Научная статья на тему 'Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья'

Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2272
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ФОЛЬКЛОР / ПОСЛОВИЦЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даминдарова Фания Валиевна

На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья»

Ф. В. Даминдарова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЙ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.

Ключевые слова: труд, народные традиции, фольклор, пословицы.

С ростом самосознания народов России, интереса к ее истории и культуре особое значение приобретает возрождение культурно-исторического наследия народов Урало-Поволжья, одним из компонентов которого являются народные традиции, содержащие многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.

Социально-философское исследование фольклорных материалов свидетельствует о том, что многие произведения устного народного творчества содержат в себе идеи о целях и задачах трудового воспитания молодого поколения. Представления о труде носят традиционный характер и в течение многих веков передаются из поколения в поколение. Представители старшего поколения, умудренные опытом жизни, давали молодежи советы, пожелания, которые впоследствии переросли в пословицы и поговорки. Мудрые народные изречения, притчи являлись своеобразной школой воспитания. Детям внушалось, что труд — источник человеческого существования. Трудолюбие считалось настолько важной чертой нравственности, что народ оценивал моральный облик человека по качеству и результатам его труда. Общественное мнение убеждало всех, что здоровый человек не должен сидеть без дела — Чем сидеть без дела, вдоль положи предмет, лежащий поперек1.

Следует отметить и то, что в пословицах и поговорках, как в сказках и рассказах о трудолюбии, центральное место уделено землепашцам или пастухам — людям труда; эти примеры призваны решать проблемы воспитания воспитанию подрастающего поколения, способствовать формированию трудолюбия как основы жизни, человеческого благополучия — Человека человеком делает труд и т. д.2

Труд, по народным представлениям, является первой нравственной заповедью. Нравственная сторона труда широко и всесторонне отражена во многих произведениях устного народного творчества. Без труда нет добра — гласит народная пословица. Объективная оценка трудовых заслуг человека — прежде всего общественное признание выполненного долга. По нравственным представлениям народов Урало-Поволжья, добро — только то, что опирается на труд, зло же достается без трудовых усилий. Изменяя и формируя вещи, предметы природы, человек меняет при этом и себя: развивает свой кругозор, духовный мир, отношением к труду определяется нравственность и гуманизм человека в обществе. Произведения устного народного творчества показывают, что трудолюбие и творческий труд формируют основные нравственные качества человека: коллективизм, дружбу и взаимопомощь, честность и правдивость, силу воли, терпение и выносливость, благородство. Нормы нравственности выражают естественное стремление людей к установлению подлинно человеческих взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, равенстве, справедливости, скромности, простоте и гуманизме.

В произведениях устного народного творчества труд рассматривается как основа жизни, источник всех созданных человеком жизненных благ. Отражение трудовых традиций закреплено афоризмами: Жизнь, прожитая в труде,— золотая жизнь; Счастье мужчины в труде; Нет труда — нет почета3; Дерево славится плодами, человек — делами; Любишь

мед — люби и пчел; Хорошо поработаешь — вкуснее поешь; Любишь за столом посидеть, люби и за плугом ходить4; Сколько труда вложишь, столько хлеба возьмешь; Хорошо потрудишься, хорошо поспишь5; Без труда не поешь, без еды не проживешь; Что посеешь, то и пожнешь6. В них заключены ведущие идеи народных трудовых традиций, которые пронизывают всё устное поэтическое творчество.

Труженик, создающий все материальные ценности, необходимые в жизни, не может не уважать труд. В народе издавна уважали умельцев. Это нашло отражение в пословицах, например: Не тот плотник, который щепки делает, а тот, который дом срубит1.

На протяжении многовековой истории социально-философское осмысление значения труда и трудовых традиций в нравственном формировании личности получило художественное воплощение в образах фольклорных героев Алпамыша, Кузыйкурпеса, Урала и др.

Следует отметить, что в эпических произведениях «Урал-батыр», «Акбузат», «Зухра и Алдар» трудовая деятельность героев обычно выступает в форме коллективного охот-ничества и скотоводства, причем подчеркивается, что охотничество — дело отважных и смелых.

В эпических сказаниях мы обнаруживаем и некоторые сведения об изготовлении орудий труда, обучении детей приемам обращения с ними. Орудия труда, как правило, вручаются батыру старейшиной рода, аксакалом от имени всего рода, общины. При этом произносится напутствие, звучащее как наказ всего рода. В произведениях «Али батыр», «Конь пустыни» и других отец передает сыну всё свое охотничье снаряжение — лук, стрелы, топор. При этом напоминает сыну о том, что эти орудия труда достались ему от дедушки. На наш взгляд, в основе передачи из поколения в поколение орудий труда заложен глубокий нравственный смысл: жизнь, которую ты создаешь собственными усилиями, радостнее, крепче и дороже всего того, что достается в готовом виде.

