момент: на основе анализа процессов, которые происходят на сегодняшний день в экономике, с фокусированием на реальном секторе экономики, на основе - я задам обязательно эту задачу — проведения глубокого анализа положения дел в реальном секторе экономики, который до конца на сегодняшний день, на мой взгляд, не сделан, увязать вопросы внешнеэкономической, инвестиционной, промышленной фактически политики и сфокусировать их на тех или иных приоритетных отраслях, с тем чтобы можно было, выявив наши реальные конкурентные преимущества, задать конкретный план работы на всех уровнях, обсудить это с бизнесом, с регионами, чтобы открытыми глазами
посмотреть на процессы, которые происходят, определить свои собственные интересы, скоординировать работу федерального уровня, каковым фактически является правительство, и задать темп и качество работы вновь сформированному правительству.
Третий вопрос - это такой же анализ и такие же действия по социальным аспектам, потому что ориентация на конкурентоспособность, действительно являющаяся таким интегральным ключом нашей работы, позволит объединить все слои общества, поскольку все хотят жить хорошо, все хотят сделать все от них зависящее для того, чтобы жить хорошо. Сейчас нужно конкурировать, мир открытый, и поэтому нужно еще быстрее, чем выходишь в этот мир, подготовиться и выявить свои конкурентные преимущества, чтобы не проиграть, а вообще-то, лучше и выиграть. В связи с этим возникают социальные последствия, связанные с высвобождением рабочих мест и так далее, то есть вопросы актуальные - вопросы бедности, вопросы размещения фактически производительных сил и так далее. Это третий аспект.
Четвертый пункт. Я бы предметно занялся на сегодняшний день наукой, причем не отделяя академическую, прикладную, корпоративную. Здесь должен быть прямой коридор, который определяется потребностью рынка и теми возможностями, которые есть и в вузовской науке, и в академической науке, и в бизнес-компаниях, и теми возможностями, которые может в этом смысле дать государство. Без участия государства эту тему нам тоже не поднять - участия если уж не большими деньгами, то по крайней мере вниманием к этому и неким административным ресурсом, потому что на сегодняшний день эта тема, в общем-то, недостаточно, на мой взгляд, консолидирована.
И пятый пункт, на что бы я обратил внимание и что тоже можно уже сейчас начинать, - это вопросы подготовки наших кадров, это образование, которым мы гордимся, но, к сожалению, по ряду направлений профессионального образования мы начали отставать, и это очень заметно. Мы отстаем от процессов, которые происходят в мире, и, не определив для себя темп и план работы здесь, мы можем быть неконкурентоспособными с точки зрения подготовленности человека. Вот это пять пунктов ключевых, на которых я бы сосредоточил внимание, это все составляющие факторы обеспечения конкурентоспособности. Нам ждать нечего, все зависит сейчас от нас. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо. Вопрос от фракции «Единая Россия». Бугера Михаил Евгеньевич, пожалуйста.
БУГЕРАМ.Е., фракция «Единая Россия»: Уважаемый Михаил Ефимович, Конституция Российской Федерации предусматривает активную законотворческую роль правительства, в частности, правительство у нас - очень важный субъект права законодательной инициативы, правительство обязательно должно давать заключения по очень широкому кругу законопроектов. Скажите, пожалуйста, Михаил Ефимович, каким вы видите механизм взаимодействия правительства с Государственной Думой в законодательном процессе? Спасибо.
ФРАДКОВ М. Е.: Спасибо. Ну, механизм этого процесса в принципе отработан, его можно улучшать, и вот в намерении решить такие сложные вопросы просто нужно действительно повышать эффективность этого взаимодействия. Я полагаю, что самым лучшим было бы начинать совместные действия по формированию проектов законов на самой ранней стадии. Для этого все возможности потенциальные, на наш взгляд, есть, и есть уже опыт, я знаю, бюджет 2004 года формировался уже вот в такой редакции. То есть у нас есть эксперты в думских комитетах, есть рабочие группы, есть комиссия по законотворчеству, хорошо бы заблаговременно, на раннем этапе, когда формируется концепция проекта закона, всем, кто заинтересован, вместе собраться и договориться практически о политическом решении по тому или иному проекту, с тем чтобы ускорить прохождение законов.
Председательствующий: Спасибо. От фракции ЛДПР - Островский Алексей Владимирович, пожалуйста.
ОСТРОВСКИЙ А.В., фракция ЛДПР: Уважаемый Михаил Ефимович, в связи с развалом Советского Союза большинство наших соотечественников оказались за границей вынужденно, испытывают огромные притеснения, в частности в Туркмении, в Латвии, в других Прибалтийских странах. Наше правительство не оказывает им абсолютно никакой поддержки, и они вынуждены возвращаться в Россию. На протяжении последних десяти лет многие наши бывшие граждане, русские по национальности, возвращаются сюда и испытывают огромные сложности с получением российско-
го гражданства. Подтекст этого вопроса такой: в нашей стране складывается катастрофическая демографическая ситуация, резко падает количество населения, поэтому фракция ЛДПР неоднократно поднимала эту проблему и обращалась в правительство, к президенту по вопросу ускорения получения нашими гражданами гражданства...
(Микрофон отключен.)
ФРАДКОВ М.Е.: Спасибо. Насколько я знаю, режим получения гражданства для наших бывших соотечественников из стран СНГ упрощается. Были приняты поправки, закон о поправках к закону о гражданстве. Полагаю, что с учетом экономического роста и проблемы демографии и занятости эта линия будет продолжена и впредь. А что касается другого аспекта этого вопроса, поддержки наших соотечественников, то здесь надо, на мой взгляд, принимать самые эффективные меры по оказанию поддержки русским, которые живут в зарубежных странах, в первую очередь в наших бывших республиках.
Председательствующий: Спасибо. От фракции «Родина» вопрос. Пожалуйста, депутат Бабурин Сергей Николаевич.
