Научная статья на тему 'Проблемы обучения иностранному языку в условиях малокомплектной школы'

Проблемы обучения иностранному языку в условиях малокомплектной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНЫЕ ШКОЛЫ / УРОВЕНЬ ПОЛУЧАЕМОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРЕС / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RURAL SCHOOLS / LEVEL OF EDUCATION / KNOWLEDGE / MOTIVATION / INTEREST / NETWORK COOPERATION / EDUCATIONAL PROGRAM / EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Гаврикова Юлия Александровна

В данной статье излагаются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются сельские школы вообще и с изучением иностранных языков в частности. В результате сложившейся социально-экономической и демографической ситуации в России не все выпускники получают качественное образование и возможность его дальнейшего продолжения в вузе. Современный поликультурный мир создаёт предпосылки для изменения отношения к «Иностранному языку» как учебному предмету в системе сельского школьного образования. Изучая иностранный язык, учащиеся сельских школ формируют у себя способности, которые позволяют использовать его не только, как инструмент общения, но и как средство научно-технического общения. В статье предлагается для осуществления поставленных задач использовать возможности сетевого сотрудничества. В педагогической практике вопросы мотивирования учащихся к изучению неродного языка всегда остаются актуальными с учетом требований современности. Разработка и внедрение новых компонентов элементов обучения иностранному языку и дальнейшая их оптимизация являются основными направлениями сетевой деятельности. На основе анализа научно-исследовательской деятельности, проводимой в школе, было выяснено, что исследовательские умения школьников стимулируются их интересом к предмету в целом, удовлетворением, получаемым от самого процесса исследования, а также самоутверждением, стремлением получить награду на конкурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Гаврикова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN RURAL SCHOOLS

This article outlines some of the problems that rural schools face in general and the study of foreign languages in particular. As a result of the prevailing socio-economic and demographic situation in Russia, not all of their graduates receive a high-quality education and the opportunity to continue it in the university. The modern multicultural world creates the prerequisites for changing attitudes towards "Foreign Language" as a subject in the rural school system. Studying a foreign language, students in rural schools form abilities that allow them to use it not only as a communication tool, but also as a means of scientific and technical communication. In the article it is proposed to use the possibilities of network cooperation to carry out the tasks set. In pedagogical practice, the questions of motivating students to study non-native language always remain relevant, taking into account the requirements of the present. The development and implementation of new components of learning elements of a foreign language and their further optimization are the main directions of network activity. Based on the analysis of research activities conducted at the school, it was found that the research skills of schoolchildren are stimulated by their interest in the subject as a whole, the satisfaction received from the research process itself, as well as by self-affirmation, the desire to receive an award at the contest.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения иностранному языку в условиях малокомплектной школы»

декабря 2014 г. № 1599. [Электронный ресурс| - Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.

12. Филиппова, С. А. Особенности формирования математических знаний у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М.: Просвещение, 2013. 352 с.

13. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. №2. С. 58-64.

Психология

УДК 37.013.75

кандидат психологических, доцент Архипова Мария Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Гаврикова Юлия Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье излагаются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются сельские школы вообще и с изучением иностранных языков в частности. В результате сложившейся социально-экономической и демографической ситуации в России не все выпускники получают качественное образование и возможность его дальнейшего продолжения в вузе.

Современный поликультурный мир создаёт предпосылки для изменения отношения к «Иностранному языку» как учебному предмету в системе сельского школьного образования. Изучая иностранный язык, учащиеся сельских школ формируют у себя способности, которые позволяют использовать его не только, как инструмент общения, но и как средство научно-технического общения. В статье предлагается для осуществления поставленных задач использовать возможности сетевого сотрудничества. В педагогической практике вопросы мотивирования учащихся к изучению неродного языка всегда остаются актуальными с учетом требований современности. Разработка и внедрение новых компонентов элементов обучения иностранному языку и дальнейшая их оптимизация являются основными направлениями сетевой деятельности.

На основе анализа научно-исследовательской деятельности, проводимой в школе, было выяснено, что исследовательские умения школьников стимулируются их интересом к предмету в целом, удовлетворением, получаемым от самого процесса исследования, а также самоутверждением, стремлением получить награду на конкурсе.

