Научная статья на тему 'Народные традиции как средство правового воспитания детей'

Народные традиции как средство правового воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8355
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / LEGAL EDUCATION OF CHILDREN / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / EDUCATIONAL TRADITIONS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / CUSTOMARY LAW / ТРАДИЦИИ БУРЯТ / BURYAT TRADITIONS / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LAWFUL BEHAVIOR / СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ / MEANS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юн-Хай Светлана Александровна

В правовом воспитании детей большими возможностями обладает народная педагогика. Народные традиции, которые обеспечивают правовое воспитание: бережное отношение к детям, исключающее физическое наказание, сочетающее в себе любовь, доверие к ним с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей; привитие с младенческих лет уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, что способствует установлению связи поколений; привязанность к родным местам, рождающая бережливое отношение к природе, к людям своего края, закладывающая основы формирования и развития патриотических чувств; посильное участие детей в различных видах домашнего труда, обуславливающее естественную общность детей и взрослых, их взаимоотношения на равных, социальное созревание детей. Короткий обзор народных традиций на примере бурят показывает, что они выполняют функцию средства правового воспитания: так как в традициях разных народов заключена информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; традиции усваиваются в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной (устной или письменной) форме; традиции в совместной деятельности воспитателя и воспитанников обеспечивают самое главное, а именно управляемость процесса правового воспитания. Управляемость создается, когда: воспитание является органической частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется в процессе решения жизненных задач; народные традиции, выступая в виде принципов, норм, идеалов, правил, создающих общественное мнение, вырабатывают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK TRADITIONS AS A MEANS OF LEGAL EDUCATION OF CHILDREN

The legal education of children has greater possibilities for folk pedagogy. Folk traditions providing legal education: a solicitous attitude toward children that combines love and trust with insistence to fulfilling their duties and excluding physical punishment; cultivation of respectful attitude toward parents and elder people from childhood, which contributes to establishing a connection between generations; attachment to the native land giving careful attitude toward nature, local people, laying the foundation for formation and development of patriotic feelings; feasible participation of children in various kinds of household work and causing natural unity of children and adults, their relations on equal terms, social maturation of children. A short overview of national traditions on the example of the Buryats shows that they function as a means of legal education: as traditions of various nations conclude information necessary for development of the inner world of an individual; traditions are being absorbed in the figurative, visual-effective or sign-signal (oral or written) form; traditions in joint activities of a teacher and students provide the most important thing namely, control of the process of legal education. Manageability is created when education becomes an integral part, a natural component of the real life and is carried out in the process of solving life's problems; folk traditions, coming out in the form of principles, norms, ideals, rules, creating a public opinion, produce certain human behavior algorithms governing its vital functions.

Текст научной работы на тему «Народные традиции как средство правового воспитания детей»

УДК 391/393+37.03:340

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

© 2016

Юн-Хай Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятский государственный университет, Улан-Удэ (Россия)

Аннотация. В правовом воспитании детей большими возможностями обладает народная педагогика. Народные традиции, которые обеспечивают правовое воспитание: бережное отношение к детям, исключающее физическое наказание, сочетающее в себе любовь, доверие к ним с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей; привитие с младенческих лет уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, что способствует установлению связи поколений; привязанность к родным местам, рождающая бережливое отношение к природе, к людям своего края, закладывающая основы формирования и развития патриотических чувств; посильное участие детей в различных видах домашнего труда, обуславливающее естественную общность детей и взрослых, их взаимоотношения на равных, социальное созревание детей. Короткий обзор народных традиций на примере бурят показывает, что они выполняют функцию средства правового воспитания: так как в традициях разных народов заключена информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; традиции усваиваются в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной (устной или письменной) форме; традиции в совместной деятельности воспитателя и воспитанников обеспечивают самое главное, а именно - управляемость процесса правового воспитания. Управляемость создается, когда: воспитание является органической частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется в процессе решения жизненных задач; народные традиции, выступая в виде принципов, норм, идеалов, правил, создающих общественное мнение, вырабатывают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность.