Крупные и трудоемкие работы, требующие объединения коллективных усилий, например, рубка леса, строительство жилья, расчистка нового участка земли, выполнялись всем родом. Коллективно осуществляются и другие виды работ — уборка урожая, стрижка овец, выделка войлока и т. д. Традиция взаимопомощи, приобщение молодежи к коллективным формам труда, основанного на принципе общности трудовых усилий, были исключительно важной задачей трудовых традиций, поэтому народы Урало-Поволжья поощряли коллективную охоту, формировавшую чувство поддержки и взаимопомощи.

Трудовые традиции способствовали воспитанию бескорыстия, духовной щедрости, отзывчивости, т. е. тех качеств, без которых не может быть подлинного коллективного труда.

Это нравственное начало нашло отражение в пословицах: Имущество — не богатство, единство — богатство; Когда вместе, и суп погуще; В единстве — жизнь; Где есть духовное единство, разнообразие одежды не замечается; Одна пчела меду не припасет; Одинокое дерево ветер легко валит8. Одной рукой узел не развяжешь — подчеркивают чуваши.

Благодаря труду человек духовно обогащается. Если в произведениях, отражающих более ранний период жизни башкирского народа («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Маянсылыу» и др.), батыры одерживали победу над сверхъестественными силами, то в произведениях позднего периода честный труженик одерживает победу над представителями праздного слоя общества.

Народ, связывая жизнь с трудом, видит в нем основу всех благ и счастья — К бездельнику уважения нет.

Пословицы благословляют труд и осуждают лень: У кого есть работа, у того есть и сила; Кто лежит без дела, у того напрягаются ребра; Старательный умирает один раз, лентяй — тысячи раз.

Пословицы осуждают ленивых, нерадивых, болтунов9. Ленивому бык падет -мясо, телега сломается — дрова; Ленивец — полчеловека, дельный десятерых стоит; Поленишься — без хлеба останешься10; Работающему достаточно одного слова, а ленивому надо сто слов11.

В пословицах утверждается, что труд способствует укреплению здоровья, одобряется совместный труд, умение поддержать друг друга12: На охоте проворным будь, товарищу опорой будь; Ленивого болезнь не отпустит; Дело мастера боится; Человек без ремесла — птица без крыла; Джигиту и семидесяти ремесел мало; Лентяю — всегда празд-

13

ник13.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что какова жизнь народа, таковы и герои его устного народного творчества. Эти мысли воплощены во многих произведениях сказочного эпоса, в частности, в сказках «Аминбек», «Каман и Саман» и т. д. В них богатство — это не материальные блага, а золотые руки человека, его ум, знания, мастерство.

Произведения фольклора утверждают: надо трудиться и тогда, хотя работающий не увидит сразу конкретных результатов своего труда, в общем итоге, иногда значительно позже, они принесет пользу. Эта мысль заключена в чувашской сказке «Садовод и его сыновья», где повествуется о том, как один старый садовник перед смертью завещал своим семерым сыновьям клад, который зарыл в саду, и они все вместе должны искать его. Дети подумали, что отец спрятал в саду клад с деньгами, и после его смерти перерыли весь сад. От этого земля стала мягкой, плодородной и дала большой урожай. Сыновья зажили в достатке и богатстве. Они нашли всё-таки завещанный клад отца — это совместная дружная работа14.

Для устного народного творчества народов Урало-Поволжья именно труд, способность и ум определяют нравственный облик человека. Ум и знания в народе понимались неотделимыми от трудовой деятельности: трудолюбивый человек умен, умный человек трудолюбив.

Доказательством к сказанному может служить татарская сказка «Отцовские заветы». Перед смертью, говорится в ней, отец позвал сыновей и дал им свои заветы. Старшему сыну, который был груб и нелюдим, он сказал: «Постарайся, сынок, построить всюду свои дома». Среднему, не любившему трудиться, старик велел есть только вкусную пищу. Младшему он завещал почаще жениться. Умер отец, а сыновья не знают, как выполнить оставленные отцом заветы. Они обратились к мудрецу, который растолковал смысл отцовских слов. «Построить всюду свои дома» — означает «заимей всюду друзей». «Есть только вкусную пищу» нужно понимать так «трудись, тогда всякая пища будет вкусной». А что касается женитьбы, то это означает «не сиди дома, будь подольше на работе и тогда при каждой встрече с женой тебе будет казаться, что женишься вновь».

