Научная статья на тему 'Нарушения информационной безопасности в контексте цифровой виктимизации детей и подростков'

Нарушения информационной безопасности в контексте цифровой виктимизации детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
цифровая виктимизация / социализация / дети / подростки / цифровые риски / информационная безопасность / механизмы деструктивного воздействия / манипулирование / психологические индикаторы / социальные предикторы / педагогические предикторы / возрастные предикторы / клинические предикторы / персональные предикторы / digital victimization / socialization / children / teenagers / digital risks / information security / mechanisms of destructive influence / manipulation / psychological indicators / social predictors / pedagogical predictors / age predictors / clinical predictors / personal predictors

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Е. С.

Статья посвящена проблеме цифровой виктимизации детей и подростков. В фокусе исследования — нарушения информационной безопасности подрастающего поколения. Систематизированы данные о цифровых рисках психического и физического здоровья, благополучия молодого поколения. Раскрыта сущность, условия и виды цифровой виктимизации. Представлены основные виды нарушений безопасности детей и подростков в цифровой среде. В качестве механизмов деструктивного воздействия в цифровой среде представлены: проникновение в доверие, манипулирование, унижение, распространение искаженной информации и др. Систематизированы психологические индикаторы цифровой виктимизации современных детей и подростков. Выделены социальные и психологические предикторы цифровой виктимизации детей и подростков: семейные, педагогические, возрастные, клинические, персональные и др. Представлены результаты эмпирического исследования цифровой виктимизации детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Security Violations in the Context of Digital Victimization of Children and Adolescents

The article is devoted to the problem of digital victimization of children and adolescents. The research focuses on information security violations of the younger generation. The data on digital risks of mental and physical health, well-being of the younger generation are systematized, the essence, conditions and types of digital victimization are revealed. The main types of violations of the safety of children and adolescents in the digital environment are presented. The following mechanisms of destructive influence in the digital environment are presented: penetration into trust, manipulation, humiliation, dissemination of distorted information, etc. Psychological indicators of digital victimization of modern children and adolescents are systematized. The social and psychological predictors of digital victimization of children and adolescents are highlighted: family, pedagogical, age, clinical, personal, etc. The results of an empirical study of the digital victimization of children and adolescents are presented.

Текст научной работы на тему «Нарушения информационной безопасности в контексте цифровой виктимизации детей и подростков»

ШЖ1

Научная статья УДК 343 . 988

DOI: 10.47475/2411-0590-2024-11-1-69-77

Нарушения информационной безопасности в контексте цифровой виктимизации детей и подростков

Екатерина Сергеевна Фоминых

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия fominyh.yekaterina@yandex. т

https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

Аннотация. Статья посвящена проблеме цифровой виктимизации детей и подростков . В фокусе исследования — нарушения информационной безопасности подрастающего поколения . Систематизированы данные о цифровых рисках психического и физического здоровья, благополучия молодого поколения . Раскрыта сущность, условия и виды цифровой виктимизации . Представлены основные виды нарушений безопасности детей и подростков в цифровой среде . В качестве механизмов деструктивного воздействия в цифровой среде представлены: проникновение в доверие, манипулирование, унижение, распространение искаженной информации и др . Систематизированы психологические индикаторы цифровой виктимизации современных детей и подростков . Выделены социальные и психологические предикторы цифровой виктимизации детей и подростков: семейные, педагогические, возрастные, клинические, персональные и др . Представлены результаты эмпирического исследования цифровой виктимизации детей и подростков

Ключевые слова: цифровая виктимизация, социализация, дети, подростки, цифровые риски, информационная безопасность, механизмы деструктивного воздействия, манипулирование, психологические индикаторы, социальные предикторы, педагогические предикторы, возрастные предикторы, клинические предикторы, персональные предикторы

Для цитирования: Фоминых Е . С . Нарушения информационной безопасности в контексте цифровой виктимизации детей и подростков // Виктимология . 2024. Т. 11, № 1 . С . 69-77. Б01: 10.47475/2411-0590-2024-11-1-69-77

