Научная статья на тему 'Наша национальная идея'

Наша национальная идея Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ / EUROCENTRISM / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / HISTORICAL PROCESS / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киселев Александр Федотович

Рассмотрена сущность национальной идеи как философской и культурологической категории, ключевого понятия исторической мысли, а также политического принципа и идеологической установки, укорененной в общественной жизни. Раскрыто содержание русской, советской, а ныне российской идеи в исторической динамике, показано ее своеобразие в соотношении с воззрениями, утвердившимися в Западной Европе. Особое место отведено анализу европоцентризма как одного из инструментов разрушения национальной самобытности и порабощения инакомыслящих. Показано противостояние европоцентризма с трактовками национальной идеи на различных этапах отечественной истории.The essence of the national idea as a philosophical and culturological category, a key concept of historical thought, as well as a political principle and ideological orientation rooted in public life is considered. The content of the Russian, Soviet, and now Russian idea is revealed in historical dynamics, its originality in relation to the views established in Western Europe is shown. A special place is given to the analysis of Eurocentrism as one of the tools for the destruction of national identity and the enslavement of dissidents. The opposition of Eurocentrism with various interpretations of the national idea at various stages of Russian history is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наша национальная идея»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Щ ПОСТИЖЕНИЕ РОССИИ DOI: 10.25586/RNU.HET.18.02.P.40 УДК 84 (47)

А. Ф. Киселев,

Российская академия образования

Наша национальная идея

Выбор веры князем Владимиром

На протяжении двух последних десятилетий то вспыхивают, то затихают споры о национальной идее России. Ученые, политики, общественные деятели ищут краткую и чеканную формулу, которая выразила бы нашу суть и повела к созиданию новой России.

Реально ли найти такую формулу?

Реально, но она всегда будет преходящей как лозунг, призыв, постановка актуальных задач и целей, обслуживающих нужды сегодняшнего дня.

Между тем национальная идея нетленна, ибо выражает суть исторического бытия страны, взглядов на ее место и роль в мире, чаяний и надежд народа, особенностей его мировоззрения и мировосприятия. Это оценка собственного «Я» - идеи, лежащей в основе нашего самосо-

© Киселев А. Ф., 2018

знания и выражающей наше присутствие в мире. В ней заключено разделение мира на свое и иное.

Это осознание собственной, отличной от других бытийности формировалось на протяжении всей истории России. Национальная идея подобна алмазу, дарованному свыше. Его огранка осуществлялась веками и каждая новая грань по-своему озаряла ту или иную эпоху бытия России, освящала и просветляла ее путь в мире.

Вопрос: «Кто мы?» поставлен еще легендарным летописцем Нестором в знаменитой «Повести временных лет». Ответ на него Нестор дает в контексте мировой истории, рассказывая о взаимоотношениях славянских племен и значимости в международных делах той поры первых русских князей, бросавших

вызов Византии - столпу средневековой цивилизации. В этой же летописи проводится мысль, что Русь образовалась на стыке Запада и Востока и у нее был выбор исторического пути. Это символично отражено в легенде о выборе князем Владимиром религии, когда со своими вероучениями его знакомили христиане, мусульмане и иудеи. Князь принял судьбоносное для страны решение. Русь стала христианской, что на века определило ее историческую судьбу.

Проблема выбора не раз будет стоять перед Русью, а позже Россией, и всегда, как и в древности, он будет осознанно-самостоятельным. И ныне Россия стоит перед выбором: идти в кильватере Запада или, опираясь на вековое, исконное осознание своего места в мире, идти собственным путем.

В древнерусской литературе домонгольского периода оформилась идея равноправия Руси в семье христианских народов и отрицания притязаний одних народов на господство над другими. Тогда же была сформулирована идея веротерпимости. Идеями равноправия народов и веротерпимости Русь -Россия верна на протяжении всей ее истории. Киевская Русь ощущала себя неотъемлемой частью христианского мира, причем такой его частью, где христианские начала доминируют во всех сферах жизни древнерусского общества.

В XIII веке маятник истории Руси качнулся в сторону Азии. Страна оказалась под игом монголов - новых вершителей мировых судеб. Казалось, что владычество Орды заставит Русь потеряться и раствориться

АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВИЧ КИСЕЛЕВ

доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России, видный ученый-историк, организатор образования и учебного книгоиздания. Сфера научных интересов: история, педагогика, философия. Автор более 300 научных трудов

Рассмотрена сущность национальной идеи как философской и культурологической категории, ключевого понятия исторической мысли, а также политического принципа и идеологической установки, укорененной в общественной жизни. Раскрыто содержание русской, советской, а ныне российской идеи в исторической динамике, показано ее своеобразие в соотношении с воззрениями, утвердившимися в Западной Европе. Особое место отведено анализу европоцентризма как одного из инструментов разрушения национальной самобытности и порабощения инакомыслящих. Показано противостояние европоцентризма с трактовками национальной идеи на различных этапах отечественной истории.

