Научная статья на тему 'Международное сотрудничество СГУТиКД'

Международное сотрудничество СГУТиКД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество СГУТиКД»

С. ФИЛИПЬЕВА,

зав. отделом международнъх

связей

Сегодня невозможно представить деятельность любой академической структуры, а тем более университета, без организации и расширения связей с международным академическим и профессиональным пространством. Особенно актуальным это становится в связи с подписанием Россией Болонской конвенции. Вхождение в мировое образовательное пространство возлагает на российские вузы ответственность за организацию, развитие и качество международного сотрудничества, возможности которого гораздо шире традиционных направлений - обмена студентами и научного сотрудничества.

В Сочинском государственном университете туризма и курортного дела (СГУ-ТиКД) международное сотрудничество -одно из самых актуальных и перспективных направлений работы, которое дает толчок развитию многих других сфер деятельности вуза: совершенствованию государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, повышению качества подготовки специалистов, квалификации научно-педагогических кадров, внедрению новых технологий профессиональной подготовки, формированию позитивного имиджа вуза в регионе и др.

Какие же преимущества дает международное сотрудничество вузу, готовящему кадры для туристической отрасли? Прежде всего это развитие самой туриндустрии -достаточно молодой отрасли.

В России немного вузов, готовящих кадры для туриндустрии. Большинство из них возникли недавно и испытывают трудности в составлении стандартов и учебных программ, организации образовательного процесса и др. В зарубежных вузах накоплен богатый и интересный опыт подготовки кадров для туристической отрасли, который необходимо адаптировать, внедрять и развивать на российской почве. Международное сотрудничество СГУТиКД - это и

Международное сотрудничество СГУТиКД

возможность ознакомления будущих специалистов с новейшими технологиями в сфере социально-культурного сервиса и туризма, и обмен учебно-методическими пособиями, и возможность привлечения для чтения лекций зарубежных преподавателей, и организация стажировок на зарубежных турпредприятиях.

Международное сотрудничество вуза, готовящего кадры для туристической отрасли, позволяет также уточнить современные требования к специалисту данной отрасли и обеспечить соответствие выпускаемых специалистов данным требованиям. Важнейшей проблемой подготовки кадров для сферы обслуживания в России является формирование ориентации на потребителя, конкурентоспособности. Международное сотрудничество, и прежде всего стажировки и организация практики на зарубежных туристических предприятиях, ставят будущих специалистов туристической отрасли в ситуации, когда они вынуждены ориентироваться на потребителя, развивать определенные профессионально значимые качества, без которых невозможно качественное обслуживание потребителей турпродукта. Кроме того, стажировки на зарубежных предприятиях развивают коммуникативную культуру, знание иностранного языка - качества, без

106 Высшее образование в России • № 10, 2005

которых сегодня невозможно стать хорошим специалистом в сфере туриндустрии. Однако следует признать, что целью международного сотрудничества СГУТиКД не является обучение студентов иностранному языку как специальности в строгом смысле этого слова.

Важную роль играет международное сотрудничество и в формировании таких актуальных сейчас качеств специалиста туриндустрии, как международно-ориентированное гуманистическое мировоззрение, толерантность, поликультурная компетентность. Для достижения задач подобного рода необходимо не только междисциплинарное сотрудничество преподавателей, но и интеграция усилий всех педагогических сил общества в создании социально-педагогических и дидактико-методических предпосылок гуманизации систем образования в стране, регионе, мире, для межгосударственного развития гуманистического потенциала образования. Существенный вклад в воспитание международно-ориентированной и гуманистически мыслящей личности вносит обучение иностранному языку, совершенствование языка в ходе зарубежных стажировок.

Актуальной проблемой туристической отрасли в России, особенно в Сочинском регионе, является привлечение зарубежных туристов. Большинство из них не едут в Россию именно из-за низкого качества обслуживания, не соответствующего их требованиям. Международное сотрудничество позволяет будущим специалистам в сфере туриндуст-рии лучше узнать требования и запросы зарубежных потребителей турпродукта.

Специфика туристической отрасли предполагает также совместное решение странами-партнерами экологических, экономических и др. проблем. Так, например, экология Черного моря, совершенствование экономической политики - общие проблемы стран Черноморского бассейна, продуктивное решение которых оказывает значительное влияние на развитие туризма. Будущие специалисты туристической отрасли уже в период профессиональной подготовки должны понимать значимость меж-

дународного сотрудничества в решении этих проблем. Лучший способ приобщения студентов к такому сотрудничеству - проведение на базе СГУТиКД международных конференций с участием стран Черноморского бассейна по проблемам экологии, экономики, туризма.