Н. А. Добролюбов справедливо отмечает, что «в сказках за фантастикой и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные отношения, что по сказкам и преданиям можно судить и понять психологию и философию народа, сохранившего эти предания»15.

Труд создал человека и явился одним из решающих факторов объединения людей. Прежде всего в процессе трудовой деятельности формировались, развивались и закреплялись правила и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, человеком и обществом. Эти нормы, правила поведения, принципы морали, дошедшие из недр

предшествующих эпох, несут в себе духовно-нравственный потенциал. Для народа труд всегда был основой существования. Ведущее место трудовых традиций в жизни общества объясняется тем, что в труде раскрывается ум человека, развивается его физическая сила и укрепляется здоровье. Следует отметить, что трудом создается красота, в труде формируются эстетические вкусы, нравственные нормы, отношением к труду определяется ценность человека.

Если в древнем башкирском обществе была развита традиция взаимной помощи и родовой солидарности, которая выступала как жизненная потребность и необходимость, то в период образования раннеклассового общества принцип родовой взаимопомощи вбирает в свое содержание такие нравственные понятия, как равенство, справедливость, взаимопомощь. Трудолюбие ценилось в народе очень высоко. Умение, сноровка, старание считались у башкир, как и у других народов, лучшими качествами личности. О мастерстве умельцев, о трудовой сноровке и смекалке слагались песни, в сказках восхвалялись наряду с боевыми подвигами трудолюбие, упорство и выносливость. Людям старательным и трудолюбивым, к тому же добрым, скромным и терпеливым, по убеждению народа, сопутствует удача в жизни и, наоборот, ленивые терпят неудачу.

Трудовые традиции включали в себя своеобразные формы обучения труду. Особое место у народов Урало-Поволжья занимало индивидуальное обучение. Пока ребенок мал и воспитывался в семье, он получал первые уроки труда у членов семьи. Мальчика наставляли отец, старшие братья, девочку — бабушка, мать, сестра, снохи. Очень интересной является форма организации труда девочек и девушек — «посиделки». На посиделках постоянно внушалась мысль о важной роли труда в жизни человека, о его естественной необходимости для всех, подчеркивалась необходимость привития молодому поколению нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества.

У всех народов Урало-Поволжья существовала продуманная система трудовых традиций, накопленных в процессе своего исторического развития. Безделье исключалось самой окружающей средой, действительностью. В процессе приобщения к трудовым традициям человек открывал новые свойства окружающего мира, находил подтверждение или опровержение своих догадок и идей. Гармонию природы человек стремился внести в человеческие отношения и воспитывать таких людей, которые преодолевают неожиданные препятствия. Эта мечта человека широко отражена в устном народном творчестве.

Труд формировал такие нравственные качества народов Урало-Поволжья, как коллективизм, сила воли, гостеприимство, прямодушие, простота, доброта и др. Как уже отмечалось, географические, исторические и социально-экономические факторы определяли основные виды хозяйствования: земледелие, скотоводство, коневодство, ткачество, пчеловодство, вырабатывали коллективистские чувства.

Коллективный труд является важнейшим фактором формирования нравственных взаимоотношений. Такая форма общественной помощи известна многим народам и вырабатывались в ходе тысячелетней практики человеческого общения.

Возьмем, к примеру, обычай «взаимопомощи» народов Башкортостана. При выполнении особо трудоемких работ они вплоть до наших дней прибегают к древней традиции коллективной, безвозмездной помощи. Корни этого явления исторически уходят в область былого родового коллективизма. Строительство жилья, начиная от заготовки материалов (древесины, камня, глины) и до отделочных работ, а также трудоемкие работы часто выполняются в индивидуальных хозяйствах в основном коллективно силами сородичей и односельчан16.

Прополка полей под сельскохозяйственные культуры проводилась за сезон 2-3 раза и считалась одной из самых трудоемких работ в полеводстве, поэтому ее всегда старались проводить коллективно; таким же образом устраивались различные работы, связанные с уборкой и первичной обработкой урожая, обработкой шерсти, где преобладал дух соревнования и каждый старался проявить трудовую сноровку, выносливость, знания, умение трудиться.

Традиции взаимопомощи у всех народов Урало-Поволжья называются по-разному: например, у татар — гусиный праздник (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна), у чувашей — пир сапни (в расколачивании холста), ниме, миме (при возведении дома); у русских — помоги, толока.

До сих пор очень стойкими считаются традиции взаимопомощи у марийцев (ума, вума), когда родственники помогают друг другу во время сенокоса, жатвы, обмолота хлеба, при постройке дома. Удмурты ежегодно осенью устраивают традицию взаимопомощи при закготовке гусей.

