Научная статья на тему 'Традиции дружбы в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья'

Традиции дружбы в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
777
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции дружбы в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья»

Ядкяр. 2008. № 2

Ф.В. Даминдарова

ТРАДИЦИИ ДРУЖБЫ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

В устном народном творчестве народов Урало-Поволжья высоко ценятся и прославляются такие моральные ценности, как дружба, единство и сплоченность людей, которые являются весьма важным фактором в нравственном формировании личности.

Дружба — это одно из наиболее нравственных качеств и чувств человека, которое предполагает личную симпатию и привязанность человека друг к другу. Наиболее важным условием этой формы человеческих отношений являются общность интересов, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь. В фольклорных произведениях прослеживается идея, что преданность друга ценится выше всякого богатства. Неслучайно гласит народная пословица «Лучше иметь сто друзей, чем сто рублей», которая характерна всем народам Урало-Поволжья.

Человек не может жить один, он вступает в определенные взаимоотношения с другими людьми. Значение дружбы, ее положительное влияние на нравственный облик человека отмечается в ряде пословиц и поговорок. Башкирские: «Дерево крепко корнями, человек — друзьями», «Дерево на дерево опирается, а человек — на человека» [I, 114]; татарские: «Всякий по себе друзей выбирает» [2, 40]; удмуртские: «Любимый друг дороже денег», «Хорошего друга найти — что богатство приобрести» [3, 98]; марийские: «Марийцы и удмурты — деревья одного корня», «Друг дороже денег» [4, 154\; мордовские: «Каков твой друг, таков и ты», «С хорошим другом никогда не пропадешь» [5, 87, 88]; чувашские: «Близкий друг лучше иного родича», «Человек без друзей, что дерево без корней», «В труде рождается дружба» [6, 105].

Истинная дружба основана на искреннем уважении и невозможна без высокой нравственности. Друг нужен каждому: только он предостерегает, предупреждает о надвигающейся опасности, поможет в беде. «Добрый друг посоветует, плохой втихомолку посмеется» (удмуртская) [3, 106]. В устном народном творчестве основная мысль о том, что в основном настоящая дружба развивается при совместной деятельности. «Не ищи друга на игрище, ищи на работе» (удмуртская). Но во всех случаях настоящая дружба предполагает общность интересов людей. Основная идея фольклорных произведений — преданность другу, готовность пожертвовать собой ради дружбы. «Друг не в веселье, а в беде познается (татарская)» [7, 41], «Конь познается при подъеме в гору, друг в беде» (удмуртская) [7, 101].

Народная мудрость учит осторожности в выборе друзей, советует быть почтительными, добрыми, верными по отношению к друзьям, уважать старших и быть снисходительными к младшим.

Даминдарова Фания Валеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Академии Госслужбы при Президенте РБ

© Даминдарова Ф.В., 2008

Таким образом, дружба в произведениях устного народного творчества перерастает в высокое чувство подлинного человеколюбия.

Идеи дружбы, взаимопомощи проявляются во многих бытовых сказках. Например, в чувашской сказке рассказывается о том, как в старину жили два брата, старший брат был богат, а младший — не очень. Старший брат никогда не приглашал младшего в гости, а пировал только с такими же, как сам, богатыми. Однажды он решил проверить, кто же из его друзей ближе всех к нему. Велел жене приготовить бочку медового пива и спрятать ее в подпол. В один из праздничных дней, в полночь, приходит к одному из своих друзей и говорит, что кто-то к нему в подпол бросил мертвого человека, необходимо срочно вынуть его оттуда и похоронить. Богатый друг отвечает, что это дело очень страшное и он отказывается к нему идти. Отказались от приглашения и два других его друга. Наконец, приходит он к младшему своему брату рассказывает о цели своего столь позднего визита. Тот сразу же согласился помочь в беде старшему брату.

К их приходу жена богача приготовила застолье. Старший брат подает младшему заранее приготовленные вожжи и просит разыскать и поднять мертвого. Тот долго ищет мертвого в подполе, но ничего, кроме бочки пива, не находит. Об этом он сообщил своему старшему брату. Старший брат говорит, что эта бочка есть мертвый человек. Затем он сообщает о своей задуманной затее младшему брату. Тут они подняли бочку пива и стали угощаться. С тех пор богатый не стал звать в гости тех друзей, которые отказывались ему помочь в беде» [8, 102—104].

