Приоритеты России
ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫСОКИЙ ТЕМП
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРИ СНИЖЕНИИ ИНФЛЯЦИИ
6 марта 2006г. в Кремле Президент России В. Путин провел совещание с членами Правительства РФ. Предлагаем вашему вниманию отчет о совещании.
В. ПУТИН: Добрый день.
(Обращаясь к А. Жукову). Александр Дмитриевич, давайте начнем с трехлетних программ развития: финансовый план, план экономического развития.
А. ЖУКОВ: За последнее время Правительством принят целый ряд документов, которые определяют экономическую и финансовую политику правительства на ближайшие три года и на среднесрочную перспективу. Прежде всего, утверждена программа социально-экономического развития на 2006 — 2008 гг. Для обеспечения этой программы утвержден трехлетний финансовый план на эти же годы. И по этому финансовому плану, он достаточно существенно отличается от того плана, который мы имели летом прошлого года, в частности, расходы федерального бюджета на 2007 г. дополнительно возрастут на 243,8, а на 2008 г. — на 181,9 млрд руб. И, в частности, по приоритетным национальным проектам — на 36,6 на 2007 г. и на 38,3 млрд руб. — на 2008 г. Расходы инвестиционного характера по сравнению с предыдущим планом увеличатся на 193,9 в 2007 г. и на 133,9 млрд руб. в 2008 г. Кроме того, на прошлом заседании правительства мы уточнили задачи экономической политики на 2006 г. Все эти документы имеют своей целью — конечно, главной целью экономической политики — обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста на ближайшую перспективу, конечно, в первую очередь за счет диверсификации производства. И при этом одной из основных целей, если не основной, является снижение темпов инфляции. То есть это обеспечение темпов экономического роста и диверсификацию экономики мы намерены
проводить при соблюдении жестких макроэкономических пропорций и расходов бюджета, которые позволят обеспечить снижение темпов инфляции. В этом смысл экономической программы, которую предлагает правительство.
В. ПУТИН: На что хотел бы обратить внимание. Во-первых, хочу прежде всего вас поздравить с тем, что наконец вышли на эти договоренности внутри правительства и приняли эти долгосрочные планы развития. Хочу обратить внимание на то, что цель — конечно, одна из целей и самая главная цель — обеспечение темпов экономического роста при снижении инфляции. Вместе с тем мы знаем заложенные параметры этого года — 8,5 %, за первые два месяца рост — 4 %. Мы в конце прошлого года говорили о том, что нужно предпринимать необходимые меры. разговоров много, а результат пока не тот, который мы ожидали. И прошу обратить внимание правительства на проблему роста тарифов по ЖКХ, мы же говорили об этом. Правительство приняло соответствующие решения — нужно добиваться их исполнения. Это первое.
Второе. Хотел бы уточнить: привлекались ли к работе над этими долгосрочными планами депутатские группы нижней палаты и верхней палаты парламента, потому что одна из главных задач в принятии этих документов, как мы с вами знаем, заключается в том, чтобы политические события 2007 и 2008 гг. не подорвали нам базу экономического развития и принципы, заложенные в эту базу на протяжении последних лет, насколько плотный контакт был с депутатами Государственной Думы и верхней палаты парламента, с тем чтобы одна из главных целей принятия этих документов была достигнута в 2007—2008 гг.
А. ЖУКОВ: Что касается среднесрочной программы правительства, то при ее обсуждении она неоднократно докладывалась и в государственной Думе, и в Совете Федерации. Герман Оскарович
[Греф] и Алексей Леонидович [Кудрин] неоднократно выступали там, и все те предложения и замечания, которые были высказаны, были учтены при разработке этой программы.
Что касается трехлетнего финансового плана, конечно, нам еще предстоят очень непростые обсуждения, особенно при защите проекта федерального бюджета на 2007 г. Однако все те замечания, которые высказывались депутатами, и предложения, в частности, по реализации национальных проектов, дополнительные расходы, связанные и с дополнительным финансированием врачей скорой помощи, и с многими другими вопросами, учтены сейчас в трехлетнем финансовом плане, и все необходимые средства для их реализации заложены. И мы надеемся на то, что депутаты разделяют наше понимание того, что расходы федерального бюджета должны быть ограничены таким образом, чтобы не создавать дополнительного ускорения темпов инфляции в ближайшее время.
