Г. ЯКОВЕНКО, ректор, профессор Г. РОМАНОВА, проректор
Т/ризм становится элементом цивилизованного мира, его по праву называют феноменом XXI века. Туризм способен играть роль локомотива в экономике государства и региона, поскольку прямо либо косвенно связан не менее чем с 33-мя отраслями народного хозяйства (транспортом, связью, градостроением и инженерной инфраструктурой, охраной окружающей среды, гостиничным хозяйством, индустрией питания, индустрией развлечений и т.д.) и с различными областями человеческих знаний (экономикой, маркетингом, юриспруденцией, психологией, социологией, информатикой, иностранными языками и др.).
Ключевой особенностью развития туризма в последнее десятилетие следует считать жесточайшую ценовую и неценовую конкурентную борьбу на национальном и интернациональном рынках, которая проявляется в виде демпинговых войн, в погоне за внедрением современных технологий привлечения и обслуживания туристов, в применении инновационных подходов к развитию туристских территорий.
«Привлекательность» туристских центров обеспечивается многочисленными факторами, важнейшим из которых является наличие квалифицированного персонала, способного обеспечить уровень сервиса, соответствующую атмосферу в местах отдыха и т.д.
Подготовке кадров для индустрии туризма в нашей стране долгое время не уделяли должного внимания. Так, до 90-х годов отсутствовали специализированные вузы, монополистом в этой сфере высту-
Наша миссия -подготовка профессионалов туризма
пал один из факультетов Высшей школы профсоюзного движения Совета по туризму и экскурсиям и Совета курортов им. Шверника при ВЦСПС. Работающий персонал проходил «переподготовку» в учебных заведениях повышения квалификации при «Интуристе», «Спутнике» и ВЦСПС. Это были главным образом средние специальные учебные заведения для гостиничных и ресторанных предприятий. Созданный в 1989 г. Сочинский учебный центр туризма и курортного дела, на базе которого впоследствии образовался Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, - «первая ласточка» среди более сотни вузов, открывших в нашей стране туристские специальности и специализации.
Профессиональное образование в туризме получило развитие лишь в связи с реорганизацией профсоюзной системы санаторно-курортного оздоровления, ростом туристических фирм и числа путешествующих за рубеж (в результате смягчения выездного режима и открытия границ). Точ-
кои отсчета для его нового этапа считаются первые образовательные стандарты, которые начали внедряться в систему высшего образования в 1995 г. после открытия Министерством образования специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (подготовка специалистов по ней в СГУТиКД стала осуществляться с 1996 г.).
Тогда впервые слово «туризм» было обозначено в реестре специальностей, однако уже через несколько лет стало очевидно, что в новом стандарте имело место смешение дисциплин сервисного и туристского направлений, преобладали блоки общепрофессиональной подготовки.
В ситуации, когда туризм всё больше принимает рыночные формы функционирования, требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и программными продуктами, знающие особенности продвижения туруслуг, технологии общения с клиентами, иностранные языки и т.д. Во всем мире в подготовке кадров для туриндустрии придают большое значение дисциплинам, связанным с психологией общения, психологией влияния, менеджментом и экономикой турорганизаций, а также методикам разрешения конфликтов и т.д.
Между тем дисциплины специализации, формирующие специфические туристские знания и соответствующие профессиональные навыки, в сам стандарт не были включены, они произвольно определялись вузом и не всегда в необходимом объеме отражались в учебных планах, что, безусловно, влияло на качество подготовки.
Несомненным поводом введения инновационного подхода в проблему послужил проект EC TACIS EDRUS/9510 «Укрепление учебной базы для индустрии туризма».
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела вошел в этот проект еще в 1998 г. и принял участие в разработке «Квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников индустрии туризма», которые следует считать одним из наиболее значимых
результатов проекта TACIS. Данные стандарты впервые были разработаны в нашей стране благодаря совместным усилиям иностранных и российских экспертов на основе унификации современных европейских требований и с учетом российской специфики. Они были утверждены в 1999 г.
