Научная статья на тему 'Культурно-исторические предпосылки возникновения проблемы гражданского воспитания'

Культурно-исторические предпосылки возникновения проблемы гражданского воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕОЛОГИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / NATIONAL AND CULTURAL TRADITIONS / BASIC VALUES / IDEOLOGY / CIVICISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Кораблева Наталья Сергеевна

Рассматривается национальная идея в развитии мировых цивилизаций как ценностно-смысловая основа гражданского воспитания, как национальный фактор в территориальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national idea in the development of the world civilizations is considered as an axiological-and-semantic basis of civil up-bringing, as a national factor in a territorial formation.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические предпосылки возникновения проблемы гражданского воспитания»

УДК 37.017.4 ББК +74.200.50

Г. Я. Гревцева, Н. С. Кораблева КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Рассматривается национальная идея в развитии мировых цивилизаций как ценностно-смысловая основа гражданского воспитания, как национальный фактор в территориальном образовании.

Ключевые слова: национально-культурные традиции, базовые ценности, идеология, гражданственность.

В условиях современной социокультурной ситуации в России повышение внимания к опыту гражданского воспитания имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной историко-педагогической науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами гражданского воспитания как фактора социализации личности. История развития педагогической практики и теории на протяжении длительного периода показывает, что содержание и методика социализации в процессе гражданского воспитания постоянно менялись, следуя за изменениями, происходящими в обществе, содержании образования.

Проблемы гражданского воспитания личности связаны с переходом к иному варианту социокультурного развития, к другой культурной парадигме. Ученые доказали, что реформирование системы образования должно учитывать национально-культурные традиции и социально-исторический опыт.

Определяющее воздействие на изменение идеи гражданского воспитания оказывают культурно-исторические предпосылки, поэтому педагогическое исследование настоящей проблемы было выстроено с учетом событий, происходивших в истории России. По мнению С.И. Гессена, «культура» обозначает со-

вокупность гражданственности, образованности, цивилизованности. Исходя из такого подхода, он считает, что целью образования является приобщение человека к культурным ценностям [2]. Следовательно, социализацию личности следует оценивать через степень освоения учащимися общечеловеческой культуры, опыта проживания в национальной культуре, умения понимать друг друга, выполнять в обществе различные социальные роли. «Гражданственность» выступает как составная часть культуры и образования личности. Разработка закономерностей развития культуры связана с методологией культурно-исторического, или цивилизационного, подхода к изучению истории. Данный подход основывается на систематизации очень широкого по содержанию материала, учитывает материальные и духовные ценности, уровень развития общества, стиль мышления, образ жизни и т. п. Гражданское воспитание — одна из сторон общественной системы, явление культурное и социальное, как продукт развития общества имеет причину возникновения, развития и упадка.

Гражданственность личности формируется в социокультурном пространстве, — «культурной среде, в которой организуется жизнедеятельность человека» [3, с. 19]. Социокультурное пространство — явление не только социальное,

о

о ^

о

X

га ч

и

ш £

о

ч: ш

Ср

го

ш

ф

с; ю го

о

с;

го

ш

ф

^

ш

ф

ОС

но и культурное, поэтому требует анализа культурно-исторических предпосылок возникновения и становления проблемы гражданского воспитания как фактора социализации.

Первую группу культурно-исторических предпосылок составляют основные характеристики культурно-исторической, общественно-экономической ситуации. Ко второй группе относится социальный заказ на формирование гражданских качеств личности, способных адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим условиям. Основные общецивилизационные тенденции последнего десятилетия (глобализация общественного развития, возрастание вероятности самоуничтожения человечества, переход человечества от индустриальных к научно-информационным технологиям) требуют изменения целей, задач, содержания гражданского воспитания, направленного на эффективность социализации школьника. К третьей группе предпосылок относятся результаты теоретического изучения процесса гражданского воспитания. Труды отечественных и зарубежных ученых позволили проследить эволюцию теоретических представлений и оценить их значение для дальнейшего развития и углубления исследований по данной проблеме. Четвертая группа предпосылок — результаты практического освоения формирования гражданских качеств личности в практике воспитательной работы образовательных учреждений.

