Научная статья на тему 'Учительская династия Бочковских'

Учительская династия Бочковских Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учительская династия Бочковских»

Светлана Петровна Дедюкина,

старший преподаватель биолого-географического факультета (БГФ) Якутского государственногоуни-верситета (ЯГУ) им. М.К. Аммосова.

Светлана Иннокентьевна Степанова,

кандидат химических наук, БГФЯГУ.

Избрать путь учителя решается далеко не каждый. Это призвание, готовность к нелегкому пути поисков, сомнений и переживаний, упорного, каждодневного труда и творчества. Семья Бочковских, от поколения к поколению передающая эстафету профессии учителя, в настоящее время имеет 200-летний педагогический стаж. Основатель учительской династии - Всеволод Иванович Боч-ковский, старший сын в семье коренных якутян - Ивана Ивановича и Анастасии Петровны Бочковских. Отец-уроженец Ленского улуса, кавалер ордена «Знак Почета» - работал связистом. Мать родом из Олекмин-ска. Там же в 1907 г. появился на свет сын Всеволод. В 1929 г. в Якутске он закончил школу II ступени. Это были ускоренные курсы для подготовки учителей, которых не хватало в то время. Здесь Всеволод встретил и полюбил

С. П. Дедюкина, С. И. Степанова

очень красивую девушку Ираиду, ставшую его женой. После окончания курсов молодая семья по комсомольской путевке приехала в с. Уол-ба Алексеевского (ныне Таттинского) улуса. На благодатной таттинской земле зародилась учительская династия Бочковских. Всеволод и Ираида учили детей и взрослых читать, писать, преподавали почти все предметы от биологии до физкультуры. Один год они работали также в с. Бютэйдэх Мегино-Кан-галасского улуса.

В 1931 г. семья переехала в г. Якутск, где через год открылся Комбинат связи (ныне - Якутский радиотехнический колледж). Бочковские внесли значительный вклад в его становление: Всеволод Иванович преподавал физику, химию и электротехнику, Ираида Мисайловна - биологию. В 1940 г. они вместе поступили в

Семья Ивана Ивановича и Анастасии Петровны Бочковских (четыре сына, четыре дочери, зять, невестка и три внучки). Сидят (слева направо): 1-я, 2-я - сестры; 3-я - невестка Ираида Мисайловна со старшей дочерью и первой внучкой Бочковских -Светланой; 4-й - отец Иван Иванович со второй внучкой; 5-я - мать

Анастасия Петровна с младшим сыном; 6-я - сестра с дочкой (третья внучка). Стоят (слева направо): старший сын Всеволод; 2-й, 3-й, 5-й - братья и сестра; 4-й - зять.

Учителя Уолбинской школы крестьянской молодежи.

Слева - Ираида Мисайловна, в центре - Всеволод Иванович Бочковские. 1929 г.

Якутский пединститут, но, к сожалению, окончить его не смогли - началась война. Главу семьи 3 августа 1941 г. призвали в армию и отправили на Восточный фронт, где он готовил снайперов и работал в лаборатории химической защиты. Ираида Мисайловна с тремя маленькими детьми продолжала учительствовать, взвалив на себя и нагрузку мужа на Комбинате связи.

В декабре 1945 г. Всеволод Иванович вернулся и продолжил преподавание физики и электротехники. Он первым в республике приступил к программированному обучению, организовав кабинет технических средств, который стал «полигоном» для изучения и обобщения всего нового в методике преподавания физики. Модные сейчас тесты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) уже в то время применялись учителями разных городов, в том числе и Якутска. Размножить учебный материал

для учащихся было сложно. Всеволод Иванович и здесь нашел выход-использовал возможности фотографии.

В.И. Бочковский поддерживал постоянную связь с Владимирским педагогическим институтом, в частности, с заведующим кафедрой программирования профессором Д.И. Пеннером. Всеволод Иванович ездил по республике, обучал учителей физики, химии, приглашал на свои занятия, выступал на республиканских и всесоюзных конференциях. За безупречный и долголетний труд он был награжден орденом «Знак Почета», получил звание заслуженного учителя ЯАССР. Всеволод Иванович умел делать очень многое и передавал навыки студентам и своим детям. Он очень любил походы, природу, прививал бережное отношение к ней; знал музыкальную грамоту и играл на многих струнных инструментах.

Ираида Мисайловна была прекрасным воспитателем, хорошим психологом и умелым организатором, любящей матерью, главной опорой увлеченного работой мужа. Ее любили ученики и студенты, она умела найти подход к каждому. Когда работала заведующей

Ираида Мисайловна и Всеволод Иванович со своими учениками из школы крестьянской молодежи. 1930 г.

