Научная статья на тему 'Народное творчество в современном художественном образовании'

Народное творчество в современном художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1121
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОВРЕМЕННОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММЫ / FOLK ART / ART EDUCATION / NATIONAL TRADITIONS / MODERNITY / LEARNING CONTENT / PROGRAM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Л.Л.

В статье представлены размышления о месте народного творчества в программах разного уровня современного художественного образования (дошкольное, общее и дополнительное, среднее профессиональное и высшее). Автор делает некоторые выводы в отношении наличия соответствующих учебных заведений и народных творческих коллективов, современных изданий и др.; озадачивает потенциальных читателей рядом вопросов и проблем, касающихся поддержки и продвижения традиций отечественного народного творчества в широком информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk art in modern art education

This article presents a reflection on the place of folk art in the programmes of different level of contemporary art education (pre-school, general and additional, secondary professional and higher). The author makes some conclusions regarding the availability of relevant educational institutions and folk art groups, modern editions, etc.; baffling potential readers to a number of issues and problems relating to the support and promotion of traditions of Russian folk art in a wide information space.

Текст научной работы на тему «Народное творчество в современном художественном образовании»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 974-983

Народное творчество в современном художественном образовании*

Л.Л. Алексеева

ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования

119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia e-mail: klara63@list.ru; ihorao@mail.ru

Ключевые слова: народное творчество, художественное образование, национальные традиции, современность, содержание обучения, программы. Key words: folk art, art education, national traditions, modernity, learning content, program.

Резюме: В статье представлены размышления о месте народного творчества в программах разного уровня современного художественного образования (дошкольное, общее и дополнительное, среднее профессиональное и высшее). Автор делает некоторые выводы в отношении наличия соответствующих учебных заведений и народных творческих коллективов, современных изданий и др.; озадачивает потенциальных читателей рядом вопросов и проблем, касающихся поддержки и продвижения традиций отечественного народного творчества в широком информационном пространстве. Abstract: This article presents a reflection on the place of folk art in the programmes of different level of contemporary art education (pre-school, general and additional, secondary professional and higher). The author makes some conclusions regarding the availability of relevant educational institutions and folk art groups, modern editions, etc.; baffling potential readers to a number of issues and problems relating to the support and promotion of traditions of Russian folk art in a wide information space.

[Alekseeva L.L. Folk art in modern art education]

О том, что народное творчество во всем своем многообразии видов и жанров является необходимой и важной частью художественного образования в целом, общеизвестно и неоспоримо (Medkova, 2017; Стукалова, Альбов, Кравченко, 2018). В том или ином ракурсе, в разной мере, но творчество народа - литературное и музыкальное, декоративно-прикладное

* Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год

и театральное, танец и др., - как достояние «национального духа», «миллионоустой лаборатории» (по И.И. Земцовскому) находит свое воплощение в программах отечественного художественного образования в настоящее время на разных уровнях образования, от дошкольного до высшего, и в разные исторические периоды. Одним из показательных и интересных примеров тому могут быть Программы Единой трудовой школы 1921 года (Брюсова).

В этих Программах есть и раздел «Музыка в школе», подготовленный видным деятелем того времени в области музыкальной педагогики Н.Я. Брюсовой. Именно здесь Надежда Яковлевна пишет о народных песнях для детей, которые «как будто сами поются», и о том, «что эти песни оказались ближе и понятнее детям, чем те, что нарочно сочинялись для них» (Брюсова, 1921: 320). Простота и выразительность музыкального языка, непосредственное и чистое выражение чувств, эмоциональная открытость, красочность, привлекательность и понятность художественных образов - все это свойственное народному творчеству, как музыкальному, словесному, так и другим видам, близко и интересно ребенку, не осложняет восприятие музыки, помогает введению растущего человека в мир большого искусства через лучшие образцы народного творчества.

Обращаясь к современности, художественному образованию наших дней, трудно назвать программу, где не упоминалось бы народное творчество или хотя бы один какой-либо его вид или жанр, будь то дошкольное образование, общее или дополнительное, профессиональное (Кабалевский, Алексеева, Зарецкая). Скажем о программе «Мир открытий» (Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»). Так, с первого года жизни детей в соответствии с направлениями речевого развития предлагаются фольклорные произведения («Как у наших у ворот», «Раным-рано по утру», «Лиса по лесу ходила» и др.), в рамках художественно-эстетического развития - предметы декоративного искусства, народные игрушки (дымковские, хохломские, каргопольские и т.п.) и др. (Пример. основ. образ. прогр. дошк. образ. «Мир открытий», 2014: 55-56).

