Научная статья на тему 'Поиск национальной идеи как психологическая проблема'

Поиск национальной идеи как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / ФУНКЦИИ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ / COLLECTIVE AND INDIVIDUAL MEANINGS / ПОЛИАСПЕКТНОСТЬ / ПРЕРЫВИСТОСТЬ / INTERMITTENCE / РОССИЯ / RUSSIA / ЗАПАД / WEST / ЕВРОПА / EUROPE / POLYASPECTIVENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юревич Андрей Владиславович

В статье дается анализ текстов, как хорошо известных в истории отечественной социогуманитарной мысли, так и современных, посвященных поиску российской национальной идеи. Рассматриваются функции национальной идеи, в том числе психологические, такие как смысложизненная, идентификационная, консолидирующая, программная, конструкционистская, компенсаторная. Подчеркивается, что национальная идея задает коллективный смысл существования нации, проецирующийся и на уровень индивидуальных смыслов. Даются психологические характеристики поиска национальной идеи в истории российской общественной мысли. Делается вывод о том, что, соотнося национальную идею со сложившимися в психологии категориями, наверное, правильнее всего будет охарактеризовать ее как метакатегорию, вбирающую в себя элементы различных категорий, таких как коллективные представления, идеалы, ценности, установки и др. Как и в большинстве из этих категорий, в ней возможно выделение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Констатируется полиаспектность российской национальной идеи, проявляющаяся во многих ее определениях. Отмечается, что национальная идея имеет одновременно общесоциальный, государственный и индивидуальный смысл, а также то, что в социальном плане проявления национальной идеи охватывают практически все стороны общественной жизни. Акцентируется внимание на универсальном характере национальной идеи для различных государств. Показано, что наиболее деструктивные периоды в жизни нашей страны упадок, смута и т. п. были сопряжены с утратой национальной идеи, что характерно и для современной России, и поэтому ее возвращение в жизнь страны сейчас сверхактуально. В литературе, посвященной российской национальной идее, преимущественно анализируются 6 блоков вопросов: каковы мы, в чем ключевые особенности нашего национального менталитета; как, под влиянием каких факторов эти особенности исторически сформировались; чем мы отличаемся от других народов, в первую очередь европейских; какими нам надлежит быть и в каком направлении самосовершенствоваться; как нам благоустроить нашу общественную жизнь и наше государство, в каком направлении следует развиваться и к каким социальным идеалам стремиться; какова роль (миссия) России в мировой истории и современном мире. Выделяются основные психологические функции национальной идеи: смысложизненная, идентификационная, консолидирующая, программная, конструкционистская и компенсаторная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of texts that are well known in the history of domestic sociohumanitarian thought along with modern ones devoted to the search of Russian national idea are presented in the article. Functions of national idea including psychological functions such as life-meaning, identification, consolidating, programming, constructive and compensatory are considered. It is stressed that national idea sets collective meaning for nation’s existence with the projection of this meaning on the level of individual ones. Psychological characteristics of national idea searching in the history of Russian social thought are given. The author concludes that it will be correct to characterize national idea as meta-category that absorbs elements of other categories such as collective representations, ideals, values, attitudes when comparing national idea with existing psychological categories. It is possible to distinguish cognitive, emotional and behavioral components in this meta-category. Polyaspective character of Russian national idea is stated. It is marked that national idea holds simultaneously general social, state and individual meaning and that manifestations of national idea in social context covers practically every sides of social life. Universal character of national idea for different states is emphasized. It is shown that the most destructive periods in the life of Russia decline, revolt etc. were caused by the loss of national idea. The absence of the latter is a distinctive feature of present-day Russia and that is why its return into country’s life is super-actual. The author points out that six blocks of problems are analyzed in the literature devoted to Russian national idea: What are we? What are key peculiarities of our national mentality? How and under influence of what factors these peculiarities have been formed? In what do we differ from other nations and first of all from European ones? What should we be and in what direction should we perfect ourselves? How should we improve our social life and state? In what direction should we develop and to what social ideals should we strive for? What is the mission of Russia in the world’s history and the present-day world? Main psychological functions of national idea are revealed, with life-meaning, identification, consolidating, programming, constructive and compensatory ones among them.

