Научная статья на тему 'К вопросу о современном социально-экономическом развитии России'

К вопросу о современном социально-экономическом развитии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урдашев Б. Б., Колотилов О. Н.

Нынешнее экономическое положение России нельзя назвать устойчивым, ибо позитивные процессы сочетаются с нерешенными проблемами. Так, благоприятную внешнеэкономическую ситуацию, увеличение доходов от экспорта сырья не удается в полной мере использовать в виде ресурса развития экономики в целом. Данная ситуация отвлекает внимание Правительства РФ от действенных мер по активизации стимулирования роста в других отраслях реального сектора экономики страны. По подсчетам экспертов, для выполнения указания В.Путина об удвоении ВВП России, ежегодный рост должен составлять не менее чем 7,2%. С нынешними же темпами достижение этой цели откладывается примерно на 2015 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современном социально-экономическом развитии России»

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

Б.Б. УРДАШЕВ, кандидат экономических наук, ведущий экономист Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации О.Н. КОЛОТИЛОВ

Дипломатическая академия МИД России

В начале 2005 г. в экономике России проявилась тенденция к замедлению экономического роста. Валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился в январе-мае к уровню соответствующего периода предыдущего года на 5,4% (в январе-мае 2004 г. - на 7,5%) (см. график 1). Качественно схожий с динамикой ВВП характер имела динамика индекса промышленного производства. В целом за январь-май рост промышленного производства составил к соответствующему периоду предыдущего года 3,6% (в январе-мае 2004 г. — 6.9%) (см. табл. 1).

Одновременно в начале текущего года темпы роста цен ускорились. Так за январь-май инфляция на потребительском рынке достигла 7,3%, а по предварительным оценкам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ), за I полугодие 2005 г. инфляция может составить 7,9-8,1% (за I полугодие 2004 г. — 6,1%). Эти данные позволяют сделать

вывод о вероятном срыве плана Правительства РФ и Центрального Банка России по удержанию инфляции в стране в 2005 г. в пределах 8,5%. Вместе с тем, министр финансов РФ A.J1. Кудрин подтвердил планы российского правительства снизить в ближайшие три года инфляцию до 4-5%, а также проводить поэтапное укрепление рубля. По его словам, правительство «собирается существенно ограничить прирост денежной базы, и Стабилизационный фонд является главным инструментом в этой работе».

В силу высокой накопленной траектории экспорт товаров в январе-мае оценивается МЭРТ на уровне 92,7 млрд дол. или на 41,3% больше, чем в соответствующем периоде 2004 г. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 80,7 млрд дол. (рост на 46%), в страны Содружества независимых государств (СНГ) - 12 млрд дол. (рост на 15,9%). В товарной структуре экспорта продолжилось увели-

График 1

Динамика ВВП с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1), (январь 1995 г. (2) - 100%)

Таблица 1

Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

2004 2005

I кв. январь-май год I кв. январь-май год (оценка)

ВВП 107,6 107.5'> 107,2 105.22) 105.4,) 105.8

Индекс потребительских цен, на конец периода к декабрю предыдущего года 103.5 105.3 111.7 105.3 107.3 110

Индекс промышленного производства (ОКВЭД)" 107,4 106,9 107.3 103.9 103.6 104.6

Индекс производства продукции сельского хозяйства 98,6 98.7 101,6 99,7 100.1 99.4

Инвестиции в основной капитал 113,1 112,4 110.9 109.2 108.9 109.5

Объемы работ по виду деятельности «строительство'» 113,8 114,5 110.1 105.0 105,3 106

Реальные располагаемые денежные доходы населения4' 111,4 108,9 108.4 103.5 108,1 109.4

Реальная заработная плата 115,0 114.3 110.6 108,4 108.34) 110.5

Оборот розничной торговли 110,8 111,4 112.5 109.7 111.0 110.5

Объем платных услуг населению 105,9 105.9 107.0 103,1 104.7 104

Экспорт товаров 120.0 126.9 135.0 141 141.3° 122.0

Импорт товаров 122.8 122.9 126.6 124,8 126.0й 123.6

0Оценка Минэкономразвития 2> Первая оценка Росстата

Агрегированный индекс производства по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» 4) Предварительные данные

чение доли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и металлов.

