АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ВЫПОЛНЕНИЕ РОССИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПРИНЯТЫХ НА САММИТЕ «ГРУППЫ ВОСЬМИ» В 2005 г. В ГЛЕНИГЛСЕ
Е. Былина, Е.М. Горбунова, М. Калошкина, О. Миненкова, Ю. Султанов, Н. Чуркина (рук. М.В. Ларионова)*
Введение
В связи с председательством Российской Федерации в «Группе восьми» общественное внимание в стране и особенно за рубежом привлекли данные о выполнении Россией обязательств, принятых в рамках саммитов. Эти данные с 1996 г. регулярно готовит международная экспертная сеть, созданная на базе Исследовательского центра «Группы восьми» университета Торонто (GS Research Group, University of Toronto). В отчетах отслеживаются усилия каждой из стран «Группы восьми» по исполнению ряда приоритетных обязательств, отобранных авторами доклада из общего числа обязательств, принятых на том или ином саммите. Отчеты публикуются два раза в год, в начале февраля и накануне каждого саммита. Все доклады об исполнении обязательств стран «Группы восьми» находятся в открытом доступе (http://www.g8.utoronto.ca/ compliance).
Широкий отклик в российских СМИ вызвал опубликованный в феврале 2006 г. промежуточный доклад о выполнении обязательств саммита 2005 г. в Глениглсе. Выполнение Россией взятых на себя обязательств получило в докладе оценку -14%, тогда как оценки всех остальных стран-членов «Восьмерки» находились в диапазоне от +33% (Германия) до +71% (США).
Учитывая резонанс, который получил доклад, Институт международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета — Высшей школы экономики проанализировал причины, по
которым выполнение Россией обязательств было оценено столь низко. Анализ показал, что методика международной экспертной сети достаточно объективна, однако данные, на которые она опиралась, были неполны. Это в свою очередь объясняется тем, что в данной сети отсутствовали представители России.
Проведя соответствующие переговоры с Исследовательским центром «Группы восьми», ГУ ВШЭ весной 2006 г. включился в работу экспертной сети. На базе ГУ ВШЭ были организованы семинары и проведена аналитическая работа по подготовке итогового доклада об исполнении Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» 2005 г. в Глениглсе. Согласно полученным результатам, оценка выполнения Россией обязательств Глениглса +43%.
Методология исследования1
В основе проведенного исследования лежит методология оценки исполнения обязательств стран «Группы восьми», разработанная Исследовательским центром «Группы восьми» университета Торонто.
При проведении анализа исполнения Россией принятых обязательств использовались данные открытых источников, официальных материалов, научно-аналитических периодических изданий и других информационных ресурсов на языках стран-членов «Группы восьми».
Методология подготовки отчетов предполагает использование нескольких основных инструментов:
* Доклад Исследовательской группы «Группы восьми» Государственного университета — Высшей школы экономики. Состав Исследовательской группы «Группы восьми» ГУ ВШЭ: научный руководитель — М.В. Ларионова, руководитель — Е.М. Горбунова, аналитики: Е. Былина, М. Калошкина, О. Миненкова, Ю. Султанов, Н. Чуркина.
1 Подробнее о методологии оценки обязательств стран «Группы восьми», а также о ее ограничениях, приводящих к низким оценкам выполнения обязательств Россией, см. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 2: «Актуальная тема: Промежуточный отчет об исполнении обязательств стран-членов Группы Восьми, принятых на саммите 2005 г. в Глениглсе».
• определение понятия «обязательства»;
• определение понятия «исполнение обязательства»;
• методику выбора приоритетных обязательств;
• методику оценки степени исполнения странами-членами «Группы восьми» принятых на себя в рамках саммитов обязательств.
По определению, принятому Исследовательской группой университета Торонто, обязательство представляет собой «отдельное, специфичное, выраженное публично и на основании общего согласия заявление намерения, "обещание" или "обязательство" членов саммита, что они будут предпринимать действия для достижения или движения к определенной позитивной цели»2.
Исполнение обязательства оценивается в соответствии с целенаправленными действиями национального правительства по изменению существующих юридических и административных механизмов для достижения заявленного обязательства. Исполнение обязательства оценивается по 5-балльной шкале:
• официальное подтверждение;
• внутренняя бюрократическая проверка и представление;
• соответствующее распределение финансовых средств и других ресурсов;
• новые или измененные программы, законодательные механизмы, регулятивные нормы;
• полное исполнение3.
Качество исполнения обязательств, принятых на саммите той или иной страной-членом «Группы восьми», оценивается по трехуровневой системе:
• оценка «+1» — полное или практически полное исполнение страной-членом «Группы восьми» принятого на себя обязательства;
• оценка «-1» — полное или практически полное невыполнение страной-членом «Группы восьми» принятого на себя обязательства;
• оценка «0»: (1) невозможность выполнения страной-членом «Группы восьми» принятого на себя обязательства по причине существования факторов,
внешних по отношению к исполнительной власти, препятствующих исполнению обязательства; (2) правительством страны-члена «Группы восьми» ведется работа по исполнению принятых на себя обязательств, однако из-за ее незавершенности невозможно судить о результатах исполнения4.
Выполнение Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» в 2005 г.
Оценки исполнения Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» в 2005 г. в Глениглсе, представлены в табл. 1.
Таблица 1
№ п/п Обязательство Оценка исполнения
1 Сохранение мира -1
2 Эффективное управление
(Африка) + 1
3 Здоровье в глобальном масштабе
(ВИЧ/СПИД) + 1
4 Здоровье(искоренение
полиомиелита) -1
5 Списание долгов (Африка) + 1
6 Официальное содействие в целях
развития Африки + 1
7 Обеспечение экономического
роста (Африка) 0
8 Образование (Африка) + 1
9 Торговля (Африка) 0
10 Торговля (экспортные субсидии) 0
11 Торговля (развивающиеся страны) 0
12 Реформы на Ближнем Востоке +1
13 Списание долгов (Ирак) -1
14 Судан +1
15 Терроризм +1
16 Нераспространение ядерного
оружия +1
17 Международная преступность +1
18 Возобновляемые энергетические
ресурсы +1
19 Изменение климата +1
20 Цунами +1
21 Транспортировка по суше -1
Общая средняя оценка России 43%
2 http://www.g7.utoronto.ca/evaluations/methodology/g7c2.htm.
3 http://www.g7.utoronto.ca/evaluations/methodology/g7c2.htm.
4 Kokotsis E., Kirton J. National Compliance with Environmental Regimes: The Case of the G7, 1988-1995. Paper prepared for the Annual Convention of the International Studies Association, Toronto, March 18-22, 1997. Unpublished (http://www.g7.utoronto.ca/evaluations/methodology/g7c2.htm).
1. Сохранение мира
Обязательство
2005:3 (Заключение председателя): «В свою очередь "Группа восьми" одобрила всесторонний план поддержки прогресса в Африке. Это сформулировано сегодня в нашем отдельном заявлении. Мы приняли решение о предоставлении дополнительных ресурсов миротворческим организациям, поддерживающим мир в Африке, чтобы они могли еще более эффективно сдерживать, предотвращать и разрешать конфликты в этом регионе».
[ "To provide extra resources for Africa peacekeeping forces so that they can better deter, prevent, and resolve conflicts in Africa." — Chairman's summary (final press conference)]
Оценка выполнения обязательства: -1
Россия продемонстрировала низкий уровень исполнения обязательства по сохранению мира, принятого на саммите в Глениглсе, и не внесла значительного вклада в достижения миротворческих сил ООН. В настоящее время российские войска и работники Министерства внутренних дел — около 140 человек — заняты во всех миротворческих операциях в Африке: в Бурунди, Демократической Республике Конго, Восточной Сахаре, Сьерра Лионе, Эфиопии, Эритрее, Кот-д'Ивуар, Либерии5, но никто не был командирован после лета 2005 г.
За исключением Судана (куда российское правительство командировало более 200 офицеров с гуманитарным снаряжением и транспортными вертолетами6), весь вклад России в миротворческие операции ООН в мире (включая миссию ООН на Гаити) — это лишь 208 офицеров и гражданских полицейских, участвующих в 13 из 15 миссий ООН7.
В 2006 г. российское правительство внесло 11 032 302 долл. США в бюджет миротворческих операций ООН8 (в составе общей суммы в 18 772 580 долл. США, перечисленной в
бюджет ООН) против 13 753 739 долл. США, внесенных в прошлом году; взнос в 2006 г. кажется меньше, чем в 2005 г., но в прошлом году он включал финансирование операции в Судане (в этом году взнос российского правительства на выполнение миссии ООН в Судане финансируется отдельно и производится как дополнительный вклад в миротворческие операции). Эти средства будут направлены на финансирование миротворческих операций ООН в Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуар, на Гаити и в Бурунди. Суммарная доля финансового взноса России в миротворческие операции ООН составляет около 1,4%9.
2. Эффективное управление (Африка)
Обязательство
2005:54 (Африка): «Мы будем усиленно работать в целях скорейшей ратификации Конвенции ООН против коррупции и начнем обсуждение механизмов обеспечения ее эффективной реализации».
["We will work vigorously for early ratification of the UN Convention against Corruption and start discussions on mechanisms to ensure its effective implementation."]