В. ПУТИН: По врачам скорой помощи — Вы имеете в виду увеличение рамок, расширение рамок национального проекта по медицине за счет врачей скорой помощи, фельдшерского состава и фельдшерских, акушерских пунктов в малых городах?
A. ЖУКОВ: Мы сделали по предложению депутатов Государственной Думы.
B. ПУТИН: Прошу Вас постоянно с ними в контакте находиться именно в силу необходимости выйти в нужные сроки на нужные параметры бюджета 2007 г. для начала. Спасибо.
(Обращаясь к В. Христенко). Теперь, Виктор Борисович, по поводу создания Объединенной авиастроительной корпорации.
В. ХРИСТЕНКО: Выход указа, поскольку он достаточно четко внес ясность в облик российского авиапрома, позволил активизировать работу в этой области по всем направлениям. На сегодняшний день мы имеем согласованный и одобренный Вами уже общий план действий по формированию корпорации и ее развитию. Этот план рассчитан на 2006— 2007 гг. и предусматривает разные этапы и фазы развития самой корпорации. На сегодняшний день мы с учетом выхода указа полностью согласовали (все министры согласовали) стратегию развития авиационной промышленности до 2015 г., которая направлена в правительство. В соответствии с этой обновленной стратегией уточнены федеральные целевые программы по развитию гражданской авиации, по развитию национальной технологической базы. Кроме того, подготовлен пакет нормативных документов — как правительственного уровня по реализации указа, так и проект изменений в законодательство Российской Федерации по сфере, за-
трагивающей деятельность авиационной промышленности. При этом несмотря на столь масштабные организационные изменения, которые предстоит осуществить в ближайшие годы, все приоритетные проекты выведены на специальный график работ, на специальный график контроля, в том числе и такие проекты, как создание российского регионального самолета, боевого самолета пятого поколения, имеют на сегодняшний день совершенно четкую привязку не только к организационным действиям всех участников, но и обеспечены со стороны государства в трехлетнем финансовом плане необходимыми инвестициями.
В целом работа по авиационной промышленности по ОАКу предполагает, что до 2015 г. объем инвестиций всех источников в эту сферу, в эту корпорацию составит порядка 20 млрд руб. При этом мы рассчитываем, что за десятилетний период эта задача, которая поставлена перед корпорацией, объем бизнеса должен увеличиться в три раза: с 2 — 2,5 сегодня до 7 — 8 млрд руб. в 2015 г. При этом задача состоит в том, чтобы выйти на международные рынки, на глобальные рынки по целому ряду новых или основных для нас направлений. Предполагается увеличение в 7 раз гражданского сектора авиастроения. Предполагается, что в сфере гражданского и транспортного авиастроения на глобальном рынке в наших сегментах мы должны выйти на 15 — 20-процентный уровень. В целом набор документов, который подготовлен, дает основание полагать, что кризисный период в авиа-проме может быть преодолен. Нам понятно, как это делать, нам понятно, за счет чего это делать и по организационной, и по финансовой части.
В. ПУТИН: У меня два вопроса. Первый. Вы структуру возглавляете в правительстве — как она называется, комиссия?
В. ХРИСТЕНКО: Правительственная комиссия по интеграции авиастроительного комплекса.
В. ПУТИН: Просил бы Председателя правительства подобрать Вам заместителя, который был бы одним из организаторов всего этого процесса. Вы готовы (обращаясь к М. Фрадкову)?
