Научная статья на тему 'Санитарно-просветительные лектории и их работа'

Санитарно-просветительные лектории и их работа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарно-просветительные лектории и их работа»

По данным, полученным при эксплоатации сливных станций, накопление осадка в магистралях, возможно, предупреждается тем, что сливные станции присоединены к коллекторам большого диаметра, с расходом сточных вод, во много раз превышающим количество нечистот, поступающих от сливной станции.

2. Во время слива нечистот происходит неравномерное разбавление и смешивание их с водой, в результате чего разница по концентрации среднего состава в сравнении с отдельными порциями нередко достигает 1 : 2 и выше (как у выхода из песколовки, так и в коллекторах).

Расход воды во времени крайне неравномерен; по данным, зафиксированным в момент слива нечистот, в действительности разбавление значительно ниже того, которое .определяется по материалам учета за большой промежуток времени (в течение месяца), и не отвечает существующим санитарно-техническим требованиям.

3. Техническая ¡рационализация, обеспечивающая более значительное и равномерное смешивание расходуемой воды, должна предупредить временное образование осадка и прилипание фекальных частиц к трубам, а также снизить концентрацию газов, выделяемых нечистотами, и уменьшить разницу в составе нечистот сливной станции и обычной канализационной жидкости.

Канд. мед. наук И. С. СОКОЛОВ (Москва)

Санитарно-просветительные лектории и их работа

Из Центрального института санитарного просвещения НКЗдрава СССР

Практика лекционной работы за последние годы выдвинула новую форму организации лекций — через лектории. |В области санитарного просвещения широких кругов населения лектории также получили большое распространение. Они существуют во многих городах Союза под самыми различными наименованиями: «Лекторий выходного дня» (Саратов, Фрунзе, Днепропетровск и др.), «Университет выходного дня» (Алма-Ата), «Народный университет медицинских знаний» (Кострома), «Массовый университет санитарной культуры» (медико-санитарное управление Октябрьской железной дороги) и т. д. Лектории имеются в Ленинграде, Одессе, Калинине, Харькове, Астрахани.

Большинство лекториев находится при домах санитарного просвещения. Часть лекториев организована местными медицинскими институтами и не связана с учреждениями санитарного просвещения (Саратов, Фрунзе, Кострома). Наконец, существуют и такие лектории, работа которых организуется домами санитарного просвещения совместно с медицинскими вузами или научно-исследовательскими институтами (например, Днепропетровский лекторий организован домом санитарного просвещения и Институтом гигиены труда и профессиональных заболеваний).

Указанные различия в названиях и организационной структуре лекториев по санитарному просвещению отражают разные методы их работы и отсутствие единых установок.

Задача настоящей статьи — дать ряд методических и организационных указаний по вопросам, связанным с деятельностью лекториев, так как последние при всем их разнообразии представляют собой более

высокую форму организации лекционной работы по санитарному просвещению сравнительно с прежними формами.

Как правило, лекториям удается привлечь профессуру и видных, широко известных в данном городе врачей, обычно очень редко выступающих по вопросам санитарного просвещения. Это очень важно, так как лекции высококвалифицированных специалистов не только ценны 'сами по себе, 1но и 'привлекают много слушателей. Вторым положительным моментом является возможность проведения лекториями систематической лекционной работы и организации ее применительно к 'потребностям определенных групп населения.

Выделение заранее установленных «лекционных дней» для той или иной аудитории (родители, школьники, студенты вузов и т. д.) в определенные числа месяца, опубликование календаря лекций на месяц вперед, фиксирование начала лекций и наличие для них постоянного помещения — все эти моменты приучают население к лекционной работе, способствуют группированию вокруг лектория известного ядра постоянных слушателей, через которых удается популяризировать санитарно-просветительные звания и навыки.

На основе опыта различных лекториев можно наметить такую систему их работы:

1. Эпизодические лекции.

2. Тематические циклы для массовой (недиференцированной) аудитории, например, «Микробы и их значение в жизни человека» (Калинин), «Религия в свете медицины» (Одесса) и 'т. д.

