СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
Следовательно, можно заключить, что подобное построение тренировочных микроциклов даст возможность значительного повышения уровня функциональной подготовленности в достаточно короткие сроки, что позволяет говорить об оптимизации всего процесса физической подготовки футболистов юношеского возраста.
Список использованной литература:
1. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 304 с.
2. Горбанева, Г. П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности: автореф. дис. канд. мед. наук / Г. П. Горбанева. - Волгоград, 2012. - 25 с.
3. Григорьев, С. К. Планирование процесса физической подготовки на разных этапах годичного тренировочного цикла футболистов 17-19 лет на основе блокового метода / С. К. Григорьев, В. В. Лавриченко // «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», Научно-теоретический журнал, №1 (83). - 2012. - С. 50-55.
4. Иорданская, Ф.А. Мониторинг физической и функциональной подготовленности футболистов в условиях учебно-тренировочного процесса: монография / Ф.А. Иорданская. - М.: Советский спорт, 2013. - 180 с.
5. Николаенко, В.В. Рациональная система многолетней подготовки футболистов к достижению высшего спортивного мастерства: монография / В.В. Николаенко. - К.: Саммит-книга, 2014. - 336 с.
6. Сасси, Р. Моделирование нагрузки при подготовке футболистов. Теория, практика, «полевые испытания» / Роберто Сасси, Агостино Тибауди. - М.: «Олимпия»; «Человек», 2007. - 143 с.
7. Степанов, В.Н. Модели тренировочных программ совершенствования физической подготовленности футболистов высокой квалификации: автореф. дис. на соискание учен.степени канд.пед.наук: спец.13.00.04. «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / В.Н. Степанов. - Кишинэу, 2010. - 30 с.
8. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин // Теория и практика физической культуры, 2003. - 383 с.
9. Цубан, Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: Дисс.канд.пед.наук. - М., 2013. - 112 с.
© Лавриченко В.В., 2019
УДК- 1174
Ломако А. А.
[email protected] учитель начальных классов МБОУ г.Иркутска СОШ № 24
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассматривается один из актуальных вопросов в воспитательной работе современной начальной школы: формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников; представлены возможности формирования нравственных ценностных ориентаций личности ученика через изучение народного творчества на уроках литературного чтения.
Ключевые слова:
ценности, ценностные ориентации, нравственные ценностные ориентации, нравственное воспитание, младшие школьники, народное творчество, народные сказки.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
Одной из главных задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым нравственным ценностям. Система нравственных ценностных ориентаций субъекта - важнейшая характеристика личности, определяющая содержательную сторону ее направленности и составляющая основу мировоззрения и жизненной позиции. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций приобретает особую актуальность в современной отечественной педагогике в связи с динамичным развитием социума, изменением аксиологических приоритетов общественного сознания [2].
Основы нравственного поведения, систему ценностных отношений личности необходимо целенаправленно формировать на ступени начального образования. Именно начальная школа составляет особую ценность в становлении и развитии личности в целом, а также основу для формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников.
Важным средством для формирования нравственных ценностных ориентаций является народное творчество. Оно традиционно понимается как значимый источник нравственного развития человека, т.к. в нём заложен богатый художественный потенциал для эмоционального, эстетического, духовно-нравственного восприятия мира ребёнком. Это определяется тем, что народ вложил в содержание народного творчества богатую глубину чувств, в данных произведениях оцениваются жизненные позиции, проявляется уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее, высмеиваются человеческие недостатки.
На основании исследования научно-педагогической литературы делаю вывод о том, что недостаточно исследованы и представлены условия формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников средствами народного творчества. Так же практика показывает, что в образовательной организации специально организуемой работы по формированию нравственных ценностных ориентаций средствами народного творчества проводится недостаточно. При этом его ценность неоспорима. Благодаря народному творчеству младший школьник познаёт окружающий мир, усваивает представления о красоте, морали, знакомится с духовным наследием своего народа на доступном для восприятия содержании.
Ценности как представления, выступающие в качестве обобщенных идеалов, стереотипов общественного и индивидуального сознания, идеальные критерии оценки и ориентации личности и общества. Ценностные ориентации, выступая важнейшим компонентом структуры личности, резюмируют весь жизненный опыт, воплощаются в сознании личности, вокруг которой вращаются все мысли и чувства [2].
Среди ценностных ориентаций особую группу составляют нравственные ценностные ориентации, которые являются отражением в сознании личности ценностей, признаваемых им в качестве собственных жизненных целей. Они выступают как эталон должного, как образец того, как должна себя вести личность в обществе [2].
