Научная статья на тему 'Организация и повышение регионального туризма как фактора развития международного туризма'

Организация и повышение регионального туризма как фактора развития международного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
188
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / REGIONAL TOURISM / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНВЕСТОРЫ / INVESTORS / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / РЕГИОН / REGION / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ACCOMMODATION FACILITIES / ИМИДЖ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / IMAGE OF THE REGION''S ECONOMY / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / REGULATORY MECHANISMS / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / MULTIFUNCTIONAL COMPLEXES / БРЕНДИНГ / BRANDING / ЭКОТУРИЗМ / ECOTOURISM / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / TOURIST FLOWS / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / PRIORITY DIRECTIONS / МЕЖДУНАРОДНАЯ АРЕНА / INTERNATIONAL ARENA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Багирян В.А.

В статье рассматриваются способы повышения регионального туризма, которые могут выступать факторами, способствующими развитию международного туризма. Одна из приоритетных задач любого государства нахождение для региона идентификации, то есть его отличия от других территорий. Основная задача каждого региона быть привлекательным как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Это достаточно важное, но не единственное условие эффективного регионального развития. В сознании инвесторов, особенно зарубежных, должен сформироваться образ, который будет основан на новых идеях и принципах, необходима демонстрация роли и миссии региона на общероссийском и мировом уровнях. В последние годы в региональном брендинге особое значение приобретает туризм. Эффективным условием и логическим результатом процветания региона является его становление в качестве сильного бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Багирян В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with ways to increase regional tourism, which can act as factors conducive to the development of international tourism. One of the priorities of any state is finding a region for identification, that is, its distinctiveness from other territories. The main task of each region is to be attractive for both domestic and foreign investors. This is quite important, but not the only condition for effective regional development. In the minds of investors, especially foreign ones, an image must be formed that will be based on new ideas and principles, a demonstration of the role and mission of the region at the all-Russian and world levels is necessary. In recent years, in regional branding, tourism is particularly important. An effective condition and logical result of the prosperity of the region is its emergence as a strong brand.

Текст научной работы на тему «Организация и повышение регионального туризма как фактора развития международного туризма»

Багирян В.А.,

РГЭУ (РИНХ)

E-mail: yana_bagiryan@mail. ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

В статье рассматриваются способы повышения регионального туризма, которые могут выступать факторами, способствующими развитию международного туризма. Одна из приоритетных задач любого государства - нахождение для региона идентификации, то есть его отличия от других территорий. Основная задача каждого региона - быть привлекательным как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Это достаточно важное, но не единственное условие эффективного регионального развития. В сознании инвесторов, особенно зарубежных, должен сформироваться образ, который будет основан на новых идеях и принципах, необходима демонстрация роли и миссии региона на общероссийском и мировом уровнях. В последние годы в региональном брендинге особое значение приобретает туризм. Эффективным условием и логическим результатом процветания региона является его становление в качестве сильного бренда.

Ключевые слова: региональный туризм, инвестиции, инвесторы, международный туризм, регион, средства размещения, имидж экономики региона, стратегические программы развития, механизмы регулирования, многофункциональные комплексы, брендинг, экотуризм, конкурентоспособность, туристические потоки, средства размещения, инфраструктура, приоритетные направления, международная арена.

Bagiryan V.A.

ORGANIZATION AND IMPROVEMENT OF REGIONAL TOURISM AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM

The article deals with ways to increase regional tourism, which can act as factors

conducive to the development of international tourism. One of the priorities of any state is finding a region for identification, that is, its distinctiveness from other territories. The main task of each region is to be attractive for both domestic and foreign investors. This is quite important, but not the only condition for effective regional development. In the minds of investors, especially foreign ones, an image must be formed that will be based on new ideas and principles, a demonstration of the role and mission of the region at the all-Russian and world levels is necessary. In recent years, in regional branding, tourism is particularly important. An effective condition and logical result of the prosperity of the region is its emergence as a strong brand.

Keywords: regional tourism, investments, investors, international tourism, region, accommodation facilities, image of the region's economy, strategic development programs, regulatory mechanisms, multifunctional complexes, branding, ecotourism, competitiveness, tourist flows, accommodation facilities, infrastructure, priority directions, international arena.