3. Циклы для определенной аудитории, например, для родителей — по гигиене воспитания детей, для школьников — по проработке программных занятий в школе (так, для школьников четвертых классов даются лекции по анатомии и физиологии и по теме «Санитарно-гигиенические условия труда», для школьников восьмых классов — лекции по анатомии и физиологии и по теме «О размножении»),

4. Курсы для здравактива, работников пищевых предприятий, коммунального хозяйства и т. д.

Многие лектории удачно 'используют местную печать и радиовещание в целях широкой популяризации своей работы.

Для организованного привлечения слушателей большое значение имеет помощь ряда организаций. Так, например, лекторий Дома санитарного просвещения в Калинине удачно привлекал через районные советы и госсанинспекцию членов комиссии здравоохранения, санитарных комиссий домоуправлений и уличных комитетов. Ряд лекториев комплектует аудиторию через фабрично-заводские комитеты, опираясь на здравпункты предприятий. Так, отдел здравоохранения Костромы за несколько дней до открытия лектория разослал по всем фабрично-заводским комитетам письмо с информацией о задачах лектория и порядке записи слушателей.

В ряде случаев для привлечения многочисленной аудитории полезна непосредственная связь работников лектория с фабрично-заводскими комитетами крупнейших предприятий.

Помимо указанных выше форм, практика работы лекториев создала следующие отдельные формы информации и привлечения слушателей:

1. ¡Рассылка пригласительных повесток через фабзавкомы, дирекции школ, вузов, управляющих домами. На имя этих лиц (или по адресам учреждений) посылается определенное число повесток с -просьбой распространить их и привлечь возможно больше слушателей.

2. Печатание календарных планов работы лектория на месяц и вывешивание их в различных учреждениях и предприятиях, клубах, библиотеках, поликлиниках, женских и детских консультациях, аптеках, вагонах трамвая и т. д.

3. Печатание и расклейка афиш (в том числе и по улицам города) с извещением о наиболее интересных эпизодических лекциях. 1В этом случае на афише, помимо прочих данных, печатаются краткие тезисы лекции.

4. Раздача билетов через здравактив и постоянных слушателей лектория.

5. ¡Рассылка именных повесток об очередной лекции (слушателям, записавшимся на тот или иной цикл).

6. Печатание и рассылка абонементов на циклы лекций.

Санитарный отдел Октябрьской железной дороги, организовавший совместно с Центральным клубом железнодорожников этой дороги «Массовый университет санитарной культуры», выпустил на каждый цикл абонементы в виде книжек с отрывными талонами. На первой и последней страницах книжки-абонемента даются сведения информационного порядка. При посещении очередной лекции посетитель отрывает соответствующий талон и оставляет его (при входе у регистратора. 1 '

Некоторые лектории (например, Центральный медицинский лекторий Ленинградского дома санитарной культуры) выпускают абонементы упрощенного типа — в виде календарного плана на небольшой полоске плотной бумаги с отрезными талонами по числу лекций. |

Темы эпизодических лекций, организуемых лекторием, определяются рядом соображений: санитарно-эпидемическими показателями, задачами, выдвигаемыми органами здравоохранения на данный период, интересами аудитории и т. д.

Интересна попытка лектория Одесского дома санитарного просвещения увязать тематику эпизодических лекций с календарными датами революционных праздников и событий.

Так, в январе дается тема «Ленин и охрана здоровья трудящихся» (в связи с годовщиной смерти Владимира Ильича), в феврале — «Охрана здоровья в Красной Армии» (ко дню Красной Армии), в марте — «Охрана материнства и младенчества в СССР» (применительно к международному женскому дню), в апреле—мае — «Здравоохранение в стране Советов и в капиталистических странах» (в связи с празднованием 1-го Мая), в июне— доклад о законе 26.VI.1936 г., в августе — доклады по вопросам санитарной обороны (применительно к проведению антивоенного дня, в сентябре — лекции по охране здоровья молодежи и гигиены призывников (к международному юношескому дню и очередному призыву в Красную Армию), в октябре—ноябре — ряд лекций о достижениях советского здравоохранения (к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции), в декабре — «Здравоохранение в свете Сталинской конституции (применительно ко Дню Конституции).

