НАРУШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ С СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В РСО-АЛАНИЯ
К.Ф. БЕСОЛОВА, аспирант, ВНИЭТУСХ
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, пищевая и перерабатывающая промышленность, сырьевая база, разрыв экономических связей.
Рыночные отношения, получившие своё развитие в начале 90-х годов прошлого века, должны были дать достаточные экономические и правовые предпосылки для активизации предпринимательства во всех отраслях экономики, в том числе в таких сферах, как сельскохозяйственное производство и пищевая и перерабатывающая промышленность АПК.
Предпринимательство, как известно, ставит главной своей целью получение максимально возможной прибыли через удовлетворение рыночного спроса на товары и услуги определённого качества. Эта цель обуславливает прежде всего выбор оптимальных вариантов обеспечения производства сырьём и организацию эффективной системы сбыта продукции. Здесь немаловажную роль играет развитие тесных экономических связей между предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, с одной стороны, и сельскохозяйственными предприятиями (поставщиками сырья) и торгово-сбытовыми организациями - с другой. Такая необходимость обусловлена условиями высокой конкуренции на продовольственном рынке. В частности, анализ на примере РСО-Алания показывает, что одним из источников обеспечения конкурентных преимуществ местной продукции становится налаживание тесных взаимосвязей с поставщиками сырья в пределах республики вследствие минимализации издержек, связанных с транспортировкой, потерями продукции и т.д.
На практике наблюдается обратная
ситуация, когда предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности бывают вынуждены закупать сырьё за пределами республики либо сокращать объёмы производства. Такое положение объясняется разрывом или разрушением многолетних экономических связей между различными звеньями предприятий-смежников АПК. Для подтверждения приведём результаты анкетного опроса руководителей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода РСО-Алания, где респондентами опроса были руководители 14 предприятий, специализирующихся на производстве пищевой продукции (молока и молочной продукции, мяса и мясных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, фруктовых соков и т.д.).
Из числа опрошенных руководителей 12 отметили недостаточное количество поступающего на переработку сырья как одну из основных причин низкой эффективности своего производства. То есть здесь важную роль играли тесные хозяйственно-экономические связи пищевой и перерабатывающей промышленности с сельским хозяйством - кризис сельскохозяйственного производства адекватно повлиял на эффективность и темпы развития производственной деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК РСО-Алания.
Согласно опросу, все респонденты отметили, что их предприятия закупают сырьё непосредственно у сельскохозяйственных производителей РСО-Алания, лишь ГУП «Моздокское ХПП»
111621, г. Москва,
ул. Оренбургская, 15;
тел. 8 (495) 700-06-71_________
закупило 2 т зерна озимых в Ставропольском крае. На первый взгляд может показаться, что ситуация благоприятствует развитию тесных взаимоотношений между субъектами пищевой и перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства внутри республики. Однако более глубокий анализ показывает, что всё гораздо сложнее. Во-первых, настораживают объёмы закупаемого сырья. Суммарная производственная мощность предприятий, перерабатывающих молоко (ОАО «Гормолзавод «Северо-Осе-тинский», ООО «АХ «Мастер-Прайм-Берёзка», МУП «Моздокский сырзавод», ОАО «Алагир»), в 2008 году составляла примерно 11 тыс. т в год, тогда как фактически ими переработано всего лишь 4672 т, что составляет 42% от общей мощности. Во вторых, невыгоден по своим затратам завоз сырья из других регионов. В-третьих, нет в наличии соответствующих машин (молоковозов, рефрижераторов), что в свете скоропортящегося характера сельскохозяйственного сырья также представляет серьёзную проблему.
Складывающаяся на сегодняшний день ситуация такова, что доля молочной продукции внутриреспубликанско-го производства на рынке республики ничтожно мала (не более 20% по данным Минсельхозпрода), а основной ассортимент молочной продукции представлен предприятиями КБР, Ставро-
Entrepreneurship, food and process industry, source of raw materials, breaking-off the economic contacts.