Главное условие настоящей дружбы — честность, порядочность. В народе говорят, что радость, разделенная с другом — двойная радость, разделенная печаль — половина печали. «Порядочности учись, глядя на проделки непорядочного»; «Порядочность — в прямоте, красота — в воспитанности», «Порядочный человек — почтенный человек» (башкирская) [1, 152\. Искренняя дружба невозможна без глубокого уважения к человеку, веры в него. Иногда человек не замечает своих недостатков или не видит необходимости в исправлении их. Друг должен указать первым на них, помочь исправить их. Если же он этого не делает, значит он не верит в то, что друг может стать лучше.

Устное народное творчество народов Урало-Поволжья подчеркивает, что, уважая достоинство друга, надо предъявлять к нему и высокие требования. Башкирская пословица «Совестливому бессовестный не товарищ» говорит о том, что дружба и товарищество требуют чистоты души и честности своего друга.

Через взаимоотношения героев фольклорных произведений раскрывается содержание дружбы и товарищества. Они чутки и вежливы, строго относятся к своим обязанностям, каждый старается что-то делать для своего друга. Иногда чувство товарищества было развито так сильно, что проявлялось искренней любовью от всего сердца, что как бы превращало в родство по крови.

В народе знали о дружбе по своему жизненному опыту. С раннего детства у ребенка проявляются чувство симпатии к тому или иному родственнику. Постепенно возникает привязанность, которая перерастает в дружбу. В дальнейшем ребенок осознает, что его жизнь дружбой крепка, и народ стремится закрепить это в сознании молодых людей.

Необходимо уметь выбирать друзей. Поэтому молодежи даются советы: «С хорошим сойдешься — достигнешь цели, с плохим сойдешься — окажешься в неловком положении (башкирская)»; «Подружишься с умным — будешь умным, подружишься с дураком — станешь дураком, подружишься с вором — станешь вором», «Надежный друг — опора жизни», «Хорошего человека по товарищу видно» (чу-вашск.) [6, 53], «У кого много друзей, у того много сил» (башк.) [1, 118". Народ также советует молодежи дорожить дружбой.

Традиции дружбы в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья_17

Народная мудрость раскрывает сущность дружбы, как отношения личной близости, затрагивающей самые сокровенные чувства и индивидуальные черты, признание достоинств человека. Дружеские отношения предполагают взаимную требовательность, терпимость в преодолении недостатков друга, что, впрочем, не исключает принципиальности, откровенной взаимной критики недостатков.

В народе ценится взыскательная дружба, которая не знает сделок с совестью. Такая дружба призвана вдохновлять людей на преодоление трудностей, творческую инициативу. Если это настоящий и верный друг, то «Что есть — вместе, чего нет — пополам» (чувашск.) [6, 98].

Но у башкир есть и такая пословица «Дружба дружбой, а денежкам счет» (башк.). Вопросы товарищества и дружбы в народном морально-этическом представлении имеют самые разнообразные оттенки. Здесь принципы выбора друга, отношения к старым и новым друзьям, вопросы верности в дружбе, оценка истинных и мнимых друзей и т. д.

В устном народном творчестве народов Урало-Поволжья отразилось наблюдение народа о влиянии людей друг на друга, стремлении каждого создать друга «по своему образу и подобию». Общность интересов и убеждений создает условия, когда можно судить о человеке, глядя на его друга. Исходя от таких представлений, народ делает верный вывод: «Джигита по его другу узнай» (татарская), «Если хочешь узнать человека — посмотри на его друга» (чувашская). Татары считают, что на основе единства взглядов возникает неразлучная дружба: «Подружилось двое хороших — волос между ними не пройдет, подружилось двое дурных — каждый день ссоры и брань».

Взаимная симпатия как признак верной дружбы, так же находит свое выражение в народной мудрости. Постоянное общение раскрывает чувство дружбы. Готовность оказать другу помощь, разделить неудачу — сердцевина многочисленных народных афоризмов. Идеи взаимопонимания — в центре внимания народа. Татары прямо заявляют: «Ради друга готов в огонь броситься!», «С истинным другом даже славу дели пополам» (говорят удмурты).

Так, в башкирской сказке «Акьял-батыр» рассказывается о белогривом богатыре, который побеждает в состязаниях царей и по договору получает их владения. Он раздает свои богатства бедным людям, сам оставаясь в одном старом платье. Но в конце его ждет удар. Его предают друзья, которые позарились на золото и драгоценные камни. Вот как это описывается в сказке: «...Акьял-батыр много золота и драгоценных камней и велел своим друзьям тащить наверх. Они потащили, а как увидели, сколько добра, глаза у них загорелись, сердца почернели от зависти, руки затряслись.

— Зачем делить на троих то, что можно разделить на двоих, — сказал Урман-батыр.

— А то и правда, — сказал Тау-батыр.

Они обрезали веревку, на которой Акьял-батыр поднялся почти до самого верха, и он камнем полетел прямо вниз.».

