УДК 39 (07)
Л.В. ЗАГРЕКОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected] Л.В. КИЛЬЯНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Е.М. СОЛИЧЕВА, студент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ: ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЯ
L.V. Zagrerova, L.V. Kilyanova, E.M. Solicheva
PEDAGOGICAL DYNASTY: THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE THEORY, EDUCATIONAL PRACTICE AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS
В статье исследуются сущность понятий «династии», в частности, рассматриваются педагогические династии. Исследование посвящено изучению механизма социального воспроизводства семейных традиций, мотивов в выборе профессиональной деятельности своих предшественников на примере педагогической династии семьи Иорданских (Михаил Анатольевич Иорданский, Лилия Игоревна Иорданская - муж и жена, преподаватели НГПУ им.К.Минина) (номинация «Из века в век»). На основе социально-ретроспективного анализа делается вывод о том, что связь времен неразрывна и служит одной из самых ценных особенностей культуры общества: в нем сосредоточены и взаимосвязаны трудовые навыки и творческие принципы многих поколений.
Ключевые слова: династии, педагогические династии, верность педагогической профессии.
This article examines the essence of the concepts of "dynasty", in particular, discusses the pedagogical dynasty. The study investigates the mechanism of social reproduction of family traditions, and motives in the choice of the professional activities of their predecessors for example, teaching dynasty family Jordan (Michael A. Jordan, Lily I. Jordan - husband and wife, teachers NSPU Im. K. Minina) (nomination "From age to age"). On the basis of socio retrospective analysis concludes that the connection times are inextricably and is one of the most valuable features of culture: it focused and related employment skills and creative principles of many generations. Keywords: dynasty, pedagogical dynasty, loyalty to the pedagogical profession.
Сущность понятия «династии». Анализ научной литературы показал, что понятие «династия» имеет различные аспекты: философский, социологический, педагогический. Под философским аспектом понимается переход мировоззрений и убеждений и духовный прогресс от одного поколения к другому; под социологическим - череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам; под педагогическим - это передача профессионального опыта и верность педагогической профессии из поколения в поколение. Термин «династия» (от греч.dynasteia - господство) означает «поколение, из которого вышло несколько последовательно царствовавших лиц» [3, с.57]; «последовательный ряд правителей одного и того же рода. В «Новом иллюстрированном энциклопедическом словаре» термин «династия» толкуется «как ряд монархов одного рода, семьи (дома) (Бурбоны, Валуа, Гогенцоллерны и др.) Династию называют по имени родоначальника или основателя (Рюриковичи, Ягеллоны), либо выдающегося представителя (Каролинги)» [5,с. 227]. Однако у этого термина есть и другое
значение: «Ряд представителей разных поколений рода, занимающихся из поколения в поколение каким-либо ремеслом, работающих по одной специальности. Династия сталеваров. Династия учителей» [1]. На данное определение термина «династия» мы опирались в ходе настоящего исследования.
В дореволюционной России широкой известностью пользовались династии купцов, художников, врачей, актеров, тружеников, передающих свое мастерство из поколения к поколению. Активное обращение к данному понятию произошло, согласно исследованию доктора педагогических наук, профессора Ю.Н. Галагузовой в Советском Союзе в конце 1970-х - начале 1980-х гг., когда на государственном уровне началась пропаганда трудовых династий. Сегодня в педагогической теории и образовательной практике широко используется понятие «педагогическая династия». В разных регионах России развернулось широкое общественно-педагогическое движение по исследованию таких социально-значимых проектов, как «Педагогическая династия», «Учительская династия» (Нижегородская область, Свердловская область и др.). В образовательных учреждениях России стали традиционно проводиться фестивали педагогических династий; опубликованы научные труды, посвященные воссозданию педагогических родословных учителей, изучению семейных традиций, влияющих на профессиональное самоопределение молодежи. Так, в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина был проведен в 2013-2014 учебном году конкурс «Педагогические династии Нижегородской области». Конкурс проводился в рамках празднования 300-летия Нижегородской губернии. Инициаторами конкурса выступили Министерство образования Нижегородской области, Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, УМО по педагогическому образованию Нижегородской области.
