Научная статья на тему 'Страницы истории вятских семей Солоницыных - Бельтюковых: 100-летию ВятГГУ посвящается'

Страницы истории вятских семей Солоницыных - Бельтюковых: 100-летию ВятГГУ посвящается Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
331
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СЕМЬИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУДЬБА / ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КГПИ ИМ. В.И. ЛЕНИНА / HISTORICAL AND PHILOLOGICAL FACULTY OF KGPI OF NAME V. I LENIN / КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА / МНОГОТИРАЖНАЯ ГАЗЕТА "ПО ЛЕНИНСКОМУ ПУТИ" / THE MULTIPRODUCTION NEWSPAPER "PO LENINSKOMU PUTI" / FAMILY HISTORY / PEDAGOGICAL DYNASTY / RUSSIAN LANGUAGE CHAIR / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL DESTINY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Криушина Вера Александровна

В статье на материале документов из архива ВятГГУ и свидетельств устной истории воссозданы судьбы представителей двух вятских семей, которые получили педагогическое образование на разных факультетах Кировского государственного педагогического института и посвятили свою жизнь учительской профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pages of history of Vyatka families Solonitsyny - Beltyukovy: to the 100th anniversary of VSHU

The article based on archive documents of VSHU and oral history evidences recreates the destiny of two Vyatka families, whose representatives got a pedagogical education at the different faculties of the Kirov State Pedagogical Institute and devoted their life to the teacher's profession.

Текст научной работы на тему «Страницы истории вятских семей Солоницыных - Бельтюковых: 100-летию ВятГГУ посвящается»

5. Kiryukhina E. I. Vozniknovenie i deyatelnost Vyatskoy organizatsii RSDRP (1898 - mart 1917 gg. ) [Emergence and activity of Vyatka organization of the RSDLP (1898 - March 1917)]. Kirov. 1953.

6. See, eg. : Kiryukhina E. I. Podgotovka massovoy kollektivizatsii selskogo hozyaystva v Nizhe-gorodskom krae v 1928-1929 gg [Preparation of mass collectivization of agriculture in the Nizhny Novgorod region in 1928-1929] / / Proc. of the Kirov ped. Inst. Iss. 28. Vol. 2. Kirov. 1966. Pp. 3-112; Kiryukhina E. I. Zavershenie sploshnoy kollektivizatsii selskogo hozyaystva Gorkovskogo kraya v 1933-1934 gg. [Completion of total collectivization of agriculture in the Gorky region of 1933-1934]/ / Proc. of the Gorky State. Univ. Iss. 85. Gorky. 1967. Pp. 7-14.

7. See: Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 8. D. 71. Sh. 27-29.

8. See ibid. Sh. 53, 63.

9. Ocherki istorii Kirovskoy oblasti [Essays on the History of the Kirov region] / ed. E. I. Kiryukhina. Kirov. 1972; Istoriya Kirovskoy oblasti [History of the Kirov region] / ed. A. V. Emmaussky and E. I. Kiryukhina. Kirov. 1975.

10. Hrestomatiya po istorii Kirovskoy oblasti [Readings on the history of the Kirov region] / ed. E. I. Kiryukhina and A. V. Emmaussky. Kirov. 1982.

11. Pisma trudyaschihsya Vyatskoy gubernii V. I. Leninu [Letters of workers of Vyatka province to Lenin] / comp. E. I. Kiryukhina. Gorkiy. 1969; Ustanovlenie i uprochenie Sovetskoy vlasti v Vyatskoy gubernii [The establishment and consolidation of Soviet power in the Vyatka province] / ed. E. I. Kiryukhina [etc. ] Kirov. 1957; etc.

12. See: Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 8. D. 71. Sh. 65.

13. See ibid. Sh. 97-98.

14. See: Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 8. D. 10. Sh. 15.

15. Fomenkova V. M. Ryadom s peredovoy [Near the best] / / Po leninskomu puti - According to the Leninist path, 1975, January 21.

16. Ibid.

17. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 8. D. 10. Sh. 8.

18. Ibid. Sh. 22.

19. Fomenkova V. M. Polozhenie krestyan v Polshe vo 2-y pol. XIII-XIV vv. (Velikaya Polsha) [Position of peasants in Poland in the 2nd half of XIII-XIV centuries. (Great Poland)] / / UchYonyie zapiski Instituta slavyanovedeniya AN SSSR - Proceedings of the Institute of Slavic USSR. Moscow, 1953.

20. Fomenkova V. M. Uchastniki polskogo osvoboditelnogo dvizheniya v Vyatskoy ssyilke [Members of the Polish liberation movement in Vyatka exile] / / Proceedings of KGPI of Lenin. Kirov, 1965, pp. 115-174.

21. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 8. D. 10. Sh. 41.

22. Fomenkova V. M. V zaschitu poprannogo dostoinstva [In defense of the dignity trampled] / / Ki-rovskaya pravda - Kirov true, 1994, December 20.

23. Fomenkova V. M. Zhenschinyi v soldatskih shinelyah [Women in soldiers' coats] / / Kirovskaya pravda - Kirov true, 1995, March 18.

УДК 378.4(470.342)

В. А. Криушина.

Страницы истории вятских семей Солоницыных - Бельтюковых:

100-летию ВятГГУ посвящается

В статье на материале документов из архива ВятГГУ и свидетельств устной истории воссозданы судьбы представителей двух вятских семей, которые получили педагогическое образование на разных факультетах Кировского государственного педагогического института и посвятили свою жизнь учительской профессии.

The article based on archive documents of VSHU and oral history evidences recreates the destiny of two Vyatka families, whose representatives got a pedagogical education at the different faculties of the Kirov State Pedagogical Institute and devoted their life to the teacher's profession.

Ключевые слова: история семьи, педагогическая династия, научно-педагогическая судьба, историко-филологический факультет КГПИ им. В. И. Ленина, кафедра русского языка, многотиражная газета «По ленинскому пути».

© Криушина В. А., 2014

Keywords: family history, pedagogical dynasty, scientific and pedagogical destiny, historical and philological faculty of KGPI of name V. I Lenin, Russian language chair, the multiproduction newspaper «Po Lenin-skomu Puti».

В год столетия первого на Вятской земле высшего учебного заведения - сегодня это Вятский государственный гуманитарный университет - естественно обратиться к повествованию о его выпускниках разных лет, посвятивших свою жизнь делу образования и просвещения родной земли. В ХХ и XXI вв. десять представителей (в четырёх поколениях) двух вятских семей - Солоницыных и Бельтюковых - получили образование в педагогическом вузе города Кирова, связали свою судьбу со школой и родным институтом.

Один из них - кандидат филологических наук, доцент Юрий Васильевич Солоницын - запомнился коллегам и выпускникам как талантливейший преподаватель Кировского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, жизненный и научно-педагогический путь которого оказался трагически коротким. Основу небольшого очерка о земляке и коллеге составили материалы его личного дела из архива ВятГГУ (Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184) и меморат вдовы Людмилы Степановны Солоницыной (в девичестве - Бельтюковой).

Юрий Васильевич Солоницын родился 6 декабря 1931 г. в посёлке Косино Зуевского района в семье учителей средней школы. Родители - Василий Гаврилович Солоницын (18961961, родился в Орловском уезде Вятской губернии; по данным личного листка по учёту кадров - «в Халтуринском районе Кировской области») и Нина Васильевна Троицкая (1894 - после 1972 г., уроженка «Кырчанского района Кировской области») [1] - преподавали в Косинс-кой школе химию и математику соответственно, отец был завучем этой сельской школы.

Мама Юрия Васильевича родилась в священнической семье, что отчётливо прочитывается в её девичьей фамилии (Троицкая), образование получила в Вятском учительском институте. Интересную информацию об отце - Василии Гавриловиче Солоницыне - содержит номер газеты «За пролетарские кадры» (орган дирекции, парткома, профкома и СНР Кировского пединститута) от 30 июня 1935 г. (№ 96, год издания - пятый), вышедший под сталинским лозунгом «Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры» и с посвящением -«Пламенный большевистский привет выпускникам-студентам».

В передовой статье номера («Кадры решают всё») имеются сведения об итогах работы пединститута по формированию «нового пополнения на культурный фронт»: в 1935 г. институт выпустил 112 педагогов разных специальностей, «социальный состав выпускников: 71 проц. рабочих, колхозников и батраков, остальные - крестьяне-середняки и бывшие учителя», по партийности «членов и кандидатов ВКП(б) 26 проц. и комсомольцев 30 проц.» «Насколько ценны кадры, даваемые в нынешнем году, говорят итоги защиты дипломных и сдачи гос.экзамена... Лучшими из лучших... являются... Новосёлов, Хоробрых, Шабалина, Мара-кулин, Солоницын и Глазырин». А в публикации «Кого мы даём стране» имеется краткая справка об одном из лучших выпускников 1935 г.: «Солоницын. Химик. Беспартийный, до поступления в институт работал учителем 10 лет, в институте, показывая образцы учёбы, умело сочетает овладение знаниями с общественной работой. Тов. Солоницын борется не только за свои знания, но он также оказывает большую помощь отстающим студентам курса» [2]. Подобная характеристика человека, который получил профессиональное педагогическое образование накануне своего 40-летия, отчасти объясняет верность его детей, внуков и правнука учительскому служению.