Вместе с тем во второй половине 90-х годов в УМО по образованию в области сервиса под эгидой Министерства образования РФ была сформирована рабочая группа по разработке образовательных стандартов второго поколения подготовки специалистов для туриндустрии, в которых были устранены многие недостатки предшествующего варианта, однако концептуальная основа ориентации на социально-культурный сервис осталась прежней. Данный стандарт был введен в 2000 году. Между тем его главным упущением следует считать слабую взаимосвязь с утвержденными Минтруда «Квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным должностям работников туриндустрии». Государственные образовательные стандарты и система образования играют ключевую роль в подготовке специалистов, если они соответствуют квалификационным требованиям предприятий туриндустрии. Именно поэтому существовавший тогда Департамент туризма Минэкономразвития и торговли выступил с инициативой подготовки третьего поколения образовательных стандартов.
В рамках данного проекта Сочинскому государственному университету туризма и курортного дела была заказана научно-исследовательская работа, руководителем которой являлся ректор, д. э. н., проф. Г.В. Яковенко, координатором - д. э. н., проф. Г.М. Романова. Выполнение данного проекта шло под личным контролем руководителя Департамента туризма Минэкономразвития и торговли Н.О. Шенгелия, руководителя Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования
В.И. Кружалина, проректора УМО по образованию в области сервиса, д. э. н., проф. В.К. Романович. Экспертами со стороны Департамента туризма выступили к. э. н., доц. Международного института гостиничного менеджмента и туризма А.Н. Умнов и доц. Института туризма и гостеприимства А. П. Бгатов. От нашего университета в нем приняли участие более 60 человек профессорско-преподавательского состава, в томчис-ле наиболее известные ученые: д. э. н., проф. А.А. Татаринов, д. п. н., проф. Ю.С. Тюн-ников, к. э. н., доц. В.А. Леонов, к. э. н., проф.Ю.И. Аврах, к. э. н., проф.Ю.И. Дрей-зис, д. т. н., проф. П.В. Садилов и др. К работе привлекались и специалисты из других городов и вузов: ректор Международного института гостиничного менеджмента и туризма Н.Ю. Володоманова, д. э. н., проф. Санкт-Петербургского госуниверси-тета туризма и курортного дела Г.А. Карпова, к. п. н., доц. Международного университета И.Б. Петрунь и др.
В основу разработки новых образовательных стандартов были положены:
■ «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) косновным должностям работников туриндустрии»;
■ тесты GTAT - аттестационные требования Всемирной туристской организации «Тест Общих Достижений в Туризме», предназначенные для аттестации специалистов туриндустрии;
■ опыт подготовки кадров по данному направлению в России;
■ зарубежный опыт образования в туризме.
Во время работы было много споров, дискуссий. На конечном этапе мнения участников разделились, и в результате были представлены три варианта стандарта, которые и были рассмотрены на секции Минобразования «По совершенствованию перечня профессий, направлений подготовки и специальностей, квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристской индустрии и государственным
образовательным стандартам в области туризма». Каждый из вариантов имел сильные стороны, которые и были интегрированы в окончательный вариант, который впоследствии был утвержден Межведомственной комиссией с участием представителей Минобразования, Минэкономразвития и торговли, Минтруда. По аналогии с западным подходом в данный стандарт мы попытались заложить наше концептуальное видение «Корпуса знаний о туризме» - необходимых исходных знаний, умений и навыков, выступающих в качестве базы для профессиональной деятельности в туризме.
Сейчас ряд вузов нашей страны в порядке эксперимента получил право ведения образовательной деятельности по специальности высшего профессионального образования 100104 «Туризм». В их число вошел и Сочинский государственный университет туризма и курортного дела.
