Научная статья на тему 'Наша педагогическая династия'

Наша педагогическая династия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наша педагогическая династия»

НАША ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ

С. А. Якушенко, Т. А. Лесникова, преподаватели ГБОУ СПО «Междуреченский горностроительный техникум»

История нашей династии важна не только для учебного заведения, в котором мы работаем, региона, в котором живем, но и для страны, мира в целом. В судьбе представителей нашей семьи отразились судьбы многих поколений людей, история всей России и русского зарубежья. Из поколения в поколение члены нашей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали разные предметы, но их объединяли профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям. История педагогической династии начинается с конца XIX века. В целом же педагогический стаж династии составляет более 500 лет!

6 мая в селе Каменевка Змеиногорского уезда Томской губернии (ныне Шемонаихин-ский район Восточно-Казахстанской области) близ Николаевского рудника в многодетной семье горнорабочего родился Георгий Дмитри-

ев. А. Якушенко Т. А. Лесникова

евич Гребенщиков — писатель, критик, журналист, общественный деятель, педагог, наш прадед.

Георгий Дмитриевич Гребенщиков —

сын сибирского крестьянина и казачки станицы Убинской. Не имея возможности окончить даже сельскую начальную школу, он стал почетным доктором филологии, профессором

Николай Рерих и Георгий Гоебенщиков

одного из американских университетов, почетным доктором Академии наук и искусств Испании, Мексики, обладателем литературных премий многих стран мира. Гребенщиков — автор более ста романов, новелл, рассказов, драматических произведений, большая часть которых переведена на многие европейские языки.

В 1905 году Георгий, перепробовав множество профессий, занялся журналистикой. В 1906 вышел сборник рассказов и очерков «Отголоски сибирских окраин». С 1909 года работал ответственным секретарем журнала «Молодая Сибирь», поступил вольнослушателем в Томский университет. Познакомился с Г. Н. Потаниным и разделял его взгляды на Сибирь.

Октябрьские события 1917-го не принял. Годы Гражданской войны провел в Крыму, работая в местной печати. В 1920 году эмигрировал. Жил сначала во Франции, в Париже, тесно общался с Н. Рерихом, Ф. Шаляпиным, К. Бальмонтом. В 1924-м переехал в США. В штате Коннектикут основал селение Чураев-ку, создал совместно с Н. Рерихом книжное издательство «Алатас».

В 30-е Георгий Гребенщиков — один из духовных лидеров русской эмиграции в Америке. Вел переписку с А. Куприным, И. Буниным, Н. Рубакиным, представителями династии Романовых. Много внимания уделял пропаганде русской культуры, говоря о ее вкладе в духовную культуру Запада. В конце 30-х переселился во Флориду, в Лейкленд, где преподавал русскую литературу и историю в университете. Там он остался до конца жизни.

А. И. Ветлугина, Я. С Ветлугин. с детьми А. Я. Фоминых и Л. Я. Шрамко

Всемирно известны следующие произведения Г. Д. Гребенщикова:

• В просторах Сибири. В 2 кн., 1913-1915.

• Змей Горыныч, 1916.

• Степь, да небо, 1917.

• Чураевы. В 6 тт., Paris, New York, 19221837, Иркутск, 1982.

• Былина о Микуле Буяновиче, New York, 1924.

• Радонега. Сказание о Святом Сергии, Southbury, 1938, 2-е изд. — 1954.

• Златоглав. Southbury, 1939.

Многие видные писатели и деятели русской культуры видели в нем надежду и гордость русской литературы, его творчество высоко ценили М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, Ф. Шаляпин, Н. Рерих, Л. Н. Толстой. Гребенщиков — один из самых значительных писателей русского зарубежья.

В 1933 году идет обсуждение о выдвижении на Нобелевскую премию двух русских писателей: Бунина и Гребенщикова, но Гребенщиков отказался от участия в конкурсе в пользу Бунина. Некоторые русские с сожалением восприняли этот отказ, считая Гребенщикова лучшим современным русским писателем. Его педагогический стаж — 12 лет.

Ветлугин Яков Семенович, племянник Г. Д. Гребенщикова, наш дед и продолжатель династии — учитель истории и географии. Закончил Алма-Атинский учительский институт.

