Научная статья на тему 'Факторы виктимизации в ювенальном периоде: проблематика социализации детей и подростков в условиях цифровых изменений'

Факторы виктимизации в ювенальном периоде: проблематика социализации детей и подростков в условиях цифровых изменений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
социализация / цифровая социализация / виктимизация / ювенальный период / факторы виктимизации / socialization / digital socialization / victimization / juvenile period / risks of victimization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Е.С.

Статья посвящена анализу проблемы цифровой социализации современных детей и подростков. В фокусе исследования — факторы виктимизации в ювенальном периоде. Рассмотрены преимущества цифровизации в ювенальном периоде: расширение пространства для познавательно-исследовательской, образовательной, коммуникативной деятельности, реализации творческих способностей, профессионального самоопределения. Выявлены изменения социальной ситуации развития современных детей и подростков, обусловленные цифровыми трансформациями: ранняя интернет-инициация, активное и стихийное освоение детьми цифровых инструментов, информационное изобилие, сокращение времени непосредственного общения детей с семьей, гиперподключенность, многозадачность, размывание границ между восприятием реального и виртуального пространств. Систематизированы основные риски виктимизации в ювенальном периоде: коммуникационные, электронные, контентные, потребительские, аддиктивные. Выделены последствия влияния цифровых технологий на развитие современных детей и подростков: изменения когнитивной сферы, проблемы физического и психического здоровья, духовно-нравственные деформации, нарушения межличностной коммуникации и поведения (агрессивные, суицидальные, аддиктивные тенденции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Victimization in the Juvenile Period: Problems of Socialization of Children and Adolescents in the Context of Digital Changes

The article is devoted to the problem of digital socialization of modern children and adolescents. The focus of the study is on the factors of victimization in the juvenile period. The advantages of digitalization in the juvenile period are considered: expansion of space for cognitive research, educational, communicative activity, realization of creative abilities, professional self-determination. The changes in the social situation of the development of modern children and adolescents caused by digital transformations are revealed: early Internet initiation, active and spontaneous development of digital tools by children, information abundance, reduction of the time of direct communication of children with the family, hyper-connectivity, multitasking, blurring of the boundaries between the perception of real and virtual spaces. The main risks of victimization in the juvenile period are systematized: communication, electronic, content, consumer, addictive. The effects and consequences of the influence of digital technologies on the development of modern children and adolescents are highlighted: cognitive changes, physical and mental health problems, spiritual and moral deformations, violations of interpersonal communication and behavior (aggressive, suicidal, addictive tendencies).

Текст научной работы на тему «Факторы виктимизации в ювенальном периоде: проблематика социализации детей и подростков в условиях цифровых изменений»

шш

Научная статья УДК 159 . 9 . 07

DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10-3-313-319

Факторы виктимизации в ювенальном периоде: проблематика социализации детей и подростков в условиях цифровых изменений

Екатерина Сергеевна Фоминых

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия fominyh.yekaterina@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы цифровой социализации современных детей и подростков . В фокусе исследования — факторы виктимизации в ювенальном периоде . Рассмотрены преимущества цифровизации в ювенальном периоде: расширение пространства для познавательно-исследовательской, образовательной, коммуникативной деятельности, реализации творческих способностей, профессионального самоопределения . Выявлены изменения социальной ситуации развития современных детей и подростков, обусловленные цифровыми трансформациями: ранняя интернет-инициация, активное и стихийное освоение детьми цифровых инструментов, информационное изобилие, сокращение времени непосредственного общения детей с семьей, гиперподключенность, многозадачность, размывание границ между восприятием реального и виртуального пространств . Систематизированы основные риски виктимизации в ювенальном периоде: коммуникационные, электронные, контентные, потребительские, аддиктивные . Выделены последствия влияния цифровых технологий на развитие современных детей и подростков: изменения когнитивной сферы, проблемы физического и психического здоровья, духовно-нравственные деформации, нарушения межличностной коммуникации и поведения (агрессивные, суицидальные, аддиктивные тенденции) .

