Научная статья на тему 'Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья'

Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
453
152
Поделиться
Ключевые слова
ТРУД / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ФОЛЬКЛОР / ПОСЛОВИЦЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Даминдарова Фания Валиевна

На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Даминдарова Фания Валиевна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья»

Ф. В. Даминдарова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЙ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.

Ключевые слова: труд, народные традиции, фольклор, пословицы.

С ростом самосознания народов России, интереса к ее истории и культуре особое значение приобретает возрождение культурно-исторического наследия народов Урало-Поволжья, одним из компонентов которого являются народные традиции, содержащие многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.

Социально-философское исследование фольклорных материалов свидетельствует о том, что многие произведения устного народного творчества содержат в себе идеи о целях и задачах трудового воспитания молодого поколения. Представления о труде носят традиционный характер и в течение многих веков передаются из поколения в поколение. Представители старшего поколения, умудренные опытом жизни, давали молодежи советы, пожелания, которые впоследствии переросли в пословицы и поговорки. Мудрые народные изречения, притчи являлись своеобразной школой воспитания. Детям внушалось, что труд — источник человеческого существования. Трудолюбие считалось настолько важной чертой нравственности, что народ оценивал моральный облик человека по качеству и результатам его труда. Общественное мнение убеждало всех, что здоровый человек не должен сидеть без дела — Чем сидеть без дела, вдоль положи предмет, лежащий поперек1.

Следует отметить и то, что в пословицах и поговорках, как в сказках и рассказах о трудолюбии, центральное место уделено землепашцам или пастухам — людям труда; эти примеры призваны решать проблемы воспитания воспитанию подрастающего поколения, способствовать формированию трудолюбия как основы жизни, человеческого благополучия — Человека человеком делает труд и т. д.2

Труд, по народным представлениям, является первой нравственной заповедью. Нравственная сторона труда широко и всесторонне отражена во многих произведениях устного народного творчества. Без труда нет добра — гласит народная пословица. Объективная оценка трудовых заслуг человека — прежде всего общественное признание выполненного долга. По нравственным представлениям народов Урало-Поволжья, добро — только то, что опирается на труд, зло же достается без трудовых усилий. Изменяя и формируя вещи, предметы природы, человек меняет при этом и себя: развивает свой кругозор, духовный мир, отношением к труду определяется нравственность и гуманизм человека в обществе. Произведения устного народного творчества показывают, что трудолюбие и творческий труд формируют основные нравственные качества человека: коллективизм, дружбу и взаимопомощь, честность и правдивость, силу воли, терпение и выносливость, благородство. Нормы нравственности выражают естественное стремление людей к установлению подлинно человеческих взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, равенстве, справедливости, скромности, простоте и гуманизме.

В произведениях устного народного творчества труд рассматривается как основа жизни, источник всех созданных человеком жизненных благ. Отражение трудовых традиций закреплено афоризмами: Жизнь, прожитая в труде,— золотая жизнь; Счастье мужчины в труде; Нет труда — нет почета3; Дерево славится плодами, человек — делами; Любишь

мед — люби и пчел; Хорошо поработаешь — вкуснее поешь; Любишь за столом посидеть, люби и за плугом ходить4; Сколько труда вложишь, столько хлеба возьмешь; Хорошо потрудишься, хорошо поспишь5; Без труда не поешь, без еды не проживешь; Что посеешь, то и пожнешь6. В них заключены ведущие идеи народных трудовых традиций, которые пронизывают всё устное поэтическое творчество.

Труженик, создающий все материальные ценности, необходимые в жизни, не может не уважать труд. В народе издавна уважали умельцев. Это нашло отражение в пословицах, например: Не тот плотник, который щепки делает, а тот, который дом срубит1.

На протяжении многовековой истории социально-философское осмысление значения труда и трудовых традиций в нравственном формировании личности получило художественное воплощение в образах фольклорных героев Алпамыша, Кузыйкурпеса, Урала и др.

Следует отметить, что в эпических произведениях «Урал-батыр», «Акбузат», «Зухра и Алдар» трудовая деятельность героев обычно выступает в форме коллективного охот-ничества и скотоводства, причем подчеркивается, что охотничество — дело отважных и смелых.

В эпических сказаниях мы обнаруживаем и некоторые сведения об изготовлении орудий труда, обучении детей приемам обращения с ними. Орудия труда, как правило, вручаются батыру старейшиной рода, аксакалом от имени всего рода, общины. При этом произносится напутствие, звучащее как наказ всего рода. В произведениях «Али батыр», «Конь пустыни» и других отец передает сыну всё свое охотничье снаряжение — лук, стрелы, топор. При этом напоминает сыну о том, что эти орудия труда достались ему от дедушки. На наш взгляд, в основе передачи из поколения в поколение орудий труда заложен глубокий нравственный смысл: жизнь, которую ты создаешь собственными усилиями, радостнее, крепче и дороже всего того, что достается в готовом виде.