В послевоенное время поднимал и восстанавливал школы Восточно-Казахстанской области, работая сначала директором школ в селах Каменевка, Девятка, Жерновка, Пол-Лог, Суга-товка, Рассыпное, Шульба, Бородулиха, а затем — заведующим Шульбинского, Бородули-хинского районных отделов народного образования. Отличник просвещения, ветеран Великой Отечественной войны, награжден многочисленными орденами и медалями, дипломами и грамотами за плодотворный труд. Идеи просветительства он пронес через всю свою жизнь, мечтая создать собственную семейную школу. Педагогический стаж — 41 год.

Ветлугина Анна Ивановна, наша бабушка, окончив кратковременные учительские курсы, не имея высшего образования, какое-то время после войны работала учителем начальных классов. Но пятеро детей и постоянные переезды в связи с работой мужа вынудили ее оставить учительскую работу, о чем она жалела до конца жизни. Педагогический стаж — 3 года.

Асташкина Анна Семеновна, сестра Якова Семеновича, закончила Алма-Атинский учительский институт. Работала учителем начальных классов. Отличник просвещения, ветеран труда, награждена районными и областными грамотами за плодотворный труд. Ее ученики постоянно занимали призовые места на олимпиадах. Активно занималась общественной деятельностью. В последние годы жизни работала председателем совета ветеранов. Пела в хоре ветеранов. Воспитала двух сыновей: Валерия и Владимира (который будет работать учителем труда). Педагогический стаж — 40 лет.

Ветлугин Асташкина

Яков Семенович Анна Семеновна

Фоминых Алевтина Яковлевна,

Институт повышения квалификации

Вялкова Елизавета Матвеевна (наша бабушка, сестра деда) закончила Алма-Атинский учительский институт. Работала учителем начальных классов. Была предана профессии учителя. Воспитала 5 детей. Двое из них пошли по стопам матери. Геннадий, младший сын, работал учителем в Москве, а старший, Владимир, работал сначала в школе, позже — профсоюзным деятелем в селе Рассыпное. Вместе с женой, учителем географии, воспитали 6 детей. Педагогический стаж Елизаветы Матвеевны — 40 лет.

Вялкова Клавдия Матвеевна (бабушка, сестра деда) закончила Алма-Атинский учительский институт. Работала учителем начальных классов — 42 года.

Жерновская средняя школа

Ветлугин Яков Семенович, Асташкина Анна Семеновна, Вялкова Елизавета Матвеевна, Вялкова Клавдия Матвеевна с 1944 года поднимали образование в Шеманоихинском районе Восточно-Казахстанской области. Педагогическая династия стала основоположником послевоенного развития и становления школьного образования всего района. Они были единственными учителями в селе в послевоенное время.

Асташкин Владимир Петрович (дядя, сын Асташкиной Анны Семеновны) закончил Усть-Каменогорский пединститут, факультет трудового воспитания.

Жил в Усть-Таловке и работал учителем ручного труда. Педагогический стаж — 10 лет.

Фоминых Алевтина Яковлевна (дочь Якова Ветлугина) закончила факультет филологии Усть-Каменогорского пединститута. Сначала работала учителем немецкого языка в г. Усть-Каменогорске, затем — учителем русского языка и литературы. Отличник народного образования, учитель-методист высшей категории, ветеран труда, преподаватель института повышения квалификации г. Усть-Каменогорска, учитель-наставник. Разработала методику модульного обучения, которая актуальна и в наше время. Работая в экспериментальной школе, апробировала новую методику и выпустила методическое пособие. Наработанный ею материал был использован ее учениками при написании диссертаций. Идеи просветительства, заложенные ее отцом и дедом, воодушевляли ее на разработку и применение новых форм и методов обучения для повышения качества образования. Замечательный классный руководитель.

У нее огромное количество благодарных учеников по всему миру.

Последние годы жизни работала в Междуреченском горностроительном техникуме, где сейчас трудятся ее дочери — Светлана Александровна Якушенко и Татьяна Александровна Лесникова. Педагогический стаж Алевтины Яковлевны — 42 года.

