Научная статья на тему 'Народное гостеприиимство как социокультурное явление'

Народное гостеприиимство как социокультурное явление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1497
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даминдарова Ф. В.

Статья представляет собой философское исследование сущности традиций гостеприимства народов Урало-Поволжья. На основе социально-философского анализа устного народного творчества народов Урало-Поволжья раскрываются нравственные нормы гостеприимства как источника взаимного уважения, установления деловых контактов и дружественных отношений между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное гостеприиимство как социокультурное явление»

УДК 1:316

НАРОДНОЕ ГОСТЕПРИИИМСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

© Ф. В. Даминдарова

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450105 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.

Тел. +7 (347) 272 06 60.

E-mail: [email protected]

Статья представляет собой философское исследование сущности традиций гостеприимства народов Урало-Поволжья. На основе социально-философского анализа устного народного творчества народов Урало-Поволжья раскрываются нравственные нормы гостеприимства как источника взаимного уважения, установления деловых контактов и дружественных отношений между людьми.

Ключевые слова: культура, традиция, фольклор.

Народы Урало-Поволжья издавна пользовались славой гостеприимного народа. В соблюдении традиций гостеприимства особо отличаются башкиры. Об этом немало писали русские ученые и писатели, посещавшие башкир в XVIII - XIX веках. «Равенство во взаимных отношениях башкир сказывается всюду: каждый без различия, одинаково бывает у другого, пользуясь одинаковым угощением, правом голоса и мнения, поэтому в обращении их между собою нет принужденности и условности» - отмечал С. Г. Рыбаков [1]. Об этом же писал и П. Назаров: «Кто бы ни приходил к нему, он угощает всех, не разбирая, богат ли, беден, простой ли башкирец или чиновник: в этом случае все равны. Поэтому он, приходя к кантонному или к помощнику его, или к старшине, не снимает перед ним шапку, не целует их руки; а здоровается, как с равным себе. Башкирец добр, снисходителен к другим и не помнит нанесенной ему обиды» [2]. И. Лепехин считал гостеприимство одной из приятных черт башкир и писал следующее: «Сия в башкирцах привычка так далеко простирается, что они «одни не могут, как говорят, съесть куска хлеба». Мы из любопытства давали калача бывшему с нами старшинскому сыну, который его на малейшие разломив частицы, оделил всех предсидящих башкир» [3]. Русских исследователей поражало открытое отношение башкир даже к совершенно незнакомому человеку, оказавшемуся его гостем, которого он видел в первый и, возможно, в последний раз в своей жизни: «хозяин старается при этом сделать для гостя все, что может. Если есть самовар, угощает чаем, с айраном, сливками и домашним печеньем, а то и просто с хлебом; богатый башкир, пользуясь случаем, приглашает гостей и устраивает настоящий пир. Кумыс при угощении играет главную роль. Ухаживая за гостем, даже важным, башкир никогда не снизойдет до низкопоклонства, заискивания и т. д., сохраняет свое достоинство и держит себя независимо».

Башкирский народ издавна видел в гостеприимстве надежное средство, позволяющее установить дружеские, теплые, чисто человеческие отношения с окружающими. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от прошлого, в гостеприим-

стве современных башкир есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре.

Традиционным элементом гостеприимства считается то, что хозяин встречает гостей перед входом в дом. Проводы гостей также происходят за воротами дома [4].

Гостям говорят: «Пройдите на почетное место». При угощении гостей башкиры пользуются правилом: «Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и рука были свободны». Если кто-то пришел во время трапезы, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Нельзя быть выше пищи».

Гостеприимство имеет большое воспитательное значение в том отношении, что подрастающее поколение наблюдает, как уважительно, дружелюбно и радушно относятся старшие к другим людям.

Как справедливо отмечает В. Ф. Афанасьев, «гостеприимство - не только высокое моральное качество, но и показатель внутренней культуры. Гостеприимство развивает чувство дружбы и товарищества. Не будь этого качества, откуда бы сохранялась, развивалась общность территории, нрава, языка и др. Гостеприимство нельзя рассматривать как простой акт мимолетной вежливости, оно -одно из главных условий материальной связи между родами, племенами, народами, источник симпатии и взаимного понимания и поддержки» [5].

Народная мудрость воспитания гласит: «Если придет гость, открывай ворота» [4]. Если даже тебе нечем угостить, прими его приветливо и с открытой душой. Если гость из-за скромности отказывается сесть за стол, ему говорят: «Возраст твой не старше пищи» [4], подчеркивая, что нужно уважать хлеб (пищу). Упрекая гостя при его отказе, говорят: «Когда угощают, пьют даже воду» [4]. Если гость собирается уходить, не попробовав угощения, в народе говорят: «Горячую пищу не отвергают» [4]. Одна из башкирских легенд посвящена гостеприимству - это «Легенда о башкирских праздниках» [6]. Нравственный смысл этой легенды заключается в том, что, если к кому-нибудь приходит гость, то это становится праздником всей деревни. Эти традиции

1066

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

гостеприимства соблюдаются и сейчас, особенно в деревнях. Когда приходит к кому-либо гость, хозяева приглашают в гости своих родственников и друзей.

