НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Красношлык З.П.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье делается акцент на духовно-нравственное развитие ребенка-дошкольника, которое осуществляется через нравственные ценности народной педагогики: сказки, предания, легенды, песни и другие фольклорные средства. Указано, что народное творчество, культура, традиции, история являются важным средством гражданского, нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственные качества личности, народные обычаи, традиции, фольклорные произведения, средства нравственного и культурного воспитания.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. По мнению А.А. Баграмова, Л.И. Брудной одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания явля-
* Декан коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного образования, к.п.н.
112
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
лась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике [1, 9].
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. Из всех фольклорных произведений сказки, сказания, легенды, предания, пословицы, поговорки и другие являются наиболее эффективными средствами воспитания детей, так как содержат богатейшие сведения о цели и смысле жизни. Используя сказки в воспитательных целях, горцы-осетины стремились передать детям свой жизненный опыт, воспитать их в духе народных идеалов, прививали им лучшие человеческие качества, составляющие основу нравственного кодекса воспитания молодежи.
Однако осетинские сказки имеют и свои специфические особенности, связанные с историей, бытом, верованиями, идеалами народа, с его мировоззрением. В них преобладают мотивы борьбы героя с враждебными человеку силами, олицетворенными в образах уаигов (великанов). Своеобразный характер придают осетинским сказкам и мифологические образы: Дон-беттыр - владыка водного царства, Тутыр - властелин волков, Уастырджи -покровитель мужчин, Курдалагон - небесный кузнец, Фалфара - покровитель мелкого рогатого скота и другие. Взаимодействие волшебных сказок и нартского эпоса характерно и для фольклора других кавказских народов.
Кроме познавательной ценности они имеют воспитательно-мировоззренческое значение. Но только при глубоком знании средств воспитания, педагогически обоснованном и целенаправленном их выборе, учете возрастных, индивидуальных и национальных особенностей, сказки могут дать желаемые результаты.
Такие средства воспитания, как танцы, игры, считалки и другие, оказывают на них практическое воздействие, побуждают их к самостоятельным действиям. Важным фольклорным жанром несказочной прозы северокавказских народов являются предания, имеющие со сказкой как общие, так и отличительные свойства. Предание - народно-поэтическое и прозаическое повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. В отличие от сказки, ориентирующей на вымысел и счастливый конец, в предани-
Теория и методика дошкольного образования
113
ях дается установка на реальность и достоверность повествования. Возникнув из разных рассказов очевидцев, предание со временем отдаляется от своей первоосновы, в нем выявляется вымысел, отличающийся от вымысла сказочной фантастики и легендарных чудес.
Предание о заключенном в кавказской пещере, прикованном к скале Прометее, в разных вариантах известно всем северокавказским народам.
Богатство содержания, отражающее бурную историю народа, образы смелых, вольнолюбивых горцев и горянок, предпочитающих смерть позорной жизни, защита своей земли от внешних и внутренних врагов - все это имеет важное историко-познавательное значение.
В воспитании детей большую роль играют легенды, один из основных видов устного народного творчества. В отличие от предания в основе легенды всегда лежит «чудо», повествующее о прошлом, а иногда и о настоящем. По мнению некоторых авторов в самом общем виде легенда - это устноэпическое произведение прозаического характера, с установкой на достоверность повествования. Другие источники легендой считают документально не подтвержденный фантастический рассказ о конкретно-исторических лицах и событиях. Это означает, что легенда полна фантастики, связанной с религией, но содержит в себе много конкретного и достоверного [4, с. 67]. В горском фольклоре известны легенды космоногические, топонимические, религиозные, исторические и другие. В космоногических легендах обычно речь идет об изменениях во Вселенной и различных небесных явлениях. Легенды топонимические посвящаются происхождению названий местностей, гор, озер, рек и так далее. Наиболее важными по своей педагогической значимости, на наш взгляд, являются легенды бытовые и на темы любви, а также легенды, посвященные конкретным историческим событиям и деятелям, в образы которых обычно воплощаются народные идеалы.