Практика на предприятиях туриндустрии
Результаты учебной деятельности находятся в прямой зависимости от соотношения уровней теоретической и практической подготовки. В туристском обучении особенно важно формирование профессиональных навыков в ходе прохождения практик. Практики выявляют способности обучающегося к упорядочиванию информации, полученной во время теоретических занятий. Помимо проверки способности студента к развитию профессионализма, значение практик заключается еще и в том, что они способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют позитивное отношение к работе.
Для лучшего понимания реалий туристического бизнеса практики организуются за пределами СГУТиКД и планируются таким образом, чтобы полученные в вузе знания подкреплялись опытом работы на предприятии.
При их организации мы учитываем три возможные модели:
■ «дуальную», когда учебные заведе-
ния принадлежат предприятиям, а учебные планы разрабатываются производственными ассоциациями. Такого рода организация практики проходит параллельно с учебным процессом (наиболее распространена в Германии);
■ «сэндвич», когда практики осуществляются в середине курса, в этом случае студенты, заканчивающие обучение, уже обладают определенным практическим опытом (английский метод);
■ «чередование» теоретической и практической подготовки, позволяющее избежать абстрактного преподавания при длительном обучении (шведская модель).
Успешность прохождения студентами практики зависит от следующих условий:
■ предварительная подготовка к периоду практики:определение целей,сроков, видов, составление программ;
■ определение предприятий, где будет проходить практика, заключение договоров с ними, назначение руководителей.
Мировой опыт показывает, что наибольший эффект обучения специалистов для туриндустрии достигается тогда, когда на долю практик приходится не менее 24 недель и вузом разрабатывается единая программа сквозной практики. Реализация данного подхода связывается с двумя базовыми критериями классификации персонала предприятия в соответствии с горизонтальными и вертикальными принципами организации деятельности. В рамках горизонтальной организационной структуры все работники делятся по функциональным служебным обязанностям, в рамках вертикальной структуры кадры группируются по организационно-квалификационным уровням в зависимости от степени самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений, сложности и объемов выполняемых должностных обязанностей.
Нами разработана единая сквозная программа практики, которая в большей степени основывается на модели вертикальной организационной структуры и
использует профессионально-квалификационный модуль должностей по каждому направлению специализации в «Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туриндустрии». В основу программы положены следующие основные принципы:
■ логическая взаимосвязь с пройденным теоретическим материалом в вузе;
■ ротация;
■ преемственность перехода от одного рабочего места к другому;
■ последовательность перехода к более высокому квалификационному уровню;
■ аттестация студента по окончании каждой ступени подготовки с выдачей соответствующего сертификата.
Ключевым фактором успеха являются правильно сформулированные программы, методической базой которых служат «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туриндустрии».
Важный элемент предварительного этапа подготовки - определение места прохождения практики. Здесь возможны два пути:
■ предприятие определяется вузом (с ним заключается договор, в котором оговаривается количество студентов, принимающихся на практику, сроки и места прохождения, ответственность сторон, условия оплаты и т.д.);
■ предприятие определяется самим студентом (с ним заключается трудовой контракт, в котором присутствуют все необходимые условия прохождения практики).
Опыт показывает, что первый вариант предпочтительнее, т.к. обеспечивает более высокое качество практической подготовки студентов, его соответствие целям, задачам и программам. Но, как правило, эти условия могут быть выполнены только тогда, когда существует стабильное сотрудничество между учебным заведением и производством и если этот тип деятельности включен в кадровую политику фирмы. В противном случае практика может превратиться в
возможность получения предприятием дешевой рабочей силы.
Преимущество второго способа в том, что студенты в процессе определения места практики приобретают навыки поиска работы: они составляют резюме, проходят собеседование, конкурсный отбор и т.д., все это способствует формированию у них активной жизненной позиции.
Результатом прохождения практик должна стать адаптация к работе в реальной рыночной среде, закрепление знаний о принципах, методах, формах и технологиях современной организации деятельности предприятий туриндустрии и их отдельных служб.