Все традиции взаимопомощи начинаются в форме различных игр и поучительных бесед, затем показывался сам процесс труда, происходило посильное участие детей.

Одним из проявлений добродетели у народов Урало-Поволжья исстари считался дух соревновательности — стремление ко всему лучшему, что есть в обществе: быть лучшим в труде, храбрейшим в бою, оказаться первым там, где ждут помощи, последним, где идет раздача наград.

Как уже отмечалось, у башкир также устраивали безвозмездные трудовые помочи. Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк так описывает «помощь»: «Много народу пришло к богачу Бузыкаю, чтобы скосить его луг. По окончании работы хозяин организовал нечто вроде сабантуя — праздника со скачками, состязаниями бегунов и башкирской борьбой. Как видно, праздничная форма проведения “помощи” привлекает жителей к участию во взаимопомощи»17. Также широко была распространена детская взаимопомощь. Это было вызвано не только бытовой необходимостью, но и стремлением к воспитанию подрастающего поколения в духе традиций «помощи», воспитывающих у них чуткость и отзывчивость. Научить молодых людей делать добро путем упражнений в нравственных поступках было важной целью воспитания в них гуманности17. «Помощь» хотя и требует от каждого полной выкладки сил, воспринимается его участниками как праздник труда, потому что на это коллективное действие каждый идет с благородными побуждениями, между ними завязываются дружеские отношения, в итоге они получают радость и удовольствие от труда. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются — это и есть проявление нравственной традиции в действии, в жизни.

Осмысливая бесценное наследие великих философов, педагогов, глубоко вникая в суть философских воззрений народа, можно с полным основанием утверждать, что в народном представлении трудовое воспитание молодого поколения неразрывно связано с нравственными традициями. Народ веками мечтал видеть молодое поколение трудолюбивым, нравственно чистым, физически здоровым, интеллектуально развитым, вот почему произведения устного народного творчества содержат в себе многовековые традиционные представления и обобщают светлые идеалы народов Урало-Поволжья.

Изучение устного народного творчества дает основание говорить о его глубоком духовно-нравственном содержании. Оно способствует поступательному движению человеческого духа к Добру, Истине и Красоте, как целостные воспитательные системы устного народного творчества прививают подрастающему поколению такие качества, как любовь, доброта, трудолюбие и порядочность.

Именно нравственные традиции, на наш взгляд, воспитывают уважение к своим корням, уходящим не только в семейное прошлое, но и в судьбы и память народа. Основы нравственной личности закладываются еще в детстве, и в этом немаловажную роль играют нравственные традиции.

Птенец, что видит в гнезде, то видит и в полете; Чему в детстве научился, тем и хлеб будешь зарабатывать — гласят башкирские пословицы18. Трудовые традиции формируют нравственное отношение к труду, уважение к нему человека.

Вне трудовой деятельности нет и не может быть нравственного воспитания, одним из действенных и испытанных средств которого являются лучшие образцы трудовых традиций. Уважение к труду человека есть одновременно и уважение к трудовым свершениям всего народа в прошлом, на базе которого строится новое общество и традиции которого живут постепенно. В идеях трудового воспитания выделяется трудовая активность, добросовестность, старательность, целеустремленность, предлагается потребность и привычка трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда. Трудовое воспитание составляет глубокое, сокровенное содержание народной морали.

Примечания

1 Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 1. Пословицы, поговорки, приметы и загадки. Уфа : Китап, 1993. С. 23-41.

2 Там же. С. 41.

3 Там же. С. 23.

4 Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. Устинов : Удмуртия, 1981. С. 16, 24.

5 Мордовское устное народное творчество : учеб. пособие / Мордов. ун-т. Саранск, 1981. С. 90.

6 Татарские народные пословицы. Казань, 1959. Т. 1. С. 21.

I Чувашское устное народное творчество : в 6 т. Т. 2. Сказки. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1916. С. 111-312.

8 Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 1, 22.

9 См.: Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 1. Пословицы, поговорки, приметы и загадки. С. 30, 31.

10 Там же. С. 34.

II Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 1.

12 Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 1. Пословицы, поговорки, приметы и загадки. С. 32.

13 Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 33.

14 Чувашское устное народное творчество : в 6 т. Т. 2. Сказки. С. 115.

15 Добролюбов, Н. А. Народные русские сказки / Н. А. Добролюбов // Добролюбов Н. А. Собр. соч. : в 3 т. М., 1950. Т. 1. С. 591.

16 Кутлугильдина, Ю. З. Традиции башкирской народной педагогики / Ю. З. Кутлугильдина. Стерлитамак, 1991. С. 31.

11 Башкирия в русской литературе : в 6 т. Уфа : Китап, 1993. Т. 3. С. 201-201.

18 Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.