20
Аграрный вестник Урала
№ 1 (67), 2010 г.
польского и Краснодарского краёв. Такая ситуация является следствием затянувшегося кризисного состояния, в котором находится животноводство республики уже не один год. Снижается поголовье молочного стада в сельскохозяйственных организациях, а, следовательно, и общие надои молока, а нерациональное кормление приводит к уменьшению продуктивности коров и снижению жирности молока. Как следствие - отсутствие сырья для полной загрузки производственных мощностей молочных заводов.
В качестве примера приведём ОАО «Алагир» Алагирского района РСО-Ала-ния, некогда процветавшее предприятие, полностью обеспечивавшее район молочной продукцией высокого качества. Несмотря на проведённую в 2006 году реконструкцию и полную готовность к работе это предприятие до сих пор не задействовало своих мощностей в полной мере. Ситуация не изменилась к лучшему даже тогда, когда районными властями заводу было выделено два передвижных молокосборных пункта в целях закупки сырья в малых формах аграрного производства. Причиной тому явился низкий уровень сбора молока у населения и фермерских хозяйств, тогда как именно в личных подсобных хозяйствах и К(Ф)Х производится основная масса молока (на долю ЛПХ и К(Ф)Х приходится 88,8% поголовья КРС).
Таким образом, поставка молока на молзавод ведётся с перебоями и в очень малом количестве (по 300 л в 34 дня). С учётом этих обстоятельств с сентября 2008 года завод начал закупать и завозить молоко из Ставропольского края (по 4 т еженедельно), но эти закупки также имели нерегулярный характер. Как показывает практика, ввоз сырья из других регионов Южного федерального округа значительно увеличивает затраты и, как следствие, себестоимость производимой продукции, что делает предприятие неконкурентоспособным и ставит его в заведомо невыгодное положение, так как на рынке имеется значительно более дешёвая продукция из соседних республик, краёв и областей.
Анализ показывает, что другой ключевой проблемой для предприятий, перерабатывающих молоко, становится высокая цена цельного молока на рынке. Так, например, если в 1998 году она была равна 5 руб. за 1 л, то в 2009 году этот показатель достиг 23-25 руб. за 1 л. С учётом этого производители молока (в первую очередь - личные подсобные хозяйства населения) предпочитают реализовывать молоко по высоким розничным ценам на рынке самостоятельно, нежели по оптовым (сниженным) - перерабатывающим предприятиям.
Закупка 1 т молока обходилась перерабатывающим предприятиям в среднем в 10700 руб. в 2008 году. Как
мы можем видеть, разница между рыночной ценой на цельное молоко и закупочной ценой на него для молочных заводов существенна. На наш взгляд, необходимо заняться разработкой мер по поддержанию молочного производства республики, тем более что в свете проекта Доктрины обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации это становится ещё более актуальным. Как нами отмечалось выше, большую долю молока производят личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства. Исходя из отмеченного следует вывод о том, что необходимо разработать систему дотационных мероприятий, которые способствовали бы поддержанию необходимого уровня доходности как молзаводов, так и поставщиков молока, включая ЛПХ и К(Ф)Х. То есть должны выделяться дотации на возмещение разницы между ценой, которую может предложить покупатель (молзавод), и той, за которую готов продать молоко продавец (ЛПХ или К(Ф)Х). При этом большей целесообразностью, на наш взгляд, обладает оказание помощи непосредственно перерабатывающим предприятиям, так как в этом случае облегчается непосредственно механизм предоставления дотаций и контроль над их использованием.
Местные и муниципальные органы власти также могли бы способствовать нормализации состояния пищевой и перерабатывающей промышленности АПК (в частности это касается молочного производства), чего на деле, к сожалению, не происходит. Например, руководитель ОАО «Гормолзавод «Алагир» Алагирского района РСО-Ала-ния не раз выражал готовность создать крупное интегрированное предприятие на базе одного из сельскохозяйственных предприятий района, которые на сегодняшний день также находятся в непростом экономическом состоянии. Но эта инициатива не нашла должной поддержки. По нашему мнению, создание кооперативного формирования в ближайшей перспективе позволит:
■ осуществлять контроль над качеством получаемого сырья на всех стадиях производственного процесса (вплоть до отслеживания качества корма и технологии содержания коров);
■ решать проблему неравномерного поступления сырья для переработки и обеспечения полной загрузки производственных мощностей предприятия;
■ создавать новые рабочие места, что является крайне важным моментом для того же Алагирского района, где безработица достигла критического уровня.