V

© Е . С . Фоминых

Research article

Information Security Violations in the Context of Digital Victimization of Children and Adolescents

Yekaterina S. Fominykh

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia fominyh.yekaterina@yandex. ru (g https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

Abstract. The article is devoted to the problem of digital victimization of children and adolescents . The research focuses on information security violations of the younger generation . The data on digital risks of mental and physical health, well-being of the younger generation are systematized, the essence, conditions and types of digital victimization are revealed . The main types of violations of the safety of children and adolescents in the digital environment are presented . The following mechanisms of destructive influence in the digital environment are presented: penetration into trust, manipulation, humiliation, dissemination of distorted information, etc . Psychological indicators of digital victimization of modern children and adolescents are systematized . The social and psychological predictors of digital victimization of children and adolescents are highlighted: family, pedagogical, age, clinical, personal, etc The results of an empirical study of the digital victimization of children and adolescents are presented

Keywords: digital victimization, socialization, children, teenagers, digital risks, information security, mechanisms of destructive influence, manipulation, psychological indicators, social predictors, pedagogical predictors, age predictors, clinical predictors, personal predictors

For citation: Fominykh YeS . Information security violations in the context of digital victimization of children and adolescents . Viktimologiya [Victimology] . 2024;11(1):69-77. DOI: 10.47475/2411-0590-2024-11-1-69-77 (In Russ .)

Введение

Цифровые изменения стали неотъемлемым элементом современного бытия личности, ее измерением, которое в отдаленной перспективе будет развиваться и расширяться . Об этом свидетельствует трансформация ключевых компетенций и навыков в триаду—«hard-soft-digitalskШs», что подчеркивает востребованность цифровых навыков наряду с когнитивными и личностными предпосылками эффективности . В настоящее время цифровое пространство — это одновременно пространство ресурсов и рисков личности, в связи с чем встают вопросы формирования цифровых компетенций, расширяющих возможности использования цифровых ресурсов,противодействия

рискам, угрозам, фейкам, сохранения психофизического здоровья и благополучия . Цель предпринятого исследования заключается в выявлении специфики цифровой виктимизации современных детей и подростков .

Описание основных результатов

исследования

Интенсивность процессов цифрови-зации наряду с положительными изменениями способствовала росту кибер-преступлений, стремительная динамика которых в Российской Федерации фиксируется с 2022 года [10] . Соответственно, расширяется перечень рисков и угроз, реализуемых с использованием цифровых технологий, интернет-ресурсов,

компьютерной техники, мобильной связи . Наиболее уязвимы в отношении цифровых рисков дети и подростки, что объясняется взаимодействием социальных, психологических аспектов их социализации, а также технологическими условиями (доступность, простота использования цифровых устройств, широкие возможности создания и размещения контента и др.) [14]. Выявление и минимизация действия рисков психофизическому здоровью и благополучию,фор-мирование цифровой компетентности являются условиями цифровой социализации молодого поколения

В контексте современных условий становления подрастающего поколения цифровое пространство — это (1) пространство как для позитивной социализации, так и виктимизации личности; (2) универсальное пространство для выражения позитивных (интерес, радость, гордость, восхищение, благодарность) и негативных проявлений (фрустрация, гнев, агрессия, ненависть, зависть); (3) пространство для экспериментов, обмена опытом и достижениями (добавим, с условными границами личной ответственности и вседозволенностью) .

Естественной социокультурной практикой становится гиперподключенность и высокая цифровая (пользовательская) активность детей и подростков в цифровой среде . При этом личность проецируется и пролонгируется в онлайн-среде, формируется виртуальная идентичность (цифровое Я / «цифровое расширение» личности и др .), являющееся элементом самосознания личности [13] . Публичное самовыражение, самопрезентация, самопредставление молодого поколения в онлайн пространстве нередко сопровождаются использованием компенсирующих Я, не согласующихся с реальной действительностью [6; 12] . В то же время критерием успешной социализации является умение совмещать онлайн и оффлайн-реальности .

