Научная статья на тему 'Основные научные направления в исследовании проблем обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационной отрасли и санаторно-курортных услуг'

Основные научные направления в исследовании проблем обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационной отрасли и санаторно-курортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / АУДИТ / ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СБЫТ / ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ / COMPETITIVENESS / QUALITY OF SERVICES / AUDIT / PRICING STRATEGY / MARKETING / TOURIST AND RECREATIONAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Россинская Марина Васильевна, Лосевская Елена Александровна, Сидоренко Анастасия Сергеевна

Рассматриваются основные вопросы конкурентоспособности, оценки качества оказываемых услуг, ценовой стратегии, особенности сбыта услуг, новые виды услуг, учет себестоимости и аудита в туристско-рекреационной отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Россинская Марина Васильевна, Лосевская Елена Александровна, Сидоренко Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main scientific directions in the study of problems to ensure the competitiveness of tourist and recreational industry and spa services

The main issues of competitiveness, assess the quality of services, pricing strategy, especially sales service, new services, cost accounting and auditing in the tourist and recreation industry

Текст научной работы на тему «Основные научные направления в исследовании проблем обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационной отрасли и санаторно-курортных услуг»

Основные научные направления в исследовании проблем обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационной отрасли и санаторно-курортных услуг

М.В.Россинская, Е.А.Лосевская, А.С.Сидоренко

В последнее время наметилась тенденция к увеличению потребности населения в услугах туристско-рекреационной сферы. Эффективному развитию данной сферы услуг препятствует множество проблем, таких как изношенность материально-технической базы, неразвитость

соответствующих инфраструктур, слабый и несоответствующий современным требованиям менеджмент, высокие цены, некачественный сервис и главная проблема - это высокая конкуренция на данном рынке.

Создание конкурентных преимуществ в настоящее время является одной из главных задач сферы рекреационно-туристских услуг. Конкурентоспособные предприятия обеспечивают необходимый фундамент для повышения отраслевой и региональной конкурентоспособности [1 - 3]. При этом в сфере рекреационно-туристских услуг ключевым фактором конкурентоспособности становятся трудовые ресурсы.

Развитию теории конкурентоспособности на различных уровнях экономики посвящен ряд работ профессора Савельевой Н.А., которые можно применить для модернизации туристско-рекреационной отрасли.

В работе «Глобализация как фактор повышения отраслевой конкурентоспособности», отражена глобализация как фактор отраслевой конкурентоспособности, исследованы источники конкурентоспособности, обеспечиваемые глобализацией [4]. В исследовании «Формирование конкурентоспособности на мезоуровне» [5] достаточно глубоко проработаны вопросы построения системы формирования конкурентоспособности отрасли, выполненного в трех срезах: функционально-структурное,

объектно-структурное и параметрическое описание. Особенностью авторского подхода является использование в качестве параметрического описания системы методики оценки конкурентоспособности отрасли. При этом была построена концептуальная модель методологии оценки отраслевой конкурентоспособности, на основе которой может формироваться семейство конкретных методик, отражающих особенности субъекта и целей оценки, в том числе и применительно к сфере туризма и рекреации. Данная модель может быть использована и при построении методики оценки конкурентоспособности на уровне фирмы, что нашло отражение в работе [6] и может быть легко адаптировано к условиям туристско-рекреационной сферы.

Оригинальность авторского подхода прослеживается при разработке методологии исследования отраслевой конкурентоспособности. В основу методологии положен анализ сформированной системы обеспечения конкурентоспособности отрасли. С учетом данного подхода построена методика отраслевого анализа, нацеленного на конкурентоспособность. В частности, принцип системного подхода был положен автором работы в основу конкурентного анализа и анализа конкурентных преимуществ.