День в день - 30 июня - в 1973 г. газета «По ленинскому пути», № 21-22 (662-663), орган ректората, парткома, комитета ВЛКСМ, месткома и профкома КГПИ им. В. И. Ленина, на-

печатала по просьбе группы выпускников «Оду по случаю окончания института». В редакторском комментарии указано, что автором оды, подписанной псевдонимом Д. Соломин, является «покойный доцент кафедры русского языка Юрий Васильевич Солоницын» (в соавторстве с журналистом В. Минервиным) [3]. Неслучайные совпадения: не только хронологические, не только по существу (обе публикации обращены к выпускникам вуза разных лет), но прежде всего - по важнейшим жизненным итогам отца и сына Солоницыных. Учитель сельской средней школы воспитал несколько поколений выпускников, и среди них - сына, посвятившего труды и годы воспитанию новых поколений учителей, являвшегося к тому же сменным редактором вузовской многотиражной газеты «По ленинскому пути».

По поводу неслучившегося в жизни 60-летнего юбилея Юрия Васильевича Солоницына его коллеги по филологическому факультету Г. Охотина и П. Лугинина опубликовали в январе 1992 г. в газете «Педагогические ведомости» небольшую заметку «Мы благодарны ему». Приведём фрагмент, чтобы оценить масштаб личности Юрия Васильевича: «Это был незаурядный человек, и рассказывать о нём тем, кто его не знал, трудно: всегда есть опасность неполноты выражения истины. Он в нашей памяти разный: прилежный юноша-студент, увлечённый аспирант, зрелый учёный... Будучи ровесником, он сразу получил у нас единодушное признание старшего - по уму, логике и какой-то особой точности и дисциплинированности мысли. Наше почтительное уважение к нему было во всём, даже в студенческом прозвище - "Мозг"» [4].

Вернёмся к самому началу пути. В семье Василия и Нины Солоницыных родилось четверо детей. Старшая дочь - Татьяна Васильевна (родилась в 1922 г.) - сегодня проживает на ст. Удима Архангельской области, работала провизором. Валентина Васильевна (1926-2014) стала, как и отец, учителем химии, работала в средних школах посёлков Кордяга и Косино Зуевского района, в родной косинской школе исполняла обязанности завуча. Между 1927 и 1930 гг. в учительской семье Солоницыных родился первый сын - Герман, жизнь которого оборвалась в конце войны: он умер от туберкулёза. Бабушка Юрия Васильевича по материнской линии - попадья Еликонида Михайловна Троицкая - занималась воспитанием внуков, учила их читать. Первый опыт чтения, связанный с литературой церковного содержания, пригодился Юре в годы Великой Отечественной войны, когда он вслух читал односельчанам сводки Совинформбюро - по страницам приходящих в глубинку советских газет [5].

Юрий Солоницын учился в Косинской средней школе с 1939 по 1949 г., окончил её с золотой медалью. 17 декабря 1947 г. вступил в ВЛКСМ. В школе был членом комитета ВЛКСМ, членом учкома, редактором школьной стенгазеты [6]. В школе Юра изучал немецкий язык, проявил незаурядные лингвистические способности в освоении русского языка. Возможно, это определило выбор педагогической специальности будущего абитуриента КГПИ. В 1949 г. он поступил на филологический факультет Кировского педагогического института, сдав все экзамены на «отлично».

Автобиография, отложившаяся в личном деле Ю. В. Солоницына, сохранила некоторые подробности студенческого периода его жизни: «За педпрактику на III и IV курсах и курсовые работы ("Творчество Веры Инбер", "Языковое родство славянских наций по материалам лексики") также получил "отлично". Был участником трёх диалектологических экспедиций института. .На II курсе прослушал курс польского языка. Самостоятельно изучал английский, французский, украинский языки. На спецсеминарах делал доклады "Белинский о Тургеневе", "Сталин и Молотов о Горьком", "Синтаксис" Шахматова. С сентября 1950 г. получаю стипендию им. Молотова. Все четыре года вёл общественную работу. На I курсе - член бюро ВЛКСМ литфака. На II - член бюро ВЛКСМ литфака, заместитель редактора факультетской газеты "Лит-факовец". На III - редактор факультетской газеты "Молодость", затем - ответственный секретарь институтской газеты, староста творческого кружка. На IV - принимал участие в выпуске стенгазеты. Трижды принимал участие в смотрах художественной самодеятельности (составление конферанса). Работаю в творческом кружке и в кружке истории русского языка и диалектологии, делал доклады "Ритм", "Работа над эпиграммой". С 1950 г. - член-соревнователь Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний» [7].

Личностный портрет, складывающийся на основе этого краткого документа, воссоздаёт образ одарённого юноши, настойчиво и инициативно изучающего языки, комсомольского лидера, увлечённого не только научным поиском и общественной работой, но и журналистской деятельностью - авторской и редакторской.

Юрий Васильевич с юности писал стихи. Вот одно из них, рождённое изобильным богатством студенческих впечатлений и опыта:

Закончились экзамены успешно. Опять дорога наша далека.

Мы едем изучать с весёлой песней сокровища родного языка.

Мы весь район исходим с рюкзаками, услышим языка живой родник.

По-новому откроются пред нами страницы толстых, скучноватых книг.

В работе мы настойчивые люди. Не подведём и здесь пединститут.

В науку, верно, скромным вкладом будет и наш ещё несовершенный труд.

В студенческий период сложилась дружба единомышленников, выпускавших факультетскую газету, - Юрия Солоницына, Фёдора Перельмана, Евгения Якимова (их совместные фотографии в домашнем альбоме подписаны аббревиатурой «ПерСолъЯк»). Рождались мужские профессиональные дружбы и в комнате студенческого общежития по ул. Свободы, 122, где в 1949-1953 гг. вместе с Юрием жили Леонид Головизнин, Евгений Якимов, Феликс Комаров, А. И. Мильчаков, Виктор Мясников (в будущем - директор Кирово-Чепецкой школы № 4) [8]. Г. Охотина и П. Лугинина вспоминали: «С людьми он сходился долго и трудно, но, выделив однажды кого-либо, в привязанностях был постоянен и щедр» [9]. Не случайно в домашнем архиве вдовы Юрия Васильевича бережно хранятся собранные в канцелярскую папку письма мужа к Евгению Якимову, которые объединяли друзей по студенческому братству до конца жизни.

Интеллектуальные и творческие способности студента Солоницына не остались незамеченными со стороны опытных преподавателей филологического факультета - Владимира Петровича Петруся, Вениамина Ивановича Троицкого, Лидии Николаевны Макаровой: «...профессор В. П. Петрусь, увидев записи своих лекций по старославянскому языку, сделанные Ю. Солоницыным, отличающиеся строгостью, логичностью и своеобразной обработкой, сказал: "По этим лекциям можно издавать учебник" (а профессор был строгий ценитель!)» [10].

16 марта 1953 г. В. П. Петрусь составил Юрию Васильевичу следующую характеристику: «Ю. В. Солоницын обратил на себя моё внимание ещё на первом курсе, где я читаю студентам язык. Тогда же я посоветовал ему. заниматься дополнительно славянскими языками. На втором курсе он очень успешно изучал у меня польский язык сравнительно с старославянским и русским. На III курсе писал курсовую работу на тему "Основной словарный фонд в славянских языках". Полагаю, что он вполне соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, вступающим в аспирантуру.» [11]. Двумя днями раньше, 14 марта 1953 г., было написано заявление студента IV курса филологического отделения историко-филологического факультета Ю. В. Солоницына: «.я оканчиваю в этом году институт и имею желание продолжать своё образование в области языковедения, прошу дать мне возможность поступить в аспирантуру» [12].

Заседание Учёного совета КГПИ им. Ленина от 14 апреля 1953 г. приняло «предложение декана историко-филологического факультета доцента В. С. Арутюняна рекомендовать в аспирантуру при институте Солоницына Ю. В. по кафедре русского языка» [13]. В ноябре 1953 г. были на «отлично» сданы приёмные экзамены в аспирантуру: русский и немецкий языки, основы марксизма-ленинизма [14].