Текст научной работы на тему «Поиск национальной идеи как психологическая проблема»

УДК 316.334.3:159.9

ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Реферат: в статье дается анализ текстов, как хорошо известных в истории отечественной социогуманитарной мысли, так и современных, посвященных поиску российской национальной идеи. Рассматриваются функции национальной идеи, в том числе психологические, такие как смысложизненная, идентификационная, консолидирующая, программная, конструкционистская, компенсаторная. Подчеркивается, что национальная идея задает коллективный смысл существования нации, проецирующийся и на уровень индивидуальных смыслов. Даются психологические характеристики поиска национальной идеи в истории российской общественной мысли. Делается вывод о том, что, соотнося национальную идею со сложившимися в психологии категориями, наверное, правильнее всего будет охарактеризовать ее как метакатегорию, вбирающую в себя элементы различных категорий, таких как коллективные представления, идеалы, ценности, установки и др. Как и в большинстве из этих категорий, в ней возможно выделение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Констатируется полиаспектность российской национальной идеи, проявляющаяся во многих ее определениях. Отмечается, что национальная идея имеет одновременно общесоциальный, государственный и индивидуаль-

© Юревич А. В. , 2017

А. В. Юревич

ный смысл, а также то, что в социальном плане проявления национальной идеи охватывают практически все стороны общественной жизни. Акцентируется внимание на универсальном характере национальной идеи для различных государств. Показано, что наиболее деструктивные периоды в жизни нашей страны - упадок, смута и т. п. были сопряжены с утратой национальной идеи, что характерно и для современной России, и поэтому ее возвращение в жизнь страны сейчас сверхактуально.

В литературе, посвященной российской национальной идее, преимущественно анализируются 6 блоков вопросов: каковы мы, в чем ключевые особенности нашего национального менталитета; как, под влиянием каких факторов эти особенности исторически сформировались; чем мы отличаемся от других народов, в первую очередь европейских; какими нам надлежит быть и в каком направлении самосовершенствоваться; как нам благоустроить нашу общественную жизнь и наше государство, в каком направлении следует развиваться и к каким социальным идеалам стремиться; какова роль (миссия) России в мировой истории и современном мире. Выделяются основные психологические функции национальной идеи: смысло-жизненная, идентификационная, консолидирующая, программная, конструкци-онистская и компенсаторная.

Ключевые слова: национальная идея, функции, коллективные и инди-

видуальные смыслы, полиаспектность, прерывистость, Россия, Запад, Европа.

Функции национальной идеи в мно-готомнике «Национальная идея России» определяются как «устойчивое представление индивида об основополагающем в прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также соответствующее состояние общественного сознания» [5, с. 13]. В нем отмечается, что «национальная идея... аппелиру-ющая к стране как к живому организму, сродни инстинкту самосохранения» [5, с. 32], «национальная идея страны нужна не только каждому, это своеобразный смысл жизни страны в целом, ответ на вопросы, что она есть, куда и зачем идет (развивается), что для нее ценно и непродаваемо, почему ее должны в мире уважать» [5, с. 33]. Соотнося национальную идею со сложившимися в психологии категориями, наверное, правильнее всего будет охарактеризовать ее как метакатегорию, вбирающую в себя элементы различных категорий, таких как коллективные представления, идеалы, ценности, установки и др. Как и в большинстве из этих категорий, в ней возможно выделение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Такая характеристика российской национальной идеи, как полиаспект-ность, проявляется и в других ее определениях. Например, «Национальная идея, существуя для индивида, одновременно является ценностно-мотива-ционным представлением в рамках и масштабах всего общественного сознания, которое закрепляется и проявляется в государственных актах и атрибутике, произведениях литературы и искусства, актуальных научных задачах, образовательных стандартах и учебни-

ках, деятельности СМИ, пропаганде и воспитании, уличной рекламе и в иных материальных воплощениях» [5, с. 15]. В социальном плане проявления национальной идеи охватывают практически все стороны общественной жизни. «Национальная идея - это среда (сродни воздуху), в которой живет, развивается и действует каждый гражданин, общество в целом, элита и чиновники, политические деятели и руководители. Без нее, как без воздуха, возможны только неуспех, угасание и в пределе -гибель страны» [5, с. 15].