Оценка выполнения обязательства: +1
Россия выполнила свое обязательство по эффективному управлению в части ратификации Конвенции ООН против коррупции. Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 г. 20 декабря 2005 г.10 президент России В. Путин передал Конвенцию для ратификации в нижнюю палату парламента. В. Путин подписал Федеральный закон, ратифицирующий Конвенцию ООН против коррупции, после одобрения закона Государственной думой 17 февраля 2006 г. и Советом Федерации 22 февраля 2006 г.11
В Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая
5 «Гражданская восьмерка», российский независимый медиа-портал, "Южная Африка: Как председательство России в «Большой восьмерке» отразится на Африке?" (http://en.civilg8.ru/1579.php).
6 Подробнее см. оценку исполнения обязательства по Судану (№ 14).
7 Отчет ООН «Вклад государств постсоветского пространства в миротворческую деятельность ООН (http:// www.un.org/russian/peace/pko/fullstorynews1.asp?newsID=5632).
8 «Прайм-ТАСС», агентство экономической информации (http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id= 502769&ct=news).
9 «Федерация», российский канал новостей (http://www.knf.ru/economic/id_66169/).
10 Putin submits UN Convention against Corruption to Duma, RIA Novosti, (Moscow), 10 декабря 2005 г. (http:// en.rian.ru/russia/20051220/42583190.html).
11 Russian President Vladimir Putin signed the federal law ratifying the UN Convention against Corruption (http:// www.russiannewsroom.com/content.aspx?id=7301_Politics&date=2006-3-18).
2006 г. В. Путин подчеркнул важность борьбы с коррупцией12. 13 мая 2006 г. на пресс-конференции в Сочи он отметил, что работа российского правительства по борьбе с коррупцией должна быть усилена. Примером ведущейся работы может быть отставка ряда высокопоставленных должностных лиц Федеральной службы безопасности России, таможенной службы, прокуратуры и Министерства иностранных дел в мае 2006 г. Кроме того, спикер Совета Федерации РФ инициировал процедуру отзыва четырех сенаторов ряда регионов России13.
Отношения российского правительства с международными региональными институтами управления Африки также были расширены после саммита «Группы восьми» в Гленигл-се. Доклад Министерства иностранных дел подтверждает, что Россия принимает активное участие в деятельности Африканского форума партнерства (APF), включая подготовку проекта плана совместных действий APF14. Данный доклад также свидетельствует о росте вовлечения России в сотрудничество с Африканским Союзом и программой «Новое партнерство для развития Африки» (NEPAD)15. Являясь председателем «Группы восьми» в 2006 г., Россия выступит в качестве устроителя встречи APF в октябре 2006 г.16 Кроме того, Россия списала 100% долгов 15 африканских стран17. Данные действия могут способствовать борьбе с коррупцией и увеличению открытости властей Африки.
Таким образом, Россия предпринимает действия по борьбе с коррупцией на своей территории, а также способствует развитию институтов управления в Африке.
3. Здоровье в глобальном
масштабе (ВИЧ/СПИД)
Обязательство
2005:42 (Африка): «Мы будем работать над тем, чтобы обеспечить финансовые потребности борьбы со СПИД/ВИЧ, включая пополнение в этом году Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, а также активную работу с местными заинтересованными лицами для внедрения "Трех главных принципов" во всех странах».
[2005:42. (Africa) "We will work to meet the financing needs for HIV/AIDS, including through the replenishment this year of the Global Fund to fight AIDS, TB and Malaria; and actively working with local stakeholders to implement the '3 Ones' principles in all countries."]
Оценка выполнения обязательства: +1
В 2005 г. Россия перечислила в Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией 10 млн. долл. США18 — в 2 раза больше по сравнению с 2004 г. 5 млн. долл. США были перечислены в рамках программы 2002-2006 гг. и еще 5 млн. долл. США в рамках программы 2005-2008 гг.19 В 2006 г. Россия перечислит в фонд 10 млн. долл. США и в 2007-2008 гг. по 5 млн. долл. США20. Тем не менее, вклад России остается достаточно скромным по сравнению с вкладами других членов «Группы восьми».
Россия работала над применением «Трех главных принципов»21. Правительством РФ разработана Федеральная программа «Неотложные меры по предупреждению распростра-
12 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 10 мая 2006 г (http://president. kremlin.ru/appears/2006/05/10/1357_type63372type63374type82634_105546.shtml).
13 В. Путин: «С коррупцией в России справиться не удастся», информационный портал Grani.ru, 13 мая 2006 г. (http://grani.rU/Politics/Russia/FSB/m.105662.html).
14 Russian Relations with Sub-Saharan African Countries in 2005, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/0/eb58723614295438c32570e6002eea64?0penDocument).
15 Ibid.
16 Tony Blair pledges his support for promises made to Africa, NEPAD, 19 October 2005 (http://www.nepad. org/2005/files/newsletterdisplay.php?ax=display&id=110).
17 Russia to write off African debt, Afrol News, 8 February 2006 (http://www.afrol.com/articles/18021).
18 Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (http://www.theglobalfund.org/en/files/ pledges&contributions.xls).
19 Отношения России со странами Африки, расположенными южнее Сахары, в 2005 г. (http://www.ln.mid. ru/Brp_4.nsf/arh/EB58723614295438C32570E6002EEA64?0penDocument).
20 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. №1020-р (http://www. government.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=18066).
21 «Три главных принципа» заключаются в следующем: единая система действий по ВИЧ/СПИД, обеспечивающая основу для координации действий всех партнеров; общенациональный координирующий орган по ВИЧ/СПИД с широкими полномочиями во многих сферах; единая национальная система мониторинга и оценки (http://www.who.int/3by5/newsitem9/en/).
нения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (АнтиВИЧ/СПИД)», на которую в 2006 г. было выделено около 7 млн. долл. США22. В 2006 г. Россия намерена выделить 175 млн. долл. США на программы по борьбе с ВИЧ/ СПИД, против 5 млн. долл. США в 2004 г.23 По словам главного санитарного врача России Г. Онищенко, правительству было поручено сформировать координационный комитет по борьбе с ВИЧ/СПИД24.
Гранты на осуществление программ в области борьбы со СПИДом и туберкулезом, а также гранты Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией были освобождены от налогообложения25. В России прошли или запланированы несколько конференций по проблемам инфекционных заболеваний и СПИДа26. Российские специалисты продолжают работать в нескольких африканских странах27.
Таким образом, по данному обязательству Россия получает оценку «+1».
4. Здоровье
(искоренение полиомиелита)
Обязательство
2005:44 (Африка): «Способствовать в 2006-2008 гг. Инициативе искоренения полиомиелита через сохранение или увеличение объема вклада в борьбу с заболеванием до
829 млн. долл., а также за счет мобилизации и привлечения большего числа стран».
[2005:44. (Africa) "Supporting the Polio Eradication Initiative for the post eradication period in 2006-8 through continuing or increasing our own contributions toward the $829 million target and mobilising the support of others."]
Оценка выполнения обязательства: -1
Проблема полиомиелита редко обсуждается российскими официальными лицами. Однако министр иностранных дел России С. Лавров отметил, что эта проблема воспринимается очень остро28. Президент России В. Путин заявил, что в ходе российского председательства будет рассматриваться реализация ранее принятых «Группой восьми» решений, в том числе ликвидация полиомиелита29.
Согласно классификации Фонда Глобальной инициативы по искоренению полиомиелита (GPEI Fund), Россия является донором 5-й ступени, т. е. донором, внесшим от 5 до 24 млн. долл. США в 1988-2008 гг.30 По состоянию на 4 мая 2006 г. Российская Федерация внесла в GPEI Fund 8 млн. долл. США31, причем в период с июля по декабрь 2005 г.32 и в первые четыре месяца 2006 г.33 средства не вносились.
Россия получает оценку «-1», характеризующую низкую степень исполнения обязательства по искоренению полиомиелита.
22 Федеральный бюджет Российской Федерации на 2006 г (http://www1.minfin.ru/budjet/fz_budj_2006.zip).
23 России пришло время серьезно заняться ВИЧ/СПИД, 24 апреля 2006 (http://www.health.am/aids/more/ time_for_russians_to_get_serious_about_hiv_aids/).
24 В правительстве будет сформирован комитет по борьбе с ВИЧ/СПИД (http://www.rian.ru/society/200605 15/48128699.Мт1).
25 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г № 24 (http://www.government. ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=20216).
26 Инфекции рвутся на саммит, 16 мая 2006 (http://www.rg.ru/2006/04/28/zdorovie.html). Дата доступа — 26 мая 2006 г. Международная парламентская конференция, приуроченная к председательству Российской Федерации в «Группе восьми» (http://www.hivpolicy.net/G8EurasiaAIDS/). Конференция по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии (http://www.tpaa.ru/events/?id=643).
27 Отношения России со странами Африки, расположенными южнее Сахары, в 2005 г. (http://www.ln.mid. ru/Brp_4.nsf/arh/EB58723614295438C32570E6002EEA64?OpenDocument).
28 Стенограмма выступления министра иностранных дел России С. Лаврова на встрече с представителями российских НПО, связанных с внешнеполитической деятельностью, 3 февраля 2006 г. (http://www.ln.mid.ru/Brp_ 4.nsf/arh/B85E7C4477FFC877C325710D0058E08A?OpenDocument).
29 Встреча президента России В. Путина с министрами финансов государств «Группы восьми», 11 февраля 2006 г. (http://www.ln.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/CD9DC24F2850FBEAC3257114004E4A1A?OpenDocument).
30 Доноры, Глобальная инициатива по искоренению полиомиелита (Женева), 12 декабря 2005 г. (http://www. polioeradication.org/poliodonors.asp).