М. ФРАДКОВ: Владимир Владимирович, мы поработали над Вашим поручением. Предлагаем заместителем и потенциальным руководителем авиастроительной корпорации — в перспективе она будет зарегистрирована — назначить сегодня Федорова Алексея Иннокентьевича, который возглавляет МиГ, является генеральным директором. На наш взгляд, это было бы оправданно и с точки зрения того опыта, которым он обладает. То, что он сейчас руководит МиГом, который будет втягиваться в эту авиастроительную корпорацию, причем акционируясь, и
учитывая нагрузку МиГа в этой будущей корпорации и просто личные данные руководителя МиГа, он вполне мог бы возглавить эту Объединенную авиастроительную корпорацию в перспективе.
В. ПУТИН: Хорошо.
М. ФРАДКОВ: Нам кажется, назначение сейчас, обозначение кандидатуры руководителя значительно ускорит решение организационных вопросов, которые должны быть решены сегодня.
В. ПУТИН: Хорошо. И второй вопрос — деятельность отдельных сегментов этой будущей корпорации, отдельных самостоятельных сегодня компаний до окончательного оформления самой корпорации. Мы позавчера с Сергеем Борисовичем [Ивановым] говорили — есть опасение у некоторых наших коллег, согласно которому могут якобы быть изъяты права на ведение внешнеэкономической деятельности, до образования этой корпорации они уже могут лишиться каких-то инструментов текущей работы. Так это или нет?
В. ХРИСТЕНКО: Мы проработали этот фрагмент. В данном случае речь идет о том, что до передачи владения пакетами акций этих предприятий риск такой на сегодняшний день не существует, он закрыт. Но к моменту передачи такой риск существует. Поэтому в соответствии с одним из положений указа мы уже подготовили изменение в законодательство, которое позволяло бы снять полностью такой риск.
B. ПУТИН: Заранее об этом подумайте. Вчера на совещании Совета Безопасности Сергей Борисович этот вопрос поднимал, и справедливо. Нужно заранее отрегулировать все эти вопросы.
C. ИВАНОВ: Чтобы старые лицензии, старые контракты не могли быть подвергнуты ревизии из-за этого и срываться тем самым.
В. ПУТИН: В Москве должна пройти встреча министров энергетики стран «восьмерки». Когда?
В. ХРИСТЕНКО: У нас вся следующая неделя проходит под таким энергетическим знаком. С 13 марта начинает работать международная конференция по проблемам глобальной энергетической безопасности, в которой примут участие представители многих стран, компаний (порядка 400 человек), которая будет являться преддверием встречи министров энергетики «восьмерки», которая начнется 15 марта вечером и пройдет 16 марта. В ней кроме министров стран «восьмерки» будут принимать участие также министры энергетики Китая, Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР, руководители Международного энергетического агентства, Международного энергетического форума, Всемирного банка, МАГАТЭ, т. е. те ключевые международные организации и те ключевые страны, которые на
сегодняшний день в значительной степени определяют как раз перспективы, риски, возможности в рамках развития проблематики глобальной энергетической безопасности.
В. ПУТИН: Это должен быть не просто этап подготовки к саммиту в Петербурге. Профессионалы на своем уровне, на таком высоком тем более уровне, должны, конечно, вырабатывать и, по сути, окончательные решения по согласованию позиций по некоторым вопросам.
A. ЖУКОВ: Собственно, на это и нацелена работа всей следующей недели.
B. ПУТИН: (Обращаясь к Г. Грефу). Герман Оскарович, Вы мне звонили позавчера, во-первых. А во-вторых, Вам поручена тоже подготовка другого мероприятия — Петербургского экономического форума. Как там идет работа?