Ключевые слова: национальная идея, европоцентризм, исторический процесс, патриотизм, демократия, духовность

The essence of the national idea as a philosophical and culturological category, a key concept of historical thought, as well as a political principle and ideological orientation rooted in public life is considered. The content of the Russian, Soviet, and now Russian idea is revealed in historical dynamics, its originality in relation to the views established in Western Europe is shown. A special place is given to the analysis of Eurocentrism as one of the tools for the destruction of national identity and the enslavement of dissidents. The opposition of Eurocentrism with various interpretations of the national idea at various stages of Russian history is shown.

Keywords: national idea, eurocentrism, historical process, patriotism, democracy, spirituality

в безбрежных азиатских пространствах. Однако иноземное иго, крайне негативно сказавшееся на темпах социально-экономического развития Руси, не изменило ее христианской сути, а вместе с ней своеобразия и самобытности. Напротив, Православие сберегло душу

Руси и ее народа. Оно превратилось в мощную духовную силу, которая стала важнейшим фактором свержения ненавистного бремени. Православная вера все больше осознавалась как величайшая ценность, сплачивающая Русь в единое целое, а защита Православия

сливалась с задачами защиты национальной независимости страны. Православие и Русь стали тождественными понятиями. Одно не мыслилось без другого. Поэтому не случайно, что на новом этапе русской истории - этапе Московского царства возникает идея Святой Руси и перехода к ней первенства в христианском мире. Пали Рим и Византия. Москва - третий Рим, а четвертому не бывать, - утверждал в XVI веке монах Филофей. Теория Третьего Рима становится государственной идеологией и Русь претендует на вселенское значение. Однако это были не имперские амбиции, а притязания на духовное лидерство в мировой истории.

В ту же эпоху в католическо-про-тестантской Европе формировалась теория европоцентризма, провозглашавшая западноевропейское развитие цивилизационным эталоном. Запад противопоставлялся Востоку. Утверждалось, что в отношении «архаичного» и «спящего» Востока Западная Европа должна выполнять цивилизаторскую миссию, так как именно она прокла-

Повесть временных лет

Старец Филофей

дывает магистральный путь развития человечества. Западная Европа осознала себя центром силы, призванным властвовать и покорять, а Русь претендовала на центр духа, примиряющего народы.

Миссии диаметрально противоположные. Противоречия и столкновения между ними были закономерны. Под флагом европоцентризма европейские государства подчинили себе практически весь мир: Африку, Южную и Северную Америку, большинство стран Азии. Цивилизаторская миссия Европы обильно полита кровью коренных народов. Откровенный грабеж колоний стал одним из главных источников экономического процветания Западной Европы и благосостояния европейцев. Родовые черты подобного «мессианства» явственно проступают и в наши дни.

Европейцы нередко причисляли Россию к косному Востоку и крайне недоброжелательно, чаще враждебно к ней относились, полагая, что именно эта «азиатская страна» мешает торжеству западноев-

ропейской цивилизации. Это «препятствие» европейцы не раз пытались устранить силой, но подобные попытки разбивались о мощь российской державы, которая свою роль в мировой цивилизации видела не в утверждении собственного господства, а в достижении гармонии во взаимоотношениях народов.

Московское царство - особый и важный этап в истории России. Тогда сложилось своеобразное «служилое государство», основанное на системе «государственного феодализма» и обязанности всех без исключения подданных царя «тянуть государево тягло» в виде военной и государственной службы, выполнения различного рода повинностей, работ и т.д. Это было централизованное государство, стянувшее в единое целое население страны строгой дисциплиной, иерархией, мобилизационной экономикой. Оно решало задачи выживания Руси в неблагоприятных природно-климатических и внешнеэкономических условиях, преодоления

последствий монгольского владычества, накопления сил для превращения страны в великую державу, основанную на самобытной экономике, своеобразной политической системе и социальных отношениях. В этот период русская идея выступала в виде идеи служения государю и стране, которая сыграла благую роль в последующем развитии России. Она отрицала своекорыстие и эгоизм, приоритет личного над государственным и в определенной степени была идеей справедливости, ибо служить государству были обязаны все, без каких-либо исключений.