Главное и самое ценное в традиции гостеприимства, пишет Д. Ж. Валеев, не угощение, а такие психологические проявления, как душевность, простота, доступность, открытость, доброжелательность [7].

Гостеприимство чуваша общеизвестно и широко описано в научной литературе [8-10]. Чуваши встречают гостей с обязательным угощением. Поэтому слово «гостеприимный» в чувашском языке равнозначно словам «угощение, уважение». Угощение - не просто кормление гостя, но и уважение к человеку. Поэтому имеет значение не столько обилие пищи, сколько гостеприимные качества хозяев: «Пусть гости идут один за другим, пусть войлок стелется на нарах», «Пришлого человека пригласи в дом и накорми хлебом-солью» [11].

По старинному обычаю всякий странник -гость в доме чуваша. «Стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище в своем доме и пищу». Такова чувашская пословица: «Странника, издалека приходящего и уставшего от пути, в дом пустить». А в страду, со своей семьей отбывая в поле, чувашский крестьянин ставил на стол хлеб - соль и оставлял дом открытым: зайди, путник, отдохни, будь гостем [11].

Пословицы и поговорки народов Урало-Поволжья осуждали жадных, негостеприимных, неприветливых людей, содержали суждение о том, что у них отсутствуют элементарные нравственные нормы и правила человеческого поведения. Об этом свидетельствуют чувашские пословицы: «У скупого и в декабре лопаты снега не выпросишь», «Скупой свое от себя прячет» [11].

В чувашской сказке «Скупому - копейка» рассказывается о том, как умный портной договорился с жадной старухой о том, что заплатит ей за каждую «звездочку» масла в супе одну копейку. Когда старуха клала масло, портной ее приободрял: «Клади, клади, старуха, больше, не жалея масло, ведь не даром я прошу, за каждую «звездочку» копейку заплачу». Жадная старуха клала все больше, чтобы получить за это много денег. Но чем больше масло, тем больше оно сбивалось в одну «звездочку», и старания старухи давали доход не более одной копейки [12]. Нравственное содержание этой сказки таково: не будь жадным.

Как отмечает З. Я. Рахматуллина, «в этикете современного гостеприимства сохранены золотые крупицы народного гостеприимства» [1З].

Традиции бескорыстного гостеприимства нашли свое отражение в многочисленных поговорках и пословицах народов Урало-Поволжья. Смысл гостеприимства видят не в обильном угощении, а в теплоте встречи и приема гостей, поэтому говорят: «Если у тебя нет хлеба, пусть лицо твое будет открытым» [4]. Эту же мысль выражает народ: «Если тебе нечем угостить гостя, хоть говори с ним лас-

ково»; «Если нет угощенья, одари приветливым словом»; «Если нет воды, чтоб угостить, пусть будет хоть язык, чтоб пригласить».

Народ считает гостеприимство одним из признаков человечности, а в самом приходе гостя видит доброе предзнаменование. Татары, возвеличивая гостя, говорят: «Гость старше отца» [14]; мордва видит в госте предвестника счастья, ибо, по их мнению, «где гость, там и удача». Башкиры говорят: «Если в дом придет благословенный гость, овца близнецами окотится» [4].

Народ выработал определенный ритуал гостеприимства. Во-первых, дается совет не злоупотреблять гостеприимством. «Гость красен отъездом» [12], «Нужно уметь не только гостить, но и вовремя уходить» [11]. Во-вторых, каждый стремится показать свою семью с хорошей стороны. Хотя, как говорят татары: «Гость хоть мало сидит, да много видит», башкиры говорят: «Гость хоть мало пробудет, да много знает», поэтому гостеприимный хозяин стремится, чтобы вся обстановка в доме оставила у гостя приятное впечатление. Народ учитывает также психологическое состояние человека, который по тем или иным причинам может смущаться, робеть, тем более, если он впервые в этом доме. В такой обстановке башкиры говорят: «Подай гостю угощение и освободи обе его руки» [4], т.е. создай полную свободу действий.

Существовало народное правило: «Угощаешь гостя, угощай и его коня». Проявление гостеприимства как выражение сердечности оценивали афоризмами: «Если тебя угостили, не забудь поблагодарить».

Отличительными чертами народов Урало-Поволжья издавна признаются щедрость, приветливость и гостеприимство.

Приезд гостей в дом - явление особое, праздничное, приятное. Каждая семья старается, как бы бедно она ни жила, по мере сил и возможностей, хорошо, со вкусом накрыть стол, обильно угостить гостей различными блюдами. Убрать помещение, хорошо и чисто одеться и одеть членов семьи - во всем этом принимают участие и дети, выполняя посильную работу и, таким образом, воспринимая нормы жизни.