Международное сотрудничество в немалой степени способствует созданию позитивного имиджа вуза, привлечению абитуриентов. Кроме того, это возможность научного обмена, расширения направлений научных исследований, организации сотрудничества в сфере научно-исследовательской деятельности, возможности выполнения научно-исследовательских проектов по заказу зарубежных фирм.

И наконец, международное сотрудничество - это прекрасный способ мотивации студентов и преподавателей, ведь на зарубежные стажировки направляются лучшие.

СГУТиКД обладает уникальными возможностями организации международного сотрудничества: это и расположение в рекреационной зоне, и наличие отделения иностранных языков, обеспечивающего языковую подготовку студентов для зарубежных стажировок, кафедры русского языка, на которой работают специалисты в области обучения иностранных студентов русскому языку, и наличие собственного спорткомплекса и института физической культуры, обеспечивающих возможность занятия спортом иностранных студентов, и др.

География международного сотрудничества достаточно широка: Высшая коммерческая школа (г. Клермон-Феррана, Франция) - с 1993 г.; Черноморский технический университет (г. Трабзон, Турция) -с 1995 г.; Стамбульский университет (Турция) - с 1999 г.; Ялтинский университет менеджмента (Украина) - с 1999 г.; Университет Балеарских островов (Испания) -с 2000 г.; Университет Савуа (Франция) -с 2001 г.; Университет Анже (Франция) - с 2003 г.; Университет Болоньи и спортивный учебный центр в Римини (Италия); Университет им. Яна Евангелиста Пуркине (г. Усти-над-Лабем, Чехия) - с 2003 г.; «Alinga Group Inc.» (SRAS) (США).

Все контакты с западными университетами и предприятиями осуществляются отделом международных связей СГУТиКД под непосредственным руководством ректора.

Международное сотрудничество СГУТиКД ведется по следующим направлениям:

■ развитие двусторонних межвузовских отношений в области науки и образования;

■ участие в международных образовательных, академических и научных программах и грантах;

■ взаимодействие с отечественными и зарубежными фондами;

■ совместные фундаментальные и прикладные научные исследования;

■ проведение и участие в международных семинарах, конгрессах, совещаниях, симпозиумах;

■ участие в работе по интеграции России в международное образовательное пространство;

■ расширение рынка образовательных услуг;

■ организация обмена студентами, аспирантами и преподавателями в рамках договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами-партнерами;

■ создание международных образовательных центров;

■ участие в работе международных организаций (ВТО, АТЛАС и др.);

■ разработка программ обучения иностранных студентов и слушателей;

■ организация летней практики студентов на турпредприятиях за рубежом.

На наш взгляд, зарубежные стажировки - необходимое звено в процессе подготовки специалистов для туристической отрасли. Несмотря высокий уровень информированности наших студентов, смена обстановки, знакомство с новым образом жизни, менталитетом, практической стороной организации работы отеля и туристической фирмы, несомненно, расширяют их мировоззренческий горизонт. И, конечно, это великолепная языковая практика, возможность знакомства с зарубежными студентами и большой жизненный опыт.

Большое внимание администрация СГУ-ТиКД и международный отдел университета уделяют организации летних стажировок студентов за рубежом на предприятиях ту-риндустрии. Эта работа активно началась в 1995 году, когда первые шесть студентов нашего университета были приглашены на летнюю стажировку на турпредприятия Антальи в рамках межправительственной программы между Министерством туризма Турции и Министерством по спорту и туризму РФ при поддержке фонда КЕТДУ. В1996 году 45 студентов успешно прошли летнюю практику на турпредприятиях Антальи.

С 1997 года наши студенты начали осваивать Грецию. 149 студентов СГУТиКД получили полезный опыт работы в отелях и туристических компаниях Греции.

С 2001 года университет при сотрудничестве с УБО и немецкой фирмой «ALEXIM» организует летнюю практику своих студентов в Испании - в отелях на Балеарских островах. Всего на сентябрь 2004 г. 69 студентов СГУТиКД получили практический навык работы аниматором в отелях Испании.

Некоторые студенты по окончании вуза остаются работать на зарубежных турпредприятиях, что способствует расширению рынка труда.

Опыт прохождения стажировок на зарубежных предприятиях оказывает влияние не только на студентов, проходивших стажировку, но и практически на весь контингент СГУТиКД. Зарубежные стажировки - одна из излюбленных тем выступлений команд КВН, юмористических сценок в различных концертных программах, обсуждения на лекциях и семинарских занятиях, научных конференциях и в неформальном общении студентов и преподавателей.