Ключевые слова: малокомплектные школы, уровень получаемого образования, мотивация, интерес, сетевое сотрудничество, образовательная программа, учебная и научная виды деятельности.

An^taUm. This article outlines some of the problems that rural schools face in general and the study of foreign languages in particular. As a result of the prevailing socio-economic and demographic situation in Russia, not all of their graduates receive a high-quality education and the opportunity to continue it in the university.

The modern multicultural world creates the prerequisites for changing attitudes towards "Foreign Language" as a subject in the rural school system. Studying a foreign language, students in rural schools form abilities that allow them to use it not only as a communication tool, but also as a means of scientific and technical communication. In the article it is proposed to use the possibilities of network cooperation to carry out the tasks set. In pedagogical practice, the questions of motivating students to study non-native language always remain relevant, taking into account the requirements of the present. The development and implementation of new components of learning elements of a foreign language and their further optimization are the main directions of network activity.

Based on the analysis of research activities conducted at the school, it was found that the research skills of schoolchildren are stimulated by their interest in the subject as a whole, the satisfaction received from the research process itself, as well as by self-affirmation, the desire to receive an award at the contest.

Keywords: rural schools, level of education, knowledge, motivation, interest, network cooperation, educational program, educational and scientific activities.

Введение. Обучение иностранным языкам - одно из приоритетных направлений в образовательной политике Российской Федерации. В современном мире, в условиях глобализации, невозможно овладевать новыми знаниями без изучения английского языка. При решении вопросов модернизации российского образования особую сложность представляет тот факт, что более 70% российских школ - сельские, в которых обучается 28,8% от числа всех учащихся, работает 41% всех педагогов [2]. Так, в условиях модернизации образования в России особенно остро стоит вопрос о проблемах образования в сельской школе. Самая серьезная проблема сельских школ - малочисленность и малокомплектность. Также сельские малокомплектные школы отличаются довольно слабой учебно-методической базой. Без сельской малокомплектной школы невозможно выполнение социокультурной функции на селе. Именно школа выполняет основную функцию в развитии населения, его духовной жизни, привнося новое, передовое. Наблюдаемый в настоящее время дисбаланс в отношении преподавания иностранных языков между общеобразовательной сельской школой и вузом, проявляется в неуверенности, которую испытывают выпускники сельских школ по сравнению с выпускниками городских школ при поступлении. Для устранения этого противоречия считаем необходимым проанализировать актуальные проблемы обучения иностранным языкам в сельских школах, пути их решения и перспективы развития.

Развитие интеллектуально-личностного потенциала подрастающего поколения является одной из основных целей образования. Как показывают исследования, большинство современных школьников не осознают значение школы как источника знаний, показывают низкий уровень развития познавательных мотивов, что отмечается в работах З.Н. Никитенко, В.Ф. Аитова [15], Е.Б. Гончаровой [4], О.В. Кудравец [10], В.В. Рыжова [17], Н.А. Саланович [18]. Недостаточная мотивированность особенно отмечается в отношении

изучения иностранных языков, как показывают исследования И.М. Синагаттулина [19], Н.В. Шутовой [21], В.Ф. Моргун [13], И.Б. Минаевой [12], М.В. Матюхиной [11], Н.Е. Елфимовой [6].

Дальнейшему развитию сельских школ, их перспективам и проблемам посвящены труды Т.А. Шергиной [26], Т.П. Точилиной [23], Н.Д. Неустроева [14], М.А. Червонного [24], И.В. Даниловой [5]; возможности и пути решения ключевых вопросов модернизации в сельских школах, необходимость качественно подготавливать учителей сельской школы и не только на уровне бакалавриата, но и магистратуры отмечают в своих работах С.В. Тарасов [21], Ц.Р. Базаров [2], О.В. Топоркова [22] и др. Л.В. Байбородова [1], А.С. Комаров [9], Н.Ф. Бредихина [3], С.В. Ратовская [16] и др. исследуют различные проблемы развития методологии изучения английскому языку в сельской школе.

Важность проблемы качественного обучения иностранным языкам в условиях сельской малокомплектной школы, развития положительного эмоционального отношения к его изучению, ее практическое значение и недостаточная разработанность в теоретическом и методологическом аспектах определили выбор темы нашего исследования.

