К творческим видам самостоятельных работ можно отнести задания: разработать конспекты уроков, нетрадиционные уроки, внеклассное мероприятие, презентации к ним, разработать исследовательский проект творческие задания (для этапа закрепления нового материала, для домашней работы) и другие.
Студенты очного отделения проводят фрагменты уроков, уроки, внеклассные мероприятия на занятиях по дисциплине «Теория и методика обучения биологии».
Уроки с использованием элементов современных педагогических и информационных технологий, исследовательские и другие типы проектов, разработанные студентами в процессе самостоятельной работы по методическим дисциплинам, апробируются ими в процессе педагогической практики.
Развитие познавательной самостоятельности у студентов в процессе обучения методике биологии происходит постепенно и систематично в процессе выполнения репродуктивных, частично-поисковых, поисковых и творческих видов самостоятельных работ. Разнообразные виды самостоятельной работы способствуют углублению и расширению теоретических знаний, формированию общеучебных и практических умений, навыков самоконтроля и самооценки, исследовательских умений, развитию познавательной самостоятельности у студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности, формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию.
Список литературы:
1. Мартыненко И.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся // Новые ценности образования: Продуктивное учение для всех. - М., 2007. - Вып. 2 (32). - С. 145-149.
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
© Телина И.А.*, Сущенко А.С.*
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск
В статье рассматривается проблема социализации подростков в условиях сельской школы. Отражены особенности социально-педагогической работы в сельской школе с подростками.
Ключевые слова: социализация, подросток, сельская школа, социальный педагог.
* Начальник отдела аспирантуры, доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.
* Факультет педагогики и психологии.
Нестабильность общественных отношений и интенсивных социальных сдвигов привели к усилению негативных тенденций, предъявляющих повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, провоцирующие ее девиантное поведение, деградацию и саморазрушение. Особо остро это проявляется в период подросткового возраста, когда дети отличаются личностной нестабильностью, конфликтностью, противоречивостью и недоверием к людям.
Девиантные формы нарушения поведения или отклонения от общепринятых норм в подростковой среде проявляются в противоположных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, употреблении наркотических и токсических веществ, суицидальных тенденциях, агрессии, вандализме, отсутствии уважения к человеческому достоинству, потере значимости таких ценных качеств, как милосердие, добро и справедливость.
Особо остро проблема профилактики и работы социального педагога с подростками девиантного поведения проявляется в условиях сельской школы. В современных условиях российского общества сельская школа является всеобъемлющей формой педагогической и социально-экономической деятельности на селе. Сельская школа играет роль селообразующего фактора, обладает большими возможностями в развитии народной культуры, что определяет ее культурообразующую функцию. Культурообразующая функция сельской школы заключается и в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания.
Сельская школа обладает рядом преимуществ:
- ребенок не оторван, а погружен в природную и производственную среду;
- школа знает семью ребенка, поддерживает с ней и сельской общественностью добрые отношения; включенность школы в традиции села;
- кадровая стабильность в педагогическом коллективе школы; малая наполняемость классов; положение единственного учебного заведения, что многократно увеличивает меру ответственности учителя за качество предоставляемых образовательных услуг;
- необходимость личностно-ориентированного образования диктуется самими условиями школьной жизни;
- более весомый общественный статус, чем у городской школы;
- тесно переплетенные профессиональные и межличностные отношения, определяющие специфику психологического микроклимата [2, 4, 5].
В тоже время среди проблем современных сельских школ необходимо указать устаревшую материально-техническую базу, слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансовой обеспеченности, отсутствие
или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для организации подвоза обучающихся к школе; низкое качество образования [1, 6].
Среди особенностей сельской местности, влияющих на содержание и организацию воспитательной работы в сельской школе с учащимися можно выделить следующие: менее развитую сеть культурно просветительных учреждений; в сельской местности школы более отдалены друг от друга и культурных центров, имеют большой микрорайон влияния; однородность и доступность производственной сферы учащимся; своеобразие потребностей коллектива сельской школы в виду их меньшей благоустроенности по сравнению с городскими [2, 5].
Сельский социум является особым микросоциум, действующей общностью, включающей в себя семью, соседство, группы сверстников (формальные и неформальные), различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации.
Сегодня для сельского социума характерны значительные негативные тенденции. В более позитивном положении находятся села, располагающиеся недалеко от городов (пригородные); села, обладающие статусом районного центра, а также села, находящиеся в непосредственной близости от районных центров. Сельские и городские условия жизнедеятельности существенно различаются своими социально-экологическими, социально-экономическими и социально-психологическими характеристиками.