Ключевые слова: социализация, цифровая социализация, виктимизация, ювеналь-ный период, факторы виктимизации

Для цитирования: Фоминых Е . С . Факторы виктимизации в ювенальном периоде: проблематика социализации детей и подростков в условиях цифровых изменений // Виктимология . 2023 . Т. 10, № 3 . С . 313-319. DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10-3-313-319

© Е .С .Фоминых

Research article

Factors of Victimization in the Juvenile Period: Problems of Socialization of Children and Adolescents in the Context of Digital Changes

Yekaterina S. Fominykh

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia fominyh.yekaterina@yandex.ru © https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

Abstract. The article is devoted to the problem of digital socialization of modern children and adolescents . The focus of the study is on the factors of victimization in the juvenile period. The advantages of digitalization in the juvenile period are considered: expansion of space for cognitive research, educational, communicative activity, realization of creative abilities, professional self-determination . The changes in the social situation of the development of modern children and adolescents caused by digital transformations are revealed: early Internet initiation, active and spontaneous development of digital tools by children, information abundance, reduction of the time of direct communication of children with the family, hyper-connectivity, multitasking, blurring of the boundaries between the perception of real and virtual spaces . The main risks of victimization in the juvenile period are systematized: communication, electronic, content, consumer, addictive . The effects and consequences of the influence of digital technologies on the development of modern children and adolescents are highlighted: cognitive changes, physical and mental health problems, spiritual and moral deformations, violations of interpersonal communication and behavior (aggressive, suicidal, addictive tendencies) .

Keywords: socialization, digital socialization, victimization, juvenile period, risks of victimization

For citation: Fominykh YeS . Factors of Victimization in the Juvenile Period: Problems of Socialization of Children and Adolescents in the Context of Digital Changes . Viktimologiya [Victimology] . 2023;10(3):313-319 . DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10-3-313-319 (In Russ .)

Введение

Становление личности, ее адаптация и интеграция в современных социокультурных условиях опосредуются активным внедрением цифровых средств и инструментов во все сегменты бытия . Масштабы и скорость цифровых трансформаций значительно изменяют процесс социализации подрастающего поколения, постепенно замещая традиционные институты, механизмы передачи и освоения накопленного социального опыта высокотехнологичными, цифровыми средствами . Трудности объективной оценки последствий указанных процессов на современном этапе актуализируют необходимость научного анализа проблемы возникающих вызовов, угроз

и рисков в ювенальном периоде . Данное направление цифрового развития общества признано в качестве приоритетного в утвержденной Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации1 .

Настоящее исследование нацелено на выявление факторов виктимизации детей и подростков в условиях цифровых изменений социальной ситуации развития

1 Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации : утв . распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 1105-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo . gov. ru/proxy/ ips/?docbody=&lmkjd=0&nd=605444126&intelsearch =&firstDoc=1 (дата обращения: 19.05.2023).

Описание основных результатов

исследования

Виктимизация как процесс сопряжена с усилением социально-психологической уязвимости личности и широким спектром проблем ее социализации, функционирования и развития . В современном мире специфика социализации детей и подростков раскрывается через понятие цифровой (информационной) социализации, в которой реальное и виртуальное пространства взросления дифференцируются и интегрируются . Соотношение обозначенных пространств в социализации стремительно изменяется, и актуальные научные исследования фиксируют факт функционирования современной личности в смешанной реальности . Смешанная реальность (совмещенная, гибридная) образуется конвергенцией пространства реальной повседневной жизни личности и виртуальной, опосредованной цифровыми и мультимедийными средствами . Постоянные переключения между реальным (офлайн) и виртуальным (онлайн) пространством постепенно способствуют стиранию границ между ними и детерминируют образование единого инфокомму-никативного пространства [9, с .27]. Таким образом, современные дети и подростки оказались в условиях множественной реальности, обусловливающей кардинальные изменения традиционной социальной ситуации развития и продуцирующей качественно новый круг факторов виктимизации — цифровых/информационных . Уточним, что факторы виктимизации включают совокупность социальных и психологических аспектов развития и жизни личности, усиливающих ее виктимность .

Характерные тенденции в трансформации процесса социализации современных детей и подростков включают ряд изменений социальных условий развития и ведущих видов деятельности, обусловленных цифровизацией [2; 5; 7]:

Ранняя интернет-инициация — приобщение детей к цифровым устройствам, начиная с младенческого и раннего возраста .

Активное и стихийное освоение детьми цифровых инструментов и ресурсов; рост показателей их доступности для детей

и неконтролируемого (со стороны взрослых) использования .

Информационное изобилие, детерминирующее увеличение показателей информационной и психоэмоциональной перегрузки, сенсорной перестимуляции у детей в случае чрезмерного использования мультимедийных технологий и пренебрежения санитарно-гигиеническими требованиями . В настоящее время фиксируется изменение характера и содержания ведущих видов деятельности детей (эмоционального общения с матерью / значимым взрослым, предметно-манипуля-тивной, игровой, учебной деятельности, общения со сверстниками) в сторону замещения физических объектов виртуальными, сокращения времени реального взаимодействия с другими и распространения бесконтактных форм общения . Социокультурный контекст жизни современного ребенка образует цифровая игра: популярность приобретает игровой медиаконтент для детей, традиционные игрушки замещаются цифровыми аналогами, игровые сюжеты переносятся в виртуальное пространство, виртуальные и цифровые персонажи переносятся в канву реальных игровых взаимодействий и повседневную жизнь детей [5, с .25] .

