Научная статья на тему 'Использование русской народной сказки при формировании ценностных ориентаций у младших школьников'

Использование русской народной сказки при формировании ценностных ориентаций у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко В.В., Репина А.О.

В данной статье рассматривается использование русского фольклора при формировании у школьников ценностных ориентации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование русской народной сказки при формировании ценностных ориентаций у младших школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 371

В. В. Савченко

Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

А. О. Репина

Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация Научный руководитель: Елисеева А.П., канд. пед. наук, доцент кафедры Психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается использование русского фольклора при формировании у школьников ценностных ориентации

Ключевые слова

Народный фольклор, младший школьник, ценностные ориентации

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) нового поколения на сегодняшний день ставит одной из главных задач начального образования, формирование у младшего школьника ценностных ориентаций. Формирование ценностных ориентаций у ребенка начинается еще в младенчестве и одной из первых форм устного народного творчества, которую слышит ребенок, является сказка. Знакомство с народным фольклором начинается с момента его рождения, когда любящие родители завлекают свое «чадо» в удивительный мир сказки [2, с. 176].

Постепенное погружение ребенка в этот необыкновенный и удивительный мир происходит с помощью воспитателя в дошкольной организации, а затем и учителя начальных классов.

На сегодняшний день одной из главных педагогических задач является формирование основ личностной культуры младшего школьника. На наш взгляд, ребенок с первых лет жизни приобщается к неизменным традиционным ценностям, таким как представления о добре, красоте, истине.

Нацеленность на формирование личностных качеств, которые обеспечивают социальную успешность, является ведущим направлением начального образования с государственных позиций.

В ФГОСе нового поколения начального образования «изложены федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы начального образования». В данном документе можно увидеть подтверждение тому, что и социализация, и адаптация детей в обществе, является одной из главных современных образовательных задач, в которой основная опора приходится на развитие ценностных ориентаций ребенка, которая в дальнейшем является основой для взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

До сих пор важным и значимым вопросом в области социализации детей начальных классов является увлечение и приобщение детей к ценностям общества. В одной из научных статей Д.А. Леонтьев определил «ценностные ориентации как сложное образование, в котором содержатся содержащие в себе уровни и формы взаимодействия внутреннего и внешнего, осознанию личности окружающего мира, своего собственного «Я», а также взаимодействия прошлого, настоящего и будущего» [1, с. 76].

Русский народный фольклор с его ценностными приоритетами позволяет сформировать нравственный потенциал ребенка, способствует правильному социально одобряемому выбору своего поведения, образуя внутренний стержень культуры личности. Веками народ передавал фольклор из поколения в поколения, тем самым своим бытованием создавал богатые знания о развитии и воспитании человека.

Знания предков о русском фольклоре передавались в былинах, небылицах, русских сказках, пословицах и поговорках, рассказах, исторических преданиях, в которых были отражены любовь к своей семье, близким людям, Родине, природе. По силе своего воздействия на ребенка народная сказка является

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

лидером среди других произведений. Жанр сказки изучается фольклористами и этнографами. Многие их исследования посвящены сказке, а также сказочные сюжеты воспроизводятся в произведениях искусства (живопись, драма, опера).

Неслучайно такие известные педагоги как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский «исследовали удивительную роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей, тем самым подчеркивая огромное влияние сказки на личность и ценностные ориентацию» [3, с. 196].

Сказка учит нас быть справедливыми, добрыми, уметь различать злой умысел, при этом утверждая народные принципы жизни - преданность, честность, смелость, товарищество. Также одной из особенностей сказки является огромное знакомство ребенка с вселенной, в которой ему придется жить, а все-таки главной особенностью сказки, является сочетание вымысла, фантазии с действительностью.

Предметом в сказке выступают удивительные, таинственные, необычные события, действие имеет приключенческий характер. Жанр сказки от других жанров отличается строгой формой, динамичностью, а также зачинами и концовками [1, с. 54].

Сказка не имеет прямых наставлений, но всегда содержит скрытый урок, который они постепенно усваивают, многократно воспринимая сказку. Примером таких сказок, выступают следующие сказки: «Репка», благодаря этой сказки можно сделать вывод, что в любом деле не лишняя самая малая сила, а случается, что ее- то и не хватает, чтобы добиться результата. «Волк и семеро козлят» учит детей верить родителям, ведь они всегда готовы придти на помощь своим детям, даже в самой сложной ситуаций. Мудрые качества можно увидеть в сказке «Морозко», благодаря данной сказке ребенок приходит к выводу, что если он будет добрым, отзывчивым, то его обязательно вознаградят за свои качества.

Нет сомнения, что чтение народных сказок доставляет огромное удовольствие и дарят много счастливых минут ребенку.

Таким образом, народная сказка служит одним из эффективных средств формирования ценностных ориентаций у учащихся начальной школы.

Список использованной литературы:

1.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - M., 1992. - 17 с.

2.Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: человек как предмет воспитания - Т. 1 / К.Д. Ушинский. -М., 1950. - 774 с.

3.Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе / В. А. Сухомлинский. - Киев: Рад. шк., 1965. - 213 с.

© Савченко В.В., Репина А.О., 2016

УДК 378

С.А. Селюкова

старший преподаватель кафедры «Математики и информатики» Государственный аграрный университет Северного Зауралья,

Г.П. Селюкова

к.с.-х.н., доцент кафедры «Математики и информатики» Государственный аграрный университет Северного Зауралья

г. Тюмень, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Использование электронных учебников в современном образовании имеет большое преимущество и способствует появлению новых педагогических подходов, основанных на интерактивном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.