Национальная идея имеет одновременно общесоциальный, государственный и индивидуальный смысл. «Она должна быть в ряду высших ценностей Российского государства, в ряду его высшей государственной атрибутики» [5, с. 20]. Вместе с тем «национальная идея страны - это коренная идея сознания каждого человека, во всей его жизни - от младенчества до физической смерти» [5, с. 25].

Акцентируется внимание на универсальном характере национальной идеи для различных государств: «во всех состоявшихся государствах она существует, и по структуре, функциям и назначению они - национальные идеи - схожи. Специфика же связана с идентичностью страны», «сотни стран имеют свои „формулы жизни"» [5, с. 36]. Приводится и обстоятельный перечень «формул национальной идеи» разных стран мира [5, с. 36].

Подобные обстоятельства определяют один из контраргументов позиции некоторых наших современных либералов, утверждающих, что национальная идея не нужна, является специфическим заблуждением российского ума, уникальным порождением нашей нелегкой жизни и якобы отсутствует у «благополучных» народов. Авторы

многотомника «Национальная идея России» подчеркивают, что «вопрос о национальной идее России имеет длительную историю. Он столь же важен для страны, как и вопрос о смысле жизни для каждого человека. Без ответа на него цели, ценности, жизненная энергия, успех становятся малоосязаемыми и труднодостижимыми» [5, с. 3].

П. Я. Чаадаев подчеркивал, что «история всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей» [7, с. 41]. В. С. Соловьев понимал русскую национальную идею как «вопрос о смысле существования России во всемирной истории» [7, с. 186], подчеркивая, что «органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни,вот ее истинная национальная идея» [7, с. 187], «участвовать в жизни Вселенской Церкви, в развитии великой христианской цивилизации, участвовать в этом по мере сил и особых дарований своих, вот в чем, следовательно, единственная истинная цель, единственная истинная миссия всякого народа» [7, с. 192]. По его мнению, «народ может при случае не понять своего призвания» [7, с. 189], «восстановить на земле . верный образ божественной троицы - вот в чем русская идея» [7, с. 294]. В. Иванов писал: «И кажется, что как встарь, так и ныне, становясь лицом к лицу, на каждом повороте наших исторических путей, с нашими исконными и как бы принципиально русскими вопросами о личности и обществе, о культуре и стихии, об интеллигенции и народе, мы решаем последовательно единый вопрос - о нашем национальном самоопределении, в муках рождаем окончательную форму нашей всенародной души, русскую идею» [7, с. 228]. Он также называет

национальной идеей «строй и синтез отличительных признаков нашего национального самосознания» [7, с. 232], отмечая, что «в ней раскрывается глубочайший смысл нашего стремления к всенародности, нашей энергии совлечения, нашей жажды нисхождения и служения» [7, с. 237].

Наиболее деструктивные периоды в жизни страны - упадок, смута и т. п. были сопряжены с утратой национальной идеи, что характерно и для современной России, и «поэтому возвращение идеи в жизнь страны сверхактуально» [5, с. 12]. «Если в текущий момент население России вымирает, то это как раз совпадает с сегодняшним российским безвременьем, бездумьем, отсутствием смысла существования как у страны, так и у большинства ее граждан» [5, с. 12]. Естественно, связь между коллективными и индивидуальными смыслами жизни отнюдь не линейная, люди могут видеть в своей индивидуальной жизни смысл, создаваемый, например, заботой о своей семье и близких, карьерой, зарабатыванием денег и т. п. Однако коллективные, в первую очередь общенациональные, смыслы служат одним из главных источников индивидуальных смыслов [4], и в отсутствие внятных коллективных смыслов количество граждан, не видящих смысла и в своей личной жизни, а значит, и количество производных от его утраты суицидов, неврозов, более серьезных психических расстройств и т. д. резко возрастает.