Разумеется, лекции по вопросам санитарной обороны, по борьбе с абортами, по охране здоровья молодежи ,и т. п. должны даваться не только применительно к календарным датам.

Примером тематики цикловых лекций для определенной аудитории может служить следующий цикл для родителей по охране здоровья детей дошкольного и щкольного возраста:

1. Особенности детского организма и его физическое развитие. 2. Гигиена и режим детей дошкольного и школьного возраста. 3. Болезни сердца в детском возрасте, их предупреждение и лечение. 4. Дифтерия, скарлатина и их предупреждение. 5. Корь, коклюш и их предупреждение. 6. Туберкулез в детском возрасте и его предупреждение. 7. Глистные заболевания у детей. 8. Детская нервность и ее предупреждение.

Такие циклы не должны быть особенно громоздкими и продолжительными. -1

Приведем пример цикла другого порядка (для недиференцирован-ной аудитории) — «Микробы и их значение в жизни человека», — который проводится лекторием Калининского дома санитарного просвещения. Этот цикл рассчитан на много лекций (до 20) и значительный период. Приводим некоторые из тем этого цикла:

1. Жизнь микробов и их биологические свойства. 2. Борьба с микробами (в организме и во внешней среде). 3. Иммунитет и прививки. 4. Палочки кишечно-тифозной группы и профилактика желудочно-кишечных заболеваний. 5. Палочка Коха и ее воздействие на организм. 6. Профилактические мероприятия в борьбе с туберкулезом. 7. Невидимые микробы (фильтрующийся вирус). 8. Микробы-возбудители летучих инфекций и борьба с ними. 9. Микробы и война. 10. Охотники за микробами.

Такая тематика не рассчитана на однородную аудиторию. Посетители лекций руководствуются различными соображениями. Одних лекции привлекают возможностью приобретения новых знаний и расширения кругозора, другие — интересуются этим циклом, поскольку им важно получить сведения по микробиологии в связи с их профессией .или общественной работой (например, работники пищевых предприятии, актив здравоохранения и т. д.). Некоторых слушателей привлекают отдельные темы. Как правило, аудитория подобного цикла не является строго постоянной: в ней образуется основное ядро неизменных слушателей, остальные же составляют «переменный состав», посещая лекции по своему выбору. Это позволяет делать подобные цик-.лы более продолжительными, чем циклы, рассчитанные на постоянную по своему составу аудиторию.

Особняком по своей тематике и установкам стоит Костромской •«Народный университет популярных медицинских знаний». Проводимая им программа рассчитана на 61 час. Такое большое количество часов нецелесообразно для цикла лекций, рассчитанного на массовую аудиторию. Цикл состоит из тем по клиническим дисциплинам: хирургия (10 часов), внутренние болезни (7 часов), ото-ларингология (4 часа), глазные болезни (4 часа), нервные и психические заболевания (2 часа), гинекология и акушерство (5 часов) и т. д. В соответствии с таким планом лекций организуются экскурсии слушателей в лечебные учреждения, слушатели присутствуют при осмотре больных во время обхода врачей, посещают перевязочные, операционные, рентгеновские кабинеты и т. п. При такой тематике и таких установках являются совершенно непонятными задачи и назначение данного лектория.

Помимо правильного определения тематики, известное значение имеет формулировка тем (в объявлениях, на афишах и т. д.). Надо избегать таких шаблонных формулировок тем на афишах, как «Дифтерия, скарлатина и их предупреждение», «Корь, коклюш и их предупреждение» и т. п. (Лекторий Ленинградского дома санитарного просвещения).

С 1.XII. 1939 г. при Институте санитарного просвещения в Москве открыт Центральный лекторий. Работа его строится по следующим 'направлениям:

I. Организация платных массовых лекций как эпизодических, так и короткими циклами в постоянном помещении совместно с лекторием I Московского государственного университета.