Цели и задачи конкурса
1. Содействие укреплению престижа педагогической профессии в Нижегородской области.
2. Выражение общественного признания представителям педагогических династий за многолетний плодотворный труд и вклад в развитие образования.
3. Формирование позитивного общественного мнения о профессии учителя, воспитание у населения жителей Нижегородской области (особенного молодого поколения) уважительного отношения к профессии учителя, поддержка преемственности в педагогических династиях.
4. Воспитание у граждан чувства гордости за соотечественников, которые внесли значительный вклад в обучение и воспитание учащихся.
5. Включение в проектную деятельность по изучению педагогических династий учащихся и студентов образовательных учреждений Нижегородской области.
Сущность содержания понятия « педагогическая династия» рассматривалась в рамках проведения обозначенного конкурса, как члены одной семьи и их близкие родственники, являвшиеся или являющиеся в данный момент педагогическими работниками. Конкурс проводился по трем номинациям: «Из века в век», «Семья в образовании», «Муж и жена в образовании». В конкурсе могли принять участие как представители самой династии, так и другие лица, инициирующие участие династии в конкурсе (ученики, коллеги, администрации образовательных учреждений и т.д.).
Настоящее исследование посвящено изучению механизма социального воспроизводства семейных традиций, мотивов в выборе профессиональной деятельности своих предшественников на примере педагогической династии семьи Иорданских (Михаил Анатольевич Иорданский, Лилия Игоревна Иорданская - муж и жена, преподаватели НГПУ им.К.Минина) (номинация «Из века в век»).
Педагогическая династия семьи Иорданских: история становления, развития, преемственности, создания и передачи педагогических традиций, достижения. Основными
методами настоящего исследования являются следующие: изучение архивных документов обозначенной династии (в частности найдены учебные и клировые ведомости представителей, удалось обнаружить данные об Иоанне, который, согласно результатам настоящего исследования, является основателем данной династии, но не исключаем, что он является исследователем возможной учебной деятельности своих предков); проведение бесед с представителями; взятие интервью, изучение научных работ, публикаций.
Согласно результатам проведенного исследования, род Иорданских своими корнями уходит в церковные приходы Костромской губернии, где их предки были священнослужителями или, иначе, служителями религиозного культа.
Фамилия Иорданский относится к числу искусственных фамилий, принятых в среде духовенства. Такого рода фамилии возникли из стремления священников разнообразить и облагородить фамилии священников. В 18 веке это явление становится вполне обычным. Приведем представителей рода семьи Иорданских (в хронологическом порядке): Иоанн Иорданский (? - 1858) (основатель династии семьи Иорданских) - Сергей Иоаннович Иорданский (1842-1826) (сын Иоанна Иорданского) - Михаил Сергеевич Иорданский (18801945) (сын Сергея Иоанновича Иорданского, внук Иоанна Иорданского) - Анатолий Михайлович Иорданский (1907-1974) (сын Михаила Сергеевича Иорданского, правнук Иоанна Иорданского) - Михаил Анатольевич Иорданский (1942) (сын Анатолия Михайловича Иорданского, праправнук Иоанна Иорданского) - сыновья Михаила Анатольевича Иорданского: Анатолий Иорданский (1974), Игорь Иорданский (1965) (праправнуки Иоанна Иорданского) - сын Игоря Иорданского: Алексей Иорданский (1989) (внук Михаила Анатольевича, прапраправнук Иоанна Иорданского).
Самый древний из известных нам сейчас Иорданских - Иоанн Иорданский, священник Николаевской церкви, что на Быстрых Галичского уезда, умерший на службе в 1858 году, как следует из Ведомости за 1881 год этой церкви. Информацию о самой церкви удалось найти в книге, содержащей 358 страниц, «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии».