В числе наиболее распространенных цифровых рисков в отношении несовершеннолетних отмечаются различные нарушения информационной безопасности — деструктивное информационное

воздействие, нарушающее нормальное физическое, нравственное, половое развитие, размывающее традиционные российские духовно-нравственные ценности, а также дискриминирующее по признакам расы, религии, национальности, языка, происхождения, принадлежности к социальной группе . Наиболее распространенные виды нарушений безопасности подрастающего поколения в цифровой среде объединяют [2; 11; 14]:

— вовлечение в совершение действий, представляющих угрозу для жизни и здоровья —деструктивные творческие и спортивные субкультуры, экстремальные и азартные игры, челленджи, селфи в опасных местах и др варианты виктимоген-ных развлечений;

— склонение несовершеннолетних к самоубийству, содействие совершению самоубийства через обсуждение, указание, советы, девальвирующие ценность жизни, оправдывающие суицид как допустимую реакцию на кризис или несчастье;

— пропаганда употребления наркотических и психотропных веществ, вовлечение в их распространение;

— совершение развратных действий, распространение порнографии, вовлечение в сексуальную эксплуатацию с широким спектром негативных последствий для психики и репутации жертвы;

— киберунижения, представляющие собой травмирующую ситуацию для несовершеннолетнего, последствия которой проявляются в виде нарушений самооценки, неврозах, суициде, побегах из дома, увлечении преступными и экстремальными видами деятельности в целях мести и др ;

— воспитание «культуры ненависти», пропаганда агрессии, насилия, интоле-рантности и деструктивных форм поведения, вовлечение в экстремизм и преступные действия;

— мошенничество

Выделяется несколько видов цифровой виктимизации [5] (таблица 1) .

Распространенность, латентность, низкая раскрываемость и неуязвимость киберпреступлений связана с трансгра-ничностью, анонимностью и высокой

Таблица 1 - Виды цифровой виктимизации

Table 1 - Types of digital victimization

Критерий Виды Примеры

Индивидуальная: негативное воздействие, направленное на конкретную личность Кибербуллинг, киберсталлинг, флейминг

По форме Социальная: негативное воздействие, направленное на общество, социальные системы и группы Распространение фейковой информации, пропаганда экстремизма, терроризма, националистической идеологии

По воздействию на личность (Жмуров Д. В.) Прямая (личностного генеза): виктимизация личности в результате персонализированного воздействия в межличностном пространстве в виде оскорблений, обмана, угроз, манипуляций и др. Киберзапугивания, интернет-преследования, кибербуллинг, имущественные преступления; склонение к совершению, содействие, доведение до самоубийства; вовлечение в деятельность, представляющую опасность для жизни несовершеннолетнего; использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов, предметов; возбуждение ненависти, унижение человеческого достоинства.

Опосредованная (технологического генеза): виктимизация личности без непосредственного контакта, скомпрометированная цифровыми посредниками: повреждение программного обеспечения и других инструментов цифровой жизни личностивследствие инженерных изъянов, технологических упущений и др. Несанкционированный доступ, взлом, захват, блокирование, вывод из строя, атака на информационные системы, сети, инфраструктуры, персональные устройства; шифрование данных и другие нарушения функциональности устройств; прослушивание телефонных разговоров

динамичностью . Способы воздействия на личность непрерывно совершенствуются, приспосабливаясь к новым условиям и вскрывая актуальные источники персональной уязвимости личности В настоящее время внедрение психокомпьютерных технологий в социальные ресурсы Интернета, развитие социальной инженерии детерминировали совершенствование механизмов воздействия на личность . Наряду с прямыми угрозами, обманом, подкупом все чаще встречаются сложные и продуманные схемы (механизмы) управления когнитивными, эмоциональными и поведенческими реакциями детей и подростков [1; 5; 9; 14]: — проникновение в доверие — понимание и использование возрастных «уяз-вимостей», использование качественного контента, вызывающего доверие; научная аргументация, надежность и авторитетность представителей, ссылки на мнения экспертов и др ;