В личном деле Ю. В. Солоницына отложились большие по объёму рукописные и машинописные списки литературы для подготовки к кандидатским экзаменам по диалектическому и историческому материализму (47 статей В. И. Ленина, 20 статей И. В. Сталина, шесть Постановлений ЦК ВКП(б), четыре доклада А. А. Жданова, статьи Г. В. Плеханова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Т. Д. Лысенко), общему языкознанию, исторической грамматике русского языка, современному русскому языку [15]. Эти документы значимы в изучении отечественной истории соответствующего периода (1950-1960-х гг.) и в создании истории филологического образования в советский период.

Сохранились документы аттестаций аспиранта Юрия Солоницына за первый и второй годы обучения, на основании которых можно утверждать, что учебный план аспирантуры в 1950-х гг. включал не только экзаменационные испытания по избранной специальности (общее языкознание, историческая грамматика русского языка, история русского языка, современный русский язык), но и обязательное посещение занятий научного руководителя, проведение практических занятий по профилю аспирантуры, т. е. по современному русскому 146

языку (32 часа практических занятий по современному русскому языку), проведение консультаций и принятие вступительных экзаменов у абитуриентов филологического факультета (207 часов), участие в проведении педагогической практики в феврале - марте 1954 г. (два студента II курса), работу в студенческом научном кружке современного русского языка и методики русского языка в качестве помощника руководителя [16].

Таким образом, научно-теоретическая подготовка сочеталась с практикой преподавательской деятельности и научного руководства НИРС, т. е. уже в аспирантуре приобретались навыки не только исследовательской, но и научно-педагогической работы.

О том, как справлялся выходец из «бывшего крестьянского сословия» (именно так в автобиографии, написанной в 1949 г., абитуриент КГПИ Солоницын определял социальное происхождение родителей) с учебным планом аспирантуры, свидетельствуют рукописные тексты характеристик, подписанные В. П. Петрусем: «... кандидатские экзамены т. Солоницын сдаёт досрочно и отлично. В сентябре сдаёт последний экзамен (современный русский язык) и приступит к работе над диссертацией. Без преувеличений считаю его очень способным и подающим большие надежды аспирантом» [17], «. Юрий Васильевич вёл значительную общественную работу: а) секретарь комсомольской организации преподавателей и аспирантов факультета; б) член редакционной коллегии стенгазеты; в) руководитель группы студентов, работавших в колхозе (сентябрь - октябрь 1954 года)» [18].

Документы подтверждают, что тема диссертационного исследования Ю. В. Солоницына, выполнявшегося под научным руководством доктора филологических наук, профессора В. П. Петруся, корректировалась: «Работа над диссертацией. «Глагольное управление в современном русском языке» [19], «Работа над диссертацией. «Глаголы в предложных и беспредложных сочетаниях с формой родительного падежа имени существительного в современном русском языке» [20]. Исследование избранной темы началось в октябре 1954 г., срок защиты был определён 1 октября 1956 г. В 1954 г. Юрий Васильевич составил картотеку и написал первую главу «Глаголы в сочетаниях с родительным падежом имени существительного без предлога». В ходе работы над диссертацией Юрий Васильевич побывал в двух командировках: во второй год обучения - «для работы в библиотеках Москвы», в третий год обучения - «для завершения диссертации и выяснения вопроса о её защите» [21].

Какой ценой давалось обучение в аспирантуре и работа над диссертацией, свидетельствует стихотворение Юрия Васильевича, датированное 1954 г.:

Женщины снятся многим, многим - Кавказ, Боржом.

А мне вот снятся предлоги с родительным падежом.

Мечталось о дальних дорогах и даже о недрах планет.

Но вместо дорог - предлоги. И вместо планет - кабинет.

Мечты не считаются с фактом: им все достиженья просты.

И жизнь, как суровый редактор, безжалостно давит мечты.

Стиль научного мышления Юрия Васильевича Солоницына и его отношение к научному поиску запечатлели Г. Охотина и П. Лугинина: «В аспирантские годы часто писал: "Приезжай, есть новые стихи". Позже: "Приезжай, есть интересная статья". Он любил ясность, завершённость мысли и не успокаивался, пока не находил устраивающих его формулировок. Он был учёный, а высшей оценкой какой-либо работы была для него научность. Так и говорил: "Хорошо, ярко, но мало науки". Или: "Всё правильно, но нет науки". К своим работам относился придирчиво. С годами его многознание нарастало лавиной, и становилось по-хорошему завидно: когда он успевает столько читать?» [22]

В годы обучения в аспирантуре Юрий Васильевич получил первые часы оплачиваемой учебной нагрузки на филологическом факультете КГПИ: «Аспиранта кафедры русского языка III года обучения с 1 января 1956 г. назначить на 0,5 ставки ассистента с окладом 525 руб. в месяц, установив ему учебную нагрузку в 240 часов» [23].

Аспирантский период биографии завершился для Ю. В. Солоницына в октябре 1956 г. [24] С направлением Министерства просвещения РСФСР Юрий Васильевич был зачислен ассистентом кафедры русского языка родного для него педагогического института - с 1 октября 1956 г., с окладом 1050 руб. в месяц [25].

В этот же период сложилась личная жизнь молодого преподавателя - он женился на студентке физико-математического факультета КГПИ Людмиле Бельтюковой.

По свидетельству автобиографии, отложившейся в архиве ВятГГУ, Людмила Степановна Солоницына (Бельтюкова) родилась 27 сентября 1936 г. в Кирове. В 1944-1954 гг. училась в средней школе (в современном здании школы № 28 областного центра). В 1947 г. вступила в пионеры, а в 1950 г. стала членом ВЛКСМ. В аттестате зрелости Людмилы Бельтюковой читаем: «В 1944 г. поступила в женскую среднюю школу Ждановского района города Кирова. Русский язык, литература, геометрия - хорошо. Алгебра, тригонометрия, естествознание, история СССР, всеобщая история, Конституция СССР, география, физика, астрономия, химия, иностранный язык - отлично» [26].

В устной беседе Людмила Степановна уточнила даты жизни родителей: Степан Дмитриевич Бельтюков родился в 1902 г., ушёл из жизни в 1972 г. Служба в охране центрального управления МГБ по Кировской области (в современном здании на ул. Ленина областного центра) обеспечила ему броню в годы Великой Отечественной войны и определила его жёсткий характер. Мама - Екатерина Яковлевна Попыванова (1904-1973) - работала на шубно-овчинном комбинате, рано получила тяжёлое ревматическое заболевание и в 1944 г. стала инвалидом.

Старшая дочь в семье Бельтюковых - Римма Степановна (1930-2010) - поступила в 1947 г. на физико-математический факультет КГПИ им. В. И. Ленина, по окончании которого многие годы работала учителем математики в Кирово-Чепецкой школе № 4, в течение нескольких лет была завучем этого среднего учебного заведения. Дочери Риммы Степановны определились с выбором профессии, опираясь на семейную традицию: Ирина получила образование по специальности «Прикладная математика», а Светлана, как и её дочь Екатерина, выбрали профессию учителя математики и закончили математический факультет КГПИ [27].

Людмила Бельтюкова по примеру старшей сестры решила стать учителем математики. В её личном деле сохранилось отправленное на домашний адрес (г. Киров, ул. Ленина, д. 25, кв. 12) извещение: «Решением приёмной комиссии от 26 июня 1954 года Вы допущены к вступительным экзаменам в институт. Приёмные экзамены начнутся 1 августа 1954 года» [28]. Написанные на оценку «хорошо» вступительное сочинение (1 августа 1954 г. «Революционная романтика в произведениях М. Горького») и письменная работа по математике (2 августа 1954 г.) [29] привели Людмилу в аудитории педагогического института, где она получила не только достойное образование и уважаемую профессию, но и обрела семейное счастье.

На первом курсе (1954-1955 учебный год) Людмила Бельтюкова начала заниматься в хореографическом кружке. Композиция «Неаполитанский танец», исполненная в составе коллектива кружковцев на майском общеинститутском вечере 1955 г., привлекла внимание аспиранта филологического факультета Юрия Солоницына, хотя вряд ли он в тот момент вспомнил, что во время вступительных испытаний проводил консультации у абитуриентов физико-математического факультета, рассказывая о революционной романтике в литературе. А потом была первая встреча в коридоре у аспирантской комнаты, рядом с библиотекой (сегодня эту аудиторию на втором этаже корпуса по ул. Ленина, 111, занимает кафедра иностранных языков), назначенная от имени молодого преподавателя студентами филфака, выпускавшими вместе с Юрием Васильевичем факультетскую газету. Потом были неспешные проводы от дома 111 по улице Ленина к дому 25 (что на перекрёстке с улицей Р. Люксембург). После II курса - педагогическая практика в пионерском лагере под Нововятском и привозимые туда регулярно конфеты для молоденькой пионервожатой. А по окончании третьего курса - в 1956 г. - предложение и скромная свадьба 31 августа, где свидетелем был студенческий друг Юрия Васильевича Евгений Якимов. Жених на тот момент обитал в двухместной аспирантской комнате в общежитии по улице Свободы (д. 122) [30].