31 Средства, официально обещанные или внесенные донорами в Глобальную инициативу по искоренению полиомиелита, 1985-2008 (http://www.polioeradication.org/content/general/HistContributionWebМая06.pdf).
32 Новые официально обещанные взносы в период с июля по декабрь 2005 г (http://www.polioeradication. org/content/general/PledgesJan06.pdf).
33 Новые официально обещанные взносы в период с января по апрель 2006 г. (http://www.polioeradication. org/content/general/PledgesМая06.pdf).
5. Списание долгов (Африка)
Обязательство
2005:12 (Африка): «Страны-члены "Группы восьми" договорились о списании с наиболее бедных стран внешнего долга Международной ассоциации развития, Международному валютному фонду, Фонду развития Африки в соответствии с соглашением, подписанным министрами финансов 11 июня 2005 г.».
[ "The G8 has also agreed that all of the debts owed by eligible heavily indebted poor countries to IDA, the International Monetary Fund and the African Development Fund should be cancelled, as set out in our Finance Ministers agreement on 11 June."]
Оценка выполнения обязательства: +1
По словам заместителя министра иностранных дел А. Яковенко, Россия — «один из основных доноров программы по сокращению задолженности беднейших стран, по большей части — африканских»34.
Россия выполнила обязательство «Группы восьми» по списанию долгов. В ходе подготовки к саммиту «Группы восьми» в Санкт-Петербурге министр финансов РФ А. Кудрин заявил, что Россия должна списать 100% долга стран, признаваемых бедными35. В 2006 г. Россией будут полностью списаны долги 15 африканских стран, признаваемых бедными странами со значительным долговым бременем. В данный список стран входят Бенин, Замбия, Мадагаскар, Мозамбик, Танзания, Эфиопия, Гвинея, Гвинея-Биссау, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Бурунди, Конго, Сомали, Судан и Центральная африканская республика. Списание долгов перечисленных стран официально закреплено в Федеральном Законе «О федеральном бюджете на 2006 г.»36. Кроме того, Россия списала 100% долга Гайаны,
которая не является африканской страной, но является страной, признаваемой бедной со значительным долговым бременем. Согласно бюджету России на 2006 г., общий объем списываемого долга составляет около 688 млн. долл. США37, 38
6. Официальное содействие
в целях развития (ODA) Африки
Обязательство
2005:8. (Заключение председателя): «Мы приняли решение о двукратном увеличении финансовой поддержки африканских стран к 2010 г. Согласно докладу ОЭСР, увеличение объема финансовой помощи всем развивающимся странам составит к 2010 г. около 50 млрд. долл. США в год, из которых по крайней мере 25 млрд. долл. США в год будут приходиться на помощь Африке».
[2005:8. (Chairman's Summary) "We have agreed to double aid for Africa by 2010. Aid for all developing countries will increase, according to the OECD, by around $50bn per year by 2010, of which at least $25bn extra per year for Africa."]
Оценка выполнения обязательства: +1
В 2005 г. Россия приняла решение о внесении дополнительных 15 млн. долл. США в Международный валютный фонд: 10 млн. в 2005 г. и 5 млн. в 2006 г.39
Президент России В. Путин во вступительном слове на встрече с министрами финансов государств «Группы восьми» отметил, что правительством РФ были приняты «принципиальные решения об участии в финансировании программы МВФ по оказанию помощи бедным странам, пострадавшим от внешних шоков, причем как техногенных, так и финансовых, экономических. На эти цели в 2006-2010 гг. будет направлен добровольный взнос в размере
34 Russia to write off African debt, Afrol News, 8 February 2006 (http://www.afrol.com/articles/18021).
35 Ibid.
36 Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2006 г.» №189-ФЗ от 26.12.2005.
37 Finance Ministers of the G8 will discuss debt relief for the poorest countries, Interfax, 9 February 2006 (http:// www.interfax.ru/r/B/politics/2.html?id_issue=11462816).
38 Также следует отметить, что Россия планирует досрочное погашение своего долга Парижскому клубу кредиторов, рекомендуя использовать эти средства для списания долгов странам Африки. На пресс-конференции после встречи министров финансов стран «Группы восьми» министр финансов РФ А. Кудрин отметил, что «досрочное погашение Россией своего долга перед Парижским клубом могло бы быть дополнительным источником для выполнения инициативы по списанию (долгов) в части наполнения капиталов международных организаций дополнительными ресурсами» (http://www.g8russia.ru/news/20060211/1143214.html).
39 Политическая экспертная сеть Kreml^org. (http:// www.kreml.org/news/85781087).
40 Вступительное слово В. Путина на встрече с министрами финансов государств «Группы восьми», 11 февраля 2006 г. (http://www.kremlin.ru/appears/2006/02/11/1547_type63377type82634_101510.shtml).
30 млн. специальных прав заимствования, что эквивалентно сумме в 43,5 млн. долл. США»40.
В 2006 г. вклад России в программы МВФ составит 2 млн., а в период 2007-2010 гг. 7 млн. специальных прав заимствования ежегодно41- 42
Кроме того, «в последние 2-3 года Россия увеличила объем помощи в виде грантов и гуманитарных программ. В повестке заседания "Большой восьмерки" Россия заявила в качестве приоритетов борьбу с инфекционными заболеваниями и развитие образования. Россия намерена увеличить свой вклад в развитие именно этих направлений, при этом часть средств будет направлена на участие в Глобальном фонде по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией»43.
В результате Россия получает оценку «+1», отражающую полное исполнение данного обязательства.
7. Обеспечение экономического роста (Африка)
Обязательство
2005:60 (Африка): «Мы договорились о поддержке обширного плана действий по повышению производительности в сельском хозяйстве, усилению связей между сельскими и городскими районами и содействии развитию бедных районов Африки на основе национальных инициатив и совместной реализации Всесторонней программы развития сельского хозяйства Африки (CAADP) Африканского союза и Нового партнерства для развития Африки и других инициатив поддержки и развития африканских стран».
[2005:60. (Africa) "We agree to support a comprehensive set of actions to raise agricultural productivity, strengthen urban-rural linkages and empower the poor, based on national initiatives
and in coopération with the AU (African Union)/ NEPAD (New Partnership for African Development), Comprehensive Africa Agriculture Development Programme (CAADP) and other African initiatives."]
Оценка выполнения обязательства: 0
Во вступительном слове на встрече с министрами финансов государств «Группы восьми» президент России В. Путин заявил, что Россия внесет дополнительно 587 млн. долл. США в Международную ассоциацию развития (IDA)44. При этом эффективность помощи Африке тесно связана с решением вопроса о досрочном погашении РФ долга Парижскому клубу в размере 11,9 млрд. долл. США: «Известно, что некоторые страны-кредиторы испытывают сегодня недостаток свободных финансовых ресурсов. И они смогут использовать полученные от России средства для выполнения своих обязательств перед Международной ассоциацией развития по компенсации списываемых долгов беднейшим странам. Это легко решается и бюджетно-технологически, потому что в случае досрочной выплаты со стороны России этих средств эти деньги не учитываются в текущих бюджетах ваших стран»45.
Во время предварительного обсуждения 10 мая 2006 г. представители Парижского клуба стран-кредиторов приветствовали предложение России о досрочном погашении 22 млрд. долл. США и согласились вступить в рамках июньской сессии Парижского клуба в переговоры о заключении многостороннего соглашения, устанавливающего основные условия предварительного погашения долга. После этого решение о долгосрочном погашении должно быть одобрено каждой страной-кредитором, большинство из которых уже выразили готовность принять предложение России46.
41 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г №370-р (http://www.govem-ment.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=20769).
42 Следует также отметить, что министр финансов РФ А. Кудрин отметил на пресс-конференции «Новые доноры в глобальной системе содействия развитию», состоявшейся в апреле 2006 г, что доля России в общемировой программе списания долгов странам Африки составляет 11,3 млрд. долл. США. Кроме того, правительством РФ было принято решение о списании долгов 16 странам с большой задолженностью (Н1РС).
43 А. Кудрин: «Россия намерена увеличивать вклад в мобилизацию ресурсов, направленных на цели развития». Выступление на международной конференции «Новые доноры в глобальной системе содействия развитию», 6 апреля 2006 г (http://www1.minfin.ru/off_inf/1770.htm).
44 Вступительное слово на встрече с министрами финансов государств «Группы восьми», 11 февраля 2006 г (http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/02/101510.shtml).
45 Вступительное слово на встрече с министрами финансов государств «Группы восьми», 11 февраля 2006 г. (http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/02/101510.shtml).
46 Новости официального сайта Парижского клуба стран-кредиторов (http://www.clubdeparis.org/en/press_ release/page_detail_commupresse.php?FICHIER=com11473449330).
Россия приняла участие в конференции Африканского союза в Хартуме (в качестве наблюдателя), на которой обсуждались наиболее острые вопросы развития стран Африканского региона, в особенности — гуманитарные проблемы, а также сотрудничество в рамках Нового партнерства для развития Африки (NEPAD). В результате была создана Организация по образованию, науке и культуре Африки (AFESCO)47.
В настоящий момент Россия ведет переговоры с Российско-египетским центром (REC) с целью выработки плана реализации двусторонних и многосторонних программ поддержки в 2006-2007 гг.48
Также следует отметить, что, по словам министра финансов РФ А. Кудрина, Россия намерена выполнить обязательство, принятое в Глениглсе, о списании долга беднейшим странам. В настоящий момент в бюджете РФ предусмотрено списание долгов 16 беднейшим странам в размере 688 млн. долл. США49.