Шрамко Людмила Яковлевна (тетя, сестра мамы) закончила физико-математический факультет Усть-Каменогорского пединститута. Работала учителем математики в Усть-

Таловской средней школе Шемонаихинского района под руководством отца. Награждена районной грамотой за плодотворный труд. Педагогический стаж — 40 лет.

Кобец Валентина Яковлевна (тетя, сестра мамы) закончила факультет филологии Семипалатинского пединститута. Работала учителем русского языка и литературы, занималась организацией детского движения, совмещала работу учителя и пионерской вожатой. Награждена районной грамотой за плодотворный труд, лауреат областного конкурса «Учитель года». Педагогический стаж — 10 лет.

Лесникова Татьяна Александровна, дочь Фоминых Алевтины Яковлевны, закончила факультет иностранных языков Усть-Каменогорского пединститута. Преподаватель Междуреченского горностроительного техникума, имеет высшую квалификационную категорию.

Ее студенты постоянно принимают участие в олимпиадах разного уровня и занимают призовые места. Для поддержания интереса к иностранному языку под ее руководством проводятся такие праздники как «День Святого Валентина», «Английский вечер», «Хэллоуин», а также встречи и совместные уроки с зарубежными гостями. Награждена почетной грамотой департамента науки и профессионального образования Кемеровской области, благодарственным письмом Администрации Кемеровской области и многочисленными грамотами Администрации МГСТ. Педагогический стаж — 27 лет.

Якушенко Светлана Александровна, дочь Фоминых Алевтины Яковлевны, получила второе высшее образование в НСУ по специальности «экономика», учится в магистратуре в Москве, работает преподавателем экономических дисциплин. Имеет высшую квалификационную категорию, прошла профессиональное обучение в Москве и получила сертификат, подтверждающий ее высокий профессиональный уровень. Имеет публикации, печатные учебные пособия, статьи в различных периодических изданиях, участвовала в конкурсе «Учитель года».

Шрамко Людмила Яковлевна

Кобец Валентина Яковлевна

Светлана Александровна работала преподавателем, начальником отдела контроля качества, заместителем директора по дополнительному образованию и информатизации. Награждена почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, Администрации Кемеровской области, благодарственным письмом Администрации Кемеровской области и многочисленными грамотами Администрации Между-реченского горностроительного техникума. Педагогический стаж— 21 год.

Династия — это преемственность поколений одного рода в том или ином виде деятельности. В педагогических династиях преподавание — это уже не просто профессиональное занятие, это культурное явление.

Удивительным образом переплетаются судьбы членов семей нашей династии. Во вновь создаваемых семьях появляются новые учителя. Так произошло и в семье Светланы Александровны. Родители ее мужа также являются преемниками учительской династии.

Якушенко Анатолий Яковлевич прошел путь от учителя физики и трудового обучения до директора школы. Награжден медалью, многочисленными грамотами за заслуги в образовании. Педагогический стаж работы в школе — 46 лет.

Якушенко Валентина Тихоновна — учитель математики, верная помощница и сподвижница своего мужа, везде следовала за мужем. Они вместе поднимали образование на се-

ле в Казском районе Кемеровской области. Педагогический стаж работы в школе — 38 лет.

Ковалькова (Якушенко) Анна Яковлевна — учитель математики в средней школе г. Киселевска Кемеровской области. Педагогический стаж — 35 лет.

Богунова Людмила Геннадьевна — мастер производственного обучения в ГБОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум». Педагогический стаж— 41 год.

Якушенко Ольга Владимировна (дочь С. А. Якушенко) — студентка 2-го курса НГТУ, бизнес-тренер курсов по психологии. Стаж работы — пока полгода.

Необходимо упомянуть об основателе династии Якушенко — Карасеве Тарасе Петровиче, который еще в дореволюционное время работал учителем в церковно-приходском училище на территории Алтайского края.

Таким образом, наша педагогическая династия насчитывает 6 поколений учителей, педагогический стаж— более 500 лет.

Несмотря на трудности, сложнейшие профессиональные задачи, люди выбирают работу в образовании. Педагогика требует от преподавателя того, что мы привыкли называть «призванием». Если дети, внуки и правнуки основателя династии также выбрали профессию учителя, значит, в этом есть некий смысл. Их заслуги вызывают уважение к этим людям и к самой профессии. Каждый представитель этой династии по-своему уникален.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.