Всеволод Иванович на Комбинате связи во время занятий. 1972 г.

заочным отделением, заочники - взрослые люди - называли ее мамой. В 1999 г. Ираиде Мисайловне исполнилось 92 года, и ее ученикМ.И. Коновалов вручил ей свою книгу «Через годы, версты, космос» с дарственной надписью.

Всеволод Иванович и Ираида Мисайловна воспитали прекрасных детей. Это дочери Светлана, Виктория, Татьяна и сын Владислав.

Старшая их дочь Светлана родилась в 1931 г. и была главной помощницей в многодетной семье. Во время войны, как и все дети того времени, трудилась в подсобном хозяйстве горкомхоза на острове Хатыыстах. Она получала не иждивенческую, а рабочую карточку на хлеб.

От отца с фронта приходили письма. В одном из них было написано: «Для того, чтобы построить светлую жизнь, надо много знать. Знания не приходят сами, а их приобретают работой над собой. Чудеса бывают только в сказках. Добрые феи-волшебницы тоже в сказках, но даже в сказках не всем они помогают. К лентяям, слабым, ничего не умеющим, кзлым и безвольным не приходит сказочная удача...». Эти слова отца для Светланы стали главным ориентиром в жизни. Закончив школу № 8 города Якутска, она выбрала профессию учителя и в 1953 г. поступила в Якутский педагогический институт, осуществив мечту своих родителей.

После окончания вуза Светлана Всеволодовна работала ассистентом на кафедре общей и неорганической химии Якутского пединститута. Затем вышла замуж и выехала в Москву, преподавала химию в одной из школ Московской области. На курсах повышения квалификации в Московском городском и областном институтах усовершенствования учителей она прослушала лекции ведущих ученых, авторов школьных учебников по химии. Ознакомилась и с промышленным производством на заводе синтетических волокон. С таким багажом в 1963 г. Светлана Всеволодовна вернулась в родной Якутск.

Здесь она преподавала на кафедре общей и неорганической химии биолого-географического факультета ЯГУ до ухода на пенсию.

Светлана Всеволодовна организовала кабинет методики преподавания химии, где совершенствовали свое мастерство учителя со всей республики. На основе кабинета возникла кафедра методики преподавания химии, биологии и географии. Она была автором программы для открывшейся физико-математической школы при ЯГУ. Будучи преподавателем университета, проходила стажировку на кафедре методики преподавания химии в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Московском пединституте, участвовала во Всероссийской конференции «О создании новых учебников и номенклатуре химических соединений» в г. Кемерово. В 1969 г. была введена новая программа по химии, и Светлана Всеволодовна с Иваном Николаевичем Ефимовым разработали углубленный курс по методике преподавания химии в школе.

«Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность с мудростью», - сказал В.А. Сухомлинский. Именно эти качества, свойственные Светлане Всеволодовне, перешли кее детям и ученикам. Учитель славен своими учениками, а их, достойных своего учителя, у Светланы Всеволодовны немало: А.И. Павлова; М.Л. Брюханова; Л.А. Блюммер; С.А. Луковцева; А.П. Корякина; Ф.И. Попов; A.A. Охлопкова - доктор технических наук, профессор кафедры органической химии и высокомолекулярных соединений БГФЯГУ; З.И. Иванова - доктор биологических наук(жи-вети работаетв США); С.И. Степанова-кандидатхимических наук, доцент; Л.П. Маленова - кандидат педагогических наук, доцент и многие другие.

Светлана Всеволодовна воспитала прекрасных дочерей. Старшая дочь Марина после окончания БГФ ЯГУ работала учителем химии в средней школе № 10, затем преподавателем высшей категории в речном училище. Сейчас она продолжает работать там, а также как совместитель - в Академии водного транспорта. Вторая дочь - Елена - с отличием окончила биологический факультет ЯГУ, сейчас она учитель биологии высшей категории Якутского городского лицея, отличник народного образования РС(Я). Елена давно занимается спортивным ориентированием, имеет 1 разряд, неоднократная чемпионка республики. Елена руководила кружком по этому виду спорта, а сейчас передала полномочия своей дочери Ульяне - студентке 2-го курса факультета психологии ЯГУ. Муж Елены Владимировны - Макаров Михаил Николаевич - гидрогеолог, человек, понимающий и тоже любящий природу. Их старший сын Николай -студент 5-го курса инженерно-технического факультета ЯГУ, кандидат в мастера спорта по спортивному ориен-

матика. Но Татьяна в 1955 г. поступила на математическое отделение Якутского пединститута и успешно его окончила. Она считает, что ей повезло не только с родителями, но и педагогами, у которых училась, а позже - с коллегами. С гордостью и благодарностью вспоминает сегодня Татьяна Всеволодовна своих преподавателей: Панкратия Ивановича Шадрина, Ревекку Исаевну Эстеркес, Василия Васильевича Алексеева, обладавших талантом готовить настоящих учителей.