В работах «Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия», «Стратегический менеджмент», «Управление конкурентоспособностью фирмы» [7 - 9] изложены теоретические основы стратегического управления конкурентоспособностью как на уровне отдельных фирм, так и отрасли в целом. Опираясь на теоретико-методологические подходы автора можно перенести теорию на туристско-рекреационную отрасль и применить технологии стратегического управления конкурентоспособностью к условиям предприятий данной сферы. В работах «Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий розничной торговли», «Конкурентоспособность предприятий сферы услуг строительного дизайна», «Совершенствование отраслевого управления в сфере строительного дизайна», «Система показателей мониторинга

конкурентной среды сферы строительного дизайна» [10 - 13] достаточно глубоко исследуются вопросы стратегического сегментирования конкурентов и выбора конкурентных стратегий на отраслевых рынках услуг строительного дизайна и розничной торговли. Обосновываются методические подходы к формированию барьеров стратегического группирования конкурентов, выделению групп конкурентов на соответствующих отраслевых рынках, даются рекомендации для каждой стратегической группы по выбору оптимальных конкурентных стратегий. Предложенные авторами данных публикаций теоретико-методологические подходы легко адаптируются к условиям туристско-рекреационной сферы, что позволит поднять уровень конкурентоспособности как отдельных фирм, так и отрасли в целом.

Практические аспекты обеспечения конкурентоспособности производства на основе технологий бенчмаркинга, изложенные в монографическом исследовании [14] можно переложить на туристско-рекреационную отрасль.

Ряд новых подходов в исследовании проблем конкурентоспособности нашел отражение в работах Зеленской О.А. Так, в работе «Формулирование новой парадигмы конкурентоспособности: кластерно-сетевой подход» [15] даны формулировки новой парадигмы конкурентоспособности промышленных кластеров, для реализации описанной парадигмы развития и повышения конкурентоспособности на основе кластеризации описана необходимость решения определенных исследовательских задач.

В исследовании «Конкурентоспособность и экономическая устойчивость предприятия: информационно-экономические аспекты управления» [16] можно подчеркнуть неоценимый вклад автора в развитие теории управлении конкурентоспособностью и устойчивостью предприятия в современных условиях, обусловленных действием факторов глобализации, информационализации экономики, последствиями глобального финансового кризиса и системного кризиса российской экономики. Интересен подход

автора к оценке уровня конкурентоспособности предприятия и управлению информационными ресурсами и потоками, связанными с обеспечением конкурентоспособности. В работе указанного автора «Устойчивость развития предприятия как фактор его конкурентоспособности» [17] анализируются особенности процессов управления конкурентоспособностью и экономической устойчивостью промышленных предприятий. Особое внимание уделено проблемам формирования системы управления последней для промышленных предприятий, что может быть применено для организаций туристско-рекреационой отрасли.

В работе «Управление конкурентоспособностью предприятий: информационный и стоимостный подходы» [18] подчеркивается важность и излагаются особенности управления конкурентоспособностью предприятия в условиях информационализации экономической деятельности, сделан анализ известных подходов к управлению информацией, необходимой для обеспечения конкурентоспособности. Сделан вывод о том, что применительно к условиям управления конкурентоспособностью требуется стоимостная оценка информации, необходимой для поддержания и развития конкурентных преимуществ, что можно успешно применить при исследовании конкурентоспособности туристско-рекреационной отрасли.

Особенности развития предприятий и бизнес-групп и интересы их стейкхолдеров в условиях экономической консолидации в современной России показаны в работе «Развитие производства и интересы стейкхолдеров в условиях формирования конкурентоспособных кластеров промышленности» [19]. Отмечается, что их инвестиционная стратегия должна опираться на анализ тенденций, складывающихся в технике, технологии и тенденций, проявляющихся в деловых циклах, а критерии эффективности той или иной стратегии могут быть сформированы на основе стоимостных и информационных характеристик, что с успехом можно применить для предприятий туристско-рекреационной отрасли.

В исследовании «Коммерциализация технологий и конкурентоспособность отечественных предприятий» [20] проведен анализ мирового опыта инновационной деятельности, дана оценка ее влияния на конкурентоспособность предприятий. На этой основе для российской экономики обоснована перспективность стратегии опережающей коммерциализации научных открытий. В другой работе автора «Проблемы и возможности формирования конкурентоспособных кластеров как метода активизации инновационных процессов» [21] описана методика организации государственной поддержки развития кластеров, в частности - алгоритм определения конкурентоспособности кластера, определение точки невозврата для предприятий-участников кластера и методика отнесения кластера к инновационным, что может найти прямое отражение при исследовании конкурентоспособности туристско-рекреационной отрасли.

В работах Ветитнева А.М. отображены сбалансированные оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций [22] и управление на основе комплексного анализа конкурентоспособности курортных территорий [23]. Данные работы полностью отражают необходимость проведения исследований конкурентоспособности санаторно-курортных организаций как неотъемлемой части туристско-рекреационной отрасли.

