Научная статья на тему 'Интервью с ректором, Д. Э. Н. Проф. Григорием Васильевичем Яковенко'

Интервью с ректором, Д. Э. Н. Проф. Григорием Васильевичем Яковенко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с ректором, Д. Э. Н. Проф. Григорием Васильевичем Яковенко»

Высшее образование в России • № 10, 2005

Интервью

Интервью с ректором,, д. э. н, проф. Григорием Васильевичем Яковенко

- Григорий Васильевич! В общественном мнении сложились определенные образы ведущих вузов России: МГУ, МФТИ и др. Каков, на Ваш взгляд, имидж Сочинского государственного университета туризма и курортного дела? В чем уникальность его миссии?

- Особенность СГУГиКД прежде всего в том, что он находится в центре курортной столицы России - г. Сочи, что сказывается, конечно же, на здоровье преподавателей и студентов. Чемпион мира по армрестлингу среди профессионалов в абсолютной весовой категории по левой и правой руке - наш бывший студент, а ныне аспирант Алексей Воевода!

А если серьезно, то миссия СГУТиКД - это работа на нужды курортного комплекса. Его уникальность - в многопрофильности, причем не в многопрофильности классического университета, а обусловленной ориентацией на отраслевые потребности курорта. На сегодняшний день в составе СГУТиКД функционируют семь разноплановых институтов: Институт туристского бизнеса, Инженерно-экологический институт, Институт физической культуры, Институт информационных технологий и математики, Институт права, Институт экономики и менеджмента, Социально-педагогический институт. Университет готовит специалистов по 28 специальностям. Социально-культурный сервис и туризм, информационные технологии и дизайн среды, экология и строительство, образование и социальная сфера, межкультурная коммуникация и физическая культура - вот основные области подготовки специалистов, они же - наиболее востребованные в курортном регионе. Так что наша многопрофильность имеет вполне оправданную структуру. Прежде всего, мы готовим кадры для туриндустрии и экономики Юга России. Второе, не менее значимое направление - подготовка педагогов для муниципальной системы образования. Специфическое сочетание туриндустрии и образовательной сферы помогает нам, во-первых, в воспроизводстве кадрового потенциала, усилении психолого-педагогической подготовки преподавателей, а во-вторых, в использовании отраслевых новаций в образовательной практике.

- Недавно СГУТиКД отметил 15-летний юбилей. Имеет ли такой сравнительно молодой вуз свою «историю»?

- И даже не одну: историю научно-исследовательской работы, КВНовского движения (многим, я думаю, запомнились «Утомленные солнцем»), свою историю спортивных до-

Из жизни вуза

стижений и многие другие, включая мифологическую. Ну, а если по-крупному, то у СГУТиКД, конечно же, судьба одна, но с двумя предысториями. Одна связана с туризмом и курортным делом. В 1989 году по инициативе местных властей в Сочи был открыт учебно-научный центр по подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов в области курортного дела и туризма. Структурным подразделением центра являлся филиал Кубанского государственного университета. В 1992 году центр преобразован в самостоятельный вуз - Сочинский государственный институт курортного дела и туризма. Постепенно институт привлекал в свой состав ведущих специалистов в области туриндус-трии, налаживал международное сотрудничество.

В это же время развивалась и другая история. Долгое время в Сочи успешно работало педагогическое училище, готовящее кадры для образовательных учреждений. В1990 году на его базе открылся филиал РГПУ им. А.И. Герцена. Филиал начинался с трех кабинетов и нескольких энтузиастов. Постепенно его кадровый состав расширился за счет преподавателей из РГПУ (некоторые из них навсегда связали свою судьбу с Сочи), опытных сочинских преподавателей, отдавших большую часть жизни педагогическому училищу. Бывшие студенты до сих пор вспоминают лекции преподавателей из РГПУ, на многие из которых собиралась педагогическая (и не только педагогическая) общественность города.

В 1997 году произошло объединение института курортного дела и туризма и филиала РГПУ, результатом такого счастливого события и стало рождение Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Тем самым мы получили неплохую педагогическую основу и профессиональную команду специалистов в сфере туриндуст-рии и педагогики, энтузиастов своего дела.

Слияние двух вузов и обусловило уникальность университета, а также перспективы его дальнейшего развития. Одной из них является интеграция туризма и педагогики, в частности, открытие соответствующих специальностей и специализаций («Педагог-аниматор дошкольного образования», «Педагог-аниматор начального образования», «Психолог в сфере досуговой деятельности» и др.), а также развитие междисциплинарных научных направлений (психолого-педагогическая рекреалогия, рекреационная педагогика и психология, анимационная педагогика и др.). Предпосылки практической реализации этой тенденции создаются уже сейчас: развертываются НИР и НИРС по данной проблематике, выполняются целевые дипломные проекты. Мне хорошо запомнилась дипломная работа выпускницы психолого-педагогического факультета этого года «Социально-педагогический проект развития семейного отдыха».

- Вы были первым высшим учебным заведением в Сочи. Сейчас их счет ведется на десятки. Однако СГУТиКД сохраняет лидирующие позиции.. Есть ли жесткая конкуренция? Какова стратегия конкурентной борьбы?