Ключевые слова: воспитание, правовое воспитание детей, правовая культура, народная педагогика, воспитательные традиции, обычаи, обычное право, традиции бурят, семья, семейное воспитание, правомерное поведение, средство воспитания.

FOLK TRADITIONS AS A MEANS OF LEGAL EDUCATION OF CHILDREN

© 2016

Yun-Khay Svetlana Alexsandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of Education Buryat State University, Ulan-Ude (Russia)

Abstract. The legal education of children has greater possibilities for folk pedagogy. Folk traditions providing legal education: a solicitous attitude toward children that combines love and trust with insistence to fulfilling their duties and excluding physical punishment; cultivation of respectful attitude toward parents and elder people from childhood, which contributes to establishing a connection between generations; attachment to the native land giving careful attitude toward nature, local people, laying the foundation for formation and development of patriotic feelings; feasible participation of children in various kinds of household work and causing natural unity of children and adults, their relations on equal terms, social maturation of children. A short overview of national traditions on the example of the Buryats shows that they function as a means of legal education: as traditions of various nations conclude information necessary for development of the inner world of an individual; traditions are being absorbed in the figurative, visual-effective or sign-signal (oral or written) form; traditions in joint activities of a teacher and students provide the most important thing - namely, control of the process of legal education. Manageability is created when education becomes an integral part, a natural component of the real life and is carried out in the process of solving life's problems; folk traditions, coming out in the form of principles, norms, ideals, rules, creating a public opinion, produce certain human behavior algorithms governing its vital functions.

Keywords: education, legal education of children, legal culture, folk pedagogy, educational traditions, customs, customary law, Buryat traditions, family, family education, lawful behavior, means of education.

Народные традиции несут в себе большой потенциал правового содержания, что позволяет использовать их как средство правового воспитания детей. Правовые понятия, положения, воззрения, правила жизни, принципы, отраженные в фольклоре различных народов, это то, что может быть основой правовой морали. Человек должен знать и понимать систему таких абсолютных ценностей, как личность, свобода, жизнь, на которой основаны его права, для того, чтобы их реализовать. Правовое воспитание детей заключается в понимании ими смысла своего поведения, способности действовать в обществе во взаимодействии с нормами права, моральными правилами. Нравственный опыт прошлых поколений, культурные и иные потребности общества есть основа любой правовой системы. Поэтому народная педагогика предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач: овладение подрастающим поколением нормами поведения в обществе, нормами морали, способствование самореализации, развитие практических навыков социального действия. А это в свою очередь играет особую роль в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде, действовать с пониманием ответственности за свои действия, решения. Поэтому обращение к социально-культурным нормам общества, к народному опыту, к народным традициям важно, как в содержании, Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

так и в процессе правового воспитания современных детей. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» [1, с. 162].

Проблема правового воспитания изучалась и изучается различными учеными: педагогами, психологами, социологами, философами, юристами. В процессе разработки теории правового воспитания, средств его практической реализации была осуществлена разработка различных проблем. Современные концепции правового воспитания, социальная ценность права раскрываются в работах юристов С.С.Алексеева [2], В.С.Нерсесянц [3]. Организацию правового просвещения учителей и учащихся с соответствующим методическим обеспечением преподавания рассматривают Г.П.Давыдов [4], А.Я.Азаров [5]. Содержанию и организации процесса правового воспитания посвящена работа И.Ф.Рябко [6]. Определение правового сознания как результата целенаправленного правового воспитания дали в своих работах Е.А.Лукашева [7], Л.М.Корниенко [8]. Важное место принадлежит работам А.Ф. Никитина о воспитании правовой культуры молодежи, В.М.Обухова о формировании социально-правового опыта учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе через нравственно-правовое воспитание. Более частные проблемы, связанные с механизмом осознания и усвоения правовых норм учащимися, особенностями правовоспитательной

167

деятельности рассматриваются в работах В.А.Балюк, В.Г.Подзолкова [9].

За последние годы было выполнено немало диссертационных исследований в области нравственно-правового воспитания Е.А.Андреева [10], В.Е.Семенов [11] и др. Особый интерес и значимость для осмысления изучаемой проблемы с точки зрения этнорегионального подхода имеют труды Р.И.Балкарова [12], М.Г.Лаварслановой [13]. Несмотря на значимое количество трудов по исследуемой проблеме, вопросы правового воспитания детей с опорой на народную педагогику остаются недостаточно изученными.