В личном деле Ю. В. Солоницына сохранилось совместное заявление ассистента кафедры русского языка и студентки IV курса физико-математического факультета Людмилы Степановны Солоницыной от 13 августа 1957 г.: «Просим переселить нас из комнаты № 428 (общежитие по ул. Свободы) площадью 8 кв. м. в более просторную комнату - № 440, т. к. мы ждём осенью ребёнка и будем вынуждены взять няньку» [31]. Документ не уточняет одного: нянькой у новорождённой дочки стала мама Людмилы Степановны - Екатерина Яковлевна Бельтюкова.

Интереснейшие документы из личного дела студентки Л. С. Бельтюковой (Солоницыной) - это «Трудовая книжка студента», свидетельствующая, что на 1-Ш курсах будущие

преподаватели математики работали в колхозах Верховинского, Немского и Даровского районов Кировской области и «Зачётная книжка» [32].

На основании «зачётки» можно восстановить посеместровое содержание учебных планов физико-математического факультета в 1950-х гг., вспомнить славные имена преподавателей КГПИ, создавших научно-педагогическую школу в точных науках: Н. А. Колмогоров (аналитическая геометрия, проектная геометрия), Ф. Ф. Нагибин (математический анализ, история математики, теория функций), Л. И. Белозёров (основы математического мышления). Экзаменационные испытания по сложнейшим математическим дисциплинам Л. С. Бельтюкова преодолевала на отличные и хорошие оценки. Единственным исключением стала летняя сессия четвёртого курса (июнь - июль 1958 г. Теоретическая механика, политэкономия, диалектический материализм, теория функций), когда все оценки в «зачётке» удовлетворительные. Тому были объективные причины: 14 января 1958 г. в молодой семье Солоницыных родилась первая дочь Ольга. Уже в девятом семестре (пятый курс, январь 1959 г.) все экзамены (астрономия, исторический материализм, основы геометрии) вновь были сданы на «отлично».

В характеристике на студентку V курса физико-математического факультета Людмилу Степановну Солоницыну за подписью директора института П. Мосунова и декана факультета А. И. Жаворонкова читаем: «В институте к учебным занятиям относилась добросовестно. Выполняла на первых курсах общественные поручения: на первом курсе - члена факультетского бюро ВЛКСМ, на втором курсе - вожатой отряда одной из школ г. Кирова. Занималась в хореографическом кружке и гимнастической секции. На старших курсах в силу семейных обстоятельств выполняла лишь временные общественные поручения. Педагогическую практику провела успешно. В период проведения практики выяснилось, что тов. Солоницына владеет учебным материалом и умеет преподнести его учащимся. Дисциплинированна и выдержанна в коллективе» [33].

Решением Государственной экзаменационной комиссии от 29 июня 1959 г. Людмиле Степановне Солоницыной была присвоена квалификация учителя математики и черчения средней школы [34]. В 1959 г. началась трудовая биография Людмилы Степановны: в течение одного учебного года она работала учителем начальных классов в родной школе № 28 (получив по семейным обстоятельствам так называемый свободный диплом - в отличие от большинства однокурсниц, отправившихся по распределению в сельские школы), с 1960 по 2001 г. бессменно служила учителем математики в школе № 16 города Кирова. Имеет почётное звание «Отличник народного просвещения».

«Всё течёт, всё изменяется», - диалектика гласит.

Даже скалы разрушаются, рассыпается гранит.

Где лежала степь безбрежная, расцветает пышный сад.

Только я люблю по-прежнему, как и много лет назад.

Однако вернёмся к повествованию о научно-педагогической деятельности Юрия Васильевича Солоницына.

Итак, после окончания аспирантуры в 1956 г. он был оставлен на кафедре русского языка историко-филологического факультета для работы в качестве ассистента; в 1958 г. переведён на должность старшего преподавателя; в марте 1964 г. переизбран на штатную должность старшего преподавателя кафедры русского языка [35].

В начале 1960-х гг. была закончена работа над кандидатской диссертацией «Глагольные словосочетания с родительным падежом в современном русском литературном языке». 25 декабря 1963 г. состоялась её защита в Горьковском государственном университете им. Н. И. Лобачевского. В 1964 г. Юрию Васильевичу была присуждена учёная степень кандидата филологических наук, что позволило ему подать заявление на участие в конкурсе на замещение должности доцента кафедры русского языка. На основании выписки из приказа № 267 от 27 октября 1964 г. можно утверждать, что решением Совета института от 22 октября 1964 г. Юрий Васильевич Солоницын был избран по конкурсу на должность доцента кафедры русского языка. [36]. Решением Высшей аттестационной комиссии от 2 марта 1965 г. Ю. В. Солоницын был утверждён в ученом звании доцента по кафедре русского языка [37].

Эти счастливые должностные перемены зафиксированы в развёрнутом рукописном отчёте о научно-педагогической деятельности Юрия Васильевича в 1958-1964 гг. [38] На его

основании можно представить направления его преподавательской, научной, административной, общественной работы.

На дневном, вечернем и заочном отделениях историко-филологического факультета он проводил учебные занятия по современному русскому языку и введению в языкознание, вёл спецсеминары на следующие темы: «Трудные случаи русской орфографии», «Русская морфология», «Стилистика», «Язык романа Толстого "Война и мир"». На стационаре и заочном отделении факультета начальных классов преподавал русский язык. Юрий Васильевич руководил педпрактикой в школах № 10, 22, 29, 42 г. Кирова и написанием курсовых работ, участвовал в приёме вступительных экзаменов, был членом государственной экзаменационной комиссии.

Ю. В. Солоницын «учил студентов культуре речи и польскому языку, который сам в совершенстве освоил, учась в институте. Был кумиром студентов. Требовательный к себе во всех отношениях Юрий Васильевич этому же учил и студентов. Он любил их, болел за них и радовался, если они сдавали экзамен хорошо. Ликовал, когда среди молодёжи находил близких себе людей. Особенно чтил студентов-поэтов, с любовью растил их. Он и сам писал стихи» [39]. В музее ВятГГУ хранится машинописная подборка стихотворений Юрия Солоницына, переданная Виктором Сергеевичем Путинцевым в начале 2000-х гг.

Спектр научных проблем, которыми занимался доцент Ю. В. Солоницын, выявляется на основании опубликованных им на рубеже 1950-1960-х гг. статей: «Родительный неопределённого количества при переходных глаголах», «Некоторые лексико-грамматические факторы, обусловливающие выбор падежа прямого дополнения при отрицании», «О правописании наречий, образованных от существительных с предлогами», «Существительные на -ние и -нье», «Как готовиться к экзаменам по русскому языку и литературе». Ряд статей был подготовлен в этот период к печати: «Полузабытые слова», «К вопросу о разграничении сильного и слабого управления», «Родительный при отрицании». Тогда же было сделано несколько выездных научных докладов: на зональной конференции в Ленинграде в 1961 г.; на заседании кафедры русского языка и общего языкознания Горьковского университета («Глагольные словосочетания с родительным падежом»).

Приходилось Юрию Васильевичу выполнять и административные обязанности. Так, с 1 октября 1962 г. старший преподаватель кафедры русского языка Ю. В. Солоницын был назначен заместителем декана историко-филологического факультета с оплатой 30% к месячному окладу [40].

Юрий Васильевич руководил студенческими кружками польского и русского языков, ежегодно читал лекции в институте усовершенствования учителей («Лексика школьных хрестоматий по литературе», «Занимательность на уроках русского языка», «Некоторые типичные ошибки в синтаксическом разборе», «Изучение состава слова», «Новое в классификации придаточных», «О происхождении слов», «О происхождении собственных имён», «Разбор стилистических ошибок учащихся»), выступал с докладами на методических объединениях учителей-словесников (в школе № 16 г. Кирова - «Изучение причастия в школе», в школе № 7 г. Слободского - «Устаревшие слова», в Кумёнской средней школе - «Односоставные предложения»), посещал в рамках руководства педагогической практикой уроки русского языка и литературы в кировских школах № 10, 16, 22, 27, школе-интернате № 4; нолинских № 1, 2; слободской № 7; Кумёнской; Пасеговской Оричевского района; Косинской средней и Косинской семилетней Зуевского района, проводил письменные и устные консультации для учителей русского языка. Так широко и разнообразно осуществлялась им помощь областным и городским учреждениям народного образования.