БАБУРИН С.Н., фракция «Родина»: Уважаемый Михаил Ефимович, у меня вопрос о приоритетах, потому что, если мы не остановим духовно-нравственную, культурную деградацию общества, экономика будет никому не нужна. Если мы совместными усилиями с правительством не изменим демографическую ситуацию, наша процветающая экономика достанется или туркам, или арабам, или китайцам. Поэтому у меня вопрос о приоритетах, и прежде всего приоритетах в двух сферах: в сфере образования, ну и, поскольку мне между двумя созывами довелось стать ректором Российского государственного торгово-экономического университета, в сфере торговли. Насколько мы сумеем сохранить высокий уровень советского и российского образования при адаптации к европейским стандартам, что сейчас нам необходимо делать, исходя из присоединения к Болонской конвенции? И насколько мы сумеем защитить мелкий и средний бизнес?
ФРАДКОВ М.Е.: Спасибо. Действительно, вопрос образования приоритетен, и я постарался упомянуть об этом в числе приоритетных пунктов. Мы присоединились к Болонской конвенции, и
уже начался как бы международный обмен в этом смысле: и признание дипломов, и обмен специалистами. И такая актуальная тема в мире, как университетский обмен, тоже становится предметом нашего интереса. Это остро необходимая задача, остро необходимая, потому что даже на примере формирующегося Европейского союза, раз уж вы эту тему затронули, видно, что сейчас практически двадцать пять стран, двадцать семь... процесс развивается, и надстройка там своя, и все как бы на одном языке говорят и активно участвуют по всем направлениям развития большущего, широкого континента. Это наша граница практически, и сотрудничество предопределяет - по крайней мере вот даже на этом уровне - взаимодействие и ученых, и студентов, и специалистов. Так что востребованность этого очень высокая. Что касается второй части вашего вопроса, по ВТО. Даже в связи с этим нужны специалисты, между прочим, вести квалифицированные переговоры - это тоже очень важно. И в вашем университете, я так понимаю, их тоже готовят. Тогда, наверное, мы более эффективно будем эти переговоры вести или другие, уже участвуя в ВТО. Так что это уровень квалификации, который совершенно необходим. По демографии. Да, демография - это важное направление. Я вам даже скажу, вот сейчас делали доклад по экономике стран Европы, и по России в том числе, и есть два приложения в докладе. Одно приложение - о состоянии экономики, а второе, отдельное, - о состоянии демографии в России. К этому надо прислушаться.
Председательствующий: Спасибо. Задано восемь вопросов. У нас по Регламенту было девять. Просит слова от независимых Гончар Николай Николаевич. Включите, пожалуйста, микрофон.
ГОНЧАР H.H., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении: Уважаемый Михаил Ефимович, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете меры, принятые Правительством Российской Федерации до настоящего момента в отношении проблемы вступления стран бывшего Варшавского договора и стран Балтии в Евросоюз на условиях Евросоюза? По оценкам специалистов (они звучали в прессе), наши возможные потери превысят сотню миллионов евро. Итак, вопрос: достаточны ли принятые правительством меры на сегодняшний день? Что планируете вы сделать в дальнейшем? И потребуется ли помощь законода-
теля, то есть внесение каких-то изменений в законодательство Российской Федерации в этой связи? Спасибо.
ФРАДКОВ М.Е.: Спасибо. Ну, работа еще не завершена, идет процесс, присоединение должно состояться 1 мая. Сейчас активно ведутся переговоры, в апреле планируется встреча на уровне правительства России и Комиссии Европейских сообществ. Мы свои озабоченности обозначили, и идет, на мой взгляд, достаточно продуктивный разговор, обещающий решить наши проблемы. И одновременно, выявляя вот эти проблемы, мы их решаем, мы строим фундамент, отталкиваясь от которого, мы сможем интенсифицировать, повысить эффективность нашего взаимодействия с Евросоюзом.
Председательствующий: Спасибо, Михаил Ефимович. Вопросы закончены. Пожалуйста, пока присаживайтесь.
ФРАДКОВ М.Е.: Спасибо.
Председательствующий: Уважаемые депутаты, в соответствии с частью третьей статьи 145 Регламента слово для выступления по кандидатуре на должность Председателя Правительства Российской Федерации предоставляется представителям фракций в Государственной Думе. Согласно части второй статьи 56 Регламента на выступление отводится до десяти минут. Слово для выступления предоставляется представителю фракции «Единая Россия». Морозов Олег Викторович, пожалуйста.
МОРОЗОВ О.В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция «Единая Россия»:
Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! Хочу обратить ваше внимание, что мы, старожилы российского парламента, стали уже подзабывать процедуру утверждения кандидата на должность председателя правительства. Дума третьего созыва делала это единожды, в то время как две предыдущие только и занимались тем, что изучали биографии новых кандидатов в новые премьеры. И это очень симптоматично: мы впервые почти за два десятилетия прожили четыре года в обстановке политической стабильности и предсказуемости. Уходит в прошлое кадровая чехарда, появилась реальная возможность строить долгосрочные деловые и партнерские отношения между различными
ветвями власти. Можно сказать, что за эти четыре года были заложены новые политические традиции. Все важнейшие решения президент предварительно обсуждает с парламентом. Главными субъектами политического процесса становятся общефедеральные политические партии. Правительство наконец-то хорошо выучило дорогу в Государственную Думу, а процедура так называемого нулевого чтения стала такой новацией, которая позволила установить тесное взаимодействие между парламентом и правительством и обеспечить предварительную экспертизу по всем важнейшим законопроектам.
Сегодняшнее обсуждение лежит в русле этих позитивных процессов. Без политических истерик и потрясений страна вступает в очередное политическое четырехлетие, причем неизбежный период ожиданий и неопределенности, связанный с конституционным требованием отставки правительства после выборов президента, будет теперь исключительно кратким. Мы надеемся, что уже через неделю костяк нового правительства будет сформирован. Мы также уверены в результатах президентских выборов, а значит, имеем основания утверждать, что кадровые решения ближайших дней не претерпят существенных изменений. Как вы уже поняли, фракция «Единая Россия» приняла решение поддержать предложение Президента Российской Федерации о назначении Михаила Ефимовича Фрадкова на должность Председателя Правительства Российской Федерации. При этом мы руководствовались следующими основаниями. Прежде всего, мы солидарны с оценкой президентом профессиональных качеств кандидата на должность главы правительства, даже многие наши оппоненты не ставят их под сомнение.