Крупные и трудоемкие работы, требующие объединения коллективных усилий, например, рубка леса, строительство жилья, расчистка нового участка земли, выполнялись всем родом. Коллективно осуществляются и другие виды работ — уборка урожая, стрижка овец, выделка войлока и т. д. Традиция взаимопомощи, приобщение молодежи к коллективным формам труда, основанного на принципе общности трудовых усилий, были исключительно важной задачей трудовых традиций, поэтому народы Урало-Поволжья поощряли коллективную охоту, формировавшую чувство поддержки и взаимопомощи.

Трудовые традиции способствовали воспитанию бескорыстия, духовной щедрости, отзывчивости, т. е. тех качеств, без которых не может быть подлинного коллективного труда.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Это нравственное начало нашло отражение в пословицах: Имущество — не богатство, единство — богатство; Когда вместе, и суп погуще; В единстве — жизнь; Где есть духовное единство, разнообразие одежды не замечается; Одна пчела меду не припасет; Одинокое дерево ветер легко валит8. Одной рукой узел не развяжешь — подчеркивают чуваши.

Благодаря труду человек духовно обогащается. Если в произведениях, отражающих более ранний период жизни башкирского народа («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Маянсылыу» и др.), батыры одерживали победу над сверхъестественными силами, то в произведениях позднего периода честный труженик одерживает победу над представителями праздного слоя общества.

Народ, связывая жизнь с трудом, видит в нем основу всех благ и счастья — К бездельнику уважения нет.

Пословицы благословляют труд и осуждают лень: У кого есть работа, у того есть и сила; Кто лежит без дела, у того напрягаются ребра; Старательный умирает один раз, лентяй — тысячи раз.

Пословицы осуждают ленивых, нерадивых, болтунов9. Ленивому бык падет -мясо, телега сломается — дрова; Ленивец — полчеловека, дельный десятерых стоит; Поленишься — без хлеба останешься10; Работающему достаточно одного слова, а ленивому надо сто слов11.

В пословицах утверждается, что труд способствует укреплению здоровья, одобряется совместный труд, умение поддержать друг друга12: На охоте проворным будь, товарищу опорой будь; Ленивого болезнь не отпустит; Дело мастера боится; Человек без ремесла — птица без крыла; Джигиту и семидесяти ремесел мало; Лентяю — всегда празд-

13

ник13.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что какова жизнь народа, таковы и герои его устного народного творчества. Эти мысли воплощены во многих произведениях сказочного эпоса, в частности, в сказках «Аминбек», «Каман и Саман» и т. д. В них богатство — это не материальные блага, а золотые руки человека, его ум, знания, мастерство.

Произведения фольклора утверждают: надо трудиться и тогда, хотя работающий не увидит сразу конкретных результатов своего труда, в общем итоге, иногда значительно позже, они принесет пользу. Эта мысль заключена в чувашской сказке «Садовод и его сыновья», где повествуется о том, как один старый садовник перед смертью завещал своим семерым сыновьям клад, который зарыл в саду, и они все вместе должны искать его. Дети подумали, что отец спрятал в саду клад с деньгами, и после его смерти перерыли весь сад. От этого земля стала мягкой, плодородной и дала большой урожай. Сыновья зажили в достатке и богатстве. Они нашли всё-таки завещанный клад отца — это совместная дружная работа14.

Для устного народного творчества народов Урало-Поволжья именно труд, способность и ум определяют нравственный облик человека. Ум и знания в народе понимались неотделимыми от трудовой деятельности: трудолюбивый человек умен, умный человек трудолюбив.

Доказательством к сказанному может служить татарская сказка «Отцовские заветы». Перед смертью, говорится в ней, отец позвал сыновей и дал им свои заветы. Старшему сыну, который был груб и нелюдим, он сказал: «Постарайся, сынок, построить всюду свои дома». Среднему, не любившему трудиться, старик велел есть только вкусную пищу. Младшему он завещал почаще жениться. Умер отец, а сыновья не знают, как выполнить оставленные отцом заветы. Они обратились к мудрецу, который растолковал смысл отцовских слов. «Построить всюду свои дома» — означает «заимей всюду друзей». «Есть только вкусную пищу» нужно понимать так «трудись, тогда всякая пища будет вкусной». А что касается женитьбы, то это означает «не сиди дома, будь подольше на работе и тогда при каждой встрече с женой тебе будет казаться, что женишься вновь».