Крушение идеи коммунизма, которая была одной из главных национальных идей нашей страны в советские годы, привело к падению нравов, развитию безнравственной среды, в которой сформировались лишенные моральных устоев пионеры российского бизнеса, придавшие нашей рыночной

экономике паразитическо-криминаль-ный характер.

Авторы многотомника «Национальная идея России» пишут, что «национальная идея обращена вовнутрь страны, она вопрошает и отвечает на вопросы: кто мы такие? Зачем мы и почему? В чем наша идентичность и смыслы? Как именно нам жить, чтобы жить? [5, с. 16]. Не возражая против подобного очерчивания национальной идеи, следует в то же время отметить, что в посвященной ей литературе преимущественно анализируются 6 блоков вопросов:

- каковы мы, в чем ключевые особенности нашего национального менталитета;

- как, под влиянием каких факторов эти особенности исторически сформировались;

- чем мы отличаемся от других народов, в первую очередь европейских;

- какими нам надлежит быть и в каком направлении самосовершенствоваться;

- как нам благоустроить нашу общественную жизнь и наше государство, в каком направлении следует развиваться и к каким социальным идеалам стремиться;

- какова роль (миссия) России в мировой истории и современном мире.

Соответственно наша национальная идея не только обращена вовнутрь страны, но и развивается в постоянном соотнесении нас с другими народами, предполагающем внешние ориентиры сравнения. В связи с этим подчеркнем и разносторонность нашей национальной идеи, охват ею широкого круга вопросов, поддающихся, впрочем, упорядочению и систематизации.

Из-за разносторонности, охвата национальной идеей России очень широкого круга проблем она носит доста-

точно аморфный характер, фактически невозможно свести ее к какой-либо простой формуле и однозначной формулировке. Большое количество и противоречивость предлагаемых решений этих проблем делает ее достаточно противоречивой и изменчивой. Попытки же сведения национальной идеи России к какой-либо простой формулировке, например, такой как «моя страна должна быть, и должна быть всегда!» [5], порождают больше вопросов, нежели вносят ясности. Трудно считать проясняющими национальную идею России и такие ее формулировки, как «такова русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющаяся этим жизнь и культура» [7, с. 239] или «творить русскую самобытную культуру - из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом - смысл русской идеи» [7, с. 441].

Авторы многотомника выделяют и основные функции (или миссии) национальной идеи России. В плане «индивидуальных жизней и потребностей» они относят к числу таких функций:

- мотивационную;

- психологически мобилизующую;

- национально-консолидирующую, интегрирующую, объединяющую;

- социально-поведенчески ориентирующую;

- ценностно задающую;

- патриотически формирующую.

В плане управленческого потенциала и энергетики к числу подобных функций оказываются отнесенными:

- наполняющая содержанием и методологией понятие безопасности страны;

- формирующая суть и содержание организации и функционирования национальных систем образования, воспитания, культуры, массового информационного воздействия;

- направленная на пассионарный подъем и мобилизацию народа на свершения;

- задающая политикообразующее начало во внутренней и внешней политике (как сферах государственного управления);

- определяющая образующее начало в социально-экономической политике;

- определяющая образующее начало в политике пропаганды [5].

Не подвергая сомнению подобную классификацию, отметим, что среди основных психологических или, по крайней мере, имеющих выраженное психологическое содержание функций национальной идеи наряду с обозначенными отчетливо выступают:

- смысложизненная;

- идентификационная;

- консолидирующая;

- программная;

- конструкционистская (состоящая в формировании образов будущего и др.);

- компенсаторная (заключающаяся в психологическом облегчении тягот повседневной жизни: все - ради светлого будущего и т. п.).

В результате тезис о многоаспект-ности российской национальной идеи можно дополнить тезисом о ее многофункциональности, выполнении ею целого ряда важнейших, в том числе психологических, функций.