Послужной список кандидата выглядит очень солидно. Немаловажно то, что он успешно работал на самых разных направлениях государственной деятельности, а следовательно, имеет масштабное и широкое представление о проблемах, которые предстоит решать новому правительству. Во-вторых, никто не может поставить под сомнение огромный административный и управленческий опыт кандидата, что сегодня востребовано, как никогда. Главный упрек, который мы делали и делаем предыдущему составу правительства, состоял в том, что ему не хватало последовательности и оперативности в проведении принятых решений. Вспомните, сколько благих начинаний просто погрязли в трясине правительственной неповоротли-
вости и формализма. Стало просто традицией внесение в Думу важнейших законопроектов, которые как воздух нужны нашему обществу, с огромным опозданием, а иногда с большими содержательными изъянами, которые потом предстояло исправлять уже нам. По нашему мнению, это чисто управленческий брак, это показатель качества организации работы правительства. Поэтому мы очень рассчитываем, что в правительстве усилиями его руководителя будет наведен элементарный управленческий порядок, заработает четкий механизм принятия решений и их исполнения. В-третьих, нам импонирует то, что все заявления кандидата и его сегодняшнее выступление свидетельствуют о намерении проводить реформаторскую политику, основанную, я бы сказал так, на здоровом консерватизме и учитывающую социальные приоритеты. Оптимально сочетать эти начала очень непросто, но и не сочетать их нельзя. В равной степени опасны и реформаторские крайности, и нерешительность, и неумение видеть за реформами судьбу конкретного человека.
Суть стратегии, которую предлагает стране президент, - это создание условий для перехода к принципиально лучшему качеству жизни людей. А это значит, что главным критерием успешной деятельности правительства должны стать не статистические показатели, не абстрактные цифры, а реальное изменение социального климата в стране. Мы должны вспомнить понятие «социальная цена реформ» - это цена, которую наши граждане готовы заплатить своим терпением, своими деньгами, своим доверием к власти за те реформы, которые проводятся в стране. И наконец, еще один аргумент. Для нас немаловажно, что кандидат на пост главы правительства не замечен в каких-либо клановых привязанностях, а то у нас в последнее время стало модно, и это по-своему оскорбительно, спрашивать про чиновника, чей он человек. Наш кандидат, к счастью, находится вне этой порочной логики. Это вселяет надежду, что именно интересы государства, интересы страны и ее граждан будут главным и единственным побудительным мотивом деятельности нового правительства.
Уважаемые коллеги, несмотря на то, что новое правительство будет формироваться в относительно благоприятных социально-экономических условиях, его, бесспорно, ждет нелегкая судьба. В каком-то смысле правительству Касьянова было даже проще стартовать, поскольку был фон предыдущего десятилетия. Правительство Михаила
Фрадкова уже не может быть правительством новых ожиданий, оно должно стать правительством конкретных, заметных обществу результатов, и у этого правительства будет одно мощное преимущество, а именно возможность опереться на реальное устойчивое парламентское большинство. Сейчас пресса полна всевозможных рассуждений на тему: можно ли будет считать новое правительство правительством парламентского большинства? Смею утверждать, что правительство парламентского большинства не измеряется количеством министров с партийными билетами в кармане, тем более что ныне действующий закон, строго говоря, ограничивает возможности создания чисто партийного правительства. Вместе с тем мы считаем для себя принципиальным участие в деятельности данного правительства. Соответствующие предложения и рекомендации, касающиеся членов нашей партии и ее руководства, членов фракции «Единая Россия», сформулированы. И мы уверены, что наша партия будет достойно представлена в правительстве, но дело даже не в этом. Куда важнее то, что любое по составу правительство не в состоянии сегодня проводить курс, идущий вразрез с нашими стратегическими устремлениями. В стратегическом плане мы можем быть только единой командой. Такой подход позволяет впервые говорить о том, что в стране появляется ответственная власть, ответственная в том смысле, что она открыто принимает ответственность на себя, а граждане четко знают, с кого спросить за все то, что происходит в стране.
Вместе с тем новое правительство должно понимать, что оно не может рассчитывать на механическое, бездумное одобрение любых своих действий парламентским большинством, правительство будет обязано постоянно сдавать экзамен на эффективность и результативность, и только в этом случае оно может рассчитывать на нашу поддержку.
Уважаемые коллеги, перечислять все важнейшие задачи, стоящие перед правительством, не имеет смысла. Как говорится, нужно смотреть первоисточник, то есть выступление президента страны перед доверенными лицами. Но одной проблеме не могу не уделить особое внимание. Михаил Ефимович в своем выступлении особо остановился на проблеме административной реформы, и нам импонирует его понимание этой реформы и то, что он готов взять ответственность на себя. Но, Михаил Ефимович, не заблуждайтесь - чиновники думают иначе. Они полагают, что административная
реформа сведется к очередному переустройству клеточек в правительстве, сокращению аппарата, которое потом обернется его увеличением. Если такое понимание реформы возобладает, нам всем - труба. Поэтому проявите, пожалуйста, политическую волю, добейтесь того, чтобы административная реформа понималась так: как можно меньше чиновника в жизни гражданина! Тогда это будет действительно административная реформа. Уважаемые коллеги, фракция «Единая Россия» будет голосовать в поддержку кандидатуры Фрадкова Михаила Ефимовича и призывает вас последовать нашему примеру.
Председательствующий: Пожалуйста, от фракции КПРФ - Харитонов Николай Михайлович.
