Научная статья на тему 'Организация краеведческо-исследовательской деятельности обучающихся в процессе сетевого взаимодействия школы и вуза'

Организация краеведческо-исследовательской деятельности обучающихся в процессе сетевого взаимодействия школы и вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / исследовательское творчество / познавательная активность / сетевое взаимодействие

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Аркадьевна

в условиях модернизации образования, общественных и экономических перемен вопрос воспитания гибкой, мобильной, успешной творческой личности становится особо актуальным. Исследовательская деятельность краеведческой направленности является важным фактором формирования творческого потенциала ребенка – залога воспитания человека с ценными в современных условиях качествами. В свете поиска инновационных подходов к организации образовательного процесса актуальной становится проблема сетевого сотрудничества школ, вузов и учреждений науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация краеведческо-исследовательской деятельности обучающихся в процессе сетевого взаимодействия школы и вуза»

ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА

О. А. Зайцева

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, МАОУ «Средняя школа №151 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: olgazaiceva151nn@yandex. ru

Аннотация: в условиях модернизации образования, общественных и экономических перемен вопрос воспитания гибкой, мобильной, успешной творческой личности становится особо актуальным. Исследовательская деятельность краеведческой направленности является важным фактором формирования творческого потенциала ребенка -залога воспитания человека с ценными в современных условиях качествами. В свете поиска инновационных подходов к организации образовательного процесса актуальной становится проблема сетевого сотрудничества школ, вузов и учреждений науки.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательское творчество, познавательная активность, сетевое взаимодействие.

В настоящее время, в условиях модернизации отечественного образования, смены парадигм, постоянного поиска новых способов эффективной организации образовательного процесса, особенно актуальным становится вопрос воспитания активной творческой личности, обладающей гибким нестандартным мышлением, применяющей креативный подход к решению учебно-профессиональных и жизненных задач. Современная система образования должна предоставить обучающемуся максимальные возможности для развития самостоятельности мысли, оригинальности и гибкости мышления, создать благоприятные для развития творческого потенциала и самоопределения личности условия [10].

По мнению психологов (Д. Б. Богоявленской, М. Е. Богоявленской, Н. И. Дереклеевой, А. В. Леонтович, В. С. Мухиной, В. А. Петровского, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейн),

наиболее оптимальные возможности для становления, самоопределения, самореализации обучающегося создаёт только «активная творческо-поисковая среда», что, в первую очередь, связано с решением новых, нестандартных, не укладывающихся в систему «привычных установок и стереотипов», проблем, которые ребёнок разрешает, участвуя в научно-исследовательской работе [8; 12; 13].

Применение эколого-краеведческого подхода к организации исследовательской деятельности обучающихся активизирует их познавательную активность, развивает кругозор школьника, формирует ответственное отношение к природе своего края [14]. В рамках такого подхода осуществляется многоплановое изучение региональных природных сообществ, анализ последствий антропогенного влияния на окружающую среду, прогноз дальнейшего функционирования природных экосистем [8].

В процессе постоянного вовлечения в поисковую деятельность по изучению природы своего края юный исследователь получает возможности для активного овладения методами научного познания, развития инициативности, способности креативно и нестандартно мыслить. Субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика в ходе поиска неизвестного обеспечивает «трансляцию культурных ценностей», что является ключевым фактором формирования мировоззренческой позиции обучающегося [9]. Получение результатов, полезных для человека и общества, способствует личностному и профессиональному самоопределению школьника, пониманию собственной социальной значимости.

Отметим, что в большинстве случаев исследовательская деятельность непосредственно связана с творчеством [2, 9, 15], поэтому понятия «научное творчество», «исследовательское творчество» и «научно-исследовательская деятельность» в контексте эколого-краеведческого подхода будем считать тождественными.

Развитие готовности будущих учителей к воспитанию инициативной творческой личности, обладающей «мышлением первопроходца, исследователя и первооткрывателя» [4; 5], является ещё одной важной задачей современной системы образования. Солидаризируясь со многими авторами (А. С. Бычковой, В. И. Горовой, А. С. Зуевой, Л. А. Казариной, О. В. Лебедевой,

А. А. Поповой, Н. Н. Савиной) [4; 6; 7], отметим, что низкая мотивация практикующих педагогов к использованию инноваций, отсутствие методической подготовки, способствующей работе в условиях современных требований, следование принципам традиционного обучения, слабое использование краеведческого материала [8] создают серьёзные проблемы в организации познавательной деятельности школьников по изучению природы своего края. В этом ракурсе становится весьма актуальной проблема поиска новых подходов к организации исследовательского творчества обучающихся краеведческой направленности, эффективных решений, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций студентов педагогических вузов - будущих организаторов исследовательской деятельности школьников.