Авторы многотомника «Национальная идея России» отмечают, что «в русской философии вообще весьма трудно найти какого-либо крупного мыслителя, который не выступал бы с подобным вопросом и проектом, от Чаадаева до Солженицына. Именно в рамках историософии ставится триединая задача - сущностного определения прошлого, настоящего и будущего России в их связи. Именно это, в соответствии с пред-

лагаемым определением, и составляет содержание понятия „национальная идея"» [5, с. 39].

Для русского самосознания еще со времен Средневековья был характерен религиозный (христианский) мессианизм, истоки которого объясняются «особой сопротивляемостью» Древней Руси азиатской степи - длительным агрессивным воздействиям на нее со стороны кочевых племен Востока. В результате «Самой своей исторической судьбой, географическим положением - между европейским Западом и азиатским Востоком - Русь была как бы обречена на мессианскую роль защитницы Европы» [7, с. 6].

Принято считать, что философское обоснование нашей национальной идеи восходит к В. Соловьеву, который в 1888 г. в Париже прочитал доклад под названием «Русская идея». Ее сущность, по мнению ученого, совпадает с христианским преображением жизни на основе истины, добра и красоты. Исследователи творчества В. Соловьева отмечают, что концепция русской идеи была органически связана со всем строем его личности и отражала не только его мысли и «философский темперамент», но и особенности его психологического склада, личные приверженности, вкусы, идеалы [7], а биографы особо отмечают такие привлекательные черты его характера, как великодушие, веселость, терпимость, деликатность [7].

Соловьевскую линию истолкования русской идеи продолжили представители русского культурного ренессанса начала ХХ века В. Розанов, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Иванов, Е. Трубецкой, Л. Карсавин, В. Эрн и другие. Как и В. Соловьеву, им были свойственны приверженность высокой духовности, состраданию и милосердию [7].

В контексте программ и проектов, которые относимы к развитию русской идеи, отчетливо проступают программы и проекты возрождения России, а это слово часто упоминается в соответствующих работах. Данное обстоятельство выражает тот факт, что, по мнению развивавших русскую идею, нормальное развитие России систематически прерывалось, она регулярно оказывалась в состоянии глубокого кризиса, для преодоления которого было необходимо ее возрождение. Соответственно прерывистость развития России глубоко запечатлено в развитии нашей национальной идеи. При этом акцент всегда делался на том, что Россию нельзя возродить только внешними - экономическими и политическими - средствами, необходимо и ее внутреннее - духовно-нравственное - возрождение. Так, составители сборника «Русская идея» в начале 1990-х гг. задавались вопросом, дорастет ли общество до понимания того, что материальный прогресс, взятый сам по себе, в отдельности, состояться не может, ибо он немыслим без прогресса культурно-национального, без свободного развития человека, являющегося подлинной целью социального развития [7, с. 17].

Достаточна очевидна высокая критичность разработчиков русской идеи к духовному и социальному состоянию России, акцентируемая ими острая необходимость перемен, выражающая направленность этой идеи на изменение сложившейся ситуации. Так, Л. П. Карсавин писал: «На первый взгляд кажется странным, но если поразмыслить, то естественным - исконная, органическая пассивность стоит в связи с устремленностью к абсолютному, которое как-то отчетливее воспринимается сквозь дымку дремы,

окутывающей конкретную действительность» [7, с. 320]. Подвергал он и критике «закоснелость православной культуры» [7, с. 320], а также «пресловутую русскую лень» [7, с. 320]. Е. Н. Трубецкой отмечал, что нам ближе всего «христианство Обломова» [7, с. 248]. В. Г Белинский считал, что «нападки (даже преувеличенные) на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм» [7, с. 80].

Можно выстроить геополитическую логику детерминации национальной идеи, ее воплощения в нашем национальном характере, внешней политике России и ее социальной жизни. Долгое время ведущей геополитической идеей России было расширение границ ради отодвигания агрессивных соседей, выхода к морям и т. п. Это привело к покорению огромной территории, запечатлевшейся, интериоризован-ной в нашем национальном характере. Огромную территорию труднее возделывать, к тому же при наличии громадных пространств можно, использовав одни земли, переходить к эксплуатации других, не особо заботясь о состоянии прежних. Невозделанность земель, интериоризуясь, создает «невозделан-ность» внутреннего мира, которая, в свою очередь, проецируется на социальное устройство и экстериоризуется в нем, определяя склонность к революциям и т. п.