Экономическое развитие РФ и ее перспектив в системе международных экономических отношений невозможно прогнозировать без учета регионального фактора. В связи с этим экономическое и историко-культурологическое изучение отдельных регионов, которые составляют целостность геополитического пространства страны, представляется весьма актуальным для изучения. Обеспечение экономической самодостаточности является для многих регионов стратегической целью, они ставят перед собой вопрос, благодаря чему может осуществляться эффективное использование собственных природных ресурсов.

Как показывает опыт, анализ ситуации с привлечением туристов в российские регионы позволяет практически всем представителям местных и региональных администраций уделять больше внимания созданию туристических брендов, рассчитывающих с их помощью придать новый импульс развитию и пополнению местного

бюджета. По мнению международных экспертов и в соответствии с Концепцией и Программами развития Республики Адыгеи, в ближайшие десятилетия туризм может стать ведущей отраслью экономики Адыгеи. Уже сегодня Правительством Республики Адыгеи активно ведется работа по формированию положительного имиджа региона, привлечению туристов, отдыхающих и инвесторов. В частности, пресс-службой президента Республики Адыгеи разработан проект - «Концепция имиджа Республики Адыгеи и формирование ее бренда». Он имеет аналитический характер и содержит в себе некоторые предложения о том, как следует позиционировать регион в восприятии целевых аудиторий. Проект включает в себе следующие положения: цели и задачи проекта; принципы реализации; субъекты реализации; анализ информационного фона вокруг Республики Адыгеи; стратегический образ региона; основные этапы по позиционированию; этапы реализации проекта: исследование и анализ ситуации, стратегическое планирование, практическая реализация, мониторинг и оценка результатов; коммуникационные тактики и каналы коммуни-каций1.

Республика Адыгея, например, входит в проект создания туристического кластера и сотрудничает с ОАО «Курорты Северного Кавказа». Согласно проекту, в перспективе кроме горнолыжных склонов предполагается строительство высококлассных гостиниц в Адыгее, а также создание аэропорта. Вероятнее всего, с появлением курорта международного уровня строительство транспортного узла возьмут на себя уже инвесторы. Для Адыгеи же это означает начало массового появления туристов из отдаленных регионов страны и даже из-за рубежа.

Немногие регионы России имеют такое природное разнообразие, как Адыгея, славящаяся издавна своими туристическими, горноспортивными, спелеологическими и горнолыжными возможностями. На

1 Адрианов, В.Д. Россия в мировой экономике: учеб. пособие / В.Д. Адрианов. - М.: Владос, 2012. - 296 с.

наш взгляд, перечисленные факторы могут являться основными при создании бренда данной республики. Развитие туризма обусловило анализ, изучение и освоение рекреационных ресурсов, определяемых наличием исторических, культурных, эстетических, природных ценностей. В настоящее время Адыгея располагает доступными для посещения туристскими объектами: на ее территории располагаются более 340 памятников природы, 188 культурно-исторических памятников, более 150 экскурсионных объектов, 3 объекта религиозного и паломнического туризма, 47 туристических и экскурсионных маршрутов. Для территории Адыгеи характерно наличие смешанного туризма. Имеющиеся благоприятные факторы создают все условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов. В целях привлечения дополнительного туристического потока ведется насыщенная спортивная, культурная и туристическая жизнь Республики Адыгеи, а также проводится ряд социальных и экономически значимых массовых мероприятий. В настоящее время в Адыгее наблюдается усиление сотрудничества и международных связей. Согласно данным экспертов граждане более чем из 30 иностранных государств посещают места с туристическими и деловыми целями. Этот факт говорит о достаточно оптимистичных перспективах развития международного туристического сотрудничества Республики Адыгеи.