Анализ вопроса показал, что сетевое взаимодействие образовательных организаций является той оптимальной инновационной формой сотрудничества, которая способна обеспечить максимальные возможности для развития исследовательских качеств всех участников образовательного пространства [1; 11], а также успешного профессионального развития будущих педагогов [4].

С целью организации исследовательского творчества обучающихся, оптимизации профессиональной подготовки студентов-бакалавров профиля подготовки «Биология и химия» НГПУ им. К. Минина (Мининского университета) на базе ряда школ г. Нижнего Новгорода создана городская экспериментальная площадка, построенная по схеме взаимодействия «школа - вуз - научно-исследовательский институт» [3-5]. Участники сетевого взаимодействия (Мининский университет (г. Нижний Новгород), Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Север-цова РАН (ИПЭЭ РАН) (г. Москва), школы №173, №129, №151, г. Нижнего Новгорода) активно сотрудничают в решении вопросов развития системы научно - исследовательского проектирования в условиях инноваций биологического образования на качественно новом уровне.

Одним из направлений работы экспериментальной площадки является эколого-краеведческая деятельность, подразумевающая работу над совместными студенческо-ученическими проектами по биомониторингу и биоиндикации окружающей среды, изуче-

нию орнитофауны и структуры растительных сообществ на территории Нижегородской области. В процессе работы над проектами обучающиеся сетевых школы посетили заповедник «Керженский», где проводили исследования туристско-рекреацион-ного воздействия на природные экосистемы ООПТ. В рамках проектной деятельности также было исследовано состояние растений-биоиндикаторов, встречающихся на участках с высокой антропогенной нагрузкой на территории г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Результаты экспериментальной деятельности были представлены на школьных конференциях научно-исследовательских работ, 47 городской конференции НОУ «Эврика» в форме доклада «Использование живых организмов в качестве биоиндикаторов загрязнения окружающей среды», областном конкурсе «Моя профессия - эколог», городских конкурсах «Я выбираю мир природы», «Я природу берегу». В процессе подготовки творческой работы к конкурсу «Особо охраняемые природные территории моего края» (в рамках всероссийского интернет-проекта «Страна экологических троп») обучающимися 151 школы г. Н. Новгорода был разработана экологическая тропа от п. Рустай Нижегородской области до территории заповедника «Керженский».

Возможность осуществить инновационный подход к организации научно-исследовательской деятельности в области орнитологии была предоставлена студентам и учителям сетевых школ в рамках проекта «Полевая школа выходного дня», организованном Мининским университетом совместно с ИПЭЭ РАН (г. Москва) на базе агробиостанции НГПУ в сентябре 2018 года. В ходе работы над проектом обучающиеся школ № 151 и № 129, а также студенты-бакалавры 4 курса Мининского университета изучали орнитокомплексы Нижегородской области, знакомились с современными способами организации мониторинга птиц, методами изучения миграционных путей перелетных видов, приобретали практические навыки по распознаванию пернатых. В ходе трехдневной экспедиции школьники под руководством студентов и специалистов ИПЭЭ РАН осуществляли отлов перелетных птиц, принимали участие в их кольцевании, расширяли свои знания в вопросах анатомии, морфологии и охраны птиц, развивали навыки проектно-исследовательской

деятельности. Результаты полевой практики представлялись на школьных конференциях НОУ.

Проект «Тьютерское сопровождение деятельности школьников», организуемый в рамках инновационной формы педагогической практики студентов НГПУ им. К. Минина на базе сетевых школ-партнёров г. Нижнего Новгорода, направлен на реализации индивидуального подхода к развитию исследовательских качеств школьников. В процессе работы над проектом студенты-бакалавры профиля подготовки «Биология и химия» НГПУ им. К. Минина составляли индивидуальные образовательные маршруты школьников, проводили мероприятия, способствующие развитию познавательного интереса, исследовательских качеств школьников: консультации, научные квесты, биологические батлы, уроки-проекты с использованием краеведческого материала.

Отметим, что совместная деятельность студентов и школьников, осуществляемая в рамках выстраивания каналов взаимодействия «школа - вуз - НИИ» показала положительные результаты. При анкетировании обучающихся сетевых школ 76% опрошенных отметили повышение интерес к научно-исследовательскому творчеству (по методике Т. Д. Дубовиц-кой). При изучении уровня сформированности исследовательской компетенции школьников (по И. А. Марковой) также были выявлены положительные результаты (таблица 1).

Контрольное анкетирование студентов-практикантов показало, что 78% опрошенных студентов выявили у себя качества, необходимые для эффективной организации исследовательской деятельности школьников, отмечая ключевым фактором их формирования именно непосредственное включение в работу со школьниками в процессе сетевого сотрудничества.