В советское время не оставалось без внимания и повышение идейно-политического уровня преподавателей. В жизни Ю. В. Солоницына это требование к профессорско-преподавательскому составу реализовалось его участием в философских семинарах кафедры русского языка, где он выступал с докладами на темы «Ислам» и «Международное коммунистическое движение».

Общественная деятельность доцента Солоницына была очень разнообразной: с 1961 г. он был руководителем литературного объединения института, возглавлял корреспондентский пункт «Учительской газеты» при КГПИ, был прикреплённым преподавателем в одной из студенческих групп, принимал участие в проведении выборов в Советы и народные суды, оказывал помощь редакции факультетской стенной газеты, принимал участие в проведении

вечеров художественной самодеятельности (подготовка конферансов), выступал с беседами по вопросам орфографии и стилистики перед сотрудниками Кировского книжного издательства и межрайонных газет.

В музейной подборке стихов Юрия Васильевича сохранились «Филологические частушки», которые дают представление о его замечательном чувстве юмора:

Не напрасно, братцы, все мы книги умные жуём. Про научные проблемы мы частушки пропоём. Шесть часов мы прогуляли, нас декан к себе зовёт. Видно, братцы, мы попали, эх, в причастный оборот. За один прогул невинный нету бедному житья: Обстоятельства причины не сумел придумать я. Я подружке чернобровой предлагаю, не боюсь: Образуем в ЗАГСе новый сочинительный союз. За девчонкой кудреватой я хожу который год. Эх, какой же вы, девчата, несклоняемый народ.

Наиболее весомый и проверенный временем вклад в историю Кировского педагогического института Ю. В. Солоницын внёс своей деятельностью по руководству одной из сменных редакций многотиражной газеты «По ленинскому пути». Решением бюро горкома КПСС от 17 ноября 1967 г. газета педагогического института «По ленинскому пути» была признана победителем конкурса на лучшую многотиражную газету в юбилейном году. За достигнутые успехи в работе газеты Юрий Васильевич получил благодарность с занесением в личное дело [41]. Он любил труд журналиста со времён работы над факультетской газетой. Эту любовь он передал многим сверстникам и ученикам, создававшим год за годом образ вузовской многотиражки.

Газета «По ленинскому пути» неоднократно публиковала стихи доцента Ю. В. Солоницына, посвящённые институтской жизни:

Солнце ярким закатным пламенем поливает рам переплёты, А у нас идут госэкзамены, - не какие-нибудь зачёты. Ветер носит пушинки тополя. Мандолина смеётся где-то. В этот вечер кому охота ли повторять билет за билетом? Но места в кабинете заняты. Обожди, торопливое лето. Навсегда останется в памяти беспокойное время это [42].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июньский день лизал тихонько крыши. Сложивши бережно последний свой конспект, Ты положил его на стол и вышел, С образованьем высшим человек. Десятки лет пройдут с того июня И многое из памяти сотрут. Но как нельзя забыть нам нашу юность, Нельзя забыть и наш пединститут. В каких краях нам побывать придётся, Пока что неизвестно никому, Но если только случай подвернётся, Ты первым делом поспешишь к нему. Окинешь взглядом искренне влюблённым: Четыре ж года ты учился тут. И ласково погладишь по колонне: «Ну, как живёшь, товарищ институт?» [43]

Руководство вуза отмечало трудовые заслуги Ю. В. Солоницына. В 1965 г. Юрий Васильевич дважды получил благодарности (за подписью ректора КГПИ В. И. Голубева): «За большую организаторскую работу со студентами и активное участие в смотре художественной самодеятельности института ...» [44], «За активное участие в работе редакции многотиражной газеты "По ленинскому пути" объявить благодарность и наградить Почётными грамотами Солоницына Ю. В. - сменного редактора.» [45]. В 1965 г. в связи с достижением

10-летнего стажа работы в вузе Юрию Васильевичу был установлен месячный оклад 320 руб. [46], что по меркам советского времени было очень достойной суммой.

В характеристике, датированной маем 1967 г. [47] и составленной по поводу представления Ю. В. Солоницына к награждению значком «Отличник народного просвещения», указывается, что Юрий Васильевич обладал «незаурядным преподавательским талантом». Его вдова Людмила Степановна вспоминает, что однажды, столкнувшись в своей преподавательской деятельности со слепым студентом, Юрий Васильевич выучил азбуку Брайля, чтобы иметь возможность проверять его работы. В характеристике от июля 1968 г. награждение этим почётным знаком отличия в педагогической профессии - «за добросовестное отношение к служебным, научным и общественным обязанностям» - уже констатируется как случившийся факт [48].

В семейном клане доцента КГПИ Юрия Васильевича Солоницына избрали учительскую стезю его отец и мать, сестра Валентина, жена Людмила, сестра жены Римма, её дочь и внучка. Педагогическое служение предпочла и старшая дочь Юрия Васильевича и Людмилы Степановны - Ольга. Получив образование на химико-биологическом факультете КГПИ им. В. И. Ленина (выпуск 1980 г.), она проработала два года в Малмыже, а по возвращении в родной город стала воспитателем детского сада.

11 ноября 1961 г. в семье Солоницыных родилась вторая дочь - Надежда. В 1978 г. она закончила кировскую школу № 57 (её учительницей по русскому языку и литературе была Римма Ивановна, супруга Александра Георгиевича Балыбердина), получила специальность «Конструктор-модельер» в Кировском технологическом техникуме и работала в ателье.

По свидетельству Людмилы Степановны, Юрий Васильевич обожал дочерей, в первый год Надиного обучения в школе полностью взял на себя родительские заботы. Любил ездить вместе с детьми в родной посёлок Косино к маме Нине Васильевне, где по вечерам, сидя на крылечке, рассказывал девочкам о дальних звёздах. Подлинно гриновская романтичность Юрия Васильевича проявлялась и в том, что в семье утвердилась традиция домашних чтений под настоящей зелёной лампой. Любимой его радиопрограммой (телевидение не вошло ещё тогда в быт кировчан) была «Песня остаётся с человеком». А во второй половине 1960-х гг., когда дочери подросли, были немногочисленные, но незабываемые поездки (по профсоюзным путёвкам - со скидкой до 50%): на теплоходе по Волге до Астрахани, в Крым, Болгарию, по пушкинским местам.

Кировскими адресами семьи Солоницыных (после общежитской комнаты) в счастливые для них и такие короткие 60-е гг. были дома по улице Воровского, 75-а, и по улице Горького, 53. В этот период Юрия Васильевича связала тесная дружба с Ю. Г. Карачаровым, В. Г. Шумихиным, А. Г. Балыбердиным.

Кстати, лингвистическая подготовка помогала Юрию Васильевичу, его семье и друзьям и в повседневной жизни: он с лёгкостью переводил с польского и венгерского языков инструкции к импортным товарам. Хотя жизненным принципом доцента Солоницына было убеждение в бесполезности для счастья «тряпок и деревяшек». По определению его вдовы Людмилы Степановны, он всегда хранил в себе чувство «возвышенности бытия» [49].

Первый инфаркт настиг Юрия Васильевича в мае 1969 г. Потом была комиссия, по прохождении которой необходимо было отправиться в долгосрочную командировку в Венгерскую Народную Республику с целью преподавания там русского языка. Но поездка не случилась.

5 декабря 1971 г. был второй инфаркт, по причине которого доцент Ю. В. Солоницын просил перевести его на половину ставки: «Доцента кафедры русского языка перевести с 1 сентября 1971 г. на 0,5% ставки доцента с окладом 160 руб. по личному желанию в связи с болезнью» [50].

А 20 октября 1972 г. - третий, последний: «Доцента Солоницына Ю. В. исключить из штата института в связи со смертью. с 22 октября 1972 года. Ректор Г. А. Глушков» [51]. «Он мог бы ещё много сделать для людей, но и за то, что он сделал, мы благодарны ему.» [52]

Так трагически рано овдовевшая Людмила Степановна пережила и утрату любимой младшей дочери. Надежда Юрьевна Солоницына (Пестова) ушла из жизни 15 мая 2014 г. после тяжёлой болезни. Но её единственный сын, внук Юрия Васильевича Солоницына, Александр Сергеевич Пестов продолжает неразрывную связь большой семьи Солоницыных -Бельтюковых с педагогическим вузом областного центра. Он закончил в 2010 г. факультет

лингвистики ВятГГУ и работает в отделе международных связей университета, преподаёт иностранный язык на ряде факультетов родного вуза.

Чтобы составить более полное представление о вкладе семей Солоницыных и Бельтю-ковых в историю города и области, скажем несколько слов и о младшем брате Людмилы Степановны - Владимире. Их родственная дружба сильнее потерь.