Для исследования и решения проблем туристических территорий, как в нашей стране, так и за рубежом широко применяется кластерный подход. Концепция кластеров включает в себя использование механизмов, которые определяют динамику промышленного производства, развития малого и среднего бизнеса в тех или иных регионах. Основное свойство любого туристического кластера - обладание определенными конкурентными преимуществами. Формирование региональных туристических кластеров может быть тесно связано с рядом горнолыжных и альпинистских туристических центров на

Кавказе, таких как Лаго-Наки, Архыз, Домбай, Приэльбрусье, целью которого является повышение их уровня до международных стандартов.

Прецедентом создания горного кластера на юге России является Красная Поляна, которая стала центром проведения XXII зимних Олимпийских игр. На ее территории сосредоточен комплекс спортивных сооружений, средств размещения, транспортных коммуникаций, весь спектр инфраструктурных элементов, позволяющих удовлетворять спрос в горных видах отдыха и спорта. Опыт создания горного кластера Красная Поляна имеет огромное значение и при создании аналогичного курорта Мамисон, отвечающего всем требованиям современного центра организации горных видов отдыха и туризма.

Одним из самых важных событий мирового уровне в сфере туризма является строительство моста через Керченский пролив, который должен быть завершен до конца 2018 года. Развитие транспортной системы Крыма и Севастополя является важнейшим направлением многих федеральных программ. Кроме строительства моста также предусмотрена реконструкция автомобильных дорог, объем финансирования которых составляет 114 млрд рублей. В первую очередь планируется реконструировать дорогу Керчъ - Белогорск -Симферополь - Бахчисарай - Севастополь. Затем предусмотрено развитие авиаперевозок аэропортами «Симферополь» и «Бельбек». Строительство транспортного перехода через этот пролив позволит обеспечить новую транспортную связь между материковой частью России и полуостровом Крым с помощью автодороги. В новый транспортный маршрут войдут, в том числе планируемый к строительству подъезд от автодороги до транспортного перехода через Керченский пролив, транспортный переход Керченский пролив до Керчи, а также автодорожные подъезды к портам Кавказ и Тамань.

Краснодарский край является ведущим регионом нашей страны в сфере ку-рортно-рекреационного обслуживания. Имея практически весь набор природных и

культурно-исторических ресурсов в регионе, широкое развитие получили большинство видов экскурсионного обслуживания населения. К ним относятся и традиционные виды экскурсий для прибрежных зон и достаточно новые, которые связаны с изучением культурного наследия края, например, комплекс Атамань, в котором мощное развитие получил этнографический туризм. Достаточную популярность стал приобретать сельскохозяйственный туризм, который все больше находит своих поклонников, причем не только из РФ, но и среди иностранцев. Несмотря на естественное развитие в Краснодарском крае практически всех видов и форм экскурсионного обслуживания, на наш взгляд, достаточное развитие получило также и такое направление, как промышленный туризм. Сегодня промышленный туризм на Кубани наибольшее развитие получил на предприятиях виноделия. И действительно, многие из них имеют такую экскурсионную услугу в своей деятельности, а туристические компании и экскурсионные бюро, которые находятся в разных частях Краснодарского края, предлагают своим клиентам эти услуги.

В законе Краснодарского края «О туристической деятельности в Краснодарском крае» этнографический туризм был определен как «путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с материальной и духовной культурой, особенностями быта, обрядов и обычаев».

В Краснодарском крае этнографический туризм является достаточно новым и развивающимся направлением в туризме. Регион имеет много природно-климатических ресурсов, историко-культурных объектов для дальнейшего развития этнотуризма, что в последнее время придает ему привлекательный имидж. На территории края действуют более 30 музеев, занимающихся этнографической деятельностью и содержащих коллекции, посвященные данной теме. Самый широко известный - Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына.

В мировой практике этнические особенности, самобытность места и культуры все чаще становятся локальной туристической маркой. В силу того что большинству людей давно надоел традиционный отдых на берегу моря, этнографический туризм представляет собой отличную альтернативу, которая способна заинтересовать огромное количество потенциальных клиентов туристических компаний.