В конце XVII - начале XVIII вв. проявилось весьма опасное явление - в Смутное время часть элиты страны предала ее национальные интересы. Государство оказалось на грани распада. Страну спасла Земская Русь - народные ополчения. Сказался инстинкт народного самосохранения и способность народа к самоорганизации. Победили идеи патриотизма и служения. Земской собор в 1613 г. восстановил русскую государственность, избрав на царствование Михаила Романова, показав тем самым, что защита государства - дело общенародное.

Идея служения превратилась в своеобразную формулу жизни и наряду с Православием стала коренной в сознании каждого человека, что определяло мотивы его деятельности, социальное поведение и мировоззрение.

Вместе с тем в XVII веке на Руси произошел духовный раскол. Реформа патриарха Никона вбила клин в духовное тело страны, и оно покрылось глубокими трещинами. Реформы Петра I усугубили этот раскол. По одну сторону остался народ, верный традициям и вере отцов, по другую - европеизированные господствующие классы. Складывались противоречия, которых Русь ранее не знала.

XVIII век открывает новый период истории страны - на смену Московской Руси пришла императорская Россия. Исполинская фигура

Петра I - царя-реформатора - по-разному оценивается историками, философами, писателями и другими представителями интеллектуальной элиты, но в главном они сходятся: Петр Великий стал символом служения России, патриотизма и неустанных трудов на благо Отечества. В нем воплощалась суть национальной идеи предыдущих этапов истории России. Призыв Петра I «положить жизнь за Отечество» звучал в стихах и прозе, в дворянских собраниях и на крестьянских сходах. Этот призыв воплотился в единстве всех слоев российского общества во время военной грозы 1812 г. и стал одним из духовных истоков победы над Наполеоном.

В русском национальном самосознании патриотизм связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, принести в жертву собственную жизнь. Идея жертвенности -высшее проявление народного духа. Философ В. С. Соловьев пи-

сал: «Истинный патриотизм требует не только личного, но и национального самоотречения». Выдающийся мыслитель XX века Алексей Лосев утверждал: «Веления Матери - Родины непререкаемы. Жертвы для этой Матери - Родины неотвратимы. Жертва же в честь и во славу Матери - Родины сладка и духовна. Жертва эта и есть то самое, что единственное только и осмысливает жизнь...». Подобное сознание патриотизма возможно только в России, чья история пропитана жертвенностью народа во благо Отечества.

Самопожертвование, отвращение к злу, готовность к бескорыстному служению - эти черты русского национального характера органично отражала русская идея, которая укоренялась в душах большинства российских граждан. Фундаментом национальной идеи был общинный дух и дух православной соборности русского народа.

В императорской России оформилась и имперская идея. Однако она не была связана с планами завоеваний, господства в мире, а обращена к своей стране. Имперское сознание воспринимало много-национальность страны не как ее особенность, а как державную целостность, единство наций и народностей, их сотрудничество, взаимопонимание и взаимная деятельность во благо общего для всех народов Отечества.

Российская империя была создана волей и трудом многочисленных наций и народностей, ее населявших, и, как писал философ В. С. Соловьев, она все больше превращалась в «христианскую семью народов». При этом философ разъяснял: «Христианская семья народов не есть непременно семья христианских народов», ее членами являются и представители других вероисповеданий -мусульмане, иудеи и др. Русская идея превратилась в общероссийскую.

Осада Москвы в период Смутного времени

Национальная идея опирается на преемственность поколений и неразрывную историческую память

Представления о России как семье народов рождали мечты о всеединстве человечества. Не случайно, что теория всеединства как перспективы развития мировой цивилизации возникла в России. Она питалась мессианскими мечтами русских о более справедливом мире, основанном на братской любви. Римской идее «разделяй и властвуй», которой веками придерживались западноевропейцы, противопоставлялась идея всеединства как магистрального пути развития человечества. Эта идея будет в центре размышлений таких выдающихся мыслителей, как Н. И. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и других представителей русской религиозной философии, ибо всеединство связано с христианскими представлениями о единстве мира, созданного Богом.

Русские мыслители XIX - в первой половины XX века рассматривали Россию как хранительницу сокровенного в европейской культуре, подлинных христианских ценно-

стей, любви к человеку как к Божьему творению.

Заблуждались ли они?