Таким образом, Россия получает оценку «0», что означает, что работа по исполнению данного обязательства ведется, но еще не завершена.
8. Образование (Африка)
Обязательство
2005:36 (Африка): «В рамках этих усилий мы будем работать для поддержки программы "Образование для всех" в Африке, в том числе продолжать нашу поддержку Инициативы ускоренного финансирования (FTI) и наши попытки оказать помощь странам, поддерживаемым в рамках FTI, в развитии устойчивых возможностей и определении ресурсов, необходимых для реализации устойчивых образовательных стратегий».
[2005:36. (Africa) "As part of this effort, we will work to support the Education for All agenda in Africa, Including continuing our support for the Fast Track Initiative (FTI) and our efforts to help FTI-endorsed countries to develop sustainable capacity and identify the resources necessary
to pursue their sustainable educational strategies".]
Оценка выполнения обязательства: +1
13-14 марта 2006 г. в России состоялась встреча руководящего комитета Инициативы ускоренного финансирования программы «Образование для всех» (Education for All Fast Track Initiative), а 1-2 июня 2006 г. — конференция министров образования стран «Группы восьми».
Во вступительном обращении к участникам международного совещания, посвященного вопросам образования, министр образования и науки РФ А. Фурсенко заявил, что Россия выделяет в поддержку Инициативы ускоренного финансирования программы «Образование для всех» 7,2 млн. долл. США50.
В своем выступлении на церемонии вручения верительных грамот послами иностранных государств 8 ноября 2005 г. президент РФ В. Путин говорил о характере сотрудничества России с ЮАР, а также с другими странами Африки: «Россия выступает за дальнейшее наращивание всестороннего сотрудничества с Южно-Африканской Республикой — одним из наших важнейших партнеров на международной арене и в Африке. Рассчитываем, что те позитивные подвижки, которые наметились в торгово-экономических и научно-технических связях, обретут новую динамику»51.
Так как данное обязательство можно считать полностью выполненным, Россия получает оценку «+1».
9. Торговля (Африка)
Обязательство
2005:6 (Заключение председателя): «В свою очередь "Группа Восьми" одобрила всесторонний план поддержки прогресса в Африке. Это сформулировано сегодня в нашем отдельном заявлении. Мы согласились стимулировать экономический рост, улучшать инвестиционный климат и условия торговли для Африки, включая помощь в создании Аф-
47 Press release: Summit of the African Union, 25 January 2006 (http://www.mid.ru/brp_4.nsf/ e78a48070f128a7b43256999005bcbb3/7ec1078f80299166c32571010055d995?0penD0Cument).
48 Информация о Российско-египетском центре по научно-технологическому, промышленному, энергетическому и информационному сотрудничеству (РЕЦ) (http://www.tpprf.ru/ru/main/business/news_current. shtml?2005/12/20051215-23578.html).
49 Министры финансов «Группы восьми» обсудят в Москве списание долгов беднейшим странам. Пресс-конференция министра финансов РФ А. Кудрина, 9 февраля 2006 г. (http://www1.minfin.ru/off_inf/1701.htm).
50 Российский портал развития, 16 марта 2006 г. (http://www.russia-gateway.ru/content/NEWS/NewsItem_ 3223864).
рикой возможностей для торговли и работу по мобилизации дополнительных инвестиций в инфраструктуру, требуемую для бизнеса».
[2005:6. (Chairman's Summary) "The G8 in return agreed a comprehensive plan to support Africa's progress. This is set out in our separate statement today. We agreed:
to stimulate growth, to improve the investment climate and to make trade work for Africa, including by helping to build Africa's capacity to trade and working to mobilise the extra investment in infrastructure which is needed for business."]
Оценка выполнения обязательства: 0 России не удалось полностью справиться с выполнением обязательства по поддержке прогресса в Африке. Хотя в этом направлении было проделано много работы, четкая политика по данному вопросу не была сформулирована.
Необходимо отметить следующие действия, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Россия продолжала способствовать принятию соответствующих решений в ООН и других международных организациях, совместно с партнерами по «Группе восьми» реализовывала План действий по Африке, направленный на содействие осуществлению программы «Новое партнерство для развития Африки» (NEPAD), другие обязательства «Группы восьми» по африканской проблематике, в том числе достигнутые на саммите в Глениглсе52.
На встрече В. Путина с президентом компании «Российские железные дороги» В. Якуниным последний высказал мнение, что у России должна быть государственная политика по развитию инфраструктуры в Африке. Однако информация о том, поддержал или нет Кремль эту инициативу53, отсутствует.
В июле 2005 г. в Москве прошла 4-я сессия Комиссии по научно-техническому сотрудничеству между Россией и ЮАР, на которой был подтвержден интерес сторон к проведению совместных исследований в сфере энергетических технологий, в области физики, математики, радиоастрономии, астрофизики, изучения и использования космического пространства в мирных целях54.
В июле 2005 г. Россия и Намибия подписали соглашение о создании российско-намибийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству55.
В ноябре 2005 г. был подписан Протокол первого заседания Межправительственной российско-ангольской комиссии по экономическому, научно-техническому сотрудничеству и торговле56.
10. Торговля (экспортные субсидии)
Обязательство
2005:14 (Заключение председателя): «Мы вновь подтверждаем нашу приверженность более широкому использованию открытых рынков в сфере торговли сельскохозяйственными, промышленными товарами и услугами, а также сокращению искажающих торговых внутренних субсидий и устранению всех форм экспортных субсидий в сфере сельского хозяйства в реальные сроки».
[2005:14. (Chairman's Summary) "We reaffirmed our commitment to open markets more widely to trade in agricultural goods, industrial goods and services, and in agriculture to reduce trade distorting domestic subsidies and eliminate all forms of export subsidies by a credible end date."]
51 Выступление президента РФ В. Путина на церемонии вручения верительных грамот послами иностранных государств, 8 ноября 2005 г (http://www.kremlin.ru/appears/2005/11/08/1641_type63377_96829.shtml).
52 Статья заместителя министра иностранных дел РФ А. Салтанова «Отношения России со странами Африки, расположенными к югу от Сахары, в 2005 г», 28 декабря 2005 г (www.mid.ru/brp_4.nsf/itogi/F1CC8965B0440 B4BC32570E600302F78 ).
53 Совещания, заседания, рабочие встречи. Начало встречи с президентом компании «Российские железные дороги» В. Якуниным, 18 мая 2006 г (http://www.kremlin.ru/appears/2006/05/18/1654_type63378_105752. shtml).
54 Статья заместителя министра иностранных дел РФ А. Салтанова «Отношения России со странами Африки, расположенными южнее Сахары, в 2005 г», 28 декабря 2005 г. (www.mid.ru/brp_4.nsf/itogi/F1CC8965B0440B 4BC32570E600302F78).
55 Новости: «Россия и Намибия подписали соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству», 18 июля 2005 г. (http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow. asp?ID=204572).
56 23 ноября 2005 г подписан Протокол первого заседания Межправительственной российско-ангольской комиссии по экономическому, научно-техническому сотрудничеству и торговле (МПК) (http://www.mnr.gov.ru/ part/?act=more&id=1304&pid=11).
Оценка выполнения обязательства: 0
По словам министра экономического развития и торговли РФ Г. Грефа, Россия поддерживает цели «Дохийского раунда» ВТО в области отмены сельскохозяйственных субсидий и либерализации сферы услуг. Относительно экспортных субсидий Г. Греф заявил, что Россия поддерживает происходящий процесс и продолжит это делать в качестве члена ВТО57.
Россия еще не в полном объеме открыла свои рынки для сельскохозяйственной, промышленной продукции и услуг58. По словам заместителя министра экономического развития и торговли РФ М. Медведкова, средневзвешенный тариф на сельхозпродукцию в России после присоединения к ВТО составит 18%, тогда как в настоящий момент он составляет 21%. Однако импортные пошлины снизятся только на те группы товаров, которые в России не производятся. В настоящее время Россия тратит на поддержку сельхозпроизводителей 3,5 млрд. долл. США, что больше, чем в прошлом году, а объем субсидий, обсуждаемый на переговорах, составляет 9 млрд. долл. США59. Тем не менее, нет доказательств того, что российские внутренние сельскохозяйственные субсидии препятствуют торговле.
Принимая во внимание стремление страны присоединиться к ВТО, Россия получает оценку «0», характеризующую наличие определенных действий по исполнению рассматриваемого обязательства.
11. Торговля (развивающиеся страны)
Обязательство
2005:15 (Заключение председателя): «Мы также приняли на себя обязательство обсудить продукцию, представляющую интерес для наименее развитых стран, а также обеспечить развивающимся странам гибкость в выборе своих экономических стратегий».
[2005:15. (Chairman's Summary) "We also committed to address products of interest to Least Developed Countries in the negotiations, and to ensure Least Developed Countries have the flexibility to decide their own economic strategies."]
Оценка выполнения обязательства: 0
Россия предоставляет преференции наименее развитым станам (LDC). Таможенные пошлины либо не взимаются, либо на 75% ниже, чем тарифы в рамках режима наибольшего благоприятствования, который Россия предоставляет другим странам. Количественных ограничений или любых других видов торговых ограничений на товары, представляющие интерес для наименее развитых стран, не существует60.
В декабре 2005 г. Россия расширила список наименее развитых стран, имеющих право воспользоваться предоставляемыми преференциями, с 48 до 5161.
Более того, Россия развивает сотрудничество со многими наименее развитыми странами по различным направлениям.