Сокращение времени непосредственного прямого общения детей с родителями и членами семьи . Исследования, проведенные Г.У. Солдатовой, С .В . Чигарьковой, А .Я .Кошевой, Е .Ю .Никоновой, показали, что современные подростки в будние дни проводят в общении с семьей 1-9 % времени, в выходные — 2-8 %, а количество времени, проведенного в сети их родителями, наоборот — в выходные дни уменьшается . Таким образом, современные семьи выходные дни проводят в разных пространствах: для детей и подростков предпочтительным является виртуальное, а их для родителей — реальное . Усугубляет ситуацию снижение роли и значимости взрослого в детско-родительских отношениях, нева-лидность опыта старшего поколения и наличие цифрового разрыва [7, с . 74] . Данные аспекты способствуют наращиванию дистанции и отчуждения между родителями и детьми [1, с . 142] .

Активность и интенсивность процессов вовлечения детей в использование цифровых устройств; увеличение экранного времени, гиперподключенность, неразлучность с персональными цифровыми устройствами как в период бодрствования, так и сна .

Преобладание многозадачного формата решения повседневных жизненных задач (образовательных, коммуникативных, бытовых и др .), продуцирующего проблемы переключения и когнитивного распределения ресурсов

Феномен размывания, стирания границы между восприятием реального и виртуального пространств, их интеграция в смешанную реальность, изменяющую социокультурное пространство личности, систему отношений и представлений о мире, себе и других людях

Преимущества цифровизации в ювенальном периоде сопряжены с расширением пространства для познавательно-исследовательской, образовательной, коммуникативной деятельности, реализации творческих способностей, профессионального самоопределения . В образовательной среде достоинством цифровых инструментов являются неограниченные возможности персонализации, индивидуализации процесса обучения и психолого-педагогического сопровождения .

В то же время согласно данным современных исследований цифровое пространство оказывает системное воздействие на личность, детерминируя целый ряд изменений в развитии подрастающего поколения . В условиях цифровой социализации выстраиваются качественно новые отношения между ребенком и персонализированными цифровыми инструментами, которые позволяют расширить спектр решаемых ребенком задач, удовлетворить коммуникативные, познавательные и другие потребности . В частности, весьма характерная черта современных подростков — публичное самовыражение, специфичность самопрезентации, самопредставления в онлайн пространстве, нередко сопровождаемые недостаточной критической оценкой и рефлексией собственного поведения, использованием компенсирующих Я, не согласующихся с реальной действительностью,

а также необдуманным размещением личной и семейной информации . Постепенно цифровая личность становится частью реальной личности ребенка [8, с . 436] . Востребованность коммуникативного, развлекательного (интересного мультимодального) контентов у современных детей и подростков, их доступность в неограниченных (нередко неконтролируемых со стороны родителей) рамках также может рассматриваться в качестве предпосылки деформации условий социализации и фактора викти-мизации

Специфика развития эмоциональной и познавательной сфер в ювенальном периоде (эмоциональная нестабильность, недостаточный уровень критичности, необходимость обработки больших объемов информациии др.), субъективное ощущение безопасности и вседозволенности в онлайн-среде, а также усиливающаяся к юности открытость к изменениям, самостоятельность и независимость, актуализируют вопросы выявления рисков и необходимость анализа возникающих в данных условиях вызовов1 . Систематизируем типичные для ювенального периода риски виктимизации [1; 6; 7; 10 и др .]:

— Коммуникационные: деструктивные формы взаимодействия, общения в цифровом пространстве, в основе которых— агрессия, ненависть, оскорбления, преследование, высмеивание, клевета, обман и др .

— Электронные: безопасность персональной информации, нарушения конфиденциальности, разрушительное воздействие шпионских и вирусных программ

—Контентные: искажающие и деформирующие принятые культурные, морально-нравственные и ценностные основы, угрожающие жизни, психическому и физическому здоровью детей и подростков (пропагандирующие употребление наркотических веществ, никотино- и спиртосодержащей продукции, вовлечение в занятия проституцией, бродяжничеством и другие варианты девиантного поведения) .

—Потребительские: обман, мошенничество в сфере онлайн-приобретения товаров

1 Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации .

и услуг, электронных финансовых операций и т д

—Аддиктивные: интернет-зависимость в различных вариантах (веб-серфинг, виртуальные знакомства и общение, игровая, киберсексуальная зависимость и др .) .