В туристско-рекреационной отрасли появился новый вид туризма -аграрный, но он уже испытывает давление со стороны конкуренции. Для того, чтобы оставаться на плаву в данной сфере необходимо исследовать конкурентоспособность в данном направлении. В развитии этого направления можно выделить исследования Бокова М.А. «Проблемы и пути повышения конкурентоспособности аграрного туризма» [24]. В данной работе отражены проблемы совершенствования действующих и разработки новых подходов, методов и моделей в сфере агротуризма, которые бы, с одной стороны, учитывали имеющиеся общетеоретические наработки решения данной проблемы, а с другой - позволили найти их практическое применение в конкретных макро-, микро- и субъектных условиях.

Для успешной работы туристско-рекреационной отрасли необходимы высококвалифицированные кадры. Отражение данной проблемы нашло в трудах Романовой Г.М.:

- «Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия вузов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере олимпийских игр 2014 года в г. Сочи)» [25], здесь отражены основные проблемы подбора кадрового потенциала для туристской отрасли;

- «О некоторых проблемах кадрового обеспечения эксплуатации олимпийских объектов» [26]. В настоящее время на территории прибрежного кластера завершено строительство спортивных олимпийских объектов: ледового дворца, большой ледовой арены. Для дальнейшей эффективной эксплуатации ледовых арен спортивных олимпийских объектов потребуется подготовить высококвалифицированные кадры по достаточно редким специальностям и специализациям [27].

При оценке конкурентоспособности персонала туристско-рекреационной отрасли будет полезна методика, предложенная Шаповаловым В.И. в труде «Проблема конкурентоспособности в управлении персоналом организации» [28].

Особое внимание при исследовании проблем туристско-рекреационной отрасли необходимо уделить качеству оказываемых услуг. Данная проблема нашла свое отражение в трудах Ветитнева А.М. Автор проводит оценку качества услуг с разных позиций. В работе «Оценка имиджа и качества услуг персоналом санаторно-курортной организации» [29] исследуется влияние персонала на имидж и качество предоставляемых услуг. В исследовании «Изучение совместной удовлетворенности взрослых и детей качеством санаторно-курортного лечения» [30] приводится модель оценки качества детских лечебно-оздоровительных услуг и ее апробация на базе одного из детских санаториев курорта Анапа. Выявлено, что выбор формы отдыха был связан с уровнем дохода родителей, зависел от возраста родителей и

источника информации о здравнице. К факторам выбора конкретной здравницы можно отнести приемлемые цены и рекомендации друзей. Суммарная удовлетворенность детей качеством обслуживания в санатории была несколько выше, чем у родителей. На восприятие родителями качества сервиса влияли уровень дохода, пол респондентов и тип источника информации о санатории. Более высокая удовлетворенность респондентов санаторным обслуживанием определяла формирование их лояльности к данной здравнице. Выявлено взаимовлияние показателей удовлетворенности родителей и их детей.

Научный труд «Концептуальные подходы к потребительской оценке качества санаторно-курортных услуг» [31] посвящён подходам к оценке качества санаторно-курортных услуг с позиций потребителей. Рассмотрены современные модели качества в сфере услуг, предложена авторская структурная модель оценки качества на основе определения удовлетворенности и лояльности потребителя. Рассмотрены факторы, влияющие на указанные параметры.

Одним из главных мотивов туризма является желание получить качественные услуги досуга и развлечения на курорте. Впечатления, положительные эмоции и острые ощущения влияют на итоговую оценку качества отдыха в целом. В курортных городах туристы являются основными потребителями предлагаемых услуг [32]. Конечная оценка удовлетворенности качеством санаторно-курортных услуг должна оканчиваться построением модели удовлетворенности потребителей [33].

Туристско-рекреационная отрасль отличается довольно высокой ценой на услуги, которые реализуются в ней. Процесс определения цены и ценовых стратегий являются неотъемлемой частью работы отрасли. Активное изучение данного направления представлено в работах Ветитнева А.М. [34 - 36], посвящённым методам ценообразования, применяемым в работе санаторно-курортных учреждений, а также вопросам потребительской оценки стоимости санаторно-курортных услуг,

формированию ценовой политики и вариантам ценовых стратегий в деятельности санаторно-курортных организаций.