В традициях гостеприимства народов Урало-Поволжья прослеживается стремление передать молодым поколениям уважение к гостю, детально разработанную практику реализации этого нравственного отношения, сформировать такие качества, как доброжелательность, тактичность, вежливость.

Принципы народной морали в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья диктуют молодежи и соответствующие нормы поведения. Священной обязанностью, гражданским долгом каждого является оказание гостеприимства. Исследования показывают, что народы Урало-Поволжья принимают в гости всякого, не спрашивая его, кто он: друг или враг. Отказ от гостя - проявление скупости, невежества, злоупотребление собственным благополучием, унижение человеческого достоинства.

Традиции гостеприимства таковы, что человек достойный должен быть щедрым и отзывчивым. Тема щедрости занимает в тематике пословиц главное место. Воистину мудры эти изречения, на них народ учит выбирать, что хорошо, а чего нельзя допускать в своем поведении и поступках.

Следует отметить, что национальная традиция гостеприимства народов Урало-Поволжья обще-признана всеми народами.

Гость в семье - почетный, уважаемый, дорогой человек. Его визит считается большим семейным праздником. Гостеприимство - это не только прием друзей или близких, не только визит вежливости. Это одна из форм установления деловых контактов, дружеских отношений, возможности высказать добрые советы и пожелания, поделиться своим опытом, обратить внимание на недостатки и на то, что служит интересам общего дела.

Гостеприимство у народов Урало-Поволжья часто отождествляется с хлебосольством. Отправляясь в гости, марийцы обычно брали с собой каравай хлеба, визит в гости назывался «ехать с хлебом» [15]. Красноречивы в этом отношении пословицы и поговорки: «Хлеб - всему начало» (удмуртская), «Хлеб греет» (марийская), «Хлеб - всему голова» (русская), «Хлеб - дороже золота» (чувашская), «Был бы хлеб, а песня найдется» (башкирская), «Сколько труда вложишь, сколько хлеба возьмешь» (мордовская). Обычно каждая семья с малолетства воспитывает детей в духе доброго и бережного отношения к хлебу. В этой традиции выразилось уважение к огромному труду землепашца и хлебороба.

Хлеб - это символ благосостояния народа, признак зажиточной жизни. Поэтому, в семьях сохранился культ хлеба в быту, в повседневной жизни. Здесь он всегда в особом почете, в любом доме первым делом гостю преподносят хлеб. Гость, в свою очередь, обязан отведать хотя бы кусочек этого хлеба. При рождении ребенка под его подушку кладется хлеб с надеждой на то, чтоб он вырос щедрым, уважительным, богатым материально и духовно. Родители, провожая в долгий путь детей, давали им в дорогу хлеб, чтобы они никогда, ни при каких обстоятельствах, где бы ни находились,

не забывали родной край, давший им хлеб и жизнь. Детей с малых лет приучали не бросать на землю даже крошку хлеба, а случайно упавшую обязательно поднять. Такие народные обычаи преследовали одну цель - воспитать в человеке самые благородные, возвышенные чувства, развивать лучшие нравственные качества. Эти гуманные по своей сущности обычаи культивировали в подрастающем поколении уважительное отношение к честному, напряженному труду земледельца.

Таким образом, следует отметить, что гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство дружбы и товарищества. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирия в русской литературе: в 6 т. Т. 3. Уфа: Китап, 1993. С. 248.

2. Назаров П. Башкиры // Семенов Д. Отечествоведение. СПб., 1886. С. 183.

3. Лепехин И. И. Продолжение дневных записок путешествия академика медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1970 г. СПб., 1802. С. 57.

4. Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. Уфа: Китап, 1993. С. 130-137.

5. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. С. 181.

6. Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды Уфа, 1987. С. 342.

7. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 1989. С. 186.

8. Сироткин М. Я. Чувашский фольклор. Очерк устнопоэтического творчества. Чебоксары: Чуваш. кн. изд., 1965. С. 131.

9. Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. Эт-нопедагогический очерк. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во., 1970. С. 97.

10. Михайлов А. П. Сборник чувашско-русских пословиц, поговорок и крылатых выражений. Шупашкар: Новое время, 2006. С. 172-174, 419, 480.

11. Канюков В. Я. От фольклора к письменности. Чебоксары, 1971. С. 54.

12. Волков Г. Н. Рассказы моей бабушки. Чебоксары, 1957. С. 30-31.

13. Рахматуллина З. Я. Моральный облик нации. Уфа, 1998. С. 111.

14. Ярмухаметов Х. Х. Поэтическое творчество татарского народа. Алма-Ата, 1969. С. 39.

15. Этнография марийского народа: учебное пособие / Сост. Г. А. Сепеев. Йошкар-Ола: Мар. книж. изд., 2001. С. 92, 153.

Поступила в редакцию 23.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.