Импорт товаров в январе-мае достиг уровня 43,5 млрд дол. (что больше по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. на 26%), в том числе из стран дальнего зарубежья — 35,3 млрд дол. (на 29%), из стран СНГ - 8,2 млрд дол. (на 14,3%).

В условиях исключительно благоприятной ценовой конъюнктуры в январе-мае внешнеторговое сальдо достигло 49,2 млрд дол., что значительно выше, чем в январе-мае 2004 г. (31,1 млрд дол.).

По данным Центрального Банка России, за первое полугодие 2005 г. прямые иностранные ин-вести ци и (П И И) увел и ч и л ись в д ва раза и дости гл и 9,3 млрд дол. При этом за этот же период российским компаниям удалось привлечь портфельных инвестиций на 2,4 млрд дол. (на 20% больше, чем в 2004 г.) и займов на 11,9 млрд дол. (на 40% больше показателя прошлого года).

Одновременно в первом квартале 2005 г. из страны было вывезено лишь 0,2 млрд дол., а во втором — уже 5,5 млрд дол.

Финансовое положение Российской Федерации продолжает характеризоваться значительным укреплением. Доходы федерального бюджета в январе-мае 2005 г., по предварительным данным Минфина России, составили 1 967,9 млрд руб., или 25,8% ВВП (1 229,6 млрд руб. за январь-май 2004 г. -или 20,1% ВВП).

Финансирование расходов федерального бюджета на кассовой основе в январе-мае 2005 г. осуществлено в размере 1 199,7 млрд руб., или

15,7% ВВП (в январе-мае 2004 г. - 974,3 млрд руб. или 15,9% ВВП).

Таким образом, профицит федерального бюджета определился на уровне 768,2 млрд руб. (10,1% ВВП), что на 5,9 п.п. ВВП выше уровня января-мая 2004 г. (255,3 млрд руб.).

Доходы консолидированных бюджетов стабильно растут во всех субъектах РФ. Состав группы регионов, в основном формирующих налоговые доходы консолидированного бюджета, остается неизменным — гг. Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская и Свердловская области, республики Башкортостан и Татарстан, Красноярский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В 2004 г. ими собрано 58.4% всех налогов и сборов, по состоянию на 1 мая 2005 г. ими собрано более 68% всех налогов и сборов, на 1 июня 2005 г.-66,7%.

В совокупности с наращиванием валютных резервов страны (объем которых по состоянию на 4 июля с.г. составил 147,36 млрд дол. — очередной исторический максимум) это обеспечивает достаточные возможности для предотвращения кризисных ситуаций в финансовой сфере и досрочное погашение части долга (15 млрд дол.) Парижскому клубу кредиторов. По оценке первого зампреда Центрального Банка России А.Улюкаева, на конец года золотовалютные резервы достигнут 170-175 млрд дол., с учетом выплат долгов Парижскому клубу.

Государственные обязательства обслуживались полностью и в установленные сроки. Более того, в январе было произведено досрочное погашение

остатка долга перед МВФ в размере 3,3 млрд дол. Наращивание профицита бюджета обеспечило стерилизацию большей части избыточного денежного предложения и накопление значительных финансовых ресурсов в Стабил изационном фонде, которые по состоянию на 1 июня 2005 г. достигли 954,5 млрд руб. Однако 1 июля 2005 г. ситуация резко изменилась в пользу их сокращения до 617,9 млрд руб., что связано с началом досрочных выплат долга Российской Федерации Парижскому клубу кредиторов.

В результате дискуссий о Стабилизационном фонде, доходы которого формируются за счет экспортной пошлины и налога на добычу нефти при цене выше 20 дол. за баррель, бюджетная комиссия Правительства РФ приняла решение поднять порог цены до 27 дол. за баррель. Таковы последствия растущих обязательств (М.Фрадков пообещал к 2008 г. увеличить пенсии вдвое) и стремления увеличить бюджетные инвестиции в экономику. Вместе с тем, глаза МЭРТ Герман Греф предложил создать инвестиционный фонд в составе федерального бюджета, которым управляло бы «уполномоченное федеральное ведомство». Соответствующее решение о создании было принято правительственной бюджетной комиссией в конце апреля текущего года. По словам, министра финансов РФ А. Кудрина, размер Инвестфонда в начале 2006 г. может составить 69,7 млрд руб.