Легенды, как и предания, имеют историко-познавательное и воспитательное значение. В них отражаются общечеловеческие и нравственные качества: человечность, правдивость, самоотверженность, преданность своему народу. В легендах осуждаются: алчность, вероломство, обман, измена, жадность, корыстолюбие и другие отрицательные качества людей. Эффективное воспитательное воздействие оказывает на детей осетинская легенда «Любовь Гуда». Легенда повествует о любви злого духа Гуда к земной девушке, красавице Нине. В легенде «Удивительные рассказы о чертях» знаменитый охотник Дзамболат спас чертенка от волка. В благодарность за это мать чертенка отдала ему «баркад», то есть сделала так, что у него всегда было изобилие.
Осетинские легенды выражают этические взгляды народа, его понимание добра и зла. Они обогащают представление о человеке, подчеркивают его ум, находчивость, трудолюбие, его победу даже над сверхъестественными силами в образах святых, духов, чертей и т.д. [3, с. 48]. Притчи часто на-
114
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
зывают воспитательно-аллегорическим жанром литературы. В них повествование строится по какой-либо нравственно-дидактической проблеме. В притче «Лодырь» один человек, чтобы не работать в поле, засовывал руку в гнездо неядовитой змеи, которая, бывало, ужалит его, лодырь избавлялся от работы. Но однажды это гнездо заняла ядовитая змея и лодырь поплатился жизнью за свою уловку.
Важным средством нравственного и культурного воспитания являются пословицы и поговорки, которые отображают все многообразие из социальной, трудовой, производственной, духовной, нравственно-этической и семейной жизни. Они дают ответы на постоянно возникающие веками и тысячелетиями вопросы и несут в себе, как и сказки, функции нравственно-эстетического, умственного и трудового воспитания.
Педагогическая ценность пословиц и поговорок в том, что трудно найти хотя бы одну из сторон человеческой деятельности, которая не отражалась бы в них категориями: ум-глупость, добро-зло, правда-ложь, дружба-вражда, смелость-трусость.
Как отмечает К.И. Бузаров, в осетинских пословицах и поговорках обобщался огромный опыт предшествующих поколений и отражались вопросы воспитания детей. Многие пословицы насыщены идеями добра и любви. В народных изречениях подчеркивается необходимость любви к детям, всему подрастающему, нуждающемуся в защите: «Лягушке ее головастик, что луч солнца»; «Своих птенцов и грач считает красивыми» и др. [2, с. 101].
Песни, возникшие в седой древности, сопутствовали человеку во все периоды его жизни. В детстве ребенок засыпает под колыбельные песни матери, затем начинает петь свои, детские песни. Став взрослым, он сопровождает свою работу трудовыми песнями. Если он охотник, - ему по душе охотничьи песни, а если пастух - пастушечьи. На все случаи жизни: и те, что исполнялись на празднике рождения ребенка, и те, которые пели во время свадьбы. Отрицательные явления в быту вызывали появление сатирических, шуточных песен. Анализ фольклорных произведений, опыт семейного и общественного воспитания, отраженного в литературных источниках, дает основание заключить, что наиболее распространенными методами приобщения к народным традициям в осетинской народной педагогике являлись пример, убеждение, приучение, упражнение, поощрение, наказание, испытание, осознание и др. для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определения будущего нашего народа. Через народное творчество ребенок может развиваться, проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвовать в различных конкурсах. Именно в дошкольном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, что они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках.
Теория и методика дошкольного образования
115
Таким образом, знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. Культура и традиции воспитывают в нем чувство национальной гордости. Но история и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Культура и история цементируют связь поколений, являются могучим средством гражданского, нравственного воспитания. Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа -это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности.
Обращение к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.
Список литературы:
1. Баграмов А.А. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального воспитания. - М., 2009. - 324 с.
2. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в детском саду. - 2010. - С. 123-165.
3. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект образования как фактор гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. - 2006. - С. 87-94.
4. Цеева А.З. Особенности национального воспитания осетин // Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. - Владикавказ, 2007. -С. 34-46.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© Курилова Н.А.*
Детский сад общеразвивающего вида № 2, г. Короча
В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. На примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 2», г. Короча, Белгородской области показано соз-
Воспитатель.