- Все сложно и просто одновременно... Мы государственный университет, и это, как Вы понимаете, ко многому обязывает. К нам предъявляются серьезные требования со стороны государственных стандартов, других аккредитационных показателей. Все это для нас - «норма жизни». И житель города это понимает, о чем свидетельствует растущий конкурс. Университет на сегодня обладает значительным кадровым потенциалом, основная часть которого - известные педагоги с ученой степенью. Кроме того, у нас большой набор специальностей. К этому, безусловно, следует добавить стремление обеспечивать высокий уровень как теоретической, так и практической подготовки. Ведь туризм - это дело, научиться которому можно только на практике. Наши студенты имеют возможность приобрести богатый опыт не только на ведущих предприятиях отечественной ту-риндустрии (отели «Лазурная», «Одиссея-Лазаревское» и др., санатории, гостиницы и

Высшее образование в России • № 10, 2005

пансионаты города и края), но и на предприятиях туриндустрии самых популярных мировых курортов. Студенты работают на курортах Испании, Греции, на Балеарских островах, обучаются в Германии, Франции, Чехии, Кипре, совершенствуют языковую компетенцию в США и Великобритании. Благодаря разносторонней профессиональной и межкультурной коммуникации выпускники не имеют проблем с трудоустройством.

Важна и география наших образовательных услуг. Представительства и филиалы СГУТиКД имеются в Новороссийске, Туапсе, Геленджике, Анапе, Пятигорске, Ейске, Омске, Нижнем Новгороде.

Для того чтобы выдержать конкуренцию, нужны устойчивые и значимые позиции в культурно-образовательном пространстве города, региона, страны. Приносит свои плоды сотрудничество с администрациями края и города, ведущими предприятиями туриндуст-рии, муниципальной системой образования. Выполняются различные программы, включая разработку проектов развития курорта и предприятий туриндустрии, рационального использования рекреационной зоны, повышение квалификации и переподготовку кадров туриндустрии и муниципальной системы образования, работу с молодежью, с беспризорными детьми и малолетними преступниками, антинаркотическую профилактику, организацию летнего отдыха детей, разработку и реализацию проектов инновационного развития образовательных учреждений города.

- Григорий Васильевич, Вы бессменный ректор, пользующийся уважением и авторитетом среди студентов и преподавателей. Как удается завоевывать и поддерживать авторитет?

- Рецептура, возможно, в чем-то даже элементарная: быть ближе к «народу», то есть к студентам и преподавателям, верить в силу корпоративной культуры, быть в гуще событий. Кстати, встречи со всеми старостами (их уже более трехсот) происходят каждый семестр и включены в график моей работы. Не скрою: люблю участвовать в студенческих спортивных и культурных мероприятиях. Думаю, что на этот вопрос Вам лучше ответят сами студенты и преподаватели.

- Каким видится будущее СГУТиКД?

- Отчасти я уже коснулся этого вопроса. Но здесь я должен сказать, что будущее нашего университета зависит от того, какими темпами, в каких направлениях пойдетреформирование высшей школы России. Что же касается проектной модели развития университета, то в ней есть свои стратегии: усиление кадрового потенциала, совершенствование научно-исследовательской и воспитательной работы, укрепление позиций вуза в культурно-образовательном пространстве региона.

Из жизни вуза

Первые шаги в реализации кадровой стратегии уже сделаны: открыты аспирантура по экономическим специальностям, аспирантура и докторантура по педагогическим специальностям, диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Благодаря работе советов удалось значительно повысить научный уровень профессорско-преподавательского состава.

Что касается второй стратегии, то здесь «лозунг дня» - «Воспитывает всё!». Уже сама направленность нашего вуза - туризм - воспитывает. Воспитательную функцию туризма усиливает Социально-педагогический институт. Восхождение на Эльбрус и Монблан, зарубежные стажировки студентов, многодневные туристические походы и поездки, команды КВН, вокальные и хореографические ансамбли - все это, согласитесь, огромный воспитательный потенциал. Безусловно, следует признать, что здесь много нерешенных проблем: совершенствование института кураторов, организация внеаудиторной работы и другие.

В университете немало талантливых преподавателей, умеющих создавать вокруг себя команды единомышленников (включая преподавателей, студентов, аспирантов, представителей отрасли). Прежде всего благодаря им существуют многочисленные научные кружки, клубы и общества по интересам, члены которых вместе проводят исследования, организуют конференции и семинары, участвуют в многодневных походах. Индивидуальность, если хотите, креативность преподавателей заражает студентов.

Перспективным направлением развития университета является и совершенствование научно-исследовательской работы, включение в нее возможно большего числа не только преподавателей, но и аспирантов, студентов, увеличение количества выполняемых грантов, хоздоговорных исследований. Сделано, как мне думается, немало: введены материальные поощрения за научные публикации в центральной журнальной периодике, учебные пособия с грифом УМО (число таких работ постоянно растет!); на базе СГУТиКД организуются ежегодные международные научно-практические конференции, наши студенты и преподаватели - активные участники научно-практических конференций в других вузах (КубГУ, КубГТУ, РГПУи др.); выполняются научно-исследовательские проекты по заказу предприятий города и края. Здесь также есть свои проблемы. Первоочередным делом для ректората становится обеспечение комфортного доступа к информации всех студентов и преподавателей.

Что касается укрепления позиций СГУТиКД в культурно-образовательном пространстве региона, то здесь мне видятся следующие направления работы: создание университетского комплекса, налаживание более тесного сотрудничества с администрацией города, органами городского самоуправления и отраслью, повышение качества и спектра предоставляемых образовательных услуг.

- Сейчас в университете идут приемные экзамены. Каково мнение ректора об их результатах?

- Их результаты меня, в общем-то, радуют. На многие специальности конкурс значительно вырос. Результаты вступительных экзаменов показывают достаточно хороший уровень подготовки абитуриентов. К нам приходит много креативных студентов, с ярко выраженной индивидуальностью, высокой мотивацией к выбранной профессии. Почему? Думаю, одна из значимых причин заключается в многообразной, содержательно насыщенной университетской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.