Но благородство всегда побеждает зло. Так и Акьял-батыр, освобождает птенцов сказочной птицы Самрау-кош от аждахи (змея), получает возможность выбраться на землю. Здесь он встречает своих изменников- товарищей и наказывает. «.я вас казнить не собираюсь, вы уже сами себя наказали. Люди узнают теперь, какие же вы жадные и завистливые. А богатство, какое вы взяли и отняли у меня, я раздал бедным. Отдали они все Акьял-батыру и сказали:

— Мы не останемся в долгу перед людьми, Тау-батыр будет добывать и отдавать людям все богатство гор. Урман-батыр не пожалеет своих сил и будет растить леса, разводить сады.

Тогда Акьял-батыр отпустил их, а сам отправился в родные края делать добро людям».

Так, в башкирской сказке «Акьял-батыр» рассказывается, как благородный батыр побеждает зло, наказывает предательство. И во всех сказках доброта, милосер-

дие, бескорыстие одерживают верх над злом, завистью. Старый друг — вот еще один признак проверенной годами искренней дружбы. Об этом с любовью говорится во многих пословицах народов Урало-Поволжья: «Лучший друг — старый, лучший халат — новый». «Старого друга не бросай, новый друг не заменит», «Приобретай нового друга, да не забывай старого — старого друга и старую дорогу легко теряют». Здесь народ исходит из диалектики жизни — старое никогда не стареет, стареет лишь новое. Верного старого друга народ советует высоко ценить: «Старого друга цени больше брата». Народ задает вопрос и отвечает: «Кто лучше — брат или друг? — Брат, если он к тому и друг». Когда рядом верный друг, тогда и труд интересен и уверенности больше, поэтому в народе говорят: «Если друг действительно хороший, то не нужны никакие очки», ибо и так все светло и видно, сама светлая дружба освещает путь к счастью. Не ищи друга без недостатков — такая жизненно мудрая заповедь бытует у многих народов: «Кто ищет друзей без недостатков, остается без друзей». Лучший друг тот, кто смело говорит в глаза о недостатках друга, а сам терпеливо готов выслушать порицания в свой адрес: «Сладкая ложь недруга смешит, горькая правда друга слезу прошибает», «Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять их».

Соблюдай такт в дружбе — это тоже одно из важных требований народа в дружеских отношениях. В народном представлении это выражается, прежде всего, в проявлении внимательности, уважительности. Мы считаем, что «Признак хорошей дружбы — постоянное общение». Именно поэтому советуем: «Если у тебя есть друг, навещай его, чтобы тропинка к его дому не заросла травой». Народ советует всегда быть внимательным к другу, не давать ему повода обижаться: «Другу, с которым ты не сможешь расстаться, не говори обидных слов, которых он не сможет забыть». Существует нравственное изречение: «Дружеские отношения подобны меду». Но и в дружбе надо знать меру, и поэтому народ советует: «Если твой друг станет медом, не слизывай его весь». Дружба — это человеческая потребность и социальная ценность. В народе говорят: «Жизнь без друга, что еда без соли», «Мудрому человеку нужен друг и сильному человеку нужна поддержка», «Самая чужая страна та, где нет друзей», «Друг дороже денег», «Друга на деньги не купишь».

Народы Урало-Поволжья прославляют всепобеждающую силу дружбы. В народе есть пословица: «Чем больше друзей, тем лучше; доброму человеку и тысячи друзей мало». В оценке великого слово «дружба» народы поднимаются до уровня философского обобщения. Выражая общее мнение народов, афоризм провозглашает: «Дружба народов — их богатство».

Таковы нравственные уроки народа, его идеи о дружбе, о ее достоинствах, недостатках, всепобеждающей силе и духовно-нравственном значении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирское народное творчество. Т. 7: Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. Уфа: Китап, 1993.

2. Исанбет Н. Татарские народные пословицы. Т. 1. Казань, 1999.

3. Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки / Сост. Т.Г. Перевозчи-кова. Устинов: Удмуртия, 1987.

4. Этнография марийского народа: Учебное пособие / Сост. Г.А. Сенеев. Йошкар-Ола: Мар. книж. изд., 2001.

5. Мордовское устное народное творчество: Учебное пособие / Морд. ун-т. Саранск, 1987.

6. Михайлов А.П. Сборник чувашско-русских пословиц, поговорок и крылатых выражений. Шупашкар: Новое время, 2006.

7. Ярмухаметов Х.Х. Поэтическое творчество татарского народа. Алма-Ата, 1969.

8. Чувашское устное народное творчество. В 6-ти т. Сказки. Т. 2. Чебоксары, 1976. С. 102—104.

9. Сказки народов СССР. М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.