ХАРИТОНОВ Н.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации: Уважаемые коллеги, уважаемый обсуждаемый кандидат на пост председателя правительства Михаил Ефимович Фрадков! Гляжу я на вас, представители «Единой России», и думаю про себя: вы любите называть себя партией власти, тогда ответьте, почему от вас постеснялся идти на пост Президента Российской Федерации ныне скромно действующий президент Путин? Почему обещанное представительство и руководство правительством в случае его победы... вам не представится такая возможность, и вы сами, оторопев от предложенной кандидатуры, впопыхах сегодня хвалите человека, который вам, большинству, неизвестен? И я невольно делаю вывод, и наверняка наши избиратели делают вывод: а все потому, что вы пришли сюда, в Государственную Думу, используя спины тридцати губернаторов, семи министров. Вас в основном используют для декоративных встреч в Кремле да для голосования здесь, в Государственной Думе. А теперь по существу. Сегодня 5 марта -51-я годовщина со дня смерти великого государственника, державника, руководителя великой страны, великой державы, великого советского государства и народа Иосифа Виссарионовича Сталина. И я, обсуждая кандидатуру на пост Председателя Правительства Российской Федерации, хотел бы напомнить выступление Иосифа Виссарионовича Сталина на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. В 31-м году актуально...
Из зала. (Не слышно.)
ХАРИТОНОВ Н.М.: Гортань не надрывай, юноша! (Оживление в зале.) ...задержать темпы -
значит отстать, а отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми, нет, не хотим. История России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость - за отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную. Били потому, что это было доходно и сходило безнаказанно. Помните слова дореволюционного поэта: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь»? Эти слова старого поэта хорошо заучили эти господа, они били и приговаривали: «Ты обильная - значит, за твой счет можно поживиться. Ты убогая, бессильная - стало быть, можно бить и грабить тебя безнаказанно». Таков уж закон эксплуататоров - грабить тебя безнаказанно, волчий закон капитализма: ты отстал, ты слаб - значит, ты не прав, стало быть, тебя можно бить и порабощать, ты могуч - значит, ты прав, стало быть, тебя надо остерегаться. Вот почему нельзя нам больше отставать.
Мы отстали от передовых стран на пятьдесят -сто лет. Мы должны пробежать это расстояние за десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. И вот его слова (Варенников помнит), сказанные на приеме 24 мая 1945 года в Кремле в честь победы над фашизмом, он так кратко сказал в своем выступлении: «Доверие русского народа к своему правительству - решающая сила, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом». Кто против?
Уважаемые коллеги, за неделю до президентских выборов, в канун конституционной отставки кабинета министров господин Путин поставил перед Думой вопрос о новом председателе правительства. Год назад мы ставили вопрос об отставке правительства Касьянова. Большинство депутатов, в том числе и сидящих в этом зале, были «за» либо промолчали, но не хватило формально числа голосов. Вотум недоверия сорвали. Уже тогда было ясно: готовится козырь для президентской кампании, доказательство крутости президента. Так что для нас, представителей фракции КПРФ, левопат-риотической оппозиции, в такого рода рокировоч-ках или сильных ходах нет ничего нового. Ушло, исполнив свою разрушительную роль, правительство Путина - Касьянова, приходит, чтобы продолжать тот же курс власти, правительство Путина -Фрадкова. Мы считаем, что, пока сохраняется старый курс, начатый еще Ельциным и Гайдаром, любые смены правительственных декораций ничего не изменят к лучшему в стране. От замены шес-
теренок в либерально-компрадорском механизме, как мы давно знаем, ничего не меняется, а вот результаты их деятельности общеизвестны: все более остро нарастающий социально-экономический, политический и духовный кризис и упадок в нашей стране. Как всегда, при смене кабинетов, принятии бюджетов, в канун выборов и других значимых событий нам говорят: уж на этот раз будем прислушиваться и к народным нуждам, и к доводам оппозиции, сотрудничать с ней, вести себя демократично или хотя бы пристойным образом. Однако нам давно известно, что все эти обещания - пустой звук.
Смотрите, как много говорилось о честных выборах в начале прошедшей думской кампании и как безжалостно были попраны элементарные демократические нормы! Нет, доверия в долг мы больше не даем! Мы готовы сотрудничать со всеми, однако при непременном условии: эти люди должны делом доказать, что интересы России и российского народа для них главное. Подчеркиваю: делом, а не красивыми словесами, рассуждениями и обещаниями. Пока же мы видим все ту же постылую картину: на один из высших в государстве постов идет человек, который не только неизвестен в стране, но даже не позаботился о представлении обществу своей программы действий. Такое невозможно нигде в мире, кроме ельцинско-путинской России. Нам вновь предлагают некие расплывчатые установки, идеи и соображения. Хватит, надоело!
То, как происходит очередная смена кабинета министров, лишь подтверждает выводы, сделанные оппозицией раньше: как говорится, тех же щей, да пожиже влей. У Путина и его выдвиженцев как не было, так и нет научно обоснованной стратегии вывода России из кризиса, а без нее невозможно не только развитие, но элементарное существование любой страны в эпоху глобализации. Путин и его выдвиженцы вновь стороной обходят главнейшие вопросы - вопросы развития производства, научно-технического прогресса, обеспечения реального экономического роста. Национальным позором надо считать тот факт, что объем передовой, инновационной продукции в России не превышает 10 процентов, это в семь-во-семь раз меньше, чем в развитых странах. Путин и его выдвиженцы под разговоры о борьбе с бедностью заморозили выполнение - и вы знаете об этом! — жизненно необходимых для русских, для всех россиян социальных программ. За последние годы прекращено финансирование уже почти полусотни законов, среди которых законы об образовании,
культуре, социальной защите инвалидов, ветеранов и военных, затрагивающие интересы десятков миллионов граждан. Путин и его выдвиженцы хранят гробовое молчание и в отношении острейших проблем отечественного сельскохозяйственного производства. В своем выступлении Фрадков забыл про деревню. Завозя продовольствие на 8 миллиардов долларов, они из года в год кормят зарубежных фермеров, своим же крестьянам оставляют лишь миллиардные долги из-за дорожающих удобрений, ГСМ, техники. При таких темпах роста уровень производства сельхозпродукции в России с трудом достигнет показателей советского периода 1990-х годов только в 2020 году.