Н. А. Добролюбов справедливо отмечает, что «в сказках за фантастикой и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные отношения, что по сказкам и преданиям можно судить и понять психологию и философию народа, сохранившего эти предания»15.

Труд создал человека и явился одним из решающих факторов объединения людей. Прежде всего в процессе трудовой деятельности формировались, развивались и закреплялись правила и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, человеком и обществом. Эти нормы, правила поведения, принципы морали, дошедшие из недр

предшествующих эпох, несут в себе духовно-нравственный потенциал. Для народа труд всегда был основой существования. Ведущее место трудовых традиций в жизни общества объясняется тем, что в труде раскрывается ум человека, развивается его физическая сила и укрепляется здоровье. Следует отметить, что трудом создается красота, в труде формируются эстетические вкусы, нравственные нормы, отношением к труду определяется ценность человека.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Если в древнем башкирском обществе была развита традиция взаимной помощи и родовой солидарности, которая выступала как жизненная потребность и необходимость, то в период образования раннеклассового общества принцип родовой взаимопомощи вбирает в свое содержание такие нравственные понятия, как равенство, справедливость, взаимопомощь. Трудолюбие ценилось в народе очень высоко. Умение, сноровка, старание считались у башкир, как и у других народов, лучшими качествами личности. О мастерстве умельцев, о трудовой сноровке и смекалке слагались песни, в сказках восхвалялись наряду с боевыми подвигами трудолюбие, упорство и выносливость. Людям старательным и трудолюбивым, к тому же добрым, скромным и терпеливым, по убеждению народа, сопутствует удача в жизни и, наоборот, ленивые терпят неудачу.

Трудовые традиции включали в себя своеобразные формы обучения труду. Особое место у народов Урало-Поволжья занимало индивидуальное обучение. Пока ребенок мал и воспитывался в семье, он получал первые уроки труда у членов семьи. Мальчика наставляли отец, старшие братья, девочку — бабушка, мать, сестра, снохи. Очень интересной является форма организации труда девочек и девушек — «посиделки». На посиделках постоянно внушалась мысль о важной роли труда в жизни человека, о его естественной необходимости для всех, подчеркивалась необходимость привития молодому поколению нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества.

У всех народов Урало-Поволжья существовала продуманная система трудовых традиций, накопленных в процессе своего исторического развития. Безделье исключалось самой окружающей средой, действительностью. В процессе приобщения к трудовым традициям человек открывал новые свойства окружающего мира, находил подтверждение или опровержение своих догадок и идей. Гармонию природы человек стремился внести в человеческие отношения и воспитывать таких людей, которые преодолевают неожиданные препятствия. Эта мечта человека широко отражена в устном народном творчестве.

Труд формировал такие нравственные качества народов Урало-Поволжья, как коллективизм, сила воли, гостеприимство, прямодушие, простота, доброта и др. Как уже отмечалось, географические, исторические и социально-экономические факторы определяли основные виды хозяйствования: земледелие, скотоводство, коневодство, ткачество, пчеловодство, вырабатывали коллективистские чувства.

Коллективный труд является важнейшим фактором формирования нравственных взаимоотношений. Такая форма общественной помощи известна многим народам и вырабатывались в ходе тысячелетней практики человеческого общения.

Возьмем, к примеру, обычай «взаимопомощи» народов Башкортостана. При выполнении особо трудоемких работ они вплоть до наших дней прибегают к древней традиции коллективной, безвозмездной помощи. Корни этого явления исторически уходят в область былого родового коллективизма. Строительство жилья, начиная от заготовки материалов (древесины, камня, глины) и до отделочных работ, а также трудоемкие работы часто выполняются в индивидуальных хозяйствах в основном коллективно силами сородичей и односельчан16.

Прополка полей под сельскохозяйственные культуры проводилась за сезон 2-3 раза и считалась одной из самых трудоемких работ в полеводстве, поэтому ее всегда старались проводить коллективно; таким же образом устраивались различные работы, связанные с уборкой и первичной обработкой урожая, обработкой шерсти, где преобладал дух соревнования и каждый старался проявить трудовую сноровку, выносливость, знания, умение трудиться.

Традиции взаимопомощи у всех народов Урало-Поволжья называются по-разному: например, у татар — гусиный праздник (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна), у чувашей — пир сапни (в расколачивании холста), ниме, миме (при возведении дома); у русских — помоги, толока.

До сих пор очень стойкими считаются традиции взаимопомощи у марийцев (ума, вума), когда родственники помогают друг другу во время сенокоса, жатвы, обмолота хлеба, при постройке дома. Удмурты ежегодно осенью устраивают традицию взаимопомощи при закготовке гусей.