Народная педагогика, как духовная реальность бытия народа, представляет собой определенную совокупность педагогических сведений, воплощенных в народной мудрости, в предчувствиях, представлениях, суждениях, правилах, привычках, устном народном творчестве (былины, сказания, сказки, притчи, поговорки, пословицы, присказки, народные песни, обряды, обычаи, традиции, и т.п.), имеющих отношение к обучению и воспитанию людей, сложившихся исторически и стихийно. В определенном смысле она есть выражение исторической памяти народа, в частности в вопросах воспитания подрастающего поколения и поведения. Совокупность феноменов народной педагогики оказывает влияние на решение правовоспитательных задач опосредованно: через народные традиции, нравственные проповеди религиозной культуры, правовой опыт поведения и деятельности представителей прошлого и т.д. В них в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты личности и нравственно-правовые эталоны поведения, одобряемые народом. Правовоспитательное влияние народной педагогики сказывается на усвоении ныне живущим поколением исторически сложившихся правовых знаний, формировании навыков и привычек правопослушного поведения. Они обеспечивают выживание и активное функционирование народа на протяжении длительного исторического периода и в каждую его эпоху [14].

В своем подавляющем большинстве народная педагогика и ее элементы способствуют утверждению нравственного и правового поведения, позитивного отношения к власти, законам, к защите Родины, что в целом создает определенные предпосылки для формирования правосознания у отдельных людей. Вместе с тем, являясь интегральным продуктом исторического опыта, народная педагогика консервативна в отдельные годы и по отношению к происходящим в них событиям. Этот консерватизм может сдерживать принятие революционных и быстротечных социально-экономических, нравственных и правовых преобразований, особенно если они коренным образом противоречат историческому опыту народа. В определенной степени это обнаруживается и в условиях современной России.

Проблема, прежде всего, заключается в том, чтобы реализовать в теории и практике правового воспитания силу воздействия народной педагогики в системе других средств формирования правовой культуры и правовос-питания граждан в нынешней ситуации. Анализ современных правовых документов показывает, что в основу многих из них заложены вечные постулаты народной педагогики: признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида; отрицание излишеств, извращений, истязаний и самоистязаний в любой сфере; равенства всех людей перед Богом и законом; бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека, природой и др. Для народной педагогики естественно и органично абсолютное неприятие негативных действий. Сегодня многие из названных положений получили развитие в современных нормах права и сознательно используются в правовом воспитании

[15].

Ученые по-разному определяют понятие правового воспитания, его цель и значимость в развитии общества . [16]. Сформулированное Г.П.Давыдовым, это понятие 168

впервые встречается в литературе в 1959 г. А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». К.В. Науменкова в статье «Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков» отмечает: «Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» [16]. Рассматривая же правовое воспитание в контексте теории государства и права, можно сказать, что правовое воспитание это деятельность государства, где основными функциями являются - поддержание и формирование поведения человека, формирование знаний подрастающего поколения, где будут соблюдаться основные принципы и правовые нормы. А в контексте человека правовое воспитание -это развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

На воспитание подрастающего поколения, в частности правовое воспитание, огромное влияние оказывают обычаи и традиции народов. Воспитательные обычаи и традиции выступали средством сохранения, воспроизводства, передачи, закрепления социального опыта, духовных ценностей. С их помощью от старших к младшим передавались нормы поведения людей, требования к личности. Иногда единственным регулятором социальных отношений народов на протяжении многих столетий являлась совокупность норм обычного права. Обычное право как основа цивилизованного права представляет собой систему нормативной саморегуляции определенного сообщества, пределы действия которой обусловлены различными факторами, особое место среди которых занимает правопонимание данного сообщества и его социально-правовых потребностей.