Ценовая стратегия санаторно-курортной организации (СКО) является одной из форм реализации общей стратегии предприятия и стратегии маркетинга [37]. При формировании рыночных стратегий целесообразно исходить из оценки основных рыночно-экономических факторов и анализа существующего потенциала стратегического успеха, который включает имидж СКО, качество обслуживания рекреантов, разработку новых технологий и видов санаторно-курортного продукта, развитие организационной структуры фирмы, систему реализации путевок, основной контингент клиентуры. Рыночная стратегия включает в себя, как правило, все инструменты маркетинга, образуя комплекс мер, направленных на достижение поставленных целей. Тем самым стратегия выступает принципиальной, исходной позицией организации и одновременно руководством к действию. Основная общая цель функционирования организации на рынке обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для реализации этой миссии. Поставленные цели служат критериями для всего процесса принятия управленческих решений.

Санаторно-курортный потенциал активно исследуется в работах [38] и определяется как часть санаторно-курортных ресурсов, которая может быть использована человеком для отдыха без нанесения ущерба [39].

Функционирование такого вида российского бизнеса как туризм, способствует развитию таких секторов экономики как транспорт, связь, торговля, строительство, это в свою очередь положительно сказывается на бюджете страны. Туризм способствует улучшению социальных условий и повышению покупательской способности населения, подъему науки, культуры и общей экономической конъюнктуры.

Только через грамотное планирование индустрия туризма может удовлетворять потребности потребителя, координировать программы и

развиваться с наибольшей отдачей, минимизируя при этом социальные и экологические проблемы [40].

Современное состояние санаторно-курортного комплекса, дано в работах Романовой Г.М., Ветитнева А.М., в которых исследуется адаптация отечественного санаторно-курортного комплекса к рыночным условиям, проявляющаяся в умеренном росте числа курортников, выраженной сезонности оказания услуг, улучшении инвестиционного климата. Выделены две модели управления: коммерческая и социальная. Проведена оценка состояния рынка лечебно-оздоровительного туризма. Определена роль персонала в управлении качеством санаторно-курортных услуг. За последние четыре года существенно возросло число курортных организаций, использующих собственные сайты, причем уровень обеспеченности сайтами зависел от размера, сервисной специализации, классности и расположения курортных объектов [40 - 46].

Еще с начала XIX в., когда в России появились первые курорты, вопросам организации отдыха и развлечений туристов уделялось большое внимание. Возникновение курортной индустрии на Черноморском побережье Российской империи началось немного позже. Исторические источники оставили интересные данные о том, как проводили свое свободное время местные жители и отдыхающие [47]. Изучение опыта прошлого помогает по-новому взглянуть на генезис индустрии отдыха и развлечений на курортных территориях, выявить закономерности ее формирования с учетом особенностей дестинаций [48].

Изучение мнения туристов об организации отдыха на курортах, опрос владельцев индивидуальных средств размещения и кемпингов как один из методов исследования ситуации на рынке туристских услуг и корректировки политики в этой сфере с учетом мнений потребителей турпродукта представлены в работах [49 - 52]. Учеными были выявлены тенденции спроса, основные факторы потребительского выбора, уровень приверженности к отечественным местам отдыха, причины посещения

зарубежных курортов и проведен анализ демографических характеристик потребителей туристского продукта.

В результате анализ установлено, что в качестве источника информации о курорте Интернет занимает одну из ведущих позиций, а частота получения информации о курорте через Интернет статистически достоверно убывает с возрастом и зависит от стажа пользователя [53]. Статистическое исследование является одним из достоверных методов научного познания в индустрии туризма, отдыха и развлечений [54]. Запросы потребителей туристских услуг становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки разнообразными по структуре. Оптимальным в управлении предприятием индустрии туризма становится маркетинговая концепция как системная концепция использования современных методов управления на предприятиях индустрии туризма. Вместе с тем процесс управления маркетингом охватывает такие стороны деятельности фирмы, как организация сбыта и его стимулирование, рекламные кампании и исследование маркетинга, управления товарами и ценообразование, другими словами можно сказать, что элементами управления маркетингом являются исследование и анализ рыночной среды, ценовая политика, сбытовая политика, ассортиментная политика [55].