Все традиции взаимопомощи начинаются в форме различных игр и поучительных бесед, затем показывался сам процесс труда, происходило посильное участие детей.

Одним из проявлений добродетели у народов Урало-Поволжья исстари считался дух соревновательности — стремление ко всему лучшему, что есть в обществе: быть лучшим в труде, храбрейшим в бою, оказаться первым там, где ждут помощи, последним, где идет раздача наград.

Как уже отмечалось, у башкир также устраивали безвозмездные трудовые помочи. Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк так описывает «помощь»: «Много народу пришло к богачу Бузыкаю, чтобы скосить его луг. По окончании работы хозяин организовал нечто вроде сабантуя — праздника со скачками, состязаниями бегунов и башкирской борьбой. Как видно, праздничная форма проведения “помощи” привлекает жителей к участию во взаимопомощи»17. Также широко была распространена детская взаимопомощь. Это было вызвано не только бытовой необходимостью, но и стремлением к воспитанию подрастающего поколения в духе традиций «помощи», воспитывающих у них чуткость и отзывчивость. Научить молодых людей делать добро путем упражнений в нравственных поступках было важной целью воспитания в них гуманности17. «Помощь» хотя и требует от каждого полной выкладки сил, воспринимается его участниками как праздник труда, потому что на это коллективное действие каждый идет с благородными побуждениями, между ними завязываются дружеские отношения, в итоге они получают радость и удовольствие от труда. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются — это и есть проявление нравственной традиции в действии, в жизни.

Осмысливая бесценное наследие великих философов, педагогов, глубоко вникая в суть философских воззрений народа, можно с полным основанием утверждать, что в народном представлении трудовое воспитание молодого поколения неразрывно связано с нравственными традициями. Народ веками мечтал видеть молодое поколение трудолюбивым, нравственно чистым, физически здоровым, интеллектуально развитым, вот почему произведения устного народного творчества содержат в себе многовековые традиционные представления и обобщают светлые идеалы народов Урало-Поволжья.

Изучение устного народного творчества дает основание говорить о его глубоком духовно-нравственном содержании. Оно способствует поступательному движению человеческого духа к Добру, Истине и Красоте, как целостные воспитательные системы устного народного творчества прививают подрастающему поколению такие качества, как любовь, доброта, трудолюбие и порядочность.

Именно нравственные традиции, на наш взгляд, воспитывают уважение к своим корням, уходящим не только в семейное прошлое, но и в судьбы и память народа. Основы нравственной личности закладываются еще в детстве, и в этом немаловажную роль играют нравственные традиции.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Птенец, что видит в гнезде, то видит и в полете; Чему в детстве научился, тем и хлеб будешь зарабатывать — гласят башкирские пословицы18. Трудовые традиции формируют нравственное отношение к труду, уважение к нему человека.

Вне трудовой деятельности нет и не может быть нравственного воспитания, одним из действенных и испытанных средств которого являются лучшие образцы трудовых традиций. Уважение к труду человека есть одновременно и уважение к трудовым свершениям всего народа в прошлом, на базе которого строится новое общество и традиции которого живут постепенно. В идеях трудового воспитания выделяется трудовая активность, добросовестность, старательность, целеустремленность, предлагается потребность и привычка трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда. Трудовое воспитание составляет глубокое, сокровенное содержание народной морали.

Примечания

1 Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 1. Пословицы, поговорки, приметы и загадки. Уфа : Китап, 1993. С. 23-41.

2 Там же. С. 41.

3 Там же. С. 23.

4 Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. Устинов : Удмуртия, 1981. С. 16, 24.

5 Мордовское устное народное творчество : учеб. пособие / Мордов. ун-т. Саранск, 1981. С. 90.

6 Татарские народные пословицы. Казань, 1959. Т. 1. С. 21.

I Чувашское устное народное творчество : в 6 т. Т. 2. Сказки. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1916. С. 111-312.

8 Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 1, 22.

9 См.: Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 1. Пословицы, поговорки, приметы и загадки. С. 30, 31.

10 Там же. С. 34.

II Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 1.

12 Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 1. Пословицы, поговорки, приметы и загадки. С. 32.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

13 Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 33.

14 Чувашское устное народное творчество : в 6 т. Т. 2. Сказки. С. 115.

15 Добролюбов, Н. А. Народные русские сказки / Н. А. Добролюбов // Добролюбов Н. А. Собр. соч. : в 3 т. М., 1950. Т. 1. С. 591.

16 Кутлугильдина, Ю. З. Традиции башкирской народной педагогики / Ю. З. Кутлугильдина. Стерлитамак, 1991. С. 31.

11 Башкирия в русской литературе : в 6 т. Уфа : Китап, 1993. Т. 3. С. 201-201.

18 Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 82.