Хищническая распродажа природных богатств России, особенно ее нефти и газа, - вот то единственное, чем заняты Путин и его команда. Только это является в их понимании экономикой. Только подобное разграбление страны и наследия, которое отбирается у наших потомков, высоко оценивается в их среде, поднимается на пьедестал и награждается невиданными карьерными взлетами. Михаил Ефимович Фрадков в этом отношении человек во многом символичный. Да, страна не знает в должной мере его жизненный путь. Однако уже сегодня в средствах массовой информации изобилуют напоминания, что высшие точки его карьерных взлетов удивительным образом совпадали с крупнейшими провалами в экономике и государственной деятельности. Упоминается приватизация за гроши крупнейших внешнеэкономических предприятий СССР, закончившаяся миллиардными убытками и потерей наших традиционных рынков. Вспоминаются дела о гигантских растратах по линии руководимого им Министерства внешнеэкономических связей. Нам напоминают, что какой бы государственной организацией ни руководил Фрадков, она тут же распадалась или ликвидировалась. Если это произойдет с нынешним кабинетом - не страшно, но не превратилось бы возглавляемое Фрадковым правительство в комиссию по ликвидации Российской Федерации.
У меня нет ни малейших сомнений, что из властных сфер нам в ответ скажут: мало ли что было в прошлом, поддержите Фрадкова сегодня, давайте дружить. Давайте, но повторю еще раз: мы готовы к сотрудничеству, но только с тем правительством и с тем премьером, которые на практике будут выполнять ту программу, что необходима для вывода страны из состояния катастрофы. Нами такая программа давно сформулирована и положена в осно-
ву нашей политической, организационной и избирательной работы, а именно: земля, леса, недра и другие природные богатства должны принадлежать всему российскому народу. Купля-продажа сельхозугодий...
{Микрофон отключен.)
Председательствующий: Сколько времени, Николай Михайлович, вы просите? Мы никому не добавляли, но вам добавим тридцать секунд.
ХАРИТОНОВ Н.М.: Сколько вы добавили?
Председательствующий: Тридцать секунд.
ХАРИТОНОВ Н.М.: Наша страна богата талантливыми людьми, не словами, а делом доказавшими свой деловой и творческий потенциал. Мы не раз называли их имена - Маслюков, Кондратенко, Тихонов, Виноградов и другие. Наша кадровая политика предсказуема, прозрачна и ясна. И это только часть той команды, которая станет у руля управления после нашего прихода к власти.
Что касается обсуждаемой сегодня кандидатуры, то мы не верим в способность Михаила Ефимовича совершить резкий поворот от традиций ель-цинско-путинской администрации, в которой он состоял еще при Гайдаре, поэтому мы считаем невозможным поддержать эту кандидатуру. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Председательствующий: Спасибо. От ЛДПР Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.
ЖИРИНОВСКИЙ В.В.: Не называя имен и фамилий, хочу преподать маленький урок политической логики, от отсутствия которой многие страдают. Если нечего сказать - не надо выходить сюда и читать по писаному. Когда-то царь сказал уже: если вы можете, соображаете головой, так, обращаясь к народу, и к министрам, и к царям (и к президенту), сами и говорите. А если вам написали текст, значит, это не ваш текст, значит, через цензуру пропустили вы свои тексты. Второе - это, конечно, связано с тем... Допустим, депутат Кулик задал вопрос о форсировании сельского хозяйства и в то же время на встрече с кандидатом в премьеры говорит: «Оставьте Гордеева». Геннадий Васильевич, непонятна логика. Если вы хотите форсирования сельского хозяйства, то немедленно уберите Гордеева! Я сказал, когда цены повысили на
хлеб: «Если хотите остановить рост цены хлеба, арестуйте Гордеева!» — а вы требуете на вашем собрании, чтобы его снова оставили. В этом смысле прав ваш же депутат Морозов, который говорит, что если мы опять будем разыгрывать комедию, обещать, что это будет новое правительство, но вы оставите старых министров, то тогда, значит, вы сами себя обманываете и обманываете всех остальных.
Что касается выступления Николая Михайловича, то эта логика страдает с 17-го года. Вы говорите правильно: не хватает кадров. Вы вспомнили годовщину смерти Сталина. Но вот отсюда-то и все наши беды! И если бы вы осудили Октябрьскую революцию, сказали, что это была глубочайшая трагедия, если бы кто-то сказал правду, что негоже Ленину лежать в самом центре нашей столицы... И вспоминать про Сталина больше не надо, потому что много хорошего сделали, но назовите, какой ценой - сто миллионов погибших! Великая страна была, замечательная страна, но какова цена? Сто миллионов погибло, ровно сто миллионов! (.Выкрики из зала.) Уж это-то легко посчитать по могильным крестам! Они стоят - сто миллионов крестов! Вот Госкомстат может нам лгать... И кстати, уберите этого Соколина, председателя Госкомстата. {Оживление в зале, смех.) Эта ложная статистика нам всем надоела, от этого мы тоже устали! Кадров не хватает, но когда вы называете, что Кондратенко ваши кадры - так у него самый коррупционный край! У Тихонова - самый нищий край, Ивановская область. Это какие кадры?!
Вы подумайте, Николай Михайлович, нам не надо такие вещи говорить. И представитель «Единой России» назвал не тех, кого нужно называть, и вы. Вот отсутствие логики! Блок «Родина» показывает свои кадры, они их все тасуют, не знают, кто из них лучше, и пытаются сделать так, чтобы мы все у них на собрании присутствовали, как в детском саду, им слюнявчики повесили и дали бы еще несколько должностей. Мы этого делать не будем. Поэтому предложение: запретить использовать слово «родина» в таких коммерческих вариантах. Нам уже все испоганили: и «коммунист», и «патриот», и «либерал», и все слова, и «Отечество - Вся Россия», теперь еще слово «родина» поганим - вот что-то не получается. Да у нас все получается на нашей Родине! Вот нелогично нам всем здесь ходить и говорить, что все будет плохо. Наоборот, мы должны вселять оптимизм в наших граждан. Что значит «плохо»? Хорошо будет! Что вы пугаете с 17-
го года, что, если мы что-то не сделаем, - завтра нам конец. Ну и где нам конец?! Мы взяли Берлин, а не немцы взяли Москву!
Из зала: Так я об этом и говорил!