Примером значительного воздействия внешних факторов на сбытовую политику предприятий индустрии туризма является стремительное внедрение научно-технического прогресса в практику. Распространение компьютеров привело к развитию нетрадиционных форм продаж рекреационных услуг, таких, как электронное бронирование, Интернет-магазин, продажа он-лайн и т.д. Отмечаются и анализируются и другие факторы, влияющие на объемы продаж, такие, как деятельность конкурентов, воздействующих на возможности и ограничение объема продаж. А на выбор посредников серьезное влияние оказывает и группа внутренних факторов [56].

За время существования индустрии туризма в рыночных условиях РФ накоплен определенный опыт развития туристского бизнеса, но тем не менее, этот вид бизнеса сталкивается со множеством проблем: недостаточный объем притока инвестиций, слабая нормативно-правовая база, отсутствие конкретных планов развития этой отрасли в экономики. Не мало важной проблемой развития российского туризма является отсутствие необходимых учебных заведений для подготовки высококвалифицированных кадров [57]. В настоящее время отсутствует методика, позволяющая комплексно оценить риски инвестиционно-инновационной деятельности, и это является одной из проблем современного риск-ориентированного аудита [58]. Риски инвестиций туристской индустрии имеют неоднозначную природу и образуются под воздействием множества факторов как внутренней, так и внешней среды [59]. Для их оценки и нейтрализации необходима глубоко разработанная методика аудита системного изучения инновационного потенциала и инвестиционной активности, определения результатов и эффективности инвестиционной деятельности, выявления факторов, способствующих и сдерживающих инвестиционно-инновационное развитие предприятий туристской индустрии [60]. Для осуществления проверки в этой области деятельности необходимо своевременно выявлять комплекс возможных причин рисков, соблюдение базовых принципов инвестиций и выбор правильности источников финансирования. На этой основе следует разрабатывать частные методики аудита и анализа, оценивать влияние рисков на результаты деятельности туристских фирм.

Подводя итог, можно утверждать, что развитие туризма все более приобретает социально-экономический характер. Столь быстрое развитие туристской отрасли связано с расширением политических, экономических, научных, культурных связей между государствами и внутри страны.

Список литературы:

1. Serageldin, I. (Eds). Making Development Sustainable. From Concepts to Action / I. Serageldin, A. Steer // Environmentally Sustainable Development Occasional Paper Series. № 2. The World Bank. Washington: D.C., 1994. 340 p.

2. Lambert C., Sponem S. Roles, Authority and Involvement of the Management Accounting Function: A Multiple Case-study Perspective. European Accounting Review. Sep. 2012, Vol. 21 Issue 3, p. 565-568.

3. Moore J.F. The Death of Competition. - N.Y.: Harper Business, 1996. 297 р.

4. Савельева Н.А., Кешищян Г.С., Гургуцова Т.А.Глобализация как фактор повышения отраслевой конкурентоспособности// Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 35. № 1. С. 30-34.

5. Формирование конкурентоспособности на мезоуровне [Текст]: монография / Савельева Н.А.; под ред. В. С. Золотарева; М-во образования Рос. Федерации, Рост.гос. экон. ун-т "РИНХ". Ростов н/Д, 2004. - 122 с.

6. Савельева Н.А. Методика оценки конкурентоспособности предприятий сферы строительного дизайна [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2011, №4. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/697 (Доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.рус.

7. Савельева Н.А., Козлова Е.И. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия [Текст]: монография / Н.А. Савельева, Е.И. Козлова - Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Донской гос. технический ун-т". Ростов-на-Дону, 2010. - 191 с.

8. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент [Текст] /Н.А. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 382 с.

9. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы [Текст] / Н.А. Савельева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 382 с.

10. Савельева Н.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий розничной торговли [Текст] / Н.А. Савельева, О.В. Хлопенко -Известия Сочинского государственного университета, 2012. - № 4 (22). - С. 119-126.

11. Савельева Н.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг строительного дизайна [Текст]: монография / Н.А. Савельева, Е.В. Терехова. - Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусств ЮФУ, 2010. - 184 с.

12. Савельева Н.А. Совершенствование отраслевого управления в сфере строительного дизайна [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2011, №4. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/696 (Доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.рус.

13. Савельева Н.А. Система показателей мониторинга конкурентной среды сферы строительного дизайна [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013, № 1 (24). Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1570 (Доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз.рус.