Формулировка цели статьи. Учителя иностранного языка в сельских школах сталкиваются с особыми педагогическими, организационными и методологическими задачами, исходя из самой специфики организации образовательной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы. Так, целью нашего исследования является определение эффективного способа организации обучения иностранному языку в условиях сельской малокомплектной школы, способствующему формированию навыков научно-исследовательской деятельности и развитию мотивированного отношения к изучению иностранного языка. Для реализации данной цели нами было проведено экспериментальное исследование в МБОУ «Доскинская школа», с которой был заключен договор об экспериментальной деятельности по программе «Особенности формирования социокультурной иноязычной компетенции учащихся в рамках научно-исследовательской деятельности в предметной области «Филология»».

Изложение основного материала статьи. За последние 27 лет в России население сельской местности особенно ощутило всю тяжесть проблем постсоветского периода развития. Экономическая ситуация в стране сложилась не в пользу деревни, что существенным образом сказалось на сельской школе. Тяжёлые экономические условия отразились на уровне развития их детей, их кругозоре [1]. Слабая техническая база, отсутствие необходимых учебников или пособий, учебно-методической литературы для учителей или их ценовая недоступность тоже повлияли на общий уровень образования. Сельские школьники, в отличие от городских сверстников, лишены возможности практиковаться и общаться на английском языке с ребятами из зарубежа, участвовать в различных программах обмена [25]. Введение обязательного ОГЭ, ЕГЭ могут стимулировать изменение своего отношения к иностранному языку и соответственно повысить мотивацию к его изучению. Наличие более низкого уровня владения иностранным языком у выпускников сельских школ -одна из самых актуальных проблем в образовании, которая требует скорейшего решения [1].

Одним из способов решения указанных ранее проблем выступило сетевое сотрудничество, организованное между ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина и сельской школой МБОУ «Доскинская школа», реализованное в течение трех лет (2014-2017). Тема образовательной программы в рамках сетевой деятельности - «Особенности формирования социокультурной иноязычной компетенции учащихся в рамках научно-исследовательской деятельности в предметной области «Филология»». Свободный выбор образовательных маршрутов школьников, включающий учебную и научную виды деятельности, являлось основой сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие в учебной деятельности регламентируется законом об образовании (Статья 20), являясь механизмом взаимодействия нескольких учебных организаций в учебном и внеурочном процессах и позволяющим воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать эффективность и результативность обучения. Подобная деятельность способствовала повышению качества учебного процесса по обучению иностранному языку в сельской малокомплектной школе за счет проведения консультаций и дополнительных занятий преподавателями ВУЗа. Организованная экспериментальная деятельность имела целью обеспечение доступности качественного образования учащимся малокомплектной сельской школы. Задачами экспериментальной деятельности явились:

1) создание педагогических условий, способствующих развитию исследовательских и научно-практических навыков и умений учащихся;

2) развитие мотивации дальнейшего изучения иностранного языка.

Организация экспериментальной деятельности в рамках сетевого взаимодействия состояла из нескольких направлений - учебная деятельности и научно-методическая деятельность.

Учебная деятельность. Работа в данном направлении включала проведение регулярных мастер-классов и открытых уроков преподавателями ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина, способствующих прочному формированию фонетических, лексических и грамматических навыков школьников, а также развития мотивации к изучению иностранного языка.

Организация научно-исследовательской работы школьников проводилась в течение учебного года и была направлена на развитие научно-исследовательский навыков учащихся, включая в себя следующие этапы: 1) выбор темы научного исследования; 2 ) составление списка литературы; 3) составление плана исследования; 4) изучение и анализ литературы; 5) написание теоретической и практической частей работы; 6) оформление текста работы; 7) участие с докладом на конференции научного общества учащихся (НОУ) и конкурсах научно-исследовательских работ школьников (НИРС), которые проводились один раз в год. В ходе осуществления эксперимента по сетевому взаимодействию школьники МБОУ «Доскинская школа» под руководством научных руководителей из ФГОУ ВО НГПУ им. К. Минина приняли участие в XXIV Всероссийской научно-методической конференции «Университетская гимназия 2015» при Академической гимназии СПбГУ им. Д.К. Фаддеева, в муниципальных конференциях научного общества учащихся «Путь в науку» (Нижегородская область, г.Богородск). Результаты исследовательских работ школьников были отмечены грамотами, а также дипломами лауреатов II и III степени.