— целеуказания в виде жажды власти и славы (навязывание целей, культа силы и безнаказанности);

— обещания финансовой выгоды, материального обогащения, успеха, развлечений и др ;

— подстрекательство, интеллектуальное пособничество, уговоры и другие способы воздействия на неустойчивую психику детей и подростков с использованием молодежного сленга, ненормативной лексики, явных и скрытых призывов к нетерпимости, демонстрации недовольства в отношении отдельных лиц, организаций, групп, сообществ и др ;

— манипулирование: вымогательство, шантаж содержанием интернет-активности (видео- и фотоматериалы, сообщения и др .), конфиденциальной и приватной информацией, вредоносными действиями и насилием в офлайн-реальности;

— усиленная и систематическая психологическая обработка, вербовка, создание

стрессовой ситуации (например, в играх смерти);

— доведение молодежи до неуравновешенного состояния с учетом возрастной незрелости, зомбирование несовершеннолетних;

— унижение достоинства, дискриминация (по признаку расы, национальности, религии), возбуждение ненависти, вражды;

—распространение искаженной информации с целью дестабилизация функционирования социальных систем, формирования паники, конфликтови др .;

— девальвация традиционных культурных кодов, презентация и навязывание новых идентификационных модусов, подчеркивающих возможность приобретения высокого социального статуса вне приобщения к образованию и культуре [9].

Основные индикаторы цифровой виктимизации детей и подростков охватывают широкий спектр психологических составляющих функционирования личности. Основные проявления включают:

— «цифровые повреждения» — незаметные для окружающих, но оказывающие продолжительное негативное воздействие на психическое состояние жертвы (Г. У. Солдатова, Е . И . Рассказова, С. В . Чи-гарькова [12]);

— нарушения цифровой репутации (С. С. Дубов, В . В . Линьков, М . А . Карбаи-нова [4]);

— репутационно-правовое саморазрушение личности в цифровом пространстве (Т. А . Симакова, Е . Е . Гаврина [11]);

— разрушение онлайн-имиджа («цифрового портрета») личности как специфики ее самопроявления, самопрезентации в цифровой среде (М . Д . Мартынова [8]);

Уровень цифровой виктимизации несовершеннолетних детерминируется совокупностью предикторов, среди которых в отечественных и зарубежных исследованиях отмечают [3; 4; 6; 7; 15; 16]:

I. Социальные предикторы:

1 . Семейные: жизненный уклад; отчуждение в семье; оскорбительное и избегающее взаимодействие с родителями, низкая степень вовлеченности семьи в школьную жизнь

2 . Педагогические: школьная неуспеваемость; пренебрежение со стороны педагогов и одноклассников; неприятие сверстниками; изоляция или травля; конфликтные отношения

3 . Обусловленные социальной ситуацией развития: нарушения социальной адаптации; высокая интернет-активность; информационные перегрузки, дефицит времени

4 . Психотравмирующие: травмирующие события, кризисные ситуации, жизненные трудности, активизирующие принятие необдуманных решений

II. Психологические предикторы:

1. Возрастные: возрастная психологическая неустойчивость, незрелость, инфантилизм, наивность, доверчивость, подверженность манипуляциям; непонимание, интерес и любопытство в отношении отдельных сфер жизни (например, связанных с половым развитием); чувство взрослости

2 . Клинические: клинические проявления, психопатология, выступающие катализатором внутренних процессов формирования мотива и способа действия (неврозы, депрессии, тревожно-фоби-ческие расстройства, панические атаки и др )

3 . Персональные:

а) личностные (внушаемость, доверчивость, интровертированность, нарушения самооценки, комплекс неполноценности, дефицит стрессоустойчивости, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость, подозрительность и др );

б) компетентностные (дефицит социально-психологической и цифровой компетентности, социального опыта и др .) .