В разработанной экспериментальной программе выделяется одно из важных направлений работы: организация деятельности в процессе изучения литературного чтения. Стоит отметить, что важным воспитательным средством на этих уроках являются народные сказки. Они способствуют формированию личностных качеств, соответствующих общечеловеческим нравственным образцам, т.к. помогают ребёнку осмысливать нравственные ценности, соотносить поступки литературных героев произведений с нравственными нормами. В процессе организации работы со сказками можно предоставить ребёнку возможности оценить поступки героев, стоящих перед проблемой нравственного выбора, поставить себя на место героя. Ученик наблюдает в сказках борьбу добра со злом, встает на сторону обижаемых, сочувствует им и радуется, когда зло бывает наказано. Персонажи русских народных сказок способствуют формированию в сознании ребёнка образов с ярко выраженными чертами характера, с помощью которых ему в будущем будет легче разбираться в поступках и поведении людей [1].
В работе используются такие сказки как «Глиняный парень», «Иван царевич и Серый Волк», «Лихо одноглазое», «Морозко», «Хитрая наука», «Царевна-лягушка». Каждый урок литературного чтения начинается с чтения пословиц и поговорок, т.к. именно они являются инструментом, который содержит информацию, обогащающую человека жизненным опытом народа. Из поколения в поколение пословицы и
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
поговорки передавали светлые идеалы народа (ценность труда, Родины, семьи, дружбы и др.), их высокие нравственные принципы (взаимопомощь, трудолюбие, щедрость и др.). Данные средства народного творчества способствуют развитию личности, приучают её к определённым правилам поведения в обществе (честность, доброта и др.). Пословицы и поговорки любого народа способствуют передаче важнейших общечеловеческих представлений о нравственных ценностях. Важная задача учителя при работе с пословицами - сформировать у учащихся представление о том, что у каждого народа своя культура, свои обычаи и жизненный уклад, но ценности всех народов - едины [3].
Пример изучения произведения «Морозко». В данной сказке противопоставляются добро и зло. В ней присутствует поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения (ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Изучение сказки осуществляется на основе сравнения двух героинь, а именно их ценностей. Рукодельница совершает поступки на основе нравственных ценностей (добро, труд, уважение старшим), а Ленивица ценит только материальные блага, проявляет зависть, злость к окружающим. Мы предоставляли возможность учащимся составить характеристики двух девушек, сравнить их личностные качества, жизненные ценности и позиции, при этом показать своё собственное отношение к героиням.
Для этого задаются вопросы для обсуждения: «Кому из героинь ты сочувствуешь в сказке?», «По заслугам ли получили героини сказки?», «Восторжествовала ли справедливость?», «Чему учит данная сказка?» и др. В ходе анализа произведения ученики самостоятельно сформулировали его основную мысль - добро вознаграждается, а зло наказывается. В ходе такой работы дети учились осмысливать поступки героев, определять - что хорошо, что плохо; оценивать и объяснять ситуации, поступки с позиции общепринятых нравственных правил, приводя жизненные примеры. Благодаря такой работе у младшего школьника формируется умение применять собственные знания и опыт в новой ситуации. Необходимо помнить о том, ученику необходимо предоставить свободу выбора, но при этом значимо педагогу также показывать свою собственную позицию. При этом навязывать свою точку зрения не стоит, т.к. всякая попытка учителя «вложить» в ребёнка знания и привить ему нравственность, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает основы развития и воспитания личностных качеств младшего школьника.
Таким образом, большими возможностями для формирования нравственных ценностных ориентаций младшего школьника обладает процесс обучения на уроках литературного чтения, которые являются базой для освоения учеником общечеловеческих ценностей. Такие уроки способны вызвать глубокое эмоциональное переживание учащихся. При этом учителю важно показывать личную позицию к нравственным ценностям, не навязывая свое мнение. Данные уроки являются базой, на основе которой ученик будет осваивать общечеловеческие ценности через раскрытие богатства человеческой души, чувств человека, мира взаимоотношений людей. Особенность данного направления состоит в том, что младший школьник принимает активную позицию, показывая своё личное мнение, своё отношение к поступкам с позиции нравственности. Использование русской народной сказки необходимо при формировании нравственных ценностных ориентаций, т.к. она богата жизненными ситуациями, ни одна сторона человеческой жизни не обойдена ее вниманием. Благодаря сказке, ребёнок познаёт окружающий мир не только разумом, но и сердцем. Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт. Таким образом, через сказки ребёнок получает сведения о путях выхода из трудных ситуаций.
Список использованной литературы:
1. Измайлова А. Б. Сказка в русской народной педагогике: монография / А. А. Измайлова. - Владимир: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВлГУ», 2013. - 170 с.
2. Калинина Л. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография / Л. В. Калинина, М. И. Скоморохова. - Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. - 217 с.
3. Шакмаева Г. А. Использование пословиц и поговорок в становлении личности учащихся младшего школьного возраста / Г. А Шакмаева // Начальная школа. -2010. - № 11. - С. 35-49.
© Ломако А.А., 2019