«Россия будет делать все для восстановления Афганистана и налаживания там нормальной жизни», — заявил В. Путин на встрече с президентом Афганистана в Астане 11 января 2006 г.62
В начале 2006 г. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и Национальная комиссия по контролю за наркотиками Лаосской Народно-Демократической Республики подписали Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров63.
Подписанный документ предусматривает обмен информацией, опытом работы, законодательными и нормативными актами, методическими рекомендациями, а также проведение
57 Россия поддерживает цели «Дохийского раунда» ВТО, 19 декабря 2005 г. (http://www.wto.ru/ru/news. asp?msg_id=14902).
58 Федеральная таможенная служба (http://www.customs.ru/ru).
59 Присоединение к ВТО даст мощный толчок развитию сельского хозяйства, 26 апреля 2006 г. (http://www. wto.ru/ru/news.asp?msg_id=16202).
60 Приказ от 25 декабря 2003 г. № 1539 «О предоставлении тарифных преференций» (с изменениями на 5 декабря 2005 г.) (http://www2.kodeks.net:9010/noframe/alltax?print&nd=901885186&prevdoc=842100129).
61 Там же.
62 Российское новостное и информационное агентство «РИА Новости», 11 января 2006 г. (http://en.rian.ru/ russia/20060111/42938516.html).
63 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Дайджест от 26 февраля 2006 г. (http://gnk.gov.ru/index.php?module=ContentExpress&func=display&ceid=615&meid=).
мероприятий по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров64.
Не являясь членом ВТО, Россия не может принимать участие в «Дохийском раунде» как равноправный участник переговоров. Тем не менее, в стране работают над выполнением обязательства по торговле с наименее развитыми странами. По этой причине Россия получила оценку «0», что означает частичное выполнение обязательства.
12. Реформы на Ближнем Востоке
Обязательство
2005:1 (Процесс поддержания мира на Ближнем Востоке): «Мы поддерживаем намерение г-на Вульфенсона стимулировать увеличение в течение следующих трех лет глобального финансового вклада до 3 трлн. долл. США ежегодно. Мы мобилизуем практическую поддержку усилиям г-на Вульфенсона и надеемся на дальнейшее развитие его планов и их презентацию "Большой четверке" и Международному сообществу в сентябре».
[2005:1. (Middle East Peace Process) "We support Mr Wolfensohn's intention to stimulate a global financial contribution of up to $3bn per year over the coming three years. Domestic and international investors should be full partners to this process. We are mobilising practical support for Mr Wolfensohn's efforts and look forward to further development of his plans and their presentation to the Quartet and the international community in September."]
Оценка выполнения обязательства: +1
Россия продемонстрировала высокий уровень исполнения обязательства в осуществлении реформы на Ближнем Востоке, тогда как другие страны (не считая Европейского союза и Канады) «Ближневосточного квартета» прекратили поддержку правительства Палестины после победы движения «Хамас» на парламентских выборах 25 января 2006 г.65
Россия стала первой страной, которую посетили главы правящей партии «Хамас», и
эта встреча создала платформу для диалога между недавно изолированным правительством Палестины и странами «Квартета». Глава Министерства иностранных дел назвал встречу «шагом в правильном направлении»66. По окончании переговоров С. Лавров объявил, что «российская сторона довела до лидеров "Хамас" согласованную позицию "Четверки" (Россия, ЕС, США и ООН) о необходимости выполнения критериев, сформулированных "Квартетом" в конце января».
Кроме того, Россия выделила 10 млн. долл. США в качестве срочной финансовой помощи палестинским властям67, и, по словам М. Аббаса, эта помощь стала «первой помощью, которая поступила к палестинскому правительству от наших друзей в мире»68.
«В то время как США и Израиль заблокировали финансовые ресурсы Палестинской автономии, Россия и ЕС пытаются предотвратить обвал экономики, вызванный санкциями, который дестабилизирует ситуацию в Автономии, а также на Ближнем Востоке» — заключил Дж. Вульфенсон в своем итоговом отчете69.
13. Списание долгов (Ирак)
Обязательство
2005:2 (Ирак): «Мы вновь подтверждаем наше намерение сократить объем долгов Ирака, выполняя условия Соглашения Парижского клуба, принятого в ноябре 2004 г. Мы призываем остальных кредиторов снизить налоговое бремя на условиях, сопоставимых или даже лучших, чем условия, согласованные членами Парижского клуба в ноябре 2004 г.».
[2005:2. (Iraq) "We reaffirm our intention to reduce Iraq's debt by implementing the terms of the November 2004 Paris Club agreement. We call on other creditors to provide debt relief on generous terms comparable to or even better than those agreed by the members of the Paris Club in November 2004."]
Оценка выполнения обязательства: -1
С 2004 г., после присоединения к соглашению о списании долга Ирака, Россия не со-
64 ФСКН России. Дайджест от 26 февраля 2006 г (http://gnk.gov.ru/index.php?module=ContentExpress&func =display&ceid=615&meid=).
65 Газета «Коммерсант», 07.02.2006 (http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=647458).
66 Газета «Правда», 06.03.2006 (http://english.pravda.ru/russia/politics/06-03-2006/76914-hamas_msocow-0).
67 Информационное агентство RIAN (http://en.rian.ru/world/20060505/47252873.html).
68 Газета «Российская газета», 16.05.2006 (http://www.rg.ru/2006/05/16/putin-abbas.html).
69 Российское информационное агентство Strana.ru (http://www.strana.ru/stories/01/12/02/2139/280424.
html).
вершала каких-либо значительных действий в данной области. По словам министра финансов РФ А. Кудрина, порядок списания долга еще не установлен, что отчасти является следствием потери некоторых документов в Ираке в условиях военного времени70. Ирак не был включен в список стран, которым Россия спишет долги в 2006 г.71
Таким образом, Россия получает оценку «-1», характеризующую неисполнение данного обязательства.
14. Судан
Обязательство
2005:2 (Заявление «Группы Восьми» и Африканского союза о Судане): «Мы одобряем миссию Африканского союза в Судане (Darfur) и будем и в дальнейшем ее поддерживать, внося вклад в деятельность Миссии ООН в Судане».
[2005:2. (Statement by the G8 and AU on Sudan) "We commend and will continue to support the African Union's mission in Sudan (Darfur), just as we are contributing to UNMIS's operation in southern Sudan." — Statement by the G8 and African Union on Sudan]
Оценка выполнения обязательства: +1
Россия продемонстрировала высокий уровень исполнения данного обязательства, принятого на саммите в Глениглсе, отправив в Судан 4 военных транспортных вертолета, средства транспортировки, медицинское оборудование и около 200 военнослужащих72, а также выразив поддержку Миссии Африканского Союза в Судане (AUMS) и Миссии ООН в Судане (UNMS)73. Отвечая на просьбу Генерального секретаря ООН К. Аннана к российскому правительству, президент России
В. Путин подписал указ об отправке группы 7 февраля 2006 г.74 19 апреля 2006 г. группа была осмотрена представителями ООН. По словам главного инспектора полковника Д. Лусема, российские миротворцы «обеспечат миссию (UNMS. — Прим. авт.) основной помощью — поддержкой с воздуха, которая будет играть ключевую роль в миротворческой операции»75. Российские вертолеты — единственные, которые могут выдержать температуру до +50°С.
Группа прибыла в Дафур 20 апреля 2006 г. В составе группы вседорожный санитарный транспорт, транспортные средства, медпункты, холодильники и т.д., приспособленные к специфическому климату южного Судана. Кроме того, с прошлого года в Судане служат 34 российских офицера-миротворца (военные наблюдатели и офицеры гражданской полиции).
Российское правительство заявляет, что участие российских миротворческих сил нацелено на эффективное содействие мирному процессу и будет способствовать стабилизации ситуации в стране, а также в регионе в целом. Выступая на заседании Совета Безопасности ОНН по Судану, министр иностранных дел РФ С. Лавров подчеркнул, что Россия намеревается продолжить возможную поддержку мирным поселениям в Дафуре в интересах единства и территориальной целостности Судана, а также сохранения мира в регионе в целом76. Российское правительство также приветствовало подписание мирного соглашения между центральным правительством и суданским освободительным движением в Абудже77.
Также следует отметить, что министр финансов А. Кудрин объявил в феврале, что Судан входит в число 16 наименее развитых стран, которым Россия списывает долги78.
70 Заявления А. Кудрина для информационных агентств, 27 сентября 2005 г (http://www1.minfin.ru/off_ inf/1499.htm).
71 Федеральный бюджет Российской Федерации на 2006 г (http://www1.minfin.ru/budjet/fz_budj_2006.zip).
72 Газета «Коммерсант» № 69 (№ 3400), 19 апреля 2006 г Статья «Строительство мира».
73 Российское информационное агентство «РИА Новости», интервью с заместителем министра иностранных дел А. Яковенко (http://www.rian.ru/interview/20051121/42167287.html).
74 Пресс-релиз Министерства иностранных дел России от 20 апреля 2006 г (http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/ 02A6FBB7AF54FE46C32571560041482D).
75 Газета «Коммерсант» № 69 (№ 3400), 19 апреля 2006 г Статья «Строительство мира».
76 Российское информационное агентство (RIA News) (http://www.rian.ru/world/relations/20060510/478987 43.html).
77 Заявление официального представителя Министерства иностранных дел России М. Камынина (http:// www.mid.ru/brp_4.nsf/0/8FC8EC79A665F1FCC325716600542FFF).