Результаты научных исследований по рассматриваемому вопросу позволили выделить своеобразные эффекты, последствия влияния цифровых технологий на развитие современных детей и подростков, способствующие их виктимизации [1; 3;4]:

—Когнитивное развитие: изменения восприятия («контентная слепота»—приоритет визуального восприятия над содержательным; «клипово-комиксное» восприятие — поверхностность и отрывочность, усиление наглядно-образного типа перцепции), внимания (рассредоточенность вследствие избыточности и доступности большого объема информации, ослабление концентрации и устойчивости внимания), мышления (ослабление дискурсивного, рассуждающего и развитие констатирующего, дивергентного стилей мышления; снижение уровня анализа, осмысления, понимания информации, некритичность, отрывочность знаний об окружающем), памяти (трудности запоминания как следствие возможности быстрого поиска и доступа к необходимой информации)

—Аффективное и личностное развитие: агрессивные, депрессивные, суицидальные тенденции, аддикции (цифровая, компьютерная, коммерческая, контентная, игровая и др .), медиабулимия / «цифровое обжорство», «цифровое ожирение» и другие деструктивные варианты развития личности .

— Социально-коммуникативное развитие: поверхностные и избыточные межличностные связи, трудности/ограничения общения и социальной коммуникации со взрослыми и сверстниками в реальной действительности; ослабление связей с семьей и друзьями, расширение онлайн-контактов с незнакомыми людьми и людьми разных возрастов; дефицитарность/недостаточность социальных компетенций и навыков . Коммуникативные онлайн-риски—характерная черта смешанной реальности, связанная с распространением персональной информации

в достаточно широком коммуникативном пространстве Интернета и ослаблением системы социальных связей . В настоящее время наблюдается увеличение асоциальных форм поведения в детско-юношеской среде, что связано с психологической уязвимостью данной возрастной группы, их личностной незрелостью и подверженностью манипуляциям, управляемостью со стороны, радикальных лидеров с последующим вовлечением в сетевые сообщества, деструктивные объединения и субкультуры . Своеобразные катализаторы данной тенденции—анонимность, использование разных профилей, псевдонимов и другие элементы социомедийной среды .

— Физическое развитие: нарушения здоровья и функций организма вследствие пренебрежения санитарно-гигиеническими условиями использования цифровых средств (например, нарушения опорно-двигательного аппарата (в первую очередь осанки), работы желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы, снижение зрения и др )

—Духовно-нравственное развитие: проблемы влияния современных масс-медиа на ценностно-смысловые, духовно-нравственные, моральные аспекты становления современного подрастающего поколения . Искаженное восприятие традиционных ценностных ориентиров, затруднения в осознании целевой, структурно-содержательной и морально-информационной составляющих, деформации мировоззрения, чрезмерная уязвимость к идеологическому и психологическому воздействию в социомедийном пространстве порождают комплекс проблем как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе .

Заключение

Цифровизация — процесс, обусловливающий значительные изменения социализации современного подрастающего поколения посредством ранней интернет-инициации, активного (нередко неконтролируемого со стороны взрослых) освоения и интенсивного использования цифровых инструментов, сокращения времени общения с семьей, многозадачного формата решения жизненных задач и др .

В настоящее время присвоение социального опыта, становление личности осуществляется в условиях смешанной реальности, объединяющей виртуальное (цифровое) и реальное пространства . В ювеналь-ном периоде это, с одной стороны, способствует расширению пространства для познавательно-исследовательской, образовательной, коммуникативной деятельности, реализации творческих способностей, профессионального самоопределения, с другой стороны — обусловливает виктимизацию . Индикаторами цифровой социализации в ювенальном периоде являются социально-психологическое и эмоциональное благополучие, психофизическое здоровье, безопасность в информационно-коммуникативной среде . Соответственно, о виктимизации детей и подростков в цифровой среде свидетельствуют проблемы аффективного, личностного, социально-коммуникативного развития, деформации духовно-нравственной сферы и др

Минимизация рисков виктимизации современных детей и подростков в цифровом пространстве предполагает защиту

от деструктивного информационно-психологического воздействия, предупреждение нанесения вреда здоровью, психическому, физическому, духовному, нравственному развитию . Указанное предполагает реализацию системы мероприятий, объединяющей усилия государства, общественных организаций, участников медиаиндустрии, родительско-детского сообщества, нацеленных на:

— минимизацию рисков десоциализа-ции детей и подростков;

— создание условий для позитивной социализации, индивидуализации, психологического благополучия и формирования позитивного мировоззрения у подрастающего поколения;

— повышение информационной безопасности, цифровой компетентности, грамотности и ответственного поведения в цифровой среде всех участников цифрового взаимодействия

Перспективы дальнейшей работы в данной области связаны с разработкой психолого-педагогических основ программ де-виктимизации личности в цифровой среде .