Обычное право располагает богатым материалом, который успешно может быть использован в целях правового воспитания подрастающего поколения. В нем много позитивных моментов: оно способствует сохранению самобытности и культуры этноса, гармонизирует отношения между его представителями, порой восполняет пробелы в праве, облегчает понимание закона, права вообще и права каждого народа в частности. Следует отметить, что обычное право, его обычаи и традиции во все времена играли положительную роль в регулировании отношений, как между разными народами, так и внутри одного и того же этноса, даже одного и того же рода. Они имели огромное значение в развитии и сближении культур различных народностей ) [17].

Обычай определяется как «прочно установившееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в определенной области общественной жизни». Обычаи соблюдаются благодаря своей давности и неоднократному, неуклонному применению в течение длительного времени.

Традиция (лат. передача, предание) - способ хранения и передачи социального опыта (общественное мнение, массовые привычки, убеждения, обычаи) [18, с.84]. В жизни каждого народа, в жизни общественной организации, предприятий, учреждений и т.п. складываются традиции более или менее прочные, связанные с историческими условиями существования, особенностями того или иного общественного коллектива.

Характерными чертами традиций являются всеобщ-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

ность, массовость, устойчивость, долговечность, эмоциональная привлекательность. Их сила - в природной, отчасти стихийной естественности. Они никому не навязывают взгляды и способ поведения, а включают человека в практические действия, с которыми без внутреннего сопротивления воспринимаются представления и нормы поступков.

Среди этнопедагогических традиций народов, которые обеспечивают правовое воспитание, выделяются:

- бережное отношение к детям, исключающее физическое наказание, жестокость по отношению к ним, сочетающее в себе любовь, доверие к ним с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей;

- привитие с младенческих лет уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, что способствует преодолению разобщенности старших и младших, установлению связи поколений;

- привязанность к родным местам, рождающая бережливое отношение к природе, к людям своего края, развивающая умственные силы, наблюдательность, сообразительность, умение проанализировать явления природы, закладывающая основы формирования и развития патриотических чувств;

- посильное участие детей в различных видах домашнего труда, обуславливающее естественную общность детей и взрослых, их взаимоотношения на равных, социальное созревание детей.

Воспитание самостоятельности, преодоление трудностей у детей совмещается с бережным отношением к ним, особенно в младенческие годы. Причем можно считать, что это является общечеловеческим качеством, в какой-то степени объединяющим все большие и малые азиатские народы. Где бы ни родился ребенок, в Японии или Бурятии, в Китае или Якутии, в Корее или Туве, в семье он занимает особое положение.

Присматриваясь к методам народного воспитания, можно найти много общего у больших и малых народов Азии. Так, в системе воспитания японского народа «воспитывать», не значит ругать за то, что уже сделано плохо, а наоборот, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже в ситуации, явно требующей если не наказания, то хотя бы выговора, родители избегают прямого осуждения, оставляя ребенку возможность «не терять лицо». И самое существенное в данной системе, плохое поведение не отождествляется с личностью ребенка, ему внушают веру в то, что он, конечно же, может управлять своим поведением, стоит только приложить усилия. Вместо воспитания - порицания детей обучают конкретным поведенческим навыкам.

В народе считаются с тем, что ребенок из-за отсутствия жизненнго опыта может допускать различные ошибки в поведении. За ошибки детей не наказывают сурово, так как дети могут стать непослушными и упрямыми. И в лучших традициях воспитания много места занимают уговаривание, убеждение, переключение внимания и т.д. Родители не ставят задачу добиваться в каждый момент конечного результата воспитания. Они постоянно внушают детям, чтобы они научились отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого. Поэтому отношение к детям, особенно к маленьким, весьма терпеливое.

Другим фактором, регулирующим поведение ребенка в бурятских, тувинских, эвенкийских и других семьях является чувство стыда. С малых лет детям внушается мысль о том, что в случае неправильного поведения не только над ними, но и над родителями, членами семьи будут смеяться люди.

Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, способствуют формированию положительных качеств личности. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен древу, которого лишили корней. В этом контексте рассмотрим правовые традиции бурят, которые исторически сложи-

лись на основе народных обычаев и назывались в литературе обычным правом или степными уложениями. Писаное право, возникшее на базе обычного права, сохраняло многие самобытные традиционные юридические нормы в их первоначальном виде. Конечно, многие из тех обычно-правовых норм на сегодня приобрели реликтовую, архаичные формы, утратив полноту былого значения. Другие, пройдя через временные периоды, продолжают иметь определенную значимость, а порой и необходимость [19]. Рассматривая традиции бурят, хотелось бы отметить то, что очень многое сохранилось в устном народном эпосе, так как почти до XIX столетия у бурят не было своей письменности.