Помимо этого, группа персональных предикторов может дифференцироваться на позитивные (чувство лидерства, ответственность, соперничество) и негативные (зависть, враждебность, мстительность, нетерпимость к другому мнению)

С целью выявления специфики цифровой виктимизации детей и подростков, уточнения типичных для детей и подростков нарушений информационной безопасности нами было проведено эмпирическое исследование . Исследование

Таблица 2 - Показатели цифровой виктимизации детей и подростков (%)

Table 2 - Indicators of digital victimization of children and adolescents (%)

Виды нарушений информационной безопасности детей и подростков % испытуемых

Прямая виктимизация

Противозаконная, неэтичная и вредоносная информация - насилие, агрессия, эротика и порнография 33

Пропаганда суицида 28

Распространение наркотических веществ 24

Киберпреследования 26

Киберунижения и кибербуллинг 32

Обман в сфере приобретения товара (поддельная, контрафактная и фальсифицированная продукция) 43

Опосредованная виктимизация

Хищение денежных средств злоумышленником через онлайн-сервисы 32

Повреждение программного обеспечения устройства 43

Повреждение информации 46

Нарушение конфиденциальности, взлом аккаунта 47

Хищение паролей, персональной информации посредством вредоносного программного обеспечения и др. 39

основано на опросе родителей (n = 148), воспитывающих детей в возрасте 7-18 лет . Участники эксперимента проживают на территории Оренбургской области . Опрос проводился с использованием платформы Google Forms, результаты обрабатывались с использованием метода контент-анализа.

В таблице 2 представлены показатели цифровой виктимизации детей и подростков, полученные на основе анализа ответов родителей, отметивших объективное воздействие риска не несовершеннолетнего, повлекшее за собой психологический вред

Результаты исследования фиксируют факт цифровой виктимизации современных детей и подростков, однако степень ее выраженности варьирует от 26 до 47 % . Более высокие показатели получены относительно опосредованной виктимиза-ции, реализуемой посредством цифровых посредников — что прослеживается в ответах каждого второго участника исследования . Меньшие показатели отмечаются в отношении распространения наркотических веществ, киберпреследований, пропаганды суицида: примерно каждый

4-й несовершеннолетний сталкивался в цифровом пространстве с соответствующей угрозой для его жизни и здоровья . Негативное воздействие информации, деструктивной по содержанию, а также унижения и преследования в цифровой реальности, характерны для каждого третьего несовершеннолетнего . Таким образом, для современных детей и подростков характерна проблема прямой и опосредованной цифровой виктимизации . Наибольшим виктимогенным потенциалом обладает деструктивная информация, критическая оценка и фильтрация которой у подрастающего поколения отсутствует / недостаточно сформирована .

Заключение

Цифровая виктимизация — один из негативных эффектов цифровой социализации современного подрастающего поколения . Главный фокус рассматриваемой проблемы связан с нарушениями информационной безопасности детей, приводящими к деструктивным последствиям для психического и физического здоровья, жизни и благополучия несовершеннолетних . Дети и подростки

подвержены как прямой, так и опосредованной цифровой виктимизации . Высокий риск негативного воздействия деструктивной информации на несовершеннолетних, унижения и преследования в цифровой среде подчеркивают необходимость целенаправленной работы по предупреждению и минимизации

негативного воздействия информационных угроз, разработке системы мероприятий по позитивной социализации в цифровой среде . Векторы работы включают формирование цифровой компетентности, навыков цифровой гигиены, развитие информационной автономии у подрастающего поколения

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 . Белодед Д . Р. Некоторые психологические особенности жертв преступлений, совершаемых с использованием цифровых технологий // Виктимология. 2023 . Т. 10, № 3 . С . 320-334. DOI: https://doi. org/10.47475/2411-0590-2023-10-3-320-334

2 . Букалерова Л . А . , Остроушко А . В . , Криез О . Преступления против информационной безопасности несовершеннолетних, совершаемые посредством информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) // Вестник Санкт-Петербургского университета . Право . 2021 . № 1 . С . 17-35 . DOI: https://doi . org/10,21638/spbu14.2021.102

3 . Дозорцева Е . Г. , Кирюхина Д . В . Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология . 2020. № 1 . С . 80-87.

