УДК 343.988 Фоминых Е. С.
С. 10—14
СОВРЕМЕННЫЕ КОНТЕКСТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВИКТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В статье проводится анализ современной социокультурной ситуации развития детей и подростков как условия трансформации процесса социализации и роста виктимизации. Социализация и виктимизация рассмотрены с позиции взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимо-детерминированных процессов. В качестве социальных предпосылок виктимизации рассмотрены негативные социальные условия (травматизация, неблагоприятные условия семейного воспитания, гипосоциализирующее воздействие семьи), так и позитивные (облегчение условий социализации, гиперсоциализирующие стратегии воспитания и др.). Психологическую основу данных процессов составляет нарушение процесса естественной сепарации и автономизации; образование психотических, невротических и пограничных личностных структур, участвующих в генезе индивидуальной виктимности. Представлены социально-психологические последствия десоциализации и виктимизации детей и подростков: ювенальная маргинальность, различные виды отклоняющегося поведения, вовлечение в деятельность неформальных объединений и деструктивных организаций.
Ключевые слова: виктимизация, социализация, дети, подростки, социальные факторы, психологические факторы.
Введение
В условиях современной социальной неопределенности, фрустрированности и кризисного состояния общественной системы продолжается процесс расширения традиционного объекта виктимологии посредством включения категорий жертв, продуцируемых условиями социализации личности. При этом дотрудовой этап социализации личности продолжает занимать лидирующие позиции в процессах виктимизации: детский и подростково-юношеский период остаются наиболее уязвимыми и чувствительными к действию разнообразных деструктивных агентов. Социально-психологический механизм виктими-зации рассматриваемой категории образуется путем интеграции внутренних (психологических) и внешних (социальных) факторов. Психологический компонент составляют возрастные и индивидуально-психологические особенности, социальный компонент — современные условия развития (изменение
пространства отношений, в которых протекает социализация: недостаточность социализирующих воздействий семьи и образовательных организаций; невалидность опыта старшего поколения, нарушение межпоколенной трансмиссии; активное использование гаджетов, доступность и легкость получения информации; распространение неформальных объединений и деструктивных религиозных организаций) [8]. В рамках настоящей статьи остановимся на анализе социального контекста виктимизации и социализации личности.
Постановка проблемы
Процессы виктимизации и социализации личности взаимосвязаны, более того, они являются взаимообусловленными и взаимоде-терминированными. Анализ виктимности как проблемы социализации личности, представленный в трудах К. В. Вишневецкого [2], А. В. Муд-рика [5], Е. В. Руденского [9] и др., показывает: степень виктимности личности зависит
от степени ее социализированности, в свою очередь ранняя виктимизация ведет к дефектам социализации и рецидиву виктимизации в будущем. Широкое отражение в виктимоло-гических исследованиях нашли негативные факторы и условия социализации личности (А. В. Мудрик, Е. В. Руденский, Ю. Е. Руден-ская и др.); ракурс современных исследований начинает смещаться на положительные стороны социализации.
Важной предпосылкой виктимности и виктимизации личности является нарушение процесса естественной сепарации, в ходе которого ребенок становится автономным, самостоятельным, независимым. Психологическую основу данного процесса может составлять не только психотравматизация и деструкто-генное окружение, но и избыточное облегчение условий социализации, технологическая переразвитость, сенсорная перестимуляция. Чрезмерная опека, избыточность любви, удовлетворение потребностей ребенка до момента их актуализации, отсутствие третьего в диаде «мать-ребенок» детерминируют образование личностных структур, участвующих в генезе индивидуальной виктимности: психотических, невротических и пограничных. Усилия личности будут направляться на установление и поддержание симбиоза и «опорных» отношений, определяя несформированность и дис-функциональность психологических границ, специфику самосознания, личностную недоразвитость [10].
Особое внимание в анализируемой проблеме занимают гипер- и гипосоциализирующие воздействия семьи, которые имеют одинаковые социально-психологические последствия — наращивают виктимогенный потенциал личности ребенка, блокируют возможности его полноценной социализации и адаптации. При гиперсоциализации возможности развивающейся личности ограничиваются за счет минимизации зоны ответственности и самостоятельности ребенка и максимизации родительской опеки. При такой модели семейного воспитания личность не приобретает опыт самостоятельного преодоления жизненных задач и вызовов, в связи с чем в ее структуре начинают преобладать черты инфантильности, личностной незрелости, зависимости от других. При гипосоциализации объем социализирующих воздействий (контроль, требования, санкции) недостаточен для полноценного развития ребенка либо отсутствует,
что приводит к выраженным реакциям эмансипации, поиска «безопасной среды» и беспризорности и безнадзорности (ювенальной маргинальности) [6].