К революционным периодам развития в России можно отнести изменения системы (общества и образования) в 1917 и 1991 гг. Учитывая периодизацию А.С. Ахиезера [1], мы выделяем в истории гражданского воспитания три периода: первый период — с IX века (появление государства) до 1917 г.; второй период (советский) — с 1917 г. по 1991 г.; третий период — с 1991 г. — по настоящее время.

Русской исторической мысли в первый период свойственен подход к пониманию

гражданина как человека, служащего всеобщему делу, думающего о будущем своего государства. Обращалось внимание на проблему воспитания «верного сына Отечества». Отечественные культурно-педагогические традиции свидетельствуют, что на всех этапах развития российского образования концепция «разумного гражданского и народного воспитания», основанная на идеях служения Отечеству, имела большую популярность.

С.И. Ожегов в словаре уточняет понятие «гражданский» как «относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями. Гражданство — состояние в числе граждан государства, правовое положение гражданина» [4, с. 123]. Необходимо отметить, что в античном мире оно обозначало не просто жителя города, а, прежде всего, члена государства (города-полиса). В буржуазную эпоху в политическом сознании общества слово «горожанин» закрепляется в качестве синонима свободной и полноправной личности — члена общества и государства, личности, обладающей политическими правами.

Первыми «гражданами» в истории нашей страны были свободные жители Древней (Киевской) Руси. В большинстве древнерусских земель «мужи» участвовали в вечевых собраниях, в защите родной земли в составе ополчений и т. д. В г. Новгороде, г. Пскове, г. Вятке и других городах действовала сложная гражданская община, сохранявшаяся на протяжении столетий. В результате монголо-татарского нашествия вечевые традиции во многих землях были утрачены, был утрачен вкус к свободе, а времена Древней Руси стали восприниматься как некий «золотой век». Для России событием первостепенной важности явилось принятие христианства, она открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественно-научных знаний, накопленных Византией и Европой.

Уже в период формирования государства Киевской Руси (тем более централизованного государства Московского) на Руси уже были определены требования к таким качествам личности, как, например, любовь к Отечеству. Это видно, в частности, на примере выдающегося культурного памятника XII в. митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати». Он (XI в.) определил хронологическую формулу русской идеи, суть которой в соединении двух направлений исторического развития: универсального (цивилизованного) и русского (национального), что впоследствии нашло отражение в «Повести временных лет». Геополитическая формула русской идеи уточнена в «Слове о полку Игореве» и включает в себя идеи всеединства и соборности. Третье основание русской идеи — архетип жертвенности и всече-ловечности, которое обернулось идеей «всемирного служения» и принесения себя в жертву (православию, Европе, коммунизму). «Святая Русь на протяжении веков выступала как хранительница православной христианской веры, как страна, сохраняющая, утверждающая и распространяющая идеологию, уважающую веру, культуру, национальные традиции и обычаи всех народов, помогающую им идти к человеческому всеединству» [5, с. 14]. Князья Борис и Глеб, Александр Невский и многие другие были удостоены сана святых не только за христианские добродетели, но и за то, что ставили государственные интересы выше личных и совершали военные подвиги.

Рассмотрение генезиса формирования качества патриотизма в контексте отечественной истории позволяет определить его у таких ключевых фигур, как князь А. Невский, князь Д. Донской, святой С. Радонежский и др. Духовно-нравственное учение Преподобного С. Радонежского, величайшего просветителя и подвижника XIV в., выдвинута и реализована идея общинного (соборного) воспитания, идея гармонии между духовным ми-

ром человека и окружающей его средой в соответствии с идеалами православного вероучения, идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения, идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству. Процесс «размывания» средневековой системы ценностей шел постепенно. Переломным в этом отношении можно считать XVII в., особенно вторую его половину, когда, по выражению современников, «старина и новизна перемешались».