ЖИРИНОВСКИЙ В.В.: Тогда зачем пугать? Все же хорошо, мы же самые сильные сегодня. Где же ваша логика, колхозники? Нет у вас логики! (Аплодисменты.) Я и вышел дать вам урок политической логики. Почему? Я объясняю почему: наш кандидат в президенты единственный из семи не состоял в КПСС. Вот в этом ваш изъян, Михаил Ефимович, - вы были тоже в этой партии. Михаил Ефимович, к сожалению, был в вашей партии!
Из зала: Так мы же взяли Берлин!
ЖИРИНОВСКИЙ В.В.: Да, вы взяли, а теперь сдали. Вот нам не нужны такие варианты: взяли -сдали, взяли - сдали, туда-сюда-обратно. Если взяли, - оставьте навсегда! Кабул тоже взяли и ушли, тоже сдали. Багдад взяли и тоже сдали. Вот мы это хотим остановить. Вы посылаете армию, посылаете ученых, посылаете молодежь, а потом сдаете. Вы БАМ построили - великолепная дорога, но стоит замерзшая. Зачем построили? Где отдача от строительства такой дороги? Ведь отличная дорога, молодцы, построили, а где экономическая эффективность? Она же стоит мертвая! От Хабаровска до Читы у вас еще асфальт не лежит. Царь проложил железную дорогу, царь без вас сто лет назад проложил, а вы за семьдесят лет советской власти и они за двадцать лет демократической власти еще асфальт не смогли положить от Хабаровска до Читы. Открываете эти «потемкинские дороги», по которым могут ездить только медведи на санях. Вот у вас и символ вашей партии - медведь. (Оживление взале, смех.) Авы, Савицкая, в космос летали, лучше бы там и остались. (Смех в зале.) Все летаете туда-сюда, а теперь ничего у нас нет в космосе, теперь американцы летают. Почему, Михаил Ефимович, катали туда монголов, чехов, болгар? Деньги нужно было брать за каждый полет, сто миллионов долларов, а вы бесплатный туризм устроили в космос.
Из зала. (Не слышно.)
ЖИРИНОВСКИЙ В.В.: Вот видите - все орет, все орет, вот не может остановиться! Это опять отсутствие логики - вы боитесь критики, не надо ее бояться. Поэтому, Михаил Ефимович, нелогично не поддерживать вашу кандидатуру. В каком плане? Вы же новый человек, вы только сегодня станете премьер-министром, а уже кричат: «Плохой!» Как «плохой»? Как можно сказать женщине, если вы еще не вступили в брак, что она плохая? Пожи-
вите семьей год, два, три... Как можно сказать другу, что он плохой? Вы с ним где-то были, с этим другом, что-то делали? Поэтому неприлично просто, я считаю, неэтично. Одно дело - вы можете не голосовать, но говорить о том, что мы не знаем это правительство... А почему вы должны знать, если оно еще не приступило к работе? Откуда вы знаете, как жить в квартире, если вы в нее еще не вошли? Вам еще только ордер выписали! Вам выписали ордер — сегодня утвердить его полномочия, а вы говорите: плохой. Пускай поработают. Хотя бы 9 марта скажете: плохой. Они еще и часа не работали, они еще сидят в чужих кабинетах! В этом смысле нелогично... Почему ЛДПР готова поддержать Михаила Ефимовича? (Смех в зале.) Объясняю: с точки зрения логики. {Смех в зале, аплодисменты.) Если вы все сделаете хорошо... Наши политические амбиции ниже интересов наших граждан. Мы хотим, чтобы хорошо было гражданам России, нам наплевать на серп и молот, на то, что флаг где-то развевался, и на могилы ваших умерших вождей! Нам нужна хорошая жизнь для наших граждан. А если у вас не получится, то вы, поскольку мы голосуем за вас, а они все против (говорят, что и «Родина» вчера заявляла, что против), расчистите дорогу к власти нам - ЛДПР. {Оживление в зале.)
Поэтому мы выгадываем дважды: в случае успехов и вашего президента, и вашего правительства мы будем рады, что наши избиратели станут жить лучше, а в случае провала вы увидите, кому нужно передавать власть, не тем, кто вспоминает про тех, кто в крови держал всю страну 70 лет. Савицкая, если бы она была хорошая, она бы не рухнула. Если хорошая жена, ее не выгоняют из дома, если хорошая женщина, она выходит замуж, а не сверлит всю свою жизнь, недовольная. {Оживление в зале.) Вот поэтому мы и хотим, Михаил Ефимович, точных оценок: осудите октябрьскую революцию, вынесите Ленина с Красной площади, осудите демократическую революцию, август 1991 года, с тем чтобы люди знали... И не надо часто слово «рынок» употреблять, Михаил Ефимович. Наши люди устали: на рынке у нас бандиты одни, жулики, авантюристы. Хотя бы на словах, в пропаганде... Вот хромает пропаганда с 1985 года. Горбачев из-за жены ничего не смог сделать, Ельцин -из-за дочери: такая же, как Савицкая, дочь, все лезла в душу президенту. (Оживление в зале.) То есть отсутствие пропаганды мешает, Михаил Ефимович. Ведь вышел сюда Морозов и прямо сказал: это кадровый резерв президента, мы поддерживаем
президента. Знаем мы или не знаем - это президентская команда, и мы должны ее утвердить. При чем здесь - партийное правительство или не партийное? Есть Конституция. То есть не хватает нам сегодня, Михаил Ефимович, пропаганды. Дайте мне один час по любому каналу - и вас будут на руках вносить в любой кабинет. {Смех в зале.)