Трудно не уловить непоследовательность, прерывистость русской идеи, выразившиеся, например, в переходе от девизов «Москва - третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность» к девизу «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» и далее к лозунгу «Коммунизм - светлое будущее всего человечества», в чем проявилась неустойчивость российского национального

характера, зафиксированная и разрабатывавшими эту идею современными исследованиями [8]. Успели побывать нашей национальной идеей и развитый (или развитой) социализм, и коммунизм, и социализм с «человеческим лицом», и космизм (в смысле всеобщей устремленности в космос, выражавшейся, например, в том, что самым популярным литературным жанром в позднесоветские годы была космическая фантастика), и многое другое. Главная задача посткоммунистической России многим видится в модернизации нашего общества [2].

Следует отметить, что и в западных, и в восточных культурах регулярно менялись «общественные парадигмы» («новый курс» Ф. Рузвельта, культурная революция в Китае и т. п.), «политические парадигмы» и др. Ряд авторов считают, что на пороге очередной смены таких парадигм стоит и современное человечество [2]. В мировом социальном развитии, которое никогда не было прямолинейным и поступательным, выделяются четыре тенденции: вера в светлое будущее, попытки возврата к прошлому, уход от реальной действительности, спасение через духовный мир [3].

Резким изменениям подвергалась и основная линия преобразований, предлагавшаяся стремившимися сделать Россию лучше. Одним она виделась в том, чтобы усовершенствовать природу русского человека, а ее посредством улучшить и ситуацию в нашем обществе. Это соответствует основной логике улучшения человека и общества, характерной для психологической науки. «Улучшите природу человека, и вы улучшите все», - писал А. Малоу [11, с. 521]. Аналогичные идеи высказывались З. Фрейдом, Э. Фроммом и другими классиками психологии. Другим,

в особенности отечественным марксистам, основная линия преобразований представлялась обратной - улучшение общественных отношений, устранение воплощенной в них острой социальной несправедливости, а улучшение человеческой природы - как «сама собой» наступающая в результате установления «правильных» социальных отношений. Последнюю логику, по всей видимости, разделяли и наши либеральные реформаторы начала 1990-х гг., отодвинувшие такие проблемы, как, например, падение нравов, на периферический план по отношению к утверждению демократии и рыночной экономики. По всей видимости, отображение этих двух «логик» можно обнаружить и в массовом сознании, и поведении современных россиян: одни возлагают надежды на улучшение своей личной жизни вследствие улучшения ситуации в государстве, другие стремятся улучшить ее невзирая на ситуацию в стране.

В общественном сознании одновременно присутствуют полярно противоположные и несовместимые идеи, между которыми отсутствует единой смысловое поле [9]. Возникают и такие кентаврообразные образования, как «с Богом и царем к победе коммунизма и демократии» [8]. Ж. Т. Тощенко задается вопросом: а не является ли нынешняя антиномичность общественного сознания предвестником возможных социальных потрясений? [10, с. 48].

Констатируется нерешенность, открытость ключевых вопросов, входящих в область национальной идеи России, а также вопроса о ее цивилиза-ционной идентичности: «Основной вопрос о цивилизационной идентичности России до сих пор не решен. То ли она принадлежит Западу. То ли в ней есть восточные признаки. То ли это некий евразийский синтез. То ли Россия во-