14. Савельева Н.А. Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособной отрасли (на примере перопухового производства) [Текст]: монография / Н.А.Савельева - М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию Рост.гос. экон. ун-т "РИНХ". Ростов н/Д, 2005. - 167 с.

15. ЗеленскаяО.А. Формулирование новой парадигмы конкурентоспособности: кластерно-сетевой подход [Текст] // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 1-2. С. 17-20.

16. Зеленская О. А. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость предприятия: информационно-экономические аспекты управления [Текст] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2010. Т. 4. № 102. С. 76-81.

17. Зеленская О.А., Напхоненко Н.В. Устойчивость развития предприятия как фактор его конкурентоспособности [Текст] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2007. № 6. С. 113-115.

18. Зеленская О.А.Управление конкурентоспособностью предприятий: информационный и стоимостный подходы [Текст] // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2009. № 2. С. 78-85.

19. Зеленская О.А. Развитие производства и интересы стейкхолдеров в условиях формирования конкурентоспособных кластеров промышленности [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 239-246.

20. Напхоненко Н.В., Зеленская О.А. Коммерциализация технологий и конкурентоспособность отечественных предприятий [Текст] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2007. № 5. С. 105-107.

21. Зеленской О.А. Проблемы и возможности формирования конкурентоспособных кластеров как метода активизации инновационных процессов [Текст] // Новые технологии. 2010. № 4. С. 83-87.

22. Ветитнев А.М., Задорожняя А.Н. Разработка системы сбалансированной оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций [Текст] // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 4. С. 72-75.

23. Ветитнев А.М., Хрипушина И.А. Совершенствование управления курортными территориями на основе комплексного анализа их конкурентоспособности [Текст] // Вестник Национальной академии туризма. 2006. № 1. С. 58-61.

24. Бокова М.А. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности аграрного туризма [Текст] // Известия Сочинского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 25-30.

25. Романова Г.М., Банников С.А. Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия вузов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере олимпийских игр 2014 года в г. сочи) [Текст] // Туризм: право и экономика. 2012. № 4. С. 13-17.

26. Романова Г.М., Романов М.С., Нубарян Г.Д. Оценка состояния рекрутинга в индустрии туризма сочи [Текст] // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 1 (2). С. 53-54.

27. Romanova GM., Cherkasova I.Yu., Krinko Е.Б. Sochi in pre-Revolutionary period: resort complex developmrnt //. European researcher. 2011. № 4 (6). С. 360365.

28. Шаповалов В.И. Проблема конкурентоспособности в управлении персоналом организации [Текст] // Управление персоналом. 2007. № 18. С. 43-44.

29. Ветитнев А.М., Волынец Е.А. Оценка имиджа и качества услуг персоналом санаторно-курортной организации [Текст] // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 03. С. 40-42.

30. Ветитнев А.М., Оргина Е.В. Изучение совместной удовлетворенности взрослых и детей качеством санаторно-курортного лечения [Текст] // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 2. С. 32-35.

31. Ветитнев А.М., Селищева Е.В., Волынец Е.А. Концептуальные подходы к потребительской оценке качества санаторно-курортных услуг [Текст] // Курортное дело, туризм и рекреация. 2007. Т. 1. № 2. С. 50-55.

32. Матющенко Н.С. Качество обслуживания туристов организациями индустрии досуга и развлечений в туристских дестинациях Краснодарского

края [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 24. С. 57-63.

33. Ветитнев А.М.Модель удовлетворенности потребителей качеством санаторно-курортных услуг [Текст] // Стандарты и качество. 2004. № 7. С. 54-57

34. Ветитнев А.М., Антощенко Е.В.Методы ценообразования и потребительская оценка стоимости санаторно-курортных услуг [Текст] // Маркетинг услуг. 2006. № 3. С. 196-209.

35. Ветитнев А.М., Антощенко Е.В. Классификация и иерархия факторов, влияющих на ценовую политику санаторно-курортных организаций [Текст] // Вестник Национальной академии туризма. 2006. № 1. С. 75-80

36.Vetitnev A.M., Shtompel' L.V. Application of content-analysis of social networking websites to study health resort services // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 1. № -1. С. 64-70.