«Гражданство обычаев детских» — русское педагогическое произведение второй половины XVII в., написанное Епифанием Славинецким по образцу «Наставления нравов» Я.А. Коменского (1653 г.). В данном произведении собрано 164 правила о поведении людей. Наличие качества патриотизма и постановка задач воспитания в детях у наших предков определялось духовной основой формирования самосознания людей вплоть до 1917 г. Эти идеи не потеряли своего значения и сегодня.

В каждом конкретно-историческом обществе функционирует конкретно-историческое и одновременно философское понимание сущности человека. В соответствии с этим общество определяет и общую цель воспитания.

Представители общественно-патриотического направления отстаивали право на инакомыслие. Например, Н.И. Новиков ратовал за воспитание детей счастливыми людьми и полезными гражданами. А.Н. Радищев [6] полагал, что главная цель воспитания — подготовить «сына Отечества», гражданина, истинного патриота, защитника интересов народа, готового ради него на все. Основной задачей воспитания он считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами. Гражданское воспитание в этом случае рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных качеств.

о 1_

о ^

о

X

га

:

И

ш £

о

:

ш р

го

со ф

с; ю го

о

с;

го

ш

ф

^

ш

ф

ОС

Гражданами видели своих соотечественников декабристы: «Весь российский народ составляет одно сословие — гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие — гражданское...», — писал в Русской Правде П.И. Пестель [7, с. 344, 346]. Декабристская педагогика — это одна из первых целенаправленных попыток соединить содержание воспитания с задачами современной жизни. Только с ликвидацией крепостного права в 1861 году, в ходе реформ Александра II формируются предпосылки для превращения российских подданных в граждан, «нарождалась идея гражданственности, общественного почина и личной широкой самодеятельности.» [8, с. 3].

Вторая половина XIX века — время, когда складывались предпосылки для спасения России посредством успехов цивилизации, просвещения, гуманности, когда страна получит, наконец, то, что ей давно было необходимо: «пробуждение в народе чувства человеческого достоинства... права и законы, сообразные с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их исполнение» [9, с. 312-317]. В это время появляется новая радикально настроенная сила — революционеры-демократы, взгляды и деятельность которых составили новое направление в развитии идеи гражданского воспитания в России. В трудах русских демократов гражданственность рассматривалась как основная задача воспитания. Она включала в себя две основные части: подготовку истинного сына Отечества и формирование человека, способного к решению революционных задач изменения государственного строя. А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский пытались вовлечь учащихся в антиправительственную деятельность.

Важнейшим итогом развития социально-педагогической мысли XIX в. явился отчетливо сформировавшийся идеал гражданина. Прежде всего, это свободная личность, обладающая такими качествами, как мужество, бодрость духа,

способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к вооруженной защите Родины и личного достоинства, чести. Стержневым качеством личности гражданина считался патриотизм.

Передовая педагогическая мысль утверждала, что государство обязано видеть в человеке не подданного, а гражданина. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждает К.Д. Ушинский [10], идея народности. Принцип народности основывается, по его мнению, на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина, и состоит в том, что школа и воспитание в каждой стране должны строиться, прежде всего, в соответствии с потребностями и специфическими особенностями данной страны; именно это в первую очередь определяет формы и содержание развития школьной системы, и потому механический перенос ее с одной национальной почвы на другую обречен на неудачу. Как истинно народный педагог, он считал, что даже научно обоснованные теории нельзя перенести с Запада на русскую почву. При этом он стремился научно осмыслить реальные пути и возможности обогащения русской педагогики. Сегодня эти идеи особенно для нас важны, а молодежная политика, очевидно, должна стать условием безопасности нашей страны.

