Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ'

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ВЫПУСКНИКИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабурова А.А.

В данной статье рассматривается вопросы подготовки будущего учителя на основе народных традиции. А также анализируется некоторые значительные недостатки педагогического образования и посещенные уроки с целью определения уровня сформированности национальной культуры у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK TRADITIONS CARING ATTITUDE TO PEOPLE

This article discusses the issues of preparation of the future teacher on the basis of folk traditions. Also analyzed are some significant disadvantages of teacher education and attending classes in order to determine the level of formation of national culture in students.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ»

Культурология

УДК 371.035.2

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

А.А.Сабурова1

Аннотация

В данной статье рассматривается вопросы подготовки будущего учителя на основе народных традиции. А также анализируется некоторые значительные недостатки педагогического образования и посещенные уроки с целью определения уровня сформированности национальной культуры у учащихся.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, педагог, выпускники, научно-технический прогресс, непрерывное педагогическое образование, традиция, культура.

Век научно-технического прогресса характеризируется небывалым ростом научной информации, генерализацией знаний, усилением интеграции и одновременно дифференциации наук. Сегодня от педагога требуется глубокое усвоение ведущих идей, концепций, основных законов, понятий, характеризующих современное состояние ряда научных отраслей. Он должен обладать высокоразвитым аналитическим мышлением, интеллектуальными умениями и навыками, высоким творческим потенциалом. Быстрое старение и обновление научных знаний, техники и технологии в условиях современной научно-технической революции ставит задачу формирования у специалистов умения постоянно пополнять и обновлять знания, повышать свою профессиональную квалификацию. Должно стать непреложным правилом, чтобы каждый учитель определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повышению квалификации, овладению современными достижениями науки, техники, культуры и передового опыта, то есть стал активным субъектом процесса непрерывного педагогического образования.

Непрерывное педагогическое образование - это качественно новое инте-гративное направление развития профессионального образования педагогических кадров. В Республике Узбекистан «Национальная программа подготовка кадров» настало время создать единую систему образования с использованием ценностей и традиций национальных культур населяющих ее. народов в формировании целостной личности. Профессия педагога требует такого содержания и методов обучения, которые обеспечивали бы реальное сочетание:

- специальных научных знаний и умений на уровне современного развития

науки;

- психолого-педагогической подготовки, ориентированной на повышение образования современных школьников;

- творческих умений и личностных качеств, необходимых для развития индивидуальности каждого ученика.

Предшествующие исследования проблем подготовки педагогических кадров на факультетах педвузов и в педучилищах (В.А.Сластенин, О.ААбдуллина, Н.В.Кузьмина, З.Ф.Есарева и др.) показали, что существуют значительные недостатки педагогического образования, а именно:

- на практике нередко механически соединяется подготовка учителя- специалиста и подготовка педагога без необходимой корректировки учебных планов

гСабурова А.А. - к.фил.н., доцент, Нукусский филиал Узбекского государственного института культуры и искусства, Республика Каракалпакстан, Узбекистан.

и программ педучилища или педвуза;

- учителя-выпускники педагогических вузов и училищ испытывают больше затруднений в решении задач обучения и воспитания учащихся экспериментальных школ;

- подготовка учителей далеко не всегда ориентирована на решение актуальных задач практики непрерывного педагогического образования;

- подготовка педагогических кадров ведется, как правило, на эмпирической основе и не имеет психолого-педагогической теории. Опираясь на рассмотренные выше теоретические основы, нам необходимо было установить в ходе опытно-экспериментальной работы правильность выдвинутой гипотезы по использованию народных традиций на курсах повышения квалификации педагогических кадров, так как игнорирование народных основ воспитания, испытанной мудрости народной педагогики привело к тому, что в течение десятилетий в национальных республиках сформировались поколения, не знающие своей родной культуры, истории и языка. Да и учебные планы педагогических училищ и институтов носили уницифированный характер и не учитывали региональных и национальных особенностей. Национальный компонент и его удельный вес, оставаясь весьма незначительным, менялся в зависимости от общественно-политических ситуаций в стране.

Вот почему на современном этапе в ходе переоценки ценностей народная педагогика, лучшие народные традиции, обычаи, которые выросли из конкретных национальных родников, могут стать надежной опорой и основой для стабилизации процесса воспитания и обучения в обществе, так как многие сотни лет народы создавали искусство педагогики, отражая в нем свой опыт. В Республике Татарстан настало время создать единую систему образования с использованием ценностей и традиций национальных культур населяющих ее народов в формировании целостной личности.

Анализируя посещенные уроки с целью определения уровня сформиро-ванности национальной культуры учащихся, следует отметить те негативные моменты, которые влияют на данный процесс.

Во-первых, не все учителя представляют место и роль национальных традиций в формировании личности школьника. Затрудняются учителя и в постановке развивающей и воспитательной целей урока, сводят их к развитию и воспитанию эстетических качеств личности ребенка. Что касается содержания учебного материала с элементами традиций народной культуры, то оно чаще всего ограничивается рамками учебника или же отдельными фрагментарными дополнениями. В содержании учебного материала не отражаются и те принципиальные особенности народных традиций, которые предъявляют свои требования к педагогическому процессу, а именно: нет целостной системы представлений о народных традициях и их элементах; на этой основе отсутствуют межпредметные связи; слабо раскрывается взаимосвязь между элементами национальной культуры и инокультур; частично включаются в содержание элементы, характеризующие самобытность, этнические черты тех или иных традиций.