Обратим внимание на программу по музыке для общеобразовательной школы, к примеру, для обучающихся 5-8 классов. Уже в самом Содержании курса достаточно широко представлено «Народное музыкальное творчество». Так, авторами предполагается рассмотрение устного народного музыкального творчества и его роли, значения в развитии общей культуры народа; изучение специфики, основных характерных черт русской народной музыки, а также ее ведущих жанров в области вокальной и инструментальной. По замыслу авторов обучающиеся подробно знакомятся с различными русскими народными инструментами (русская гармонь, балалайка, гусли и домра, баян и др.), осваивают тематику, характерные черты, мир музыкальных образов инструментального и песенного народного творчества (Сергеева, Критская, Кашекова, 2017: 9-10).

Важным является и знакомство растущих детей с народно-песенными истоками творчества русских композиторов, а также с интонационным разнообразием мирового музыкального фольклора, традиционными действами и обрядами. В Содержании программы для обучающихся основной школы предусмотрено обращение к региональными музыкальным традициям народного творчества, его характерным чертам, среде бытования и т.п. К тому же, авторы программы включают в содержание обучения постижение наилучших образцов отечественного музыкального фольклора в контексте современной музыкальной жизни страны. Дети в процессе обучения музыке постигают не только основы, истоки музыкального творчества народов России, но и народов других стран мира (Сергеева, Критская, Кашекова, 2017: 11). Сравнение и сопоставление интонаций, их мелодического рисунка и колорита, «погружение» в специфический народно-музыкальный язык, поэтическую фантазию, ритмы и распевы, художественно-образное содержание и т.п., дает современным школьникам реальную возможность почувствовать само «дыхание» народного музыкального и поэтического творчества, его традиции.

Если обратиться к дополнительному образованию детей и юношества, то станет очевидным, что в настоящее время в ряду дополнительных общеобразовательных программ, как

предпрофессиональных, так и общеразвивающих, в детских школах искусств и детских музыкальных школах страны имеется немало соответствующих возможностей для изучения фольклора во всем его многообразии. Это «Народное творчество» и «Народное музыкальное творчество», «Народное художественное творчество», «Музыкальный фольклор» и «Музыкально-певческий фольклор», «Фольклорный ансамбль» и мн. др. (Кривошеинская детская школа искусств, «Рославльская детская музыкальная школа им. М.И. Глинки, «Кореневская детская школа искусств имени А.М. Руденко» и др.). При этом отметим разные сроки обучения по программам, наполненность их содержания высокохудожественным репертуаром, опору на принципы народной педагогики и эстетику народного творчества, интегративный характер и т.п., что обусловлено самой спецификой изучаемого предмета.

Понятно, что приобщение растущего поколения к народному творчеству и его традициям непосредственно связано не только с наличием соответствующих программ разного уровня и глубиной освоения. Как известно, «кадры решают все», и потому профессиональное образование в данной области представляет особый интерес. В рамках небольшого объема данной статьи не представляется возможным раскрыть все нюансы подготовки педагогов данной направленности в масштабах страны. Тем не менее, отдельные стороны этого вопроса осветить можно. Так, в настоящее время существует такое направление подготовки как «Культура и искусство», специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (бакалавр, магистр) (Российское образование. Федеральный портал).

Имеет месть быть федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Народное художественное творчество (по видам)», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1382 (Справочник кодов общероссийских классификаторов). Скажем и о примерной тематике выпускных квалификационных работ по направлению «Педагогическое образование», профилям «Музыка и Дополнительное

образование», где предложены и такие темы, как «Создание и проверка эффективности электронного ресурса «Музыкальные мотивы в сказках народов России» на уроках музыки в начальной школе» и «Воспитание культуры межнационального общения у подростков средствами хореографического искусства в коллективе народного танца» (Московский педагогический государственный университет).

Отметим и тот факт, что по сведениям Международной ассоциации ученых, преподавателей и специалистов (Российской Академии Естествознания) в стране насчитывается шестьдесят четыре высших учебных заведения, где есть возможность получить соответствующе образование по специальности «Народное художественное творчество» (Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов). Напомним о федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)» в г. Санкт-Петербурге, ведущем свою историю с 1912 года, и существующих сегодня филиалах этого уникального учебного заведения (Московский, Рязанский, Мстёрский, Холуйский, Федоскинский, Богородский, Сергиево-Посадский, Омский) (Высшая школа народных искусств (академия). Отметим и особую роль в сохранении и развитии отечественных традиций федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Гжельский государственный университет» (Гжельский государственный университет).