В начале текущего года динамика денежного спроса была несколько ниже, чем в начале 2004 г. Объем денежной массы (агрегат М2) увеличился за январь-апрель на 5,1 % против 8,4% за аналогичный период годом ранее (в реальном выражении - снижение на 1,3% и рост на 3,7% соответственно).

За первые четыре месяца прирост безналичных средств в составе агрегата М2 в три раза превышал темпы прироста наличных рублей и, как результат, доля наличных средств (агрегат МО) в структуре денежной массы сократилась с 35,2% по состоянию на 1 января до 34,1% на 1 мая текущего года.

Темпы прироста денежной массы, рассчитанной по методологии денежного обзора (агрегат М2Х), за январь-апрель составили 5,5% против 9,4% за аналогичный период годом ранее.

Опережающие темпы прироста рублевых вкладов населения в январе-апреле текущего года привели к увеличению удельного веса вкладов населения в национальной валюте в структуре безналичных средств с 53% по состоянию на 1 января до 55,6% на 1 мая текущего года. Однако по сравнению с январем-апрелем прошедшего года темпы прироста вкладов населения в национальной валюте замедлились, что в основном было вызвано

60 -

снижением темпов прироста реальных располагаемых денежных доходов населения.

В течение первых четырех месяцев текущего года темпы прироста валютных депозитов в долларовом эквиваленте были в два раза ниже, чем в соответствующем периоде 2004 г. При этом темпы прироста депозитов населения в иностранной валюте в долларовом эквиваленте в январе-апреле почти в два раза превысили показатели января-апреля 2004 г., а темпы прироста валютных депозитов нефинансовых организаций в долларовом эквиваленте по сравнению с январем-апрелем предшествующего года снизились более чем в четыре раза, что связано, главным образом, с отрицательной доходностью таких вкладов ддя юридических лиц.

По оценке МЭРТ, в мае рост денежной массы составил 2,9%, в том числе агрегата МО — лишь около 0,9%. За пять месяцев рост агрегата М2 оценивается в 8,2%, наличных денег в обращении - в 2,9% (в реальном выражении увеличение спроса на деньги за январь-май составило 0,8% против 4,2% за аналогичный период годом ранее).

Объем денежной базы в широком определении, характеризующий денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за январь-май текущего года снизился на 4,9% (за соответствующий период 2004 г. уменьшение составило 2,3%). Сокращение денежной базы проявилось в снижении остатков средств кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России (на 44,1% за январь-май) и сокращении остатков средств на депозитах кредитных организаций в Банке России (на 12,2%), а также в более низких темпах роста наличных денег в обращении (см. табл. 2).

В международном сопоставлении по итогам января-апреля 2005 г. рост промышленного производства России несколько выше аналогичных показателей развитых стран. Так, в апреле промышленное производство Еврозоны, Японии и США возросло на 0,9%, 0,3% и 3,1%, соответственно (по сравнению с апрелем 2004 г.). Лидерство по росту промышленного производства сохраняет Китай: за январь-апрель к такому же периоду 2004 г. рост китайской промышленности составил 16,2%, в том числе в апреле - 16% к апрелю 2004 г. (см. график 2).

17 июня с.г. принято решение Правительства РФ о предельном уровне повышения оптовых цен на газ в 2006 г. - до 11 %, на электроэнергию - до 7,5%, на железнодорожные перевозки - до 8%.

Важным событием в экономической жизни страны стала встреча 24 марта 2005 г. Президента Российской Федерации В.Путина с крупнейшими

Динамика промышленного производства (в % к соответствующему периоду прошлого года)

График 2

■ >

май 2004 г.

январь 2004 г.

март 2004 г.

июль 2004 г.

сентябрь 2004 г.

ноябрь 2004 г.

январь 2005 г.

март 2005 г.