Таким образом, организация единого образовательного пространства, обеспечивающего взаимодействие его участников, эффективное решение вопросов внедрения инновационных подходов в образовательный процесс школы и вуза, на примере отдельно взятой линии сотрудничества показало положительные результаты в решении проблемы воспитания творчески активного, инициативного поколения школьников, подготовки современного педагога с высоким уровнем методологической культу-

ры, способного к успешной организации исследовательского творчества школьников эколого-краеведческого характера.

Таблица 1

Результаты экспериментальной работы, проведённой среди обучающихся МАОУ СШ №151 в рамках интегрированной клинической практики студентов-бакалавров 4 курса профиля подготовки «Биология и химия»

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

До начала эксперимента По окончании эксперимента

Качество знаний по биологии по результатам контрольного теста 66% 68% 75%

Процент обучающихся, имеющих высокий и средний уровень мотивации к изучению биологии (по методике Т. Д. Дубо-вицкой) 54% 51% 86%

Процент обучающихся, показавших продвинутый и творческий уровень развития исследовательской компетенции (по методике И. А. Марковой) 61% 57% 89%

Литература:

1. Адамский А. И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку. - М.: Эврика, 2006. - С. 8 -11.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. - Минск.: Совр. слово, 1998. - 479 с.

3. Давыдова Ю. Ю., Трушкова М. А., Нефёдова Т. А. Опыт проектной деятельности бакалавров в рамках высшего педагогического образования //Проблемы эффективного использования научного потенциала:

Сборник статей по итогам Междунар. науч.- практ. конф. (Новосибирск, 12 января 2018). / в 3 ч. Ч. 2. - Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 14 - 17.

4. Зайцева О. А. Компетентностный подход к подготовке студентов-бакалавров к организации исследовательской деятельности школьников/проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2018 - Вып. 60 - Ч.1. - С.123 - 126.

5. Зайцева О. А. Формирование исследовательских компетенций школьников в рамках полевой орнитологической практики// Электронный научно-методический журнал КОИРО, 2018. - №48(3) [Электронный ре-сурс].иЯЬ: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/2018/48(3)_2018.aspx (дата обращения: 27.01.2018).

6. Зуева А. С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза: дис.. .канд. пед.наук. - Екатеринбург, 2014. -226 с.

7. Казарина Л. А. Готовность к исследовательской деятельности учащихся профильных классов // Вестник ТГПУ. - 2011. - Вып. 2 (104). -С.15-19.

8. Малецкая Н.С. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии //Экологический мониторинг и биоразнообразие. - 2014. - №1 (9). - С. 202-206.

9. Миронов А. В. Исследовательская деятельность - основа развития творческой личности // Вестник КГУ. - 2009. - №1. [Электронный ресурс] .URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-osnova-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 02.01.2019).

10. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Народное образование. - 2006. - №7. -С. 123-127.

11. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели. [Электронный ресурс].иКЬ: http: //www. lib.tsu.ru/mminfo/000063105/358/image/358-182.pdf (дата обращения: 28.11.2017).

12. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 151 с.

13. Самодурова Т.В. Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности: Дисс... канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2000. - 194 с.

14. Федяева Т. В., Тяпкина А. П. Эколого-краеведческий подход в обучении биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №2 (71). [Электронный ресурс]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/ekologokraevedcheskiy-podhod-v-obuchenii-biologii-kak-

sгedstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 27.02.2019).

15. Чупрова Л. В., Ершов Т. В. Проблема творчества в системе высшего профессионального образования // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 243-245. То же [Электронный ресурс].URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1407/ (дата обращения: 03.01.2019).

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ НА МЕСТНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

И. В. Замалетдинов МБОУ «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор», Казань, Татарстан, Россия, e-mail:ildartur@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вариант организации краеведческих исследований во время проведения путешествия, выявления объектов поиска.

Ключевые слова: маршрут, путешествие, река Слюдянка, вершина, категорийные и степенные походы.

Академик А. В. Сидоренко писал: «Нужно много сделать, чтобы интерес к геологическим знаниям был бы так же широк, как к другим естественным наукам... Мы подробно излагаем строения атома, живой клетки, развитие жизни на Земле, но не научили людей отличать кварц, полевой шпат и роговую обманку - три главнейших минерала, которые слагают земную кору. Популярное освещение вопросов геологии, процессов, идущих в земной коре, часто бывает не только примитивным, но и изобилует грубыми ошибками».

Участие подростков в краеведческих, поисковых походах, путешествиях и экспедициях по родному краю является уникальным направлением в воспитании учащихся, позволяющим одновременно достичь нескольких педагогических целей, комплекс которых вряд ли мы достигнем в мероприятиях другой направ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.