Пропаганда нужна! Объяснить все - правильно сделать. Ведь люди этого хотят. В нашей стране привыкли, что не хватает нам всегда хлеба, но хотя бы зрелищ дайте! Дайте праздник для страны, так сказать, чтобы нам всем было приятно. Покажите лучшее, что есть в стране, - лучших спортсменов, творческую интеллигенцию, молодежь нашу. Но прекратите хотя бы по каналам телевидения день и ночь показывать убийства! Нам это не нужно. Это же бесплатно! Телевидение на этом получает деньги: на рекламе и так далее, на дешевых фильмах. С этого начните. Когда вам Задорнов задал вопрос... Вот логика Задорнова: им нужно пять шагов, так сказать, какие указы первые. Вот мы (от имени всех депутатов говорю, я думаю, все согласны) уже десять лет здесь обсуждаем. Начните с этого: Лесина вы убираете и министерство ликвидируете, но назначьте кого-то в правительстве ответственным, чтобы все-таки были нормальные передачи по всем каналам. Включать же телевизор вечером невозможно: по всем десяти каналам стреляют, бегут, стреляют, воруют, наркотики, словно мир сошел с ума! Есть же и хорошая информация! Вот в этом смысле, так сказать, если с вами будем вместе, если оппозиция... У нас с вами 132 голоса. Хотите, чтобы через пять лет здесь сидел другой премьер-министр, в Кремле - другой, то давайте вместе будем. Но вы же не хотите вместе! Вот я приглашаю вас 9 марта, приходите ко мне на десятый этаж, потому что я в данном случае как бы инициатор: три человека от КПРФ, от ЛДПР и от блока «Родина»... {Микрофон отключен.)
Председательствующий: Так, время закончилось, Владимир Вольфович. 30 секунд, пожалуйста.
ЖИРИНОВСКИЙ В.В.: ...создать одну большую партию! У них одна большая партия и у нас, и будет нормальная двухпартийная система, и не будем друг другу мешать. А каждые четыре или восемь лет будем менять, как в Америке сегодня: Керри или Буш - у американцев ничего не изменится, но есть какое-то зрелище. Вот давайте мы перейдем к зрелищам и забудем про революции, и про
Сталина, и про Ленина. Поэтому поддерживаем вас, Михаил Ефимович. А вы запомните то, что мы делаем. (Оживление в зале.) А если вы ничего не сможете сделать, мы вас сможем заменить, и это будет без крови и без последствий для нашего народа. Надо перейти к двухпартийной системе и прекратить революцию.
Председательствующий: Спасибо. Пожалуйста, от фракции «Родина» — Рогозин Дмитрий Олегович.
РОГОЗИН Д.О., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель фракции «Родина»: Уважаемые коллеги, нам кажется, что каждый раз, когда мы возвращаемся к вопросу о назначении нового правительства, председателя нового правительства, мы повторяем один и то же старый спектакль: превращаем все это либо в предвыборную агитацию, либо в некое шоу, которое блестяще у нас исполняет Владимир Вольфович, а, по сути дела, серьезного разговора о стратегии развития страны как не было, так и нет, как не было, так и нет ответа на вопрос, что мы строим - социализм или капитализм. Нет ответа на вопрос и о том, каков же будет социально-экономический курс будущего правительства. Мы до сих пор имели правительство, которое проводило политику власти немногих, политику олигархов. И в итоге мы построили государство, где есть двенадцать семей, контролирующих 40 процентов собственности, и 31 процент сверхбедных. Все разговоры о формировании так называемого среднего класса, о поддержке малого и среднего бизнеса не стоят ничего. Нет никакого среднего класса!
Наш средний класс - это бедные бюджетники, которые сегодня получают в довесок к своей заработной плате еще 70 рублей на ребенка. Все! У нас 70 рублей стоит рождение ребенка, содержание ребенка. Можно ли на 70 рублей накормить свое потомство? Нет, нельзя. И поэтому правительство, которое сегодня приходит к власти, - а оно приходит явно, есть парламентское большинство, которое за него проголосует, - должно понимать, что главная проблема - это не только определение того, какое государство мы строим, но еще и того, а кто будет жить в этом государстве. О демографии был вопрос, но, Михаил Ефимович, мне кажется, совсем иначе нужно было бы ответить на этот вопрос. Три ребенка в семье - это должно быть нормой для каждой российской семьи. А как стиму-
лировать это - через ипотеку, через нравственно-духовное воспитание нации - это уже другой вопрос. Но три ребенка в семье - это то, без чего Россия просто никогда не станет великой страной. Она просто не сможет в конечном счете охранять ту огромную территорию, которая нам досталась от наших отцов, от наших дедов. Мы много говорим о сельском хозяйстве, однако сегодня практически об этом ничего не было сказано, никто не говорил. Сельское хозяйство России самодостаточно, но только нужно прекратить завоз той продукции, которая сама по себе производится в России. Зачем мы завозим картофель, пшеницу, мясо, молоко?
Мы должны завозить только то, что не производится по климатическим условиям в самой Российской Федерации, в отношении всего остального стимулировать отечественного товаропроизводителя. Сократить разрыв между производителем и торговлей, убрать спекулянтов. И вообще, главный враг России сегодня - это не Запад, не Восток, не Север и не Юг. Главный враг России, уважаемые коллеги, - это коррупция, которая сегодня стала уже тоже нормой жизни. Коррупция не только на высоком уровне правительственных кабинетов, а... Попробуйте сегодня устроить ребенка в университет - заплати деньги. Попробуйте сегодня защитить ребенка от того, чтобы он не попал в Чечню (есть и такие у нас граждане, их большинство), - заплати деньги. За все надо платить деньги. И коррупция начинается все равно не снизу, не с традиций, она начинается прежде всего сверху, с того, что мы все время видели правительство, которое формировалось олигархами, которое строилось на коррупции.
Собственность, нам говорят, - это священная корова. Нельзя отнимать собственность, нельзя пересматривать итоги приватизации. А почему нельзя? Почему нельзя?! Почему мы защищаем права тех собственников, которые сегодня имеют эту собственность, а кто же будет защищать права тех собственников, у которых отобрали общегосударственную собственность? Кто им это вернет? Мы же не говорим про революционных матросов, но мы говорим о судебной процедуре. Все негодные сделки, которые привели к обнищанию народа, которые создали узкий класс людей, которые не считают свою страну собственной Родиной и которые покупают клубы за рубежом... Вот мы должны вернуть сегодня в бюджет те деньги, которые есть в России. Должны накормить сегодня тот са-
мый средний и бедный класс, без которого не будет России, не будет солдат в нашей армии, не будет студентов в наших университетах!