78 Интервью министра финансов России А. Кудрина информационному агентству ИНТЕРФАКС, 7 февраля 2006 г. (http://www1.minfin.ru/off_inf/1711.htm).
15. Терроризм
Обязательство
(Заявление «Группы восьми» о борьбе с терроризмом): «Мы продвигаем инициативы по предотвращению распространения оружия массового уничтожения среди террористов и других преступников, укреплению международной политической воли по борьбе с терроризмом, охране радиоактивных источников и — как было заявлено в Си-Айленде — обеспечению безопасного и свободного передвижения. Сегодня мы обязуемся предпринять новые совместные действия. Мы будем работать для улучшения распространения информации о передвижениях террористов через международные границы».
["We have carried forward initiatives to prevent the spread of mass destruction to terrorists and other criminals, reinforce international political will to combat terrorism, secure radioactive sources and — as announced at Sea Island — ensure secure and facilitated travel. Today we commit ourselves to new joint efforts. We will work to improve the sharing of information on the movement of terrorists across international borders." — G8 statement on Counter-Terrorism]
Оценка выполнения обязательства: +1
Россия полностью выполнила обязательство, принятое на саммите в Глениглсе, по улучшению обмена информацией о передвижениях террористов через международные границы. Являясь страной, борющейся с террористами на Северном Кавказе и охраняющей границу на юге Таджикистана (с Афганистаном), Россия стремится к «единению усилий в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм»79.
С момента завершения саммита «Группы восьми» в Глениглсе российское правительство подписало ряд двусторонних и многосторонних соглашений и деклараций с европейскими и азиатскими странами, предусматривающих обмен информацией о передвижениях террористов80; около 100 стран-членов ООН подписали Международную конвенцию о борьбе с ядерным терроризмом, инициированную Россией и поддержанную Генеральной Ассамблеей ООН 13 апреля 2005 г.81 Совместные антитеррористические военные учения были проведены Россией совместно с Китаем («Мирная мис-сия-2005»)82 и Индией (Индра-2005)83 в августе и октябре 2005 г. соответственно.
Как активный член Группы контртеррористических действий (Counter-Terrorism Action Group — CTAG) Россия приняла новый антитеррористический закон84, чтобы приблизить свое законодательство к законодательству стран CTAG, и создала Национальный антитеррористический комитет — федеральный орган, отвечающий за международное сотрудничество по борьбе с терроризмом85.
16. Нераспространение ядерного оружия
Обязательство
2005:11 (Заявление «Группы восьми» о нераспространении ядерного оружия): «Мы подтверждаем обещание увеличить наш вклад в приоритеты Глобального партнерства до 20 млрд. долл. США к 2012 г. в течение 10 лет, в первую очередь в России».
[2005:11. (G8 Statement on Non-Proliferation) "We renew our pledge to raise up to $20 billion over ten years to 2012 for Global Partnership priorities, initially in Russia."]
79 Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (25 апреля 2006 г) (http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml).
80 См., например, российско-испанское заявление о совместных действиях по борьбе с терроризмом (принято В. Путиным и Х. Сапатеро в Мадриде 9 февраля 2006 г): (http://www.kremlin.ru/interdocs/2006/02/09/010 6_type72067_101411.shtml), дата доступа — 22 мая 2006 г, или программу действий Российской Федерации и Японии в области сотрудничества в борьбе с терроризмом (подписана В. Путиным и Д. Коидзуми 21 ноября
2005 г в Токио) (http://www.kremlin.ru/text/docs/2005/11/97754.shtml).
81 Национальный портал противодействия терроризму «Россия Антитеррор» (http://www.antiterror.ru/ news/107646983).
82 Информационное агентство Lenta.ru (http://www.lenta.ru/articles/2005/08/18/jointforce/).
83 Информационная телевизионная программа «Вести» (телеканал «Россия») (http://www.vesti.ru/files. html?id=7387).
84 Полный текст закона «О противодействии терроризму», принятого Государственной думой 26 февраля
2006 г. и одобренного Советом Федерации 1 марта 2006 г, см:. http://www.kremlin.ru/text/psmes/2006/03/102799. shtml.
85 Информационная телевизионная программа «Вести» (телеканал «Россия») (http://www.vesti.ru/news. html?id=87664).
Оценка выполнения обязательства: +1
Россия успешно справилась с выполнением обязательства по нераспространению ядерного оружия, предусмотрев в бюджете на 2006 г. в 4 раза больше средств на указанные задачи, чем требовалось в соответствии с соглашением «Группы восьми». В рамках обязательства Россия должна выделить 2 млрд. долл. США в течение 10 лет или 0,2 млрд. долл. в год на программы, направленные на достижение поставленных целей.
В России действуют Федеральные целевые программы, направленные на преодоление последствий радиационных аварий (включая Чернобыль на Украине и Семипалатинск в Казахстане), уничтожение запасов химического оружия, промышленную утилизацию атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания и реабилитацию береговых технических баз. Не существует программ по реабилитации и переквалификации ученых, занимавшихся разработкой оружия — единственное направление, по которому не выполняется обязательство86.
Бюджетом 2006 г. предусматривается выделение на данное направление 0,9 млрд. долл. США. Эта цифра не включает средства на промышленную утилизацию вооружения и военной техники, часть из которых направляется на ликвидацию и вывод из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов и уничтожение химического оружия87.
17. Международная преступность
Обязательство
2005:4 (Борьба с пиратством в сфере прав интеллектуальной собственности и контрафактной продукцией с помощью более эффективных принудительных мер): «Мы усиливаем действия как на своей территории, так и за рубежом с целью сокращения глобальной торговли пиратской и контрафактной продукцией, а также эффективной борьбы с транснациональными сетями, поддерживающими
эту торговлю. В частности, мы будем предпринимать дальнейшие конкретные шаги для того, чтобы повысить эффективность сотрудничества и стратегий противодействия контрафактной деятельности и пиратству в сфере экономики, а также обеспечить тесное сотрудничество представителей силовых структур через анализ совместных рисков, обмен лучшими практиками, усиление существующего сотрудничества на международном уровне, а также между правительствами и частным сектором».
[2005:4 (Reducing IPR Piracy and Counterfeiting Through More Effective Enforcement) "We are deepening these efforts at home and abroad, with the aim of reducing substantially global trade in pirated and counterfeit goods, and efficiently combating the transnational networks that support it. In particular, we will take further concrete steps to:
Improve co-ordination of anti-counterfeiting and anti-piracy crime strategies, and ensure closer co-operation among enforcement officials, including through shared risk analysis, exchange of best practice, enhanced existing cooperation at international borders, and between governments and the private sector."]
Оценка выполнения обязательства: +1
Россией был реализован комплекс мероприятий по охране прав интеллектуальной собственности, в том числе внесены соответствующие изменения в законодательство. По данному направлению Россия активно сотрудничает с зарубежными странами, в особенности с США. В целом можно говорить о том, что Россия выполнила обязательство по снижению торговли пиратской и контрафактной продукцией.
По данным Российского государственного института интеллектуальной собственности, доля контрафактной продукции на рынке аудио- и видеопродукции в 2005 г. снизилась до 67,7% против 80% в 2004 г.88
В качестве примеров совершенствования российского законодательства следует упомянуть изменения в порядке распоряжения
86 Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2006 г.», Приложение № 54, 29 декабря 2005 г. (www1. minfin.ru/budjet/budjet.htm). См. также Приложение «Федеральные программы».
87 Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2006 г.», Приложение № 54, 29 декабря 2005 г. (www1. minfin.ru/budjet/budjet.htm). См. также Приложение «Федеральные программы РФ по нераспространению ядерного оружия».
88 Русские ответили США на обвинения в пиратстве, 18 апреля 2006 г. (http://c-news.ru/cgi-bin/oranews/ get_news.cgi?tmpl=top_print&news_id=200067).
правами на результаты научно-технической деятельности, изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, изменения правил продажи некоторых видов товаров. Кроме того, были подготовлены законопроекты «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» и «Об авторском праве и смежных правах»89.
На протяжении всего рассматриваемого периода Министерство внутренних дел РФ проводило регулярные проверки и рейды. Например, были проведены операции «Сеть», «Плазма» и «Бренд». По результатам последней операции было изъято продукции на общую сумму 100 млн. рублей90.
В 2006 г. начали функционировать Комиссия по разработке действий по защите интеллектуальной собственности и Рабочая группа по разработке и реализации мер по усилению контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности91.
Россия и США тесно сотрудничают по вопросам, касающимся TRIPS92, например, по усовершенствованию российского законодательства и внесению поправок, необходимых для выполнения целей TRIPS, хотя Россия до сих пор не является членом ВТО93.
Таким образом, Россия получает оценку «+1», что означает выполнение обязательства.
18. Возобновляемые энергетические ресурсы
Обязательство
2005:11 (Заключение председателя): «Мы решили принять срочные меры, чтобы ответить
на вызовы, стоящие перед нами. Одобренный нами План действий Глениглса демонстрирует нашу приверженность. Мы предпримем меры по развитию рынков технологий чистой энергии, по повышению их доступности в развивающихся странах, а также для помощи уязвимым сообществам в адаптации к климатическим изменениям».
[ "We resolved to take action to meet the challenges we face. The Gleneagles Plan of Action which we have agreed demonstrates our commitment. We will take measures to develop markets for clean energy technologies, to increase their availability in developing countries, and to help vulnerable communities adapt to the impact of climate change."]