Во-вторых,, учителя не понимают взаимосвязи содержательных элементов народных традиций с процессом формирования национального самосознания. Роль народных традиций в формировании личности школьника чаще всего сводят знаниям и представлениям, которые усваивают учащиеся в образовательном процессе. Процесс освоения их человеком неизбежно приобретает личностную окраску. Если само содержание народных традиций объективно, то знания, отражающие его, чаще всего носят фиксированный характер. А личностное восприятие и понимание народных традиций - это субъективный процесс, который не сводится к соотнесению информации о народных традициях с некоторой социальной нормой, а представляет собой самостоятельное, оригинальное их освоение, отражающее индивидуальные особенности эстетического и нравственного восприятия.

В-третьих, учителя слабо представляют основные направления реализации народных традиций в образовательном процессе, для них эти направления сводятся, в основном, к следующему: использованию информационных и выразительных средств традиций национальной культуры; стимулированию прояв-

ления самоидентификации в процессе осуществляемой деятельности; созданию педагогической ситуации для вынесения учащимися оценочных суждений по отношению к народным традициям; рассмотрению элементов традаций национальной культуры на общем культурологическом фоне цивилизации; выбору форм, методов и приемов обучения, побуждающих учащихся к решению творческих задач в различных областях народных традиций.

Реализация идеи образовательного ресурса народных традиций и этнокультурного потенциала, создав огромные возможности для непрерывного педагогического образования, неизбежно вывела нас на необходимость коррекции подготовки учителей на курсах повышения квалификации.

В первую очередь это говорит о том, что в современных условиях резко возрастает культурообразующая роль образования и школы как важнейшего социокультурного института. Школа призвана обеспечить социальную зрелость подрастающих поколений, самоопределение личности в культуре и выработку на этой основе ее жизненной позиции.

Решение этих задач возможно только при культурообразующем характере содержания школьного образования, в котором должны быть целостно и гармонично представлены ценности материальной и духовной культуры, основы наук и ведущие сферы искусства, экономическая культура и культура труда, культура семейных отношений и т.д. Важнейшее значение имеют физическая культура, пренебрежение которой оборачивается угрозой здоровью народа, и экономическая культура, отсутствие которой несет угрозу всему человечеству.

Культурообразующий характер содержания школьного образования не является само собой разумеющимся. Функционируя в контексте традиционных социальных институтов, воспроизводящих устоявшуюся систему культурных ценностей и норм, система формального образования в течение столетий концентрировала свою деятельность преимущественно на передаче знаний, а также высокой культуры - литературы, искусства, философии, теологии и прочее. Фактически предметом преподавания и изучения в школе была не сама живая культура, а лишь избранные сведения о ней.

Сказанное в полной мере относится к школьному образованию в России, до самого последнего времени сохранявшему сугубо знание центристский характер, противовес культурообразующему. Преподавание основ наук: математики, физики, химии, биологии, истории, литературы- осуществлялось как бы вне времени и пространства, без учета как собственных духовных запросов учащихся, так и своеобразия окружающей среды. При этом растущее отчуждение школы от жизни, от культуры оказывалось как бы невидимым для глаза классической педагогики, невосприимчивого ко всему выходящему за рамки устоявшейся дидактики передачи и усвоения знаний.

Фундамент общей культуры закладывает базовый компонент - "ядро" содержания образования. Его уровень и характер меняются в ходе научно-технического и социального процесса. Этот компонент включает необходимый комплекс знаний, идей, ценностных представлений, универсальных способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможны взаимопонимание и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы, сознательная социальная деятельность. Политехнический' характер базового компонента образования позволяет ознакомить школьников с основами современного производства, с использованием в нем новейших достижений науки и техники. В практическом плане школьный политехнизм нацелен на освоение учащимися трудовых умений, приобретение опыта самостоятельного и коллективного творческого производительного труда.

Культура - плод человеческого труда, но без труда невозможно и овладение ею. Именно поэтому школа имеет своей основой творческий труд учащихся: познавательный, духовный, эстетический, нравственный, физический, общественный, производительный. Школа - неотъемлемая, главнейшая составная часть культурной практики общества, показатель состояния его культуры. Выступая связующим звеном социального опыта, она обеспечивает целостность и

преемственность культурной традиции, ее развитие и обогащение.

Национальное самоопределение школы - необходимое условие ее развития. Школа неотрывна от национальной почвы, от родного языка, закладывающего основы национального самосознания. Она является важнейшим фактором удовлетворения национально-культурных потребностей, приобщения юного человека к национальным традициям, их обогащения общемировым, интернациональным содержанием.

Список литературы:

1.Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. Т. : «Маънавият», 2008.

2.Сафаров Н.А. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. -Ташкент: изд-во Фан, 1987. - 103 с.

© А.А. Сабурова, 2016

UDC 371.035.2

FOLK TRADITIONS CARING ATTITUDE TO PEOPLE

A.A. Saburova

Abstract. This article discusses the issues of preparation of the future teacher on the basis of folk traditions. Also analyzed are some significant disadvantages of teacher education and attending classes in order to determine the level of formation of national culture in students.

Keywords: Training of teaching staff, teacher, graduates, scientific and technological progress, continuous pedagogical education, tradition and culture.

© A.A. Saburova, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.