Обращение к историческому опыту бурятского народа в области воспитания детей позволяет обновить систему формирования личности с правомерным поведением и повысить воспитательный потенциал семьи. В настоящее время будущее народа во многом зависит от семейного воспитания. Поэтому многостороннее и глубокое исследование механизмов взаимодействия поколений в семье, ее педагогического потенциала и ресурсов, ее духовных сокровищ и нравственных ценностей весьма актуально. В семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь формирует чувство психологической защищенности.

Одной из прогрессивных традиций бурятской семьи является глубокая любовь родителей к детям. Это естественно, черта не только бурят, но у каждого народа, она выражается в специфической форме [20]. Необходимо учитывать и то, что жизнь ребенка с момента рождения и до совершеннолетия сопровождалась множеством разнообразных обрядов и церемоний, основанных на религиозных верованиях бурят. Нередко бережное отношение к ребенку имело религиозное содержание. Так, например, у бурят считалось, что у каждого ребенка есть покровительница - Заяши (душа, судьба). Полагали, что малыш, пока он не начал разговаривать, полностью принадлежит Заяши, которая ухаживала за ним, умывала его по утрам, отчего дети просыпаются всегда свеженькие и чистенькие. Если ребенок во сне улыбается, считали, что с ним говорит Заяши, а если плачет, Заяши отлучилась, и в это время его пугают злые духи. Считалось, что до трех лет (по другим сведениям до восьми) дети принадлежат Заяши, и они воплощают в себе нечто священное. Говорили, что в этом возрасте ребенок подобен божеству, поэтому запрещалось его бранить, проносить над его головой что-либо грязное, осквернять, резать или отдавать кому-либо его одежду. Благодаря подобным представлениям у многих азиатских народов было развито мягкое, бережное отношение к детям. Считалось, что при плохом обращении с ребенком его Заяши рассердится и отберет ребенка, то есть ребенок умрет. Следствием любви к детям является стремление к многодетности. Семья, имеющая много детей, вызывает уважение. «Чем больше детей, тем счастливей человек», - говорится в народной мудрости. Часто в многодетных семьях родители говорят: "Мы вырастим старших детей, а они воспитают младших". До сих пор сохранился обычай называть родителей не их собственными именами, а именем ребенка, при этом, непременно указывая, что они являются его отцом или матерью. Например, Сэсэгэ-эжи, Баторэ-бабэ (мать Сэсэгмы, отец Батора). В этом обычае почтение к человеку, имеющему детей.

Разумная любовь к детям выражается в том, что их жизнь определяется системой строгих правил. В многодетной семье справиться со всеми трудовыми обязанностями, поддерживать чистоту и порядок в доме, создать спокойную и рабочую обстановку возможно через выполнение всеми членами семьи правил, установленных в семье. Требования к детям предъявляются с малых лет, и с возрастом круг их расширяется. Определенные твердые правила поведения в семье, строгий контроль и

единые требования старших - непременное условие правильного воспитания в народной педагогике.

Отношение детей к родителям характеризуется традиционным почитанием отца и матери. Народная традиция почитания родителей тесно связана с традицией уважения старшего по возрасту человека. Корни традиций уважения старших были порождены условиями патриархального быта. Авторитарность главы семьи, зависимость от его власти всех членов рода, беспрекословное подчинение младших старшим, способствовали воспитанию уважения и подчинения старшим. В современных условиях эта традиция в лучшем своем проявлении не означает проповеди культа личности старших или подавление творческой инициативы детей. Уважительное отношение к старшим, как и другие прогрессивные традиции, оставаясь национальным по форме своего выражения, основывается на признании заслуг отцов и дедов, на интересе к личности, и предполагает восприятие новым поколением знания, опыта и лучших традиций старших. Уважение старшего, почитание родителей выражается в обычае обращения к родителям и старшим в семье на «Вы». Часто в семьях даже трехлетняя сестренка, обращаясь к семнадцатилетнему брату, добавляет уважительное «ахай», «абхэ», по степени родства «наг-са», «хэттэй» и т.д. Обычай, являясь выражением расположения и почтения, воспитывает чувство уважения к близким и навыки вежливого обращения к людям.