обще не обладает цивилизационной идентичностью. Главное, что не был предложен и не найден объективный научно самостоятельный способ доказательства утверждаемой позиции» [5, с. 41]. Отмечается и то обстоятельство, что «Российская Федерация представляет собой одно из редких исключений, как государство, не обладающее в современности девизом (формулой) национального существования. Если же говорить о больших, сопоставимых странах современности, то Россия - абсолютная аномалия» [5, с. 37]. При этом очевиден контраст и с Российской империей, национальным девизом которой был: «Православие. Самодержавие. Народность. С нами Бог. За Веру, Царя и Отечество», и с СССР с его девизом: «Пролетарии всех стран соединяйтесь! Вперед, к победе коммунизма!» [5]. Отметим, что наличие четких национальных девизов не уберегло оба эти государства от распада, как и то, что на определенных этапах их существования подобные девизы сыграли важную консолидирующую роль. Трудно не согласиться и с тем, что четко очерченная цель в развитии нашего общества и его сфер, социальных институтов, организаций и процессов отсутствует [10], как и с тем, что отсутствие ясной перспективы, уверенности в будущем не может не сказываться на настроениях граждан и деловом климате в нашей стране [1].

Отмечается общемировой характер потребности в новой модели общественного развития. О. Богомолов пишет: «К сожалению, развитие в мировом сообществе научной и политической мысли, как и общественного сознания, явно не поспевает в осмыслении сути и особенностей происходящих перемен. Господствующая в мире идеология, политическая практика и мо-

раль дискредитируют себя. Тем острее ощущается потребность в нахождении новых моделей государственного и экономического устройства, а также глобального миропорядка, которые были бы адекватны вызовам происходящего макросдвига [1, с. 33]. По его мнению, о назревающей революции в умах свидетельствует и доклад ЮНКТАД, в котором констатируется, что «рыночный фундаментализм laissez-faire последних 20 лет драматически провалил экзамен» [1, с. 36].

Тревожность в отношении мировой ситуации в целом свойственна и нашим согражданам. В 2014 г. 54 % россиян считали, что современная ситуация в мире неспокойная, нестабильная, 18 % - характеризовали ее как кризисную, а, по мнению каждого десятого, мир вообще находился на пороге катастрофы [6].

Возможно, наступил конец эпохи деидеологизации [9]. Б. Славин пишет: «Негативное восприятие реформ населением было во многом связано и с сознательным дистанцированием радикальных реформаторов от какой-либо ясной идеологии их осуществления... они не смогли предъявить обществу собственную сбалансированную систему взглядов, ценностей и идеалов, ради которых следует проводить реформы. Понадобилось несколько лет неолиберальной политики с очевидно провальными результатами, чтобы ее идеологи вдруг заговорили о необходимости выработки национальной идеи» [9, с. 113]. В результате «проблемы, связанные с самоопределением России в мире, под которым понимается выбор обществом стратегии внутреннего и внешнего развития, становятся как никогда актуальны» [6, с. 261].

Интерес к национальной идее России обострялся во время социальных

кризисов, когда рушились устоявшиеся основы ее развития. Так, составители сборника «Русская идея» в начале 1990-х гг., констатировав глубокий кризис в развитии народного самосознания, писали: «Не случайно, вероятно, то, что в наши дни так остро развернулись дискуссии вокруг русской идеи, ставящие проблемы бытия нации, ее духа и судьбы» [7, с. 6]. Впрочем, как любят констатировать авторы детективных произведений, это уже совсем другая история.

Список литературы

1. Богомолов О. Мир в процессе радикальных перемен: новые модели жизнеустройства // Мир перемен. 2015. № 1. С. 31-44.

2. Вардомский Л. О грозных вызовах современности // Мир перемен. 2014. № 4. С. 174-179.

3. Дергачев В. Чтобы сойти с ума - надо его иметь, или тенденции постсоветской имитации реформации и просвещения // Мир перемен. 2007. № 2.

4. Журавлев А. Л. , Юревич А. В. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 5-15.

5. Национальная идея России. Т. 1. М. : Научный эксперт, 2012.

6. Российское общество и вызовы времени / под ред. М. К. Горшкова. М. : Весь мир, 2015.

7. Русская идея. М. : Республика, 1992.

8. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М. : Механик, 1996.

9. Славин Б. В поисках идеологии и модели развития // Мир перемен. 2007. № 3. С. 112-127.

10. Тощенко Ж. Т. Фантомы российского общества. М. : Центр социального развития и маркетинга, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.