Владимир Степанович Бельтюков родился 4 июня 1939 г. в Кирове. В 1956 г. был курсантом Ивановского высшего военно-технического училища. Трудовая биография в родном городе началась в 1956-1958 гг. с рабочей профессии слесаря-сборщика Кировского ЭМСЗ им. Лепсе. В этот же период определилось жизненное увлечение - журналистика: с 1956 г. работал внештатным корреспондентом областной газеты «Комсомольское племя», где познакомился с Альбертом Анатольевичем Лихановым.

В 1958-1959 гг. работал телеоператором на только что созданной Кировской студии телевидения.

Владимир Степанович сохраняет увлечённость фотожурналистикой и операторским делом до сих пор. Свидетельство его профессионализма - огромное количество сделанных им фотографий, опубликованных в сборнике «Поле жизни Альберта Лиханова» (М., 2005). Среди них - кадры, запечатлевшие 16-ю «мужскую» школу и конференцию юных читателей, Альберта Лиханова во время преддипломной практики как редактора «Комсомольского племени» и журнала «Смена», диктора кировского телевидения Лилии Зыкиной (Лихано-вой), телевизионных встреч с Арамом Хачатуряном и Марком Бернесом, открытия бюста

A. С. Грина на набережной реки Вятки и библиотеки для детей и юношества А. А. Лиханова на улице Орловской и многое, многое другое. Страницы запечатлённой фото- и видеоистории Кировского отделения Детского фонда РФ, возглавляемого В. П. Ивановой, и детской музыкальной школы № 2 областного центра - тоже заслуга Владимира Степановича.

В 1959-1993 гг. жизнь В. С. Бельтюкова была связана с КЭМПО им. Лепсе. Ступени его профессионального и должностного роста зафиксированы в трудовой книжке (техник-технолог, инженер-технолог, производственный мастер, старший мастер, начальник БТК, зам. начальник РиПО, начальник отдела кадров), определены и образовательным ростом: в 1967 г. В. С. Бельтюков закончил Кировский политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика».

Многолетний трудовой стаж на заводе и вклад В. С. Бельтюкова в создание ОАО «Лепсе», становление его в качестве ведущего предприятия МАП неоднократно отмечался благодарностями - по заводу и министерству. 3 июля 1986 г. получил благодарность и премию «За идеологическую работу» (приказ № 690), 4 мая 1988 г. был премирован к Дню радио (приказ № 615). 23 сентября 1988 г. В. С. Бельтюкову было присвоено звание ветерана труда завода в связи с 25-летней безупречной работой на предприятии (приказ № 511). 14 июня 1989 г.

B. С. Бельтюков получил благодарность и премию в размере 100% месячного оклада в связи с 50-летием (приказ № 315). В трудовой книжке Владимира Степановича имеется запись о получении им благодарности министра авиационной промышленности СССР Ивана Степановича Силаева (приказ по министерству № 532 от 28 апреля 1989 г.).

В 1992 г. указом Президента России от 14 мая 1992 г. № 629 в РФ создаётся Федеральная миграционная служба. Именно она должна была оперативно включиться в решение абсолютно новых, незнакомых и порой очень болезненных проблем, стабилизировать сложную ситуацию, связанную с миграционным приростом населения в период экономического спада. Владимир Степанович Бельтюков был назначен первым руководителем миграционной службы Кировской области, возглавлял её в 1993-2001 гг., положив начало становлению и деятельности новой государственной структуры. 5 июня 1997 г. Владимир Степанович был награжден почётной грамотой за продолжительную работу и личный вклад в решение вопросов по формированию и реализации государственной миграционной политики и в связи с 5-летием со дня образования Федеральной миграционной службы России (приказ № 393).

В мае 1999 г. в связи с 60-летием со дня рождения приказом по ФМС получил почётную грамоту за продолжительную и безупречную работу и премию в размере должностного оклада. Распоряжением администрации Кировской области от 25 мая 1999 г. (№ 570) награждён почётной грамотой за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие миграционной службы региона. В 2007 г. деятельность В. С. Бельтюкова по созданию и организации деятельности миграционных подразделений в Кировской области была отмечена

благодарностью губернатора Н. И. Шаклеина. К моменту выхода на пенсию общий трудовой стаж В. С. Бельтюкова насчитывал 42 года, в их числе 12 лет - работа на государственных должностях.

Будучи на заслуженном отдыхе, Владимир Степанович продолжил, опираясь на опыт своей трудовой деятельности, семейную традицию учительства: он преподавал дисциплины «Миграционное право» и «Таможенное дело» в кировских филиалах Московской финансово-юридической академии и Московского гуманитарно-экономического института.

Две простых, рабоче-крестьянских (как говорилось в советский период истории) семьи взрастили в ХХ веке настоящих представителей российской провинциальной интеллигенции, которые вложили свой труд и талант в формирование профессионального и нравственного облика многих поколений кировчан.

Однако вернёмся к началу. Ода по случаю окончания института, сотворённая Юрием Васильевичем Солоницыным более 40 лет назад, звучит, отвечая избранному автором жанру, классически (а значит, образцово!): для подражания и многократного возвращения к её тексту. В буквах и строках. В новых и новых человеческих судьбах.

Прошли студенческие годы. Греми вовсю, оркестров медь! Ну, как иначе, кроме оды, достойно этот день воспеть? Пять лет назад мы, дерзновенны, расставшись с школою родной, Пришли в педвуз наш незабвенный с познаний алчущей главой. Прорвавши конкурса препоны (где юной смелости предел?), Народ смущённый, удивлённый, успехом первым окрылённый, На первых лекциях сидел.

Нас повели стезёю узкой (в науке нет дорог иных) Шайкевич, Канин, Эммаусский, Троицкий, Мохирев, Бледных. Пять лет мы шествовали в гору среди теснин, лавин, стремнин, Нагибин вёл нас, Косолапов, Глушков, Захаров и Шернин. Ученья корень был несладок. В дни сессий били нашу рать. Порою даже. Нет, не надо! К чему о двойках вспоминать? Гораздо памятней нам стали и первый «отл.» и первый «хор.», В спортивных залах гром баталий и из-за смотра жаркий спор. Пою ряды аудиторий, где соки знаний я впитал, Где мыслить начал и в которых я столько книг перелистал. Пою друзей по общежитью, пою друзей по этажу, Смешливых, славных, деловитых -

За верность из сердец открытых спасибо я не раз скажу.

Настал день грустный и весёлый. Закончен пятилетний труд.

В руках дипломы. Здравствуй, школа! Прощай, любимый институт! [53]

Поэзия и проза студенческой жизни, запечатленная в именах и эмоциях история родного вуза, авторский опыт работы со словом, беззаветная любовь к серьёзному творческому труду - всё есть в этих строках, написанных Юрием Васильевичем Солоницыным. Он умел воплотить память в слово.

Мы попытались воплотить память о нём в строки этой публикации.

Примечания

1. Личное дело доцента Ю. В. Солоницына. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184. Л. 6.

2. Кого мы даём стране // За пролетарские кадры. 1935. № 8. С. 1.

3. Ода по случаю окончания института // По ленинскому пути. 1973. № 21-22. С. 1.

4. Охотина Г., Лугинина П. Мы благодарны ему // Педагогические ведомости. 1992. № 2. С. 4.

5. Меморат Л. С. Солоницыной. Записан В. А. Криушиной 19 марта 2014 г.

6. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184. Л. 2.

7. Там же. Л. 2-2 об.

8. Меморат Л. С. Солоницыной. Записан В. А. Криушиной 19 марта 2014 г.

9. Охотина Г., Лугинина П. Указ. соч.

10. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184. Там же. С. 4.

11. Там же. Л. 1-1 об.

12. Там же. Л. 1.

13. Там же. Л. 8. Выписка из протокола № 11.

14. Там же. Л. 10. «Экзаменационный лист. Отметка о прохождении приёмных экзаменов. 2 ноября 1953 г. Русский язык - отлично. 10 ноября. Основы марксизма-ленинизма - отлично. 21 ноября. Иностранный язык (немецкий) - отлично».

15. Там же. Л. 15-16. Литература для изучения по диалектическому и историческому материализму. Постановления ЦК ВКП (б): О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» (от 14 ноября 1938), О недостатках и ошибках в освещении истории немецкой философии конца XVIII и начала ХХ века (Большевик, № 7, 8, 1944), О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946), О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению (26 августа 1946), О кинофильме «Большая жизнь» (4 сентября 1946), Об опере «Великая дружба» В. Мурадели (10 февраля 1948). А. А. Жданов. Выступление на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», 1947; выступление на совещании деятелей советской музыки и ЦК ВКП(б). 1948. ... Лысенко. О положении в биологической науке (1948). (списки приведены с сокращениями. - В. К.).