Оценка выполнения обязательства: +1
Россия выполнила обязательство «Группы восьми» по возобновляемым источникам энергии. Прежде всего, председательствуя в «Группе восьми» в 2006 г., Россия взяла на себя обязательство по развитию возобновляемых источников энергии, определив энергетическую безопасность в качестве одного из трех важнейших вопросов повестки дня саммита в Санкт-Петербурге.
Российские официальные лица сделали ряд заявлений, касающихся данного обязательства. В марте 2006 г. на встрече министров энергетики «Группы восьми» министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко заявил, что страны «Группы восьми» должны усилить свои действия по развитию чистых энергетических технологий94.
В рамках энергетической безопасности Россия сотрудничает не только с участниками «Группы восьми». В апреле 2006 г. В. Хрис-
89 Ключевые мероприятия по охране интеллектуальной собственности (ИС) в Российской Федерации (информационно-аналитический материал), 27 марта 2006 г. (http://www.economy.gov.ru/UnidocFileServlet/ FileServlet?unidoc_id=1143652175359&template_id=4).
90 Там же. Обзор публикаций в прессе о деятельности таможенных органов России за период с 14 по 20 января 2006 г., 23 января 2006 г. (http://customs.ru/ru/press/pub/index.php?&date286=200601&id286=9349). Подведены первые итоги операции «Бренд», 11 ноября 2005 г. (http://www.customs.ru/ru/press/of_news/index.php?& date286=200511&id286=8869).
91 Ключевые мероприятия по охране интеллектуальной собственности (ИС) в Российской Федерации (информационно-аналитический материал), 27 марта 2006 г. (http://www.economy.gov.ru/UnidocFileServlet/ FileServlet?unidoc_id=1143652175359&template_id=4). Вниманию участников ВЭД!, 14 марта 2006 г. (http:// customs.ru/ru/ved_info/copyright_pro/detail.php?id286=3157&i286=3).
92 The Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), вступило в силу 01.01.1995.
93 2006 Special 301 Report, Executive Summary. P 26 (http://www.ustr.gov/assets/Document_Library/Reports_ Publications/2006/2006_Special_301_Review/asset_upload_file473_9336.pdf#search=) 'The Special 301 Report 2006'
94 Встреча министров энергетики «Группы восьми». Заявление председателя, 16 марта 2006 г. (http://www. g8russia.ru/news/20060316/1145476.html).
тенко и чрезвычайный и полномочный посол Нидерландов Я.-П. Дирксе подписали Меморандум о взаимопонимании между Мин-промэнерго РФ и Министерством экономики Нидерландов о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии95. Представители Мексики, Индии, Китая, Бразилии и ЮАР также приняли участие во встрече министров энергетики «Группы восьми»96.
В заявлении В. Христенко на встрече министров энергетики «Группы восьми» была отмечена задача преодоления энергетической бедности в странах третьего мира, в частности, путем передачи им технологий производства энергии, современного оборудования и финансовых ресурсов97. Для реализации данных целей на Международной конференции по энергетической безопасности, прошедшей в Москве в марте 2006 г., В. Христенко предложил использовать Фонд передачи технологий в области энергетической эффективности, сбережения энергии, возобновляемых источников энергии и экологически чистых способов использования энергии98.
Россия принимает участие в конференциях и форумах, посвященных вопросам возобновляемых источников энергии, ее доступности в развивающихся странах и помощи уязвимым сообществам в адаптации к изменениям климатических условий. Например, в соответствии с поручением президента России В. Путина Минпромэнерго России ведет подготовку к участию в 10-м Санкт-Петербургском международном экономическом форуме
и выставке «Новые технологии в ТЭК». На выставке будут представлены фундаментальные исследования и альтернативные источники энергии99.
В феврале 2006 г. в Москве состоялся Международный форум водородных технологий производства энергии. Ученые и представители промышленных компаний из России, Европейского союза, США, Канады, Индии призвали мировых лидеров обратить пристальное внимание на проблемы водородной энергетики и поддержать эффективное энергетическое сотрудничество в водородной, промышленной, экологической, культурной и геополитической сферах100.
24 сентября 2005 г. представители России приняли участие во встрече, организованной Всемирным банком и посвященной инвестициям в чистую энергетику и устойчивое развитие. На встрече с участием руководителей региональных банков развития и технологических компаний были предложены практические решения по разработке экологически чистых стратегий роста развивающихся стран101.
Россия принимает участие в различных международных программах в области возобновляемых источников энергии. 1 ноября 2005 г. премьер-министр РФ М. Фрадков подписал Постановление о подписании соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о гранте Глобального экологического фонда для финансирования подготовки проекта «Российская программа развития возобновляемых источников энергии». Данное Соглашение
95 Министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко и чрезвычайный и полномочный посол Королевства Нидерландов Я.-П. Дирксе подписали Меморандум о взаимопонимании между Минпромэнерго РФ и Министерством экономики Нидерландов о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, 12 апреля 2006 г (http://www.minprom.gov.ru/press/release/showNewsIssue?url=activity/ inter/news/87).
96 Министры энергетики «Большой восьмерки» проведут 15 марта двусторонние встречи, 16 марта состоится общая встреча, 15 марта 2006 г (http://www.g8russia.ru/news/20060315/1145329.html).
97 Встреча министров энергетики «Группы восьми». Заявление председателя, 16 марта 2006 г (http://www. g8russia.ru/news/20060316/1145476.html).
98 В Москве начала работу Международная конференция по энергетической безопасности. Министерство промышленности и энергетики РФ, 13 марта 2006 г. (http://www.minprom.gov.ru/press/release/showNewsIssue?u rl=activity/inter/news/67).
99 Опыт Ганновера для Петербурга. Министерство промышленности и энергетики РФ, 28 апреля 2006 г. (http://www.minprom.gov.ru/press/release/showNewsIssue?url=activity/inter/news/95).
100 Ученые предлагают лидерам «Большой восьмерки» обратить внимание на водородные технологии для решения проблемы энергобезопасности. Официальный сайт председательства России в «Группе восьми», 10 февраля 2006 г. (http://en.g8russia.ru/news/20060210/1143045.html).
101 Work on Investment Framework for Clean Energy and Sustainable Development Launched: Finance and Development Ministers Address Climate Change, (Washington), 24 September 2005 (http://web.worldbank.org/WBSITE/ EXTERNAL/NEWS/0,,contentMDK:20660008~menuPK:34463~pagePK:34370~piPK:34424~theSitePK:4607,00.html).
предусматривает финансирование в размере 350 тыс. долл. США102.
Таким образом, Россия принимает меры по развитию рынков чистых энергетических технологий и повышению их доступности в развивающихся странах путем национальных разработок в данной области и международного сотрудничества с целью обмена наилучшими практиками, и следовательно, получает оценку «+1» за полное выполнение данного обязательства103.
19. Изменение климата
Обязательство
2005:2 (Заключение председателя): «Мы будем предпринимать усилия на глобальном уровне для того чтобы решить проблемы, связанные с климатическими изменениями, на Конференции ООН по изменению климата, которая пройдет в Монреале в этом году. Те из нас, кто утвердили Киотский протокол, продолжают следовать ему и работать для достижения его целей».
["We will advance the global effort to tackle climate change at the UN Climate Change Conference in Montreal later this year. Those of us who have ratified the Kyoto Protocol remain committed to it, and will continue to work to make it a success."]
Оценка выполнения обязательства: +1
Россия полностью выполнила обязательство по участию в конференции ООН в 2005 г. В декабре 2005 г. Москва направила делегацию на Конференцию ООН по изменению климата в Монреале, где подписала более 40 решений в отношении усилий мирового сообщества в борьбе с изменениями климата, а
также новые соглашения, связанные с реализацией Киотского протокола104.
Несмотря на некоторую критику Киотского протокола официальными представителями России, страна продолжает работу над данным вопросом. В апреле 2006 г. министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко и министр промышленности, туризма и торговли Испании Х. Мантилья обсудили перспективы сотрудничества в рамках Киотского протокола. В ходе встречи В. Христенко отметил, что «Россия не нарушает никаких обязательств в рамках Киотского протокола, но пока и не может использовать его механизмы в полной мере»105.
Федеральные органы власти продолжают принимать различные меры по выполнению Россией обязательств в рамках Киотского протокола. 26 февраля 2006 г.106 и 1 марта 2006 г.107 глава правительства РФ М. Фрадков подписал два распоряжения по вопросам выполнения Россией обязательств в рамках Киотского протокола. Данные документы предусматривают создание российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, а также российского реестра углеродных единиц для информирования международных и российских государственных и муниципальных организаций об объемах антропогенных выбросов и организации мероприятий, направленных на снижение объема выбросов. Министерство промышленности и энергетики РФ совместно с другими органами федеральной власти должно разработать проект закона, регулирующего вопросы реализации Киотского протокола в России до июня 2006 г.108 На последней сессии ООН по изменению климата в мае 2006 г.
102 Постановление от 1 ноября 2005 г № 653 О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о гранте Глобального экологического фонда для финансирования подготовки проекта «Российская программа развития возобновляемых источников энергии» (http://www. government.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=19277).
103 Об усилиях России в сфере решения проблем, связанных с изменением климата, см. оценку исполнения обязательства № 19.
104 United Nations Climate Change Conference agrees on future critical steps to tackle climate change, UNFCCC Secretariat, (Montreal), 10 December 2005.
105 Россия пока не может использовать механизмы Киотского протокола в полной мере. Министерство промышленности и энергетики РФ, 24 апреля 2006 г. (http://www.minprom.gov.ru/press/release/showNewsIssue?url= activity/energy/news/199).