Таким образом, в ходе экспериментальной деятельности по внедрению сетевого взаимодействия в практику школьного образования были созданы условия на развитию научно-исследовательских навыков школьников развитию мотивации к изучению иностранного языка. Получение школьниками призовых мест во Всероссийской и муниципальных научно-методических конференциях, а также выявление положительной динамики мотивации изучения иностранного языка доказывают эффективность внедренной программы.

Выводы. Слабая техническая оснащённость сельских школ, не всегда адекватный подбор кадров, способных обеспечить качественное образование и регулярно проходящих курсы повышения квалификации, частое отсутствие условий для активизации познавательной деятельности - это лишь несколько проблем, с которыми сталкиваются сельские жители. Как показал проведенный эксперимент, сетевая модель обучения, внедренная в систему школьного образования как новой педагогической технологии, способствует социализации, адаптации и доступности школьников к современным технологиям изучения иностранного языка. Участие в конкурсах научно-исследовательских работ школьники получили возможность развивать научно-исследовательские навыки; мастер-классы и открытые уроки, регулярно проводимые преподавателями ВУЗа способствовали повышению интереса к изучению иностранного языка, развитию мотивации. Согласно новому проекту образовательной политики введение экзамена по английскому языку как обязательного предмета планируется с 2020 года. Необходимо создавать такие условия обучения иностранному языку, чтобы школьники сельских малокомплектных школ имели равные шансы успешной сдачи экзамена наравне с городскими выпускниками школ. Перспективу нашего исследования видим в создании региональной инновационной площадки (РИП), включающей несколько сельских школ, целью которой будет повышение мотивации к изучению иностранного языка, а также совершенствование коммуникативных навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Основным направлением деятельности РИП является разработка, апробация и внедрение современных, эффективных элементов содержания образования, и реализация данной деятельности сразу на нескольких площадках с целью более эффективного анализа успешности внедренных технологий.

Литература:

1. Байбородова Л.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // URL: http://docplayer.ru/206073-Selskaya-malochislennaya-shkola-kakaya-ona-segodnya.html (дата обращения 19.03.2018).

2. Базаров Ц.Р. Управление инновационными процессами в сельской бурятской малокомплектной школе // Вестник бурятского государственного университета. 2012. № 15. С. 94-98

3. Бредихина Н.Ф. Обучение английскому языку по системе ФГОС в сельской школе // Молодой учёный. 2016. № 2. С. 632-633

4. Гончарова Е.Б. Формирования мотивации учебной деятельности подростков школьника // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132-135

5. Данилова И.В. Экономико-организационные проблемы образования в сельской местности: источники и механизм решения // Вестник ЮУрГУ. 2008. № 20. С. 67-74

6. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М.: Изд-во Московского университета, 1991. 109 с.

7. Казанцева Г.Н. Формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса в современных условиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010, Т.12 №5 (2). С. 421-424

8. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского Университета. - 2016. -№3. - C. 1

9. Комаров А.С. Личностное содержание обучения иностранному языку в сельской школе // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 194-200

10. Кудравец О.В. Музыка и песни на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2. С. 45-50

11. Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения. -Волгоград, 1976. 144 с.

12. Минаева И.Б. Мотивация успеха - необходимое условие овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 42-44

13. Моргун В.Ф. психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. - 1976. - № 6. -с. 54-68

14. Неустроев Н.Д. Малокомплектность сельских школ как социально-экономическая закономерность в условиях Севера // Наука и образование в жизни современного общества. 2014. № 3. С. 109-113

15. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. 1996. № 4. С. 14-21

16. Ратовская С.В. Особенности подготовки учителя английского языка в начальных классах сельской школы // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 211-221

17. Рыжов В.В. Иноязычные способности. - Нижний Новгород, НГЛУ, 2001. 193 с.

18. Саланович В.А. Проблема мотивации и роль упражнений при обучении французскому языку в старших классах // Иностранные языки в школе. 1998. № 1. С. 15-18

19. Синагаттулин И.М., Хаева Т.М. Внеклассная работа в малокомплектной школе // Иностранные языки в школе. 1996. № 2. С. 13-17

20. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности мотивационной направленности студентов к достижению успеха, избеганию неудач при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 227-233.