II. Организация выездной лекционной работы по предприятиям и клубам в Москве, Московской области, в Подмосковном угольном бассейне, Ивановской, Калининской и Тульской областях.

Ряд центральных и московских областных комитетов профессиональных союзов заключил договоры с лекторием на проведение циклов лекций по соответствующим коллективам, причем тематика лекций строится с учетом специфических условий труда и быта данного коллектива. Например, для рабочих хлопчатобумажной промышленности давались темы: «Микротравмы в хлопчатобумажной промышленности», «Гнойничковые болезни кожи», «Лечебное питание на производстве». Так как в данной отрасли промышленности преобладает женский труд, то в этот цикл были включены и темы по гигиене женщины, беременности, борьбе с абортами, уходу за детьми и их воспитанию, профилактике детских инфекций и т. д. В цикле для работников государственной торговли давались следующие темы: «Труд и здоровье работников», «Заболевания работников государственной торговли и охрана их труда», «Гигиена труда и техника безопасности в государственной торговле», «Санитария торговых предприятий», и т. д.

III. Организация лекций для школьников по санитарно-гигиеническим вопросам, а для родителей — по вопросам профилактики детских инфекционных болезней, о переходном возрастном периоде у школьников и др.

В качестве примера работы лектория со школьниками приводим тематику цикла, проведенного лекторием в школе № 185 MOHO.

1. Учение Чарльза Дарвина. 2. Учение и работа акад. Павлова. 3. Учение Пастера. 4. Действие ядов на организм человека, б. Переливание крови. 6. Работа сердца. 7. О работе ВИЭМ. 8. Электрические явления в теле человека. 9. Химия в жизни.

Лекции для школьников сопровождались демонстрацией опытов, кинофильмов, диапозитивов.

IV. Организация лекций для актива через районные исполкомы советов трудящихся и районные государственные санитарные инспекции. ill- 1 '•>.•'

За время с il.XII.1939 по 1.XI.1940 г. Центральным лекторием Института санитарного просвещения было проведено 287 лекций, на которых присутствовало 22 710 человек.

И. И. ШПИЦ и Р. Л. САСС

О применении баллонов из нержавеющей стали для хранения газированной воды1

Из Днепропетровской городской центральной санитарно-бактериологической лаборатории

Вопрос о замене медных луженных оловом баллонов баллонами из другого материала имеет не только санитарно-гигиеническое, но и народнохозяйственное значение. Эта задача может быть разрешена использованием баллонов из кислотоупорной нержавеющей стали. В имеющейся в нашем распоряжении литературе мы не нашли соответствующих данных.

По договоренности ,с хозяйственной организацией были изготовлены для испытания 3 стальных баллона из нержавеющей кислотоупорной стали марки Э-Я 1, содержащей 0,14°/о С, 0,8%> Si, 0,3—0,7% Мп, 17—19% Сг и 8—9,5% Ni.

Сталь этой марки в виде пластинки и вентиля проверялась в коррозийной лаборатории Днепропетровского металлургического института в присутствии СОг параллельно с медной луженной оловом пластинкой и бронзовым вентилем. Испытания проводились в «Таух-аппарате» после обезжиривания образцов: в течение 10 дней образцы смачивались 340 раз общей продолжительностью 85 часов, затем высушивались при 85°и 180 часов находились во влажной атмосфере при комнатной температуре. В камеру 4—6 раз в день вводился углекислый газ. При этом получились следующие результаты,

Вентиль из нержавеющей стали слегка потускнел по всей своей поверхности; следы коррозии на нержавеющей стали, не соприкасающиеся с железом (кроме резца), слабы и локализованы на ребрах вентиля, рисках и выбоцнах (поверхность вентиля после резца не отшлифована). Во избежание этого желательно закруглить форму вентиля и сделать его поверхность полированной.

1 Работа доложена на Днепропетровском научно-пищевом совете 4.VII.1940 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.