Нет, оказались во многом правы. Именно Россия защищала Европу от нее самой - от тех сторон ее культуры, которые несли войны и человеконенавистничество. После разрушительных войн Россия много делала для восстановления стабильности европейской международной жизни и тем самым создавала условия для динамичного развития Европы. Уникальную роль в возвращении Европы к мирной жизни сыграл Священный Союз, созданный по инициативе императора Александра I после череды наполеоновских войн. После Второй мировой войны при непосредственном участии СССР создавалась ООН, а затем объявленной Западом «холодной войне» противостоял советский призыв к мирному сосуществованию двух систем - капиталистической и социалистической.

Россия на протяжении веков являлась и является центром духов-

ности. Не случайно, что многие крупные европейские мыслители - А. Тойнби, П. Валери, В. Шу-барт и другие связывали надежды на духовно-нравственное оздоровление западного мира с Россией, которая, как они считали, поможет преодолеть кризис духа - омертвение внутренней жизни человека, а вместе с ней и бытия обществ. В России сосредоточен огромный духовный потенциал, который она может вдохнуть в прагматичный Запад, все дальше уходящий от своих духовных истоков. В возрождении духовности русские и многие европейские мыслители видели предназначение России в мировой истории. Сегодня проблема духовного здоровья человека и общества в целом обострилась. Свой вклад в ее решение может и должна внести Россия. Проявлением глубокого духовного кризиса Запада являются русофобия, ложь информационной войны, пропаганда однополых браков и семей, возведенный в абсолют рационализм и превращение человека в своео-

бразного робота, живущего в виртуальном мире и др.

Казалось, что революция 1917 года и последующее строительство советского общества до неузнаваемости изменили природу и суть России. Однако сила исторической судьбы мощно заявила о себе. Советский народ сохранил традиционные качества характера, формировавшиеся веками - необычайную силу духа, жизнестойкость, терпение, самопожертвование, патриотизм, которые особенно ярко проявились в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на огромные потери, понесенные русским человеком в XX столетии, эти внутренние свойства русской души по-прежнему живы. Жива и «всемирная отзывчивость» русского человека, о которой столь убедительно писал Ф. М. Достоевский.

В советский период русская идея трансформировалась в социалистическую идею, которая, если отбросить коросту идеологических наслоений, многое впитала из выдвинутых российской историей идей. Например, давнюю российскую мечту о справедливом мире и гармонии во взаимоотношении стран и народов. Гуманизм в международной жизни, который проповедовал СССР, привлекал к нему симпатии людей во всех уголках мира. Немало добрых слов о нашей стране было сказано известными писателями, например, Гербертом Уэлсом и Роменом Роланом, философами, в частности многими представителями французского экзистенциализма и Франкфуртской школы в Германии.

Под влиянием СССР менялась социальная политика капиталистических стран в сторону повышения благосостояния трудящихся масс. У капитализма в лице СССР появилась социалистическая альтернатива и он не мог не эволюционировать в социально ориентированную рыночную экономику. Мир стремительно преображался и в этом преображении мощно звучал голос нашей страны, ее нацио-

нальной идеи. Современная Россия вновь выдвигает и отстаивает идеи нового мирового порядка - справедливого, гуманного, милосердного, человечного.

Востребована ли русская идея современной Россией?

Об этом можно судить по результатам социологических опросов. Так, в 2017 году за традиционную для России идею справедливости высказывались 47% респондентов, 35% опрошенных поддержали идею возвращения к национальным традициям, моральным и религиозным ценностям, 32% высказались за великую Россию, империю, объединяющую разные народы. Численность сторонников западников-либералов и почвенников-консерваторов составляет всего три и пять процентов. Основные симпатии населения сосредоточены вокруг идеи сильного, социально ориентированного государства.

Примечательно также, что за период с 2002 по 2017 годы с 55 до 36 процентов сократилась доля россиян, считающих, что прошлое и будущее страны связано с Европой. И, напротив, возросло число тех, кто полагает, что наша страна представляет собой особую цивилизацию на стыке Европы и Азии. Мы -Россия, и нам этого вполне достаточно. Более того, ряд социологов считает, что у населения востребован новый исторический проект «альтернативной Европы».

Можно приводить и другие результаты социологических опросов. Они свидетельствуют, что в сознании большинства российских граждан живут идеи, выкованные отечественной историей. Дает о себе знать сила исторической памяти и национальных идей смысла и миссии России в мире. На эти духовные потребности российских граждан следует опираться в политике развития современной России.

История преподала нам много уроков. Один из главных: переломные эпохи разрухи и гражданских войн, таких как смута начала XVII века, революция 1917 года,

события «перестройки» и 1990-х годов, связаны с безответственностью власти и изменой национальным интересам со стороны части политической элиты.