В муниципальном образовании (МО) Краснодарского края, городе-курорте Анапа прослеживается положительная динамика развития курортно-рекреационной сферы, обусловленная ростом интенсификации труда, повышением средней заработной платы, и, как следствие, активизацией потребностей населения в оздоровлении, активном отдыхе и путешествиях. С началом рыночных преобразований, сопровождающихся трансформацией ку-рортно-рекреационной отрасли, началось активное строительство объектов туристической индустрии, модернизации оздоровительных учреждений, либерализации деятельности туристических организаций. Оценка рекреационного потенциала, рекреационных возможностей города-курорта, позволит определить наиболее эффективные виды рекреационной деятельности, выявить оптимальную структуру управления курортно-рекреационной сферой и в перспективе будет способствовать повышению эффективности территориального социально-экономического развития города-курорта.

Территория города-курорта Анапа расположена в Черноморском рекреационном районе (ЧРР), охватывающем все Черноморское побережье Краснодарского края. Общая площадь рекреационного района составляет 8 949,7 км , численность населения - 1 141,5 тыс. чел., что соответствует 12,9% от всей территории и 21,5% от численности населения Краснодарского края. Территория исторически сложилась как общероссийская зона оздоровительных

и лечебных центров, которые ориентированы на отпускные циклы1.

Среди МО Черноморского побережья по числу коллективных средств размещения город-курорт Анапа является лидером. В 2015 г. их насчитывалось 212, в то время как в Сочи - 133, Туапсинском районе -182, Геленджике - 76, Новороссийске - 40. Всего в Причерноморье зарегистрировано 643 учреждения коллективных средств размещения, что составляет 66% от их количества в Краснодарском крае. Доля Анапы по этому показателю по отношению к краю составляет 22%. По номерному фонду, числу мест, численности размещенных лиц и полученных доходов от предоставляемых услуг специализированными средствами размещения Анапа как в ЧРР, так и в крае, уступает только городу-курорту Сочи. Курортно-рекреационная сфера является крупнейшей отраслью Анапы. Ее доля в структуре экономики составляет более 30%2.

По данным статистики Краснодара, в отрасли функционируют 212 предприятий курортно-рекреационной отрасли, предоставляющих коллективные средства размещения (КСР) (без учета деятельности индивидуальных предпринимателей), в том числе гостиниц и аналогичных средств размещения - 144, специализированных средств размещения (ССР) - 68. Среди ССР санатории и пансионаты с лечением составляют 70,6%, а организации отдыха и турбазы 29,4%, большая часть которых имеет сезонный период функционирования. Наблюдается также положительная динамика развития отрасли за период 2014-2015 гг. Об этом свидетельствует увеличившееся на 35,8% число организаций КСР, подросший на 1,5% номерной фонд, возросшая на 13,6% численность лиц обслуженных КСР. За рассматриваемый период улучшилась и наполняемость круглогодичных средств размещения3.

В 2015 г. амбулаторно-курортное лечение получили 21 855 чел, что в 9,3 раза

1 Биржаков М.Б. К вопросу туристских дефиниций // Туристские фирмы.-2011.-№ 25.-С. 91-93.

2 Там же.

3 Там же.

больше, чем в 2014 г. С частными гостиницами крупных санаторно-курортных учреждений и пансионатами по вопросам размещения в них отдыхающих налажено эффективное взаимодействие совместной работы, что способствует существенному увеличению потока отдыхающих в сезон, желающих пройти курс оздоровления, но не имеющих возможности приобретения полноценной санаторной путевки1.

Кавказско-Причерноморский регион включает в себя Ставропольский и Краснодарский края, Республики Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чечню. Благодаря сложному рельефу, разнообразной растительности, мягкому климату, позволяют развивать здесь практически все виды туризма. Все это в совокупности превращает данные территории в важнейший туристический регион страны. Особое место в регионе, как и в целом в туризме России, занимают Черноморское побережье Краснодарского края и Кавказские Минеральные Воды.