Никаких сведений ни о жене Иоанна Иорданского, ни о его родителях в этой ведомости нет. У Иоанна Иорданского был сын, Сергей, 1842 года рождения (может, были и еще дети, не знаем).
Первое известие о его существовании находим в Именной ведомости учеников Галичского духовного училища 1-ого отделения за 1853/1854 учебный год: «Сергей Иорданский Галичского уезда Николаевской церкви, что на Быстрых священника Иоанна сын Иорданского сын, 12 лет отроду, поступил в Галичское духовное училище 1 сентября 1852 года». Через 6 лет Сергей заканчивает учебу в училище. Далее он учился в Костромской духовной семинарии, о чем свидетельствуют Именная ведомость Костромской духовной семинарии за 1861/1862 учебный год и Список учеников 2-го высшего отделения с отметками по успеваемости за 1863/1864 учебный год. В 1864 году он семинарию окончил, получил серьезное духовное образование, о чем свидетельствуют ниже указанные документы, однако, в сан священника почему-то рукоположен не был.
Жена: Мария Ивановна.
Дети: Александр обучался в приходском училище.
Анна обучалась в приходском училище.
Младший сын Сергея Иоанновича Иорданского - Михаил Сергеевич. Родился в 1880 году. В 1887 году обучался в приходском училище, в 1895 году учился в 4-ом классе Галичского Духовного училища на содержании отца, в 1903 году учительствовал в Спасской церковно-приходской школе Буйского уезда, об этом свидетельствует учебная ведомость.
Трудно сказать, кого по праву можно считать основателями династии: Иоанна или Михаила Сергеевича Иорданского, его внука, поскольку все дети были образованными людьми, и есть предположения, что они преподавали в сельских школах, но если рассматривать именно педагогическую деятельность в нашем понимании, то первым
учителем был Михаил. Итак, Михаил Сергеевич Иорданский в 1904 году получает сан священника и начинает самостоятельную жизнь в селе Троицком, Буйского уезда, расположенном в 12 км oт уездного села Молвитино.
Жена Михаила Сергеевича Иорданского была Елена Александровна Страхова. Это она настояла, чтобы жених ее - учитель Михаил Иорданский оставил учительское поприще и принял сан священника. Этим она выполняла волю своей матери: умирая, та завещала Елене выйти замуж за священника. Предки Елены Александровны Страховой священнослужители.
Итак, в начале ХХ века соединили свои судьбы Михаил Сергеевич Иорданский и Елена Александровна Страхова.
Иорданские и их дети пережили многие несчастья, которым в 20-х и 30-х годах ХХ века подвергались священнослужители: их детей исключали из школ, техникумов, вузов; домашнее имущество конфисковывали; не взирая на возраст и болезни, заставляли священников работать на лесоповале; всячески издевались - насильственно брили наголо; в колхозы не принимали; некоторых ссылали или просто убивали как лишних для страны людей. Сына Михаила Иорданского Анатолия Михайловича (25.0.1907), родившегося в селе Пеженга Кологривского уезда Костромской губернии, по происхождению исключили из студентов Ярославского Педагогического института, а он был хорошим студентом, уже занимался научной работой под руководством своих замечательных учителей.