Мы обязаны понимать, что предательство представителей элиты -это далеко не случайность, а проявление старых антироссийских настроений, бытовавших в высших слоях общества. Их носителями была радикальная оппозиция царизму, а вместе с ним и национальной России. Над Россией насмехались и издевались, обливали ложью ее традиции, менталитет народа и как к царству истины, света и добра относились к Западу. Подобные настроения играли свою разрушительную роль в критические времена истории России.

Они и до сих пор не изжиты. Многие средства массовой информации так пишут и вещают о прошлом и настоящем своей страны, что при подобных «радетелях» Отечества нет надобности во внешних врагах: сами вновь начнем все рушить до основания, а затем.

Но как свести к минимуму угрозу перерождения нашей элиты? Думается, она должна формироваться не только и не столько по карьерному принципу. Люди должны получать высокие должности не потому, что жаждут власти, а потому, что искренне стремятся к служению своей стране и своему народу. И если каждый из нас интуитивно отличает одних от других, то, безусловно, механизм отбора и продвижения подвижников национальной идеи может и должен быть создан нашим государством.

В истории нашей страны всегда очень многое зависело от качеств лидера, стоящего во главе государства. Сегодня президент - В. В. Путин, и страна возвращается на свой исторический путь. Но что будет завтра? Неужели мы будем зависеть от «лотереи» выборов? Необходима такая политическая система, которая полностью исключит возможность прихода к руководству государством политическим Ма-

ниловым, склонным к забвению национальных интересов страны. Для этого нужна новая политическая элита, интересы которой укоренены в интересах России, способная самоотверженно их отстаивать и защищать. Без подобной элиты положение страны будет весьма неустойчиво. Нужен класс, который вдохнет в Россию новые силы созидания и самосохранения.

Второй главный урок - всякое отречение от прошлого есть зло. Поэтому следует восстанавливать нашу историческую память. Здесь огромную роль играют учебные курсы истории. Одна из главных задач заключается в том, чтобы помочь молодежи понять самобытность и своеобразие России в мировой

Крымский мост

истории, предоставить им возможность разглядеть глубинные силы, которые выводили Россию на только ей предназначенный путь, который шел и в общецивилизаци-онном русле.

Исключительное значение имеют формирование чувств сопричастности к истории Отечества, глубокого сопереживания ее судьбе, ощущения, что родная история живет здесь и сейчас в наших душах и сердцах, что Россия - уникальная цивилизация. Она интересна миру и ценна для него именно своеобразием, многоцветием красок и колорита исторического бытия. Подгонять ее под западные лекала значит наносить вред России и обеднять мир.

Наконец, существенно важно важно сформировать у молодежи на основе представлений о непрерывности и взаимообусловленности исторических процессов убеждение, что каждое новое поколение приходит в мир не для того, чтобы в очередной раз опрокинуть традиции, а лишь затем, чтобы органически в них вписаться и приумножать собственным творчеством и созиданием.

Третий урок: Россию нельзя возродить только экономическими средствами, необходимо духовно-нравственное возрождение, которое на основе культа денег и идей потребительского общества невозможно. В нашем распоряжении уникальное духовное богатство -национальная идея, представляющая собою осознание смысла и предназначения России.

Национальная идея - это призвание России в мире, зов веков, который необходимо услышать, осмыслить и, следуя ему, созидать новую Россию. Следует помнить, что национальная идея России формировалась как идея содружества наций и народностей. Она впитала в себя и национальные идеи татар, башкир, евреев, якутов и других народов, населяющих нашу необъятную страну. Именно согласие народов и их стремление к совместной исторической жизни были главными побудительными мотивами мыслителей, писателей, поэтов, представителей различных видов искусства и науки в обосновании бесценного дара всеединства народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.Л. Журавлев, А. В. Юревич. Психологические аспекты поиска российской национальной идеи // Вопросы философии. 2016. № 8.

2. А.Ф. Киселев. Русское мессианство // Высшее образование сегодня. 2017. № 7.

3. Вяч. Иванов О русской идее. М., 1992.

LITERATURA

1. А. L. ZhuravLev, А. V. Yurevich. PsihoLogicheskie aspekty poiska гс^^ко]' пасюпа.'по]' idei // МзргоБу fiLosofii. 2016. № 8.

2. А. F. ^е.еу Russkoe messianstvo // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 7.

3. Vyach. Ivanov О шsskoj idee. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.