На Черноморском побережье расположился ряд известнейших городов-курортов: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. Для них для всех характерно обладание высокоразвитой инфраструктурой приема отдыхающих, прекрасными погодными условиями и, главное, великолепным морским побережьем. Даже при существенном возрастании предложений из-за рубежа (Египет, ОАЭ, другие), Черноморское побережье продолжает пользоваться огромной популярностью у жителей России и стран СНГ. Количество туристов, отдыхающих на Черноморском побережье, точно определить тяжело (из-за того, что значительное количество отдыхающих останавливается в частном секторе, не регистрируя при этом свое пребывание на курортах), однако в последние годы оно оценивается приблизительно в 10-12 млн человек. Каждый из Черноморских курортов имеет свою специфику. Сочи - это особое территориальное образование, созданное в

1 Биржаков М.Б. К вопросу туристских дефиниций // Туристские фирмы.-2011.-№ 25.-С. 91-93.

1961 г. и объединившее курортные поселки и города, вытянувшиеся на 145 км по берегу моря. Крупнейшими из них являются: Лазаревское, Головинка, Вардане, Лоо, Дагомыс, собственно Сочи, Мацеста, Хоста, Кудепста, Адлер. Пляжи в Сочи -галечные.

Крупнейшим лечебным курортом России продолжает оставаться Мацеста, которая располагает самым большим в мире месторождением серо-водородных вод. Непосредственно к курортной зоне Сочи примыкает Сочинский национальный парк, имеющий разработанные различные маршруты культурно-познавательного, эколого-познавательного, спортивно-

оздоровительного характера. Наиболее интересными туристическими объектами являются: Сочинский дендрарий, и дерево Дружбы в центральном Сочи, тисосамши-товая роща в Хосте, Воронцовские пещеры (около Хосты), Агурские водопады, Орлиные скалы и гора Ахун (у Мацесты), обезьяний питомник, сплав по реке Мзымте, ущелья Ахцу и Псахо около Адлера, 33 водопада у Головинки, Мамедово ущелье около Лазаревского и Головинки, самые северные в мире чайные плантации (у Дагомыса)2.

Крупнейшими развлекательными центрами в городе Сочи являются: дельфинарий в Адлере, аквапарки в Адлере, Хосте, Сочи, Лоо, Лазаревском, парк развлечений «Ривьера» в Сочи и многое другое. Большой популярностью у туристов пользуется джипинг по горам и долинам горных рек (особенно по реке Шахе), дай-винг, другие водные развлечения.

Город Сочи является одним из крупнейших и престижнейших в России центров по развитию событийного и делового видов туризма. Еще одним местом, организующим экскурсии для отдыхающих в Геленджике и Анапе, является Таманский полуостров. Здесь предлагают экскурсантам для осмотра грязевые вулканы и долину лотосов. Вместе с тем Тамань - это са-

2 Горчханов М.У. Государственный подход. Новая концепция сохранения санаторно-курортного потенциала страны. // Туризм: практика, проблемы, перспективы - 2014. - № 1. С. 38 -39.

мостоятельный, хотя и немного уступающий по популярности черноморским городам, курортный район. Здесь находится более 100 баз отдыха, которые располагаются рядом с песчаными пляжами. Отдых здесь наиболее дешевый и достаточно спокойный, в отличие от других курортов Краснодарского края. Привлекательными для туристов факторами являются также богатая история края (здесь находятся более 700 археологических памятников, в том числе места раскопок древних городов Фанагория и Тмутаракань), музей этнографии кубанского казачества, лермонтовские места, а также необычная природа грязевых вулканов, экзотические плавни, долина лотосов, мыс Тузла, где можно искупаться сразу в двух морях). На Таманском полуострове развит винный туризм с посещением виноградников и дегустационных залов винзаводов (в том числе одного из крупнейших в России - «Фанагория»)1.

Помимо Тамани, значимым курортным центром на Азовском море является город Ейск. Город является приморским бальнеологическим и климатическим курортом, это самый северный курорт Краснодарского края. Учитывая, что расположен Ейск в том же климатическом поясе, что и Центральная Россия (умеренно-континентальном), отдых в Ейске рекомендуется посещать пожилым людям и маленьким детям. Сухой степной воздух Ейска идеально подходит для лечения различных бронхо-легочных и сердечнососудистых заболеваний.