37. Ветитнев А.М., Антощенко Е.В. Варианты ценовых стратегий санаторно-курортных организаций [Текст] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 2. С. 38-40.

38. Вербин Ю.И., Глушенков А.В., Системный подход к определению факторов и условий круглогодичного функционирования санаторно-курортного комплекса г.Сочи. // Сборник научных трудов. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет". Пермь, 2006. С. 57-65

39. Романова Г.М., Набарян Г.Д. Показатели туристского центра мирового уровня [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2007. № 1-2. С. 13-24.

40. Романова Г.М. Региональное планирование развития туристско -рекреационных зон [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. №5. С. 279-288.

41. Романова Г.М., Журавлева Л.Б., Нубарян Г. Д. Актуальные вопросы развития санаторно-курортной системы в Российской Федерации [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2011. № 4. С. 77-88.

42. Ветитнев А.М., Лебедева Л.С. Современное состояние рынка и некоторые проблемы управления санаторно-курортными организациями [Текст] // Вестник национальной академии туризма.2008. № 2 (6). С. 12-15.

43. Ветитнев А.М., Оргина Е.В. О современном состоянии и тенденциях развития санаторно-курортного комплекса [Текст] // Вестник национальной академии туризма.2011. № 2. С. 51-53.

44. Ветитнев А.М., Дзюбина А.В., Торгашева А. А. Лечебно-оздоровительный туризм: вопросы терминологии и типологии [Текст] // Известия Сочинского государственного университета. 2012. №2. С.50-56.

45. Ветитнев А.М.. Гузева А.В. Внутренний маркетинг в обеспечении качества санаторно-курортных услуг [Текст] // Экономика здравоохранения. 2004. № 9. С. 26.

46. Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я. А. Контент-анализ социальных сетей как метод изучения удовлетворенности отдыхающих санаторно-курортным сервисом [Текст] // Известия Сочинского государственного университета. 2010. № 4. С. 9-15.

47. Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я. А. Изучение маркетинговой интернет-активности санаторно-курортного комплекса Сочи [Текст] // Маркетинг услуг. 2007. № 1. С. 52-58.

48. Матющенко Н. С. Особенности организации досуга и развлечений на курорте Сочи в конце XIX - начале XX ВВ [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2. С. 73-79.

49. Боков М.А., Геворгян А.С., Демерчян Н.С. Стратегия развития г.Сочи как курорта мирового уровня или туристской дестинации [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2011. № 1. С. 13-16.

50. Романова Г.М., Матющенко Н.С. Опыт проведения статистических исследований туристской деятельности в курортной зоне Краснодарского края [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2009. № 1. С. 23-35.

51. Романова Г. М., Матющенко Н. С., Каплюченко И. В. Информационное обеспечение системы регионального управления сферы туризма и рекреации на основе социологических исследований [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2011. № 3 (17). С. 86-94.

52. Романова Г. М., Матющенко Н. С. Исследование основных тенденций развития внутреннего туристского рынка (на примере Краснодарского края) [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2012. № 3. С. 28-36

53. Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я.А. Роль Интернета в привлечении отдыхающих на курорт [Текст] // Вестник национальной академии туризма.2009. № 4. С. 45-46.

54. Матющенко Н. С., Фетисова А.М. Моделирование и статистический анализ в системе управления индустрией отдыха и развлечений [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2011. № 1. С. 40-48.

55. Боков М.А., Демирчян Н.С. Современные методы управления предприятиями индустрии туризма г.Сочи [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2013. № 1-1. С. 23-27.

56. Боков М.А., Демирчян Н.С., Голубничий Ф.И. Сбытовая политика предприятия индустрии туризма в современных условиях [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2013. № 1-1. С. 28-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57. Гварлиани Т.Е., Едигорян М.Н. Проблемы управления курортными и экономическими ресурсами Черноморского побережья [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2011. № 3. С. 42-45.

58. Андреев В.Д. Аудит и оценка рисков инвестиционно-инновационной деятельности в индустрии туризма [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2011. № 1-1. С.14-22.

59. Андреев В.Д. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками в туристских организациях при проведении риск-ориентированного аудита [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2012. № 3. С. 14-20.

60. Андреев В.Д. Нормативно-правовые и учетные особенности деятельности туристических организаций и их влияние на построение концепции проведения аудита [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2008. № 1-2. С. 28-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.