21. Тарасов С.В. Проблемы современной сельской школы // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 12. С. 68-71

22. Топоркова О.В. Успешность обучения иностранному языку выпускников сельских школ в техническом вузе // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1B. С. 450-460

23. Точилина Т.П. «Школа - сельский социокультурный центр» как перспективная модель организации образования в сельской местности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 150 с.

24. Червонный М.А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации // Вестник ТГПУ. 2009. № 5(83). С. 95-99

25. Шелковская В.М. Внеклассная работа в сельской малочисленной школе как средство повышения мотивации к изучению английского языка // URL: http://открытыйурок.рф/статьи/646612/ (дата обращения 21.03.2018).

26. Шергина Т.А. Проблемы и перспективы развития современной сельской малокомплектной школы // Наука и школа. 2012. №2. С. 26-27

27. Шутова Н.В., Кисова В.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) // Вестник Мининского университета. - 2017. - №1 (18). С. 17

28. Bystrova, N.V., Konyaeva, E.A., Tsarapkina, J.M., Morozova, I.M., Krivonogova, A.S.: Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions. (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18

29. Semarkhanova, E.K., Bakhtiyarova, L.N., Krupoderova, E.P., Krupoderova, K.R., Ponachugin, A.V.: Information Technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 179-186. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_23

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСУАЯ РАБОТА С АГРЕССТВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической работы с агрессивными подростками. В работе актуализируется необходимость в условиях общеобразовательного учреждения применять методы арт-терапии для коррекции агрессивного поведения подростков. Это позволило значительно улучшить результаты, и соответственно, минимизировать признаки наличия агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивные подростки, методы арт-терапии, коррекция поведения, восстановление контактов.

Annotation. This study is devoted to the problem of social-psychological work with aggressive teen-agers. The paper actualizes the need of taking art-therapy methods under the condition of general education institution for correction of aggressive behavior of teen-agers. This has made it possible to bring a vast improvement of results and thus minimize characteristics of aggressive behavior presence in growing-up years.

Keywords: aggression, aggressive teen-agers, methods of art-therapy, correction of behavior, recovery of contacts.

Введение. Одним из важнейших направлений деятельности психолога и социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является работа с агрессивными подростками. Повышенная агрессивность подростков в системе Российского образования является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, социальных педагогов, психологов и врачей, но и для общества в целом. Агрессивные подростки - это один из самых малоуправляемых и плохо поддающихся контролю контингентов. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Агрессивность - это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Агрессивность может проявляться в широком диапазоне от каких-либо резких высказываний до физических действий.

Вопросами сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов занимались выдающие психологи и педагоги - А. Бандура, Н.Л. Кряжева, З. Фрейд, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, М.И. Лисина и др.

Несмотря на теоретическую и практическую разработанность данной проблемы возникло противоречие в том, что социальные педагоги, психологи и педагоги в общеобразовательных школах сталкиваются с проблемой все более увеличивающийся агрессивности подростков, так как используют не все способы по преодолению агрессии, включая метод арт-терапии.

Формулировка цели статьи. Социально-психологической работы по профилактике агрессивного поведения подростков методами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения.

Изложение основного материала статьи. Современный подросток живёт в мире, который сложный для него по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, конечно же, с темпом и ритмом всевозможных технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям все новые и новые требования. Во-вторых, с глубоко насыщенным характером информации, которая создаёт множество «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не достаточно выработана чёткая жизненная позиция. В-третьих, с экономическими и экологическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у подростков чувство безнадёжности и раздражения.

При этом у старших школьников развивается чувство протеста, часто неосознанного, а также вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт чаще всего к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности в социальной, моральной и экономической обстановки в стране, потеряв на сегодняшний день необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые уже разрушены, новые еще не созданы [31.

Сочетание неблагоприятно воздействующих на подрастающее поколение психологических, биологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает практически весь образ жизни подростков. Характерным в таком случае для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими его людьми. Подростки попадают под интенсивное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, окружающая среда, стиль и круг общения подростка способствуют развитию и закреплению девиантного, то есть, отклоняющегося от нормы, поведения. Таким образом, имеющий место также отрицательный микроклимат во многих семьях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.