Одним из перспективных направлений развития регионального туризма, способных привлечь большое количество туристов, может стать яхтенный туризм. Яхтенный туризм является важной составляющей морского туризма и одним из наиболее динамично развивающихся, приоритетных и прибыльных видов туризма во всем мире. Природно-климатические, человеческие и материально-технические

1 Долгова Ю.В. Особенности развития туристского потенциала как составляющей экономического потенциала // Экономические стратегии. - 2014. -№ 25. с. 35.

ресурсы Краснодарского края создают все перспективные предпосылки для развития данного направления туристического бизнеса. Однако состояние развития яхтенного туризма на территории Черноморского побережья Краснодарского края на сегодняшний день значительно отстает от развитых стран мира и не в полной мере соответствует требованиям современного ях-тинга, так, по причинам множества нерешенных проблем, препятствующих развитию данного вида туризма, не позволяют Кубани достичь мирового туристического уровня.

Создание яхтенной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности и развития приморских территорий. В последние годы инвесторы проявляют большую заинтересованность в ее развитии на территории России. Органы государственной власти Краснодарского края готовы оказать содействие в создании объектов яхтинга на Черноморском побережье.

Повышение эффективности государственной поддержки является одним из стратегических направлений развития Краснодарского края, что отмечено в «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года», и предусматривающего прежде всего, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих оптимально распределять ресурсы, риски и выгоды при реализации совместных проектов между государством и частным сектором. Ярким примером государственно-частного партнерства в туристической отрасли Краснодарского края может служить яхтенный туризм. Однако для этого необходимо создать Федеральную программу развития водного туризма, а также Систему управления яхтенными портами, соответствующую международным требованиям. На сегодня недостаточно развита законодательная база, позволяющая развивать яхтинг, тогда как документы, регламентирующие судоходство по внутренним водам, фактически этому препятствуют. Развитие инфраструктуры в этом перспективном туристическом бизне-

се подразумевает наличие необходимого набора услуг, включая техобслуживание, заправочные станции, причалы и дебаркадеры, поддержание фарватеров в должном состоянии, разработку стандартов для строительства и управления яхт-клубами и яхтенными туристическими продуктами. Для создания благоприятных условий развития яхтенного туризма в регионе должны быть упрощены процедуры пограничного, таможенного, навигационного контроля и обеспечено агентское сопровождение. Все это лишь краткий перечень мер, необходимых для развития яхтинга, требующих поддержки на законодательном уровне. Формирование яхтенной инфраструктуры на территории Черноморского побережья повлечет за собой объединение Азовского и Черного морей в единый Средиземноморский бассейн. На Черноморском побережье Краснодарского края уже есть большое количество яхтенных стоянок для маломерного флота, часть из которых активно используется, в связи с чем необходима соответствующая доработка и реконструкция остальных.

Наряду с яхтенным туризмом, в последнее время широкую популярность приобрел и гольф-туризм. Из года в год количество игроков в гольф неуклонно растет во всем мире. В США объем гольф-индустрии достигает 76 млрд дол., а в Европе превышает 20 млрд дол. Количество поклонников гольфа и гольф-индустрия быстрее всего растут в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Австралии, Канаде и Южно-Африканской Республике. В Западной Европе среди лидеров гольфа такие страны, как Британия, Ирландия, Франция и Германия. В странах Восточной Европы гольф появился относительно недавно, но число его поклонников увеличивается достаточно быстрыми темпами. Строятся новые гольф-курорты в таких государствах, как Черногория, Хорватия, Венгрия, Болгария и Турция. В Юго-Восточной Азии в этом отношении выделяются: Китай, Япония, Южная Корея, Вьетнам и Таиланд.

Сегодня в Международную федерацию гольфа (WGF) входят 118 государств

мира. О популярности гольфа свидетельствует тот факт, что в 2016 году гольф впервые был включен в Олимпийские игры, которые прошли в Бразилии.