Добавим и то, что вряд возможно указать точное количество всех имеющихся фольклорных коллективов в России, самодеятельных и со званием «академические», детских, юношеских и взрослых... Приведем для примера Народный самодеятельный коллектив «Ансамбль гармонистов и частушечников «Тальяночка» муниципального учреждения культуры «Клуб железнодорожников города Ржева» под руководством Почетного работника культуры и искусства Тверской области, кандидата педагогических наук О.М. Кузьминой. Для этого коллектива опора на традиционное творчество Тверского края, бережное отношение и популяризация подлинных народных песен являются

приоритетами (Клуб железнодорожников города Ржева). Или получивший мировую известность после Международного конкурса «Евровидение» 2012 года фольклорный музыкальный коллектив села Бураново Малопургинского района Удмуртской Республики, чаще всего называемый как «Бурановские бабушки», исполняющие удмуртские и русские народные песни в жанре популярной музыки.

В целом и общем на первый взгляд складывается весьма благополучная картина относительно народного творчества в современном художественном образовании, касающаяся программного содержания, самого наличия соответствующих учебных заведений, осуществляющих разноуровневую подготовку «хранителей народных традиций», т.е. квалифицированных кадров в этой области. В данном случае оставляем «за рамками» рассмотрения вопросы и проблемы репертуара, его обработки и аранжировки для фольклорных и quasi-фольклорных исполнительских коллективов, технологий, форм и методов обучения, стилизации и сохранения самобытности народного творчества во всех его многообразных видах, художественного и примитивного воплощения (или толкования, переосмысления) сложившихся отечественных традиций и т.д.

Напомним лишь о том, что с 1992 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации возобновлено издание Всероссийского научно-популярного печатного журнала «Народное творчество: личность, искусство, время», основанного еще в 1937 году (Народное творчество: личность, искусство, время). И это не единственный журнал в стране, скажем, к примеру, о сетевом сугубо научном издании «Традиционное прикладное искусство и образование», учредителем которого является упоминавшаяся выше «Высшая школа народных искусств (академия)», или о региональном информационно-методическом журнале «Народное творчество Новосибирской области», проекте Новосибирского государственного областного Дома народного творчества, который, скорее всего, и аналогов не имеет.

Но обратим пристальное внимание и на другую сторону «жизни народного творчества», что является, на взгляд автора,

не прямым, но своеобразным, хотя, кто-то может сказать и косвенным результатом современного художественного образования, и подчеркнем, всех его уровней. В данном случае речь идет о всеобщем воспитании у молодого и старшего поколения уважительного отношения к традициям, их поддержке, всемерному продвижению не только в профессиональной педагогической и научной среде, хорошо понимающей ценность и самобытность российского народного творчества, но и в широком информационном пространстве. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Озвучим, на взгляд автора, самые животрепещущие:

Почему из многих десятков имеющихся телевизионных проектов Первого канала в контексте данной статьи обращает на себя внимание лишь один - «Играй, гармонь, любимая!» (Первый канал: Все телепроекты)? Очевидно, что для этого необходимо специальное исследование, но все же, наверное, стоит попробовать изучить проекты и других телевизионных общедоступных каналов на предмет наличия программ, передач и т.п. о народном творчестве России? Каковы же будут результаты?

По каким зависящим от нас - педагогов и ученых -причинам, к примеру (и не единственному), в вокальном шоу «Ну-ка, все вместе!» в мае 2019 года телеканала «Россия» (Россия - 1) федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» 97 баллов из 100 возможных набирает не народная песня нашего Отечества (пусть и в современной обработке), и даже не сочинение российских авторов популярной музыки, а именно песня британского исполнителя «Sex bomb» зарубежных авторов?

Что мы все, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, учителя предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях, педагоги дополнительного художественного образования, преподаватели системы среднего профессионального и высшего образования по соответствующим профилям, сделали для того, чтобы отечественные народные традиции не заслонялись исподволь изобилием зарубежных студий, секций, конкурсов, фестивалей

и пр. по разным видам народного художественного творчества для растущего поколения россиян?

И может быть пришло время задуматься всем неравнодушным коллегам о возможности создания специального федерального телевизионного канала «Народное творчество России», входящего в Перечень Общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации), для привлечения внимания молодого и старшего поколения к российскому народному искусству в целом, и более активного продвижения национальных традиций в области народного художественного творчества?.. Только будущее даст ответ?

