Научная статья на тему 'НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗДОРОВЬЯ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПАГАНДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ'

НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗДОРОВЬЯ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПАГАНДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗДОРОВЬЯ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПАГАНДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ»

НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗДОРОВЬЯ КАК ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПАГАНДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Доцент М. А. Ибрагимов

Из Бакинского университета здоровья и Азербайджанского института

усовершенствования врачей

Работа Университета здоровья как новой, прогрессивной формы организации пропаганды гигиенических знаний среди населения еще не получила должного освещения на страницах печати. В этой небольшой статье мы хотели бы поделиться опытом работы Бакинского университета здоровья. В создании университета принимали участие Бюро медицинской секции Азербайджанского общества по распространению политических и научных знаний, Республиканский комитет профсоюза медицинских работников, Министерство здравоохранения Азербайджанской ССР и Общество Красного Полумесяца. Их участие в создании Бакинского университета здоровья должно было обеспечить обобщение опыта для организации подобных университетов при отделениях обществ других городов, домах санитарного просвещения и крупных лечебно-профилактических учреждениях.

Для руководства университетом был сформирован совет из 17 человек: профессоров, доцентов, ассистентов Азербайджанского медицинского института имени Н. Нариманова и Института усовершенствования врачей, квалифицированных врачей и представителей партийных и общественных организаций города. Из состава совета были избраны ректор университета, заместители ректора по учебной части и организационной работе и секретарь. Совет определял срок обучения, тематику лекций, состав лекторов, порядок и методику проведения занятий, их продолжительность, перечень фильмов для демонстрации и т. д.

Важным мероприятием в работе совета на первом этапе являлся набор слушателей. Члены совета направлялись на крупные предприятия, в учреждения, учебные заведения для разъяснительной работы о целях и задачах университета. Они выступали на собраниях рабочих, служащих, вели беседы с населением, выступали по заводскому радиотрансляционному узлу. Для широкого оповещения населения об открытии Университета здоровья, о его целях и задачах на страницах республиканской газеты выступил со статьей ректор университета. Об открытии Университета здоровья сообщалось по радио и телевидению.

В поликлиниках и медико-санитарных частях были вывешены объявления. В регистратурах этих учреждений имелись анкеты для желающих поступить в Университет здоровья. Ректорат зачислял слушателей в течение 2 месяцев.

Деятельное участие по вовлечению слушателей в Университет здоровья принимали партийные организации предприятий, учреждений и местные профсоюзные организации, а также организации Общества Красного Полумесяца.

В первый день занятий университет посетило 330 слушателей: 90 мужчин и 240 женщин, из них 210 человек имели 7—10-летнее образование, 92 — высшее и лишь у 28 человек образование было ниже 7 классов.

В организационный период заседания совета Университета здоровья проводились не реже одного раза в неделю, во втором полугодии работы — 1—2 раза в месяц.

Занятия ведутся один раз в неделю по 2 академических часа.

Во многих университетах здоровья других городов Советского Союза занятия проводятся 2 раза в месяц. Опыт нашей работы пока-

зал, что занятия каждую неделю проходят успешнее, чем 2 раза в месяц: это лучше влияет на целостность впечатлений от лекций, поскольку между ними нет длительных перерывов, следовательно, лучше закрепляются полученные знания.

Учебный год нашего университета—10 месяцев; в июле и августе— каникулы. \

Разработанная советом тематика лекций обсуждалась на общем собрании слушателей. С учетом их пожеланий была утверждена тематика лекций на учебный год.

• *

Учебные занятия включают лекции, семинары и демонстрацию кинофильмов. Основной формой пропаганды научно-медицинских знаний является лекция. Однако семинарские занятия и демонстрация научно-популярных фильмов значительно способствуют успеху занятий.

Слушатели проявили большой интерес к таким вопросам, как уход за больным, оказание первой помощи при внезапных заболеваниях, организация правильного кормления детей, ухода за новорожденными и т. д. В конце лекции слушатели задавали много вопросов. Для удовлетворения запросов слушателей первые 3 месяца наряду с лекциями 2 раза в месяц проводились семинарские занятия. Таким образом, первая и третья недели месяца посвящались чтению лекций, а вторая и четиертая — семинарским занятиям. *

Семинарские занятия проводились по следующим темам: 1) ухо^ за больными в домашних условиях; 2) доврачебная помощь; 3) охрана здоровья женщин и детей; 4) личная гигиена. Слушатели по собственному желанию записывались в ту или другую группу. Продолжительность семинарских занятий составляла 2 академических часа. Первый час преподаватель посвящал основным понятиям разбираемой темы; второй — вопросам и ответам. Кроме того, в этот час преподаватель демонстрировал ту или иную манипуляцию.

С 24/Ш 1960 г. по 30/ХП 1961 г. было прочитано 82 лекции и проведено 24 семинарских занятия. Из 82 лекций 38 были прочитаны профессорами и докторами медицинских наук, 41—доцентами и кандидатами медицинских наук, одна — ассистентом и 2 — квалифицированными врачами.

Практика работы университета показала, что чередование лекций по различным темам более рационально.

Советом университета была рекомендована примерная схема изложения лекций (с учетом особенностей различных отраслей медицинских знаний).

Мы стремились вызвать активное участие слушателей. В Университете здоровья широко использовались научно-популярные кинофильмы. Демонстрация кинофильмов значительно пополняет знания слушателей и закрепляет их.

Кинофильмы слушателями всегда просматривались полностью и с интеоесом.

л

С помощью Республиканского дома санитарного просвещения нами был по просьбе слушателей собран комплект из отдельных брошюр на различные санитарно-просветительные темы и роздан слушателям.

Занятия в университете всегда были многолюдными, на них присутствовало 200—250 человек. Для освещения работы Университета здоровья широко используется местная печать, радио, телевидение. На крупных предприятиях, в лечебных учреждениях, клубах и т. д. вывешен календарный план с указанием тем лекций.

Работа Университета здоровья построена исключительно на общественных началах. Ректор, заместитель ректора, секретарь совета, а также лекторы ведут всю работу без какого-либо материального вознаграждения.

Университет здоровья является прогрессивной формой популяризации научно-медицинских знаний среди широких кругов населения, приобщения его к разрешению задач народного здравоохранения. Практика показала, что правильная организация работы Университета здоровья значительно способствует укреплению здоровья трудящихся.

В программе университета независимо от ее тематического содержания должны быть отражены такие узловые вопросы, как ознакомление населения с системой социалистического здравоохранения и достижениями медицины; распространение естественнонаучных знаний, направленных на преодоление суеверий и предрассудков; научно-атеистическая пропаганда; пропаганда вопросов гигиены труда, быта и личной гигиены, физкультуры и спорта как факторов укрепления здоровья, противоалкогольная пропаганда, борьба за здоровый быт и т. д.

Вместе с тем при составлении программы следует учитывать ряд местных особенностей, а именно: краевую патологию, наличие заболеваний, которые в условиях данной местности имеют особенно большое значение (глистные заболевания, бруцеллез, трахома, зоб и т. д.); специфические особенности производства данного района (шахты, рудники, нефтепромыслы и т. д.).

Поступила 4/1 1962 г.

& & Ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.