Л. 21 об. Литература по дисциплинам. Общее языкознание. Ф. Энгельс. Франкский диалект. В. Ленин. О праве наций на самоопределение. К вопросу о диалектике. Критические заметки по национальному вопросу. И. Сталин. Марксизм и национальный вопрос. Национальный вопрос и ленинизм. Марксизм и вопросы языкознания. Историческая грамматика русского языка. Шахматов. Очерк древнейшего периода истории русского языка. Соболевский. Лекции по истории русского языка. Современный русский язык. Ленин. О национальной гордости великороссов. Об очистке русского языка. Нужен ли обязательный государственный язык. Сталин. Анархизм или социализм? Заключительное слово по докладу на XVI съезде ВКП(б). Ломоносов. Российская грамматика. О пользе книг церковных. Буслаев. О преподавании отечественного языка. Потебня. Из записок по русской грамматике. Два исследования о звуках русского языка. Шахматов. Очерк современного русского литературного языка. Синтаксис русского языка.

16. Там же. Л. 13. Аттестация аспиранта первого года обучения. С 1 октября по 1 июня 1954 г. Общее языкознание (экзамен). 23.11.53. Отл. Нем. язык (зачёт). Январь 1954 г. История русского языка (экзамен). 1.03.54. Отл. Нем. язык (экзамен). 7.04.54. Отл. Ист. и диал. материализм (экзамен). 31.05.54. Отл.

Л. 31 (рукописный вариант); Л. 32-32 об. (машинописный вариант). Аттестация аспиранта второго года обучения. Экзамен по современному русскому языку. Сентябрь 1954 г. Отлично. Посещение 9 часов практических занятий научного руководителя, 32 часа практических занятий по современному русскому языку, 207 часов во время вступительных экзаменов для абитуриентов.

Л. 17, 27. Педагогическая практика. Посещение десяти лекций по современному русскому языку (октябрь - май), практические занятия по современному русскому языку на ОЗО (январь), участие в проведении педагогической практики на II курсе, работа в студенческом научном кружке современного русского языка и методики русского языка в качестве помощника руководителя.

Л. 17 об., 27 об. Подготовка по специальности. Общее языкознание. Экзамен. Ноябрь 1953 г. Отл. Историческая грамматика русского языка. Июнь 1954 г. Современный русский язык. Экзамен. Октябрь 1954 г.

17. Там же. Л. 13 об.

18. Там же. Л. 31 об.

19. Там же. Л. 13 об.

20. Там же. Л. 31 об.

21. Там же. Л. 29 об.

22. Охотина Г., Лугинина П. Указ. соч.

23. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184. Л. 33. Выписка из приказа № 11 от 14 января 1956 г.

24. Там же. Л. 34. Удостоверение. «С 1 октября 1953 по 1 октября 1956 г. состоял аспирантом. подвергался кандидатским испытаниям и получил следующие оценки: общее языкознание (23.11.53, доцент А. И. Шернин, проф. В. П. Петрусь, доц. В. И. Троицкий), историческая грамматика русского языка (1.03.54, И. Д. Штин, проф. В. П. Петрусь, доц. Троицкий), немецкий язык (7.04.54), диамат и истмат (31.05.54, проф. Петрусь, доц. И. Д. Сметанин), современный русский язык (6.09.54, кандидаты исторических наук В. В. Потанин и В. Н. Безденежных, проф. В. П. Петрусь)».

25. Там же. Л. 37. Выписка из приказа № 307 от 5 октября 1956 г.

26. Личное дело студентки физико-математического факультета КГПИ им. В. И. Ленина Л. С. Бельтюковой. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 9. Д. 90. Л. 5.

27. Меморат Л. С. Солоницыной. Записан В. А. Криушиной 19 марта 2014 г.

28. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 9. Д. 90. Л. 7.

29. Там же. Л. 10-13. Л. 14-17.

30. Меморат Л. С. Солоницыной. Записан В. А. Криушиной 19 марта 2014 г.

31. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 9. Д. 90. Л. 38.

32. Там же. Л. 22, 25.

33. Там же. Л. 18.

34. Там же. Л. 19. Диплом № 460067.

35. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184. Л. 44. Заявление ст. пр. Солоницына Ю. В. Л. 45. Выписка из приказа № 66 от 30 марта 1964 г. за подписью ректора А. Шарова: «На основании решения Совета института от 26 марта считать переизбранными на штатные должности следующих преподавателей кафедры русского языка. Троицкого В. И. - на должность зав. кафедрой, Солоницына Ю. В., Калужских И. А. - на должность ст.пр. ...».

36. Там же. Л. 48. Выписка из приказа № 173 от 21 июля 1964 г.: «В связи с присуждением ученой степени кандидата филологических наук, утверждением в степени кандидата наук ВАКом и выдачи диплома МФЛ № 001505 установить месячный оклад 280 рублей с 30 мая 1964 г. Л. 46: «Прошу допустить меня к участию в конкурсе на замещение должности доцента кафедры русского языка. Прилагаю список научных работ»

Л. 47. «Список научных работ. Ещё к вопросу об определении категории падежа. Русский язык в школе. 1955, № 6. Родительный неопределённого количества при переходных глаголах. Очерки по русскому языку. Киров, 1962. Некоторые лексико-грамматические факторы, обусловливающие выбор падежа прямого дополнения при отрицании. Там же. О правописании наречий, образованных от существительных с предлогами. В помощь учителю русского языка. Киров, 1962. Существительные на -ние и -нье. Там же. Глагольные словосочетания с родительным падежом в современном русском литературном языке. Горький, 1963 (автореферат кандидатской диссертации). Как готовиться к экзаменам по русскому языку и литературе. Размножено на ротаторе в 1961 г. В соавторстве с А. Г. Балыберди-ным и Д. Н. Шипулиной».

37. Там же. Л. 63. Аттестат доцента. МДЦ № 028107 от 16 апреля 1966 г.

38. Там же. Л. 49-53.

39. Охотина Г., Лугинина П. Указ. соч.

40. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184. Л. 42. Выписка из приказа № 276 от 2 октября 1962 г.

41. Там же. Л. 70. Выписка из приказа № 371 от 14 декабря 1967 г.

42. Солоницын Ю. В. Госэкзамены // По ленинскому пути. 1976. № 19(795).

43. Солоницын Ю. В. Институт // По ленинскому пути. 1989. № 24-25(1297-1298).

44. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184. Л. 58. Выписка из приказа № 99 от 30 апреля 1965 г.

45. Там же. Л. 59. Выписка из приказа № 100 от 3 мая 1965 г.

46. Там же. Л. 57. Выписка из приказа № 297 от 12 октября 1965 г.

47. Там же. Л. 61.

48. Там же. Л. 65-66.

49. Меморат Л. С. Солоницыной. Записан В. А. Криушиной 19 марта 2014 г.

50. Архив ВятГГУ. Ф. 1148. Оп. 14. Д. 184. Л. 69. Выписка из приказа № 238 от 26 июня 1971 г.

51. Там же. Л. 72. Выписка из приказа № 398 от 31 октября 1972 г.

52. Охотина Г., Лугинина П. Указ. соч.

53. Ода по случаю окончания института // По ленинскому пути. 1973. № 21-22. С. 1.

Notes

1. Lichnoe delo dotsenta YU. V. Solonitsyna [Private matter of Associate Professor Solonitsyn Yu.V.] Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 14. D. 184. Sh. 6.

2. Kogo my dayom strane [Whom we give to the country] / / Za proletarskie kadry - For the proletarian cadres, 1935, № 8, p. 1.

3. Oda po sluchayu okonchaniya instituta [Ode on the occasion of the graduation] / / Po leninskomu puti - On the Leninist path, 1973, № 21-22, p. 1.

4. Okhotina G., P. Luginina P. My blagodarny emu [We thank him] / / Pedagogicheskie vedomosti - Pedagogical statements, 1992, № 2, p. 4.

5. MemoratL. S. Solonitsynoy [Memorat to L.S. Solonitsyna]. Written by Kriushina V.A. March 19, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 14. D. 184. Sh. 2.

7. Ibid. Sh. 2-2 turn.

8. MemoratL. S. Solonitsynoy [Memorat to L.S. Solonitsyna]. Written by Kriushina V.A. March 19, 2014

9. Okhotina G., P. Luginina Op. cit.

10. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 14. D. 184. Ibid. P. 4.