Модель организации сквозной практики может выглядеть следующим образом
(табл. 1).
Кроме данного вида практик, мы придаем большое значение участию наших студентов во всех городских мероприятиях, связанных с туристической деятельностью курорта: в «Международной туристической выставке-ярмарке «Курорты и туризм», в
Курортно-медицинском форуме, кинофестивале «Кинотавр», в празднованиях, посвященных открытию курортного сезона и т.д. Подобные мероприятия расширяют кругозор студентов, формируют активную жизненную позицию, дают более глубокое понимание технологий туристического бизнеса.
Формирование научно-исследовательского типа мышления
Особенностью третьего поколения стандартов является многоуровневый подход к подготовке кадров с высшим образованием. Студенты, сориентированные на трудовую деятельность, связанную с менеджментом среднего звена, будут претендовать на получение диплома бакалавра. Диплом специалиста позволит выходить на более высокий организационно-управленческий уровень. Получившие степень магистра должны быть подготовлены еще и к научноисследовательской, аналитической, экспертно-консультативной деятельности в сфере туризма. С учетом этого в процессе обу-
Таблица 1
Вид практики Курс, время Сроки Цель
Ознакомительная практика 1-й курс, лето 2 недели Получить представление о туристском потенциале региона, о существующих секторах и подсекторах туристической индустрии путем их экскурсионного посещения.
Учебная практика 2-й курс, февраль-март, лето 4 недели Пройти учебную подготовку по профессиям 1-го квалификационного уровня, подтвердить квалификации I или II разряда, получить Сертификат I. Работа на предприятии на рабочих должностях I квалификационного уровня, закрепление рабочих навыков, их совершенствование, получение Сертификата^.
Производственная практика 3-й курс, лето 4-й курс, лето 21 неделя Формирование умений и навыков организаторской работы, управления и выполнения функций работников второго квалификационного уровня. Получение Сертификата III.
Преддипломная практика 5-й курс, зима 8 недель Формирование умений и навыков организаторской работы, управления и выполнения функций работников третьего квалификационного уровня. Защита и получение диплома.
чения в СГУТиКД наиболее способные студенты привлекаются к различным научноисследовательским проектам. Следует отметить, что университет имеет постоянных заказчиков на выполнение НИР: это, в первую очередь, администрации Краснодарского края, г. Сочи и других городов-курортов Азово-Черноморского побережья. По их заказу разрабатывались такие научноисследовательские темы, как «Организация информационно-методической системы кадрового и научного обеспечения развития Азово-Черноморского побережья вузами Краснодарского края» (руководитель -ректор, д. э. н., проф. Г.В. Яковенко); «Разработка программ по развитию существующих и созданию новых туристско-экскурсионных маршрутов» (руководитель -к. э. н., доц. В.А. Леонов); «Программа устойчивого развития курортно-туристского комплекса курорта Ейска» (руководитель - к. э. н., проф. Ю.И. Аврах).
С 2001 г. ежегодно проводится выборный анкетный опрос населения - владельцев индивидуальных средств размещения в курортной зоне Краснодарского края - в целях определения численности неорганизованных туристов, прибывших на курорты Азово-Черноморского побережья (научный руководитель - д. э. н., проф. Г.М. Романова). В 2004 г. Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края выступил в роли заказчика темы, связанной с определением комплексного дохода от туризма. В техзадание вошли следующие пункты: методика расчета доли туризма в формировании экономических показателей развития субъекта РФ; организация и проведение выборочного статистического обследования расходов туристов; определение доли туризма в формировании экономических показателей добавленной стоимости по отраслям экономики Краснодарского края (научный руководитель - д. э. н., проф. Г.М. Романова). В процессе выполнения данных исследований большой объем работ приходится на проведение социологических опросов, к кото-
рым активно привлекаются студенты, причем не только головного вуза, но и его филиалов и представительств, расположенных в гг. Анапа, Геленджик, Ейск, Новороссийск, Туапсе.