Результаты исследования и обсуждения
Ювенальная маргинальность (лат. margo — край, граница; juvenalis — юный, юношеский) занимает пограничное положение между гармоничной/нормативной и отклоненной социализацией. Движение вектора в направлении отклоненной социализации коррелирует с длительностью нахождения ребенка/подростка в неблагоприятных условиях, приобщению к нормам и правилам субкультуры. Указанное способствует увеличению риска социальной дезадаптации, деиндивидуализации, дезинтеграции, десоциализации [3], усиливающим предрасположенность к асоциальным формам поведения. Однако однозначно отнести юве-нальную маргинальность к категории ненормативного и отклоняющегося поведения мы не можем, поскольку она находится на границе социальных норм, не во всех случаях обладает признаками устойчивости и согласуется с личностными интенциями. Среди специфических особенностей ювенальных маргиналов можно отметить: социальную неполноценность, стремление к отделению от семьи, избавлению от опеки, автономность; ощущение собственной неполноценности, неэффективности и малозначимости с образованием различных компенсаторных реакций, желания самоутвердиться, обрести самостоятельность и устойчивость в трудных жизненных ситуациях. Усиливают указанные тенденции нарушения и искажения психофизического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, деформации нормативно-ценностной системы и др., определяя личностную готовность к асоциальной жизни.
Еще одним следствием гипосоциализиру-ющего характера взаимоотношений в семье является формирование нетерпимости по отношению к существующим социальным институтам, стремление освободиться от социальных запретов и их нарушение как норма субкультуры; вовлечение детей и подростков в деятельность автономных, замкнутых неформальных объединений/групп, деструктивных религиозных организаций. Проведенный в исследовании В. П. Петрова и С. В. Петрова [7] анализ предпосылок вовлечения подростков и юношей в деструктивные организации
показывает, что детерминантами являются как психологические аспекты (неустроенность, эгоцентризм, отгороженность от окружающих, ранимость, боязнь ответственности, ощущение ненужности и обиженности и др.), так и социальные (материальная независимость, негативная внутрисемейная обстановка и др.). Вовлечение подростка в деятельность деструктивной неформальной организации сопровождается нарушением интерактивной системы в виде разрыва устоявшихся социальных связей (семья, школа, родственники), извлечением из социальной структуры общества и изолированием в пространстве группы, функционирующей по своим правилам [4].
В целом негативное воздействие деструктивной религиозной организации на человека определяет виктимную личностную деформацию, для которой характерно [1]:
• нарушение личностной идентичности: мировоззрения, личностных характеристик и установок;
• потеря автономии, свободы выбора и контроля своей жизни, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения;
• потеря доверия: боязнь близости и обязательств, приводящие к нарушениям взаимоотношений с окружающими;
• тревожность, чувство страха, вины, депрессивные состояния;
• развитие зависимости, инфантильность;
• ослабленную психологическую интеграцию, т. е. разобщение с докульто-вой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью; неспособность образовать близкие дружественные отношения вне группы;
• психические расстройства: галлюцинации, искаженное восприятие реальности, расщепленная личность, нервные срывы, паранойя, мания величия, регрессивное поведение, суицидальное мышление;
• ПТСР;
• диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму триггера (предмет или действие, оказывающее определенную реакцию, своего рода спусковой крючок) к воспоминаниям о жизни в группе;
• существование в «узком» настоящем, отвергая прошлое и будущее;
• отчуждение, враждебность, апатия в отношении общества.
Вывод
Таким образом, социокультурная ситуация развития обусловливает трансформацию процесса социализации, росту виктимизации. Работа по девиктимизации детско-юношеской среды должна базироваться на выявлении виктимогенных факторов, профилактике и минимизации их отсроченных и негативных воздействий, повышению адаптационного потенциала личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барадина, Н. А. Вовлечение подростков в секты, культы, нетрадиционные религиозные организации: процесс, причины, влияние на жизнедеятельность / Н. А. Барадина // Социальная политика и социология. — 2012. — № 8. — С. 139—151.
2. Вишневецкий, К. В. Виктимность и проблемы социализации личности / К. В. Вишне-вецкий // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 9. — С. 265—270.
3. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская,
B. Ю. Рыбников. — СПб. : Питер, 2011. — 352 с.
4. Манько, Ю. В. Социология молодежи / Ю. В. Манько. — СПб. : Издательский дом «Петрополис», 2010. — 336 с.
5. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. — М. : Академия, 2007. — 224 с.
6. Нагаев, В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы / В. В. Нагаев. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 255 с.