Благодарности. Автор выражает благодарность Севрюковой Надежде Владимировне, кандидату педагогических наук, старшему научному сотруднику лаборатории интеграции искусств и культурологии имени Б.П. Юсова федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», члену Творческого союза художников России, за приглашение к публикации научной статьи по итогам проведения IV Всероссийской конференции «2019 год - год народных художественных промыслов и ремесел: содержание и механизмы модернизации образования в области декоративно-прикладного и народного искусства», проводимой в рамках XI Международного фестиваля «Художественная керамика». Осиповой Наталии Владимировне, кандидату филологических наук, заведующей научно-исследовательским отделом Гжельского государственного университета, куратору IV Всероссийской конференции «2019 год -год народных художественных промыслов и ремесел: содержание и механизмы модернизации образования в области декоративно-прикладного и народного искусства», проводимой в рамках XI Международного фестиваля «Художественная керамика», за сохранение и продвижение традиций народных художественных промыслов России.

Л.Л. Алексеева / L.L. Alekseeva ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Л.Л. 2018. Искусство народов России в программах общего и дополнительного музыкального образования. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 7 (4): 562-570.

Брюсова Н.Я. 1921. Музыка в школе. Программы для I и II ступени семилетней Единой трудовой школы. М.: Госиздат. 358: 318-325.

Зарецкая А.Ю. 2018. Роль современных учреждений профессионального образования в сохранении народного промысла вышивки (опыт Тверской области). - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 7 (4): 742-745.

Кабалевский Д.Б. 1983. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение. 30 с.

Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов (Российская Академия Естествознания). - URL: https://famous-scientists.ru/academy/sp-216/. [08.06.2019].

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. - URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3486/. [08.06.2019].

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Кривошеинская детская школа искусств»: официальный сайт. - URL: http://kriv-

dshi.edu.tomsk.ru/index.php/about/obuchenie/obrazovatelnye-programmy/190-obshcherazvivayushchaya-programma-narodnoe-tvorchestvo. [06.06.2019].

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Рославльская детская музыкальная школа им. М.И. Глинки»: официальный сайт. - URL:

http://www.shkolamuz.ru/doc/metodika/skachkova/rp_2.pdf. [06.06.2019].

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Кореневская детская школа искусств имени А.М. Руденко» Кореневского района: официальный сайт. - URL: https://kordshi.kursk.muzkult.ru/nar_penie/ [06.06.2019].

Муниципальное учреждение культуры «Клуб железнодорожников города Ржева». - URL: https://kzhd-rzhev.tver.muzkult.ru/stores/. [08.06.2019].

Народное творчество: личность, искусство, время. Всероссийский печатный журнал. - URL: http://narodnoetvorchestvo.ru/. [08.06.2019].

Первый канал: Все телепроекты. - URL: https://www.1tv.ru/shows?all. [08.06.2019].

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». 2014. Науч. рук. Л.Г. Петерсон. Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. 2 изд-е, перераб. и доп. М.: Институт системно-деятельностной педагогики. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/u ploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf. [05.06.2019].

Российское образование. Федеральный портал. - URL:

http://www.edu.ru/vuz/speciality/fgos-07/kultura-i-iskusstvo. [31.05.2019].

Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Кашекова И.Э. 2017. Музыка. 5-8 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 5-е издание, доработанное. М.: Просвещение. - URL:

http://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/1._programma_muz yka._5-8_klassy._g.p._sergeeva_e.d._kritskaya.pdf. [ 31.05.2019].

Справочник кодов общероссийских классификаторов. КЛАСС ИНФОРМ.РУ. -URL: https://dassinform.ru/fgos/51.02.01-narodnoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-po-vidam.html. [08.06.2019].

Стукалова О.В., Альбов А.П., Кравченко, З.А. 2018. Культурологические аспекты приобщения современных обучающихся к ценностям народной культуры. - Инициативы XXI века. 3-4: 109-111.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия): официальный сайт. - URL: http://www.vshni.ru/index.htm. [08.06.2019].

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет»: официальный сайт. - URL: http://www.art-gzhel.ru/. [ 08.06.2019].

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»: Институт изящных искусств: Факультет музыкального искусства: Учебный процесс: Тематика выпускных квалификационных работ: Примерная тематика ВКР. Направление 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Музыка и Дополнительное образование»; 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыка». - URL: http://mpgu.su/ob-mpgu/stmktura/faculties/institut-iskusstv/muzyikalnyiy-fakultet/uchebnaya-deyatelnost/tematika-vyipusknyih-kvahfikatsionnyih-rabot/. [31.05.2019].

Medkova E.S. 2017. Teaching Traditional Folk Culture at Modern Russian General Education School. - Revista Espacios. 38 (56): 30.

Получена /Received: 23.08.2019 Принята/Accepted: 02.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.