Г. ГРЕФ: Вышло Ваше распоряжение об организации в 2006 г. Петербургского экономического форума, и мы его будем организовывать совместно с Советом Федерации, как обычно. Но в этом году с учетом того, что у нас проходит «восьмерка», мы уже заранее проработали повестку дня, пытались сделать ее максимально интересной для участников, в том числе предварить дискуссию, которая будет на «Джи-8», и в этом году будет полностью измененный формат Петербургского экономического форума. В этом году мы специально выезжали, смотрели в Петербурге построенный новый павильон; будут организованы три выставки: выставка высокотехнологичной продукции России и стран — участниц форума, выставка энергетическая и наш российский форум. Мы в этом году хотим впервые начать такую традицию — выставка инвестиционных проектов для прямых инвесторов. Крупнейшая выставка такого рода сейчас проводится в Каннах, в марте ежегодно, и мы хотим в июне создать такой формат для Российской Федерации, с тем чтобы ежегодно это стало традицией, уже в рамках Петербургского экономического форума эти мероприятия проводились. Также мы сейчас проводим переговоры с Мариинским театром, с тем чтобы совместить форум с фестивалем «Белые ночи». Это будет «изюминкой» нашего Петербургского экономического форума, так как в Давосе есть лыжи, в России есть культура — великая культура, которая, в том числе для инвесторов, для участников форума, может быть очень привлекательным элементом для посещения Петербурга в это время и участия в форуме.
В. ПУТИН: Хорошо. (Обращаясь к Р. Нургалие-ву). Рашид Гумарович, когда во внутренних войсках будет достигнуто такое же положение?
Р. НУРГАЛИЕВ: Согласно тому докладу, который я Вам уже делал в конце года, 1 января 2007 г. во
внутренних войсках в Северо-Кавказском регионе не будет ни одного военнослужащего по призыву — все будут на контрактной основе. Докладываю, что 46-я отдельная бригада полностью сейчас на контракте. И четыре горные военные комендатуры — Веденский, Шатойский, Итум-Калинский, Шаройский районы — полностью все находятся на контрактной основе. Мы создали соответствующую сетевую систему перевода на контрактную основу, все находится под нашим контролем. Докладываю, что в установленные сроки все будет выполнено.
В. ПУТИН: Хорошо. Спасибо. (Обращаясь к М. Фрадкову). Михаил Ефимович, по поводу вопроса, который на правительстве будет обсуждаться, — это о мерах по сельскохозяйственному машиностроению.
М. ФРАДКОВ: Да, у нас на ближайшем заседании правительства первым вопросом будет тема развития сельскохозяйственного машиностроения. Это из серии конкретных вопросов, сейчас их на заседании правительства становится все больше и больше. Мы действительно определились с основными параметрами развития экономики буквально на три ближайшие года и основное внимание сейчас концентрируем на вопросах, которые определяют собственно развитие экономики. Мы в программу включили тему развития сельхозмашиностроения, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения и ряд других подобных тем, которые востребованы сегодня. Достаточно неплохая конъюнктура в связи с реализацией национальных проектов, в частности сельского хозяйства. Ожида-
ем все-таки, что подъем будет, и деньги вкладываются, т. е. появился спрос, и хотелось бы проявить свое и умение, и интегрироваться и с «западниками», чтобы современные образцы получить, и пошлины мы планируем снизить...
В. ПУТИН: И с «восточниками» можно.
М. ФРАДКОВ: И с «восточниками». А с «восточниками» особенно, потому что, например, белорусы имеют очень хорошую базу сельхозмашиностроения по тракторам, по комбайнам. Кстати, завтра заседание союзного Совмина в Минске, и эта тема будет тоже предметом обсуждения. То есть здесь есть, где развернуться. Это то, по-моему, практическое наполнение так называемой промышленной политики, которое должно вписаться в те общие параметры, которые мы на днях утвердили. Отраслевики сейчас имеют финансовые лимиты — ни больше, ни меньше. Больше мы не дадим, потому что макроэкономику нужно поддерживать, и за использование средств будем спрашивать именно по тем направлениям, которые дают возможность экономике расти. В первую очередь, это промышленность, машиностроение, где у нас еще не все утеряно, и если приложить голову и усилия, то мы вполне можем поднять эти темы.
В. ПУТИН: Вы завтра будете в Минске?
М. ФРАДКОВ: Я буду в Минске завтра, а в четверг будем этот вопрос рассматривать, докладывать будет Виктор Борисович Христенко.
В. ПУТИН: Александру Григорьевичу [Лукашенко] привет передавайте.<...>