Нормы взаимоотношений дети наблюдают не только в семье, но и в отношениях родителей к окружающим детям, соседям, знакомым. Это нормы поведения и обращения бурят друг с другом выражаются в традиционных приветствиях, в неторопливых расспросах о состоянии здоровья собеседника, о благополучии в семье, в пожелании удач и успехов и т.д. Не принято, например, торопливо бросить приветствие и пройти мимо. Принято, уважая старшего человека, не спеша поговорить с ним. В некоторых районах Бурятии принято обязательное тройное приветствие: «Сайн байна» - здравствуйте, «Хэн гут» - все ли у вас благополучно? [20] «Биетнэ хэн гу? - здоровы ли Вы? И лишь получив ответы, можно приступить к предмету разговора. На первый взгляд, эти нормы традиционного поведения незаметны, обычны и неброски, однако, их воспитательное значение велико. С малолетства, наблюдая за поведением взрослых, дети перенимают их, копируют, иногда не осознавая содержания, и традиции постепенно превращаются в навыки и привычки поведения. Жизнь в семье, регламентированная традициями, способствует постоянному упражнению в положительных поступках, методы приучения включены в жизнь семьи, воспитательная позиция родителей скрыта, их влияние неназойливо, и вследствие этого процесс воспитания проходит непринужденно. Народная педагогика придерживается принципа воспитания реальной жизнью, ставя детей в различные жизненные ситуации, в которых они действуют под влиянием сложившихся традиций и обычаев. Методы приучения и упражнения здесь являются основными, народное воспитание идет посредством усвоения традиций и обычаев семьи в практической жизни.

Устное народное творчество, как метод убеждения, веками использовалось в воспитании подрастающего поколения. К наиболее распространенным видам фольклора в семье относятся пословицы и поговорки. Буряты любят и высоко ценят их меткость, мудрость и правдивость. («На дне колодца рыбы нет, в пословицах лжи нет»). Пословицы и поговорки в семьях бурят имели и продолжают иметь как познавательное, так и воспитательное значение. Пословицы и поговорки учат честности, трудолюбию, доброте, почтительному отношению к старшим, опрятности, бережливости и т.д. Мудрые мысли народных сказок, пословиц и поговорок оказывают влияние на формирование представлений о добре и зле. Неоценимы в этом отношении сказки о животных, в которых отождествляют людей и зверей, наделяя их чув-

ствами и мыслями, положительными и отрицательными качествами людей. Также интересны многочисленные благопожелания, без которых не обходится ни одно празднество. Благопожелания - свадебные, благопоже-лания в труде (начало посева, уборка урожая), по случаю праздников (новоселье, рождение ребенка) и т. д.

Различные народные афоризмы, сохранившиеся сегодня и выражающие идеи трудовых традиций, дающие советы и правила трудового воспитания, не противоречат, а перекликаются с современными представлениями о трудовой подготовке детей: «Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает», «Кто первый в труде, тому слава везде», «Любишь мясо поесть, хорошо скот смотри», «Заготовленное летом, полезно зимой» и др.

Среди многообразных методов, приемов и средств народной педагогики, которые используются в современной семье бурят, можно выделить следующие: показ примера, достойного подражания, добрый совет, поучение, назидание, косвенный намек, напоминание о нормах приличия, требование об их неукоснительном соблюдении, приучение к соблюдению принятых в семье традиций, упражнения в поступках, поощрение, похвала в присутствии всей семьи, наказание и т.д. [20].

Таким образом, в воспитании детей у бурят существовали выработанные в течение столетий свои национальные традиции, сложившаяся система воспитания. Буряты, как и любой другой народ, в процессе исторического опыта выработали свои этнические принципы, нормы, правила поведения в семье, в обществе, которые усваивались каждым поколением с раннего детства. Тем самым эти традиции воспитания выполняли функцию социализации в воспроизводстве из поколения в поколение одних и тех же нравственных, семейно-бытовых, общественных норм. Одной из главных особенностей в воспитании было привитие детям с малолетства послушания и почтительного отношения к родителям, уважения и внимания.