Особое значение, на наш взгляд, в развитии мировых цивилизаций, регионов, территориальных образований приобретает национальный фактор. Под его воздействием развивается своеобразный индивид с определенными способностями, интересами, настроениями, привычками, формами поведения. Национально-этническая структура России сложилась исторически на протяжении веков, в этой структуре преобладает русское население. Всего в России проживает более 100 многочисленных и малочисленных народов. Из этого следует необходимость воспитания миролюбия, толерант-

ности, уважения прав и свобод человека, человеческого достоинства, уважения к национальным традициям и культуре. Национальная идея является ценностно-смысловой основой гражданского воспитания школьников, выступает связующим звеном между системой базовых ценностей и идеологией.

В начале ХХ в. к наследию К.Д. Ушин-ского обращались П.П. Блонский, П.Ф. Ка-птерев и др. Одна из главных заслуг педагогов, стоявших на позициях либерализма, заключалась в том, что они были свободны от узких рамок классового подхода к воспитанию, видели в нем общечеловеческую ценность. Передовая педагогическая мысль утверждала, что государство обязано видеть в человеке не подданного, а гражданина.

В конце XIX - начале ХХ вв. в среде теоретиков, развивавших традиции прогрессивной педагогики (Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин и др.), выделилась группа авторов, названных «граждановедами», которая впервые разработала вопрос о том, какие условия, принципы необходимы и достаточны для осуществления в России современного, по их терминологии, «политического, «национально — или социально-гражданского» воспитания. Они разработали основы организации и самого процесса воспитания. «История достаточно убеждает нас, — пишет В.Я. Стоюнин, — что государство сильно образованными и честными гражданами. В интересы отечественные входят и общественные. Истинному патриоту те и другие должны быть дороги, следовательно, гражданские чувства составляют его душу...», поэтому «надо приготовить людей, годных и для общественной и для государственной службы, интересы которой должен понимать каждый образованный гражданин» [11, с. 82]. В России не мог развиться идеал гражданина, так как воспитание осуществлялось преимущественно в интересах государства, а не в интересах удовлетворения потребности духовного развития самой личности. В исследова-

ниях В.Я. Стоюнина нам особенно интересна мысль о формировании законопослушного гражданина.

Гражданственность проявляется в виде индивидуального поведения, но опосредуется социокультурной обстановкой, следовательно, может быть развита в соответствии с внешней волей. Способность уважать чужое мнение и защищать собственные взгляды — эти качества являются предпосылкой развития критического склада мышления, с них и начинается путь восхождения личности к высшему идеалу, каковым является гражданское самосознание.

Этап 1905-1916 гг., включивший в себя революционные и реакционные события, экономический подъем и спад, победы и поражения России в первой мировой войне и многое другое, характеризуется постепенным переходом к механизмам и нормам правового государства. Достижением педагогической теории этого периода были признаны попытки проведения социологических исследований и использования статистических данных для проверки авторских гипотез (хотя методики и были далеки от совершенства).

Первый период (IX в.-1917 г.) характеризуется переосмыслением места культуры в общественном устройстве и цивилизации в целом, появлением элементов самоуправления, возникновением различных подходов к пониманию сущности, целей гражданского воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, научно-исторический анализ показал, что культурно-историческое развитие общества, становление теории гражданского воспитания не только обусловили актуальность обозначенной проблемы, но и создали необходимые предпосылки для ее успешного решения. Библиографический список

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - 803 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. -М.: Ш-П, 1995. - 448 с.

о 1_

о ^

о

X

га

:

И

ш £

о

:

ш р

3. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 298 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

5. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. № 4. 1999. С. 10-14.

6. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соколов. - М.: Педагогика, 1985. - 480 с.

7. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. - М.: Просвещение, 1987. С. 344, 346.

8. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели. - СПб., 1914. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Белинский В.Г. Рассуждение. Доброе Воспитание всего нужнее для молодых людей // Избр. соч. - М.: Гослитиздат, 1948. С. 312.

10. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. - М.: Учпедгиз, 1945. С. 67.

11. Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе / Антология педагогической мысли России второй пол. XIX - нач. XX вв. - М.: Педагогика, 1990. С. 82-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.