После окончания пединститута она была распределена на работу в Бердигестяхскую среднюю школу Горного района. Молодые учителя приехали сюда из многих мест России: Казани, Иваново, Воронежа, Калуги, Ярославля, Владимира, Чувашии, Светлана Всеволодовна с дочерьми: слева - Елена, Сызрани. Все они находили под-

справа - Марина. Ноябрь, 1986 г. держку и одобрение у более опыт-

ных коллег, в первую очередь, -завуча школы Молота Сергееви-

тированию, имеет 5-й разряд. Средний сын Алексей - ча Слепцова. Позже, успешно

ученик 11 класса школы № 2 г. Якутска, тоже занимается трудясь в разных школах столицы республики, Т. В. Боч-спортивным ориентированием. У него первый разряд, а в ковская вспоминала это время с особым теплом. 2006 г. он стал чемпионом республики среди взрослых. Программированное обучение Татьяна Всеволодов-

Вторая дочь Бочковских, Виктория (по мужу Гамяни- на использовала в школе № 17, где впервые в г. Якутске на), была в первой десятке лучших пионеров направ- _ — ч ленных во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» еще в военном 1945 г. Закончив школу с серебряной медалью, Виктория поступила на химико-технологический факультет Московского текстильного института (ныне Текстильная Академия). После его окончания вернулась в Якутск, где много лет заведовала лабораторией аналитической химии Института геологии Якутского филиала АН СССР. С мужем Г.Н. Гамяниным, доктором геолого-минералогических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, Виктория Владиславовна вырастила троих детей.

Профессию учителя выбрала и младшая дочь Бочковских - Татьяна, которая мечтала об этом с двенадцати лет. Учителя и родители были удивлены, что тихая, очень хрупкая девушка объявила о выборе Елена Владимировна Макарова (слева) с дочерью Ульяной, чемпионкой будущей специальности мате- республики по спортивному ориентированию.

силами студентов был оборудован специальный класс. К ним приходили за опытом учителя из других школ. На якутском телевидении просили киноролики уроков. И не только земляки переняли ее опыт. Технология обучения Т.В. Бочковской, Отличника народного просвещения, педагога с 40-летним стажем, была внедрена в школах Красноярского края (г. Назарово).

Любовь к родному краю, жажду познания и активных действий унаследовал и сын Боч-ковских - Владислав Всеволодович. В юности, после школы, он работал на телевидении, потом служил в пограничных войсках, был награжден медалью «За воинскую доблесть». После армии вернулся на телевидение и с тех пор не расстается с кинокамерой. Владислав Бочковский - один из создателей фильмов «Утро алмазного края», «Солнце над землей Олонхо» и др. За свои фильмы он неоднократно получал «Гран-при». Как журналисту ему дважды вручали премию «Золотое перо». Владислав женат, у него двое детей.

Всех Бочковских отличает

Елена-Отличникпросвещения РС(Я). Всем ныне здравствующим членам династии в 2000 г. был вручен почетный знак«Династия педагогов РС(Я)».

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» - эти слова Л.Н. Толстого можно в полной мере отнести к учителям династии Бочковских-труженикам и патриотам.

увлеченность работой, преданность своей профессии, любовь к людям. Труд учителей этой семьи высоко оценен. Всеволод Иванович - заслуженный учитель ЯАССР, награжден орденом «Знак Почета». Светлана имеет нагрудный знак «Отличник высшей школы», недавно ей был вручен почетный знак «Учитель учителей». Татьяна - Отличник просвещения РСФСР,

Среда обитания и здоровье человека на Севере: Эколого-медицинский аспект/Д.Д. Саввинов, П.Г. Петрова, Ф.А. Захарова и др. -Новосибирск: Наука, 2005.-291 с.

В монографии анализируются социально-экономическое положение, среда обитания и состояние здоровья взрослого и детского населения Западной Якутии. Предлагаются рекомендации по оздоровлению общей экологической ситуации в регионе.

Книга рассчитана на экологов, медиков, геологов, учителей, работников охраны природы.

Татьяна Всеволодовна Бочковская (в первом ряду слева) со своими, уже взрослыми, учениками. Март, 2001 г.

■ О'да ■ '¡ИМШ И Ш ,1 .)"•'

* I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.