7. Петров, В. П. Информационная безопасность человека и общества / В. П. Петров,
C. В. Петров. — М. : ЭНАС, 2007. — 334 с.
8. Поливанова, К. Н. Новое детство: вызов культурно-исторической теории? / К. Н. Поливанова // У истоков развития : сборник научных статей / ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Котляр (Корепанова). — М. : Издательство МППГУ, 2013. — С. 128—133.
12
9. Руденский, Е. В. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма: введение в социально-генетическую виктимологию / Е. В. Руденский, Ю. Е. Руденская. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2012. — 254 с.
10. Тхостов, А. Ш. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации / А. Ш. Тхостов, К. Г. Сурнов // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. № 6. — С. 16—24.
REFERENCES
1. Baradina, N. A. Vovlechenie podrostkov v sekty, kulty, netraditsionnye religioznye organizatsii: protsess, prichiny, vliyanie na zhiznedeyatelnost / N. A. Baradina // Sotsialnaya politika i sotsiologiya. — 2012. — № 8. — S. 139—151.
2. Vishnevetskiy, K. V. Viktimnost i problemy sotsializatsii lichnosti / K. V. Vishnevetskiy // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2012. — № 9. — S. 265—270.
3. Zmanovskaya, Ye. V. Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy / Ye. V. Zmanovskaya, V. Yu. Rybnikov. — SPb. : Piter, 2011. — 352 s.
4. Manko, Yu. V. Sotsiologiya molodezhi / Yu. V. Manko. — SPb. : Izdatelskiy dom «Petropolis», 2010. — 336 s.
5. Mudrik, A. V. Sotsialnaya pedagogika / A. V. Mudrik. — M. : Akademiya, 2007. — 224 s.
6. Nagaev, V. V. Yuvenalnaya yustitsiya. Sotsialnye problemy / V. V. Nagaev. — M. : Yuniti-Dana, 2012. — 255 s.
7. Petrov, V. P. Informatsionnaya bezopasnost cheloveka i obshchestva / V. P. Petrov, S. V. Petrov. — M. : ENAS, 2007. — 334 s.
8. Polivanova, K. N. Novoe detstvo: vyzov kulturno-istoricheskoy teorii? / K. N. Polivanova // U istokov razvitiya : sbornik nauchnykh statey / Red.: L. F. Obukhova, I. A. Kotlyar (Korepanova). — M. : Izdatelstvo MPPGU, 2013. — S. 128—133.
9. Rudenskiy, Ye. V. Defekt sotsializatsii lichnosti kak bazovaya kategoriya pedagogiki kriticheskogo konstruktivizma: vvedenie v sotsialno-geneticheskuyu viktimologiyu / Ye. V. Rudenskiy, Yu. Ye. Rudenskaya. — Novosibirsk : Izd-vo NGPU, 2012. — 254 s.
10. Tkhostov, A. Sh. Vliyanie sovremennykh tekhnologiy na razvitie lichnosti i formirovanie patologicheskikh form adaptatsii: obratnaya storona sotsializatsii / A. Sh. Tkhostov, K. G. Surnov // Psikhologicheskiy zhurnal. — 2005. — T. 26 № 6. — S. 16—24.
ФОМИНЫХ Екатерина Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент. Оренбургский государственный педагогический университет. 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19.
E-mail: fominyh.yekaterina@yandex.ru.
Fominyh E. S.
MODERN CONTEXTS OF SOCIALIZATION AND VICTIMIZATION OF PERSONALITY
The article analyzes the current socio-cultural situation of development of children and adolescents as a condition of transformation of the process of socialization and growth of victimization. Socialization and victimization are considered from the position of interrelated, interdependent and inter-deterministic processes. As the social background of victimization are considered negative social conditions (trauma, poor conditions of family education, gipocalziemia the impact of family), and positive (facilitation of socialization, gepersonaliseerde parenting strategies, etc.). The psychological basis of these processes is the violation of the process of natural separation and autonomization; the formation of psychotic, neurotic and borderline personality structures involved in the Genesis of individual victimization. Social and psychological consequences of desocialization and victimization of children and adolescents are presented: juvenile marginality, different types of deviant behavior, involvement in the activities of informal associations and destructive organizations.
Keywords: victimization, socialization, children, teenagers, social factors, psychological factors.
FOMINYKH Ekaterina Sergeevna — PhD in psychology, associate professor, Orenburg State Pedagogical University, 460014, Orenburg, ul. Soviet, 19. E-mail: fominyh.yekaterina@yandex.ru.
Дата поступления статьи в редакцию: 09.05.2019 г.