Мы говорим сегодня о стране, о государственности. А где граница? Михаил Ефимович, у нас нет границы сегодня на юге. 7600 километров границы между Россией и Казахстаном вообще никем не прикрыто: пятьдесят четыре контрольно-пропускных пункта, которые стоят на асфальтовых дорогах, 200 метров влево, 200 метров вправо - и ты въехал в Россию с наркотиками, с террористами, с контрабандой - с чем угодно. Надо принимать решение - будем ли мы там строить границу, или мы будем строить ее намного южнее. Но это же вопросы, которые требуют ответа, мы не можем все время от них уходить. Мы сколько раз говорили о том, что надо перекрыть железнодорожные транзиты, которые идут в Россию из Таджикистана. Для поддержания нашей военной группировки в Таджикистане достаточно воздушного моста. Кого мы ввозим в Россию на этих поездах, в Саратов и в Астрахань? Мы ввозим наркотики! В одном только поезде, который был отогнан в Саратове на ремонт, в межпотолочном отверстии тридцать четыре мертвых таджика мы нашли. Каждый из них был передозирован наркотиками, они везли в себе эти наркотики. Зачем нужны эти поезда? Почему до сих пор их не прикрыли? Что думает правительство по этому поводу? Сколько запросов было от Государственной Думы - ноль ответов, ноль реакции, как ходили поезда, так и ходят.
Все время мы хотим кому-то понравиться. Смертную казнь нельзя восстановить, потому что мы не можем, у нас есть, оказывается, международные обязательства: мы участвуем в Совете Европы, который является «предбанником» для вступления в Европейский союз. Вы, Михаил Ефимович, хорошо знаете Европейский союз, мы туда собираемся вступать? Нет, не собираемся. Очевидно, что не собираемся. Так зачем мы тогда участвуем в,деятельности международных организаций, от которых нам прока нет, платим 25 миллионов евро ежегодно, что больше, чем ежегодный взнос России в Организацию Объединенных Наций. Зачем? Чтобы каждый раз наши делегации выволочку получали по Чечне или еще по какой-то другой проблеме? Каждый раз надо думать о себе, о своих интересах. Принцип государственности - это принцип разумного национального эгоизма: все, что полезно нации, то и надо делать. Калининград сегодня, в какой ситуации он находится? Вот депу-
тат Никитин, Владимир Никитин, который здесь сидит...
Мы сделали все, что можно было сделать по гражданскому транзиту, пассажирскому транзиту, но по грузовому транзиту ничего не сделано правительством. 1 мая вступают и Литва, и Польша в состав Европейского союза - и что, как мы будем ввозить товары в наш регион? У нас оттяпают нашу страну, кусок нашей державы, за который мы сто пятьдесят тысяч жизней положили в апреле 1945 года! О чем думает правительство?! О чем оно думало до сих пор?
И еще один вопрос, о котором, к сожалению, сегодня не было речи, - о нравственно-моральной стороне общества, о телевидении, которое показывает порнографию, насилие. Мы не говорим о введении политической цензуры, но морально-нрав-ственную цензуру пора вводить на государственных телеканалах. Мы не имеем права сегодня терять детей наших, которые учатся не на подвигах наших солдат в Афганистане, в Чечне. В последнее только время появились фильмы о Чечне - спасибо и первому, и второму каналу за это, - но что было до сих пор? Американцы показывают свои подвиги даже там, где они все проиграли: такое впечатление, что они выиграли Вторую мировую войну, такое впечатление, что во Вьетнаме они одержали сокрушительную победу над вьетнамцами, мы же все профукали. Нам вбивается в голову ощущение, что мы представляем страну, которая потеряла свое настоящее и теряет свое будущее. Мы не имеем права этого делать! Это тоже должна быть государственная политика на телевидении — поддержка нравственности, духовности, церкви, традиционных религий, убрать насилие, убрать порнографию. Говорили мы об этом - пиво «Тинькофф», которое рекламируется... Извините, но это вообще позор! Это что, эротика уже теперь у нас или порнография вместо рекламы алкогольных напитков? Кто за это отвечает? Правительство за это отвечает, потому что это показывают на государственных телевизионных каналах. Я вам хочу сказать, что, к великому сожалению, правительство, которое ушло, отличалось безответственностью и безнравственностью, и оно занималось работой только как пожарная команда.
Пора приступить к стратегии развития государства, ответить на фундаментальные вопросы: кто мы, куда мы идем, кто наши союзники, кто наши враги, что нужно сделать, чтобы нация выжила и сплотилась? Таких ответов пока мы не по-
лучили. Задача патриота России состоит прежде всего в том, чтобы не плевать в спину государству, а помогать ему даже тогда, когда вы не согласны, но чувствуете, что от вас может быть толк. И поэтому мы не можем сказать, что у вас ничего не получится, мы надеемся, что у вас это получится. Но пока мы не увидели этой стратегии, мы не можем поддерживать вас при этом голосовании. Я думаю, что большая часть нашей фракции воздержится при этом голосовании. Спасибо, коллеги.
Председательствующий: Уважаемые депутаты, все фракции воспользовались возможностью выступить по обсуждаемой кандидатуре. Нам необходимо приступать к процедуре голосования. Напоминаю, что в соответствии с частью первой статьи 146 Регламента решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы подсчета голосов либо открытым голосованием, если большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы такое решение будет принято. Решение о даче согласия будет счи-
таться принятым, если за предложенную кандида-туру проголосует большинство от общего числа депутатов. Слово председателю комитета по Регламенту Ковалеву Олегу Ивановичу. Пожалуйста, включите микрофон.
КОВАЛЕВ О.И.: Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я предлагаю провести голосование открытым способом с использованием электронной системы. Прошу поддержать.
Председательствующий: Поступило предложение о проведении открытого голосования. Ставится на голосование данное предложение. Прошу включить режим голосования. Покажитерезультаты голосования.
Принимается решение о проведении открытого голосования: за — 411 чел. (91,3%).
Открытым голосованием Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателем Правительства Российской Федерации Михаила Ефимовича Фрадкова: за - 352 чел. (78,2%).
Подготовила к печати Наталья ДОЛГУШИНА