— Япония —•—США - - -А - - Еврозона

Россия

Источники: FRS, METI, Eurostat, Росстат

Таблица 2

Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля

2004 2005

январь-апрель май январь-май год январь-апрель май январь-май

Денежная масса (агрегат М2), млрд руб. (на коней периода) 3 483,5 3 526.5 3 526,5 4 363.3 4 586,8 4 720* 4 720*

изменение за период, % 8.4 1.2 9,8 35.8 5.1 2.9* 8.2*

изменение за период в реальном выражении, % 3.7 0.5 4.2 21.6 -1.3 2.1* 0.8*

Монетизация, % * 24.1 22.6 24.0 26.0 25,6 24,5 25,9

Денежная база (в широком определении), млрд руб. (на конец периода) 1 894,3 1 869.5 1 869,5 2 386,3 2 243,5 2 269,1 2 269.1

изменение за период, % -1.0 -1.3 -2.3 24,7 -6.0 1.1 -4,9

Курс рубля к доллару (средний за период), руб. за доллар 28.66 28.99 28.73 28.81 27.84 27,92 27.85

Индекс реального укрепления рубля к доллару (за период) (с учетом инфляции в США)* 105.3 99.0 104.3 114.0 104.5 100.5 105.0

Курс рубля к евро (средний за период), руб. за евро 35.5 34,82 35,38 35,82 36,48 35,56 36,29

Индекс реального укрепления рубля к евро (за период) (с учетом инфляции в Еврозоне)* 108.4 99,4 107.7 105,5 109,6 101,8 111,6

Индекс реального эффективного курса рубля (за период)* 106.1 99,6 105.7 104,7 106,7 101,0 107.8

Индекс потребительских цен (на конец периода, в % к декабрю пред. года) 104.6 100.7** 105.3 111.7 106,5 100,8** 107.3

Базовая инфляция (на конец периода, в % к декабрю пред. года) 103.2 100,6** 103.8 110.5 103,3 100,6** 104,0

Цены на нефть Urals (мировые), дол. /барр. 29.4 35,3 30.6 34.41 44 45.2 44.3

•оценка Минэкономразвития РФ ** к апрелю

Прогнозы и перспективы

1 (1) - 2005

бизнесменами и их представителями, в ходе которой он указал, что собирается упростить налоговое администрирование и ограничить налоговые проверки. Но основным сообщением стало заявление В. Путина о том, что он «считает возможным поддержать предложение об уменьшении срока исковой давности по приватизационным сделкам с 10 лет до 3 лет», которое им было повторно высказано 25 апреля 2005 г. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

17 июня с.г. Государственная Дума России на пленарном заседании приняла в первом чтении поправки в Гражданский кодекс РФ, касающиеся установления общего трехлетнего срока исковой давности по недействительным сделкам вместо существующего в настоящее время десятилетнего срока в отношении требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Послание Президента РФ носило ярко выраженный либеральный характер. Первая неожиданность - резкая критика процессов перераспределения собственности через посредничество государства, т.е. критика того, что сейчас вменяется Ь вину самому президенту. Вторая неожиданность

- прозвучавший из уст Президента РФ тезис о том, что задача налоговой службы не обеспечивать определенный плановый уровень поступления доходов в бюджет, а контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах. Третья неожиданность

- амнистия капиталов.

Среди других важных экономических новаций послания - формулирование четких правил игры для иностранного капитала: в каких отраслях и предприятиях он имеет право участвовать, а в каких нет; отмена налога на имущество, переходящее в порядке дарения; упрощение порядка оформления прав собственности на объекты недвижимости; совершенствование миграционной политики; борьба против коррупции и других экономических преступлений, распространенных среди чиновничества.

Есть в послании и противоречивое поручение Правительству РФ - повысить в 1,5 раза заработную плату бюджетникам. Однако без реформирования здравоохранения, образования, науки, социальной сферы повышение заработной платы не способно улучшить ситуацию, однако способно увеличить темпы инфляции.

Что касается реальной деятельности Правительства РФ в сфере экономических реформ, осуществленных за полугодие, то здесь сложно говорить о значительности и содержательности проделанной работы. Так, через очередные об-

62 -

суждения и согласования проходит законопроект об особых экономических зонах, до сих пор не приняты Лесной и Водный кодексы. Не оправдала себя и реформа монетизации льгот, издержки от реализации которой составили в три раза больше предусмотренных.

Выступая 14 июня на IX Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что «одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики, и, как следствие, создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары». При этом главной задачей, по словам президента, по-прежнему остается обеспечение высоких темпов роста российской экономики.