Сельская среда является важным условием социализации подростка и характеризуется смешением различных культур, отсутствием жестких структур, преобладанием неформальных социальных отношений, широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Школьная социализация связана с длительностью и обязательностью пребывания ребенка в школе, что превращает этот этап социализации в нормативный (обязательный). Именно школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. В подростковом возрасте школьный опыт помогает осваивать законы, по которым живет взрослый мир (социальные роли, межличностные отношения и др.).
Современная сельская школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры). Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов.
Согласно исследованиям Т.А. Степановой, становление рыночных отношений вызвало к жизни села острые экономические и духовно-нравственные противоречия, глубоко затронувшие мировоззрение и миропонимание
учащихся, коренным образом меняя структуру их социальных ценностей. В частности, стали меняться жизненные планы выпускников сельских школ. Они стали больше ориентироваться не на продолжение учебы, а на поиск работы и на самоутверждение в предпринимательской сфере [6].
В этих условиях школа, будучи важнейшей и всеохватывающей формой социальной деятельности в деревне и селе, призвана адекватно реагировать на появление новых жизненных установок своих учеников, изменив учебно-воспитательный процесс в сторону его более полного соответствия требованиям переходного периода, в котором находится и еще долгое время будет находиться наша страна. От ее деятельности напрямую зависит как жизнеспособность сельского хозяйства в целом, так и результативность проводимых в нем реформ [3].
Специфика труда и деятельности учителя и социального педагога сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.
Таким образом, на основе анализа обширного круга литературных источников мы пришли к выводу, что спецификой работы социального педагога в сельской школе являются:
- особенности структуры села (небольшое количество, малая плотность населения и его стабильность;
- большее число многодетных и многопоколенных семей;
- неразвитость социальной инфраструктуры, в т.ч. недостаток учреждений культуры и возможностей проведения семейного досуга, получения профессиональной лечебно-профилактической, социальной и психолого-педагогической помощи);
- социокультурные особенности сельских жителей (консервативность, устойчивость и традиционность мышления;
- низкий образовательный и культурный уровень;
- потребность в открытых, неформальных, «публичных» отношениях;
- сохранение целостности национального самосознания;
- ориентация на нравственные устои, духовную культуру общества);
- образ жизни сельских жителей;
- многогранность профессиональной деятельности (неразрывная работа с учащимися и их семьями, организация внеурочной работы, организация досуга и занятости свободного времени детей).
Список литературы:
1. Абалкина Т. Перспективные модели сельских школ / Т. Абалкина // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 72-77.
2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность сельских школьников / Л.В. Байбородова // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
3. Вершинин В. Образ жизни, демография и сельская школа: социокультурный контекст образования / В. Вершинин // Народное образование. -2005. - № 9. - С. 165-172.
4. Павлова В.К. Пространство культуры сельской школы / В.К. Павлова // Народное образование. - 2010. - № 8. - С. 234-238.
5. Петренко А.А. Процессы модернизации сельских образовательных учреждений: факторы влияния и основные подходы / А.А. Петренко // Инновации в образовании. - 2005. - № 4. - С. 5-7.
6. Степанова Т.А. Социально-педагогические особенности деятельности сельской общеобразовательной школы в новых экономических условиях: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т.А. Степанова. - М., 2000. - 16 с.
СУЩНОСТЬ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНИЗМА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
© Чернышева А.Г.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье приводятся основные положения принципа политехнизма, описывается цель и задачи, а так же сущность и пути осуществления принципа политехнизма при подготовке будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна.
Ключевые слова: принцип политехнизма, педагог профессионального обучения, дизайн костюма.
Включение принципа политехнизма в образовательный процесс подготовки будущих педагогов профессиоанльного обучения в области дизайна обосновывается тем, что характер педагогической деятельности педагога в области дизайна «обуславливает необходимость подготовки к ручному, механизированному, автоматизированному труду с учетом динамичности производства, обеспечения знаниями научных основ политехнической подготовки, развития творческих сил и способностей личности, овладения методикой политехнического обучения и формирования умения систематически повышать свою квалификацию» [4, с. 149-150].
Принцип политехнизма (ср.: «поли» - много, «техно» - искусство, мастерство) направлен на подготовку специалистов широкого профиля, «эруди-
* Аспирант кафедры Педагогики, психологии и предметных методик.