В 1917 году Анатолий Михайлович окончил 3-х классную начальную школу в Ново -Телякове и поступил в Галичскую гимназию. Однако проучился в ней всего один год, т.к. в связи с произошедшей революцией гимназию закрыли. Жил этот год он в Галиче на квартире у помещика Глинки. После окончания школы три года Анатолий Михайлович зарабатывал трудовой стаж. Работая в избе-читальне, по-видимому, выпускал стенную газету, Когда в 1926 году появилась возможность поступить в вуз, он подал заявления сразу в несколько педагогических институтов Поволжья, а после успешной сдачи экзаменов остановил свой выбор на Ярославском. Начала было сбываться мечта - стать учителем русского языка и литературы, но в 1929 году, на третьем курсе, его студенческая жизнь неожиданно обрывается: его отчисляют из института по социальному происхождению и вместе с другими «лишенцами» посылают «на исправление» рабочим - каменщиком на строительство железнодорожного моста в Костроме. Однако мечта стать учителем не покидала его. В 1931 году ему удалось получить разрешение на работу учителем начальной сельской школы и вновь поступить в Ярославский пединститут, но только снова на первый курс и только на заочное отделение. Все это он выдержал, не сдался, и в 1936 году, будучи 29 -летним мужчиной, он получил-таки высшее образование, к которому так стремился. Он продолжал работать учителем словесности, теперь уже средней школы, зная, что дальнейшее восхождение к вершинам его любимой науки для него закрыто по социальному происхождению. С сентября 1931 года по сентябрь 1934 он преподает русский язык и литературу в Наволокской школе ФЗУ и вечернем текстильном техникуме (г. Наволоки Ивановской области). С сентября 1934 года по сентябрь 1935 года Анатолий Михайлович преподает русский язык и литературу в Долматовской неполной средней школе Кинешемского района Ивановской области. В 1940 году преподает русский язык в Московском пединституте им. К. Либкнехта; с 1946 года - заведующий кафедрой русского языка в Башкирском государственном пединституте им. К.А. Тимирязева.
И тут на каком-то партийном форуме в Москве тов. Сталин произнес свою знаменитую реплику, спасшую многие человеческие судьбы у нас в стране: «Сын за отца не отвечает». И в декабре 1937 года Анатолий подал документы и был принят в аспирантуру в Москву в знаменитый МИФЛИ на кафедру славяно-русского языкознания, которой заведовал профессор Дмитрий Николаевич Ушаков, редактор и один из составителей широко известного и сейчас «Словаря русского языка». Научным руководителем аспиранта Иорданского стал выдающийся славист член-корреспондент АН СССР, профессор Афанасий
Матвеевич Селищев. В ноябре 1940 прапрадедушка окончил аспирантуру, защитил диссертацию на ученую степень кандидата филологических наук и получил назначение на работу в Башкирский пединститут в г. Уфе. А в июне 1941 началась война.
С 1946 года Анатолий стал заведующим кафедрой русского языка в пединституте, одновременно, по совместительству, заведовал кафедрой русского языка и литературы в Областной партийной школе при Башкирском Обкоме ВКП (б), будучи всю жизнь беспартийным человеком.
Анатолий Иорданский был специалистом по русскому языку, древнерусскому и старославянскому языкам, занимался неинтересной для себя работой - преподавал русский язык в нерусском ВУЗе, причем, нагрузка была очень большая, и это тоже не давало ему возможности заниматься наукой. Единственное, что он мог себе позволить в научном плане, это диалектологические экспедиции в русские села, рассыпанные по Башкирии. С получением высшего образования перед Анатолием Михайловичем открываются более широкие перспективы. В декабре 1937 года он поступает в аспирантуру Московского института философии, литературы и истории (знаменитого МИФЛИ), на кафедру славянорусского языкознания, которую возглавлял член-корреспондент АН СССР профессор Дмитрий Николаевич Ушаков.
В начале 50-х годов прошлого столетия ему наконец-то удалось перейти на долгожданную научную работу, мечтая о новой жизни в старинном русском городе Владимире, который находится всего в 180 км от Москвы. Это было в 1952 году. И с тех пор до конца своей жизни он заведовал кафедрой русского языка во Владимирском педагогическом университете. А также руководил методологическим семинаром по философским проблемам языкознания, организовывал различные конференции, был членом ряда ученых советов и комиссий, выступал с публичными лекциями и беседами о культуре речи перед учителями, школьниками, рабочими, советскими и партийными работниками.
Начался следующий период жизни представителей, ставшей знаменитой фамилией, Иорданские, - 1960-е годы. Михаил Анатольевич Иорданский, сын Анатолия Михайловича со своей будущей женой Лилией Игоревной Иорданской учились в университете им. Н.И. Лобачевского, один на радиофизическом факультете, другая - на факультете вычислительной математики и кибернетики.