Приоритетные направления. Наличие институциональных и структурных проблем, существование кризисных явлений вызывает серьезную обеспокоенность у руководства страны. Так, Президент РФ В.В. Путин для решения данных вопросов поставил перед правительством следующие приоритетные направления, которые можно разделить на 4 основные блока: 1) повышение качества жизни населения страны (жилищная реформа, реформа здравоохранения, реформа образования и пенсионная реформа); 2) построение «новой экономики» (внедрение инноваций, развитие инфраструктуры, налоговая реформа и земельная реформа); 3) построение эффективного государства (федеративные отношения, судебная реформа и реформа государственной службы); 4) национальная безопасность (модернизация армии, противодействие глобальным угрозам, решение «чеченской проблемы»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нынешнее экономическое положение России нельзя назвать устойчивым, позитивные процессы сочетаются с нерешенными проблемами, а именно:

1. Благоприятную внешнеэкономическую ситуацию, увеличение доходов от экспорта сырья не удается в полной мере использовать в виде ресурса развития экономики в целом. Данная ситуация отвлекает внимание Правительства РФ от принятия действенных мер по активизации стимулирования роста в других отраслях реального сектора экономики страны.

2. Сохраняется значительная монополизация российской экономики. Доминирование группы крупных, в основном сырьевых компаний привело к отсутствию достаточного для развития рынка уровня конкуренции.

3. Рост в несырьевом секторе экономики и, прежде всего, в малом и среднем бизнесе сдерживался высоким уровнем административных

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

барьеров и фискальным характером налоговой и таможенно-тарифной политики; отсутствие инвестиционных налоговых стимулов, неэффективная система налогового администрирования привели к тому, что, по экспертным оценкам, от 30 до 40% финансовых потоков малого и среднего бизнеса оказались «в тени».:

4. Что будет дальше с экономикой? Согласно МЭРТ, замедление темпов роста продолжится и далее, более того этот процесс существенно ускорится. При этом Министерство понизило прогноз роста ВВП России в 2005 г. с 6,5 до 5,8%, а на 2006 г. до 5,6% (ранее прогноз составлял 6,1 %).

Международные эксперты пока предпочитают не заглядывать так далеко и дают свои оценки только на текущий год. Так, по оценке МВФ, ВВП России вырастет в 2005 г. на 5,5%, а во Всемирном банке (ВБ) считают, что на 6,2%. Нетрудно убедиться, что «грефовские» 5,8% попадают между двумя этими величинами.

Как бы то ни было, ни один из трех прогнозов не выводит Россию на траекторию удвоения ВВП до 2012 года. По подсчетам экспертов, для выполнения указания В. В. Путина, которое он дал правительству два года назад в послании Федеральному Собранию и о котором напомнил в середине мая текущего года, находясь с визитом в Челябинске, ВВП России должен расти ежегодно не менее чем на 7,2%. С нынешними же темпами достижение этой цели откладывается до 2015 г.

5. С одной стороны Президент РФ В В. Путин провозглашает либеральные тезисы, с другой стороны, строит жесткую вертикаль власти. Разногласия по поводу экономической стратегии развития России в самом правительстве (М. Фрадков, Г. Греф, А. Кудрин) и с чиновниками в Администрации Президента РФ (А. Илларионов) не позволяют выйти на единую траекторию дальнейшего развития страны и не способствуют ускоренной реализации задуманных реформ.

ДНИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ

Приглашаем Вас принять участие в

Федеральной выставке-ярмарке продукции предприятий малого и среднего бизнеса

15-18 ноября 2005 п, Москва, ВВЦ, павильон №69 Организаторы:

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Торгово - промышленная палата Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Правительство Москвы

ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" В программе Дней малого и среднего бизнеса России:

- Экспозиции о развитии малого предпринимательства по Федеральным округам н регионам России

- Федеральная выставка-ярмарка продукции предприятий малого и среднего бизнеса

- Специализированные выставки: "Оборудование для малого и среднего бизнеса", "Лизинг - 2005", "Бизнес-сервнс", "Лучшие товары малых предприятий Турции"

- Подведение итогов конкурсов: "Лучший регион (субъект) Российской Федерации", "Лучшие в России"

- Конференции, семинары, "круглые столы", консультации по различным вопросам предпринимательской деятельности

За дополнительной информацией просьба обращаться: Выставочный комплекс ВВЦ "Наука и образование'* тел. (095) 974-61-44, тел./факс (095) 974-71-96 Http://www.fairt.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.