Есть такие традиционные бурятские правовые воззрения, которые были признаны и неукоснительно соблюдались всеми, поскольку обладают непреходящей ценностью в любом гражданском обществе и достойны закрепления на конституционном (республиканском) уровне законодательства. Такие как - индивидуально-правовая ответственность, забота о детях-сиротах, уважение к старости, забота о родителях, щадящее отношение к природе и всему живому, глубокое понимание ценности жизни как таковой.

Буряты веками вырабатывали приемы формирования личности с правомерным поведением со своими методами, формами и средствами подготовки детей к жизни, которые выливались в своеобразные традиции, регламентирующие весь процесс воспитания в семье и обществе. Они формировались путем регулярного повторения и передачи из поколения в поколение и охранялись силой общественного мнения. Практикуются такие формы и методы воспитания детей, как убеждение, положительный пример и авторитет старших, поощрение и наказание, упражнения. В бурятской семье в качестве средств убеждения в воспитании широко использовались пословицы и поговорки, речь взрослых насыщена ими. В них осуждаются недостойное поведение, нечестность, хвастовство, зависть; корыстолюбие. В пословицах и поговорках обобщается жизненный опыт предшествующих поколений и отражаются взгляды народа на вопросы формирования личности с правомерным поведением [21].

Короткий обзор народных традиций показывает, что они выполняют функцию средства правового воспитания: так как в традициях разных народов заключена информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; традиции усваиваются в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной (устной или письменной) форме; традиции в совместной деятельности воспитателя и воспитанников обеспечива-

ют самое главное, а именно - управляемость процесса правового воспитания. Управляемость создается, когда: воспитание является органической частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется в процессе решения жизненных задач; народные традиции, выступая в виде принципов, норм, идеалов, правил, создающих общественное мнение, вырабатывают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ушинскии К.Д. Педагогические сочинения. М., 1988. Т. 2. С. 162.

2. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1994. 224 с.

3. Нерсесянц В.С. Право и закон: История правовых учений. М.: Наука, 1983. 366 с.

4. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1985. 40 с.

5. Азаров А.Я. Права человека: Новое знание. М., 1995. 257 с.

6. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. Ростов-на-Дону, 1973. 157 с.

7. Лукашева Е.А. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура // Сов. гос-во и право. 1976. № 1. С.129-138.

8. Корниенко Л.М. Проблемы формирования правосознания школьников: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1974. 28 с.

9. Тугутова С.А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. 167 с.

10. Андреева Е.А. Нравственно-правовое воспитание младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2002. 235 с.

11. Семенов В.Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: Дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. 195 с.

12. Балкаров Р.И. Формирование нравственно-правового сознания личности старшеклассника в эт-норегиональной среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 23 с.

13. Лаварсланова М.Г. Правовое воспитание как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме: Дис. канд. пед. наук. Махачкала, 2010. 172 с.

14. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993.

15. Кикоть В.Я., Столяренко А.М. и др. Профессиональная педагогика [Электронный ресурс]. -URL: http://bib.convdocs.org/v9518/?downloаd=2#24

16. Галиева Э. Правовое воспитание как направление учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс]. - URL: http://si-sv.com/NIR/NIRS/forum-2013/10. pdf

17. Османова М.Х. Обычное право и воспитание правовой культуры учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 3. С. 57-60.

18. Краткий словарь современной педагогики / под ред. Л.Н.Юмсуновой. Изд-е 2-е. Улан-Удэ: БГУ, 2001.

19. Тумурова А.Т. Обычное право бурят. Улан-Удэ: БГУ, 2004.

20. Танхасаева А.С., Танхасаева С.С. Бурятские народные традиции как социально-педагогическое явление [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/ resource/624/50624/files/bsu 14.pdf

21. Курбанова Д.А. Роль традиций и обычаев в формировании личности с правомерным поведением // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 6. С. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.