В настоящее время они оба работают в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К.Минина. Михаил Анатольевич окончил радиофизический факультет Горьковского университета. В настоящее время заведует кафедрой информатики и информационных технологий. Является автором многочисленных научных и учебно-методических работ, имеет публикации в журналах: «Доклады АН СССР», «Доклады РАН», «Дискретная математика», «Дискретный анализ и исследование операций» и в сборниках: «Проблемы кибернетики» и «Математические вопросы кибернетики». Научный руководитель грантов Российского фонда фундаментальных исследований с 1994 г. Действительный член Академии информатизации образования. Член координационного совета при областном Департаменте образования и науки по проблемам информатизации. Член Европейского совета по информатике (г. Бонн, ФРГ), награжден Почетной грамотой Минобразования науки.
Лилия Игоревна, его жена - инженер-программист компьютерных классов и старший преподаватель кафедры. Кстати, родная сестра Михаила Анатольевича, Дружкова Татьяна Анатольевна тоже педагог - преподает математику на мехмате в Нижегородском университете им. Лобачевского, младший сын Анатолий Михайлович закончил наш педагогический институт - технолого-экономический факультет, старший сын Игорь Михайлович закончил университет им. Н.И. Лобачевского, радиофизический факультет, а его сын Алексей - факультет ВМК того же университета. На сегодняшний день не исключают возможности пойти по стопам свих предков.
Невольно задумываешься: а может быть это не случайно? Не являются ли они продолжением судьбы своих предков, среди которых были учителя сельских школ Костромской, Ярославской и Ивановской области. И, наверное, не зря священник Михаил Сергеевич Иорданский писал в далеком 1933 году своей дочери - сельской учительнице. Вот отрывок из этого письма: «Для некоторого руководства, как получить более продуктивные результаты в твоей работе, я приведу конкретно такой пример. Вот, вечером ты составила план занятий на завтрашний день, подобрала, скажем, какую-нибудь статью для проработки в классе. Утром, проснувшись, лежа в постели, ты мысленно даешь урок ребятам: сосредотачивая все свое внимание, начинаешь разбирать и объяснять в таких выражениях, которые более доступны ребятам, но, при этом нужно строго следить, чтобы внимание твое не рассеивалось. И ... ты будешь замечать результаты, что ребята стали воспринимать лучше. Это будет объясняться тем, что всякий раз ты будешь являться в класс с запасом твоей энергии, которая передается детям и помогает им в усвоении».
Мы можем с уверенностью сказать, что педагогическая династия существует более 150 лет, если рассматривать самый большой профессиональный стаж, то им обладают современные представители династии: Михаил Анатольевич Иорданский, преподает в педагогическом институте более 36 лет и Лилия Игоревна Иорданская, преподает в институте более 34 лет.
Связь времен неразрывна, что служит одной из самых ценных особенностей культуры общества: в нем сосредоточены и взаимосвязаны трудовые навыки и творческие принципы многих поколений. Существует немало профессий, где преемственность поколений играет положительную роль, помогает добиваться наилучших результатов, и профессия «педагог» одна из них.
Все, что мы узнали об этой семье, династии, вызывает неподдельный интерес, уважение и восхищение. Мы будем продолжать научное исследование, и отслеживать продолжение семейных традиций, преемственности поколений на педагогическом поприще четы Иорданских.
ЛИТЕРАТУРА
1.Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб. : Норина, 2000.
2.Галагузова, Ю.Н. Созвездие творческих судеб: размышления о научно-педагогических династиях / Ю.Н Галагузова //Педагогическое образование и наука. -2011. - №1.- С. 61-64.
3.Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И. Даль - М. : Астрель : Аст. Хранитель, 2006.
4.Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. -М. : Эксмо, 2007.
5.Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003.
© Загрекова Л.В., Кильянова Л.В., Соличева Е.М., 2014