Созданы рабочие студенческие научноисследовательские группы. Они принимают участие в разработке методики обследования, составлении анкет, проведении самого обследования, контроле его качества, обработке анкет, осуществляют анализ полученных результатов. Так, огромный интерес среди специалистов вызвал мониторинг структуры и величины расходов туристов, прибывших на отдых в гг. Сочи, Геленджик, Анапа, Ейск. Исследование в таком масштабе в России проведено впервые.
Логическим продолжением данной работы являются доклады участников НИР на научных конференциях, которые регулярно проводятся в вузе и его филиалах, публикации этих исследований, дальнейшее обучение в аспирантуре.
Формирование активной жизненной позиции студентов
Многие преподаватели университета прошли повышение квалификации по различным направлениям. При этом особую роль следует отвести программе TACIS, в рамках которой были и поездки за рубеж (во Францию, Ирландию, Турцию) в целях изучения зарубежного опыта управления туристскими центрами и подготовки персонала. Безусловный интерес вызвал подход западных специалистов к отбору кадров для работы на турпредприятиях и для обучения в туристских вузах и колледжах. Как правило, процесс начинается с тестов на экстра-вертивность - эта особенность характера является непременным условием успешной работы персонала в туризме. Огромное значение придается умению работать в команде, способностям к языкам и т.д. В целях развития этих профессиональных качеств в университете организуются многочисленные студенческие мероприятия:
□ «32-е августа» - праздник, посвящен-
ный началу учебного года и прощанию с летним отдыхом. Он начинается в10 утра торжественным открытием, в течение дня проходят различные соревнования, конкурсы;
□ «День посвящения в студенты» - на этом празднике студенты-первокурсники представляют самопрезентации. Им дается чуть больше месяца для того, чтобы наиболее ярко и красочно показать свои творческие способности и доказать готовность быть студентом СГУТиКД;
□ «День института», когда каждый институт СГУТиКД проводит свою презентацию, на которую приглашаются ученики старших классов сочинских школ, руководители предприятий туриндустрии. Наиболее ярко проходит этот праздник в Институте турбизнеса, на который уже четвертый год приезжают лучшие студенты филиалов и представительств, расположенных на курортах Азово-Черноморского побережья. Это мероприятие, проходящее в конгресс-центре одного из лучших отелей города «Рэдиссон САС Лазурная», по праву можно назвать красочным шоу.
В ходе таких мероприятий появились не только свои КВНщики, поэты, танцевальные группы, но и композиторы, и даже йоги, танцующие на разбитом стекле.
Эти и многие другие праздники способствовали появлению университетских по-
лупрофессиональных «анимационных команд», с которыми заключают договора предприятия туриндустрии в целях осуществления соответствующей работы в период летнего сезона. Второй год такие группы работают в санатории им. Ф.Э. Дзержинского, в «Сочи-Бриз-отеле», в сочинском туристском центре «Спутник» и т.д. Туристы оставляют многочисленные благодарные отзывы о работе наших анимационных групп.
Укрепившейся традицией стала организация учебно-познавательных туров студентов: сочинские студенты в целях знакомства с туристскими дестинациями и достопримечательностями посещают курорты Анапы, Геленджика, Ейска, и в свою очередь принимают студентов филиалов и представительств у себя. Организуются также другие туры: по Золотому кольцу, в Санкт-Петербург, во Францию и пр.
Выпускники СГУТиКД разбросаны по всему миру, мы их можем встретить не только в Сочи, Анапе, Геленджике, но и в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России; многие бывшие студенты работают или продолжают учиться за границей: в Германии, США, Франции, Швейцарии, Ирландии, Турции, Египте и т.д. Так приятно зайти в отель в Дубаи и услышать знакомый голос: «Здравствуйте, я ваш студент!».