106 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 215-р (http://www. government.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=20507).
107 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2006 г. № 278-p (http://www. climatechange.ru/russia/Order278.doc).
108 Россия собирается выполнить Киотский протокол. Представительство Фонда защиты дикой природы в России, 15 марта 2006 г. (http://www.wwf.ru/resources/news/article/2261).
в Германии (Бонн) российская делегация призывала к разработке обязательств в рамках реализации Киотского протокола в будущем (с 2012 г.)109.
Россия также сотрудничает с другими странами в вопросах изменения климата. Всемирный банк и другие инвесторы подтвердили финансирование 18 проектов, часть из которых будет реализована в России. Данные инвестиции направлены на снижение выбросов углекислого газа110.
Над выполнением обязательств Киотского протокола работают не только представители государственной власти, но и частные компании. ОАО «Волга» заключило с австрийской компанией «CAMCO International AG» соглашение о создании и продаже сокращений выбросов парниковых газов по проекту строительства корьевой котельной с использованием оборудования и технологии компании «Wellons» (США). Реализация данного проекта приведет к сокращению выбросов парниковых газов как минимум на 400 тыс. тонн СО2 за пять лет с 2008 по 2012 гг.111
Проблемы изменения климата включаются в систему российского образования. Студенты энергетических специальностей ряда высших технических учебных заведений в ближайшем будущем смогут изучать новый курс — «Энергоэффективность и проблема изменения климата». Курс был разработан представительством Фонда защиты дикой природы (WWF) в России совместно с ОАО «Уральский центр энергосбережения и эко-
логии»112.
Россия приняла активное участие в Конференции ООН по изменению климата и продолжает работу по реализации Киотского протокола.
Таким образом, Россия получает оценку «+1» за полное выполнение обязательства по изменению климата.
20. Цунами
Обязательство
2005:16 (Заключение председателя): «По прошествии шести месяцев после чудовищной трагедии в Индийском океане 26 сентября 2004 г., мы подчеркиваем нашу поддержку деятельности ООН в сфере гуманитарной помощи и реконструкции после цунами, а также подтверждаем наше обязательство уменьшить риск будущих стихийных бедствий и поддержать реформу системы гуманитарной помощи».
[ "Six months on from the enormous tragedy of the Indian Ocean disaster on 26 December 2004, we have underlined our support for UN work on post-tsunami humanitarian aid and reconstruction, as well as confirming our commitment to reduce the risk from future disasters and to encourage reform of the humanitarian system". — Chair Summary (final press conference)]
Оценка выполнения обязательства: +1
Российское правительство предприняло значительные шаги, чтобы выполнить данное обязательство, оказывая гуманитарную и финансовую помощь странам, пострадавшим от цунами, и сотрудничая с европейскими агентствами по чрезвычайным ситуациям. Что касается прямой гуманитарной помощи странам, пострадавшим от цунами, правительство РФ отправило в Джакарту корабль «Амарилес» с 20 тыс. тонн пшеницы и перечислило 10 млн. долл. США на программы ООН по ликвидации последствий стихийного бедствия113.
Являясь получателем средств Парижского клуба, Россия не могла предложить мораторий на выплату долгов странами, пострадавшими от цунами, но ускоренная выплата российского долга Клубу будет способствовать введению моратория114. Министр финансов РФ А. Кудрин обращает особое внимание на финансовую помощь через фонд специальных
109 163 страны-участницы Киотского протокола договорились об углублении сотрудничества. Представительство Фонда защиты дикой природы в России, 26 мая 2006 г (http://www.wwf.ru/news/article/2419).
110 ООН готова помочь странам Восточной Европы снизить эмиссии парниковых газов, 14 февраля 2006 г (http://www.climatechange.ru/news/news160.htm).
111 ОАО «Волга» намерено продать 400 тыс. тонн Ш2, 4 апреля 2006 г (http://www.climatechange.ru/news/ news175.htm).
112 Учиться, учиться, учиться... энергоэффективности. Представительство Фонда защиты дикой природы в России, 20 марта 2006 г. (http://www.climatechange.ru/news/news171.htm).
113 Заявление начальника отдела международной деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Ю. Бражникова (http://www.mchs.gov.ru/article.html?id=569).
114 Пресс-конференция А. Кудрина по итогам встречи министров финансов «Большой восьмерки» 11 февраля 2006 г. в Москве (http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/01324F12B5CBD427C3257114002F3565).
прав заимствования МВФ, создание которого было инициировано в сентябре прошлого года министрами финансов стран «Большой восьмерки», чтобы покрыть расходы на экстренную помощь в случае стихийных бедствий, и где накоплено около 115 млн. долл. США (в том числе от российского правительства 30 млн. долл. США, т.е. 26%)115.
В отношении реформы системы гуманитарной помощи Россия продемонстрировала низкий уровень исполнения обязательства. 19 стран-членов ООН внесли взносы в новый Центральный чрезвычайный фонд реагирования ООН (UN Central Emergency Response Fund — CERF), но Россия не вошла в их число.
В сфере международного сотрудничества Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ совместно с немецкими коллегами создало совместную спасательную авиагруппу «Глобалавиаспас»116 в качестве первого шага к созданию единой системы развития европейских спасательных сил на случай природных катастроф117.
21. Транспортировка по суше
Обязательство
2005:9 (План действий Глениглса: изменение климата, чистая энергия и устойчивое развитие): «Мы будем способствовать развитию экологически безопасного и более эффективного транспорта, а также поддерживать его распространение путем принятия активных мер по увеличению продаж, в том числе через использование государственных закупок как инструмента развития рынка».
['We will encourage the development of cleaner, more efficient and lower-emitting vehicles, and promote their deployment, by: Adopting ambitious policies to encourage sales of such vehicles in our countries, including making use of public procurement as appropriate to accelerate market development."]
Оценка выполнения обязательства: -1
Несмотря на критику в адрес России, правительство страны в некоторой степени продвинулось в выполнении принятых на саммите в Глениглсе обязательств по развитию экологически безопасного транспорта. Россия приняла технические стандарты по требованиям к выбросам загрязняющих веществ транспортными средствами. 22 апреля 2006 г. данные технические стандарты вступили в силу. Основной целью регламента является поэтапное улучшение экологических свойств автомобилей на территории России118. В настоящее время введен стандарт «Евро-2» для выбросов автомобилей с последующим переходом к стандартам «Евро-3, 4 и 5»119.
Поскольку данные регулирующие меры не включают в себя прямых действий, таких как государственные закупки экологически безопасных транспортных средств, то они являются недостаточными для выполнения обязательства. Тем не менее, реализованные меры — лишь первые шаги в данном направлении. Российское правительство заявило о постепенном совершенствовании экологических характеристик транспортных средств на территории России и это означает, что работа в данном направлении будет продолжаться120.
115 Пресс-конференция А. Кудрина по итогам встречи министров финансов «Большой восьмерки» 11 февраля 2006 г в Москве (http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/01324F12B5CBD427C3257114002F3565)..
116 С. Шойгу: Россия и Германия создают совместную авиагруппу для борьбы с последствиями катастроф в Европе. МЧС РФ (http://www.mchs.gov.ru/article.html?id=8354).
117 С. Шойгу выступил с предложением разработать единую концепцию развития европейских сил борьбы с катастрофами. МЧС РФ (http://www.mchs.gov.ru/article.html?id=8404).
118 Европейский стандарт. Министерство промышленности и энергетики РФ, 22 апреля 2006 г (http://www. minprom.gov.ru/press/release/showNewsIssue?url=activity/auto/news/84).
119 Russian Deputy Minister of Foreign Affairs Alexander Yakovenko Answers a Media Question Regarding Approval by Government of Special Technical Regulations on Requirements for Emissions of Harmful (Polluting) Substances of Motor Vehicles Manufactured in the Russian Federation, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, (Moscow), 6 October 2005 (http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/e78a48070f128a7b43256999005bcbb3/c1b73a1e4adeee38c32570 9200585e94?OpenDocument).
120 Европейский стандарт. Министерство промышленности и энергетики РФ, 22 апреля 2006 г (http://www. minprom.gov.ru/press/release/showNewsIssue?url=activity/auto/news/84).
Приложение
Федеральные программы РФ по нераспространению ядерного оружия
№ п/п Номер программы Объем финансирования
Наименование программы тыс. руб. тыс. долл. (1$ = 28 руб.)
1 Федеральная целевая программа «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 гг.» 1002100 2493240 89044
2 Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г» 1002900 533520 19054
3 Подпрограмма «Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС» 1002901 277610 9915
4 Подпрограмма «Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» 1002903 161310 5761
5 Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» 1003200 18287980 653142
6 Подпрограмма «Реформирование предприятий атомной промышленности (ядерно-оружейного комплекса) на 20022006 гг» 1003901 1305600 46629
7 Подпрограмма «Промышленная утилизация атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания и реабилитация береговых технических баз (2005-2010 гг.)» 1005401 2073400 74050
8* Расходы общепрограммного характера по Федеральной целевой программе «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 гг.)» 1005403 1849700 66061
* Средства в рамках этой программы выделяются не только на цели, связанные с ядерным оружием, но также на утилизацию других видов оружия. Относятся к целям обязательства такие статьи программы, как ликвидация и вывод из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов и уничтожение химического оружия. Но поскольку отдельно выделить эти суммы невозможно, средства, выделяемые по этой программе (66 млн. долл.), не учитывались в общем подсчете.