Стремительно набирает обороты и международный гольф-туризм. По данным Международной ассоциации операторов гольф-туризма (AGTO), объемы гольф-туризма выросли в 2015 г. почти на 10% по сравнению с 2014 г. В денежном выражении объем гольф-туров превысил в 2015 г. 2 млрд дол1. Гольф стал спортом успешных людей, и научиться играть в гольф -значит, обрести соответствующий высокий статус в обществе. Интерес к гольфу стимулирует в целом всю туристическую отрасль (размещение в отелях и частном секторе, авиа- и морские перевозки, такси, экскурсии, питание) и смежные отрасли (развлечения, досуг, спорт, торговля, лечение). Многие международные гольф-курорты являются одновременно лечебными и спа-центрами и многие из них расположены вблизи марин, где могут швартоваться владельцы яхт. На гольф-курортах повсеместно представлены магазины известных мировых брэндов, продающие одежду, обувь, товары роскоши. По этой причине огромной популярностью пользуется недвижимость, расположенная на гольф-курортах или вблизи них. В России история гольфа насчитывает более 20 лет. В 1988 г. в Москве было открыто первое тренировочное поле, где впервые стали заниматься российские гольфисты.

По словам президента Ассоциации гольфа России К.Г. Кожевникова количество играющих в гольф россиян сегодня превышает 15 тыс. чел, и наши гольфисты все увереннее заявляют о себе на международной арене. Десять российских голь-фисток входят в европейский рейтинг2.

По оценкам экспертов, гольф-индустрия в России с каждым годом будет набирать обороты, и, возможно, сам гольф

1 Долгова Ю.В. Особенности развития туристского потенциала как составляющей экономического потенциала // Экономические стратегии. - 2014. -№ 25. с. 35.

2 Дмитриев В.С. Сфера услуг //Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 16-20._

станет популярен у нас так же, как футбол или хоккей. Краснодарский край как регион, обладающий многогранными природно-климатическими и рекреационными ресурсами, способен стать местом проведения спортивных сборов и крупных международных и общероссийских соревнований по гольфу1.

Таким образом, строительство комплекса позволит сформировать первый в России многофункциональный спортивно-туристический горно-климатический курорт мирового уровня. За счет развития современной спортивной индустрии мирового уровня и проведения крупных международных соревнований будет решена задача по привлечению большего количества туристов в город Сочи на протяжении всего года и частично решит задачу эффективного коммерческого использования возведенных к Олимпиаде объектов. Реализация проекта образует серьезный мультипликативный социально-экономический эффект за счет создания новых рабочих мест, производства смежных услуг в сфере обслуживания, транспорта и туризма и увеличения налогооблагаемой базы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учеб. пособие / В.Д. Адрианов.

- М.: Владос, 2012. - 296 с.

2. Биржаков М.Б. К вопросу туристских дефиниций // Туристские фирмы. -2011. - № 25. - С. 91-93.

3. Горчханов М.У. Государственный подход. Новая концепция сохранения санаторно-курортного потенциала страны // Туризм: практика, проблемы, перспективы

- 2014. - № 1. - С. 38-39.

4. Долгова Ю.В. Особенности развития туристского потенциала как составляющей экономического потенциала // Экономические стратегии. - 2014. - № 25. -С. 35 - 40.

5. Дмитриев В.С. Сфера услуг // Сервис в России и за рубежом. - 2011. -№ 2. - С. 16-20.

6. Кревышев И.Л. Экономика туризма. - 2014. - № 4. - 75 с.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Adrianov V.D. Russia in the world economy: Textbook. Allowance / V.D. Adrianov. - M.: Vlados, 2012. - 296 p.

2. Birzhakov, M.B. On the issue of tourist definitions. // Tourist firms. - 2011. - No. 25. - P. 91 - 93.

3. Gorchkhanov M.U. The state approach. A new concept of preserving the sanatorium and resort potential of the country. // Tourism: practice, problems, prospects -2014. - № 1. - P. 38 -39.

4. Dolgova Yu.V. Features of development of tourist potential as a component of economic potential. // Economic Strategies. -2014. - No. 25. p. 35-40.

5. Dmitriev V.S. Services // Service in Russia and abroad.-2011.-№ 2. - P. 16 -20.

6. Krepyshev I.L. Tourism Economics.-2014. - No. 4. -75 p.

1 Кревышев И.Л. Экономика туризма. - 2014. -№ 4. - 75 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.