Все рассмотренные примеры как нельзя лучше свидетельствуют о негативном влиянии произошедшей трансформации в системе экономи-
Экономика
ческих и хозяйственных связей между сельским хозяйством и пищевой и перерабатывающей промышленностью. Разрыв многолетних устоявшихся отношений экономического характера, произошедший в начале 90-х годов прошлого века, несомненно, адекватно повлиял на состояние этих двух сфер АПК, находящихся в тесной зависимости друг от друга, но на сегодняшний день пока не пришедших к единому слаженному механизму взаимодействия. В подобной ситуации развитие предпринимательской деятельности и инициативы сдерживается. Недостаточное сырьевое обеспечение производства приводит к неэффективному использованию производственных мощностей, что, в свою очередь, ведёт за собой неминуемые убытки. Как итог -неудовлетворительное состояние наиболее крупных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК, большие объёмы импорта пищевой продукции, потеря внутриреспуб-ликанских рынков для местного производителя.
Пути решения сырьевой проблемы для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности регионального АПК нами представляются в виде следующих пунктов.
■ Создание эффективной дотационной политики государства в сфере обеспечения достаточного уровня доходности ЛПХ при реализации ими сельскохозяйственной продукции не на рынке, а предприятию-переработчику. В свете большого числа ЛПХ целесообразней компенсировать разницу между ценой на сельскохозяйственную продукцию, приемлемой для перерабатывающего предприятия, и ценой, приемлемой для ЛПХ, непосредственно предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности.
■ Создание при материальной и организационной поддержке государства специальных предприятий (фондов), занимающихся скупкой зерна (в основном, кукурузы) у ЛПХ, К(Ф)Х и сельскохозяйственных предприятий РСО-Ала-ния, так как в силу мелкотоварного производства они не всегда в состоянии найти покупателя. На наш взгляд, целесообразно создание акционерного предприятия с участием как государства, так и крупных крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, так как именно они занимают наибольший удельный вес в производстве кукурузы на зерно и непосредственно заинтересованы в реализации своей продукции по наиболее выгодным каналам. Напомним, что на сегодняшний день с проблемами поиска покупателя сталкивается практически каждый производитель зерновой продукции. Предприятиям, для которых зерно - это основной вид сырья для переработки (спиртзаводы), легче закупить крупную партию зерна, например, в Ставропольском крае, нежели
№ 1 (67), 2010 г.
Аграрный вестник Урала
21
Экономика
небольшими партиями - у местных производителей, так как это очень хлопотно и требует больших материальных затрат.
■ Содействие созданию и развитию элементов рыночной инфраструктуры, которые способны обеспечить реализацию конкурентных преимуществ на рынке продукции как пищевой и пере-
рабатывающей промышленности, так и сельского хозяйства (организация постоянных оптовых рынков местных производителей и т.д.).
По нашему мнению, эти меры помогут восстановить нарушенные пропорции межотраслевого обмена и производственно-хозяйственные связи между производственной системой
(пищевая и перерабатывающая промышленность) и её сырьевой базой (сельскохозяйственные предприятия). Республиканские власти должны всемерно содействовать становлению и развитию целостной системы эффективных взаимосвязей между сельским хозяйством и пищевой и перерабатывающей промышленностью.
Литература
1. Буров М.П. К вопросу регулирования межрегионального экономического взаимодействия субъектов РФ и информационного обеспечения межрегиональных экономических связей // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2008. № 10. С. 10-18.
2. Девин С.К. Структурная политика и экономическое развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 3. С. 20-26.