Научная статья на тему 'Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста'

Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красношлык З. П.

В статье делается акцент на духовно-нравственное развитие ребенка-дошкольника, которое осуществляется через нравственные ценности народной педагогики: сказки, предания, легенды, песни и другие фольклорные средства. Указано, что народное творчество, культура, традиции, история являются важным средством гражданского, нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Красношлык З.П.*

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье делается акцент на духовно-нравственное развитие ребенка-дошкольника, которое осуществляется через нравственные ценности народной педагогики: сказки, предания, легенды, песни и другие фольклорные средства. Указано, что народное творчество, культура, традиции, история являются важным средством гражданского, нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственные качества личности, народные обычаи, традиции, фольклорные произведения, средства нравственного и культурного воспитания.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. По мнению А.А. Баграмова, Л.И. Брудной одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания явля-

* Декан коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного образования, к.п.н.

112

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

лась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике [1, 9].

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. Из всех фольклорных произведений сказки, сказания, легенды, предания, пословицы, поговорки и другие являются наиболее эффективными средствами воспитания детей, так как содержат богатейшие сведения о цели и смысле жизни. Используя сказки в воспитательных целях, горцы-осетины стремились передать детям свой жизненный опыт, воспитать их в духе народных идеалов, прививали им лучшие человеческие качества, составляющие основу нравственного кодекса воспитания молодежи.

Однако осетинские сказки имеют и свои специфические особенности, связанные с историей, бытом, верованиями, идеалами народа, с его мировоззрением. В них преобладают мотивы борьбы героя с враждебными человеку силами, олицетворенными в образах уаигов (великанов). Своеобразный характер придают осетинским сказкам и мифологические образы: Дон-беттыр - владыка водного царства, Тутыр - властелин волков, Уастырджи -покровитель мужчин, Курдалагон - небесный кузнец, Фалфара - покровитель мелкого рогатого скота и другие. Взаимодействие волшебных сказок и нартского эпоса характерно и для фольклора других кавказских народов.

Кроме познавательной ценности они имеют воспитательно-мировоззренческое значение. Но только при глубоком знании средств воспитания, педагогически обоснованном и целенаправленном их выборе, учете возрастных, индивидуальных и национальных особенностей, сказки могут дать желаемые результаты.

Такие средства воспитания, как танцы, игры, считалки и другие, оказывают на них практическое воздействие, побуждают их к самостоятельным действиям. Важным фольклорным жанром несказочной прозы северокавказских народов являются предания, имеющие со сказкой как общие, так и отличительные свойства. Предание - народно-поэтическое и прозаическое повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. В отличие от сказки, ориентирующей на вымысел и счастливый конец, в предани-

Теория и методика дошкольного образования

113

ях дается установка на реальность и достоверность повествования. Возникнув из разных рассказов очевидцев, предание со временем отдаляется от своей первоосновы, в нем выявляется вымысел, отличающийся от вымысла сказочной фантастики и легендарных чудес.

Предание о заключенном в кавказской пещере, прикованном к скале Прометее, в разных вариантах известно всем северокавказским народам.

Богатство содержания, отражающее бурную историю народа, образы смелых, вольнолюбивых горцев и горянок, предпочитающих смерть позорной жизни, защита своей земли от внешних и внутренних врагов - все это имеет важное историко-познавательное значение.

В воспитании детей большую роль играют легенды, один из основных видов устного народного творчества. В отличие от предания в основе легенды всегда лежит «чудо», повествующее о прошлом, а иногда и о настоящем. По мнению некоторых авторов в самом общем виде легенда - это устноэпическое произведение прозаического характера, с установкой на достоверность повествования. Другие источники легендой считают документально не подтвержденный фантастический рассказ о конкретно-исторических лицах и событиях. Это означает, что легенда полна фантастики, связанной с религией, но содержит в себе много конкретного и достоверного [4, с. 67]. В горском фольклоре известны легенды космоногические, топонимические, религиозные, исторические и другие. В космоногических легендах обычно речь идет об изменениях во Вселенной и различных небесных явлениях. Легенды топонимические посвящаются происхождению названий местностей, гор, озер, рек и так далее. Наиболее важными по своей педагогической значимости, на наш взгляд, являются легенды бытовые и на темы любви, а также легенды, посвященные конкретным историческим событиям и деятелям, в образы которых обычно воплощаются народные идеалы.