Еще одно важное направление международного сотрудничества - контакты с международными организациями, работающими в сфере туризма, подготовки кадров для этой отрасли, выполнение совместных проектов и программ. СГУТиКД участвует в деятельности таких международных организаций, как ТАСИС, ТЕМ-ПУС, ДААД, ВТО, АТЛАС (Европейская

108 Высшее образование в России • № 10, 2005

ассоциация образования по туризму и отдыху), ЮРЦАМ (Южно-Российский центр академической мобильности), ЧСУ (Черноморская сеть университетов), МАУ (Международная ассоциация университетов), BSTEN (Черноморская образовательная сеть по туризму); с 1993 года становится присоединившимся членом Всемирной туристской организации (ВТО). В рамках деятельности ВТО университет принимал участие в проведении регионального семинара ВТО в Сочи (1996 г.), наши представители участвовали в ассамблеях ВТО в 1993, 1995, 1996, 1997 гг. Публикации ВТО по туристской тематике широко применяются в учебно-методической работе университета.

С 1997 г. СГУТиКД является также членом Европейской Ассоциации по образованию в области туризма и отдыха (ATLAS), в которую входят ведущие вузы Европы. В рамках программы Ассоциации - проектирование типового учебного плана по туризму для вузов Европы. В январе 1999 г. три студента СГУТиКД приняли участие в работе Зимнего университета в Польше, организованного Ассоциацией.

Нельзя не отметить и такое направление международного сотрудничества, как обмен студентами. Международный отдел СГУТиКД активно сотрудничает с РОСАМ и ЮРЦАМ - организациями, занимающимися вопросами академической мо-

I

бильности и проблемами интеграции университетов России в мировое образовательное пространство.

Прочные узы более чем десятилетнего сотрудничества (с 1992 г.) связывают СГУ-ТиКД с Высшей коммерческой школой г. Клермон-Феррана (Франция). Здесь прошли обучение 40 студентов СГУТиКД (4 из них и сейчас находятся во Франции). 4 студента получили диплом об окончании данного учебного заведения. В свою очередь, 44 студента из Франции находились на стажировке и проходили курс русского языка в СГУТиКД. Профессорско-преподавательский состав вузов-партнеров также участвует в программе обмена.

Актуальным направлением сотрудничества является участие в международных научно-исследовательских программах. При включении международного сотрудничества в академическое пространство важным фактором является вовлечение в него профессорско-преподавательского состава университета. Многие преподаватели вуза принимают активное участие в различных международных конференциях, симпозиумах, семинарах, публикуют свои научные труды в зарубежных изданиях. Преподаватели вуза выезжают на научно-практические и языковые стажировки за рубеж. Делегация СГУТиКД принимала участие в конференции по проблемам образования в

туризме (Португалия, 1997 г.).

Интересен опыт международного сотрудничества СГУ-ТиКД в области воспитания студентов. Начиная с 1995 года ЧСУ проводит студенческий фольклорный фестиваль университетов стран Черноморского региона. Подобные фестивали служат укреп-

лению дружбы и сотрудничества между нашими странами и являются прекрасной возможностью для студентов познакомиться друг с другом и с культурой других стран нашего Черноморского региона. Наш университет принимал участиев этомфоруме восемь раз. Фольклорная танцевальная группа «Бегущие по волнам» и в этом году с большим успехом выступила на фестивале в Трабзоне.

Наряду с определенными достижениями, в организации международного сотрудничества СГУТиКД существует и немало проблем. Самая сложная - финансовая. Из бюджета не выделяется средств на прием и командировку студентов. Государство уже много лет, начиная с 1992 г., не финансирует межвузовское сотрудничество. Поэтому все формы сотрудничества финансируются в основном за счет внебюджетных средств или самих студентов. Наш университет делает определенные шаги по расширению рынка образовательных услуг, но отсутствие общежития не позволяет нам принимать большое количество иностранных студентов.

Есть и проблемы организационного плана. Летняя практика студентов СГУТиКД в отелях сети «Альдемар» в 2003 г. не состоялась из-за трудностей решения

визовых вопросов и политической ситуации в мире.

Имеются и педагогические проблемы: направляемые на стажировку студенты не всегда соответствуют тем требованиям, которые предъявляются зарубежными фирмами к качеству их работы. В связи с этим в учебном процессе необходимо более детальное знакомство с зарубежным опытом организации работы предприятий туристической отрасли.

В заключение отметим, что перспективы развития международного сотрудничества СГУТиКД связаны с расширением специальностей, по которым организуются зарубежные стажировки, включая и педагогические специальности; созданием необходимыхусло-вий для привлечения к обучению в СГУТиКД зарубежных студентов; с более активным вовлечением в международное сотрудничество профессорско-преподавательского состава; расширениемсотрудничества в сфере научно-исследовательской деятельности; участием в разработке международных программ в области бизнеса, экономики, экологии, спорта, культуры; привлечениемпреподавателей зарубежных вузов для проведения занятий со студентами СГУТиКД; организацией обмена методическим опытом с преподавателями зарубежных вузов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.