4 . Дубов С . С . , Линьков В . В . , Карбаинова М . А . Информационная безопасность ребенка в цифровом пространстве Российской Федерации // Российский технологический журнал . 2019 . № 7 (4) . С . 21-30 .

5 . Жмуров Д . В .Техногенные предпосылки кибервиктимизации // Виктимология . 2023.Т. 10, № 2 . С . 138-146. DOI: https://doi . org/10.47475/2411-0590-2023-10203

6 . Королева Ю . А . , Фоминых Е . С . Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в цифровом обществе : монография. Киров : Изд-во МЦИТО, 2023 . 165 с . EDN: SLFOKR .

7 . Луков В . А . Травля в школах по-старому и по-новому (кибербуллинг) // Образовательные технологии . 2019. № 3 . С . 47-53. EDN: UXMPLB .

8 . Мартынова М . Д . «Цифровое доверие» vs «недоверие» в формировании социальных отношений и практик глобального общества // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20, № 4 . С . 445-453 . DOI: https://doi. org/10.15507/2078-9823. 52 .020.202004.445-453

9 Немчина В И Демаркация идентичности: проблема сохранения суверенитета индивида в цифровом пространстве // Caucasian Science Bridge . 2022 . № 5 (3) . С . 37-44. DOI: https://doi . org/10 18522/2658-5820 2022 3 3

10 . Никульченкова Е . В . Трансформация киберпреступности: современные угрозы и их предупреждение // Вестник Омского университета . Серия «Право». 2023. Т. 20, № 3 . С . 96-105. DOI: https://doi . org/10.24147/1990-5173 .2023 .20(3) .96-105

11 . Симакова Т. А . , Гаврина Е .Е . Психологические особенности репутационно-правовых рисков потенциального саморазрушения обучающихся в киберпространстве // Человек: преступление и наказание . 2020. Т. 28 (1-4), № 4 . С . 630-638. DOI: https://doi . org/10.33463/2687-1238.2020.28(1-4) .4.630-638

12 . Солдатова Г. У , Рассказова Е . И . , Чигарькова С . В . Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал . 2020. № 2 (38) . С . 3-20 . DOI: https:// doi. org/10 ,11621/npj .2020.0201

13 . Ускова Е . В . Подросток в цифровой среде: паттерны и риски // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2 . С . 82-89. DOI: https://doi. org/10,24158/tipor.2023 .2 .11

14 . Щетинина Е . В . , Бредихин С . С . Распространение онлайн-агрессии: факторы и механизмы // Россия: общество, политика, история . 2023. № 2 (7) . С . 68-83. https://doi . org/10.56654/ ROPI-2023-2(7)-68-83

15 . Cañas E . , Estévez E . , León-Moreno C . , Musitu G . Loneliness, Family Communication, and School Adjustment in a Sample of Cybervictimized Adolescents // Int J Environ Res Public Health . 2020. Vol . 17, no. 1 . P. 33$6. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17010335

16 . Sánchez-Sandoval Y. , Verdugo L . School Adjustment and Socio-Family Risk as Predictors of Adolescents' Peer Preference // Front Psychol . 2021. Vol . 21, no .12 . Art . 645712 . DOI: https://doi . org/10,3389/fpsyg.2021.645712

1 . Beloded DR . Some psychological characteristics of victims of crimes committed using digital technologies . Viktimologiya [Victimology], 2023;(3):320-334. (In Russ .) DOI: https://doi.org/10.47475/2411-0590-2023-10-3-320-334

2 . Bukalerova LA, Ostroushko AV, Krize O . Crimes against the information security of minors committed through information and telecommunication networks (including the Internet) . Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo [Bulletin of St. Petersburg University. Law]. 2021;(1):17-35. (In Russ .) DOI: https://doi. org/10,21638/spbu14.2021.102

3 . Dozortseva EG, Kiryukhina DV. Cyberbullying and tendency to deviant behavior in adolescents . Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology]. 2020;(1):80-87. (In Russ .)