Список источников

1 . Ашманов И . С . Цифровая гигиена . Санкт-Петербург : Питер, 2022 . 400 с .

2 . Денисенкова Н . С ., Красило Т. А . Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование . 2019. № 6 (96) . С . 50-57. DOI: https://doi .о^/10.24411/1997-9657-2019-10058

3 . Марцинковская Т. Д ., Преображенская С . В . Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии . 2020. Т. 66, № 3 . С . 45-54.

4 . Роберт И .В . Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития . 2021. № 16-1 . С . 868-876.

5 . Рубцова О . В ., Саломатова О . В . Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст (часть 1) // Культурно-историческая психология . 2022 . Т. 18, № 3 . С. 22-31 . DOI: https://doi.о^/10. 17759/chp .2022180303

6 . Санакоева Я . И ., Моргоева А . Д ., Моргоев И . Д . Человек в цифровой трансформации общества: вызовы и риски // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке . 2022 . Т. 11, № 2А . С . 170-177. DOI: https://doi.org/10.34670^.2022 .99.96.034

7 . Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество . 2018 . Т. 9, № 3 .С . 71-80 .

8 . Солдатова Г. У. , Войскунский А . Е . Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология . Журнал Высшей школы экономики . 2021. Т. 18, № 3 . С .431-450. Б01: https://doi .org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

9. Солдатова Г. У. , Чигарькова С . В ., Кошевая А . Г. , Никонова Е . Ю . Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность // Сибирский психологический журнал . 2022 . № 83 . С . 20-45. D0I: https://doi .org/10.17223/17267080/83/2

10 . Фоминых Е . С . Виктимологические аспекты взаимодействия в медиа-пространстве // Виктимология . 2021. Т. 8 . № 2 . С . 183-188.

References

1 . Ashmanov IS . Digital hygiene. St . Petersburg: Peter, 2022. 400 p . (In Russ .)

2 . Denisenkova NS, Krasilo TA . Development of preschoolers in the digital socialization age . Sovre-mennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today] . 2019;(6):50-57 (in Russ .) . DOI: https:// doi. org/10.24411/1997-9657-2019-10058

3 . Marcinkovskaya TD, Preobrazhenskaya SV. Informational socialization of students in the transitive world . Voprosy psychology [Psychology issues] . 2020;66(3):45-54. (In Russ .)

4 . Robert IV. Digital transformation of education: value orientations, development prospects . Rossiya: tendencii iperspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects of development] . 2021;(16-1):868-876 . (In Russ .)

5 . Rubtsova OV, Salomatova OV. Child's Play in the Context of Digital Transformation: Cultural-Historical Perspective (Part One) . Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural-Historical Psychology]. 2022;18(3):22-31. (In Russ .) DOI: https://doi .org/10,17759/chp .2022180303

6 . Sanakoeva YaI, Morgoeva AD, Morgoev ID . Man in the digital transformation of society: challenges and risks . Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about the world and man] . 2022;11(2A):170-177. (In Russ .) DOI: https://doi .org/10,34670/AR .2022 .99.96.034

7 . Soldatova GU . Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world . Social'naya psihologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society] . 2018;9(3):71-80 . (In Russ .)

8 . Coldatova GU, Vojskunskij AE . Socio-cognitive concept of digital socialization: а new ecosystem and social evolution of the mind . Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of higher school of economics], 2021;18(3):431-450. (In Russ .) DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

9. Soldatova GU, Chigarkova SV, Koshevaya AG, Nikonova EYu . Daily activities of adolescents in mixed reality: user activity and multitasking. Sibirskij psihologicheskij zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2022;(83):20-45. (In Russ .) DOI: https://doi .org/10. 17223/17267080/83/2

10 . Fominyh ES . Victimological aspects of interaction in the media space . Viktimologiya [Victimology], 2021;8(2):183-188. (In Russ .)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Фоминых Екатерина Сергеевна

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет.

Оренбург, Россия .

fominyh.yekaterina@yandex. ги

о^0000-0003-3733-4381

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yekaterina S. Fominykh

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Special Psychology Department, Orenburg State Pedagogical University.

Orenburg, Russia . fominyh.yekaterina@yandex. ru https://orcid . org/0000-0003-3733-4381

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest .

Дата поступления статьи / Received: 24.05 .2023.

Дата рецензирования статьи / Revised: 15 .06.2023.

Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.06.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.