11. Ibid. Sh. 1-1 turn.

12. Ibid. Sh. 1.

13. Ibid. Sh. 8. Extract from protocol number 11.

14. Ibid. Sh. 10. "Examination sheet. Indication of passing entrance exams. November 2, 1953 Russian language - excellent. November 10. Fundamentals of Marxism-Leninism - excellent. November 21. Foreign Language (German) - excellent. "

15. Ibid. Sh. 15-16. Literature for studies of dialectical and historical materialism. Resolution of the CC of the CPSU (b) The statement of party propaganda in connection with the release of "History of the CPSU (b)" (14 November 1938), On the shortcomings and mistakes in the interpretation of the history of German philosophy of late eighteenth and early twentieth century (Bolshevik, № 7, 8, 1944), on the magazines "Zvezda" and "Leningrad" (14 August 1946), On the repertoire theaters and measures for its improvement (26 August 1946), The Movie "Big Life" (September 4, 1946), On opera "Great Friendship" V. Muradeli (10 February 1948). A.A. Zhdanov. Speech at the discussion about the book of G.F. Aleksandrov "History of Western philosophy", 1947; speech at a meeting of leaders of the Soviet music and the CPSU (b). 1948 .... Lysenko. On the situation in biological science (1948) ... (lists are given with abbreviations. - V.K.).

L. 21 turn. Literature disciplines. General Linguistics. F. Engels. Frankish dialect. V. Lenin. The right of nations for self-determination. On the question of dialectics. Critical Remarks on the National Question. I. Stalin. Marxism and the National Question. National Question and Leninism. Marxism and Problems of Linguistics. Historical Grammar of the Russian language. Shakhmatov. Essay on the earliest period of Russian history. Sobolewski. Lectures on the History of the Russian language. Modern Russian language. Lenin. About national pride of velikorossy. On cleaning of the Russian language. Do we need a compulsory official language. Stalin. Anarchism or Socialism? A final word on the report at the Sixteenth Congress of the CPSU (b). Lomonosov. Russian grammar. The benefits of the church books. Buslayev. On teaching the domestic language. Potebnya. From the notes on Russian grammar. Two studies of the sounds of the Russian language. Shakhmatov. Sketch of modern Russian literary language. Syntax Russian language ...

16. Ibid. Sh. 13. Certification of Postgraduate of the first year. From October 1 to June 1, 1954. General Linguistics (examination). 23/11/53. Exc. German (passed). January 1954 History of the Russian language (examination). 3.1.54. Exc. Him. language (examination). 4.7.54. Exc. History and dial. materialism (examination). 05/31/54. Exc.

Sh. 31 (handwritten); Sh. 32-32 turn (typewritten). Certification of the second year post-graduate. Examination in the modern Russian language. September 1954 Excellent. Attendance of 9hours of workshops of supervisor, 32 hours of practical training in modern Russian language, 207 hours during entrance exams for high school seniors.

Sh. 17, 27. Pedagogical Practice. Visiting of ten lectures on modern Russian (October - May), practical training in modern Russian language at LGE (January), participation in teaching practice at the II course work in the student scientific group of modern Russian language and methods of the Russian language as assistant.

Sh. 17 turn, 27 turn. Preparation on the specialty. General Linguistics. Exam. November 1953 Ex. Historical Grammar of the Russian language. June 1954 Modern Russian language. Exam. October 1954

17. Ibid. Sh. 13 turn.

18. Ibid. Sh. 31 turn.

19. Ibid. Sh. 13 turn.

20. Ibid. Sh. 31 turn.

21. Ibid. Sh. 29 turn.

22. Okhotina G., P. Luginina Op. cit.

23. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 14. D. 184. Sh. 33. Extract from the Order number 11 dated 14 January 1956.

24. Ibid. Sh. 34. Certificate. "On October 1, 1953 to October 1, 1956 was a graduate student ... subjected to candidate tests and received the following ratings: General Linguistics (11/23/53, Associate Professor A.I. Shernin, prof. V.P. Petrus, Assoc. V.I. Troitskiy), historical Russian grammar (03/01/54, I.D. Shtin, prof. V. P. Petrus, Assoc. Troitsky), German (04/07/54), dialectical materialism and historical materialism (5/31/54, prof. Petrus , Assoc. I. D. Smetanin), modern Russian language (06.09.54, Cand. Hist. sci. V.V. Potanin and V.N. Bezdenezhnykh, prof. Petrus V.P.). "

25. Ibid. Sh. 37. Extract from the order number 307 of October 5, 1956.

26. Privacy of student of physical and mathematical faculty KGPI of V.I. Lenin L.S. Beltyukova. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 9. D. 90. Sh. 5.

27. MemoratL. S. Solonitsynoy [Memorat to L.S. Solonitsyna]. Written by Kriushinoya V.A. March 19, 2014.

28. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 9. D. 90. Sh. 7.

29. Ibid. Sh. 10-13. Sh. 14-17.

30. Memorat L. S. Solonitsynoy [Memorat to L.S. Solonitsyna]. Written by Kriushinoya V.A. March 19,

2014.

31. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 9. D. 90. Sh. 38.

32. Ibid. Sh. 22, 25.

33. Ibid. Sh. 18.

34. Ibid. Sh. 19. Certificate number 460067.

35. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 14. D. 184. Sh. 44. Statement of senior lect. Solonitsyn Yu.V. Sh 45. Extract from the Order number 66 dated 30 March 1964, signed by the Rector A. Sharov: "Based on the decision of the Council of the Institute from March 26 to consider re-election on the following staff positions

teachers in the Department of Russian Language ... V.I. Troitskiy - to the position of chief of department, Solo-nitsyn Yu.V., Kaluzhskih I.A. - for the post of senior lecturer. ... ".

36. Ibid. Sh. 48. Extract from the order number 173 of July 21, 1964: "In connection with the award of the degree of Candidate of Philology, the statement in the PhD degree VAK and issuing diploma IFF number 001505 to set monthly salary of 280 rubles from May 30, 1964 Sh. 46: "Please allow me to participate in the competition for the position of associate professor of Russian language. I enclose a list of scientific papers"

Sh. 47. "List of scientific papers. More to the question of defining the category of case. Russian language in school. 1955, № 6. Genitive of indefinite number of transient verbs. Essays on Russian language. Kirov, 1962. Some lexical and grammatical factors determining the choice of case, by denying the direct object. Ibid. About spelling adverbs formed from nouns with prepositions. Helping the teacher of Russian language. Kirov, 1962. Nouns on-nie and -nye. Ibid. Verb combinations with genitive in the modern Russian literary language. Gorky, 1963 (summary of Candidate dissertation). How to prepare for exams in Russian language and literature. Copied on a rotator in 1961. In collaboration with A.G. Balyberdin and D.N. Shipulina."

37. Ibid. Sh. 63. Certificate of lecturer. MDC number 028 107 from April 16, 1966

38. Ibid. Sh. 49-53.

39. Okhotina G., P. Luginina Op. cit.

40. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 14. D. 184. Sh. 42. Extract from the order number 276 of October 2,

1962.

41. Ibid. Sh. 70. Extract from the order number 371 of December 14, 1967

42. Solonitsyn Yu.V. Gosehkzameny [Graduation examinations] / / Po leninskomu puti - On to the Leninist path, 1976, № 19 (795).

43. Solonitsyn Yu.V. Institut [Institute] / / Po leninskomu puti - On to the Leninist path, 1989, № 24-25 (1297-1298).

44. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 14. D. 184. Sh. 58. Extract from the Order number 99 dated 30 April 1965.

45. Ibid. Sh. 59. Extract from the Order № 100 dated May 3, 1965.

46. Ibid. Sh. 57. Extract from the order number 297 of October 12, 1965.

47. Ibid. Sh. 61.

48. Ibid. Sh. 65-66.

49. MemoratL. S. Solonitsynoy [Memorat to L.S. Solonitsyna]. Written by Kriushinoya V.A. March 19, 2014.

50. Archive of VyatSHU. F. 1148. Op. 14. D. 184. Sh. 69. Extract from the order number 238 of 26 June

1971.

51. Ibid. Sh. 72. Extract from the order number 398 dated October 31, 1972.

52. Okhotina G., P. Luginina Op. cit.

53. Oda po sluchayu okonchaniya instituta [Ode on the occasion of the graduation] / / Po leninskomu puti - On to the Leninist path, 1973, № 21-22. P. 1.

УДК 51

Е. М. Вечтомов, В. И. Варанкина.

Математика в Вятском государственном гуманитарном университете:

история и современность

Рассматривается математическое образование и математическая наука в ВятГГУ. Кратко описывается деятельность математического факультета, математических кафедр и ведущих преподавателей. Излагаются основные вехи и достижения в развитии математики в университете. Анализируется деятельность научной школы по методике математики и научной алгебраической школы.

In the article mathematical education and mathematical science in Vyatka State Humanities University is considered. The activity of the Faculty of Mathematics, Mathematical Departments and leading teachers is briefly described. The milestones and achievements in the development of mathematics at the university are outlined. The activity of the scientific school of methods of teaching mathematics and scientific algebraic school is analyzed.

Ключевые слова: математическое образование, история развития, научная школа.

Keywords: mathematics education, history of development, scientific school.

© Вечтомов Е. М., Варанкина В. И., 2014 158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.