4 . Dubov SS, Linkov VV, Karbainova MA . Child's information security in digital space of the Russian Federation. Rossijskij tekhnologicheskij zhurnal [Russian Technological Journal] . 2019;(7):21-30 . (In Russ .) DOI: https://doi. org/10.32362/2500-316X-2019-7-4-21-30

5 . Zhmurov DV. Technogenic Prerequisites for Cybervictimization . Viktimologiya [Victimology]. 2023;(2):138-146. DOI: https://doi . org/10.47475/2411-0590-2023-10203 (In Russ .)

6 . Koroleva YuA, Fominykh ES . A child with disabilities in a digital society: [monograph]. Kirov: ICITO Publishing House, 2023. 165 p . (In Russ .)

7. Lukov VA . Bullying in schools in the old and new way (cyberbullying) . Obrazovatel'nye tekh-nologii [Educational technologies] . 2019;(3):47-53. (In Russ .)

8 . Martynova MD . "Digital trust" vs "distrust" in the formation of social relations and practices of glocal society. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya = Russian Journalofthe Humanities. 2020;20(4):445-453 (In Russ .) DOI: https://doi . org/10.15507/2078-9823 052 020 202003 445-453

9. Nemchina VI . Identity demarcation: the problem of preserving the sovereignty of the individual in the digital space . Caucasian Science Bridge. 2022;(5):37-44. (In Russ .) DOI: https://doi . org/10 18522/2658-5820 2022 3 3

10 . Nikulchenkova EV. Transformation of Cybercrime: Modern Threats and Their Warning Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo» [Herald of Omsk University. Series "Law"]. 2023;20(3):96-105 . (In Russ .) DOI: https://doi. org/10.24147/1990-5173.2023.20(3) .96-105

11 . Simakova TA, Gavrina EE . Psychological features of reputational and legal risks of potential self-destruction of students in cyberspace . Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment] . 2020;28(4):630-638. (In Russ .) DOI: https://doi . org/10.33463/2687-1238.2020.28(1-4) .4.630-638

12 . Soldatova GU, Rasskazova EI, Chigarkova SV. Types of cyberaggression: adolescents and youth experience . Nacional'nyjpsihologicheskijzhurnal [National Psychological Journal]. 2020;(2):3-20 . (In Russ .) DOI: https://doi. org/10 ,11621/npj .2020.0201

13 . Uskova EV. Teenager in a Digital Environment: Patterns and Risks . Teoriya i praktika obshche-stvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development] . 2023;(2):82-89. (In Russ .) DOI: https:// doi. org/10,24158/tipor.2023 .2 . 11

14 . Shchetinina EV, Bredikhin SS . The Spread of Online Aggression: Factors and Mechanisms . Rossiya: obshchestvo, politika, istoriya [Russia: Society, Politics, History] . 2023;(2):68-83 (In Russ .) DOI: https://doi . org/10.56654/ROPI-2023-2(7)-68-83

References

15 . Cañas E, Estévez E, León-Moreno C, Musitu G . Loneliness, Family Communication, and School Adjustment in a Sample of Cybervictimized Adolescents . Int J Environ Res Public Health. 2020;17(1):335 . DOI: https://doi. org/10.3390/ijerph17010335

16 . Sánchez-Sandoval Y, Verdugo L . School Adjustment and Socio-Family Risk as Predictors of Adolescents' Peer Preference . Front Psychol. 2021;(21)12:645712. DOI: https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2021.645712

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Фоминых Екатерина Сергеевна

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет.

460036, Оренбург, ул. Советская, д. 2, ауд. 314 (кафедра специальной психологии).

[email protected]

https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Yekaterina S. Fominykh

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University.

2 Sovetskaya str., aud. 314 (Department of Special Psychology), Orenburg 460036, Russia. [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 11.02.2024.

Дата рецензирования статьи / Revised: 20.03.2024.

Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 29.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.