Легенды, как и предания, имеют историко-познавательное и воспитательное значение. В них отражаются общечеловеческие и нравственные качества: человечность, правдивость, самоотверженность, преданность своему народу. В легендах осуждаются: алчность, вероломство, обман, измена, жадность, корыстолюбие и другие отрицательные качества людей. Эффективное воспитательное воздействие оказывает на детей осетинская легенда «Любовь Гуда». Легенда повествует о любви злого духа Гуда к земной девушке, красавице Нине. В легенде «Удивительные рассказы о чертях» знаменитый охотник Дзамболат спас чертенка от волка. В благодарность за это мать чертенка отдала ему «баркад», то есть сделала так, что у него всегда было изобилие.

Осетинские легенды выражают этические взгляды народа, его понимание добра и зла. Они обогащают представление о человеке, подчеркивают его ум, находчивость, трудолюбие, его победу даже над сверхъестественными силами в образах святых, духов, чертей и т.д. [3, с. 48]. Притчи часто на-

114

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

зывают воспитательно-аллегорическим жанром литературы. В них повествование строится по какой-либо нравственно-дидактической проблеме. В притче «Лодырь» один человек, чтобы не работать в поле, засовывал руку в гнездо неядовитой змеи, которая, бывало, ужалит его, лодырь избавлялся от работы. Но однажды это гнездо заняла ядовитая змея и лодырь поплатился жизнью за свою уловку.

Важным средством нравственного и культурного воспитания являются пословицы и поговорки, которые отображают все многообразие из социальной, трудовой, производственной, духовной, нравственно-этической и семейной жизни. Они дают ответы на постоянно возникающие веками и тысячелетиями вопросы и несут в себе, как и сказки, функции нравственно-эстетического, умственного и трудового воспитания.

Педагогическая ценность пословиц и поговорок в том, что трудно найти хотя бы одну из сторон человеческой деятельности, которая не отражалась бы в них категориями: ум-глупость, добро-зло, правда-ложь, дружба-вражда, смелость-трусость.

Как отмечает К.И. Бузаров, в осетинских пословицах и поговорках обобщался огромный опыт предшествующих поколений и отражались вопросы воспитания детей. Многие пословицы насыщены идеями добра и любви. В народных изречениях подчеркивается необходимость любви к детям, всему подрастающему, нуждающемуся в защите: «Лягушке ее головастик, что луч солнца»; «Своих птенцов и грач считает красивыми» и др. [2, с. 101].

Песни, возникшие в седой древности, сопутствовали человеку во все периоды его жизни. В детстве ребенок засыпает под колыбельные песни матери, затем начинает петь свои, детские песни. Став взрослым, он сопровождает свою работу трудовыми песнями. Если он охотник, - ему по душе охотничьи песни, а если пастух - пастушечьи. На все случаи жизни: и те, что исполнялись на празднике рождения ребенка, и те, которые пели во время свадьбы. Отрицательные явления в быту вызывали появление сатирических, шуточных песен. Анализ фольклорных произведений, опыт семейного и общественного воспитания, отраженного в литературных источниках, дает основание заключить, что наиболее распространенными методами приобщения к народным традициям в осетинской народной педагогике являлись пример, убеждение, приучение, упражнение, поощрение, наказание, испытание, осознание и др. для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определения будущего нашего народа. Через народное творчество ребенок может развиваться, проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвовать в различных конкурсах. Именно в дошкольном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, что они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках.

Теория и методика дошкольного образования

115

Таким образом, знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. Культура и традиции воспитывают в нем чувство национальной гордости. Но история и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Культура и история цементируют связь поколений, являются могучим средством гражданского, нравственного воспитания. Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа -это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности.

Обращение к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

Список литературы:

1. Баграмов А.А. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального воспитания. - М., 2009. - 324 с.

2. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в детском саду. - 2010. - С. 123-165.

3. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект образования как фактор гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. - 2006. - С. 87-94.

4. Цеева А.З. Особенности национального воспитания осетин // Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. - Владикавказ, 2007. -С. 34-46.

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Курилова Н.А.*

Детский сад общеразвивающего вида № 2, г. Короча

В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. На примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 2», г. Короча, Белгородской области показано соз-

Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.